Содержание к диссертации
Введение
1. Предпосылки развития физическойкультуры в регионе
1.1 Особенности физического воспитания бурятского населения
1.2. Особенности физического воспитания тунгусского населения 19
1.3. Физическое воспитание казачьего и крестьянского населения 23
2. Физическая культура и спорт в забайкальской области в первой четверти XX века 31
2.1. Воспитания в учебных заведениях дореволюционного Забайкалья 34
2.2. Организация спортивных состязаний ... 49
3. Развитие физической культуры и спорта в 1923-1941 гг. 68
3.1. Состояние физической культуры и спорта двадцатые годы 68
3.2. Развитие системы физической культуры и спорта в тридцатые годы 99
Выводы
Список использованных источников и литературы 135
Приложения 131
- Особенности физического воспитания тунгусского населения
- Воспитания в учебных заведениях дореволюционного Забайкалья
- Организация спортивных состязаний
- Состояние физической культуры и спорта двадцатые годы
Введение к работе
Актуальность исследования. В последнее время в России отмечается повышение интереса к истории Отечества, к истории родного края -нашей "малой родины". История физической культуры, как часть общей культуры, не является исключением.
В советское время многие факты, относящиеся к истории развития физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье, особенно в дореволюционный период, в двадцатые и тридцатые годы не были известны не только широким слоям населения, но даже и специалистам - историкЩТ краеведам, физкультурно-спортивным работникам. Создавалось представление, что физическая культура и спорт в нашем крае - это только явление советской эпохи, достояние социалистического общества.
Безусловно, физкультурное движение в СССР, в Забайкалье в част-ности, по своей массовости, уровню спортивных достижений несопоставимо с тем, каким оно было в дореволюционное время. Но такие сравнения противоречат принципу историзма, предусматривающему подход к социальной действительности как изменяющейся во времени и закономерно развивающейся, который рассматривает явления в их конкретно-исторических условиях и связях.
Вопросам изучения истории развития физической культуры в республиках и регионах СССР уделялось значительное внимание. В разные годы было выполнено немалое количество диссертационных работ, посвященных этой проблеме. Из них можно выделить работы Брусиловского М.Б. (Казахстан), Кулинковича К.А. (Белоруссия), Куприене Б.И. (Литва),
лова Л.П. (Киргизия). Имеются также исследования по развитию физкультурного движения в различных автономиях, регионах, краях и областях страны: Хабаровского края (Гутиев Р.Г.), Прикарпатья (Прядченко В Ф) Приморья (Саланин И.В.), Бурятии (Санданов Б.Д.), Сибири (Бурла В трудах Деметера Г.С. [32], Крадмана Д.А. [51], Столбова В В [931 Розанова Б.Р. [22], Финогеновой Л.А. [104], Кулинко Н.Ф. [54] . других освещены вопросы развития физической культуры в России и СССР в различные периоды истории нашей страны.
Особенности физической культуры народов, населяющих территорию Забайкалья, нашли свое отражение в "Очерках культуры Бурятии" (1972), отчасти в "Истории Сибири" (1968), в которых излагаются основные аспекты возникновения и развития форм и средств физического воспитания. Работы Дашинорбоева В.Д. [28], Санданова Б.Д. [85 86 87 88 89], Шагдарова С.Д. [114], Поплевина А.Г., Фомина В.А. [74], Фом™ В.А.,СагалееВаА.С. дМа_К.В.4105] Хам?Шкеева-Н [Г07]-Ць1де нова Б.Б., Гармаевой Л.А., Галданова Н.Б. [ПО], Хангалова М.Н. [109] и Других посвящены национальным играм и физическим упражнениям бурят. Из публикаций о народных играх агинских бурят следует отметить труды Логиновского К.Д. [60], этнопедагогические работы Тумунова Ж.Д 1.100], Рыгзынова СР. [82]
unco С ТГ ТП _ . L JJ -Ц АС По истории физической
разные годы. Существует также значительное количество заметок и статей в местной периодической печати.
Однако, все это не дает четкого и широкого представления о том, как развивалась физическая культура и спорт в Восточном Забайкалье, в Читинской области. Обзор имеющейся литературы по исследуемой проблеме показывает, что вопросы становления и развития физической культуры в крае освещались недостаточно. Между тем, воссоздание целостной картины этого процесса предполагает глубокое и всестороннее объективное изучение периодов, когда закладывался фундамент современной системы физического восцитания в Восточном Забайкалье. Поэтому актуальность такого исследования является несомненной.
