Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных особенностей Супрун, Александра Александровна

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Супрун, Александра Александровна. Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных особенностей : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Супрун Александра Александровна; [Место защиты: Нац. гос. ун-т физ. культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, С.-Петерб.].- Санкт-Петербург, 2013.- 299 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/302

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Обоснование проблемы оптимизации процесса технической подготовки в художественной гимнастике 21

1.1. Современное состояние и проблемы подготовки гимнасток с учетом специфики вида спорта 21

1.2. Техническое мастерство в художественной гимнастике и факторы его определяющие 34

1.3. Место и значение психологических факторов в формировании индивидуального мастерства гимнасток 44

1.4. Пути повышения технического мастерства 51

1.5. Технологический подход в рационализации принципа индивидуализации технической подготовки гимнасток 56

Заключение по первой главе 64

Глава 2. Методы и организация исследования . 77

2.1. Методы исследования 77

2.2. Организация исследования 94

Глава 3. Теоретическое обоснование необходимости совершенствования процесса технической подготовки в художественной гимнастике 98

3.1. Анализ состояния и тенденций развития содержания произвольных программ в художественной гимнастике 98

3.2. Состояние проблемы развития двигательной памяти в тренировке гимнасток 103

3.3. Объективная оценка двигательных способностей гимнасток как условие успешного моделирования процесса технической подготовки в художественной гимнастике 111

3.4. Влияние индивидуальных двигательных и психологических особенностей на результативность спортивной деятельности гимнасток 136

3.4.1.Двигательная память как условие перспективности спортивной деятельности 136

3.4.2. Индивидуально-психологические особенности личности как фактор, предопределяющий успешность развития функциональных способностей и результативность деятельности гимнасток 141

Заключение по третьей главе 146

Глава 4. Содержание и экспериментальная проверка эффективности технологического подхода к процессу профилирующей подготовки на этапе углубленной специализации 152

4.1. Организационные аспекты разработки и реализации технологического подхода к профилирующей подготовке гимнасток на основе учета индивидуальных психологических и двигательных особенностей гимнасток 152

4.2. Эффективность спортивной деятельности как результат применения технологического подхода к профилирующей подготовке гимнасток на основе учета индивидуальных психологических и двигательных особенностей гимнасток 163

Заключение 182

Практические рекомендации 187

Список сокращений и условные обозначения 189

Список терминов 190

Список литературы 193

Список иллюстрированного материала 222

Приложение 1 Акт внедрения 229

Приложение 2 Акт внедрения 230

Приложение 3 Акт внедрения 231

Приложение 4 Анкета для тренеров по художественной гимнастике.. 232

Приложение 5 Анкета для спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой 234

Приложение 6 Методика оценки индивидуально-психологических особенностей личности гимнасток: Тест Р. Кетэлла (16 PF -опросник) 237

Приложение 7 Методика оценки индивидуально-психологических особенностей личности гимнасток: Вопросник Кеттела для девочек (12 ФЛО-120) 245

Приложение 8 Протокол педагогического наблюдения: Анализа уровня двигательной подготовленности гимнасток 252

Приложение 9 Экспертная оценка техники выполнения профилирующих упражнений гимнастками высокой квалификации, её зависимость от электрической активности основных участвующих в движении мышц (п=12) 253

Приложение 10 Кинематические характеристики основной фазы движения вертикального бокового равновесия, нога на 180 с помощью (угол: колено-таз-колено) (п=12) 254

Приложение 11 Технология тестирования вестибулярной устойчивости гимнасток с применением метода стабилографии 259

Приложение 12 Комплексная методика оценки вестибулярной подготовленности гимнасток (В.И. Лях, 1989, 1998; А.В. Лагутин,1996; Л.А. Карпенко, И.А. Винер, В.А. Сивицкий) 260

Приложение 13 Основные показатели стабилографии при выполнении гимнастками равновесий с различной вестибулярной нагрузкой (с вращением обруча и без) (п=17) 261

Приложение 14 Кинематические характеристики основной фазы движения поворота на 360 в аттитюде (угол: колено-таз-колено) (п=12)... 258

Приложение 15 Кинематические характеристики основной фазы движения наклон на носке одной ноги, другая вперед-вверх с амплитудой не менее 180 (угол: колено-таз-колено) (п=12) 262

Приложение 16 Кинематические характеристики основной фазы движения прыжка шагом (угол: колено-таз-колено) (п=12)

Приложение 17 Протокол тестирования двигательной памяти гимнасток высокой квалификации (п=12)

Приложение 18 Учебный план подготовки гимнастов на этапе начальной спортивной специализации в течение года (в часах, %); информативные показатели годичного плана на учебно-тренировочном этапе начальной углубленной специализированной подготовки

Приложение 19 План-график распределения учебных часов для отделения художественной гимнастики в учебно-тренировочных группах 4-го года обучения

Приложение 20 Примерный план-схема подготовки гимнасток-художниц в учебно-тренировочных группах 4-го года обучения 265

Приложение 21 Комплекс № 1 партерной хореографии, направленный на совершенствование уровня специальной физической и базовой профилирующей подготовленности гимнасток на основе целенаправленного избирательного развития двигательной памяти 268

Приложение 22 Комплекс № 2 партерной хореографии, направленный на совершенствование уровня специальной физической и базовой профилирующей подготовленности гимнасток на основе целенаправленного избирательного развития двигательной памяти

Приложение 23 Комплекс № 3 партерной хореографии, направленный на совершенствование уровня специальной физической и базовой профилирующей подготовленности гимнасток на основе 270

целенаправленного избирательного развития двигательной памяти

Приложение 24 Примерные двигательные задания для освоения алгоритма обучения волнам и взмахов с учётом компонентов двигательной памяти гимнастки 273

