Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия истории В. Ф. Эрна Андрианова Ирина Борисовна

Философия истории В. Ф. Эрна
<
Философия истории В. Ф. Эрна Философия истории В. Ф. Эрна Философия истории В. Ф. Эрна Философия истории В. Ф. Эрна Философия истории В. Ф. Эрна Философия истории В. Ф. Эрна Философия истории В. Ф. Эрна Философия истории В. Ф. Эрна Философия истории В. Ф. Эрна
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Андрианова Ирина Борисовна. Философия истории В. Ф. Эрна : Дис. ... канд. филос. наук : 09.00.03 Москва, 2005 201 с. РГБ ОД, 61:06-9/175

Содержание к диссертации

Введение

I Глава. Предпосылки историософских идей В.Ф. Эрна 14

1.1 . Философия истории как область знания 14

1.2. Философия истории в России в конце 19 века 22

1.3.В.Ф. Эрн как представитель русской религиозной философии 32

II Глава . Концепция истории В.Ф. Эрна 52

2.1. Сущность истории, ее характер и смысл 52

2.2. Интерпретация прогресса и общественный идеал 73

2.3. Метод исторического и историко-философского познания 106

III Глава. Основные проблемы философии истории В.Ф. Эрна 120

3.1. Проблема «Россия - Запад» 120

3.2. «Русская идея» и судьба России 157

Заключение 180

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы. Современное состояние российского общества, его проблемы поиска новых путей социального и культурного развития в начале нового тысячелетия заставляют пересмотреть прежние духовные и мировоззренческие идеалы. На глазах происходит ломка старых представлений о мире, подвергаются критике идеалы и ценности, безраздельно господствовавшие долгие годы. Им на смену приходят новые общественные ориентиры, процесс формирования которых еще не завершен. В настоящее время возникла потребность в ясной, близкой народу, системе ценностей и целей. Неудивительно, что в подобные периоды повышается интерес к духовно-интеллектуальному наследию и к мировому историческому прошлому. В кризисные моменты история часто используется различными силами как аргумент в доказательстве своей правоты, как инструмент в достижении поставленных целей. В периоды нестабильности история особенно явственно выступает зеркалом трансформации общественного бытия и сознания. По тому, как наши современники интерпретируют исторические события, и какие концепции выдвигают, можно в определенной мере судить о том, что происходит в обществе, и наоборот, характер и размах социальных потрясений предопределяет меру того, насколько радикально осуществляется пересмотр концептуального основания исторического знания.

Исторические теории, представления и концепции существуют как сложный социально-культурный феномен, который отражает представления о мире, человеке и обществе в разные отрезки времени. Формирование возникающих позиций и взглядов на прошедшие события, их теоретическое переосмысление является одной из задач творческой интеллигенции. Соответственно, возникает интерес к различным философским учениям, прошлым культурным ценностям, которые нашли свое концентрированное выражение в творчестве передовой интеллигенции России рубежа XIX - XX веков.

Интеллектуальный климат России начала XX века во многом определила русская религиозная философия, многие идеи которой не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Они оказались в русле напряженных

поисков истины о мире и человеке начала нового века, и имеют большое значение для понимания процессов, происходящих в общественном сознании современного общества. Тогда, в конце XIX века, российская мысль достигла, пожалуй, пика своего исторического развития. Именно тогда, на рубеже веков, темы судьбы родного отечества, его предназначения, места в мировой истории являлись одними из самых важных тем в работах ярчайших представителей русской философии. Тематика русской религиозной философии поражает своей всеохватностью, в круг ее проблем входят социальные, политические вопросы, а также вопросы духовной культуры.

В настоящее время для России одной из наиболее острых проблем является проблема выбора исторического пути. Оживает и становится реальным фактором политического и психологического воздействия концепция «русской идеи», к которой обращаются сегодня самые различные политические движения и партии. Определение будущего направления развития происходит с учетом характера уже пройденного пути и обращением к прошлому духовно-культурному наследию. Достаточно сравнить перечень вопросов, которые стоят перед общественным сознанием нашего времени, со списком проблем русской религиозной философии, и особенно проблем историософской тематики, чтобы убедиться в том, что они во многом совпадают. Может быть, поэтому в современной полемике о будущем России так часто звучат темы, ставшие традиционными для русской мысли XIX века - об историческом развитии, о судьбе страны, ее месте в мировой истории, ее соотношении с западной и восточной цивилизациями.

С этих позиций исследование концепции философии истории В. Ф. Эрна, как одного из ярчайших представителей русской религиозной философии начала XX века, является актуальным и своевременным.

Кроме того, «философия истории» является важной темой в истории и в философии как областях знания. Современная история не мыслима без внутренней оси - философии истории. Общие философские проблемы решаются с опорой на конкретный исторический материал, а исторические расследования своими корнями уходят в определенную систему философских взглядов.

В настоящее время философия истории как особая сфера познания, включенная в контекст современного философского знания, вводится в учебные программы Вузов. И, как отмечают авторы работы «Русская философия истории» Л. Новикова и И. Сиземская, это требует ее разработки под особым углом зрения, с учетом специфики учебного процесса и необходимости роста его воспитательного, гуманистического потенциала1. В этой ситуации представляется целесообразным обстоятельное обращение к отечественному философскому наследию. Обращение к интерпретации историософских проблем отечественной философской мыслью открывает новые перспективы как развития философско-исторической проблематики в целом, так и осмысления современного положения России в мире.