Все вышеотмеченное определило выбор темы исследования, его цель, задачи.
Объектом исследования является становление и развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье. —
Предмет исследования - особенности процесса развития физической культуры и спорта, определяемые условиями и традициями Восточ- юг Забайкаль началаХХ
Цель исследования состоит в изучении и обобщении исторического опыта становления и развития физической культуры в Восточном Забайкалье, выявление в нем позитивных тенденций, содействующих формированию организационно-управленческих структур физкультурного движения, форм, средств и методов физического воспитания.
Задачи исследования:
1. Раскрыть этноисторические предпосылки и особенности физического воспитания народов в Забайкальском регионе.
2. Исследовать процесс развития физической культуры и спорта начала XX века до 1923 года (дореволюционный период и период ДВР).
3. Проанализировать развитие физкультурного движения в Восточном Забайкалье в советский период до начала Великой Отечественной войны.
4. Разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс общеобразовательных школ, средних, высших учебных заведений и ДЮСШ лекционный курс, методические рекомендации, теоретические сведения по истории физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье.
Гипотеза. Предполагается, что физическое воспитание коренного населения Восточного Забайкалья имеет глубокие этноисторические традиции, оказавшие влияние на развитие системы физической культуры и становление современного спорта в Восточном Забайкалье. Знание истории становления и развития физической культуры позволит повысить эффективность занятий физкультурой и спортом в современных условиях.
Методологической основой исследования является диалектический подход при исследовании социальных процессов в конкретно-исторических условиях, что позволяет установить объективные причинно-следственные связи.
Исследования проблемы базируются на принципе историзма, который предполагает ее анализ на основе развития с выявлением специфики и своеобразия решения этой проблемы в конкретный период на материале рассматриваемого региона.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы:
1. Конкретно-исторический.
2. Сравнительно-исторический.
3. Теоретический анализ, изучение и обобщение архивных документов, периодической печати и литературных источников.
4. Интервью и беседы.
С помощью конкретно-исторического метода удалось выделить существенные и определяющие стороны физической культуры в регионе в зависимости от исторических условий, складывавшихся в Восточном Забайкалье с древних времен до Великой Отечественной войны.
Используя сравнительно-исторический метод, нами изучалось развитие форм, средств и методов физического воспитания, их изменение в процессе многовекового контакта разных народов, различных этнических групп Восточного Забайкалья, а также формирование и развитие современных и национальных видов физических упражнений. Этот метод основан на сравнении однотипных фактов или этапов развития одного и того же процесса.
Таким образом, использование этих методов позволяет проследить и. сопоставить развитие физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье и исследовать эти явления во всем их многообразии, в тесной взаимосвязи с общественными процессами.
Метод теоретического анализа использован как метод получения новых знаний путем расчленения целого на составные части, что позволяет
выявить строение исследуемого-объекта -его структуру, отделить существенное от несущественного, сложное свести к простому.
В работе с архивными материалами пользовались сравнительно-историческим методом, который способствовал получению более достоверных сведений в том или ином явлении.
Метод интервью и бесед дал нам возможность получить необходимую информацию к уточнению частных фактов исследуемого явления.
В ходе исследования широко использовались материалы Государственного архива Читинской области (ГАЧО), а также партийного архива Читинской области (ПАЧО). Ценная информация была получена из документов фонда 10 ГАЧО, где содержатся сведения о постановке физического воспитания в школах дореволюционного Забайкалья.
Значительный интерес представляют данные фонда 4 ГАЧО "О мобилизации спорта" в годы Первой мировой войны. Внимание привлекают материалы фонда 164 ГАЧО о физическом воспитании в Забайкалье в два-дцатые-тридцатые годы. В целом работа с архивными документами позволила собрать и обобщить фактический материал, касающийся физической культуры и спорта в Забайкалье в исследуемый период времени.
Важную группу источников по изучаемой проблеме представляют материалы периодической печати. В процессе работы использовались и изучались материалы газет дореволюционного времени: "Даурская Новь", "Думы Забайкалья", "Забайкальская Новь", "Думы учителя". Времен Гражданской войны: "Восточная окраина", "Наша деревня". Периода Дальневосточной Республики: "Дальневосточная правда", "Дальневосточный телеграф", "Юная рать", "Новости жизни". Газет советского времени: "Боевая смена", "Восточно-Сибирская Правда", "Отпор", "Пионер Забайкалья", "На боевом посту". Значительная часть материалов исследования получена из газеты "Забайкальский Рабочий", которая издается с 1905 года.
