Введение к работе
Реферируемое диссертационное исследование выполнено в русле работ, формирующих одно из приоритетных в последнее время направлений современной лингвистики, – лингвопоэтики, и направлено на дальнейшее изучение литературно-художественного образа. Преобладающая часть научных изысканий, в которых осуществляется лингвопоэтический подход, проводится на материале художественных произведений.
Поскольку литературное произведение является результатом индивидуально-творческой деятельности человека, то в фокусе внимания автора и читателя всегда пребывают как отдельная личность, так и целая система образов героев произведения словесно-художественного творчества.
В художественном тексте как синтезе двух сложных семиотических систем, языка и культуры, заключен мощный потенциал выражения человеческой мысли; ее успешная трансляция зависит, в частности, от многообразия привлекаемых автором словесных образов и емкости их содержания. Образность текста литературного произведения в сочетании с его абсолютной антропоцентричностью определяют статус образа литературного героя как наиболее сложного и важного элемента структуры. Его целостность и художественная ценность происходят из взаимодействия множества более простых по языковой природе и смысловой нагрузке образов. Изобразительно-выразительные и образные средства способны наполнить персонаж смыслами, лингвопоэтическая интерпретация которых необходима для понимания главной идеи произведения словесно-художественного творчества и сопутствующих ей авторских мыслей.
Актуальность диссертационного исследования определяется важностью расширения границ и возможностей лингвопоэтического метода исследования посредством придания ему более четкой структуры и введения в схему анализа новых содержательных аспектов и категорий (применительно к образу персонажа).
В качестве объекта исследования рассматривается образ пожилого человека в романах современной английской писательницы Р.Пилчер. Предметом исследования являются лингвопоэтически значимые средства и способы создания образов пожилых англичан.
Материалом исследования послужили 3 романа современной английской писательницы Розамунды Пилчер (Rosamunde Pilcher): “Coming Home” (“Возвращение домой”), “September” (“Сентябрь”) и “Winter Solstice” (“В канун Рождества”), из которых мы с помощью метода тематического расслоения текста выделили: 1) женские образы: Лавиния Боскавен (“Coming Home”), Вайолет Эрд (“September”), Элфрида Фиппс (“Winter Solstice”); 2) мужские образы: Эдгар Кери-Льюис (“Coming Home”), Арчи Балмерино (“September”), Оскар Бланделл (“Winter Solstice”).
Основная цель диссертационного исследования – раскрыть взаимосвязь авторских идей и стиля в создании обобщенного образа пожилого человека в романном творчестве Р.Пилчер посредством изучения лингвопоэтически значимых средств.
Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
-
провести анализ языкового материала и выявить его соответствие каждому из существующих в лингвистике и литературоведении параметров и категорий, применимых к образу персонажа в современном английском романе;
-
проанализировать систему сюжетно-композиционных способов и индивидуально-авторских приемов, а также собственно языковых (фонографических, лексико-фразеологических, морфосинтаксических) средств английского языка, участвующих в создании образов пожилых людей в творчестве одного автора;
-
провести структурно-синтаксическую, семантическую и социокультурную параметризацию описательно-повествовательных фрагментов и речевых высказываний персонажей;
-
охарактеризовать, каким образом и в какой степени языковые и сюжетно-композиционные средства подчинены реализации идейно-эстетической позиции автора изучаемых романов;
-
выделить в структуре литературных героев общие черты, формирующие языковую и содержательную основы образа пожилого человека в ряде романов одного автора.
Методологическую основу исследования языкового материала составляет метод лингвопоэтического анализа, который базируется на приеме тематического расслоения текста, с последующим анализом выделенного тематического слоя на разных уровнях языка, и метод лингвопоэтического сопоставления, в основе которого лежит сравнение текстов, отмеченных функционально-стилистическим сходством, для выявления значимости того или иного элемента в раскрытии содержания сквозного образа.
Теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных исследователей в области литературоведения (М.М.Бахтин, Л.Я.Гинзбург, В.М.Жирмунский, В.П.Мещеряков, Г.Н.Поспелов), лингвостилистики (И.В.Арнольд, И.Р.Гальперин, В.А.Кухаренко), лингвопоэтики (О.С.Ахманова, Е.Б.Борисова, В.В.Виноградов, В.Я.Задорнова, Л.М.Козеняшева, Ю.В.Флягина, А.А.Липгарт), теории филологического анализа текста (Л.Г.Бабенко, Н.С.Болотнова, Н.А.Николина), лингвокультурологии и социолингвистики (У.Брайт, В.И.Карасик, М.А.Кулинич, К.Фокс) гендерной лингвистики (Е.С.Александрова, Д.Н.Гомон, Э.Гоффман, А.В.Кирилина, Д.Кэмерон).
Научная новизна работы заключается в том, что впервые проведено исследование образа пожилого человека в рамках творчества одного автора, создавшего на разных этапах творческого пути образы персонажей, которых роднит не только общая социальная, возрастная и культурная основы, но и набор схожих средств различных уровней языка, способов и приемов изображения.
Новым является и то, что в диссертации обоснована методика сочетания лингвопоэтического подхода и категориального метода исследования.
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что она продолжает развитие лингвопоэтического метода исследования, распространяя его на литературные произведения большого жанра и принадлежащие перу одного автора, обозначая все больше реперных точек, помогающих исследователю филологически осмыслить объективно существующий обширный литературный материал с упором на язык и стиль.
С другой стороны, работа вносит определенный вклад в теорию художественного образа, в частности, в дальнейшую разработку методики изучения образа персонажа.
Практическая ценность диссертационного исследования определяется возможностью использования его основных положений и выводов в вузовских лекционных курсах по стилистике языка, теории текста, при написании курсовых, дипломных работ, а также на занятиях по анализу и интерпретации художественного текста.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Параметризация образов ряда персонажей в современном английском романе позволяет делать выводы о формировании в рамках творчества одного писателя сквозного образа, аккумулирующего все черты, присущие, по мнению создателя рассматриваемых образов, внешнему и моральному облику пожилого человека.
2. Набор схожих изобразительно-выразительных средств и приемов описания персонажей в романном творчестве Р.Пилчер играет значительную роль в формировании обобщенного образа пожилой женщины и образа пожилого мужчины.
3. Важную роль в индивидуализации образа в творчестве Р.Пилчер играют художественные детали, содержащиеся в прямых и косвенных описаниях персонажа. Они несут не только конкретную информацию о литературном герое, но и выражают авторское оценочное отношение к нему.
4. Oсобенности восприятия и описания мужских и женских персонажей в современном английском романе детерминируют cоциокультурные факторы и психологические признаки статуса и гендера.
5. Собирательный образ пожилого англичанина/англичанки в романах Р.Пилчер вобрал в себя исключительно положительные характеристики, к которым относятся приятная внешность, высокий уровень образования, житейская мудрость, прочный социальный статус. Он воплощает авторскую идею о семье как смысле жизни каждого человека и является актуализатором понятия ‘successful ageing’ («успешное старение»).
Апробация работы. Результаты исследования излагались в докладах: на ежегодной международной научно-практической конференции: «Высшее гуманитарное образование XXI века: проблемы и перспективы» (Самара, 2006-2011гг.), научно-практической конференции «Современные проблемы науки и образования» (Москва, 2008 г.), на ежегодных итоговых научных конференциях преподавателей и аспирантов Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (Самара, 2006-2011 гг.), а также на заседаниях кафедры английской филологии академии (2006-2011 гг.).
По теме диссертации опубликовано 10 работ общим объемом 4 печатных листа, в том числе две статьи в научных журналах, входящих в реестр ВАК Министерства образования и науки РФ.
Структура и объем работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка источников на русском, английском и немецком языках.