С этих позиций исследование философии истории, и в частности концепции историософии одного из самых оригинальных представителей русского ренессанса начала XX века представляется актуальным и необходимым.

Итак, выбор темы диссертационного исследования обусловлен рядом причин, среди которых можно выделить следующие:

• Практическую востребованность в исследовании проблем философии истории в условиях современной необходимости поисков путей будущего развития страны.

• Недостаточное теоретическое исследование философского наследия В. Ф. Эрна.

• Необходимость дальнейшей разработки проблем русской философии истории, в условиях недостаточного исследования ее проблематики и практической востребованности в процессе философского образования. Таким образом, необходимость более глубокого и всестороннего

изучения концепции философии истории В. Ф. Эрна определила тему диссертационной работы, цель, предмет, объект и содержание проведенного исследования.

Объектом исследования выступает творчество Владимира Эрна в контексте отечественной философской культуры, религиозной философии

Новикова Л. И, Сиземская И. Н. Русская философия истории. М: Магистр, 1997. С. 7.

истории в основных сформированных позициях русских мыслителей XIX-начала XX века.

Предмет исследования. Предметом исследования стала концепция философии истории в творчестве В. Эрна, рассмотренная как обозрение прошлого человечества, связанное с поисками смысла действительной истории, прогрессивного развития и будущей жизни.

Степень изученности темы. Имя В. Ф. Эрна - замечательного русского философа, историка философии и публициста, до сих пор несправедливо остается в тени более знаменитых деятелей русского религиозного ренессанса. Он не так известен современным читателям, как Г. Флоровский, Н. Бердяев и другие, тем не менее, философские идеи В. Эрна не уступают теориям вышеперечисленных мыслителей в оригинальности и глубине мысли.

В. Ф. Эрн - человек разнообразных дарований, известен, прежде всего, как религиозный философ, защитник христианской философии, как мыслитель, создавший оригинальную концепцию русской философии. В памяти своих современников, в частности протоиерея Георгия Флоровского, В. Эрн остался, как «мыслитель с темпераментом бойца». Тема борьбы, нравственной и интеллектуальной самоопределенности, звучавшая в характеристиках духовного облика Владимира Францевича, во многом является доминантой его философии. Кроме того, Эрн был одним из первых в ряду молодого поколения русских мыслителей начала XX века, кто встал на путь построения религиозной метафизики. В отличие от многих своих современников (Н. Бердяева, С. Франка, С. Булгакова), Эрн с самого начала своей творческой деятельности отстаивал позицию православного онтологизма как единственно плодотворную для русского религиозного сознания, и не пережил серьезного увлечения либеральной или революционной идеологией. До конца жизни Эрн остался защитником христианской философии. Тем не менее, идеи В. Ф. Эрна мысль философа не стояла на месте. В. Ф. Эрн отзывался на многие проблемы текущих событий и в его творческом наследии можно найти работы, посвященные множеству проблем современности, которые интересовали его в разные периоды жизни.

Отношение к философскому творчеству В. Ф. Эрна со стороны его современников и исследователей не однозначно. Некоторые из них признают в Эрне оригинального русского мыслителя, работы которого, имеют большое значение для русской культуры, другие обвиняют его в «растворении» философской проблематики в религиозной, а также в субъективизме, непоследовательности и бессистемности его взглядов и трудов. Оппоненты не восприняли в позиции Эрна самого главного, того, что действенность и подлинность его мышления заключается в конкретности. Смысл философской деятельности он видит в диалоге с жизнью, поэтому и отрицает системосозидание в философии. Он считает, что мировоззрение, закованное в «латы» системы, не восприимчиво к духовным поискам и исканиям. Многие замыслы Владимира Эрна действительно кажутся не до конца законченными, но от этого они не теряют своей значимости. Такой точки зрения придерживаются многие русские мыслители - современники В. Эрна. К примеру, высказывание друга Владимира Эрна С. Аскольдова: «...если незаконченность философских замыслов и была уделом Эрна, то мы можем все же уверенно сказать, что в незаконченной эскизной форме он дал много ценного, а главное - в высокой степени идейно-динамического содержания. Все написанное Эрном для нас, современников, живет, и еще долго будет жить полной внутренней жизнью, настоятельно призывая к ответу одних, поддерживая и двигая вперед других. Мы не сомневаемся также, что имя Эрна часто будет литературно вспоминаться новыми вступающими в жизнь поколениями»1.

В плеяде русских мыслителей начала XX века В. Эрну принадлежит видное место. Обращение к его творчеству, в той или иной степени присутствует в работах многих философов. Осмысление философского наследия Эрна встречается в трудах самых известных мыслителей России начала XX века: Г. Флоровского, С. Булгакова, В. Розанова, С. Аскольдова и т. д. Основные идеи Эрна описаны также в обобщенных трудах по русской философии В.В. Зеньковского «История русской философии» и Н.О. Лосского.

Данная философская традиция была продолжена современными историко-философскими работами М.А. Маслина «Русская философия», В. В.

Макарова «Русская философия серебряного века (конец XIX - начало XX вв.)», Б. В. Емельянова «Три века русской философии (XVII-XX вв.)», Л.Г. Королева «Основные идеи русской философии ХІХ-ХХ веков», З.А. Субботиной «Русская идеалистическая философия конца XIX - начала XX века: основные проблемы и особенности развития», К. В. Фараджева «Русская религиозная философия» и многих других. Данные исследования отличаются кратким описанием идей В. Эрна.