Приложение 25 Примерные двигательные задания для освоения алгоритма обучения профилирующим элементам (повороты, равновесия) с учётом компонентов двигательной памяти гимнастки 274

Приложение 26 Примерные двигательные задания для освоения алгоритма обучения прыжкам с учётом компонентов двигательной памяти гимнастки

Приложение 27 Примерные задания на точное выполнение равновесий разной сложности (пространственная, координационная точность)

Приложение 28 Примерные блоки упражнений хореографии для освоения алгоритма обучения профилирующих элементов (повороты, равновесия, прыжки) с учётом компонентов двигательной памяти гимнастки 277

Приложение 29 Профили индивидуально-психологических особенностей гимнасток экспериментальной группы

Приложение 30 Характеристика психологических качеств личности гимнастки на основе индивидуально-психологических факторов (по методике Р.Кеттела) и методологические подходы при развитии двигательной памяти в тренировочном процессе 286

Приложение 31 Рабочая карта гимнастки; психологическая характеристика (по рабочей карте) 289

Приложение 32 Методические приемы, используемые с учетом индивидуальных психологических особенностей в процессе формирования компонентов двигательной памяти (на примере конкретной гимнастки); Рекомендации к процессу совершенствования компонентов двигательной памяти 290

Приложение 33 Алгоритм обучения упражнениям различных структурных групп художественной гимнастики для Никитиной Д 291

Приложение 34 Показатели ОФП испытуемых в процессе педагогического эксперимента 292

Приложение 35 СФП испытуемых в процессе педагогического эксперимента 293

Приложение 36 Протокол тестирования двигательной памяти (пространственной точности движений руками) испытуемых в процессе педагогического эксперимента

Приложение 37 Протокол тестирования двигательной памяти (пространственной точности движений ногами) испытуемых в процессе педагогического эксперимента 295

Приложение 38 Протокол тестирования двигательной памяти (точности мышечных усилий и временной точности) в процессе педагогического эксперимента 296

Приложение 39 Протокол тестирования сложно координационной точности испытуемых в процессе педагогического эксперимента (ИПК,о/о) 297

Приложение 40 Результаты точности воспроизведения характеристик движений по данным тестирования двигательной памяти гимнасток в процессе педагогического эксперимента (%) 298

Приложение 41 Экспертная оценка компонентов исполнительского мастерства испытуемых в упражнении с обручем в процессе педагогического эксперимента (баллы)

Введение к работе

Актуальность исследования. На сегодняшний день художественная гимнастика – это один из самых красивых видов спорта. Красота, грациозность, и зрелищность упражнений многоборья в художественной гимнастике достигается, как правило, за счет правильного и качественного выполнения, как технически сложных элементов, так и их связующих, танцевальных дорожек. При этом достижение сложности и красоты возможно только при совершенной технике профилирующих элементов художественной гимнастики. На технической основе профилирующих элементов базируется выполнение других, более сложных упражнений. И поскольку техника является одним из решающих факторов в реализации двигательного потенциала спортсмена, профилирующая подготовка представляется важным и неотъемлемым компонентом целостной системы спортивной тренировки. В связи, с чем проблема профилирующей подготовки всегда является актуальной и нуждается в постоянном научном исследовании.

Учитывая, что сложность структуры двигательных действий гимнасток обуславливает необходимость запоминать большой объем относительно независимых между собой движений, высокие требования предъявляются к двигательной памяти гимнасток, а также к таким качествам, как исполнительность, ясность и полнота зрительных представлений, точности воспроизведения движений.

Однако, в специальной литературе, вопрос учета уровня развития двигательной памяти как одного из путей повышения технического мастерства в художественной гимнастике представляется недостаточно разработанным.

Все выше сказанное свидетельствует о необходимости системного подхода к технической подготовке спортсменок, который учитывал бы, как двигательные, так индивидуально-психологические особенности гимнасток.

В связи с этим, актуальным является поиск путей оптимизации профилирующей подготовки в художественной гимнастике, посредством индивидуализации средств педагогического воздействия.

Исходя из актуальности, была сформулирована гипотеза исследования: предполагалось, что технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике, основанный на учете индивидуальных психологических и двигательных особенностей гимнасток, позволит оптимизировать процесс формирования их исполнительского мастерства.

Степень разработанности темы исследования:

Формированию теории и методики физической культуры, ее совершенствованию и развитию способствовали исследования в области теории и методики физической культуры (Платонов В.Н., 2005; Лях В.И., 2006 и др.), фундаментальные исследования спортивной деятельности в спортивной гимнастике (Смолевский В.М., 2006; Сучилин Н.Г., Аркаев Л.Я., 2004, 2010 и др.) и художественной гимнастике (Овчинникова Н.А., 1990; Коновалова Л.А., 1993; Архипова Ю.А., 1998; Карпенко Л.А., 2000; Белокопытова Ж.А., 2009 и др.).

Различные аспекты координационных способностей и двигательной памяти отражены в публикациях В.И. Гончарова (1997), Ж.А. Белокопытовой, В.А. Лаврентьевой (2009), В.Л. Ботяева (2011).

Психологические особенности деятельности и личности спортсменок в художественной гимнастике рассмотрены в статьях Е.П. Ильина, А.И. Фукина (1997), Е.В. Беклемишевой (1998).

Техническая (профилирующая) подготовка в гимнастике освещена в методических пособиях, статьях С.И. Борисенко (2000), Л.А. Карпенко (2000), Ю.А. Архиповой, Л.А. Карпенко (2001), И.А. Винер (2008), О.П. Власовой (2009), А.В. Пешкань (2010).

На уровне диссертационных исследований данная проблема рассматривается в кандидатских диссертациях С.И. Борисенко (2004), Е.Д. Бакулиной (2006), К.В. Гобузевой (2006), Д.В. Семенова (2010).

