Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТЕАТРА 43
ГЛАВА II. СОДРУЖЕСТВО ДРАМАТУРГА И РЕЖИССЕРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА 44-100
ГЛАВА III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДРАМАТУРГА И РЕЖИССЕРА В' ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ТЕАТРА (30-е годы) . І0І-І42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 143-149
БИБЛИОГРАФИЯ І50-І6І
- СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО АЗЕРБАЙДЖАНСКОГО ТЕАТРА
- СОДРУЖЕСТВО ДРАМАТУРГА И РЕЖИССЕРА В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ТЕАТРА
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДРАМАТУРГА И РЕЖИССЕРА В' ГОДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ЗРЕЛОСТИ ТЕАТРА (30-е годы)
Введение к работе
Искусство азербайджанского театра вносит значительный вклад в формирование духовной жизни своего народа.
Идейные предпосылки развития советского сценического искусства определяют пути утверждения азербайджанским и другими театрами нашей страны принципов социалистического реализма. Поэтому особенно важно проследить, как преломлялись эти общие для всего советского театра основы в отдельных сценических культурах народов СССР.
Становление национальной сценической культуры Азербайджана в 20-е - 30-е годы в значительной мере определялось развитием драматургии и режиссуры. Изучение творчества крупнейших художников, представляющих эти сферы театрального искусства, помогает выделить творческие принципы, характеризующие развитие азербайджанского театра тех лет. Этот период неразрывно связан с идеологической борьбой, с утверждением национальной культуры, близкой широким массам трудящихся.
Новая революционная действительность требовала новых средств художественного выражения, и азербайджанский театр с первых своих шагов напряженно искал путей наиболее полного и глубокого воплощения великих событий эпохи. Существенное значение в этом процессе имело взаимодействие советской драматургии и театра, представленное в Азербайджане творческим союзом двух деятелей азербайджанской национальной культуры - драматурга Джафара Джабарлы и режиссера Александра Туганова. В результате творческой деятельности этих художников возникли образцы театрального искусства, проникнутые идеями гуманизма, гражданственности, выражавшие глубокое постижение деятелями советской сцены идей и эстетических принципов времени.
Русский актер и режиссер А.Туганов и драматург, пишущий на азербайджанском языке - Дж.Джабарлы, - составили уникальное творческое содружество, воздействовавшее на сложное идейно-творческое развитие театра и ставшее сильнейшим стимулом в его работе. С именами Джабарлы и Туганова связан определенный круг идей, формирование современного профессионального мастерства, художественные критерии и поиски азербайджанского театра. Эти сценические деятели определили важнейший этап в жизни азербайджанского театра, направление его развития, имевшее решающее значение для последующего развития национальной театральной культуры.
Тесная творческая связь азербайджанского драматурга и русского режиссера в процессе становления и развития азербайджанского театра - одно из проявлений процесса взаимовлияния сценических культур социалистических наций. Интернациональная направленность творчества этих художников подтверждает диалектическое взаимодействие интернационального и национального - качественной особенности социалистической культуры, проявившейся уже в первый период истории советского театра.
Творчество Дж.Джабарлы и А.Туганова давно привлекает внимание советских ученых. В азербайджанском театроведении неоднократно рассматривалась творческая связь драматурга Джафара Джабарлы и режиссера Александра Туганова, но процесс возникновения и развития этого содружества еще не осмыслен. Тема эта возникала лишь в результате изложения бесспорных фактов истории театра и не получала подробного самостоятельного освещения.
Б трудах по истории азербайджанского театра, в частности, в фундаментальной работе Дж.Джафарова, дающей ценные сведения по истории национального сценического искусства, отражены результаты сценического процесса, описаны постановки, в создании которых участвовали эти художники. Тем не менее, пути создания спектакля, рождение постановочного замысла, обогащение авторской концепции в результате совместного творчества режиссера и драматурга нуждались в дополнительном исследовании.
Большая плодотворная работа Джабарлы и Туганова, рождавшая особую этическую, духовную атмосферу, в которой формировались актеры азербайджанской сцены и происходила перестройка сложного театрального организма, имеет непосредственное значение для определения путей развития сценических культур народов СССР в период их становления.
Изучение творческой практики Джабарлы и Туганова, воссоздание процесса, приводящего к завершению пьесы и ее сценическому воплощению, характер сценической интерпретации современной драматургии, - все эти проблемы сохраняют свое значение на сегодняшний день. Особые формы содружества этих художников предопределили создание идейно-художественной среды, ставшей питательной почвой для развития сценического искусства Азербайджана.
