Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля Степанов Виктор Эдуардович

Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля
<
Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Степанов Виктор Эдуардович. Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 : Екатеринбург, 2004 176 c. РГБ ОД, 61:05-9/250

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Интеллектуальная биография 3. Фрейда как ключ к пониманию его философского учения 12

1. Философия и наука в жизни 3. Фрейда 12

. 2. Истоки философских идей 3. Фрейда 35

Глава 2. Общая направленность философского учения 3. Фрейда 58

1. Научное оформление основной идеи психоаналитической философии 58

2. Парадокс фрейдизма и его разрешение в философской «спекуляции» 81

Глава 3. Основное содержание психоаналитического учения 106

1. Болезнь и возможность её лечения в контексте психоаналитической теории познания 106

2. Этапы постижения истины 132

Заключение 159

Список литературы 1

Введение к работе

Актуальностьисследования.

За последние пятнадцать лет престиж философского знания в России упал до минимальных отметок. Лишь небольшая часть российской интеллигенции сохраняет уважительное отношение к отвлеченному философствованию. В сознании же большинства россиян философия ассоциируется с обязательным для усвоения «государственным мировоззрением». Поэтому под тем предлогом, что в демократической стране не может быть общеобязательной государственной идеологии, выдвигаются требования свести влияние философии на умы россиян к минимуму.

Другой аргумент в пользу «освобождения» от философии, тесно
связанный с первым, состоит в том, что современная Россия не нуждается в
абстрактном, сугубо спекулятивном знании, которое не имеет самой
непосредственной связи с опытом и с практикой. Абстракция должна быть
заменена конкретикой, созерцательное философствование

экспериментальным научным исследованием, заканчивающимся

практическими рекомендациями. При этом правда, признается, что человеку жизненно необходимо мировоззрение, позволяющее иметь общее представление о мире и о своих возможностях в нем. Но тут же заявляется, что есть только один путь, ведущий к мировоззренческим обобщениям - через объединение результатов частных наук, которые мыслятся скроенными по позитивистскому образцу.

Преодолеть подобные представления, которые могут привести только к мировоззренческой эклектике, можно не только путем разработки философско-мировоззренческих концепций, соответствующих современным российским реалиям. Не менее эффективным может стать и иной путь - прояснение тех философских оснований, на которых строятся теоретические концепции в так называемых «специальных» науках. Эта задача стоит перед историками философии, которые не должны ограничиваться только исследованием учений, развитых «философами по профессии», то есть на философских кафедрах университетов. Историко-философскому анализу подлежат и те философские концепции, которые развивались представителями специальных дисциплин -даже теми, которые декларировали свою полную свободу от влияния метафизики. Изучая жизнь и творчество великих учёных, мы можем доказать, что философия для них не была чем-то несущественным, что, напротив, они уделяли абстракции не меньшее, а подчас даже и большее внимание, нежели конкретному научному исследованию.

Психоанализ, который подвергался на протяжении последнего полувека существования СССР замалчиванию и тенденциозной критике, переживает в сегодняшней России бурный расцвет. Поддержку его развитию выразил первый президент России Б.Н. Ельцин. Большими тиражами в российских издательствах выходят произведения основателя психоаналитического учения З.Фрейда и его последователей. Эт< я<м^йимгаад)^|совдьность настоящей

работы, посвященной выявлению философских истоков и оснований фрейдизма.

Степень разработанности проблемы.

Среди исследований, посвященных творчеству 3. Фрейда, можно выделить несколько основных направлений, в той или иной мере освещающих отношение родоначальника психоаналитического учения к философии:

1. Наиболее распространённой является точка зрения, согласно которой
психоанализ является исключительно научной теорией, возникшей вследствие
изучения конкретных опытных данных на стыке нескольких естественных наук.
Такого мнения из числа известных мне западных исследователей
придерживаются Р. Осборн, Дж. Браун, В. Холличер, Г. Кнапп, Ю. фон Шайдт,

A. Холдер, В. Шмидбауэр, П. Херлин, Н. Шайнесс, Б. Ницшке, П. Херлин, Г.
Штоцка, Л. Беккер, П. Цизе, Р. Адам, Г. Яппе, X. Хензелер. Ж.-М. Алби, Ф.
Паше, Р. Хайнц, Д. Айке, П. Орбан, У. Груммес, Дж. Сандлер, К. Дэйр, П.
Хайманн, Г. Штольце, А. Грин, П. Куттер, Г. Полмайер, Г. Хржановски, Чарльз

B. Сокаридес. Из отечественных исследователей здесь стоит выделить М.С.
Аствацатурова, М.В. Вульфа, Н.Е. Осипова, А.И. Гейгманович, В.Н.
Лихницкого, СА. Суханова, Я.Д. Ермакова, М.С. Лебединского. Слово
философия по отношению к психоанализу этими авторами вообще не
употребляется.

