Введение к работе
Актуальность диссертации определяется важностью изучения персонажной интроспекции как особой текстовой категории, которая ранее не выделялась и не подвергалась специальному исследованию в рамках лингвистики текста, а также необходимостью дальнейшего исследования языковых средств, используемых в современной англоязычной художественной прозе для описания разных видов реальности и разных форм пространственно-временных отношений. Также актуальным является выделение и систематизация основных параметров и функций интроспекции персонажа в англоязычном художественном произведении.
Ключевым для данного исследования является понятие интроспекции персонажа, то есть тех случаев, когда персонаж фиксирует внимание на своем внутреннем состоянии, обдумывает и оценивает происходящие события и окружающих людей, анализирует мотивы своих действий и поступков.
Предметом настоящего диссертационного исследования являются контексты реализации интроспекции персонажа в современной англоязычной художественной прозе.
В качестве объекта исследования выступают языковые и концептуально-метафорические средства репрезентации интроспекции персонажа в англоязычном прозаическом тексте.
Целью работы является рассмотрение лингвостилистических и концептуально-метафорических средств, обеспечивающих репрезентацию внутреннего мира и состояния персонажа англоязычного художественного произведения, а также выявление функций, которые интроспекция выполняет в текстах современной англоязычной прозы.
Для достижения основной цели исследования были поставлены и решались следующие конкретные задачи:
-
определение понятия интроспекции персонажа и отграничение интроспекции персонажа от смежных явлений;
-
выявление и систематизация основных лингвостилистических средств репрезентации интроспекции персонажа в современной англоязычной художественной прозе;
-
изучение роли концептуальной метафоры в описании внутреннего мира персонажа в англоязычном тексте художественной прозы;
-
описание функций интроспекции в произведениях англоязычной художественной прозы разных по жанру и времени создания.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые
внутренняя реальность персонажа выступает как объект специального исследования на материале англоязычной художественной прозы;
выделены лексические, грамматические, стилистические и концептуально-метафорические средства, выступающие в качестве маркеров интроспективных контекстов в тексте англоязычной художественной прозы;
проведена оценка частотности стилистических приемов, используемых в качестве средств репрезентации персонажной интроспекции;
рассмотрены основные области-источники, обеспечивающие репрезентацию внутреннего состояния персонажа в англоязычной художественной прозе;
выделены функции интроспекции в тексте англоязычной художественной прозы.
Теоретическая значимость диссертации определяется тем, что
обосновано понятие интроспекции персонажа как особой текстовой категории, коррелирующей, но не совпадающей со смежными текстовыми явлениями;
выявлена система способов и средств репрезентации интроспекции персонажа, что создает возможность дальнейшего изучения информативности англоязычного прозаического текста и факторов, формирующих стиль;
установлена важная роль концептуально-метафорической репрезентации в описании внутреннего мира персонажа;
показано, что при формировании интроспективных контекстов реализуется ограниченный набор метафорических контекстов;
выделены и описаны функции интроспекции персонажа, что способствует решению вопросов, связанных с формированием смысловой структуры англоязычного художественного текста и рассмотрением системы языковых и когнитивных средств, обеспечивающих прагматическое воздействие текста на получателя информации.
Практическая ценность диссертации заключается в том, что результаты исследования интроспекции персонажа могут экстраполироваться на изучение смежных вопросов, касающихся организации и интерпретации текста. Выявленные лингвостилистические средства репрезентации интроспекции персонажа и обоснование их роли в формировании ассоциативно-образной системы художественного текста используются при обучении анализу англоязычного художественного дискурса на старших курсах языкового вуза, а также, на семинарах по стилистике английского языка и на практических занятиях по интерпретации художественного текста. Установленный характер взаимодействия интроспекции персонажа со смысловой структурой англоязычного художественного текста может найти применение в теоретических курсах по стилистике английского языка и лингвистике текста.
Материалом исследования послужили романы английских и американских авторов XX – XXI веков общим объёмом более 5000 страниц. В текстовом материале представлен художественный реализм начала XX века (J.Galsworthy; W.S.Maugham), фантастика середины - конца XX века (Stephen King; Ray Bradbury), современный детектив (Sidney Sheldon; Jim Harrison; Dan Brown; Jan Fleming). Выбор произведений был обусловлен стремлением охватить произведения различных авторов, разные по жанрам и времени создания, а также различные по индивидуально-художественной манере автора.
Достоверность положений и выводов диссертации обеспечивается репрезентативным объемом изученного языкового материала (более 2000 контекстов), проведением количественной оценки регистрируемых явлений, а также комплексной методикой исследования, включающей в себя традиционные приемы стилистического анализа и методы когнитивной лингвистики.
Методы исследования включают метод когнитивного моделирования, компонентный и контекстологический анализ, а также суперлинеарный метод интерпретации текста.
Апробация работы. Тематика данной диссертации находится в русле проблем, обозначенных планом научно-исследовательской работы кафедры стилистики английского языка МГЛУ. Основные положения работы нашли свое отражение в четырех публикациях по теме исследования (общим объемом 2,1 п.л.). Результаты исследования были доложены 2-ой международной научно-практической конференции «Язык и коммуникация в контексте культуры», проходившей в г. Рязани 26 – 27 марта 2007г., на международной научной конференции студентов и молодых ученых «Актуальные проблемы гуманитарных наук», проходившей в г. Рязани 24 – 25 апреля 2007г., а также были обсуждены на кафедре стилистики английского языка МГЛУ.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Интроспекция персонажа художественного произведения представляет собой текстовое явление, коррелирующее, но не совпадающее с такими текстовыми категориями, как проспекция и ретроспекция, а также с такими явлениями, как «точка зрения», дискурс «потока сознания» и несобственно-прямая речь.
-
Основными маркерами интроспекции являются стилистические приемы, позволяющие в образной форме передать состояние персонажа, его видение окружающей действительности и мотивацию своих поступков. Наиболее частотными являются эпитеты, метафоры, сравнения. Реже используется гипербола, олицетворение, перечисление, повтор.
-
В качестве маркеров интроспекции персонажа выступают слова разных частей речи (в основном глаголы), описывающие мыслительную деятельность и эмоциональное состояние человека.
-
Наиболее важным концептуально-метафорическим маркером интроспекции является метафорический концепт «контейнер», фиксирующий основные характеристики внутреннего пространства персонажа.
-
Основными областями-источниками, используемыми для репрезентации внутреннего состояния персонажа, являются область природных явлений (воды, тумана, темноты, тени), область температурных показателей и область пространственной локализации, позволяющая репрезентировать внутреннее состояние персонажа как нахождение в замкнутом пространстве, нереальном пространстве или в неком «внешнем» пространстве.
-
Интроспекция персонажа выполняет в тексте художественного произведения функцию характеризации персонажа, а также функцию фиксации впечатлений персонажа.
Структура диссертации обусловлена поставленными в ней задачами и включает введение, три главы, заключение и список цитируемой в работе научной литературы.