Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Друзская община в политических процессах стран Ближнего Востока Кулагин Артем Абдаллаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулагин Артем Абдаллаевич. Друзская община в политических процессах стран Ближнего Востока: автореферат дис. ... кандидата политических наук: 23.00.04 / Кулагин Артем Абдаллаевич;[Место защиты: Санкт-Петербургсколм государственном университете].- Санкт-Петербург, 2012.- 21 с.

Введение к работе

Актуальность темы исследования

Последняя декада в истории человечества неразрывно связана с кризисом, пронизывающим все сферы общественно-политической жизни. Ученые и философы современности бьются над решением возникающих проблем, и все чаще слышны утверждения о том, что европейская цивилизация зашла в тупик, и дальнейшее развитие невозможно. Система ценностей, которая сложилась во второй половине XX века в странах Европы и Америки, основанная на антропоцентризме и потребительском отношении к природе, ставит под угрозу дальнейшие перспективы существования человечества. К сожалению, большинство идеологов современного образа жизни забывают об истинных истоках современной философской и политической мысли. Многие просто отказываются принять альтернативную точку зрения, возникающую в процессе диалога цивилизаций. В качестве одного из позитивных аспектов глобализации можно выделить возможность глобальной интеграции и коммуникации, в рамках которой происходит культурно-политический обмен, позволяющий человечеству выйти на качественно новый виток развития.

Диалог цивилизаций означает равенство народов и государств. Иными словами диалог возможен только тогда, когда каждый из его участников уважает другого и относится к нему как к равному. Колониальные отношения, существовавшие в некоторых частях земного шара на протяжении последних двухсот-трехсот лет, были следствием того, что народы и государства подразделялись на народы и государства первого и второго сорта, на государства, обладающие неотъемлемым правом быть господами и государства, стоящие ниже их и обреченные им повиноваться. Войны возникают в результате того, что одна сторона присваивает себе больше прав, и в силу того, что она, обладая могуществом, позволяет себе обеспечивать свои интересы любой ценой, даже ценой войн. Такие войны

являются следствием дискриминации и несправедливости. Однако, если одна из сторон предлагает диалог, а другая сторона принимает это предложение -значит, обе стороны признают равенство государств, и это - огромное достижение человечества.1

Ключ к сохранению человечества лежит в переосмыслении привычных ценностных установок, и одним из главных резервов «нового начала» политической науки является обращение к восточной традиции. Подобный подход позволит проанализировать ошибки современности с позиции уважения к окружающему миру, а так же обратить внимание на те аспекты общественной жизни, которые ранее не рассматривались в качестве первостепенных, так как не имели важности в рамках существующей философско - мировоззренческой системы. Степень научной разработанности проблемы

Принимая во внимание плохую проработанность темы друзов в отечественной литературе, а так же необходимость применения метода культурно-исторического анализа генезиса восточной, а в частности друзской политической традиции, речь в данной работе пойдет не только о современном этапе политических отношений и социальных взаимодействий друзских общин и легитимной политической власти рассматриваемых нами стран Ближнего Востока (Сирия, Ливан, Иордания, Израиль), но так же будут рассмотрены такие философско-мировоззренческие аспекты как религия друзов, их культура и модель мировосприятия, политическая активность друзов в контексте истории, участие друзов в различных политических конфликтах.

Если говорить по-существу, то практически все статьи, так или иначе посвященные друзам, имеют обще-познавательный характер и публикуются в основном в интернет-изданиях, не имеющих статуса научных журналов. Так же по теме друзов нам удалось орбнаружить лишь одно диссертационное

1 Хатами М, Ислам, диалог и гражданское общество, М: РОССПЭН, 2001. - С. 5-7

исследование Е.В. Супониной «Религиозно-философская доктрина друзов», где речь идет в основном о религиозных аспектах друзской культуры. Следовательно, говоря о теоретическом базисе для нашего исследования, необходимо делать акцент на работах западных и ближневосточных авторов. Мы не ограничиваем исследовательское поле англоязычной литературой, но так же рассматриваем книги, написанные на арабском и французском языках, что, несомненно, затрудняет научный процесс, но, в свою очередь, дает возможность более широкого взгляда на объект нашего исследования.

К числу авторов, работы которых были упомянуты в данном исследовании можно отнести как западных ученых, востоковедов, культурологов и политологов, так и представителей изучаемых стран. К числу первых относятся Дж. Лэндис, Рут К.Вэстминстер, Р. Брэнтон Беттс, Дж. Ротшильд, П. Сил, Чарльз Черчилль, Филип Хитти, Луи Перильер, Лоуренс Олифант, к числу последних - Г. Сидан, Ниссим Дана, Камаль Салиби, Анис Обеид, Линда Шильхер, Итамар Рабинович, Абу-Изеддин, Габриэль Бен-Дор, Ф. Хури и другие.

В мировой научной литературе религиозно-философская доктрина друзов на нашла подробного отражения. Основная масса работ, посвященных друзам, носят либо исторический, либо поверхностно-описательный характер. Это связано как с малоизвестностью и малочисленностью общины, так и с ее эзотеричностью. Секретность друзского учения представляет собой практически неразрешимую проблему для исследователя, особенно, если речь идет не только об исторических и этнографических сведениях, но и об особенностях их религиозных обрядов и ряда философских положений. Еще в конце прошлого века за передачу сведений религиозного характера осмелившегося на такой шаг могла ожидать смертельная кара. Не склонны поощрять распространение сведений о друзской общине политические власти некоторых арабских стран. Например, в Сирии, даже в библиотеках или учебных заведениях нежелательно беспредметно задавать вопросы о

друзской общине. Во многих мусульманских странах друзы воспринимаются как община, враждебная мусульманскому обществу и, соответственно, все положения друзской доктрины подвергаются острой критике, далеко не всегда объективной. Однако, даже среди арабских авторов существует и иное мнение на сей счет: друзов называют мусульманами, причем такой взгляд усиленно отстаивают сами друзы в работах, предназначенных специально для широкого круга читателей из недрузского окружения. 2

В частности, об этом пишет известный ливанский исследователь Сами Макарим, об этом говорил и погибший в семидесятых годах духовный лидер друзской общины, возглавлявший Прогрессивную социалистическую партию Ливана, Камаль Джумблат. Современное поколение друзов, увлеченное в середине XX века идеями коммунизма и социализма, более спокойно относится к религии своих дедов. Рост числа интеллигенции среди друзов только способствует усилению настроений, противодействующих чрезмерной секретности и изолированности общины. Более того, гражданские войны в Ливане, столкновения с Израилем привели к разрушению и к разворовыванию некоторых частных библиотек, в том числе и тех, где находились друзкие рукописи. Наконец, очень многие экземпляры друзских рукописей были проданы западным ученым или заинтересованным службам еще в годы англо-французской колонизации, и проведенные исследования и описания свидетельствуют, что большая часть этих сочинений подлинна, а не сфальсифицирована с целью дискредитации друзов в глазах арабской общественной мысли.

Начало серьезному научному исследованию друзской общины положил французский исследователь Сильвестр де Саси который в 1826 г. издал свод

2Е.В. Супонина, Религиозно-философская доктрина друзов, М: МГУ, 1995. - С. 31 3 Е.В. Супонина, Религиозно-философская доктрина друзов, М: МГУ, 1995. - С. 24

друзских религиозных текстов, предприняв первую попытку их детального анализа.4

Интерес к друзам был пробужден также яркими впечатлениями об этой необычной общине со стороны людей, оказавшихся на Востоке в связи с иными, нежели научными, побуждениями и целями. Интересны заметки о друзах русского консула в Бейруте (30-40 гг. XIX в.) К.М.Базили.5

Богатством фактического и этнографического материала отличается повествование о друзах офицера французской военной разведки капитана Бурона, побывавшего в гостях у сирийских друзов в начале XIX в. Однако, эти и многие другие им подобные зарисовки довольно эпизодичны, а то и просто ошибочны.6

В то же время стали появляться и серьезные труды, посвященные друзам и друаизму. Особенно хочется выделить работы американского ученого ливанского происхождения Филиппа Хитти (20-е годы XX в.). Он придавал огромное значение арабской, и в частности друзской культуре в рамках мирового исторического процесса. Так, Филипп Хитти в своей книге «Краткая история арабов» писал: «Нет другой такой нации, которая в начальный период средневековья сделала бы для человеческого прогресса столько, сколько сделали мусульмане». Филипп Хури Хитти (1886-1978) родился в Шимлане, Ливан. Окончил Американский университет в Бейруте и преподавал там, пока он не приехал в Соединенные Штаты в 1913 году. В 1915 году он получил степень доктора философии в Колумбийском университете, где читал лекции на факультете Восточных Языков. В 1920