Кроме перечисленных источников в процессе работы важное значе-"ние мело изучение и анализ Шёщшшоя-пторатурыпошсторш уяъту-ры и образования Забайкалья, а также литературы по отечественной и всеобщей истории, истории физической культуры и спорта [15, 16, 17, 18, 19, 20, 26, 28, 29, 30, 35, 36, 39, 40, 41, 56, 58, 68, 76, 89, 95, 96, 100, 114].
Из справочной литературы, имеющей отношение к проблеме, следует выделить такие источники, как "Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам физической культуры и спорта" (1959), "Физическая культура и спорт в цифрах и фактах" (1962), "Хрестоматия по истории Читинской области" (1972), "Забайкалье: краткий исторический, географический и статистический очерк Забайкальской области" (1917), "Обзор Забайкальской области" (1897), "Практическая школьная энциклопедия" (1912) и другие.
Изучались авторефераты диссертационных работ по развитию физической культуры в республиках СССР, автономиях и регионах России [27, 32, 51, 57, 77, 83, 86, 93, 97, 104, 112, 115].
Научная новизна исследования заключается в том, что в нем впервые представлен процесс развития средств, методов и форм физического воспитания населения Восточного Забайкалья до XX века. В научный оборот введены данные архивных материалов о постановке физического воспитания в школах дореволюционного Забайкалья, становлении спорта в регионе в начале XX века, мобилизации спорта в годы Первой мировой войны, состоянии его в годы Гражданской войны и в период Дальневосточной Республики; дан анализ развития физкультурного движения до начала Великой Отечественной войны, проанализированы трудности и противоречия этого процесса, причины их возникновения; в историческом опыте разрешения поставленной проблемы выделены те аспекты, которые имеют существенное значение для современной практики физического воспитания.
Практическая знанимост-Ь-исследования-состоит-в том,j[TO-o6o6-щенный в работе материал может быть использован в педагогической.деятельности преподавателями истории и социологии физической культуры, преподавателями других дисциплин спортивно-педагогического цикла; для проведения спецкурсов и спецсеминаров, для создания экспозиций и музеев спорта, для студентов в изучении истории физической культуры и спорта родного края, а также для педагогов-организаторов, учителей физической культуры, тренеров и специалистов по управлению физкультурным движением.
Хронологические рамки исследования. Временная периодизация расчленяет условно историю на последовательно сменяющиеся, значительно отличающиеся друг от друга отрезки времени. Каждому из этих от
резков свойственны те или иные особенности развития физической культуры и спорта в Восточном Забайкалье. Положения, выносимые на защиту:
1. Физическое воспитание коренного населения Восточного Забайкалья носило самобытный характер и имело свои особенности, отражающие социально-экономические условия жизни.
2. Физическая культура и спорт в дореволюционном Забайкалье и в годы Гражданской войны служили средством подготовки к труду и военному делу.
3. Становление и развитие физической культуры происходило в сложных социальных, политических и региональных условиях.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные по ложения исследования опубликованы в материалах конференций Забай кальского государственного педагогического университета (1998-1999 гг.), в сборнике трудов преподавателей и аспирантов Бурятского государственного университета (1999 г.), докладывались на научных сессиях ЗабГПУ
(1997-1999 гг.). Материалы и результаты исследования_находят практиче ское применение в преподавании курса "История и социология физической культуры и спорта" студентам факультета физической культуры ЗабГПУ. Значительное количество материалов исследования, особенно дореволюционного периода, включены в готовящуюся к изданию "Энциклопедия Забайкалья", которая решением Администрации Читинской области выйдет в свет в 2001 году.
Особенности физического воспитания тунгусского населения
Тунгусы (эвенки) являются самым широко распространенным (в смысле территории) народом Сибири и Дальнего Востока, проживающим от Енисея до Охотского моря. Название "тунгус" стало известно русским с XYI века. Первоначально тунгусы были пешими (бродячими) охотниками и рыболовами тайги, не имеющими оленей. О бродячих эвенках (орочонах) писал уже в середине XIX века горный инженер Нерчинского горного округа Черкасов А.А. [113].
