Содержание к диссертации
Введение
с. 7-13
Глава 1. Теоретические основы категорий темпоральности
и локальности художественного текста с. 14-80
Раздел 1. Текст как объект лингвистического исследования
с. 14-26
1 Текст как языковое понятие
с. 14-19
2 Особенности художественного текста
с. 19-21
3 Поэтический текст как один из видов художественного текста
с. 21-22
4 Категории текста
с. 23 - 26
Раздел 2. Категории пространства и времени
с. 27-35
1 Философское понимание пространства и времени и их взаимодействие
с. 27 - 29
2 Отражение времени и пространства в литературе
с. 29 - 35
'*
Раздел 3. Темпоральная структура художественного
текста с. 35 - 68
1 Художественное время с. 35 - 39
2 Особенности категории времени уровня текста с. 39 - 41
3 Темпоральная структура художественного текста
и особенности проявления грамматического времени
в художественном тексте с. 41 - 50
4 Способы темпоральной и локальной детерминации
событий в художественном тексте с. 50 - 53
5 Категории ретроспекции и проспекции с. 54 - 68
Раздел 4. Локальная структура художественного текста с. 68 - 77
1 Пространство в художественном произведении с. 68 - 71
2 Виды художественного пространства с. 72 - 75
3 О лингвистическом аспекте локальной структуры
художественного текста с. 75 - 77
Выводы с. 78 - 80
«
Глава 2. Особенности локально-темпоральной структуры
текстов баллад с. 81 - 120
1 Автосемантичная темпоральная детерминация событий
в балладах с. 82 - 90
2 Синсемантичная темпоральная детерминация событий
в балладах с. 90 - 94
3 Основные грамматические формы повествования
в балладах с. 94-100
4 Ретроспекция и проспекция в балладах с. 100 - 105
5 Автосемантичная локальная детерминация событий
в балладах с. 105 - 114
6 Синсемантичная локальная детерминация событий
в балладах с. 114 - 118
Выводы с. 119-120
Глава 3. Особенности локально-темпоральной структуры
поэтических текстов малой формы с. 121 - 198
«
Раздел 1. Локально-темпоральная структура бессюжетных
стихотворений с. 121 - 161
1 Автосемантичная темпоральная детерминация событий в
бессюжетных стихотворениях с. 123 - 126
2 Синсемантичная темпоральная детерминация событий в
бессюжетных лирических стихотворениях с. 127 - 140
3 Основные грамматические формы выражения времени
в бессюжетных лирических стихотворениях с. 140 - 147
4 Ретроспекция и проспекция в бессюжетных лирических
стихотворениях с. 147-153
5 Автосемантичная локальная детерминация событий в
бессюжетных стихотворениях с. 153 - 156
6 Синсемантичная локальная детерминация событий в
бессюжетных стихотворениях с. 156- 161
Раздел 2. Локально-темпоральная структура сюжетных
стихотворений с. 162 - 197
1 Автосемантичная темпоральная детерминация событий
в сюжетных стихотворениях с. 162 - 169
*
2 Синсемантичная темпоральная детерминация событий
в сюжетных стихотворениях с. 169 - 177
3 Грамматические формы выражения времени в сюжетных
стихотворениях с. 178 - 183
4 Ретроспекция и проспекция в сюжетных стихотворениях с. 183 - 189
5 Автосемантичная локальная детерминация событий
в сюжетных стихотворениях с. 189-191
6 Синсемантичная локальная детерминация событий
в сюжетных стихотворениях с. 191 - 197
Выводы с. 197-198
<Ф Заключение с. 199 - 205
Библиография с. 206 - 224
Источники с. 225 - 225
Несмотря на множество исследований категории времени и пространства в художественной литературе, далеко не все вопросы, связанные с локально-темпоральной организацией литературного произведения можно считать решёнными. Ещё недостаточно полно исследованы внутренние закономерности художественного времени текста, особенности транспонирования реального времени и пространства в художественное время и пространство, способы выражения пространства и времени в литературном произведении, а также особенности моделирования пространственно-временных отношений в зависимости от типа художественного текста.
Предмет диссертационного исследования - типообразующая роль временных и пространственных языковых средств в поэтических текстах.
Объектом данного исследования является локально-темпоральная структура поэтических текстов двух жанров: баллад и стихотворений. Поэтический текст представляет собой сложнейшую, художественно цельную, иерархически организованную структуру, отличительными чертами которого являются эмоциональная насыщенность и предельная сжатость сюжета и изложения.
Введение к работе
Актуальность исследования определяется постоянно растущим интересом лингвистов к изучению пространственно-временных отношений в разных типах текста, недостаточной изученностью категорий, участвующих в создании локально-темпоральной структуры поэтического текста, и языковых средств, репрезентирующих категории времени и пространства текстового уровня, а также отсутствием чёткого списка характеристик типологических функций исследуемых грамматических категорий в тексте.
Цель настоящего исследования состоит в доказательстве возможности типологического описания поэтических текстов разных жанров на основе анализа грамматической организации их локально-темпоральной структуры различными средствами языка.
Для достижения указанной цели в работе решаются следующие частные задачи:
Доказательство текстового статуса категорий темпоральное и локальности, участвующих в локально-темпоральной организации целого художественного произведения.
Определение роли категорий и языковых элементов, образующих локально-темпоральную структуру художественного текста.
3. Выявление признаков, характеризующих временные и
пространственные отношения в стихотворении как одной из
разновидностей поэтического текста малой формы.
Доказательство принадлежности баллады как типа текста к лирико-эпическому жанру путём установления специфических характеристик её темпоральности и локальности.
Выявление отличительных признаков локально-темпоральной структуры поэтического текста - баллады и стихотворения - в сравнении с прозаическим текстом.
