Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Цицерон как историк философии и теоретик культуры Быстрова Светлана Петровна

Цицерон как историк философии и теоретик культуры
<
Цицерон как историк философии и теоретик культуры Цицерон как историк философии и теоретик культуры Цицерон как историк философии и теоретик культуры Цицерон как историк философии и теоретик культуры Цицерон как историк философии и теоретик культуры
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Быстрова Светлана Петровна. Цицерон как историк философии и теоретик культуры : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.03.- Москва, 2001.- 177 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-9/418-8

Введение к работе

Актуальность исследования

Одной из необходимых предпосылок современного философского познания является изучение истории философии, наследия философов прошлого. Без знания произведений мыслителей ушедших эпох практически невозможна полноценная деятельность философа в современном мире. Тем более что многие из этих произведений не утратили своей актуальности для современности.

Личность Марка Туллия Цицерона, равно как и его творческое наследие, представляет несомненный интерес для истории философии. Прежде всего, его считают одним из родоначальников древнеримской философии, который в своих многочисленных сочинениях определил ее характерные черты. Новое прочтение произведений Цицерона современными историками философии и культуры позволило бы облегчить задачу определения специфического характера как римской культуры в целом, так и особенностей древнеримской философии, в частности. Некоторые ученые полагают, что для характеристики римской культуры и философии, оценки их роли в человеческой истории, недостаточно выявить то оригинальное, что создали римляне. Следует по возможности точно установить, как оригинальное сочеталось с заимствованным, как заимствованное перерабатывалось и, в результате, создавалось некое единство. Одним из творцов такого единства, не только синтетического, но и органического, был Цицерон, который на протяжении веков оставался символом и воплощением римской культуры. Благодаря Цицерону духовные ценности Рима перестали принадлежать одной конкретной эпохе и стали достоянием человеческого духа в целом, подобно достижениям эллинской культуры. Цицерон создал синтез

национальных римских' традиций 'и греческой культуры, а также сумел обнаружить принципы и методы, которые легли в основу западной цивилизации.

"Собственная философия" Цицерона еще недостаточно оценена современными историками философии. В современном мире значимость "философской личности"-Цицерона заключается, прежде всего, в том, что ему удалось показать, как противоречия между различными аспектами философского знания можно не доводить до конфликтов, а объединять в некую гармоническую систему. Отсюда возникает возможность по-новому оценить "эклектизм" Цицерона. Эклектику можно определить как практику конструирования сложной философской системы из противоречащих друг другу положений различных философских школ. В случае с Цицероном, эклектику можно рассматривать как философски, логически и методологически значимую практику.

Правильная оценка эклектизма, или синкретизма, Цицерона, как попытки поставить в новую перспективу и заново рассмотреть многовековую традицию философских школ и создать оригинальную римскую философию, позволяет' заполнить' некоторые пробелы в исследованиях, посвященной его творчеству. Например, в доступной нам литературе не удалось обнаружить работ; подробно анализирующих теоретико-методологический аспект философской системы Цицерона. В то же время, его труды представляют собой пример систематического применения определенного, так называемого, доксографического метода, эвристические возможности которого до конца не раскрыты до сих пор.

"Теория смеха", разработанная Цицероном, - одна из немногих подобных теорий, дошедших до нас от античности. Тем не менее, эта тема также не нашла должного отражения в литературе. Анализ ее существенно пополняет наши знания в области "теории" и "практики" смеха. Для

понимания мировоззрения и культуры римлян времен заката Республики немаловажно узнать, как и над чем они смеялись. Цицерон предоставляет данный материал в распоряжение историков философии и культуры; а также показывает, как развитие философии и ораторского искусства включало в себя теоретический анализ смеха, как категории, имеющей широкий спектр значений и применимой в различных областях мышления и деятельности человека.

Интерес римской философии и Цицерона к человеку, особенно очевиден. Цицерон утверждал в своих сочинениях, что необходимо признавать значимость каждого индивида, не только определять его права и обязанности, но и изучать его психологию, учитывать испытываемые им чувства и эмоции. В то же время, он постоянно напоминал о социальной природе человека, о его долге перед другими людьми, перед родиной, перед государством.

Большое внимание Цицерон уделял актуальной и для нашего времени проблеме личной свободы человека. В трактовке свободы он исходил из способности человека воздействовать на окружающий мир. Таким образом, он рассматривал человека как субъекта свободы и моральной ответственности, отвергая фатализм в любой форме. В этом Цицерон был более всего независим от суждений своих учителей -греческих философов.

Широту своего философского мировоззрения Цицерон проявил и в решении вопросов, традиционно, со времен античности, относимых к области философии религии. К подобным вопросам, : в частности, принадлежит вопрос ot соотношении веры в традиционные религиозные установления и критически настроенного разума, склонного давать религиозным верованиям собственную интерпретацию. Предприняв широкую критику разнообразных религиозных суеверий (superstitio) и, в

то же время, показав истоки и характер римского благочестия (religio), Цицерон зафиксировал характерное для римской философии разделение религии на "гражданскую" и "философскую". Изучение философских трудов Цицерона позволит современному исследователю по-иному взглянуть на проблему соотношения религии и философии, религии и государства.

Степень разработанности проблемы

Изучение творческого наследия Цицерона началось еще с античных времен. Уже в правление Нерона историк Асконий Педиан составил комментарии к речам Цицерона. При этом Асконий не ограничился лишь анализом языка и стиля Цицерона. Он показал, что каждая речь римского оратора представляет собой не просто образец искусства красноречия, а является общественным актом, имеющем цель убедить в чем-либо слушателей.

Во времена поздней античности к сочинениям Цицерона проявляют интерес первые теоретики христианства. Нередко его трактаты адаптировались христианскими учителями для своих целей. Более того, мыслители такого уровня, как Минуций Феликс и Августин немалую часть своих знаний по философии почерпнули именно из трудов Цицерона.

Ассимиляция идей Цицерона римскими отцами церкви сделало возможным терпимое к ним отношение в средние века. Многие из его трактатов переписывались монахами в течение всего средневековья, благодаря чему они дошли до нашего времени в сравнительно неплохой сохранности.

Подлинный интерес к личности и творчеству Цицерона возникает в эпоху Возрождения; гуманисты изучают его слог и стиль, своеобразный характер его философии.

В век Просвещения и во времена Великой Французской Революции особый интерес для мыслителей приобретают политико-философские спекуляции Цицерона.

В Новое время, в связи с появлением крупных философских систем, интерес к "популярной" философии Цицерона снижается. Кроме того, происходит расширение историко-философского кругозора, позволившее по достоинству оценить значение философских систем античности. Сравнение Цицерона с крупнейшими греческими мыслителями приводило исследователей к выводу о подражательном характере и эклектичности его философии.

Самостоятельная ценность философских сочинений Цицерона достаточно долго отрицатась в период так называемого Quellenforschung, когда труды римского мыслителя рассматривались исключительно как источник по истории греческой философии, а деятельность самого Цицерона оценивалась крайне негативно.

Однако, стремление по достоинству, оценить самобытность мысли Цицерона проявляется уже в тот период. Так, французский историк Г.Буасье считал Цицерона родоначальником специфической римской философии, полагая, что народы Запада только через ее посредство смогли потом воспринять греческую философию. Позднее взгляд на Цицерона как на учителя Запада развил представитель русской школы классической филологии Ф.Ф.Зелинский.

Следующим крупным шагом в исследовании исторической роли философского творчества Цицерона стали работы Буаянсе, Виламовица и других ученых, в которых критике было подвергнуто направление Quellenforschung.

В отечественной литературе впервые достаточно точный анализ философских произведений Цицерона был предпринят историком С.Л.Утченко в книге "Цицерон и его время".

К сожалению, современные историки, часто недопустимо упрошая, характеризуют творчество Цицерона как эклектическую популяризацию. Попытка по- новому оценить "эклектизм" Цицерона имеет место в трудах таких отечественных и зарубежных авторов, как А.Ф.Лосев , П.Грималь и др.

Из числа зарубежных историков философии, занимающихся изучением деятельности Цицерона, следует назвать Х.Ханта и В.Зюсса, в работах которых равно большое внимание уделялось как анализу философских произведений Цицерона, так и оценке роли римского мыслителя в передаче философских идей древности последующим поколениям, и его значения в формировании европейского гуманизма.

В отечественной литературе данная проблематика не получила столь широкого освещения. Впрочем, следует отметить, что вопрос оценки философского творчества Цицерона неоднократно рассматривался в рамках других, более общих проблем античной культуры и философии в работах Г.С.Кнабе, Е.М.Штаерман и др.

В данном исследовании особую роль сыграли труды ныне работающих философов и историков философии, таких как, например, Г.Г.Майоров, В.Т.Звиревич, а также англоязычных авторов: М.Бакли, Дж.Грубе и др.

Цели и задачи исследования

Основная цель данной работы Цицерона в развитие философской


состоит в том, чтобы показать вклад мысли античности, определить что

представляет собой "философская личность" Цицерона в контексте античного образа мышления.

Данное исследование носит научно-просветительский характер, и имеет целью познакомить читателя с наименее изученными в специальной литературе, но имеющими ценность для современности, сторонами творчества Цицерона.

Поставленные автором цели конкретизируются в следующих задачах:

  1. Описать методику, которую Цицерон использовал в своих трудах для систематизации и изложения материала по истории философии и красноречия.

  2. Показать тесную связь философского и историко-философского аспектов в разработанной Цицероном философской системе.

  3. Определить формы взаимосвязи философии и красноречия в системе мировоззрения Цицерона.

  4. Проанализировать некоторые аспекты созданной Цицероном эстетической концепции; в частности, оценить вклад Цицерона в развитие античных представлений о смешном и комическом, и показать взаимосвязь между теоретическим подходом Цицерона к проблематике смеха и его пониманием целей и задач ораторского искусства.

