Введение к работе
Актуальность темы исследования. В связи с тем, что в нашей стране взгляды представителей русской религиозно-идеалистической философской традиции долгое время либо замалчивались, либо подавались в искаженном свете, то, сейчас особое внимание привлекают к себе отечественные христианские философы и мыслители русского зарубежья.
Николай Онуфриевич Лосский - основоположник русского интуитивизма, видный религиозный мыслитель и систематический философ, классик эмигрантской школы историографии русской философии. Несмотря на большую работу, проделанную за последние годы по' возвращению забытых имен, участники Философского процесса в России освещались неравноценно и фигура Лосского, по праву занимающая значительное место в ряду выдающихся русских философов, незаслуженно оказалась в тени таких мыслителей как B.C. Соловьев, Н.А. 'Бердяев, С.Л. Франк, С.Н. Булгаков и-др.
Отечественная литература уделяла мало внимания вопросам историографии русской философии. Практически не изучалась в научном плане эмигрантская школа историков русской мысли. В этой связи, обращение к взглядам Н.О. Лосского, сочетавшего в одном лице религиозно-философского мыслителя и историографа русской философии представляет несомненный исследовательский интерес.
Степень изученности темы. Философские и историко-философские взгляды Лосского в целом малоизучены. Его общефилософское мировоззрение рассматривалось в работах Л.А. Когана, И.П. Чуевой, Н.Н. Старченко, П.П. Гайденко, а некоторые черты Лосского как историка русской философии разбирались в очерках Н.Г. Тараканова, И.Я. Щипанова, В.А. Малинина, В.А. Кувакина, М.А. Маслина. Из перечисленных выше авторов только В.А. Кувакин и М.А. Маслин исследуют непосредственно историко-философские взгляды русского интуитивиста.
Общая характеристика философской системы Лосского представлена в зарубежной историографии трудами В. Гердта и $. Коплестона а в эмигрантской литературе очерками В.Н. Ильина, С.А. Левицкого, В.В. Зеньковского. Позиции Лосского как историка русской философии в этих работах почти совсем не освещаются.
Таким образом, на сегодняшний день отсутствует целостный, развернутый анализ историко-философской концепции Лосского, что
явно не соответствует тому объективному значению, которое имеет предпринятое им исследование русской философии.
Цели и задачи исследования. Основная цель исследования заключается в том, чтобы определить характерные черты Лосского, как историка русской философии и выявить особенности его методологических подходов к изображению философского процесса в России.
Достижение данной цели связано с решением конкретных задач:
проанализировать общефилософскую систему Лосского, имея в виду преимущественно те ее аспекты, которые связаны или оказали влияние на его историко-философские взгляды;
проследить основные этапы эволюции философского мировоззрения, определить роль и место Лосского в истории русской и мировой философии и рассмотреть в этой пвязи его историко-философские сочинения;
выявить конкретное сходство и различие историко-философских позиций Лосского в сравнении с другими историками русской мысли;
вычленить в историко-философской концепции историографа предмет и методы исследования истории русской философии.
Теоретико-методологической основой диссертации являются принципы научной объективности, конкретно-исторического подхода и сравнительного анализа.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем.впервые проводится анализ философского мировоззрения Лосского и вытекающих из него историко-философских представлений. Предпринимается попытка целостного исследования взглядов русского мыслителя на характер и сущность русской философии, выявляется специфика его методологических подходов к изображению философского.процесса в России, определяется место, роль и значение Лосского как историка русской философии в историографической традиции. В научный оборот вводятся неизвестные ранее и неопубликованные источники из личного архива Лосского, использование которых позволило существенно уточнить как общефилософскую концепцию основоположника русского интуитивизма вообще, чтак и его представления о русской философской мысли в
частности.
Научно-практическое значение исследования. Результаты настоящей работы могут быть использованы при применении "Истории русской Философии" Лосского в качестве учебного пособия и при разработке специальных курсов по историографии русской философии.
Апробация работы. Основные положения исследования представлены в опубликованных- и подготовленных к публикации работах автора, указанных, в автореферате. Диссертация обсуждена на заседании лаооратории истории русской Философии и рекомендована к защите.
Структура диссертации. Работа включает в себя введение, две главы, состоящие соответственно из двух и трех параграфов, заключение и библиографию.