Особенно, с нашей точки зрения, следует выделить пласт современных исследований, посвященных непосредственно творчеству В.Эрна: Ю. Шеррер «О В. Ф. Эрне», Е. Вьюнник «Владимир Францевич Эрн», О. В. Марченко «В поисках своеобразия русской философии. В. Ф. Эрн» и «Проблема метода историко-философского исследования у В. Ф. Эрна», Л. В. Поляков «Учение В. Эрна о русской философии», В. С. Сизов «Философия логизма и преодоление рационализма в творчестве В. Ф. Эрна»; В.И. Кейдан «На путях к граду земному» и других.

Из диссертационных исследований наибольшую значимость представляют работы, в которых реконструированы историко-философские взгляды философа, а также представления Эрна о проблеме «Россия-Запад», прогрессе и «русской идее». Среди них можно выделить работу К.И. Горбач «Проблема «Россия-Запад» в философии русского религиозного ренессанса XX в. (В.Ф. Эрн, Н. Бердяев, В. В. Розанов)», О. И. Жуковой «Экзистенция человека и идея исторического прогресса» и автореферат диссертации О.В. Марченко «В.Эрн как историк русской философии».

Однако, несмотря на наличие исследовательских работ, посвященных Владимиру Францевичу, его жизнь и творчество нельзя назвать хорошо изученными. Например, исследователь наследия Эрна Ю. Шеррер во вступительной статье к книге В. Эрна справедливо отмечает наличие разнящихся сведений о В. Эрне в работах исследователей русской философии: «не совпадают даже биографические данные, приведенные в классических работах по истории русской философии (В.В. Зеньковский, Г. Флоровский, Н. О. Лосский, Н.)».1 Это особенно относится к информации об отце Владимира

Эрна. Некоторые исследователи (в том числе Ю. Шеррер) утверждают, что Владимир Эрн был сыном Франца Эрна, другие (В. Кейдан) называют его отцом Гавриила Андреевича Арефьева. Согласно данному мнению, мать Эрна Ольга Райская повторно вышла замуж за Франца Эрна, который Владимира усыновил и дал ему свою фамилию и отчество. На наш взгляд жизнь Эрна, его острое неприятие всего немецкого, выраженное в его философских идеях, подтверждает вторую позицию, и в нашей работе мы будем придерживаться этого мнения.

Несовпадение данных, разная оценка творчества Эрна вполне закономерна. Авторов обобщающих исследований, на наш взгляд, подводят принципы схематизации, которые представляют не всесторонний анализ жизни и творчества Эрна, а краткое описание его идей. Современники и коллеги Эрна зачастую писали о нем в полемическом и критическом ключе, по сути, не воспринимая его идеи всерьез. Что же касается вышеперечисленных работ современных исследователей, то они по большей части являются лишь краткими статьями, в которых идеи Эрна описаны в очень сжатой форме.

Недостаток внимания, уделявшегося до сих пор отдельным идеям Эрна, вовсе не свидетельствует о второстепенности его взглядов и трудов. По словам Ю. Шеррер: «во многих отношениях Эрн является представителем своей эпохи, глашатаем ее духа»1. Являясь одним из деятелей русского религиозного ренессанса, Владимир Эрн выражал взгляды на проблемы, которые в первую очередь волновали представителей духовного возрождения, а именно вопросы, входящие в состав историософской проблематики. Свои взгляды на эти вопросы В. Эрн представил в самых известных своих работах: «Борьба за логос», «Г. Сковорода. Жизнь и учение», «Время славянофильствует», «Идея катастрофического прогресса», «От Канта к Круппу» и многих других. Тем не менее, многие исследователи творчества Эрна подчеркивают, что его интересы в области философии истории не составляли основного направления мыслительной деятельности философа, что в центре его внимания постоянно находились религиозно-философские вопросы бытия. На наш взгляд проблемы

истории, истории России, пронизывают все его работы, особенно труды последних лет жизни.

Анализ работ, посвященных непосредственно проблемам историсософии Эрна, показал, что большинство исследователей останавливают свое внимание только на отдельных аспектах его философии истории. Существуют исследования взглядов Эрна на проблему прогресса, метода исторического познания, «русской идеи» (вышеуказанные работы К.И. Горбач, О.В. Марченко, Жуковой О.И., Л.В. Полякова). На наш взгляд, данные темы представляют собой лишь фрагменты многогранной концепции философии истории. Тем не менее, исследований, в которых была бы сделана попытка анализа взаимосвязи этих тем, то есть попытка рассмотреть их в рамках единой историософской теории Эрна, в философской литературе не встречаются. В связи с чем, можно утверждать, что тема «философия истории» не является полностью изученной темой его творчества.

В последние годы в отечественной философской литературе появился ряд книг и статей, посвященных изучению теории философии истории и основных ее концепций. К ним можно отнести труды А.С. Панарина А.С. Философия истории, И.А. Гобозова «Введение в философию истории», Ю.А. Кимелева «Философия истории. Системно-исторический очерк», А.И. Виноградова «Философские модели истории: опыт классификации философско-исторических концепций», В.Э. Лебедева «Философия истории и метаистория», В.М. Межуева «Философия истории и историческая наука», Т.В. Панфиловой «Актуальные проблемы философии истории», Е.Б, Рашковского «Историк как свидетель, или об источниках исторического познания», О.Ф. Русаковой «Философия и методология истории в XX веке: школы, проблемы, идеи», Е.М. Сергейчика «Философия истории», Семенова Ю. И. «Философия истории от истоков до наших дней: основные проблемы и концепции» и т.д. В них в той или иной степени анализируются теоретические основания философско-исторических концепций и приводятся варианты их типологии. Однако, многие проблемы и персоналии, связанные с ее изучением остаются фрагментарными. Это относится и к философско-исторической проблематике В. Эрна.