Однако, анализ публикаций, а также опыт педагогической деятельности позволяет констатировать, что при достаточно изученном вопросе технической подготовки (профилирующей) в художественной гимнастике, проблема технологического подхода на основе учета индивидуальных двигательных и психологических особенностей гимнасток не получила еще должного обоснования.

Цель исследования заключалась в совершенствовании процесса профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе применения технологического подхода.

Для достижения поставленной цели исследования решались следующие задачи исследования:

  1. На основе обобщения научно-методической литературы, программных документов и анализа результатов соревнований определить современное состояние проблемы профилирующей подготовки в художественной гимнастике.

  2. Конкретизировать критерии, определяющие уровень технического мастерства в художественной гимнастике на современном этапе её развития.

  3. Определить степень влияния индивидуальных психологических и двигательных особенностей на эффективность выполнения основных профилирующих элементов художественной гимнастики.

  4. Разработать технологический подход к процессу профилирующей подготовки на этапе углубленной специализации в художественной гимнастике и экспериментально проверить его эффективность.

Объект исследования – процесс профилирующей подготовки спортсменок в художественной гимнастике.

Предмет исследования – количественные (точность движений, разнообразие элементов) и качественные (техническая ценность, техника) показатели эффективности технологического подхода к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учёта индивидуальных особенностей спортсменок.

Методы исследования. Для решения сформулированных в диссертационной работе задач применялись следующие методы научного поиска: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, изучение программных документов; анализ видеозаписей; опрос (анкетирование); психолого-педагогическое тестирование; метод экспертных оценок; педагогическое наблюдение; педагогический эксперимент; комплексная методика, включающая метод бесконтактного исследования видеоряда движений спортсменок (видеокамера и программный комплекс StarTrace), поверхностную электромиографию (MuscleLab 4020е) и стабилографию («Стабилан -01»); методы математической статистики.

Научная новизна данного исследования состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании эффективности технологического подхода к процессу освоения профилирующих упражнений на основе учёта индивидуальных психологических и двигательных особенностей гимнасток.

В процессе исследования:

на основе тенденций развития художественной гимнастики выявлены современные требования, предъявляемые к качеству и сложности исполнения профилирующих элементов;

конкретизированы критерии эффективности выполнения основных профилирующих упражнений;

выявлены предпочтения в выборе средств развития двигательной памяти гимнастками различной квалификации и приемы для ее улучшения.

выявлены различия в вестибулярной устойчивости спортсменок различной квалификации при выполнении профилирующих упражнений.

предложен коэффициент реципрокности для оценки техники двигательных действий спортсменок, вычислены его значения и установлены взаимосвязи значений коэффициента реципрокности и техники двигательных действий спортсменок.

разработаны двигательные задания «компенсаторного» типа и методические приемы для совершенствования двигательного мастерства гимнасток, позволяющие повысить уровень двигательной памяти с учетом их индивидуальных особенностей;

научно обоснована эффективность технологического подхода к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учёта индивидуальных психологических и двигательных особенностей гимнасток.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в дополнении теории и методики физической культуры положениями, обобщениями и выводами, в которых установлены взаимосвязи биомеханических характеристик двигательных действий со степенью устойчивости равновесия гимнастки и экспертной оценкой за технику выполнения движений; выявлено различие в механизмах регуляции мышечной активности, обеспечивающих устойчивость у спортсменок различной квалификации при выполнении профилирующих элементов; выявлено влияние движений предмета (обруча) на устойчивость равновесия гимнасток.

Также выявлены взаимосвязи:

оценки за технику выполнения профилирующих элементов и пространственной точности движений;

индивидуально-психологических особенностей гимнасток с компонентами их технической подготовленности, компонентами двигательной памяти и показателями функции равновесия.

- получены новые более полные данные о механизме двигательных действий при выполнении профилирующих упражнений художественной гимнастики;

- конкретизированы данные об особенностях влияния индивидуальных психологических и двигательных особенностей на результативность технической подготовки в художественной гимнастике;

- выявлены наиболее важные компоненты процесса программирования, предопределяющие успешность освоения координационно-сложных технических элементов;

- показаны технологические решения по повышению эффективности процесса освоения профилирующих упражнений в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных психологических и двигательных особенностей гимнасток.

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций тренерам по художественной гимнастике детских юношеских спортивных школ (ДЮСШ), и двигательных заданиях, позволяющих повысить уровень профилирующей (технической) подготовленности гимнасток, результативность тренировочного процесса и сократить сроки освоения технических программ.

Теоретико-методологическими основами исследования послужили теории управления тренировочным процессом Ю.В. Верхошанского (1998), Л.П. Матвеева (2001), психологическая теория деятельности (Левченко И.Ю., Забрамская С.Д., Добровольская Т.А., 2005); а также концепции перспективно-прогностического совершенствования технического мастерства гимнастов (Карпенко Л.А., 2003; Смолевский В.М., 2006; Гавердовский Ю.К., 2007; Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г., 2010; 2011; Винер-Усманова И.А., 2012).

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечена методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью методов задачам работы, использованием лицензированных методик исследования, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной статистической обработкой полученных данных.

Апробация и внедрение результатов в практику: основные положения работы докладывались на конференциях (ежегодные научно-практические конференции аспирантов и преподавателей г. Великие Луки, 2004, 2006, 2008, 2012), на конференциях в г. Москве («Наука о физической культуре и спорте – шаг в XXI век» 2004, Всероссийская открытая конференция обучающихся «Юность, Наука, Культура» 2006, Всероссийский форум «молодые ученые» 2011), в г. Санкт-Петербурге (Восьмая международная конференция «Образование через всю жизнь» 2010 г.), г. Тарту, Эстония (4th Baltic Conferencein Exercise and Sport Science 2011 г.).

Результаты исследований подтверждены актами внедрения и успешно используются в МОУДОД ДЮСШ «Гармония» г. Пскова, в ДЮСШ № 1 «Атлетика» г. Великие Луки, в ДЮСШ г. Ивангород. По материалам исследования опубликовано 13 статей, которые отражают основное содержание диссертации, из них 3 статьи в журналах ВАК.

Организация исследования

Экспериментальной базой исследования служила МОУДОД ДЮСШ «Гармония» г. Пскова. Научное исследование проводилось в три этапа с 2003 по 2011 год.

Первый этап (поисковый) с сентября 2003 года по май 2008 года включал в себя работу над специальной литературой, формулировку проблемы и гипотезы исследований. Был сделан анализ видеозаписей упражнений сильнейших гимнасток Мира и Европы (n=50), а также мастеров спорта (n=50). Была проведена разработка анкет по вопросу выявления путей совершенствования двигательной памяти.

На втором (экспериментальном) этапе было проведено предварительное педагогическое тестирование гимнасток этапа углубленной специализации ДЮСШ «Гармония» г. Пскова (сентябрь 2008 г.), по результатам которого были сформированы контрольная и экспериментальная группы гимнасток. В марте 2008 г. проводились дополнительные исследования кинематики – видеоанализ профилирующих гимнастических упражнений и электромиографии спортивных движений, стабилография с целью выявления модельных параметров профилирующих элементов.

На третьем этапе (заключительном) – с сентября 2009 по апрель 2011 г.г. – проводился основной педагогический эксперимент, в котором приняли участие 15 гимнасток ДЮСШ «Гармония» города Пскова. По завершении эксперимента были проведены обработка и анализ полученных данных, а также оформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике имеет детерминированный характер и предполагает:

- конкретизацию технического, физического и психологического компонентов процесса формирования профилирующей подготовленности гимнасток;

- учет взаимосвязей амплитуды электрической активности работающих мышц (коэффициента реципрокности), компонентов двигательной памяти гимнасток с техникой исполнения профилирующих упражнений;

- учет влияния психологических особенностей личности гимнасток на эффективность процесса двигательной подготовки;

- программирование материала технической подготовки с заданным конечным образовательным результатом, предполагающим положительную динамику в исполнительском мастерстве гимнасток;

2. Педагогические задания и методические приемы, учитывающие тенденции развития вида спорта и направленные на развитие компонентов двигательной памяти гимнасток, позволяют существенно повысить уровень и скорость освоения новых сложнокоординационных элементов художественной гимнастики.

Объём и структура диссертации. Диссертация общим объемом 230 страниц, состоит из введения, четырех глав, заключения, практических рекомендаций, списка используемой литературы, приложений и актов внедрения. Библиографический список содержит 259 источников, из них 31 – на иностранных языках. В диссертацию включены 29 таблиц, 25 рисунков, 41 приложений, в которых представлены результаты исследования и организационно-методический материал.

Техническое мастерство в художественной гимнастике и факторы его определяющие

Одной из особенностей развития современной художественной гимнастики является неуклонный рост технического мастерства и сложности соревновательных программ, как ведущих спортсменок мирового класса, так и перспективных юных гимнасток (Венгерова Н.Н., Гобузева К.В., Модельные характеристики гимнасток-художниц первого разряда. СПб. 2005., 20 с; Венгерова Н.Н., Гобузева К.В., Соловьёва И.О. Тенденции в развитии художественной гимнастики и состоянии здоровья занимающихся // Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. ст. / под общ. ред. Л.А. Карпенко. СПб., 2008. Вып.1. С. 12-18; Гобузева, К.В. Совмещение разделов физической и технической подготовки в художественной гимнастике // Избранное из новейших исследований по художественной гимнастике: сб. ст. / под общ. ред. Л.А. Карпенко. СПб., 2008. Вьш. 1. С. 28-29). При этом высокий уровень технического мастерства гимнасток требует максимально возможной амплитуды движений в суставах, их определенного сочетания и способности ее реализации в различных двигательных ситуациях (разновидности проявления подвижности суставов) (Менхин А.В., Новикова Л.А., Исмаилова А.С. Гибкость и особенности ее проявления в художественной гимнастике // Теория и практика физической культуры. 2011. №8. С. 11-15).

Специалисты области физической культуры и спорта в термине «спортивная техника» выделяют две составляющие: спортивная техника и спортивно-техническое мастерство. Первое понятие раскрывает систему движений, являющуюся основой конкретного спортивного упражнения, изучение структуры которого является предметом биомеханики (Сучилин Н.Г., Аркаев Л.А., Савельев B.C. Педагогико-биомеханический анализ техники спортивных движений на основе программно-аппаратного видеокомплекса // Теория и практика физической культуры. 1996. № 4. С. 12-20.; Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 1998. № 7. С. 41-45).

Второе понятие раскрывает методику тренировки и понимается как процесс постоянного совершенствования более высоких спортивных результатов (Матвеев Л.П. От теории спортивной тренировки к общей теории спорта // Теория и практика физической культуры. 1998. № 5. С. 5-9; Хасин Л.А. Экспертные системы для планирования спортивной тренировки: теоретико-методические подходы и перспективы развития // Теория и практика физической культуры. 2007. № 2. С. 43-47).

В своих исследованиях Ю.Ф. Курамшин (Акмеология спортивных достижений: теоретические и прикладные аспекты: автореф. дис ...докт. пед. наук. СПб., 2002. 80 с; Спортивная рекордология: теория, методология, практика // М.: Советский спорт, 2005. 408 с.) отмечает, что совершенствование технического мастерства — один из важнейших компонентов в системе интегральной подготовки. Его основной задачей в годичном цикле - создание оптимальной избыточности по трудности, качеству и надежности выполняемых элементов высшей сложности, связок и комбинаций в целом.

Согласно И.А. Винер (Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике. 2003. 20 с), основным условием для успешного решения этой задачи является оптимальный уровень базовой технической подготовленности, который закладывается в предшествующих вхождению в сборную команду страны периодах подготовки и продолжается в составе сборной.

В сложнокоординационных видах спорта со стабилизированной кинематической структурой (спортивная и художественная гимнастика, акробатика, прыжки на батуте, прыжки в воду и т.д.) техническая подготовленность имеет решающее значение (Распопова В.А. Научно-методические основы многолетней подготовки прыгунов в воду: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М, 2000. 40 с; Пилюк Н.Н. Система соревновательной деятельности акробатов высокой квалификации (структура, содержание, управление). Краснодар: КубГАФК, 2000. 185 с; Безродная Н.С. Управление процессом формирования готовности акробатов высокой квалификации: автореф. дис. ...канд. пед. наук. Краснодар, 2002. 24 с).

Одним из важнейших методических условий совершенствования рациональной техники является взаимосвязь и взаимозависимость структуры движений и уровня развития физических качеств (Матвеев Л.П. Общая теория спорта и её прикладные аспекты. М: Известия, 2001. 333 с; Bruggemann G. P. Performance Analysis in Elite Sports: A Biomechanical Perspective / Book of abstracts of World Congress of Performance Analysis of Sport VIII Edited by Peter O Donoghue and Anita Hokelmann, 2008. P. 18). Уровень технической подготовленности на всех этапах многолетнего совершенствования является важным фактором - детерминантом, способствующим как достижению высоких результатов, так и созданию объективных предпосылок дальнейшего как физического, так и психического развития спортсмена. Вместе с тем достижение высокого уровня технической подготовленности спортсмена само по себе является сложной задачей, решение которой требует совершенствования ее структуры.

В свою очередь, уровень технической подготовки можно корректировать на основе выявленных стабильных и прогностически значимых параметров технической подготовленности (Баландина СВ., Баландин В.А., Чернышенко Ю.К. Прогностическая значимость параметров технической подготовленности высококвалифицированных прьпунов на батуте // Актуал. вопр. физ. культуры и спорта: Труды НИИПФ-КиС / под ред. А.И. Погребного, Л.С. Дворкина. Т.10. Краснодар: КГУФКСТ, 2008. С. 19-25). Повышение физической подготовленности требует перехода на новый уровень технического мастерства, и наоборот - более совершенное техническое мастерство спортсмена требует подкрепления соответствующей физической подготовленностью (Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практические приложения. К.: Олимпийская литература, 2004. 808 с).

Эффективное управление подготовленностью и соревновательной готовностью спортсменов возможно при соответствующей системе контроля над уровнем развития их спортивного мастерства с учетом объективных критериев и информативных методик педагогической оценки состояния занимающихся (Розин Е.Ю. Некоторые теоретико-методологические аспекты этапного педагогического контроля физического состояния и подготовленности спортсменов // Теория и практика физической культуры. 1997. - № 41.С. 41-43; Безродная Н.С., Пилюлк Н.Н. Формирование готовности акробатов высокой квалификации к соревновательной деятельности: методические рекомендации. Краснодар: КубГАФК, 2002. 52 с).

Исследуя техническую подготовленность в художественной гимнастике, В.Л. Ботяев (Взаимосвязь координационных способностей с показателями технического мастерства в гимнастике на различных этапах спортивной тренировки // Теория и практика физической культуры. 2011. № 11.С. 71-75) определил, что она в значительной степени определяется уровнем развития координационных способностей.

С точки зрения многих авторов (Иванова Н.А. Инновация в практике обучения студентов педагогических училищ // Матер, регион, науч.-практ. конф. «Традиции и инновации в системе образования». Чита, 1997. Ч. 2. С. 70-72; Гобузева К.В. Модельные характеристики гимнасток-художниц с уровнем спортивной квалификации первого взрослого разряда. ... 2006. 23с.) техническая подготовка гимнастов и гимнасток целиком и полностью базируется на физической. Исследования, проведенные в выявлении факторов, влияющих на спортивно-технические достижения гимнастов, позволили выделить доминирующие факторы в подготовке гимнастов. Было показано, что первым (главным) является фактор технической подготовки в видах многоборья, вторым -специальной физической подготовки, третьим - общей физической подготовки, четвертым - акробатической подготовки. Следующим, пятым фактором, способствующим достижению высоких результатов в спорте, по мнению специалистов, является качественное построение и проведение тренировочного процесса. Умело организованный тренировочный процесс позволяет быстро набрать спортивную форму и удерживать ее нужное время (Котова Е.А. Теоретические аспекты понятия «спортивная форма» в художественной гимнастике // XXXII научная конференция студентов, аспирантов и соискателей МГАФК: тезисы докладов. Малаховка, 2008. Вып. 17. С. 69-70).

Анализ состояния и тенденций развития содержания произвольных программ в художественной гимнастике

Наиболее точное моделирование процесса подготовки спортсменок в художественной гимнастике возможно только на основе учёта тенденций развития вида спорта, которыми, в частности, является цикличное повышение требований правил соревнований ФИЖ и постоянный рост конкуренции.

На основе сравнительного анализа содержания пяти последовательно входящих в силу правил соревнований по художественной гимнастике (1998, 2001, 2003, 2005, 2009 г.г.) были определены изменения в требованиях, предъявляемых к соревновательным композициям спортсменок, выступающих в различных квалификационных группах.

Установлено, что в период последних четырёх олимпийских циклах в правилах соревнований наметилась тенденция к изменению возрастного ценза при выполнении разрядных нормативов. Не смотря на омоложение художественной гимнастики в целом, были учтены возрастные особенности формирования спортивного мастерства гимнасток, увеличение необходимого количества элементов в соревновательных композициях, их значительного технического усложнения, повышение требований к технике исполнения соревновательных программ.

К 2009 году были конкретизированы критерии оценки упражнений, четко определены количество структурных групп и максимальная сложность композиции по сложности, большие требования стали предъявляться к разнообразию элементов, симметрии работы рук и ног.

С 2001 года существенно изменились требования к оцениванию композиции спортсменок. Отличие судейства соревновательных программ I разряда и КМС от программ МС стало заключаться только в разделе технической ценности. И, хотя по длительности композиции гимнасток остались прежними, художественная гимнастика существенно преобразилась - она стала более «спортивным» видом, динамичным, рискованным.

При анализе сложности некорректно было бы сравнивать программы 1998 и 2004 годов, так как за это временной период неоднократно вносились изменения в правила соревнований. Так, после Олимпийских игр в Сиднее (2000 г.) вначале нового цикла подготовки основной акцент был сделан на усложнение всех структурных групп движений без предмета. С 2000 года упражнения в индивидуальных программах стали содержать максимум 10 трудностей, изолированных или в комбинациях, состоящих максимум из 2 - 3 трудностей. Обязательная для каждого предмета структурная группа движений телом должна была использоваться, как минимум пятикратно и всегда быть связана с техникой движений предметом. Комбинация как минимум на 50% состояла из трудностей, принадлежащих к обязательным структурным группам телом для каждого вида многоборья. Для оценки трудностей стала использоваться градация от 0,1 балла (группа «А») до 1,0 балла (группа «Y»), ценность комбинации определяться по сумме ценностей, входящих в неё групп.

С 2005 года индивидуальное упражнение могло содержать максимум 18 трудностей ценностью в 10,00 баллов. Полная стоимость трудностей телом складывалась из ценностей групп, принадлежащих к обязательной структурной группе (минимум 6 элементов) в данном виде многоборья и, возможно, ценностей необязательных групп (максимум по две из каждой структурной группы).

Каждая группа считалась один раз, поэтому повторное её выполнение не засчитывалось, кроме случаев, предусмотренных для серий. В связи с этим, правила 2005 года обязали гимнасток использовать в упражнении с предметом 12 разнообразных элементов телом (6 разнообразных обязательных и произвольно 2+2+2 разнообразных из других структурных групп). Если до этого момента гимнастка имела возможность самостоятельно определять степень структурного разнообразия элементов в многоборье и использовать одни и те же элементы телом в разных видах многоборья, то уже с 2000 года чётко было определено, в каком виде какая структурная группа должна доминировать. Таким образом, совершенствование правил соревнований по художественной гимнастике способствовало увеличению разнообразия выполняемых элементов телом в каждом виде многоборья и создавало условия для более гармоничной подготовки спортсменок на перспективу.

С 2005 года конкретизированы требования к трудности изолированных элементов. Так, в редакции правил соревнований этого года трудность элементов была представлена стоимостью от 0,1 до 1,2 балла при ограничении их общего количества в программе до 18-ти.

Если в правилах соревнований 1998 года было представлено 60 элементов с уровнем сложности 0,1- 0,2 балла, то в 2001г. их количество возросло более чем в четыре раза и состояло из 267 элементов с уровнем сложности от «А» до «Е» (0,1 - 0,5 балла соответственно). В дополнениях 2003г. их число увеличилось ещё на 39,3 % и составляло 440 элементов, при расширении диапазона сложности от 0,1 до 1,0 балла.

Однако около 50,0 % от общего их числа относились к уровню сложности «С», «Д», «Е» (0,3; 0,4; 0,5 соответственно). Элементы, имеющие ценность более 0,8 балла, составляли всего 3,4 %. Только одно равновесие соответствовало группе «J» и имело уровень сложности 1,0 балл.

К 2005 году количество расцененных элементов увеличилось до 503 элементов (на 14,0 %), а диапазон трудности расширился от 0,1 до 1,2 балла. Количество элементов, имеющих уровень сложности 0,8 балла и выше, уже составили 11,9 %. При этом в процентном соотношении распределение элементов по структурным группам было представлено следующим образом: прыжки и повороты - по 29,6 %, элементы из групп равновесия - 21,9 % и на гибкость -18,9 %.

Согласно правилам соревнований 2009-2012 г.г. каждая индивидуальная программа могла содержать максимум 12 трудностей (уровня трудности «А» и выше) ценностью максимум в 10,00 баллов. Ценности трудностей, принадлежащих к обязательным группам тела характерным для каждого предмета - минимум 8 трудностей для упражнения из 10-12 трудностей. Допускалось увеличение ценности за счёт максимум четырёх трудностей, входящих в необязательные группы тела, по выбору. При этом каждая трудность считалась только один раз и её повторение не засчитывалось.

Таким образом, ценность трудностей в большей степени стала определяться координационной сложностью движений тела. У гимнастки с ограниченным потенциалом двигательных действий, которая не могла выполнить «идеально элемент и мастерство предмета», возникала проблема, как в подборе элементов, так и в составлении композиции в целом. Что стимулировало тренеров к увеличению арсенала качественно освоенных соревновательных элементов за счёт каждой из структурных групп.

Только такие педагогические воздействия создавали условия для успешного конструирования соревновательных композиций, соответствующих тенденциям развития художественной гимнастики. Что предполагало уже на начальном этапе подготовки спортсменки работу на «опережение», с учётом модельных характеристик гимнасток международного уровня.

Сравнительный анализ содержания программ сильнейших гимнасток мира и воспитанниц ДЮСШ показал, что в решении данной задачи существовала и существует проблема (Таблица 4).

Индивидуально-психологические особенности личности как фактор, предопределяющий успешность развития функциональных способностей и результативность деятельности гимнасток

Критериями оценки исполнительского мастерства в художественной гимнастике выступают качественные показатели: «легко», «непринужденно», «точно», «грациозно», «артистично». Естественно, что в такой деятельности типологические особенности высшей нервной деятельности играют немаловажную роль (Воскресенская Л.П., Байченко И.П., Паперова Г.П. Исследование функционального состояния ЦНС и типологических особенностей ... // Вопросы теории спортивной тренировки: Краснодар, 1975. Вып.2. С. 196-201).

Чтобы конкретизировать индивидуально-психологические особенности личности гимнастки, которые более всего способствуют (или препятствуют) процессам запоминания (формирования двигательной памяти) и точного воспроизведения движений было проведено психологическое тестирование по методике Кетелла, с последующим корреляционным анализом связи полученных данных с экспертными оценками исполнительского мастерства (3 компонента) и компонентами двигательной памяти гимнасток. В испытании принимали участие 45 гимнасток ДЮСШ «Гармония» г. Пскова, ДЮСШ № 1 «Атлетика» г. Великие Луки, ДЮСШ г. Ивангород, студентки ВЛГАФК, выступающие по программе 1 разряда, кандидата в мастера спорта и мастера спорта.

Анализ полученных результатов позволил выявить зависимость успешности выполнения соревновательных программ от проявления отдельных психологических особенностей личности и компонентов двигательной памяти гимнасток (г=0,5-0,7) (Рисунок 20). Установлено, что компоненты исполнительского мастерства испытуемых (оценка за технику, оценка за техническую ценность, оценка за артистизм) чаще всего зависят от фактора «В» (интеллект), а также точности воспроизведения заданной амплитуды движения руками и ногами (пространственная точность движений руками и ногами (а7 и al 1 соответственно).

Математическая обработка полученных данных позволила установить наличие различных степеней взаимосвязи между личностными факторами и компонентами двигательной памяти (Таблица 20).

Так, например, между фактором «Q3) (низкий самоконтроль, высокий самоконтроль) и силой кистей рук наблюдается обратная взаимосвязь, т.е. чем больше у гимнастки будет выражен самоконтроль (уровень внутреннего контроля поведения), тем меньше будет разница между реальным результатом и желаемым, точность воспроизведения мышечных усилий будет больше. Лидерские качества, которые проявляет гимнастка в достижении своей цели (фактор «Е» подчиненность, доминантность), влияют не только на результативность её соревновательной деятельности, но и в высокой степени определяют в тренировочном процессе её пространственную точность движения ногой вперед.

Осторожность (фактор «L») при выполнении элементов так же положительно сказывается на точности воспроизведения пространственных характеристик свободными звеньями тела, но, с другой стороны, увеличивает временные затраты.

При разучивании новых движений очень важно следовать указаниям тренера, правильно выполнять технику, не экспериментировать. В данном случае «обучаемость» будет выше у более консервативных спортсменок, в отличие от тех, у которых склонность к новаторству (существует прямая средняя взаимосвязь между фактором «Qt» и точностью воспроизведения амплитуды движения рукой и ногой вперед, ногой в сторону).

Установлено, что временная точность, имеющая в художественной гимнастике большое значение, как при выполнении упражнения отдельного вида многоборья, так и отдельных элементов прямо зависит от психологических особенностей личности. Если гимнастка не адекватно оценивает себя, переоценивает свои возможности, это усложняет процесс технической подготовки (фактор «MD» - самооценка, г=-0,6).

Кроме этого на временную точность выполнения технических элементов влияют факторы «F» и «С» (г=0,5 и более). Данный факт свидетельствует о том, что выдержанность, работоспособность, энергичность гимнастки позволяют тренеру своевременно и полноценно работать над устранением технических ошибок, развитием физических качеств и т.д.

Чуть выше средней (г=0,6) наблюдается взаимосвязь между фактором «С»(подверженность чувствам - высокая нормативность поведения) и пространственной точностью рук. Качество элементов в художественной гимнастике (особенно с предметами) зависит от точности движений руками, поэтому чёткое выполнение требований выполнять задание тренера не зависимо от того сколько уйдет на это времени, безукоризненное подчинение правилам соревнований способствует накоплению положительного опыта и росту двигательного мастерства спортсменки.

Очень важно, приступая к освоению рискованных бросков предметов, уметь рассчитывать их силу, высоту и дальность полета, точность ловли, постановки рук. Однако при этом не только нужно знать и уметь, но иметь смелость, не бояться нового, рискованного (фактор «Н»: робость - смелость; г=0,6).

В ходе исследования была выявлена прямая зависимость уровня проявления двигательной памяти спортсменок от этих факторов «Q» и «Q2» (уверенность в себе - тревожность и конформизм - нонконформизм, соответственно). Из чего можно сделать заключение, что вероятность продуктивной деятельности тренера с уверенными в себе гимнастками намного выше. Они с большим интересом работают над новыми, сложнокоординационными элементами, экспериментируют с разнообразными акробатическими движениями и манипуляциями предметом, самостоятельно подбирают и составляют упражнения видов многоборья согласно собственному вкусу, темпераменту или музыкальной идее.

Организационные аспекты разработки и реализации технологического подхода к профилирующей подготовке гимнасток на основе учета индивидуальных психологических и двигательных особенностей гимнасток

В целях оптимизации процесса подготовки гимнасток и, учитывая мнение ряда специалистов (Солодянников В. А. Технологическая концепция формирования профессионально-педагогических умений специалиста по спортивной гимнастике: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2002. 415 с; Винер И.А. Подготовка высококвалифицированных спортсменок в художественной гимнастике: автореф. дис. ...канд. пед. Наук. СПб., 2003. 20 с; Аркаев Л.Я. Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов М.: Физкультура и спорт, 2004. 350 с; Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика, методология, дидактика. М.: Физкультура и спорт, 2007. 930 с), тенденции развития художественной гимнастики как вида спорта, при построении процесса технической подготовки гимнасток, на этапе углубленной специализации, были использованы принципы технологического подхода. Они предполагали: программирование конечной цели и алгоритма ее достижения; управляемость процесса на основе обратной связи; минимизация средств и их индивидуализация на основе оценки готовности учащихся.

