Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Полунина Татьяна Ивановна

Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры
<
Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полунина Татьяна Ивановна. Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : Коломна, 2004 168 c. РГБ ОД, 61:05-13/1272

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Ритмическая гимнастика в системе подготовки учителей физической культуры (обзор литературы) 8

1.1. Основы системы подготовки будущих учителей физической культуры

1.2. Использование ритмической гимнастики в физическом воспитании школьников

1.3. Структура деятельности учителя физической культуры с преимущественным использованием средства ритмической гимнастики 27

ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования 35

2.2. Задачи исследования 35

2.3. Методы исследования -

2.4. Организация исследования 42

ГЛАВА III. Подготовка учителя физической культуры средствами ритмической гимнастики 44

3.1. Использование средств ритмической гимнастики в практике работы учителей физической культуры школы 44

3.2. Сравнительный анализ владения профессионально-педагогическими умениями в ритмической гимнастике учителей физической культуры имеющих различный уровень подготовленности 48

3.3. Уровень владения средствами ритмической гимнастики студентами факультета физической культуры 57

3.4. Исследование взаимосвязей педагогических умений в ритмической гимнастике 63

Заключение по главе 59

ГЛАВА IV. Исследование эффективности разработанной методики формирования умений и навыков студентов по ритмической гимнастике 71

4.1. Особенности экспериментальной методики формирования умений студентов по дисциплине «Ритмическая гимнастика»

4.2. Методика обучения студентов программе «Ритмическая гимнастика»

4.3. Различия степени подготовленности студентов по дисциплине "Ритмическая гимнастика"

4.4. Подготовленность студентов к самостоятельной работе в школе 93

Заключение по главе

Обсуждение

Выводы

Практические рекомендации

Библиографический список 118

Приложения 140

Введение к работе

Актуальность исследования. В последние годы в работе со школьниками по физическому воспитанию широкое практическое применение получили средства ритмической гимнастики. Известно, что ритмическая гимнастика оказывает благоприятную роль в оздоровлении занимающихся, способствует максимальному гармоническому физическому развитию, обеспечивает формирование жизненно важных физических качеств. С этой точки зрения ритмическая гимнастика может служить мощным средством физического воспитания школьников [4, 6, 47, 49, 54, 63, 66, 68, 90, 93, 97, 98, 99, 104, 110, 111, 112, 116, 118, 124, 126, 131].

В то же время методики, используемые при этом, в большинстве своем носят эмпирический характер, отличаются узким диапазоном применения, что обусловлено, прежде всего, недостаточной подготовленностью учителей физической культуры к ведению уроков ритмической гимнастики.

В связи с этим, возникла необходимость в подготовке специалистов по физической культуре, умеющих использовать ритмическую гимнастику в оздоровительных и образовательных целях при занятиях с детьми и подростками, и, прежде всего, на уроках по физической культуры в общеобразовательной школе. Потребность в таких кадрах требует в свою очередь специальных исследований по методике подготовки студентов факультетов физической культуры педагогических вузов, умеющих на практике применять средства и методы ритмической гимнастики с различными возрастными группами населения [64, 85, 89, 97, 105, 115, 140, 141, 146, 150, 157, 160, 165,166, 167, 170, 177, 179, 181, 182, 183, 186, 189, 193,199,200].

Таким образом, очевидна необходимость исследования системы комплексной подготовки будущих учителей физической культуры, обладающих знаниями и умениями для проведения различных занятий по ритмической гимнастике.

Актуальность нашего исследования заключается в разрешении противоречия между объективной необходимостью широкого применения ритмической гимнастики в физкультурно-оздоровительной работе со школьниками и недостаточной разработанностью методики формирования знаний, умений и навыков в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры, для дальнейшего активного применения в физическом воспитании детей и подростков.

Гипотеза. Предполагается, что применение разработанной методики позволит повысить эффективность системы обучения будущих учителей физической культуры по ритмической гимнастике.

Объект исследования. Система подготовки будущих учителей физической культуры на ФФК педагогических вузов.

Предмет исследования. Методика подготовки учителей физической культуры по ритмической гимнастике.

Цель исследования: совершенствование педагогической подготовки будущих учителей физической культуры на основе использования средств и методов ритмической гимнастики. Научная новизна исследования установлено, что большинство учителей физической культуры общеобразовательных школ положительно относятся к использованию средств и методов ритмической гимнастики в физическом воспитании учащихся; однако, слабая методическая подготовка(64,6%), недостаточное материальное оснащение школ (17,1%) и прочие факторы препятствуют такому процессу; - выявлена факторная структура системы профессионально-педагогической подготовленности учителей физической культуры школы для применения ритмической гимнастики в работе с учащимися: I фактор - общеметодическая подготовка, II фактор - специальная двигательная подготовка, III фактор - специальная методическая подготовка, IV фактор - музыкально-ритмическая подготовка.