Возможно, это объясняется тем, что русская философия истории, как уже было указано ранее, не является полностью проработанной темой по причине почти полного отсутствия обращения к ней в период существования СССР. Авторы книги «Русская философия истории» Л. Новикова и И. Сиземская подчеркивают в своей работе, что «еще до недавнего времени проблематика философии истории ограничивалась либо рамками исторического материализма или фокусировалась на изучении исторического познания. В последнем случае в качестве основного вопроса обсуждения стоял вопрос: как мыслит историк, к каким средствам логического и лингвистического анализа он при этом прибегает»1. Такое ограничение философии истории рамками гносеологического подхода свидетельствует об одностороннем подходе к историософии.

Итак, обзор литературы по данной теме, позволяет утверждать, что русская философия истории, и в частности концепция философии истории В. Ф. Эрна, оригинального русского мыслителя, еще не стала предметом серьезного анализа и целостного философского исследования. Можно констатировать, что она не выделена как отдельная концепция в его творчестве и поэтому требует более глубокого и всестороннего анализа.

Цель и задачи диссертационного исследования. Основной целью данного исследования стал анализ философии истории В. Ф. Эрна, проведенный с учетом общей философской концепции автора в контексте сформировавшихся историософских концепций. В процессе исследования выделены следующие задачи:

1. Представить историософские проблемы в творчестве философа как целостную концепцию философии истории, структурировать основные идеи, показать их взаимосвязь.

2. Определить основные черты теории исторического развития в философских трудах В. Эрна:

• Выявить сущность представлений Владимира Францевича о предмете истории, смысле исторического развития, направленности истории.

• Проанализировать философские аспекты концепции прогресса и общественного идеала Эрна в контексте основных теорий прогресса второй половине XIX - начала XX века.

• Описать особенности историко-философского метода В. Эрна.

3. Раскрыть основные проблемы историософии в творчестве В. Эрна:

• Изучить основные моменты и особенности проблемы «Россия - Запад-Восток» в трудах В. Эрна.

• Исследовать концепцию «Русской идеи», судьбы страны и миссии России в философии Владимира Францевича.

• Показать оригинальность концепции русской философии.

4. Определить достоинства и недостатки взглядов Эрна по всем проблемам его философии истории.

5. Оценить значение творчества В. Ф. Эрна и место его трудов в истории русской философии.

Теоретико-методологическая база исследования. Многогранность исследуемого объекта требует комплекса сочетающихся и дополняющих друг друга методов. Автор использует широкий круг литературы и источников, принадлежащих к классической и современной философской литературе, труды современных философов, историков, относящихся к различным направлениям.

Нами привлечен к исследованию большой корпус сочинений В.Ф. Эрна: диссертации, монографии, статьи философа. Кроме того, мы опираемся на работы таких именитых философов как Н. Федоров, Вл. Соловьев, С. Булгаков, о. П. Флоренский, В. Розанов, С. Франк, Н. Бердяев. Теоретическую базу настоящего исследования также составили труды ведущих отечественных и зарубежных мыслителей, существующие в виде отдельных книг, или статей в журнальной периодике, посвященные истории русской философии, философии истории, а также основным концепциям этих проблем. Были проанализированы труды современных авторов, посвященные русской религиозной философии конца XIX века: Королева Л.Г. «Основные идеи русской философии XIX-XX веков», Кувакин В.А. «Религиозная философия в России. Начало XX века», Макаров В. В. «Русская философия серебряного века (конец XIX - начало XX вв.)» и т.д.

Кроме того, мы использовали работы, посвященные отечественной философии истории, которая уже не раз была предметом анализа выдающихся русских мыслителей. Это труды Л.Е. Шапошникова, Г.К. Овчинникова, Л.И. Новиковой и И.Н. Сиземской, Н.М. Дорошенко, Н.Г. Козина. Таким образом, исследование опирается на два направления в философской литературе: методологическое, и историко-философское. К первому относятся работы о теории и методологии философии истории, а ко второму - труды, посвященные непосредственно творчеству Эрна и русской религиозной историософии.

В работе используется метод сравнительного анализа и методология биографического подхода.

В целом, философско-методологическим основанием диссертации является историко-философский анализ. Данная работа является по существу историко-философским изысканием и опирается на систему взглядов, выработанную отечественными исследователями. Хронологические рамки, которыми ограничено исследование, охватывает период конца XIX - начала XX веков.

Научная новизна диссертационного исследования. Научная новизна исследования определяется совокупностью поставленных в диссертации задач и в обобщенном виде заключается в том, что оно является одним из первых в отечественной историко-философской литературе работ, посвященных анализу и целостному рассмотрению историософской проблематики в творчестве В.Ф. Эрна.

• В работе нами не только выявлены, но и структурированы взгляды и идеи Эрна, попадающие под проблематику философии истории.

• В ходе анализа значительного историко-философского материала обоснованы существенные черты философии истории в творчестве В. Эрна, такие как религиозность, неразрывная связь с онтологией и антропологией.

• В процессе исследования проанализированы основные проблемы историософии Эрна: проблема исторического развития и прогресса, исторического познания, истории России и т.д.; отмечены положительные идеи концепции и найдены недостатки, такие

утопичность идеи общественного устройства, иллюзорность взглядов о

современной ему исторической ситуации, не совсем адекватная оценка

действительности и др. • Восполнен пробел в мало исследованной области творчества Владимира

Эрна: все аспекты его историософии, рассмотрены во взаимосвязи, как

составляющие единой концепции философии истории.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Проведенное в диссертации исследование имеет, прежде всего, теоретическое значение, так как способствует более глубокому пониманию специфики философии истории, как отдельного направления философии в целом, и особенностей русской религиозной историософии, в частности. Выводы и теоретические положения диссертации могут быть использованы в обобщающих исследованиях по истории русской философии, они также имеют практическое применение в образовательной стратегии. Материал диссертационной работы может быть включен в программу чтения общих и специальных курсов по истории русской философии, философии истории, и, в особенности, при подготовке специального курса по философскому наследию В.Ф. Эрна.

Кроме того, данная научная работа представляет собой исследование, в котором справедливо оценивается вклад В. Эрна в мировую культуру, что благотворно влияет на последующее изучение его творчества и повышает интерес к его философским идеям.

Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования отражены нами в различных публикациях. Тема и план диссертации утверждены на заседании кафедры. Диссертация обсуждена на кафедре истории русской философии МГУ им. Ломоносова.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, и заключения, где представлены основные выводы работы, и списка использованной литературы.

Философия истории как область знания

История в виде реального процесса или знания о нем - предмет профессионального интереса не только историков. В не меньшей степени она интересует и философов, стимулируя углубление и развитие философского знания. Есть принципиальная разница между историком, изучающим прошлое безотносительно к нам самим, и философом, для которого прошлое имеет смысл только по отношению к нашему собственному бытию. Если для историка прошлое существует как некоторая вне его находящаяся реальность, то философ, изучающий исторический процесс, в первую очередь, осознает себя его неотъемлемой частью.

Философ привязан к исторической фактологии, он непременно считается с выводами исторической науки, но не ограничивается ими, так как не может свести к ним задачи и цели философского познания истории. Если задача историка заключается в выработке знания о прошлом без его модернизации и истолкования, то для философа прошлое существует лишь в связи с настоящим и будущим. Обращаясь к прошлому, он пытается понять, как жить людям в будущем историческом процессе, кем они могут быть в истории. Его интерес продиктован потребностью людей жить в истории, поэтому он обретает в философии форму не столько научного знания об истории, сколько исторического самосознания человека, раскрывающего смыл его собственного существования в истории. Философ пытается схватить картину в целом, в свете своего представления о будущем, которое нельзя исследовать теми же методами, что и прошлое.

Философия наполняет историческое прошлое духовным содержанием, преображает его, поднимая исторический процесс на более высокий уровень. Она воспринимает историю не как совокупность «мертвых» фактов, а как тайну человеческого бытия. Поэтому философия истории начинается с удивления тайной бытия человека, с удивления тайной истории, которую старается свести к простоте наука. Поэтому подход философа к истории является более полным, ведь история порой «ведет себя» так, что для исследователя, обладающего сознанием, иногда невозможно отрицать его наличие у истории. Он вынужден признавать за историей некоторую «одушевленность», в связи с чем ему требуется особый подход к ее изучению, как к живой действительности.

Наряду с онтологией, философией природы, и теорией познания, философия истории является непременной составной частью всякой цельной философской системы. Она представляет собой один из тематических разделов философского знания и определенный тип философского рассуждения. Философию истории обычно исключают из научного знания. Такое обстоятельство кажется вполне оправданным. Если наука способна давать обескураживающее знание, не считающееся с нашими предпочтениями, то философия истории этому критерию не отвечает. Ей никогда не давался эталон беспристрастной науки, описывающей логику нашего исторического бытия и будущее, безотносительно представлениям о желательном. В связи с чем философия истории изначально содержит вненаучную посылку, но в то же время содержит элементы, соответствующие характеру науки (учет фактов, стремление к объективности).

Как совокупность взглядов, мыслей и представлений философия истории уходит своими корнями в глубь тысячелетий: в труды древних мыслителей, священные религиозные тексты. Но в качестве науки она возникает на рубеже 18-19 веков. Само понятие «философии истории» принадлежит Вольтеру.

Как объект исследования философия истории обладает рядом особенностей. Ее понятие неоднородно, а содержание изменяется от эпохи к эпохе. Этот термин можно понимать в узком и широком смысле. В широком смысле слова понятие философии истории связывается с наиболее общими проблемами бытия людей во времени и пространстве. Предмет ее можно представить в виде определенного комплекса проблем, фиксирующих внимание на тех или иных характеристиках объективного исторического процесса, ракурсах исторического бытия. К ним относится историческое измерение жизни человека, а также знание об общих первоначалах, истоках и причинах всемирной или любой локальной истории; знание о смысле и фундаментальной детерминирующей периодизацию и процессуальную форму истории идее. Объектом философии истории является тот или иной сегмент исторической жизни человека или всемирная история в целом.