К моменту первоначального соприкосновения с русскими тунгусские племена, сохранившие в той или иной мере исходную общность языка и культуры, делились на ряд групп, отличавшихся особенностью хозяйства и быта. Что же касается их социального строя, то все тунгусы не выходили за пределы патриархально-родовых отношений, в то время как у бурят к этому времени уже имелись довольно выраженные элементы феодального общества [39].
Жизнь и быт тунгусов не менялись веками. Охота проводилась преимущественно в одиночку, а иногда и в два-три человека, на крупного зверя и мелких парнокопытных (коза, кабарга). Это являлось основой жизни тунгусов. Пушного зверя били попутно, даже тогда, когда спрос на пушнину с приходом русских и китайцев стал довольно высок. Об удали эвенкийских охотников среди сородичей ходили легенды. Но вряд ли можно принять как не поэтическое преувеличение рассказы о том, что охотник хватал зверя за ногу, или, заколов медведя, перебрасывал его через голову и колол другого. Слухи о таких удальцах распространялись далеко по тайге. Мясной зверь нужен был для существования, а пушной - для обмена и получения отсутствующих у тунгусов предметов обихода, продуктов питания, а также для уплаты дани бурятам и монголам, что свидетельствует об определенной подчиненности тунгусов южным соседям. Это касается тунгусов, живших в южной полосе тайги.
На протяжении веков эвенки вырабатывали необходимые таежному охотнику физические качества путем простых упражнений и тренировок. Одним из важнейших свойств охотника-эвенка была его способность совершать длительные пешие и лыжные переходы по таежным тропам. И эта способность приобреталась с детства, когда ребенок самостоятельно шел за аргишем (караван при перекочевке) [10].
Наиболее распространенным индивидуальным оружием у тунгусов был лук - бэр со стрелами и различными наконечниками, в зависимости от назначения и объекта промысла. В отличие от бурят, лук у них был, скорее всего, простым, а не сложным.
Бродячий образ жизни и охота оказали влияние на характер и многие стороны жизни тунгусов. Они обусловили тягу к новым местам и легкость передвижения и расселения, развивали наблюдательность, умение ориентироваться на местности по различным природным признакам, особенностям, приметам, выносливость, силу и смелость, без которых нельзя было передвигаться в горно-таежной местности. Пеший образ жизни отразился и на костюме, который должен быть легким, не стесняющим движений, любую его часть можно было легко просушить у костра.
Считается, что расселение оленных тунгусов происходило с низовьев Шилки и верховья Амура, откуда они ушли на север, где имелся корм для оленей. В Восточном Забайкалье, где тунгусы соприкасались с бурятами и монголами, появилось название "мурчен", что означает "коневод". Наряду с этим, название "орочен" приняло здесь значение "оленевод". Под влиянием степных скотоводов группы тунгусов перешли от бродячего образа жизни к скотоводческому и стали расселяться в южном направлении. Переняв обычаи и стиль жизни у бурят, они начали заниматься облавной охотой на конях.
Скотоводство стало толчком для расселения тунгусов еще более на юг (будущая т.н. "Урульгинская орда" на территории современных Нер-чинского, Шилкинского и других лесостепных районов Читинской области). Обитая среди бурятского населения южных районов Восточного Забайкалья, группы тунгусов (нынешние хамнигане по среднему течению Онона) переняли не только обычаи, но и язык преобладающей массы коренных жителей, бурят.
При описании облавной охоты Хангалов Н.М. [109] часто ссылается на академика Симона Палласа, который в 1772 году описал в своих наблюдениях облавную охоту на Ононе около Акшинской станицы. Ее проводили ононские хамнигане (их еще называли лесными монголами).
Урульгинские тунгусы оказались наиболее восприимчивыми влиянию бурятской и русской культуры. От бурят они взяли полукочевой и оседло-скотоводческое хозяйство, у русских научились землепашеству. Как отмечается в "Истории Сибири" [41] хлебопашество в 1897 году было главным занятием для 62 % урульгинских тунгусов.
Северные тунгусы (эвенки, в Восточном Забайкалье - орочены), в отличие от урульгинских тунгусов и хамниган, сохранили свои методы воспитания молодого поколения, имеющие многовековые традиции. Особый интерес представляет изучение родового общества эвенков, проведенное Анисимовым А.Ф. в тридцатых годах нашего столетия, где описываются инициации - обряды посвящения у эвенков [73]. Во время племенных сборов у них проводились игры и состязания между отдельными фратриями, причем каждая из них выставляла свою команду игроков. Массовыми упражнениями у эвенков были борьба, стрельба из лука, прыжки в высоту через натянутые ременные арканы, довольно широко были распространены упражнения вроде игры в мяч. Например, все играющие делились на две партии, и каждая из них старалась ногами загнать свернутый из шали или чего-нибудь другого мяч.
Воспитания в учебных заведениях дореволюционного Забайкалья
Между процессами образования населения и физического воспитания имелась тесная взаимосвязь. Если уровень грамотности казачьего, относительно привилегированного, населения был очень низким, то среди русского крестьянского и "инородческого" населения он был еще ниже. Грамотность населения Сибири составляла по переписи 1897 года 12.4 %, процент грамотности в сельской местности не превышал 9.9 % [41]. В Восточной Сибири до 75 % детей от 7 до 14 лет были неграмотны [6].
Определенную роль в развитии просвещения среди агинских бурят сыграл Читинский пансион, открытый в 1865 году. Он не входил в сеть государственных учебных заведений и содержался на средства населения. В пансионе обучались только мальчики. Он был открыт "с программой наук первых двух классов реальной гимназии и подготовительным отделением". Преподавались: Закон Божий (для лиц православного вероисповедания), русский язык, математика, французский и немецкий языки, чистописание, рисование, черчение, естественная история, география. В 1868/1869 учебном году в пансионе обучалось 55 человек, из них 30 бурят [99].
На начало 1877 года в Забайкалье было 66 низших учебных заведений, в которых обучалось 2489 учащихся. Это были, в основном, церковноприходские школы, срок обучения в них составлял от одного года до трех лет, он определялся местными властями. В этих школах изучался Закон Божий, чистописание, четыре первых действия арифметики, проводилось чтение книг церковной и гражданской печати. К 1898 году в Забайкальской области 114 таких школ. С начала XX века отмечается рост сети низших и начальных школ, и в 1911 году их насчитывается уже 619 [6].
К 1897 году население Забайкальской области составляло 590 тысяч душ обоего пола. Из них: крестьян - 31.5 %, казаков - 30.9 %, бурят и тун гусов, оседлых и кочевых - 29.1 %, прочих и посторонних - 8.5 %. Совер шенно очевидно, что шестьсот церковно-приходских школ не могли обес печить даже самой элементарной грамотностью более чем полумиллион ное население области, и учащиеся в сельской местности составляли лишь 7 % детей школьного возраста [67]. В конце прошлого века в крупных населенных пунктах Забайкалья \ открываются средние учебные заведения. Прежде всего, это относится к Чите, как центру Забайкальской области. До 1851 года, когда образовалось Забайкальское казачье войско, Чита была просто деревушкой с несколькими десятками деревянных домов и по количеству населения уступала не только Верхнеудинску, но и Селенгинску, Троицкосавску, Нерчинску, в ней проживало немногим более семисот человек. Объявление Читы областным городом, военно-административным центром Забайкалья, дало толчок ее развитию. К 1897 году население города увеличилось до 114800 человек. Проведение железной дороги (в постоянную эксплуатацию Забайкальскую железную дорогу передали 1 июля 1900 года) в еще большей степени способствовало экономическому и культурном развитию Читы, население города быстро росло и к 1905 году составляло 42795 жителей [ПО].
В 1884 году в Чите была открыта классическая мужская гимназия, в 1892 году - женская гимназия, в 1900 году - учительская семинария и городское училище, в 1903 году - городское пятиклассное училище. В последующие годы открывались и другие учебные заведения. Всего в городе в начале века было двадцать средних и высшеначальных учебных заведений, не считая низших - церковно-приходских школ. Открываются также женская гимназия и реальное училище в Нерчинске, начальные четырехклассные училища в Борзе, Нерчинском Заводе, Агинском, Акше, Сретенске и некоторых других населенных пунктах Забайкалья.
Специфической особенностью системы просвещения было наличие сословной дифференциации школы. Каждое сословие тяготело к тому или иному типу учебных заведений, обучение в них в известной степени предопределяло не только направление интеллектуального развития личности, но и ее профессиональное будущее [79]. Наглядным примером могут служить данные, приводимые в "Кратком историческом, географическом и статистическом очерке Забайкальской области" за 1891 год [35]. Так, в Читинской мужской гимназии при общем числе учащихся в 175 человек обучалось: лиц дворянского сословия - 79, духовного звания - 3, купеческого и мещанского - 60, сельского сословия - 33, казачьего - нет. В Читинском реальном училище из 66 учащихся: дворянского происхождения - 9, духовного звания - 6, купеческого и мещанского - 2, сельского сословия - 4, из казаков - 5. В уездных училищах: из дворян - 10, духовного звания - 1, купеческого и мещанского -118, сельского сословия - 14, казачьего - 14 [35].
Значительное расширение сети учебных заведений в Забайкалье (в 1914 году только в Чите в учебных заведениях обучалось 2642 учащихся) в начале XX века, тем не менее, не могло охватить всех детей школьным обучением, учащиеся в городах составляли не более 52 % тех, кто по возрасту должен ходить в школу [67].
Важным и интересным представляется вопрос о том, как было поставлено физическое воспитание в учебных заведениях дореволюционного Забайкалья. Его следует рассматривать в общем контексте экономического, политического, культурного развития страны во второй половине XIX -начале XX веков. В 1864 году вышел новый Устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения, который уже предусматривал штатного учителя гимнастики. Учебные заведения должны были иметь гимнастические снаряды, а врачам вменялось в обязанность наблюдать за занятиями с тем, чтобы упражнения содействовали правильному физическому развитию и укреплению здоровья учащихся. Правда, занятия гимнастикой были необязательными и проводились только для желающих. Именно в этом "необязательном" отношении к физическим упражнениям следует искать субъективные причины того, что в течение долгих лет спорт, сам дух состяза-тельства были чужды российскому обывателю. С другой стороны, интерес к физической культуре, возросший в шестидесятых-семидесятых годах прошлого века, объяснялся буржуазными реформами, проводившимися в то время во всех областях культурной жизни страны. Многое передовое было заимствовано из государств Западной Европы. Немаловажное значение имела деятельность представителей российской педагогической и медицинской науки, таких как П.Ф. Лесгафт, М.И. Покровский, Е.М. Дементьев, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, А.Д. Бутовский и других.
Организация спортивных состязаний
Среди российской молодежи была большая тяга к занятиям физическими упражнениями, но достаточных условий для ее реализации имелось мало: материальная база для занятий была крайне слабой, не хватало специалистов по физической культуре. Однако, объективные процессы продвижения России по пути капитализма не смогли не сказаться на жизни нашего государства. Развитие промышленности, активное формирование так называемого "среднего класса", рост классового самосознания рабочих, их социальные завоевания, расширение системы образования и, наконец, рост общего культурного уровня, - все это не могло не способствовать привитию навыка спортивного, здорового образа жизни для части (и не очень малочисленной) жителей России.
В конце XIX - начале XX века в стране начинает быстро развиваться спорт. Этот процесс был характерен не только для крупных центров России, но и для окраинных регионов Империи, в том числе и для Забайкалья.
Начало развития новых, "европейских", видов спорта в Забайкалье связано с велосипедом. В 1908 году на читинском ипподроме (а он был устроен в районе Архиерейских, в северном предместье города, еще в 1893 году) были проведены первые велогонки. Езда на велосипеде была очень популярна у жителей областного центра. По данным Читинской городской думы, на 1911 год в городе насчитывалось до трехсот велосипедов при населении около пятидесяти тысяч человек [123]. В 1908 году были даже разработаны и опубликованы правила езды на велосипедах по улицам Читы [273].
В 1909 году в Харбине был построен лучший на Дальнем Востоке циклодром (велотрек). Харбинцы вызывают читинских и иркутских вело сипедистов принять участие в "чемпионате велосипедной езды, начинаю щемся с 20 сентября и который будет продолжаться в следующие празд ничные дни: 20 сентября - на одну версту, 27 сентября - на одну и пять верст, 4 октября - на десять верст, 11 октября - на двадцать пять верст" Обретает популярность катание на коньках. В 1910 году с разрешения городской управы, на основе конкурса, греческим подданным: Э.И. Ха-гером на Атамановской площади был устроен ледяной каток с теплым помещением для обогрева и переодевания. Соперник Хагера по конкурсу предлагал устроить каток напротив Народного дома, с буфетом и различными развлечениями, на что городская управа не пошла, усмотрев в этом коммерциализацию мест массового отдыха. Каток в городе был не один, об этом свидетельствует объявление в газете "Забайкальская новь" от 13 ноября 1911 года: "Сегодня, на углу улиц Николаевской и Коротковской, состоится открытие катка для конькобежцев. На катке будет играть оркестр военной музыки". В этом же году некто П.П. Митрофанов организует в городском саду площадку для занятий скетинг-рингом (роликовые коньки). Этот вид спорта быстро вошел в моду и по нему даже проводились соревнования. Митрофанов учредил десять призов за "красивую езду" - пять для мужчин и пять для женщин. В зимний период времени любители этого развлечения переходили в помещение летнего садового ресторана [167].