2. Другие исследователи, оставаясь на позициях строгой научности,
другими словами, непререкаемого сциентизма психоанализа, тем не менее»
упоминают о том, что на поздних этапах развития теории, Фрейд поднялся на
уровень спекулятивных обобщений, которым можно было бы дать название
философских, или же метафизических. Но эти обобщения, по их мнению, не
выстраиваются в единую, последовательную систему, а существуют лишь в
виде разрозненных замечаний общемировоззренческого плана, высказанных по
тому или иному поводу. С этих позиций психоаналитическое учение
рассматривают, например, Ф. Виттельс, П. Феррис, Ч. Райкрофт, A.M.
Руткевич, Ф.В. Басейн, М.Г. Ярошевский, МА. Попова, Т.А. Кузьмина, СА.
Токарев.

3. В противовес первым двум направлениям в исследовании творчества
З.Фрейда представители третьего исходят из той предпосылки, что любая
научная теория невозможна без изначально подведённого под неё
философского базиса. Руководствуясь подобными рассуждениями, они
выявляют основополагающую философскую идею, на которую опирается
психоанализ. Однако здесь также сохраняется доминанта научности, и
проблема заключается уже не в том, является или не является философом 3.
Фрейд - философом он является уже потому, что при подобном рассмотрении
наука оказывается неразрывно связанной с философией,- а в том правильный
или же неправильный мировоззренческий базис он подводит под свои научные
теории. Целью авторов подобных исследований зачастую является не
б е с п р и к опивание-«сизсоайалитической о ф и и , а полемика с
положениями пс^Я6йІЙЬй$а ведущаяся с мировоззренческих позиций

противоположных тем, которые предполагаются учением 3. Фрейда. В силу чего в большинстве случаев психоаналитическая философия опять же обвиняется либо в неполноте, либо же в непоследовательности. Среди представителей этого направления можно назвать имена Г. Уэллса, М.А. Рейснера, В.Н. Волошинова, М.Л. Ширвиндта, С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Р. ЛУрии, А.Б. Залкинда, К.И. Соболя.

4. Следующее направление представлено гораздо меньшим количеством
работ по сравнению с теми, что приведены выше, но в то же время и значение
его для настоящего диссертационного исследования несоизмеримо важнее. К
этому направлению я причисляю исследования тех авторов, которые
изначально рассматривают психоанализ вне его декларируемой сциентистской
определённости (В. Краус, А.И. Белкин, М.К. Мамардашвили). Эти авторы не
отрицают научности психоаналитического учения, но в то же время они ясно
дают понять, что психоанализ ценен и вне поля приложения научных теорий.
Из их работ можно заключить, что фрейдизм скорее стоит рассматривать как
целостную мировоззренческую систему, нежели просто как одну из
сциентистских концепций, взятую ли саму по себе или же подтверждающую ту
или иную сложившуюся в общественном сознании философскую идею.
Другими словами, психоанализ здесь не рассматривается ни как чистая наука,
ни как наука на службе у философии, он сам становиться философией.
Единственный минус данных исследований заключается в том, что они
касаются лишь частных моментов приложения фрейдистского мировоззрения и
не дают полной его картины.

5. Ещё одно направление в исследовании творчества 3. Фрейда
полностью отвечает нашим требованиям десциентизации психоаналитического
учения. Авторы, работающие в этом направлении - например, Р. Дадун и В.М.
Лейбин - не просто рассматривают фрейдизм в качестве ставшей философско-
мировоззренческой концепции, но и делают попытки по возможности более
полного описания всех элементов этого учения. Они производят
реконструкцию проблемного поля психоаналитической философии, вписывая,
таким образом, её в историко-философский процесс, как одну из неотъемлемых
его частей. Другое дело, что количество подобных работ ещё слишком мало,
чтобы выражаемое в них мнение могло быть услышано всеми без исключения,
потеснив, тем самым, господствующее на данный момент времени, навязанное
исследованиями сциентистского толка представление об учёном 3. Фрейде, не
имеющем никакого отношения к философии.

Такое положение дел и привело автора диссертации к попытке в рамках настоящей работы изложить свою, основанную на изучении собранного материала, точку зрения относительно психоаналитического учения, чтобы лишний раз подчеркнуть обьгано ускользающее от внимания философское содержание фрейдизма.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является психоаналитическоеЛучение 3. Фрейда - фрейдизм. Предмет исследования - проблемное поле философской составляющей этого учения.