Проблемное поле философии истории поражает своей всеохватностью. Это, прежде всего, вопросы онтологического порядка, такие, как проблемы времени, бытия и реальности; сущности исторического процесса, его оснований и движущих сил, смысла и направленности изменений, единства и многообразия его форм, меры свободы и ответственности в действиях людей, роли личности в истории. Наиболее важными проблемами философии истории выступают также, темы начала и конца истории, необходимости и случайности, определения воли и субъекта истории. Одной из самых главных тем философии истории является проблема смысла истории. Неизбежность постановки вопроса о смысле истории связана с потребностью человека понять историю, упорядочить ее, внести ритм в свою жизнь, сохранить преемственность в истории.

Как особый тип реальности «историческое» должно иметь свою гносеологию, теорию познания. В роли методологической рефлексии относительно исторического познания и выступает философия истории, или историософия, понятия которых обычно отождествляют в отечественной философской школе, на что указывают авторы работы «Русская философия истории» Л. Новикова и И. Сиземская.

То есть философское изучение границ, возможностей и способов познания истории образует особую сферу философии истории. Например, А.И. Ракитов утверждает, что философия истории является не учением об исторической реальности, а скорее учением о знании этой реальности историком.1

Философия истории в России в конце 19 века

2-ая половина 19 века знаменует собой новый этап в становлении русской философии истории, характеризующийся развитой саморефлексией, выяснением собственных задач, предмета и целей исследования. Этому немало способствовало развитие в России еще в первой половине 19 века научных исследований в области истории, этнографии, языкознания, что значительно поднимало интерес к историческому прошлому страны, в связи с чем, актуализировались вопросы о самобытности русского народа, и его значении среди европейских держав. Проблемы исторического развития постепенно превратились в одни из самых главных тем русской философской мысли.

В середине 19 века философия истории превращается в неотъемлемую часть любой философской системы. Появляются попытки сформулировать основные понятия в исторической науке. Так, например, Т.Н. Грановский одним из первых русских мыслителей вводит четкое разграничение понятий всемирной и всеобщей истории, а также определяет функции философии истории; Н.И. Кареев актуализирует понимание проблем исторического знания, впервые разводя понятия историософии и философии истории.

Соотношение между двумя терминами «философия истории» и «историософия», их разведение или сведение воедино, на наш взгляд, выступает прямым доказательством высокого уровня развития философии истории, и поэтому на данной теме необходимо остановиться подробнее.

Кареев определяет философию истории как философское обозрение прошлых судеб человечества, связанное с поисками смысла действительной истории, а историософию обозначает как философскую теорию исторического знания и исторического процесса, в целом. Им, также вводится разграничение научной и ненаучной философии истории, определяются ее особенности и функции. В работах Кареева историософия трактуется как учение об общих ее принципах и законах. В структуру историософского знания он включал также деонтологию (учение об идеалах) и социальную психологию. Он формулирует деонтологическую теорию исторического процесса, считая, что в основе исторического развития лежат общественные идеалы.

Как отмечает О.Ф. Русакова, трактовка предмета историософии, предложенная Н. Кареевым, не обрела своих последователей среди российских философов истории1. Гораздо больший успех имела концепция историософии, предложенная Н. Бердяевым и В. Зеньковским, благодаря кому мы обязаны широким применением термина «историософия» для обозначения определенного вида философии истории.

Для Бердяева историософия - это особая мыслительная традиция, особый подход к осмыслению истории, связанный с постановкой определенных вопросов, а именно: что есть Россия и какова ее судьба, ее путь. Место России в мире, ее самобытность и историческая судьба - вот суть исторической проблематики, с которой, как утверждает Бердяев, началось пробуждение оригинальной русской философии.

Как историософ Бердяев внес значительный вклад в разработку уже освоенных и в постановку новых исторических тем. Все его работы представляют собой подлинную энциклопедию, настоящий путеводитель по историософской проблематике, разрабатываемой русской философско-исторической мыслью в 19 - первой половине 20 веков. Вслед за Н. Бердяевым к термину «историософия» как к маркеру своеобразия русской философской мысли прибегал В. Зеньковский.

Для Зеньковского и Бердяева историософия выступает таким видом философской рефлексии над историей, для которого характерна центрация внимания на соотношении общеуниверсального и индивидуально-национального в истории, на вопросах о своеобразии национально-исторической судьбы страны, на поисках смысла в истории, на построениях эсхатологических образов будущего. Особо подчеркивается антропологичность русской историософии.

Предложенная Бердяевым и Зеньковским трактовка историософии оказалась весьма популярной у современных русских философов, делающих предметом своего исследования вопросы цивилизационной идентификации России, ее будущей судьбы. Особенно большое внимание стало уделяться парадигмальным основам русской историософии.

В 19 веке также возникает стремление связать историческую науку с социологией, найти в ней антропологические аспекты, а так же определить особенности отечественного исторического развития. В.О. Ключевский повышает интерес к проблеме соотношения общей и местной истории, в частности отношения истории России к мировому историческому процессу.

В споре западников и славянофилов сформировалось представление об особенностях исторического развития Запада и Востока, формулировались идеи о будущем России, особенностях ее исторического типа. В споре со славянофилами и теологизмом в исторических теориях родилась философия истории А.И. Герцена. В его концепции было осмысленно соотношение идеалов и исторической действительности, проблема характера исторической закономерности. Философия истории Герцена способствовала формированию сциентистского направления в исторической мысли, представленного в работах Г. И. Грановского, К.Д. Кавелина, Г.В. Вернадского. Не менее распространены в обществе концепция Л. Толстого, в которой философ переосмысливает роль личности в истории, отвергая претензии отдельного человека изменить общий ход истории, и выдвигает идею о том, что история свершается «в рядах», обыкновенными людьми.

Таким образом, философско-историческая мысль в России постепенно оформлялась в качестве целостной системы знания и становилась областью всеобщего интереса русских мыслителей, как религиозных, так и научно ориентированных.

Период конца 19 - начала 20 века, к которому относится направление русской религиозной философии, был для философии истории как таковой уже временем зрелости. Как особая область философии она уже утвердила свое право на существование и потому, очевидно, признавалась в качестве самостоятельной и всеми рассматриваемой области философии. Уже у С. Булгакова мы находим четкое ограничение историософской области, он называет ее «частью общей метафизики», прилагающей ее исходные начала к истории.

Сущность истории, ее характер и смысл

История в переводе с греческого (historia) означает рассуждение о прошедшем. Этимологически оно означает - узнавать, исследовать, рассказывать. Таким образом, первоначально история означала связное изложение услышанного, увиденного, прочитанного, т.е. систематическое изложение своих и чужих свидетельств.

В наше время смысл термина «история» очень многообразен. Известно о существовании, по крайней мере, шести значений слова «история» в русском языке, основные из которых: обозначение процесса развития, жизни, общества; прошлое, а также наука, изучающая прошлое человечества.

Философская идея истории зависит от общефилософской парадигмы мышления автора. Поэтому, прежде чем разобрать содержание и смысл той или иной модели философии истории, необходимо уяснить, как понимал ее автор саму философию, так как понимание философии определяет и понимание философии истории.

Основой любого философского рассуждения и построения Эрн считал сомнение, которое провозглашал имманентным самому процессу познания, которое стремиться «с поверхности вглубь». Благодаря сомнению, как считал Эрн, возможно истинное познание, так как оно раздвигает рамки любого утверждения. То есть философская мысль, по Эрну, должна быть, прежде всего, мыслью критической.

Определение философии Эрна соответствует его классическому пониманию: "Философия, - писал Эрн, - есть любовь к "мудрости", жажда, искание, а не простое "счисление" аргументов, не простая классификация доводов. Истинно философскую душу обуревает страсть, которую Платон с незабвенной силой отождествил с любовным влечением, с Эросом".1 Эрн считал, что философские увлечения полны Эросом, но всякая истинная философия в нераздельном единстве таит в себе не только Эрос, но и другую составляющую, а именно Логос.

Все идеи Эрна вытекают из его общей концепции философии, как философии Логоса и противопоставления Логоса другому началу мысли, названного им "Рацио". Наиболее полно эта концепция раскрывается в сопоставлении Эрном русской и европейской культуры, но для адекватного представления идеи истории Эрна, так же необходимо хотя бы краткое описание этой теории.

Итак, «Логос» и «Рацио» - два противоположных друг другу начала. Это и познавательные начала, и два способа философствования, два образа культуры и пути жизни. «Логос», в философии Эрна - это положительное начало и, прежде всего, философия - философия абсолюта. То есть, он является божественной искрой, которая проявляется в разных сферах жизни человека, осуществляя его связь с Богом. В человеческом сознании Логос предстает в трояком измерении. В творчестве и в религиозном искусстве проявляется Логос космический. Есть так же дискурсивно-логический Логос, открывающийся в философии. А в христианской религии человеку является небесный Логос.

Философия логизма, по Эрну, - это древнее миропонимание, переданное нам восточными отцами церкви. Но она вовсе не завершена в их трудах. Эрн утверждает, что в отличие от рационализма, стремящегося привести философию к законченной системе и таким образом завершить ее развитие, что в принципе равносильно ее смерти, логизм беспределен в своем развитии и творчестве, и, стало быть, философия Логоса будет неизменно торжествовать, так как она будет жива и тогда, когда рационализм, «окончательно загнав себя в рамки какой-нибудь схемы, не сможет найти из нее выхода и успешно скончается»1. Производя исследования Логоса, свою задачу Эрн видит не только в том, чтобы восстановить историческую значимость логизма. Ему нужно, чтобы мир понял всю новизну и актуальность этого древнего миропонимания. С помощью логизма можно проникнуть в тайну бытия. Рационализмом Эрн, напротив, называет философию, которая избирает объектом своего исследования формальный рассудок, оторванный от многообразия жизни. Рационализм, по Эрну, связан с механической точкой зрения, он утверждает детерминизм, в то время как логизм его отвергает. Рационализм старается все свести к схеме, которая неизбежно порождает норматизм мысли.

«Логос» и «Рацио» в философии Эрна символизируют собой и два способа понимания истории и два типа исторического развития. Рациональное понимание истории, отрицая в историческом процессе сверхразумное начало, воспринимает историю как развитие, происходящее в соответствии с природными законами, постулирует в ней детерминизм, отрицая в истории свободу. Рационализм, согласно теории Эрна, не признает в истории никакого высшего смысла. Философия Логоса, наоборот, все происходящее в мире связывает единым смыслом. Философия Логоса, признавая сверхразумное в качестве данности, воспринимает историю как процесс реализации божественного замысла относительно человеческого существования. Все историческое развитие в сущности это процесс усвоения Логоса или высшей божественной идеи, что, собственно является целью и задачей человечества. Поэтому только философия Логоса, по мнению Эрна, может провозглашать истинную идею развития.