Цели и задачи исследования определили структуру и содержание диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и списка литературных источников.
Во введении обосновывается выбор темы диссертации, определяются цели и задачи исследования, практическая ценность и теоретическая значимость работы, её научная новизна, характеризуется языковой
материал и методы исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава диссертации «Теоретические основы категорий темпоральности и локальности художественного текста» посвящена изучению пространственно-временных отношений в художественном тексте, одним из видов которого является поэтический текст. Здесь рассматриваются особенности художественного текста, оказывающие влияние на функционирование категорий, образующих его структуру; языковые средства, участвующие в моделировании пространственно-временных отношений в художественном тексте; факторы, определяющие локально-темпоральную детерминацию событий в тексте; проблемы выбора основной грамматической формы повествования, а также специфика способов выражения ретроспективных и проспективных отступлений в ходе повествования с учётом особенностей художественного времени и пространства как форм идеального мира эстетической действительности.
Объектом исследования второй главы диссертационной работы «Особенности локально-темпоральной структуры текстов баллад» является пространственно-временная организация текстов баллад.
Баллада - это лиро-эпическое произведение с напряжённым, необычным сюжетом, фантастическим колоритом. Эпическое начало проявляется в повествовательном характере баллады, лиричность - в непременном наличии авторской оценки изображаемого события или явления. В ходе анализа художественных текстов баллад выявляются отличительные особенности их локально-темпоральной структуры в сравнении со стихотворением.
В третьей главе диссертации «Особенности локально-темпоральной структуры поэтических текстов малой формы» исследуется локально-темпоральная структура текстов стихотворений.
По нашему определению, лирическое стихотворение представляет собой поэтическое художественное произведение малой формы, в котором отражены личные, сокровенные переживания автора, и отличающееся предельной сжатостью, сконцентрированностью изложения, цельностью и внутренним единством. В ходе анализа, представленного в этой главе диссертации, исследуется характер категорий локальности и темпоральности в лирических стихотворениях, а также выявляются единичные признаки и языковые средства, характеризующие временные и пространственные отношения в поэтических текстах данного типа.
В заключении подводятся общие итоги работы и излагаются выводы, полученные в ходе исследования.
Для решения поставленных задач в работе используется комплексная методика исследования, включающая в себя: сегментацию поэтического текста, структурно-семантический анализ вьщеленных текстовых сегментов и целого текста художественного произведения, непосредственное наблюдение и сравнение, оппозиционный и дистрибутивный анализ, а также, по мере необходимости, количественный анализ.
Научная новизна исследования заключается в установлении типообразующей роли текстовых категорий темпоральности и локальности в немецкой поэзии, в характеристике подтипов поэтического текста -баллады и стихотворения - с точки зрения специфики оформления их темпорально-локальных отношений конкретными языковыми средствами с временной и пространственной семантикой, а также в выявлении основных
отличий баллады и стихотворения как типов текста и шире - поэтического и прозаического художественных текстов.
Теоретическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут внести определённое дополнение в общую теорию текста, в раздел типологии текста, а также способствовать дальнейшему изучению характера пространственно-временных отношений не только в рамках художественного, но и любого другого типа текста.
Практическая ценность диссертации состоит в возможности использования её материалов в соответствующих разделах лингвистики текста, стилистике немецкого языка, а процедуры анализа - на практических занятиях по интерпретации художественного текста, при разработке спецкурсов и семинаров по актуальным вопросам лингвистики текста, при написании курсовых и дипломных работ.
Апробация исследования. По материалам диссертации были сделаны доклады на научно-практических конференциях преподавателей и студентов МПУ (апрель 2000 г., апрель 2001 г.). Некоторые положения и выводы исследования были изложены в статьях, опубликованных в межвузовских сборниках научных трудов МПУ (2000, 2001 гг.). Диссертация была обсуждена и получила одобрение на заседании кафедры германской филологии МПУ (сентябрь 2001 г.)
Материалом исследования послужили 130 баллад и 120 стихотворений немецких и австрийских авторов: Г.Гейне, И.В.Гёте, Э.Кестнера, Р.М.Рильке, Л.Уланда, Т.Фонтане, Х.Хессе, Ф.Шиллера и других, что позволило проследить характер и специфику категорий пространства и времени на уровне поэтического текста, выявить единичные признаки, характеризующие локально-временные отношения в указанных
типах поэтического текста, установить особенности локально-темпоральной структуры поэтического текста в целом.
На защиту выносятся следующие положения:
Пространственные и временные характеристики поэтического произведения находятся в прямой зависимости от его композиции и жанра.
Наличие сюжета в поэтическом произведении часто определяет его темпоральный тип. Тексты сюжетных поэтических произведений в большинстве своём монотемпоральны, бессюжетная лирика, как правило, политемпоральна.
На уровне поэтического текста временные формы глаголов максимально полифункциональны и многозначны.
Универсальный характер временных форм в поэтических текстах лишает их функции обозначения одного конкретного временного плана, а также возможности участия их в формировании двух самостоятельных коммуникативных планов в текстах лирических стихотворений - авторского и персонажного, характерных для художественных прозаических текстов.
5. На уровне поэтического текста реализуются специфические стилистические функции презенса и претерита. Преобладание той или другой глагольной временной формы в качестве основной формы повествования в поэтических текстах зависит от жанра произведения, позволяющего наиболее полно раскрыться стилистическим возможностям данных временных форм.
6. Ретроспективные и проспективные отношения в поэтическом тексте, как правило, выражаются имплицитно и носят ярко выраженный контекстуальный характер без традиционного для немецкого языка согласования временных форм.
Г Л А В A 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КАТЕГОРИЙ
ТЕМПОРАЛЬНОСТИ И ЛОКАЛЬНОСТИ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА