Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв. Зеленева Екатерина Викторовна

Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв.
<
Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв. Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв. Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв. Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв. Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зеленева Екатерина Викторовна. Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв. : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.02.04 / Зеленева Екатерина Викторовна; [Место защиты: Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина]. - Тамбов, 2008. - 245 с. РГБ ОД, 61:08-10/588

Введение к работе

Актуальность работы обусловлена тем, что она выполнена в русле антропоцентрической парадигмы на основе когнитивного и лингвокультурологического подходов к исследованию языковых явлений. Первый из них позволяет выявить специфику структур представления знаний в системе языка. В фокусе внимания второго находится проблема взаимодействия языка и культуры. Важным представляется уточнить соотношение понятий «ритуал» и «ритуализованность», которые на общем фоне процессов глобализации современного мира, приводящих к обогащению культуры новыми ценностями и мировоззренческими смыслами, рассматриваются как ключевые элементы культуры. Перспективность интегративного подхода к изучению заявленной проблематики объясняется тем, что он дает возможность рассмотреть специфику структуры и содержания сценариев различных видов ритуализованности, а также уточнить характер их вербальных репрезентаций с учетом этнокультурной компоненты языкового значения.

Цель работы заключается в исследовании структурной и содержательной специфики сценариев ритуализованной деятельности человека. Важным представляется также извлечение информации о восприятии праздника Рождества немецким этносом в контексте изменяющейся картины мира. В соответствии с данной целью ставятся конкретные задачи исследования:

определить особенности содержания и структурной организации сценария ритуализованной деятельности человека;

разработать типологию сценариев ритуализованной деятельности человека с учетом структурного и содержательного аспектов;

выявить лингвистическую сущность вербальных репрезентаций сценария ‘Рождество’ в немецком языке с учетом когнитивных моделей и механизмов формирования их семантики;

описать структурно-семантические особенности актуализации вербальных экспликаций сценария ‘Рождество’ в условиях художественного дискурса, определить их регулярные / окказиональные реализации, характеризующие специфику восприятия мира секуляризованным сознанием;

выявить факторы реализации оценочно-экспрессивной коннотации вербальных репрезентаций сценария.

Научная новизна исследования заключается в системном изучении специфики вербальных репрезентаций ритуализованной деятельности человека на материале немецкого языка. В работе впервые описаны структурно-семантические особенности образования подобного рода наименований, когнитивные модели, лежащие в основе их семантики, а также оценочно-коннотативные компоненты значения. В диссертации предлагается типология сценариев ритуализованной деятельности человека с учетом структурного и содержательного аспектов. Новым является также интегративный подход к исследованию ритуализованности, позволяющий осуществить комплексное исследование данного феномена с позиций когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Привлечение терминологического аппарата когнитивной лингвистики, в частности понятия сценария, дает возможность рассмотреть названный аспект жизненного мира не только с точки зрения содержательного наполнения, но и с точки зрения динамики его развертывания во времени и пространстве. Обращение к фреймовой структуре при описании отдельных слотов сценария позволяет четко развести ментальный и языковой уровень представления того или иного явления.

Теоретическая значимость работы состоит в систематизации, обобщении и углублении основных положений теории ритуала с позиции когнитивно-дискурсивного подхода к исследованию проблематики, в выявлении специфики сценария как когнитивной структуры динамического характера, используемой для представления феномена ритуализованности. Результаты, полученные на основе комплексного анализа эмпирического материала, позволяют расширить представления о когнитивных и языковых механизмах формирования значений лексических единиц, в том числе метафоро-символического переосмысления семантики номинаций, характер которых обусловлен особенностями мировидения немецкого этноса.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы в преподавании теоретических курсов по лексикологии, истории языка, страноведению, при разработке специальных курсов по когнитивной лингвистике и лингвокультурологии, в дипломных и диссертационных исследованиях, а также при обучении практическому владению немецким языком в школах и высших учебных заведениях.

Теоретической базой исследования стали основные положения, разрабатываемые в рамках следующих научных направлений: когнитивная лингвистика (Е.С. Кубрякова, Е.Г. Беляевская, Н.Н. Болдырев, Р. Лэнекер, Дж. Лакофф, М. Минский и др.); лигвокультурология (Ю.С. Степанов, В.Н. Телия, Н.Д. Арутюнова, В.И. Карасик и др.); этнолингвистика (Н.И. Толстой, В.Н. Топоров, М.М. Маковский, Б.А. Успенский и др.); антропология, этнография, социология, психология, культурология, фольклористика (В. Тэрнер, Р. Кайуа, М. Элиаде, А. ван Геннеп, Г.-Г. Зефнер, Д. Харт, и др.).