Первые сведения о легкой атлетике в Чите относятся к 1911 году: на Атамановской площади четырнадцатилетний "скороход" Сухарев принял старт в часовом беге, намереваясь пробежать за один час восемнадцать верст. Он вызывал на состязания всех желающих, но таковых не нашлось. В 1913 году из Иркутска приехал "бегунец", и бегал он вокруг Атаманов-ской площади по сорок кругов, предлагая соревноваться с ним всадникам. Для горожан такое зрелище было необычным, и народ собирался "глядеть" на бегунца. Но однажды какой-то прилично одетый господин подставил "бегунцу" под ногу тросточку и тот, обидевшись, перестал бегать (сообщение очевидца, спортсмена с дореволюционным стажем Саввы Шитикова, сделанное им в шестидесятые годы).
В ноябре 1911 года в Чите создается спортивное общество, которое было внесено в "Забайкальский реестр обществ". Газета "Думы Забайкалья" от 13 ноября этого года писала, что "...предварительная запись в члены местного спортивного общества дала свыше ста человек. Сегодня, в Первом общественном собрании состоится учредительное собрание лиц, сочувствующих учреждению общества".
Первые достоверные сведения о возникновении футбольных команд в Забайкалье относятся к 1912 году. Судя по газетным публикациям того времени и воспоминаниям старых спортсменов Филиппа Вайса и Саввы Шитикова, опрошенных в шестидесятые-семидесятые годы, футбол в Читу был "завезен" Александром Кнохтом. Он был сыном читинского предпринимателя, учился в Одесском коммерческом училище, там приобщился к футболу и даже играл в одной из одесских команд. Вернувшись в Читу, Кнохт знакомит местную молодежь с новой игрой и объединяет ее приверженцев в команду "Триумф", которая позже стала именоваться "Первая Читинская команда". Интересен и тот факт, что настоящие футбольные мячи, которые были чрезвычайной редкостью и стоили весьма недешево, были привезены в Читу тем же Александром Кнохтом.
Состояние физической культуры и спорта двадцатые годы
К концу 1922 года Дальневосточная Республика выполнила свои функции в качестве буфера между РСФСР и Японией. 14 ноября Народное собрание приняло решение о ликвидации ДВР -15_ноября_1-922-года-Все-российский Центральный Исполнительный Комитет принял декрет, по которому вся территория ДВР вошла как составная часть в РСФСР. Чита становится центром Забайкальской губернии, которая просуществовала как самостоятельная административная единица до января 1926 года.
В 1923 году Всевобуч, выполнив задачи, стоящие перед ним, прекратил свою деятельность, равно как и Высший Совет физической культуры при нем, являвшийся первым в РСФСР органом, отвечающим за развитие физической культуры в стране. Необходимо было создание нового органа по управлению физкультурным движением. Принимая все это во внимание, был принят декрет об образовании Высшего Совета физической куль-туры при ВЦИКе. В состав его вошли представители от Народных Комиссариатов: Военного, Просвещения, Здравоохранения, Внутренних дел, Труда, от Моссовета, от ЦК РКП(б), от ЦК РКСМ, от ВЦСПС [69]. Таким образом, был создан орган совещательный, без прав государственного контроля и руководства, что в последующем не могло не сказаться отрицательно на советском физкультурном движении.
В Чите создается губернский совет физической культуры. Первым его председателем стал Иван Мальков, талантливый молодежный организатор, много лет в последующем проработавший секретарем комитета комсомола на Дальнем Вокзале, а затем на партийной работе.
В сентябре 1923 года в Москве проводился Первый Всероссийский праздник физической культуры, в котором приняла участие команда физкультурной ячейки профсоюза металлистов Читы и заняла там первое место в своей группе. Руководителем читинской делегации был Георгий Суворов. Всего в празднике участвовали представители сорока губерний России [285]. Представляет интерес мандат, выданный Г. Суворову "Спортко-мом Читы и ее окрестностей" от 12 июля 1923 года: "Предъявитель сего, почетный член спорткома, тов. Суворов командируется на Всероссийскую Олимпиаду в городе Москве как руководитель выступающими от Читы спортсменами и уполномочивается на вхождение в состав Всероссийского Олимпийского комитета на время его работы, уполномочивается войти с ходатайством в Высший Совет физической культуры об отпуске для Дальнего Востока необходимого количества руководящей и подсобной литературы и ознакомления с его мероприятиями в области физической культуры".