Технологический подход предусматривал комплексное и последовательное использование различных средств и методов тренировки, актуальных в каждой конкретной ситуации и учитывающих состояние объектов воздействия. То есть, подобранные для осуществления тренировочного процесса, средства и методы учитывали уровень готовности и текущее состояние спортсменок, а их количество и качество способствовало наиболее рациональному решению задач тренировки.

Соответственно, были сформулированы задачи подготовки гимнасток: достижение оптимального уровня физической подготовленности (определяемого как «модельный»), способствующего исполнению гимнасткой технических элементов на максимально высоком уровне качества;

- освоение профилирующих элементов технической подготовки на уровне виртуозности, позволяющем выполнять их с максимальной долей надежности и стабильности, в усложненных условиях и модифицировать.

Реализация технологического подхода предполагала:

- доведение параметров физической подготовленности гимнасток до такого уровня, который в дальнейшем позволит качественно освоить технику гимнастических упражнений;

- в разделе базовой подготовки освоение упражнений не несущих собственно соревновательной роли, а являющихся основой для выполнения более сложных элементов - профилирующих упражнений.

- овладение центральным звеном целых групп сходных элементов -профилирующими упражнениями, предполагающее возможность при определенной доле вариативности преобразовать технику их исполнения в другие, равноценные или более трудные, родственные им по структуре;

- достижение высокой эффективности соревновательной деятельности гимнасток, посредством свободного владения абсолютным большинством технических элементов многоборья художественной гимнастики.

Было учтено, что технологический подход невозможен без наличия управляемости тренировочным процессом, базирующейся на принципе обратной связи. Его реализация достигалась за счёт подбора средств и методов тренировочных воздействий соответственно текущему состоянию спортсменки, а также в корректировке с учётом данных мониторинга.

В процессе планирования содержания подготовки было учтено, что основными параметрами, определяющими структуру и содержание различных циклов подготовки спортсменок, являются:

- определение целевых показателей, как итоговых, так и промежуточных, по которым будут судить о реализации поставленных задач;

- определение общего порядка построения соревновательного и тренировочного процесса в различных этапах и циклах подготовки;

- чередование тренировочных и соревновательных нагрузок и их показателей, а также системы восстановления работоспособности и других мероприятий, направленных на достижение главных и промежуточных целей (Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. 1998. №7. С. 41-45.).

Разработанный технологический подход (Рисунок 21), направленный на повышение результативности профилирующей подготовки предполагал наличие и учёт нескольких взаимосвязанных блоков факторов: индивидуально-психологические особенности личности, двигательную память гимнасток, предопределяющую пространственно-временную точность движений, электрическую активность, реципрокность мышц, и биомеханические характеристики движения.

При этом определяющим и направляющим являлся фактор «биомеханические характеристики движения», поскольку именно он предполагал повышение спортивного мастерства посредством овладением в кратчайшие сроки большим арсеналом двигательных действий на основе учета индивидуальных психологических и двигательных особенностей спортсменок.

Содержание программы тренировки гимнастов определялось их возрастом, уровнем квалификации, а также этапом тренировочного процесса, на котором они находились - этап углубленной спортивной специализации (этап углубленной специализации - соответствует тренировочному этапу (этап спортивной специализации) - Федеральный закон Российской Федерации от 6 декабря 2011 г. N 412-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

Суть тренировочного процесса сводилась к овладению техникой свободного исполнения профилирующих упражнений с минимальными затратами времени и максимальной качественной отдачей. Применительно к нашему технологическому подходу эту идею можно выразить следующим образом: успешность спортивной деятельности в художественной гимнастике обеспечивается в первую очередь созданием необходимого уровня функциональных возможностей организма спортсменки, составляющего тот фундамент, на котором в дальнейшем строится её техническая подготовка.

Содержание программы подготовки гимнасток отражалось в документах планирования: учебном плане, разработанном из расчета 46 недель занятий в режиме работы ДЮСШ и 6 недель летние каникулы; рабочем плане-графике; планах-схемах подготовки, планах годичных циклов подготовки (приложения 18, 19, 20).

Типичными для подготовительного периода являлись этапы повышения уровня ОФП (обще-подготовительный этап) и СФП (специально- подготовительный этап), освоения программы и ее модернизации (новые элементы, соединения, комбинации в целом).

В соревновательном периоде присутствовали этапы совершенствования качества выполнения программы, этап стабилизации техники, надежности выполнения комбинаций, этап непосредственной подготовки к соревнованиям и этап реализации - участия в них.

Переходный период предполагал активный отдых и физическую подготовку. Особенностью плана годичного цикла на этапе начальной подготовки являлся длительный подготовительный период, который отводился на освоение большого количества упражнений объемного материала и программы начальных спортивных разрядов и относительно короткий соревновательный период. Небольшое количество соревнований дополнялось контрольными занятиями с тестированием результатов технической и физической подготовленности.

В содержании тренировки традиционно были выделены следующие виды спортивной подготовки: физическая, техническая, психологическая, тактическая, теоретическая и интегральная (Карпенко Л.А. Художественная гимнастика. 2003. 381 с; Аркаев Л.Я., Сучилин Н.Г. Как готовить чемпионов М., 2004. 350 с). При этом в экспериментальной группе были внесены дополнения и изменения с учётом данных предварительных исследований в содержание физической, технической, психологической и интегральной подготовки.

Похожие диссертации на Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных особенностей