Введение к работе
Актуальность темы. В настоящее время наблюдается тенденция пристального интереса к проблемам человека и общества, а также к сближению различных культур. При этом недостаток духовности современного мира при решении глобальных проблем человечества заставляет все чаще обращаться к проблемам совершенствования природы человека и его гармонии с окружающим миром и обществом. Таким образом, человек становится средоточием всех проблем, а концепции человека — той осью, вокруг которой вращаются все теоретические исследования.
Проблеме эволюции представлений о человеке и его природе в китайской философия, а также некоторым другим философским аспектам антропологии посвяшено немало исследовательских работ отечественных синологов. Среди них выделяются работы М.Л. Титаренко, В.Г. Бурова, А.И. Кобзева, Т.П. Григорьевой и других. Что же касается сегодняшних исследований китайских специалистов, то в них стало больше, чем раньше, уделяться внимания не изложению содержания каждой из концепций о человеке, а процессу их возникновения и развития. Происходит и некоторая переориентация китайской мысли с позиций марксизма. Кроме этого, отдельными китайскими учеными высказывается мысль о необходимости рассмотрения проблемы человека в более широком культурологическом контексте, т.е. о подходе к ней как к явлению традиционной культуры Китая.
Опираясь на данный опыт в разработке антропологической проблематики в отечественной и зарубежной науке и учитывая все возрастающий к ней интерес, мы сочли интересным проследить ее отражение в творчестве одного из самых ярких и видных китайских философов Фэн Юланя (1895 — 1990), который предпринял попытку, которая, видимо, связана с поиском им решения проблемы синтеза культур Запада и Востока, в рамхах непрекращающихся в те годы дискуссий по данной теме, соединить в своем учении на
первый взгляд несовместимое — китайские и западные философские традиции и сделать тем самым шаг к созданию универсальной философии будущего.
Степень разработанности проблемы. В настоящее время ряд отечественных и зарубежных ученых уже не раз обращались к творчеству Фэн Юланя. Наиболее заметными работами а этой области являются статьи и разделы книгО'Бриэра, Ли Цзехоу, Ту Югуана и других. Однако серьезных монографических исследований творчества мыслителя до сих пор существует не так много. Среди них в зарубежной синологии можно назвать книгу М. Массона «Философия и традиция. Интерпретация философского прошлого Китая: ФэнЮлань. 1939—1949»1, в отечественной — монографию А.В. Ломаггова «Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя» 2, а также его кандидатскую диссертацию «Интерпретация и развитие китайской философской традиции в работах Фэн Юланя 20—40-х г. 20 в.»* и многочисленные статьи. Анализируется творчество Фэн Юланя в контексте исследования современной китайской философии и в работах В.Г Бурова. Имя мыслителя упоминается и рядом других российских синологов таких, как М.Л. Титаренко, Л.С. Переломов, А..И. Кобзев, В.В. Зайцев и другие. Недавно вышел б свет также и первый перевод с английского языка на русский книги Фэн Юланя «Краткая история китайской философии» (научный редактор Е.А.Горчинов), осуществленный Р.В. Котенко 4
Однако несмотря на то, что имя Фэн Юланя известно российскому читателю, непосредственно антропо-социологической проблематике творчества Фэн Юланя пока не было уделено достаточно большого внимания. По-
1 Masson М.С. «Philosophy and Tradition. The Interpretation of China's Philosophical Past: Fung Yu-lan )939—1949. Varictes sinologiques-nouvelle serie. №71. Taipei. 1985. " А.. В. Ломанова «Современное конфуцианство: философия Фэн Юланя». Москва. Издательская фирма «Восточная литература» РАН. 1996.
" А.В. Ломанов «Интерпретация и развитие китайской фатософской традиции в работах Фэн Юланя20—tO-x г. 20 в.» (кандидатская диссертация). Москва. 1993. Фзк Юлань «История юггайской философии» (перевод с английского). Санкт-Петербург. 1998.
этому данная диссертация, в которой как раз и предпринимается попытка систематизировать и проанализировать материал по данной теме, может представлять определенный интерес и позволит углубить наше представление об этом видном мыслителе.
Цель и задачи исследования. Основная цель, которую пытался достичь диссертант в настоящей работе, состоит в освещении и изложении на основе работ Фэн Юланя его антропо-социологических взглядов, их взаимосвязи с традиционным представлением китайцев о человеке и обществе, а также отражению в них привнесенных западных идей и новаторского метода Фэн Юланя. Учитывая взаимосвязанность представлений Фэн Юланя о человеке с его онтологическими взглядами, мы сочли необходимым дать также краткое изложение его космологических идей, а также нового метода, привнесенного в китайскую философию.
В соответствии с указанной целью диссертационного исследования были определены его следующие основные задачи:
Я максимально полно использовать все имеющиеся материалы по истории древней и средневековой философии, чтобы проанализировать влияние традиционных представлений о человеке в китайской философии на творчество данного мыслителя;
И рассмотреть и изложить основные положения антропо-сошшлогического учения Фэн Юланя, опираясь, главным образом, на такие его работы как «Синь юань экэнь» («Новый трактат о природе человека») и «Сунь ли сюэ» («Новое учение о принципе»), а также проследить взаимосвязь данной проблематики с онтологией Фэн Юланя;
проанализировать новаторский метод, привнесенный Фэн Юланем в китайскую философию, а также определить его значение для истории философской мысли Китая.
Методологическая и теоретическая основа исследования. При написании работы автор опирался на историко-философский метод, исполь-
зуя принцип сравнительного анализа, а также относящиеся к методам изуче-ніія китайской философии суждения, содержащиеся в трудах М.Л. Титаренко, В.Г. Бурова, Л. С. Переломова, А.И. Кобзева, В.В. Зайцева, А.В. Ломанова и других. Что касается непосредственно освещения творчества Фэн Юланя, то при написании данной работы учитывались результаты исследований таких авторитетных, российских ученых, как В.Г. Буров и А.В. Ломанов, а также таких зарубежных исследователей, как О'Бриэр, М. Массой, Ли Цзехоу, Ту Югуан и другеє.
Научная повита. Научная новизна данного исследования заключается в том, что в ней осуществляется комплексный анализ антропо-социологических взглядов Фэн Юланя; раскрываются особенности его учения о человеке и обществе и о возможности соединения китайских и западных философских традиций в контексте современных дискуссий. Новизна авторского подхода к разработке темы диссертации отражается в главных научно-теоретических результатах исследования.
Наиболее существенные результаты, полученные конкретно диссертантом, заключаются в следующем:
рассмотрены творческая деятельность и основные философские сочине
ния Фэн Юланя, отражающие его антропо-социологические взгляды;
проанализировано влияние и отражение в творчестве Фэн Юланя традиционных представлений китайской философии о человеке и общесгве;
освещены основные аспекты антропо-социологического учения Фэн Юланя и его взаимосвязь с онтологией данного философа, в частности, затронута проблема толкования некоторых понятий китайской философии, проведено сравнение концепции Фэн Юланя с идеями других китайских философов.
проанализирован привнесенный Фэн Юланем в китайскую философию новаторский метод, соединивший в себе западные и китайские философские традиции, определено его значение в истории философской мысли Китая, а
также показано отражение данного метода в антропо-социологическом учении мыслителя.
Практическая ценность работы определяется тем, что ее материалы и выводы позволят углубить разработку концепции современной китайской философии и могут быть использованы при чтении курсов и спецкурсов по современной философии и культуре стран Востока.
Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре истории философии Российского университета дружбы народов. Основные положения были изложены диссертантом в выступлении на V Всероссийской научной конференции «Философии Восточно-азиатского региона и современная цивилизация», проводившейся в Институте Дальнего Востока.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и оглавления.