Проблема «Россия - Запад»

Тот факт, что историческая судьба России таит в себе загадку, достаточно очевиден для каждого, кто хотя бы взглянет на географическую карту: в расположении России, в масштабе ее территории нельзя не увидеть удивительного феномена. Занимая центр земной суши, Россия (в известных границах) соприкасается с главными мировыми цивилизациями и частично вбирает их в себя.

Русская история, тем не менее, развивалась иначе, чем история мировых цивилизаций. Своей периодической внешней «катастрофичностью» она отличалась от созерцательной недвижности Востока, а своим внутренним душевным постоянством - от бурной динамики Запада с его Возрождением, Реформацией, Просвещением, буржуазными революциями и т. п. Тем не менее, русская история всегда была неразрывно связана с развитием западного мира, являясь (по мнению многих мыслителей) сосредоточием смысла не только своей, но и западной цивилизации.

Творческую интеллигенцию России всегда интересовала проблема соотношения России и Запада. Это было связано, прежде всего, с поисками новых путей развития России, мирового смысла ее существования, что актуально и в современную эпоху, когда возникла острая необходимость в ясной, общенациональной системе целей.

Запад - особый тип цивилизационного и культурного развития, который сформировался в Европе примерно в 15-17 вв. Предшественниками этого типа были культура античного мира и европейская христианская традиция. Синтез этих двух традиций в эпоху ренессанса оформил глубинные менталитеты техногенной цивилизации, ее культурные начала, которые обеспечивали особый тип цивилизационного развития, основанного на ускоренном прогрессе техники и технологии, на доминировании в культуре научной рациональности. Человек тут воспринимается как физическое существо, ограниченное действием природных законов. Под термином Восток обычно понимается нечто единое в культурном смысле, хотя он был пестр и разнообразен. Восток - это традиционные общества, где традиция является основной доминантой. Восток отличается иным отношением к человеку, который не ограничивает себя и через собственную безмерность он обретает полноту существования.

Эти два типа цивилизации взаимодействуют между собой, и вся история человечества 19 и 20 веков характеризуется, с одной стороны, поглощением технологической цивилизацией традиционных обществ, а с другой стороны -прививкой западной, т.е. техногенной культуры, на традиционную почву. Так возникают различные гибридные общества. Таким гибридом часто называют Россию.

В России можно обнаружить и восточно-христианские корни, элементы европейской и азиатской культуры. Занимая уникальное положение между двумя мировыми цивилизациями, Россия много раз защищала Восток от Запада, и наоборот, выполняя функцию противовеса в их экспансиях. Но Запад и Восток не только географические понятия и встретились они не только на широких просторах России, но и в самом русском национальном характере. Русская культура являет собой смесь славянской традиции, азиатской прививки, религиозной и светской культуры. Жители России сами расходятся в своих представлений о ней. Например, Бердяев в работе «Русская идея», замечал, что в России сталкиваются два потока мировой истории и русский народ - это не азиатский и не европейский народ, в нем борются два этих начала1. Существуют и другие представления о России, которые очень многообразны. Кто-то считает ее европейской страной, кто-то азиатской, а кто-то называет Россию Евразией. Но, как справедливо отмечает В.В. Вейдле, русская культура родилась все же в Европе, а не в Азии2. С Европой ее роднит стремление к всемирности, завещанное им общими предками - Римом и Иерусалимом, принесшим в человеческую историю сознание единства. Идея единого человечества действительно впервые родилась на Западе (Римская империя), когда Запад пытался покончить с варварством. Россия так же искала некоторое объединяющее в себе начало, способное объединить ее многочисленные народы. В этом Россия европейская страна, которая обладает рядом исключительных особенностей.

К особенностям геополитического положения России можно отнести срединное положение между Востоком и Западом, пространственные характеристики «расстояния» и «простора» как атрибуты русской ментальносте, а так же культурное «отставание» России в средние века. К началу 18 века в России не было развитой светской литературы, архитектуры, живописи, музыки. Европа к этому времени создала уже огромный массив научного, философского знания, имела необъятный опыт во всех областях культуры, сменила несколько научных и религиозных картин мира, успела построить на началах рационализма не только науку и философию, но и само государственное устройство.

Необходимость осознать себя по отношению к западному рационализму и к западному пути развития в 18 веке породила разные линии русской философии. Анализ отечественной историософии показывает наличие двух тенденций, отражающих место России в мировом историческом процессе. Одна из них - это евроцентризм, который, в основном, низводит роль России до простого транслятора европейского опыта, до повторения западного пути развития. Вторая - изолляционизм - абсолютизирующий национальные особенности, противопоставляющий самобытную культуру страны. Данные тенденции в русской философии были представлены западниками и славянофилами.

Западники и славянофилы одними из первых отреагировали на отрицательные последствия развития западной цивилизации, которое обнаружилось уже тогда. Главным итогом этого развития стало для них преобладание материальных ценностей над духовными. Отсюда и желание славянофилов оградить Россию от влияния Запада, поиск своего пути. Можно много говорить об идеализме и утопизме подобного поиска, но именно в нем, на наш взгляд, заключается источник культурного своеобразия России. При разнообразных плюсах и минусах концепций западников и славянофилов их значение заключалось в стремлении найти возможный «третий путь» социально-исторического развития - третий в смысле особого пути России, стоящей на грани двух огромных культурных миров.

Похожие диссертации на Философия истории В. Ф. Эрна