Для исследования процесса развития азербайджанского театра существенное значение имеет изучение хода репетиционной работы, описание творческой атмосферы, возникавшей при подготовке спектаклей, опыт содружества режиссера и драматурга с актерами, художниками, композиторами. Соотнесение хода подготовки спектакля и художественного результата, определявшегося после выпуска спектакля, важны для уяснения сущности эстетических принципов Джабарлы и Туганова, намечавших пути развития азербайджанского театра.
Для проведения исследования необходимым представляется изучение всего творческого пути этих деятелей азербайджанской сцени- ческой культуры. Принципы творчества Джабарлы и Туганова основывались на идейно-эстетических взглядах этих художников, они помогли определить методологические основы их совместной работы.
Джабарлы и Туганов пришли в азербайджанский театр разными путями, но их объединило воздействие художественного опыта русской культуры, близость к принципам русского реалистического театра. Они видели в театре "школу жизни", утверждали активное начало искусства, способствующего социалистическому развитию современного общества. Джабарлы и Туганов восприняли заветы В.Белинского, Н.Чернышевского, М.Щепкина, М.Ермоловой, К.Станиславского и претворили их в деятельности, направленной на формирование и развитие советского азербайджанского театра. Верные и убежденные последователи реализма, Джабарлы и Туганов активно боролись за утверждение завоеваний передовой русской культуры, защищая, противопоставляя ее реалистическую устремленность реакционным тенденциям, проникавшим в азербайджанский советский театр, в годы его становления.
Призывая к освоению передового опыта прошлого, прогрессивных художественных традиций, Туганов и Джабарлы искали в совместной работе новых путей в искусстве, стремились создать в азербайджанском театре тот нравственный климат, при котором складывается коллектив единомышленников. Обладая высоким профессиональным мастерством, они достигли большого нравственного авторитета, значительного влияния на труппу. Это дало им возможность утверждать в , сценической практике высокие принципы театрального искусства. Глубоко понимая природу азербайджанского театра, они верно определяли направление его развития, угадывали потенциальные возможности. Особое значение имеет изучение работы Джабарлы и Туганова с акте- рами.
Джабарлы и Туганов стали организаторами коллектива единомышленников, они воздействовали на развитие профессионального и нравственного облика актеров, на эстетические и этические воззрения деятелей азербайджанского театра. Вопросы идейности искусства, его социальной функции и художественности решались Джабарлы и Ту-гановым совместно с актерами, которым они стремились привить понимание общественной миссии художника, выступающего от имени народа и для народа.
Эстетические принципы этих театральных деятелей были основаны, прежде всего, на творчестве актера. Мысль об актере-художнике, актере-гражданине, о значении личности художника, его жизненного и духовного опыта при создании произведений искусства, - становится главенствующей в творчестве руководителей азербайджанского театра.
Творческий союз режиссера и драматурга отличался широтой взглядов. Они глубоко изучали жизнь и искусство, выступали против тенденций упрощения сложных явлений современности. Обладая чувством нового, Туганов и Джабарлы стремились раскрыть конкретное общественное содержание этих явлений. Устремленность передовых художников понять и выразить свое время было реализовано в совместном поиске нового героя, новых тем творчества. Создавая азербайджанский советский театр, режиссер и драматург достигли полного взаимопонимания. драматургия Дж.Джабарлы стала идейной и художественной основой развития азербайджанского театра в период его становления. Задачи, стоящие перед всем советским театром, получили в творчестве драматурга своеобразное претворение, отразили особенности нацио- нальной культуры. В лице режиссера А.Туганова и актеров азербайджанского театра Джабарлы встретил тонких и умных интерпретаторов, идейных и творческих союзников. Поэтому результаты деятельности режиссера и драматурга становились творческим достоянием всего советского азербайджанского театра, а исследуемый в данной работе процесс определил направление развития национальной сценической культуры.
В процессе исследования использовались личные архивы Дж.Джабарлы и А.Туганова, архив театра им.М.Азизбекова, документы, хранящиеся в фондах театрального музея им.Дж.Джабарлы, в Рукописном фонде АН Азерб.ССР, в библиотеках и архивах театров Баку, Центрального архива литературы и искусства республики, архива ВТО и АзТО, а также материалы личных архивов деятелей азербайджанского театра А.Шарифзаде, М.Давудовой, М.Марданова. Ценный материал для работы дали беседы со старейшими актерами азербайджанского театра, проведенные и записанные диссертантом.
При анализе спектаклей и при определении замысла их создателей были использованы режиссерские экземпляры пьес, режиссерские планы, докладные записки, подготовленные Тугановым и Джабарлы в период работы над спектаклями. Были тщательно изучены программы, фотографии постановок и снимки мастеров азербайджанской сцены в ролях, макеты декораций, эскизы костюмов и другие материалы, фиксирующие ход работы над спектаклями. Были обнаружены и использованы источники, освещающие важные стороны жизни азербайджанского театра, - в частности, неопубликованная переписка между Дж.Джабарлы и Тугановым. Много материалов содержится и в воспоминаниях А.Туганова об азербайджанском театре, часть которых при участии диссертанта в качестве составителя опубликована в 1980 году рее- публиканским издательством "Язычы".
Для подкрепления ряда положений, выдвинутых в данной работе, диссертант обращался к труду, изданному Академией наук Азербайджанской ССР "Искусство Азербайджана" под редакцией Дж.Джафарова, к книге Дж.Джафарова "Театр им.Азизбекова" *, к сборнику "Очерки истории азербайджанского театра", хранящемуся в фондах азербайджанского театрального музея им.Дж.Джабарлы, к двухтомному собранию сочинений Дж.Джафарова л и фундаментальному изданию "История советского драматического театра" в шести томах (главы, подготовленные Дж.Джафаровым), а также к работам, опубликованным М.Арифом 3, М.Мамедовым 4, А.Шарифом 5, Т.Юсуфбейли 6, А.Алиевой ?, А.Исмайловой 8 и др.
Исследуя историю азербайджанского театра 20-30-х годов, диссертант стремился оценивать события и явления жизни театра с современных позиций, учитывая, что избранная для данной работы тема - содружество драматурга и режиссера - имеет непосредственное значение для творческой практики наших дней и актуальна не только для азербайджанского, но и для других отрядов советского многонационального театра.
Джафаров Дж. Театр им.Азизбекова. М., 1951.
Джафаров Дж. Сочинения в двух томах. Баку, Азернешр, 1968.
Мамед Ариф. Творческий путь Дж.Джабарлы. Избранное в 2-х томах. Баку, Азернешр, 1971.
Мамедов М. А.Туганов. Баку, Азернешр, 1971.
ШарифА. Театр Дж.Джабарлы. Сб. "Искусство Азербайджана", т.1, Баку, изд.АН Азерб.ССР, 1946.
Юсуфбейли Т. Шекспир на сцене театра им.М.Азизбекова, Баку, Азерб. театр, общество, 1964.
Алиева А. Азербайджанский театр за 100 лет. Баку, Азернешр,
1974.
8 Исмайлова А. В поисках репертуара. Баку, Язычы, 1982.
Становление советского азербайджанского театра
С момента первого любительского спектакля "Визирь Ленкорайского ханства" М.Ф.Ахундова, поставленного в Баку в 1873 году любителями-энтузиастами, азербайджанский театр прошел большой путь развития. В этом процессе существенное значение имела Россия, которая играла "прогрессивную роль по отношению к Востоку" . Русская прогрессивная культура, передовое искусство оказали большое влияние на становление и развитие демократических и революционных тенденций в азербайджанском сценическом искусстве.
Дореволюционный азербайджанский театр активно участвовал в общественной жизни, но путь его развития подвержен многим трудностям и препятствиям, главным из которых являлось влияние буржуазной идеологии. Реакционные силы пытались помешать проникновению в азербайджанский театр передовых тенденций, но прогрессивные и демократические силы противостояли натиску реакции.
После Октябрьской революции возрастает значение национального театра в формировании духовной жизни азербайджанского народа. I июля 1920 года правительство Советского Азербайджана выносит решение о национализации театра. В приказе Комиссариата народного просвещения Азербайджанской ССР говорится: "С I июля с.г. Государственный театр (бывший Маилова) со всем находящимся в нем театральным имуществом, независимо от того, кому это имущество принадлежит, объявляется национальной собственностью азербайджанского народа" 2. Декретом от I июля 1920 года была создана также первая государственная театральная труппа, в которую вошли мастера дореволюционной азербайджанской сцены: Мирза Ага Алиев, Аббас Мирза Шарифзаде, Сидги Рухулла, Исмаил Идаят-заде, Марзия Давудо-ва, Рза Тахмасиб и другие.