  5. Исследовать предложенный Цицероном подход к решению вопросов, относимых к религиозно-философской тематике, а также показать ценность его трудов в качестве надежных источников по истории античных религий.

  6. Провести анализ трактовки понятия "гуманизм" в античном Риме времен Цицерона и характеристику основных черт "гуманизма"

самого мыслителя, с тем, чтооы оценить его вклад в становление европейского гуманизма.

Теоретико-методологические основания исследования

При написании данной работы использовались как доступные автору первоисточники, так и переводы трудов Цицерона. Кроме того, автор опирался на фундаментальные исследования российских и зарубежных историков, специалистов в области истории философии и культуры, а так же на работы, в которых отдельные проблемы творчества Цицерона рассматривались в контексте более узких исследований в области филологии, истории религии и др.

В соответствие с поставленными целями и задачами, а также с учетом характера исследуемой персоналии, метод данной работы можно охарактеризовать как научно-популяризаторский.

Научная новизна исследования

В результате решения поставленных в работе задач, автором достигнуты следующие результаты:

1. Проведен всесторонний анализ теоретико-методологического аспекта философской системы Цицерона. Метод, используемый Цицероном для систематизации и изложения историко-философского материала, определен как "доксографический". С одной стороны, это позволило оценить вклад Цицерона в развитие античной доксографической традиции, а с другой, опираясь на его труды, показать эвристические возможности данного метода, возможность его модернизации, адаптации к современным историко-философским исследованиям.

  1. Взаимосвязь философии и красноречия характеризуется как принципиально-значимый аспект философской системы Цицерона, поскольку имеет важное значение для реальной жизненной практики. Мысль Цицерона о том, что философ должен излагать свое учение правильным и красивым языком, а речи оратора, не знакомого с основами нравственной и политической философии, могут представлять опасность для общества, весьма актуальна в наше время.

  2. Показано, что Цицерон был не только философом, великим оратором и политическим деятелем своего времени, но и внес значительный вклад в развитие античных представлений о смехе и смешном, придав им форму эстетических категорий. Это позволяет указать на реальную связь "эстетики слова" с "эстетикой мысли" и показать, к каким положительным результатам может привести "эстетическое" соединение мысли и иронического, "смешного" слова.

На основании сравнения "теорий смеха", созданных Аристотелем и Цицероном, делается вывод о том, что Цицерон, наравне с известными ныне древнегреческими источниками, является уникальной фигурой, позволяющей узнать и понять, как в античности воспринималось и трактовалось то, что сейчас называют юмором, комизмом, иронией.

4. Показано, что почерпнутый из трудов Цицерона материал,
позволяет составить целостную картину римской и, шире,
практически всей античной религиозной практики. Проведен
подробный анализ того, как в трудах Цицерона отражено
существенное влияние этрусков на формирование религиозных
представлений римлян, а также на их культуру и общежизненную
практику. Показано, что произведения Цицерона позволяют

реконструировать значительную часть этрусской религиозно-мифологической системы, которая была утеряна еше в античные времена.

5. Проведено исследование подхода Цицерона к решению вопросов,
относимых к религиозно-философской тематике. Показано, что
метод, используемый им для описания историко- и теоретико-
религиозной проблематики, позволяет Цицерону выступать в
качестве достойного авторитета в области философии религии.

Отмечено его во многом новаторское для того времени решение некоторых религиозно-философских проблем, например, вопроса о том, насколько реально осуществление человеческой свободы при наличии возможности точного предсказания будущего на основании веры в определяющую волю богов и действующие в природе фатальные силы.

6. Предпринято детальное исследование понятия "гуманизм" в том
смысле, в котором оно впервые встречается в Древнем Риме и
благодаря Цицерону. Отмечены наиболее важные и характерные
аспекты "гуманизма" самого мыслителя. Показано, что изучение
жизни и деятельности Цицерона с точки зрения гуманизма
позволяет дополнить оценки его роли в истории человечества.

Практическая значимость работы

Определяется возможностью использовать ее результаты в теоретических историко-философских и культурологических исследованиях, а также в педагогической работе при чтении спецкурсов по истории античной философии и культуры.

Апробация работы

Диссертация обсуждалась на кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ. Главы и разделы диссертации использовачись при чтении лекций по истории философии и культуры в Московском Государственном Педагогическом Университете. Отдельные результаты исследования докладывались на Международной конференции "Смирновские чтения" (Москва, 1999 г.) и на Общероссийской научной конференции "Современная логика: проблемы теории, истории и применения в науке", С.-Петербург, 2000.

Структура диссертации

Структура исследования определена его целями, задачами и спецификой темы. Диссертация состоит из введения, трех глав, разбитых на параграфы и подпараграфы, и заключения.

Похожие диссертации на Цицерон как историк философии и теоретик культуры