4 Е.В. Супонина, Религиозно-философская доктрина друзов, М: МГУ, 1995. - С. 18

5 Е.В. Супонина, Религиозно-философская доктрина друзов, М: МГУ, 1995. - С. 19

6 Е.В. Супонина, Религиозно-философская доктрина друзов, М.: МГУ, 1995. - С. 20

7 Hitti, Philip, History of the Arabs; Macmillan, New York, 1949. - P.ll

году он вернулся в Американский университет в Бейруте в качестве профессора истории. С 1926 вплоть до своей отставки в 1954 году, он преподавал в Принстонском университете на факультете Восточных Языков и литературы Ближнего Востока. В Соединенных Штатах, он был одним из ведущих специалистов по культуре, истории, религии и языкам Ближнего Востока и много сделал для признания и понимания среди американцев арабской и исламской культур. В 1945 году он занимал пост советника арабской делегации на организационном совещании Организации Объединенных Наций в Сан-Франциско. Он также работал в качестве консультанта для американских государственных учреждений и корпораций. Хитти был автором многочисленных книг и монографий, переведенных на множество языков мира. Его основной работой считается книга «Краткая история арабов» (1937).

Однако, наиболее интересные сведения по друзам и научные исследования в данной области появляются начиная с шестидесятых годов нашего столетия. Среди авторов здесь уже не только и не столько европейцы сколько сами арабы и зачастую - друзы. Сильнейший эффект вызвало достаточно подробное изложение друзской доктрины исследователем-друзом Абд Алла ан-Нажаром. Эффект был столь сильный, что убийство ан-Нажара во время гражданской войны в Ливане связывается некоторыми исследователями с местью друзских шейхов за разглашение сокровенных тайн друзской

доктрины. Другие работы, вышедшие в тот же период, касаются исторического аспекта возникновения и становления друзской общины. Напуганные огромным количеством зачастую неверных сведений по поводу своей общины, друзы решили приоткрыть завесу секретности и рассказать об особенностях своей веры. За эту задачу взялся профессор Американского университета в Бейруте Саш Макарим. Однако, его труды были напревлены не на объективный анализ источников друзской веры и ее особенностей, а на

8 Е.В. Супонина, Религиозно-философская доктрина друзов, М: МГУ, 1995. - С. 21

примирение о ней мусульманского окружения. Поэтому, несмотря на интересный фактический материал, приведенный в них, данные произведения, на наш взгляд, не могут служить надежной основой для однозначного и окончательного суждения о мировоззрении и обрядах общины друзов. То же самое можно сказать и о заметках по поводу жизни друзской общины лидера Прогрессивной социалистической партии Ливана Камаля Джумбалта, убитого в семидесятых годах в Ливане неизвестными лицами. Хотя эти работы, несомненно, представляют огромный интерес для исследователя.9

Необычный взгляд на причины возникновения друзизма находим у ливанского философа-материалиста (убитого в семидесятых годах за социалистические убеждения) Хусейна Мурувве в его работе «Материалистические тенденции и арабо-мусульманская философия». 10

Ключевую роль в изучении друзской общины в конце 80 начале 90х годов 20 века сыграли работы Ниссима Даны (Nissim Dana, "The Druze in the Middle East: Their faith, leadership, identity and status", 1988-2003) и Брентона Беттса (Betts, Robert Brenton "The Druze", 1988). Эти работы представляют наибольший интерес для исследователя друзской общины, так как содержат в себе не только подробно изложенную и тщательно проанализированную историю общины, но и огромное количество результатов социально-этнографических исследований.

Отечественных работ, посвященных изучению общины друзов - считанные единицы. В основном это либо исторические исследования (как, например, диссертационное исследование историка Метревели11, диссертационное

9 Супонина,Е.В. Религиозно-философская доктрина друзов, М: МГУ, 1995. - С. 22

10 Супонина, Е.В. Религиозно-философская доктрина друзов, М: МГУ, 1995. - С. 23

11 Метревели М.Г. Община друзов (возникновение, формирование и процесс консолидации XIX- нач. XX
вв.). Автореферат. Тбилиси, 1985.

исследование Е.В. Супониной «Религиозно-философская доктрина друзов», либо работы описательного характера.

Таким образом, для изучения друзской общины, а также для выяснения истоков и причин возникновения, специфики становления этноса мы в рамках данной работы постарались сделать наиболее полный обзор источников, книг и исторических документов.

Такой комплексный подход к изучению данного предмета дает нам возможность рассмотреть друзскую общину не только с точки зрения этносоциального образования, но и с точки зрения носителя уникальной религии и культуры, играющих важнейшую консолидирующую роль в рамках друзского этноса.12

Целью данной работы является анализ степени включенности друзов в политические процессы рассматриваемых государств, изучение политической активности друзов как в составе общины, так и вне ее, а так же характеристика современного политического положения друзов в изучаемых государствах.

Приведенные выше цели исследования реализуются в рамках работы посредством следующих задач исследования:

Дать общую характеристику друзов как этноконфессиональной группы с помощью применения метода культурно-исторического анализа;

Посредством изучения философско-мировоззренческой системы друзов дать характеристику современного политически активного члена общины, а так же составить политические портреты лидеров друзских общин изучаемых государств;

12 СупонинаЕ.В., Религиозно-философская доктрина друзов, М: МГУ, 1995. - С. 40

Проанализировать современное положение друзов в рассматривемых государствах, а так же изучить степень включенности друзов в политические процессы на протяжении довольно обширного исторического периода (с 1850-х годов до наших дней);

Изучить основные политические институты, в рамках которых члены общин проявляют политическую активность;

Дать оценку политической значимости друзов и степени их влияния на принятие политических решений в рассматриваемых государствах. Основная гипотеза исследования:

Ввиду того, что друзам удалось сохранить этническую идентичность, традиционную религию и мировоззрение, друзы, на протяжении всей новейшей истории отличались не вполне стандартными подходами к ведению политического диалога, что в свою очередь делает их крайне интересным объектом для изучения не только в рамках политологического исследования, но и в рамках этнографического, этнокультурного и антропологического исследования.

Объектом исследования являются друзы, моноконфессиональная и моноэтническая группа, существующая в виде традиционных общин, проживающих на территориях Сирии, Ливана, Иордании и Израиля. Предметом данного исследования является область политической коммуникации, а так же политическая история изучаемых стран. Применение метода культурно-исторического анализа, в свою очередь расширяет предметную область исследования, в которую так же входит культурология и религиоведение с точки зрения интересующих нас культурно-исторических предпосылок формирования определенной идеологии и способа политического действия.

Теоретико-методологическая основа диссертации:

В рамках данного исследования существует необходимость четкого определения методов, с помощью которых мы сможем наиболее детально изучить друзскую общину. В нашем случае, когда объект исследования представляет собой этноконфессиональную группу с многовековой историей, особой культурой и религией, исследователь сталкивается с проблемой слабой разработанности данной темы в рамках научного дискурса. Подобное положение вещей, в свою очередь создает необходимость в использовании более широкого инструментария. И поскольку предметом данного исследования является реально существующий социальный организм, необходимо применение разнообразных методов, таких как наблюдение, экспертное интервью, культурно-исторический анализ, анализ первичных и вторичных источников.

Для получения более полной и репрезентативной информации об исследуемом объекте необходимо комплексно рассмотреть его с точки зрения различных теоретических походов, и применение разнообразных методов в данном исследовании позволит изучить объект как социально-политическую единицу, а так же как глубоко консервативный культурно-исторический феномен. Положения, выносимые на защиту:

  1. Друзской общине удалось сохранить этническую идентичность, традиционную религию и мировоззрение

  2. Община на протяжении всей своей истории отличались не вполне стандартными подходами к ведению политического диалога

  3. Друзы всегда существовали в форме общины, далекой от политики, и включающейся в политические игры только для отстаивания своих прав на сохранение традиционного образа жизни.

  1. Друзы - закрытое сообщество, имеющее собственную систему законов, управляющих внутренними процессами. Эти законы для них важнее, чем законы государства, в котором они проживают.

  2. Друзы являются носителями уникальной самобытной религии и традиций, которые под влиянием процессов глобализации могут раствориться в современных ценностях демократического общества.

  3. Главным объединяющим фактором членов общины является религия, посредством которой происходит поддержание традиционного образа жизни.

  4. Существуя в демократических режимах, друзы проявляют гражданскую активность, направленную на реализацию выбранной ими стратегии, а также на поддержание жизнеспособности внутренних правил функционирования общины.

Эмпирическая база диссертационного исследования:

Источниками информации для данного исследования являются в основном работы зарубежных авторов, ввиду того, что данная тема практически не изучена отечественными учеными. К числу авторов, работы которых были использованы в данном исследовании можно отнести как западных ученых, востоковедов, культурологов и политологов, так и представителей изучаемых стран. К числу первых относятся Дж. Лэндис, Рут К.Вэстминстер, Р. Брэнтон Беттс, Дж. Ротшильд, П. Сил, Чарльз Черчилль, Филип Хитти, Луи Перильер, Лоуренс Олифант, к числу последних - Г. Сидан, Ниссим Дана, Камаль Салиби, Анис Обеид, Линда Шильхер, Итамар Рабинович, Абу-Изеддин, Габриэль Бен-Дор, Ф. Хури и другие.

Ключевую роль в написании работы сыграли материалы, полученные автором из документальных источников, находящихся в собственности библиотеки Хайфского Государтсвенного Университета (Израиль), а так же материалы экспертных интервью, проведенных автором работы с различными представителями друзской общины в период с 2009 по 2012 гг.

Хронологический период данного исследования затрагивает период новой и новейшей политической истории изучаемых государств. Именно с 1850 годов друзы, как реальная политическая сила появляются на исторической арене. В первой главе нами будет затрагиваться более и ранний период истории друзов (с X века). Это продиктовано необходимостью изучения истории культуры и религии друзов с точки зрения генезиса этнической идентичности.

Научная новизна и практическая значимость диссертационного исследования, как неоднократно подчеркивалось ранее, заключаются в том, что тема друзов и друзской общины слабо проработана отечественными учеными, вследствие чего данная работа является одним из первых исследований на русском языке по данной теме. Его результаты могут быть использованы для составления программ спецкурсов для студентов ВУЗов. Также информация, представленная в данной работе, может быть интересна политологам, занимающимся изучением международных политических процессов, социологам, исследующим вопросы сохранения этнической идентичности в условиях современного общественного устройства, антропологам, исследующим этнические меньшинства и закрытые этноконфессиональные группы, культурологам и историкам, занимающимся изучением мировых религий и различных культурных феноменов. В условиях постоянно нарастающих этнической и идеологической нетерпимости, изучение политической коммуникации моноэтнических групп и существующих политических режимов является несомненно важным, ввиду того, что подробное изучение данных вопросов помогает нам более детально представить механизм возникновения подобных проблем, и впоследствии выработать пути предотвращения и решения межэтнических и внутринациональных политических конфликтов.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в четырех научных публикациях автора, его выступлениях на научно-практических конференциях в Санкт-Петербурге:

Научный форум «Дни Петербургской философии» 20-22 ноября 2008 г.

Научно-практическая конференция «Современный федерализм: российские проблемы в сравнительной перспективе» 21 ноября 2008 г.

Конференция, посвященной 60-й годовщине принятия Организацией Объединённых Наций «Всемирной Декларации прав человека» 10 декабря 2008 г.

Всероссийская научная конференция «Многополярный мир и безопасность: равенство, лидерство, гегемония» 27-28 мая 2010 г.

Всероссийская научная конференция «Политические институты в современном мире» 10-11 декабря 2010 г.

Структура работы:

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка литературы и источников. В первой главе исследуются философско-мировоззренческая система, традиции и религия друзов, а так же феномен духовного лидерства. Во второй главе анализируется современное положение друзовв странах Ближнего Востока, а так же рассматривается степень включенности друзов в политические процессы на протяжении довольно обширного исторического периода (с 1850-х годов до наших дней).

Похожие диссертации на Друзская община в политических процессах стран Ближнего Востока