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования являлось выявление философских истоков и оснований фрейдизма, определение его места в историко-философском процессе и реконструкция поля философских проблем, выраженных неадекватным псевдосциентистским языком.

Для достижения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Рассмотреть учение 3. Фрейда в его биографическом и культурно-историческом контексте; проанализировать его в свете австрийской философской традиции.

  2. Дать историко-философскую дефиницию фрейдизму, определить его место среди течений и направлений философской мысли.

3. Реконструировать круг философских проблем, которые ставятся и
решаются 3. Фрейдом на псевдосциентистском (антиметафизическом) языке.

Методологическая основа диссертационного исследования.

Методологическую основу исследования составляют метод историко-философского анализа, метод сравнительного анализа (компаративный метод) и метод философско-лингвистического анализа.

Метод историко-философского анализа используется в том случае, когда философия фрейдизма, взятая в её культурно-историческом контексте, исследуется на предмет выявления соответствия или же несоответствия её идей с идеями, высказываемыми в рамках традиционных для философии, сложившихся в ходе её исторического развития направлений философской мысли.

Метод сравнительного анализа (компаративный метод) применяется при сопоставлении философских воззрений 3.'Фрейда с воззрениями других родственных ему по духу философов.

Метод философско-лингвистического анализа предполагает за собой дешифровку псевдосциентистских психоаналитических понятий, скрывающих в себе подлинно философское содержание, и выражение их смысла адекватным для философии языком.

Новизна диссертационного исследования.

Новизну диссертации можно расписать по следующим пунктам: 1. Впервые проводится анализ психоаналитического учения 3. Фрейда в контексте его культурно-исторической определённости. Указывается на родство идей философии 3. Фрейда с идеями тех учений, которые ранее не использовались для описания генеалогии фрейдизма (философские концепции Э. Маха, Ф. Брентано и Г.-В. Лейбница). На основании результатов анализа

выдвигается гипотеза, что психоаналитическое учение вполне укладывается в рамки свойственной для австрийской философской традиции манеры философствования «из тела конкретных наук». Через последовательное рассмотрение череды научных теорий, которых придерживался 3. Фрейд, автором диссертации показывается философская мысль основателя психоанализа в поиске наиболее приемлемого для неё сциентистского средства выражения.

2. Более полно, нежели в предшествовавших исследованиях,
рассматривается генезис понятия «Оно», употребляемого в
психоаналитической философии для обозначения изначальной основы
существования, укоренённой глубоко внутри любого объекта реальности - той
иррациональной силы, которая руководит всеми проявлениями жизни.
Акцентируется внимание на затруднениях в понимании основной идеи
фрейдизма, связанных с тем, что иррационалистическая мысль 3. Фрейда
облекается в свойственные рационалистическому способу восприятия мира
научные формы. Для описания этой проблемы в будущих исследованиях,
посвященных философии 3. Фрейда, автором предлагается использовать
терминологическое определение «парадокс фрейдизма».

3. Выявляется смысл, вкладываемый 3. Фрейдом в понятия «болезнь» и
«лечение» или же «терапия». Эти понятия в психоаналитическом, расширенном
их понимании оказываются несводимы к тому определению, которое даётся им
сциентистской медицинской традицией. Высказывается мнение, что наиболее
полно внутреннее содержание этих понятий раскрывается при их помещении в
гносеологический контекст, где «болезнь» приобретает характеристики
причастности человека к жизни в её иллюзорных и ложных проявлениях,
«лечение» же определяется как постижение человеком истины о
существовании. С этих позиций автором диссертации поэтапно
рассматривается путь постижения истины или же устранения болезни,
предлагаемый психоаналитической философией.

Положения, выносимые на защиту.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сложившаяся в культурно-историческом контексте австрийской
философской мысли философская концепция 3. Фрейда является неотъемлемой
её частью, а, следовательно, должна рассматриваться как полноправное звено
всего историко-философского процесса.

2. Идеи, высказываемые в рамках психоаналитического учения, не
возникли в результате заключений из произведенных 3. Фрейдом эмпирических
наблюдений, как то принято считать. Напротив, научный поиск основателя
психоанализа руководствовался философскими идеями, которые в процессе
ознакомления с существовавшими на то время философскими концепциями
были им усвоены, а впоследствии переработаны его собственным творческим
гением.

3. Историю научного оформления психоаналитической концепции стоит
скорее рассматривать не как последовательное развитие, связанное с

постепенным накоплением знаний, извлекаемых из опыта, а как поиск наиболее адекватного средства выражения скрывающегося за научным облачением философского содержания.

4. Фрейдизм в свете анализа его идеологического стержня оказывается
течением сугубо иррационалистического толка. В связи с этим все попытки
охарактеризовать его в терминах рационалистического мировидения должны
оцениваться как необоснованные.

5. Основным содержанием философии фрейдизма является
разрабатываемая в её рамках гносеологическая концепция. Возможность
устранения иллюзий и постижения человеком истины о существовании -
«излечения болезни» в терминологии психоаналитического учения - а также
путь этого постижения, взятые в совокупности, составляют проблемное поле
философии 3. Фрейда.

6. Постижение истины, в его фрейдистской трактовке, предполагает
последовательное прохождение сознанием, движимым волей «Оно», четырёх
этапов: подготовительного этапа, этапа преодоления сопротивлений объектов
реальности, этапа соприкосновения с содержимым бессознательного и этапа
рассмотрения жизни с позиций смерти.

Научно-практическаязначимостьисследования.

Полученные результаты могут быть использованы в дальнейшей работе по восстановлению проблемного философского поля тех учений, которые существуют на данный момент времени лишь в их научном оформлении. Результаты также могут быть положены в основу учебно-методических разработок при подготовке курса лекций, посвященного философии фрейдизма.

Апробация работы.

Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры истории философии Уральского государственного университета им. A.M. Горького. По материалам исследования читался спец. курс: «Антропологическая проблематика психоанализа» для студентов философского факультета Уральского государственного университета им. A.M. Горького. Отдельные положения и выводы диссертации были предметом обсуждения круглого стола, проводимого в 2004 году в рамках Дней науки на философском факультете. Результаты исследования опубликованы в одной монографии и одной статье общим объёмом 4,5 усл. печ. л.

Структура и объём диссертации.

Структура диссертации определена последовательностью решения основных исследовательских задач и включает введение, три главы и заключение. Объём текста - 176 страниц, список литературы включает 207 наименований.

Истоки философских идей 3. Фрейда

Образование своё 3. Фрейд получил на медицинском факультете Венского университета. Сначала в сферу интересов молодого учёного попадает биология. Фрейд много времени проводит, занимаясь в лаборатории Эрнста Брюкке, руководившего в то время Институтом физиологии и получившего широкую научную славу благодаря своим работам по микроскопической анатомии и физиологии зрения, пищеварения и голоса. Под руководством ещё одного знаменитого учёного - зоолога К. Клауса Фрейд дважды становится стипендиатом Института зоологических исследований Триеста. Здесь он добивается довольно значимых результатов в сравнительной анатомии и гистологии — науки о тканях. В 1881 году Фрейд сдаёт экзамены и получает степень доктора медицины, в 1882 устраивается на работу в главный госпиталь Вены и через год занимает там пост ассистента, а ещё через год он поступает в лабораторию профессора клинической психиатрии Т. Мейнрета. В это же время Фрейд работает в детской амбулатории М. Кассовица.

Здесь стоит отметить, что, занимаясь практической деятельностью, Фрейд посвящал большую часть времени теоретическим исследованиям. В 1884 году он, проведя ряд исследований, вплотную подошёл к открытию анестезирующего действия кокаина, однако по стечению обстоятельств не завершил эту работу. Заслуга этого открытия была приписана К. Колеру, который, пользуясь рекомендациями Фрейда, провел ряд успешных опытов в области офтальмологии. Фрейд же свою известность снискал на поприще невропатологии. Он написал статьи для «Общего медицинского словаря» Виларе: «Афазия» (афазия - полная или частичная утрата способности речи вследствие поражения головного мозга), «Мозг», «Истерия», «Полиомиелит», «Паралич» и другие, а также статью о гипнозе для «Терапевтической лексики» А. Бума. В серии, выпускавшейся Кассовицем, и посвященной детской медицине, выходит ряд работ Фрейда о расстройствах нервной системы у детей.

Последней крупной серией работ 3. Фрейда, увидевшей свет до возникновения психоанализа, стали его исследования «Детские параличи». По поводу этой работы швейцарский невропатолог Брун сказал, что она «представляет собой самое глубокое и полное описание детских церебральных параличей, которое когда-либо было дано.... Этого великолепного исследования достаточно, чтобы навсегда обеспечить имени Фрейда место в области клинической невропатологии».