Г.И Суворов был активным членом Читинского спортивного комитета, организатором многих соревнований в городе. В характеристике, выданной ему в 1924 году, отмечалось, что он был "...председателем футбольной секции, лучшим рефери и членом легкоатлетической секции, в сентябре 1922 года был избран почетным членом спортивного комитета, в феврале 1923 года был учрежден приз имени почетного члена спортивного комитета тов. Г.И. Суворова в классическом многоборье".
В 1923 году в Чите насчитывалось семнадцать физкультурных ячеек, в которых занималось 792 человека, в том числе 322 женщины. При клубах - культурно-просветительных учреждениях - ячейки и кружки создавались в обязательном порядке. Энтузиазм любителей спорта был велик, и если не хватало инвентаря, спортсмены сами шили себе бутсы, покрышки для мячей; не было футбольный камер - использовали бычьи пузыри, и городская скотобойня был полна подобными заказами.
Число футбольных команд увеличивается, и первенство Читы 1923 года проходило уже по двум группам: в группе "А" играли сильнейшие команды, в группе "Б" - вторые составы. Профсоюзные клубы выставляли по одной - две команды: клуб имени Калинина - "Калининец-1" и "Кали-нинец-2", клуб имени Луначарского - "Межклуб" (межсоюзный клуб), клуб имени Лазо - "Лазо-1" и "Лазо-2", клуб "Красный Октябрь" - "Спартак-Г" и "Спартак-2", учащиеся политехнического техникума - КПК-1 и КПК-2 (Кузница пролетарской культуры), рабочие типографий имели команду "Полиграфист". Начинают проводиться футбольные встречи между командами городов и поселков губернии: Шилки, Сретенска, Могочи, Петровского Завода. Особенно успешно в эти годы выступала железнодорожников Шилки - "Забайкалец".
Устанавливаются связи спортсменов Забайкальской губернии и Бурят-Монголии. В 1923 году верхнеудинская футбольная команда выезжала в Читу на товарищеские встречи. Верхнеудинцы сыграли вничью со сборной Читы, выиграли у команды "Дальний Вокзал" и проиграли второй читинской команде. В этом же году приезжали в Верхнеудинск футболисты Петровского Завода и Троицкосавска [88].
Руководители предприятий выделяют средства на развитие физкультурных кружков. Так, "...на приобретение спортивного инвентаря и оборудования кружку физкультуры полиграфистов выделено 600 рублей, в кружке занимаются 70 человек, имеются три футбольные команды и легкоатлеты" [178]. На приобретение спортивного инвентаря бюро физической культуры Забайкальской железной дороги ассигновало 700 рублей (пяти линейным участковым бюро - по 100 рублей, Читинскому - 200). Руководство дороги обращает серьезное внимание на развитие физической культуры в своих производственных коллективах, всей работой руководит дорожное бюро физкультуры при Дорпрофсоже. На линии дороги при шести участковых профессиональных советах организованы участковые бюро физкультуры, которые, в свою очередь, руководят работой кружков и ячеек участков. На основании распоряжения "центрального начальника дороги" участники всех соревнований снабжаются бесплатными билетами и за ними сохраняется средний заработок в дни поездок и состязаний [179].
В первой половине двадцатых годов физкультурно-спортивной работой были охвачены, в основном, города и рабочие поселки губернии, в которых были достаточно сильные партийные, профсоюзные и комсомольские организации. Но появляются физкультурные ячейки и в небольших населенных пунктах, прежде всего - по линии железной дороги. "Юная рать" от 13 октября 1924 года сообщает, что "...На станции Укурей состоялся футбольный матч со спортсменами станции Зилово, закончившийся со счетом 6:0 в пользу зиловцев".
К 1924 году относится первая публикация положения о соревнованиях. Соревнования проводились в Иркутске. "Сибирским советом физической культуры при Сибревкоме назначен к проведению в Иркутске с 24 по 31 августа Первый Сибирский праздник физической культуры. Праздник устраивается в целях: