Введение к работе
Актуальность темы исследования. Научное исследование, посвященное теме депортации в карачаево-балкарской устной словесности, структурно вписывается в общероссийский комплекс мер по возрождению национальной культуры и, восполняя существенный пробел в культурной истории, позволяет по-новому взглянуть на многие явления и закономерности фольклорного процесса в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Актуальность диссертационной работы заключается в том, что в северокавказской фольклористике до сих пор нет обобщающих трудов, в которых был бы дан обстоятельный анализ художественной природе такого феноменального явления как «фольклор выселения», его места и роли в контексте карачаево-балкарской, и шире, российской истории. Представленная работа, по сути, является первым всесторонним исследованием депортации как антропологической проблемы, зафиксированной в фольклоре выселения («сюргюн жырла»), ставшем уникальной формой этнокультурного самовыражения в трагический период карачаево-балкарской и общероссийской истории.
Впервые скрупулезно изучена специфика жанровых форм фольклора выселения, являющегося социокультурным феноменом. Важной стороной научной работы является то, что по этим текстам можно исследовать карачаево-балкарскую культурную идентичность, в том числе этноментальные показатели.
В теоретическом и историко-культурном аспектах исследован карачаево-балкарский фольклор выселения. Широкий анализ материала, образной системы и поэтического строя позволили выявить его специфику, со всеми присущими жанрово-стилевыми закономерностями.
Аналитическая работа по научному постижению феномена «фольклор выселения» позволяет увидеть, что это целостная художественная система со всеми внутренними законами и эстетической программой, нацеленной на торжество разумного миропорядка в человеческом сообществе.
Целью исследования является изучение карачаево-балкарской устной словесности с 1943 по 2000 гг. относящейся к фольклору выселения, определение ее места и роли в современной фольклористике. В этой связи решаются следующие задачи:
1 – исследование художественных особенностей народной лирики выселения;
2 – изучение цикла фольклорных лирических песен о выселении, как художественной формы воплощения народной трагедии;
3 – рассмотрение народных поэм карачаево-балкарских сказителей как феномена социокультурной памяти;
4 – анализ компонентов тематического комплекса детского фольклора о выселении;
5 – особенность преемственных связей карачаево-балкарских сказителей разных поколений;
6 – изучение ойконимов как составной части поэтики в художественном тексте;
7 – исследование соотношения историзма и художественного сознания на основе устных преданий;
8 - выявление фольклорных интертекстем и их функций в произведениях классиков карачаево-балкарской литературы Д.-Х. Шаваева, К. Мечиева, И. Семенова;
9 – изучение явлений и закономерностей в фольклорном процессе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.
Объектом исследования является устная словесность карачаево-балкарского народа о депортации периода с 1943 по 1957 гг.
Предмет диссертационного исследования – историческая память народа, рассмотренная в тесной соотнесенности с вопросом специфики фольклорного сознания карачаево-балкарских спецпереселенцев. Составной частью предмета исследования являются также место и роль киргизского героического эпоса «Манас» в карачаево-балкарском фольклоре, функциональная роль ойконимов, художественная ценность лирических циклов сказителей, детского фольклора, устных преданий в данном контексте. В качестве иллюстративного материала привлекаются исторические, архивные материалы, свидетельства очевидцев.
Научная новизна. В данной работе впервые в карачаево-балкарском, в целом, и в северокавказской фольклористике охвачен материал устной словесности по депортации, начиная с 1943 по 1957 гг., актуализированы в поэзии выселения фольклорные жанры, как цикл лирической поэзии, поэмы-сказителей, детский фольклор и устные предания о депортации, роль и значение ойконимов.
Теоретической и методологической основой диссертационной работы послужили труды С. Н. Азбелева, В.П. Аникина, М. М. Бахтина, Ю. Б. Борева, В.Я.Проппа, А. Н. Веселовского, В. М. Гацака, В. Е. Гусева, Н.А. Криничной, Н. И. Кравцова, а также исследования северокавказских ученых: А. М. Аджиева, Т. Г. Басанговой, Н.Ц. Биткеева, Л. А. Бекизовой, А.М. Гутова, А.И. Караевой, З.Б. Караевой, Х.Х. Малкондуева, А.М. Теппеева, З.Х. Толгурова, Р. А-К. Ортабаевой, Ф.А. Урусбиевой, Т.М. Хаджиевой.
В работе использовались типологические, сравнительно-исторические, текстологические методы анализа.
Теоретическая и практическая ценность работы заключается в том, что исследование устной словесности, посвященной трагическим событиям народа, воссоздает целостную картину карачаево-балкарского фольклора, заметно расширяет представление о новейшей истории карачаево-балкарцев по фольклорным источникам. Результаты могут быть использованы в исследованиях по истории российской фольклористики, специалистами, занимающимися послевоенным и современным карачаево-балкарским фольклором; при разработке учебников, спецкурсов по истории карачаево-балкарского фольклора; окажут методологическую помощь студентам и аспирантам филологических факультетов высших учебных заведений.
Апробация исследования. Основные положения диссертации изложены в публикациях, изданных в Баку, Владикавказе, Казани, Карачаевске, Краснодаре, Нальчике, Пятигорске, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Махачкале, Элисте. Диссертационная работа обсуждена на заседании сектора карачаево-балкарского фольклора ИГИ КБНЦ РАН (2013г.).
По теме диссертации опубликовано более 30 статей, в том числе 8 статей в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК, издана монография «Тема народной трагедии и возрождения в карачаево-балкарской поэзии (на материале устной и письменной словесности 1943-2000 гг.). – Нальчик, 2011. – 12,5 п.л. Основные положения диссертации были заслушаны на международных, всероссийских, региональных, республиканских конференциях: «Тезисы I Международного конгресса. Мир на Северном Кавказе через языки, образование, культуру» (Пятигорск, 1996), «VI Царскосельские чтения» (Санкт-Петербург, 2002), «Репрессированные народы: история и современность» (Карачаевск, 2003), «Антропоцентрическая парадигма в филологии» (Ставрополь, 2003), «Международная конференция по фольклору» (Баку, (II – 2004; V -2007), «Кабардино-Балкария в годы Великой Отечественной войны /к 60-летию Великой Победы/ (Нальчик, 2005), «Идеи гуманизма в поэзии К. Кулиева». V - Эльбрусские чтения» (Нальчик, 2005), «Сургучевские чтения» (Ставрополь, 2009), «Современность и судьбы национальных культур: К 95 –летию со дня рождения А.П. Кешокова» (Нальчик, 2009), «Актуальные проблемы современной фольклористики» (Казань, 2009), «Единая Калмыкия в единой России: через века в будущее» (Элиста, 2009), «Типология, взаимосвязи и национальная специфика фольклора Дагестана и Северного Кавказа» (Махачкала, 2010).
Результаты исследования составили раздел «Поэзия выселения» в «Очерках истории балкарской литературы». КБИГИ. Нальчик, 2010. С. 469-492.
Структура диссертации. Поставленные в исследовании задачи определили ее структуру, которая включает введение, три главы, заключение и библиографию.