Дальнейшая жизнь 3. Фрейда посвящена тому, что ныне принято называть психоаналитическим учением. Стоит подчеркнуть, что сам Фрейд чётко сознавал, несмотря на всё презрение к метафизике, философскую составляющую своего учения. В одном из писем своему берлинскому другу В. Флиссу Фрейд называет последнюю обобщающую главу «Толкования сновидений» - книги, которую принято оценивать не иначе, как манифест психоанализа,- философской. Ясно, что речь идёт о философии в австрийском её понимании, то есть эмпирически ориентированной и фундированной. В начале в работе идут главы, посвященные описанию эмпирических наблюдений. Это призвано придать работе строго научный характер. Но в дальнейшем исследователь восходит на уровень спекулятивных обобщений, превышающих своим объёмом всю совокупность изложенных ранее опытных данных. И обобщения эти, по сути, уже по большей части умозрительны. Они представляют собой философствование, хотя и в понятиях, для традиционной философии незнакомых.

Впоследствии 3. Фрейд постоянно повторяет, что его интересы выходят за рамки естественных наук вообще и медицины в частности. Так, например, в «Очерке истории психоанализа» он пишет: «Толкование сновидений», книга об «Остроте» и другие показали с самого начала, что учение психоанализа не ограничится областью медицины, но может найти себе применение в разнообразных областях науки о духе».24 По свидетельству одного из учеников Фрейда - Ф. Виттельса, основатель психоанализа даже заявлял, «что для занятий психоанализом нет надобности в медицинских познаниях и что лучших своих учеников он нашёл среди немедиков». Сам Виттельс, отстаивавший именно медицинскую точку зрения на психоаналитическое учение, отмечает по этому поводу: «На склоне лет он стал ближе к метафизике, подобно многим естествоиспытателям после понесённых трудов».26 Ф. Виттельс осуждает эту перемену: «Медицинский элемент отошёл на задний план. Доминируют философы».

Те книги 3. Фрейда, которые большинством исследователей его творчества оцениваются именно как философские - «Тотем и Табу», «Будущее одной иллюзии», «Недовольство культурой», «Человек Моисей и монотеистическая религия» - посвящены полемике с бытующими в обществе религиозными представлениями. Кратко описывая основную идею 3. Фрейда, выраженную в этих произведениях, Э. Фромм пишет: «В вере в бога он видит фиксацию на фигуре отца-охранителя, выражение желания получать помощь, быть спасённым, хотя в действительности человек способен если не спастись, то по крайней мере помочь себе, лишь пробудившись от детских иллюзий, используя собственные силы, разум и умелость».

Таким образом, все сопоставляемые нами элементы складываются в целостную картину. Если мы выделяем в качестве особенностей, служащих описанию австрийского философского стиля, первое - вырастание философии из тела конкретных наук, второе — возможность для исследователя философствовать лишь после получения им признания в области «точных», опытных наук и третье - «свободомыслие», то есть очевидную направленность философской спекуляции на критику устоявшихся религиозных положений, то Фрейд вполне может быть назван философом, причём философом типично австрийским. Он получил естественнонаучное образование и работал на научном поприще; он стал философствовать только после того, как его работы удостоились внимания научного сообщества; благодаря своим философским работам он прослыл именно ярым противником религии.

Парадокс фрейдизма и его разрешение в философской «спекуляции»

Многие исследователи потом будут задаваться вопросом, почему столь практичный во всех своих жизненных проявлениях 3. Фрейд выбрал такой непрактичный дом. Ответят же они на него очень просто: в этом доме до Фрейда жил один из руководителей австрийского социалистического движения - человек, с которым Фрейд был знаком и которым искренне восхищался,- В. Адлер. С этого момента к двум развешенным по стенам фетишам кабинета Фрейда прибавляется и третий — сами стены. «Наука» и «власть» теперь тесно переплетаются с «революцией».

3. Фрейд на достаточно продолжительное время уходит из научной жизни Вены, он подолгу засиживается у себя в кабинете и разрабатывает программу своей революции, изобретает ту новую «науку», при помощи которой он сметёт предрассудки старой. Его наука ещё слаба и беспомощна, она не имеет ещё даже названия. То, что впоследствии получит имя «психоанализа» на данном этапе существует лишь в виде «самоанализа» самого Фрейда.50

Занимаясь самоанализом, 3. Фрейд ищет в собственной душе то, что заставляет его подчиняться господствующим в науке мнениям. Он ищет «механизм» действия власти в своём собственном внутреннем мире. «Загадка о природе человека», которую Сфинкс задала Эдипу, звучала так: «Что утром на четырёх ногах, днём на двух, вечером на трёх?». К Фрейду же она обратилась со следующим, сходным по существу, вопросом: «Откуда берутся дети?».51 Смысл вопроса, конечно, не сводился к способу их появления на свет. Он был иным: что делает людей детьми, то есть существами, склонными к покорности и подчинению. Люди рождаются свободными, но затем оказываются в оковах - это заметил ещё Ж. Руссо. Как это происходит?

Почему я не могу ничего сделать без одобрения «отца-охранителя»? Как избавиться от его господства надо мной и, самое главное, как самому стать отцом? Именно этими загадками терзает Сфинкс Фрейда, побуждая к исследованию «эдиповой ситуации».

У Ферриса мы находим описание такого эпизода из жизни 3. Фрейда: «Годы спустя, на свой пятидесятый день рождения, он очень разволновался, когда друзья преподнесли ему сюрприз: медальон с изображением Эдипа, отвечающего на загадку Сфинкса, и строкой из Софокла: «Тот, кто разгадал знаменитую загадку и был велик». «Сдавленным голосом» он вспомнил, как мечтал в молодости, стоя перед бюстами профессоров университета, что среди них будет и его собственный именно с этими строками». Фрейд разгадал загадку Сфинкс и обрёл власть над людьми.

Сначала эта власть распространялась на небольшую группу заинтересовавшихся новым учением людей, которые собирались по средам в кабинете 3. Фрейда на Берггассе, 19. Постепенно их количество возросло настолько, что в 1908 году «кружок по средам» превратился в «Венское психоаналитическое объединение». Психоанализ быстро обрёл популярность не только на своей родине. Его идеи распространяются сначала по всему европейскому континенту, затем пересекают Ла-Манш, а потом и Атлантику, обосновываясь в Великобритании и Соединенных Штатах. Всё это приводит к образованию на Нюрнбергском конгрессе 1910-го года Международного психоаналитического объединения.

Психоанализ лишь недолго ограничивается областью психологии. Он начинает проникать и в другие области знания. О нём говорят, с ним спорят. Всё больше число людей науки начинает узнавать о новом учении. В конце концов, находит своё оправдание и такое рассуждение Ф. Бэкона: «В мифе говорится так же и о том, что тело побеждённой Сфинкс погрузили на осла. Это удивительно меткий образ, ибо нет ничего столь глубокого и сложного, что, будучи до конца понятно и став общеизвестным, не могло бы быть

Феррис П. Зигмунд Фрейд. С. 63. внушено даже тяжелодуму». 3 О понятости психоанализа, сказано, пожалуй, преждевременно. Что же касается общеизвестности, тут всё правда. Понаслышке о нём знает всякий, кто считает себя человеком культурным.

Ранее мы отмечали, что австрийский учёный, оставлявший узкие рамки научного исследования и восходивший на уровень умозрительных построений, мог быть услышан, только если до этого он получил известность в какой-либо из научных дисциплин. Теперь мы можем дополнить эту мысль, одновременно ответив на вопрос о том, зачем 3. Фрейду вообще нужна была наука. Если Фрейд желал быть услышанным в обществе, где был велик авторитет научного мировоззрения, он мог этого достичь, лишь обращаясь к каждому конкретному человеку на языке науки. Но он не просто хотел быть услышанным. Он хотел власти. А власть давала только иллюзия: «Массы никогда не знали жажды истины. Они требуют иллюзий, без которых они не могут жить»,54- писал 3. Фрейд.

Психоанализ должен был заменить религию, создав иллюзию всевластия психоаналитика над человеческими душами. 3. Фрейд прекрасно понимал, что его философские идеи не могут быть облечены в соответствующую им форму философского трактата, не могут быть изложены академическим языком - в виде философской системы. Это никогда не дало бы такого эффекта в обществе, на который он рассчитывал. Он писал: «Философия не имеет никакого непосредственного влияния на большие массы людей, она интересует лишь самую небольшую часть самого узкого верхнего слоя интеллектуалов, оставаясь для всех прочих малодоступной».55

Болезнь и возможность её лечения в контексте психоаналитической теории познания

Я в «Анализе ощущений» предстаёт перед нами отнюдь не целостным и окончательно ставшим, а лишь частью «мира как комплекса ощущений», «в которой эти ощущения лишь сильнее между собою связаны». Комментируя эти идеи, К. Нири пишет: «Роковую преходящесть постоянства Я Мах называет патологической, однако, согласно изложенной в его книге теории, именно патологическое представляется как нормальное».124 В последствии Фрейд распространит найденные им при исследовании психических заболеваний закономерности деятельности психики на сферу повседневной жизни здоровых людей. Он будет утверждать, абсолютно в духе Маха стирая грани нормального и ненормального, что психоневротические симптомы повторяют в своём механизме все существенные черты той «странной психической работы», которая при нормальном стечении обстоятельств «порождает и ошибочные действия, и образы сновидений».125

Здесь необходимо упомянуть следующее обстоятельство. Сторонники мнения, опровергающего причастность 3. Фрейда к философии, довольно часто в качестве аргумента ссылаются на то, что сам Фрейд неоднократно сравнивал философское мышление с мышлением параноиков. Приведём один пример такого сравнения. В «Очерках по психологии сексуальности» 3. Фрейд пишет: «Жалобы паранойиков показывают также, что самокритика совести по существу совпадает с самонаблюдением, на котором зиждется. Психическая инстанция, взявшая на себя функцию совести, тут начинает служить целям того же внутреннего самоисследования, которое доставляет философии материю для её мыслительных операций. Это, должно быть, имеет значение для развития склонности к конструированию спекулятивных систем, которой отличается паранойя». И если мы теперь принимаем во внимание содержание почерпнутой Фрейдом у Маха идеи о принципиальной неразличимости состояний патологии и здоровья, а так же тот факт, что психоаналитические выражения, говоря словами Фрейда, «являются чисто описательными и не несут моральной оценки», то вышеприведённый аргумент, построенный исключительно на апелляции к устоявшимся в обществе оценкам, уже не кажется сколь бы то ни было убедительным.

Особое внимание 3. Фрейд уделял философским воззрениям А. Шопенгауэра. По количеству упоминаний его имени в работах Фрейда Шопенгауэр может поспорить с самим Гёте. Во-первых, иррациональная Воля, являющаяся, по сути, визитной карточкой философии как А. Шопенгауэра, так и Ф. Ницше, вполне соответствовала представлениям Фрейда о стихийных силах бессознательного. Во-вторых, за несколько десятилетий до Фрейда Шопенгауэр выявил фактическое тождество половой любви с этими господствующими над человеком стихийными силами, чему подтверждение можно найти в следующей его фразе: «То, что в индивидуальном сознании выражается как половое влечение вообще без направленности на определённого индивида другого пола,- само по себе и вне явления - просто воля к жизни. А то, что являет себя в сознании как половое влечение, направленное на определённого индивида,- само по себе воля жить как строго определённый индивид. В этом случае половое влечение, хотя само по себе оно - субъективная потребность, очень ловко пользуется маской объективного восхищения и обманывает таким образом сознание: природа нуждается для своих целей в подобной стратегии».129 Тезис Шопенгауэра о том, что главное в таким образом представленной любви - это «не взаимность, а обладание, т.е. физическое наслаждение» также находится в полном соответствии с тезисами, высказываемыми в рамках психоаналитического учения. Несомненно, родственным психоаналитическим представлениям об извечном антагонизме инстинктов жизни и смерти - Танатоса и Эроса является и следующее утверждение А. Шопенгауэра: «Смерть и рождение -это постоянное обновление сознания самой по себе не ведающей ни конца ни начала воли, как бы единственной субстанции существования (каждое подобное обновление привносит и новую возможность отрицания воли к жизни)». Фраза же Шопенгауэра: «Подлинное здоровье духа состоит в совершенной полноте воспоминании», - вполне может считаться девизом психоаналитического лечения, усматривающего непосредственную связь между устранением невротического симптома и восстановлением в памяти вереницы вызвавших его травматических переживаний.

Здесь стоит упомянуть и о влиянии на 3. Фрейда идей Ф. Ницше -сначала ярого сторонника философских воззрений Шопенгауэра, впоследствии прославившегося столь же яростной их критикой. Ниже мы более полно покажем масштаб этого влияния, сейчас же ограничимся лишь кратким замечанием. Все вышеперечисленные философы, естественно, обладая своим мировидением и оригинальным мышлением, по большей части, всё-таки оставались верны традиционной философской терминологии. В том случае если в их философских концепциях находилось место не свойственным исконно философскому оформлению мысли речевым оборотам — вроде «комплекса» или «экономии» Маха - то они заимствовались из лексикона какой-либо науки, который также был вполне традиционен.

Этапы постижения истины

Первая книга посвящена рассмотрению одного из самых загадочных феноменов в душевной жизни человека — сновидению. Причём уже в самом названии содержится определённая доля несоответствия бытовавшим на то время представлениям об этом феномене. «Толковать - значит найти скрытый смысл...»,164 - писал Фрейд. Однако рассмотрение сновидения, как полноценной психической функции, помимо несомненного существования обладающей и некоторыми задачами, способствующими функционированию психического аппарата и, в связи с этим, поддающейся осмыслению, для рационально ориентированной науки того времени было внове,

Обычно мир сна представляли себе в виде своего рода царства абсурда. Представители этой точки зрения, пользующейся «наибольшей популярностью среди врачей и вообще в научном мире» полагали, что сон проникает в механизм души «и на время приводит его в непригодность». Другие считали, что, когда организм человека находится в состоянии сна, его душа всё-таки не спит и никаким образом не повреждается в своих функциях, «но, будучи помещена в условия, отклоняющиеся от состояния бодрствования ... естественно, даёт другие результаты, чем в бодрствующем состоянии».166 В качестве резюмирующего замечания к вышеизложенным мнениям Фрейд приводит фразу К. Бинца. «Все исследованные нами факты,-писал тот,- дают возможность охарактеризовать сон как ... всегда бесполезный и почти всегда болезненный процесс».

Когда же 3. Фрейд подходит к проблеме сновидения с позиций выявления в нём скрытого смысла, по его же собственному замечанию он теснее соприкасается с представлениями, которые были присущи человеку до установления абсолютной власти научного мировоззрения. «Нельзя отрицать того, что психическая деятельность сновидения,- писал он,-встречала более охотное признание в тот давно прошедший интеллектуальный период, когда умами владела философия, а не точные естественные науки. Воззрения, как, например, Шуберта, что сновидение является освобождением от власти внешней природы, освобождением души от оков чувственности, и аналогичные воззрения младшего Фихте и других, которые все характеризуют сновидение как подъём душевной жизни, кажутся нам в настоящее время малопонятными: сейчас с ним могут соглашаться лишь мистики и религиозно настроенные люди».168 Причём по пути аналогий он уходит ещё дальше, к тем временам, когда толкование сновидений наряду с другими видами гаданий считалось священным искусством предсказывания судеб, без обращения к которому не обходилась любое мало-мальски значимое начинание в истории древнего мира.169

3. Фрейд не верил в возможность предсказывания судеб. Судя по его собственным утверждениям, не был он ни мистиком, ни религиозно настроенным человеком. Однако, как мы увидим позже, он очень близко подходит в исследовании душевной деятельности людей и в частности одной из её функций - функции сновидения к свойственным именно мистицизму оценкам человеческого разума. Так же, как в своё время учениями мистиков роль разума в человеческой жизни значительно принижалась по отношению к действию направляющих или же просто ограничивающих его сверхъестественных сил, иррациональная составляющая мироздания в её подаче Фрейдом всё более и более утверждает свою власть над рациональной.

Приводя многочисленные примеры почерпнутые, как из терапевтической практики, так и из наблюдений за здоровыми людьми, 3. Фрейд подводит нас к заключению, что сновидение в основе своей содержит довольно легко при внимательном рассмотрении вычленяемую психическую функцию - исполнение желаний.170 Логически это обосновывается тоже достаточно просто. Сон необходим человеку для того, чтобы снять усталость, накопившуюся за период бодрствования. Деятельность души во время сна направлена на предоставление человеку столь необходимого ему покоя. Однако некоторые содержащиеся в недрах души элементы отнюдь не способствуют успешному выполнению этой задачи. Они, напротив, постоянно пытаются своим появлением растревожить человека, что неминуемо приводит к его пробуждению. Базируются они на воспоминании о нереализованном в силу каких-либо обстоятельств желании. Желание стремиться к своей реализации и сновидение предоставляет ему эту возможность, не требуя при этом от человеческой души перехода к состоянию бодрствования.

Если человек во сне хочет пить, он попьёт, хочет есть - сновидение предложит его выбору череду изысканнейших яств. Что-то внутри души жаждет посетить какую-либо местность, сновидение выполнит и это. Оно может даже реализовать нежелание просыпаться, создав внутри себя довольно реалистичную картину пробуждения. Однако это только то, что касается простых сновидений. Если бы дело ограничивалось сферой объяснимого с точки зрения сознательных мотиваций, тогда никаких проблем с поисками смысла сновидения вообще не могло бы возникнуть. Не было бы никакого основания определять его как царство абсурда. Большую же часть сновидений, перед рассмотрением которых наш разум останавливается в замешательстве, составляют те, которые направлены на исполнение глубоко сокрытых от посягательств к их осознанию бессознательных желаний.

Похожие диссертации на Фрейдизм как философия: опыт реконструкции проблемного поля