В ноябре 1920 года Наркомпрос республики организует комиссию по восстановлению помещений бывшего театра Тагиева и дома мусульманского, благотворительного общества "Исмаилие" . в начале января 1922 года правительство вынесло решение о разделении драматической и оперной трупп, а 17 января в отреставрированном здании бывшего Тагиевского театра состоялось открытие Азербайджанского Государственного драматического театра, на котором была показана комедия М.Ф.Ахундова "Гаджи Кара".
Уже в первые годы Советской власти партия и правительство поставили перед азербайджанским театром важные общественные задачи. Он был призван создавать высокие образцы искусства, развивать эстетический вкус народа. "Театр... возбудил у тюркского пролетариата большие надежды, и первые шаги его работы позволяли полагать, что развиваясь, он станет организатором дум и стремлений трудовых масс" , - писал "Бакинский рабочий".
Но становление советского азербайджанского театра неразрывно связано с идеологической борьбой, в процессе которой театр утверждал принципы передовой культуры, близкой широким массам трудящихся. Художникам, вставшим на путь строительства советского театра, пришлось столкнуться с буржуазными националистами, которые стремились воздействовать на театр, увести художественный коллектив с путей реалистического театрального искусства.
В марте 1922 года на страницах печати, в том числе партийного органа - газеты "Коммунист", развернулась дискуссия, посвященная идейно-творческим проблемам театра. Эта дискуссия подтверждает, какие трудности стояли на пути театра в борьбе за становление репертуара, формирование нового художественного стиля, преодоление чуждых идейно-эстетических тенденций. Состояние театра в начале 20-х годов еще не соответствовало новым требованиям, выдвигаемым всем развитием советского искусства. Коллектив не был объединен единым пониманием творчества, четким определением своих задач в развитии национального искусства. Прежние спектакли не отвечали задачам времени, запросам зрителя, не было новых пьес.
Уже в начале 20-х годов определилось размежевание передового и реакционного направлений в азербайджанском театре. Буржуазные идеологи открыто декларировали свою оппозиционность новому театру, стремились насаждать в репертуаре националистические пьесы. Распространяя пантюркистские и панисламистекие воззрения, они использовали интерес азербайджанского зрителя к Ближнему Востоку, к событиям освободительной борьбы Ирана и Турции. В начале 20-х годов на сцене театра часто ставились спектакли "восточной тематики", в которых история освещалась с националистических позиций, пропагандировались религиозные догмы. Так называемая "ориентальная" форма этих спектаклей ("Абуль-Ула" Г.Бедреддина и И.Руфата, "Езид, сын Муавия" М.Гаджибабабекова), их идейное содержание уводили театр от требований времени, отражались на его методе и стиле. В стремлении "захватить" зрителя часто использовались "мистические" приемы, натуралистические демонстрации страданий героев. Так, в спектакле "Абуль-Ула" на сцене были показаны жестокие пытки, которым подвергался герой пьесы - эмир Абуль-Ула. В пьесах турецких авторов утверждались пантюркистские и панисламистские тенденции, мысль о "едином Востоке", в котором национальная принадлежность была выше классовых различий.
Содружество драматурга и режиссера в процессе формирования национального театра
К 1924 году, когда Туганов по приглашению Наркомпроса Азербайджана приступил к руководству азербайджанским театром, джабарлы уже был активным участником современной культурной жизни республики, В процессе освоения опыта революции развивалось мышление драматурга. Джабарлы создает концепцию героя, строителя нового мира, стремится показать процесс рождения нового человека.
В эти годы Джабарлы пишет статьи и рецензии на спектакли азербайджанского театра, в которых призывает к активному строительству национальной культуры. Учитывая задачи, стоящие перед театром, Джабарлы выдвигает требования подлинно реалистического искусства, создания национальной театральной школы, указывает на необходимость усиления связи с писателями, драматургами, подготовки квалифицированных режиссеров, актеров и особенно актрис.
Приезд Туганова в Баку совпал с активной деятельностью Джабарлы в области театрального искусства. И случилось так, что мечта Туганова создать коллектив единомышленников, театр, отражающий проблемы современной жизни, верный реалистическим традициям, получила осуществление в его совместной работе с Джабарлы, направленной на становление и развитие азербайджанского театра.
Первая встреча Джабарлы с Тугановым произошла в театральном техникуме, куда Туганов был приглашен в качестве педагога по мастерству актера. "На одном из первых моих уроков, - вспоминал Туганов, - я увидел громадные черные глаза, которые пристально на меня смотрели, интересуясь и вместе с тем вопрошая, как-будто желая как губка впитать в себя все услышанное. Это повторялось на нескольких уроках, и я уж как-то привык к этому и обращался именно к этим черным глазам, я искал их, эти большие вопрошающие глаза. Оказалось, что это был Джафар Джабарлы, который поступил в театральный техникум, желая пройти сценический курс мастерства актера" .
С первых же лет пребывания в Азербайджане Туганов много времени уделял подготовке кадров, стремясь передать свои знания молодежи, нуждавшейся в учителе, воспитателе. Он проводил занятия по программе, составленной им применительно к требованиям данной аудитории, занятия по мастерству актера сопровождались лекциями по истории русского театра, беседами о задачах современного театрального искусства. В лекциях и беседах Туганов сообщал молодой аудитории обширные, разнообразные сведения, искренне и горячо откликаясь на разнообразные темы, интересующие студентов.
Все чаще встречаясь и сближаясь, Туганов и Джабарлы стали проводить вместе большую часть времени. Туганов рассказывал Джабарлы много интересного, умело связывая пережитое, увиденное им в течение долгих лет его большой жизни, с современностью. Он рассказывал о своих личных встречах, знакомстве с Л.Н.Толстым, К.С.Станиславским, В.И.Немирович-Данченко, Т.Л.Щепкиной-Куперник, П.А. Стрепетовой, М.И.Писаревым и другими деятелями русской культуры. Туганов делился с молодым писателем своими идеями об организации нового театра, о его структуре, о художественных принципах, о театральной этике.
Взаимодействие драматурга и режиссера в' годы творческой зрелости театра (30-е годы)
Новый этап в развитии азербайджанского театра начался с проведения первой Олимпиады искусств народов СССР, прошедшей в 1930 году в Москве. Олимпиада консолидировала силы театральных деятелей республик, выдвинула дальнейшие задачи по строительству многонационального советского театра.
В марте 1930 года ЦК КП(б) Азербайджана провело специальное совещание по вопросам театра, на котором были приняты важные решения, направленные на закрепление реалистических позиций ведущего художественного коллектива республики.
Подготовка к Олимпиаде вызвала подъем в деятельности азербайджанского театра, коллектив рассматривал свое выступление в Москве как творческий отчет, своеобразный экзамен на профессиональное мастерство.
Джабарлы и Туганов последовательно, настойчиво проводили большую организационную и творческую работу. Они стремились выявить и продемонстрировать в предстоящем показе все потенциальные возможности коллектива. Говоря о задачах, стоящих перед азербайджанским театром в период его подготовки к Олимпиаде, Туганов и Джабарлы особо выделяли значение обмена творческим опытом с другими национальными сценическими культурами. Тема творчества, как нравственного служения народу, - "делать искусство, а не делать благодаря искусству себя", - звучит в их обращениях к труппе на ежедневных встречах перед Олимпиадой .
Проводя все дни и вечера в театре, подготовки к Олимпиаде совершенствовали спектакли, которые были отобраны для показа, готовили доклады о путях развития азербайджанского театра, давали материалы в прессу, это была большая творческая и исследовательская работа, которая как бы подытожила, осмыслила совместную деятельность этих художников в азербайджанском театре. Их энтузиазм вдохновлял актеров.
Подготовка к Олимпиаде еще больше способствовала творческому сближению режиссера и драматурга, вступающего на путь режиссуры. "Каждый день, проведенный без Джафара, - вспоминал Туганов, - казался мне потерянным днем. От каждой нашей встречи... мы уносили что-нибудь друг от друга. Я впитывал в себя Азербайджан, и мне еще дороже и горячо любимее становился азербайджанский театр" .
Олимпиада сопровождалась гастрольной поездкой азербайджанского театра в Ленинград и Казань, где театр показал спектакли: "Невеста огня", "Севиль", "Гаджи Кара", "Намус", "Загмук", "Гамлет-«, "Человек, который смеется".
Уже на первом спектакле в Ленинграде, на котором присутствовало более 2000 человек, в здании Выборгского дворца культуры азербайджанские актеры почувствовали близость их искусства русскому зрителю. Перед началом спектакля "Невеста огня" все его участники испытывали большое волнение, как примет русский зритель спектакль на незнакомом ему языке, с особой тематикой, с азербайджанской му-с зыкой. Спектакль имел огромный успех. На 17 спектаклях, показанных в Ленинграде, присутствовало 32 тысячи зрителей, которые с интересом и пониманием восприняли своеобразие сценического искусства Азербайджана.