Материалом для анализа послужили 5257 примеров, полученные методом сплошной выборки из художественных произведений немецких авторов XIX – начала XXI вв.

Исследование фактического материала проводилось с использованием комплекса методов, включающих концептуальный и контекстуальный анализ, когнитивное моделирование, анализ словарных дефиниций, компонентный анализ, анализ этимологических данных, метод лингвокультурологической интерпретации языковых данных, количественный анализ.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать основные положения, выносимые на защиту:

Ритуализованность как некоторый локализованный во времени и пространстве «текст культуры» может быть представлена в виде сценария – когнитивной структуры динамического характера. Его структурными элементами являются слоты: 1) имя сценария, 2) субъект, 3) пространственно-временные параметры, 4) операционные параметры (включают в себя категорию действия, символические и несимволические атрибуты ритуала).

В художественной литературе сценарий актуализируется в виде вариантных моделей: 1) макросценарии (в линейном плане эксплицируют трехэтапную последовательность действий в соответствии со схемой «подготовительный этап – совершение ритуализованных действий – завершение»); 2) метонимические сценарии (усеченные сценарии, структура которых выстраивается по принципу «часть вместо целого»): а) микросценарии представлены одним или несколькими подробно описанными этапами или эпизодами, б) свернутые сценарии, максимально сжатая экспликация которых ограничивается называнием одного из эпизодов сценария либо обозначением одного из его слотов.

Вербальные репрезентации сценариев ритуализованной деятельности образуют культурно маркированный пласт лексических единиц, в которых присутствуют особенности архаической и мифопоэтической концептуализации действительности, сохраняются смысловые компоненты теоцентрической картины мира при одновременном присутствии компонентов восприятия мира секуляризованным сознанием.

Реализация вторичных смыслов в языке базируется на когнитивных механизмах профилирования, метафорического и метонимического переносов. Специфика процессов метафорообразования проявляется в том, что многие метафоры созданы на базе переноса свойств, признаков объекта из мира вещей реальной действительности в сферу трансцендентного. Ряд наименований, обозначающих предметный мира человека, а также различные формы его повседневной деятельности, в ритуальном контексте приобретает дополнительные символические значения, интерпретация которых обусловлена воздействием экстралингвистических факторов (культурные традиции этноса, влияние конфессий и т.д.).

Одним из основных маркеров несовпадения сценария с прототипом является оценочно-экспрессивная коннотация. Поскольку общепринятая оценка концептуальной области «Рождество» имеет знак «+», несовпадение знака индивидуальной оценки с оценочным стереотипом социума может рассматриваться как характеристика непрототипического сценария.

Обоснованность полученных результатов определяется привлечением современных когнитивно-ориентированных подходов к изучению факторов формирования структурного и содержательного аспектов сценариев ритуализованной деятельности и их вербальных репрезентаций, логичностью исходных теоретических установок, комплексным использованием различных методов исследования, а также значительным объемом фактического материала.

Апробация работы. Основные положения диссертации нашли отражение в докладах на Международном конгрессе по когнитивной лингвистике (Тамбов: ТГУ, 2006), на Международной научной конференции «Изменяющаяся Россия: Новые парадигмы и новые решения в лингвистике» (Кемерово: КемГУ, 2006), на Всероссийской научной конференции с международным участием «Третьи Лазаревские чтения: Традиционная культура сегодня: Теория и практика» (Челябинск: Челяб гос. акад. культуры и искусств, 2006), на Международной научной конференции «Филология и культура» (Тамбов: ТГУ, 2007), на Всероссийской научной конференции «Культура как текст» (Москва – Смоленск: ИЯ РАН; СГУ, 2007), а также в опубликованных статьях по теме исследования.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух Глав, Заключения, Списка использованной научной литературы, включающего 206 наименований, в том числе 24 наименования на немецком языке, Списка использованных словарей, Списка источников фактического материала и Приложений А, Б, 1-12.

Похожие диссертации на Вербальные репрезентации ритуализованной деятельности человека в когнитивно-дискурсивном аспекте : на материале немецкой художественной литературы XIX - XXI вв.