Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, тем, что в последнее время особенно сильно возрос интерес к традиционной культуре, в частности кумыков, а достижения современной фольклористики и большой объём собранного материала позволяют системно осмыслить устно-поэтическое творчество кумыков, в данном случае жанры и поэтику народной необрядовой лирики.
Обладая высокими идейно-художественными достоинствами, кумыкские народные песни являются важнейшей частью устно-поэтического творчества многонационального Дагестана, изучение их в общедагестанском контексте призвано наглядно показать «единство в многообразии» культуры и традиций народов Страны гор.
Объектом исследования являются аутентичные произведения народной необрядовой лирики кумыков.
Предмет исследования – особенности системной организации жанров, жанровых разновидностей и поэтики кумыкской необрядовой лирики в историческом освещении.
Цель исследования заключается в выявлении жанров и жанровых разновидностей кумыкской необрядовой лирики, их системных взаимосвязей в исторической эволюции, типологии и этноспецифики, а также роли поэтики в этих процессах.
Для достижения вышеуказанной цели были поставлены и решены следующие задачи:
– осветить общие вопросы системного развития кумыкской народной необрядовой лирики;
– определить жанровые особенности, системные взаимосвязи и эволюцию: а) казацких песен; б) батальных песен; в) назидательно-философских песен; г) любовных песен-йыров; д) сарынов и такмаков; е) тюремных и сибирских песен; ж) семейно-бытовой поэзии.
– исследовать роль системы изобразительных средств в кумыкской необрядовой лирике (многообразных тропов, композиционных приемов и стихосложения).
Теоретико-методологической основой исследования явились труды известных отечественных ученых: Т.И. Акимовой, В.Н. Аникина, А.Н. Веселовского, Н.Л. Колпаковой, С.Г. Лазутина, Э.В. Померанцевой, И.В. Стеблевой, Л.И. Тимофеева, В.И. Чичерова и др. Значительную помощь нам оказали работы дагестанских исследователей: А.М. Аджиева, Г.Г. Гамзатова, А.М. Ганиевой, У.Б. Далгат, М.М. Курбанова, З.А. Магомедова, С.М. Хайбуллаева, Х.М. Халилова, И.А. Халипаевой и др.
Методы исследования обусловлены его целями и задачами, а также особенностями привлекаемого к анализу материала, а именно: описательный, системно-комплексный, историко-эволюционный и историко-сравнительный методы.
Степень изученности темы. На народную лирику кумыков обращали внимание уже первые собиратели и исследователи фольклора (П. Головинский, А.-П. Салаватов, А. Аджаматов, А. Акавов, С. Гаджиева и др.), однако они характеризовали лишь общие особенности лирики или её отдельные разновидности. Значительный вклад в изучение народной лирики кумыков внёс А.М. Аджиев (описание жанров, их идейно-тематических и художественных особенностей). Привлекались кумыкские песни также в работах общедагестанского характера (Х.М. Халилов, З.А. Магомедов и др.).
Научная новизна диссертации заключается в самом подходе к изучению жанров и жанровых разновидностей кумыкской народной лирики как к системно организованной области народного творчества.
Изобразительно-выразительные средства и стихосложение народной лирики кумыков также рассмотрены как эволюционирующая система.
Кроме того, нами впервые выделена поджанровая разновидность «батальные песни».