- построение системы обучения будущих учителей физической культуры, владеющих основами знаний и умений преподавания ритмической гимнастики, должна базироваться на основе специальной двигательной подготовленности (11,6% времени), умений самостоятельно готовиться к урокам физической культуры (38,7%), умений визуализировать уроки ритмической гимнастики (25% общего времени).

Практическая значимость исследования состоит в обосновании методики подготовки одному из компонентов системы обучения будущих учителей физической культуры ритмической гимнастике. Разработана методика подготовки студентов, построенная по блочно-модульному принципу, в содержание которой вошли: теоретическая, специальная двигательная, специальная педагогическая и музыкально-ритмическая подготовки. Результаты исследования внедрены в практику обучения студентов ФФК по ритмической гимнастике КГПИ и РГПУ им. С.А. Есенина. Разработанная методика подготовки по ритмической гимнастике может быть также использованы в системе повышения квалификации учителей физической культуры.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Структура педагогических умений учителей физической культуры состоит из нескольких факторов. Первый фактор — обще-методические умения, связанные с методикой организации урока. Второй фактор — специальные двигательные умения, связанные с качественным проведением комплексов ритмической, гимнастики. Третий фактор -специальные педагогические умения, позволяющие оптимизировать процесс обучения комплексам. Четвертый фактор - музыкально-ритмические умения.

2. Технология применения средств и методов ритмической гимнастики в обучении студентов факультета физической культуры педагогического вуза, построенная по блочно-модульному принципу, обеспечивает целенаправленную специально-двигательную и методическую подготовку. 3. Применение разработанной методики существенно повышает эффективность профессионально-педагогической подготовки студентов к работе в школе и позволяет им осуществлять переход к самостоятельной педагогической деятельности с использованием средств ритмической гимнастики.

Структура деятельности учителя физической культуры с преимущественным использованием средства ритмической гимнастики

От профессионализма деятельности учителя физической культуры зависит эффективное функционирование системы физического воспитания. Ведь в современных условиях физическая культура охватывает широкую сферу человеческой деятельности. Занятия физической культурой оказывают на человека направленное воздействие от незначительного до предельного. В связи с этим очевидно, как опасен непрофессионализм учителя физической культуры [1, 4, 9, 10, 18,25,52].

Неудачи, связанные с неумением или незнанием в области физической культуры, могут нанести непоправимый вред занимающимся и как следствие спровоцируют негативное отношение к физической культуре в целом [69,73].

По мнению Куликова Д.Л. и Куликова Л.М. [89], проблема физического воспитания усугубляется еще и тем, что за последние годы значительно увеличилось число детей, не посещающих детские дошкольные учреждения. Это означает, что половина детей с физической культурой знакомятся только в первом классе.

Авторы [89] также считают, что успешность деятельности учителя во многом определяется качеством его профессиональных умений и навыков. Субъективно в центре внимания студентов находятся искомые результаты работы. Психологически это закономерно, ибо результаты, какими бы они ни были, являются целью деятельности.

В физическом воспитании школьников особое место отводится учителю физической культуры. Порой он является единственным человеком для большинства детей, способным на высоком профессиональном уровне помочь им в развитии двигательных кондиций, обеспечивающих подготовку к выбору будущей профессии.

Обучение и воспитание представляют собой двуединый процесс. Поэтому, с одной стороны, личность учителя физической культуры влияет на отношение к своему предмету и к урокам, которые он ведет, а с другой стороны — качество и содержание уроков влияют на оценку личности учителя учащимися [138, 139,141,149,151,170,171,182].

Учитель должен быть всесторонне образованным специалистом, обладающим педагогическим даром и мастерством, фундаментально подготовленным к осуществлению своих возросших профессионально-педагогических функций в обществе.

Проявление деятельности учителя физической культуры приобретает творческий характер и не может существовать без поиска новых технологий обучения и воспитания, а также без использования нового передового опыта.

Квалификация учителя физической культуры, по утверждению Т.Т.Ротерс [152], складывается из органического единства разносторонних научных знаний, умений и практического опыта работы.

П.Ф.Лесгафт [92], определяя требования к преподавателю физического образования и воспитания, писал, что руководитель должен быть образованным, понимать свой предмет, а главное — должен быть сам вполне дисциплинированным и сдержанным человеком, изящно владеющим всеми своими действиями. Все это требует очень настойчивого труда над собой.

Педагогическое мастерство учителя физической культуры — это комплекс умений, необходимых для продуктивного решения педагогических задач. Педагогическое умение — это способ действия, который опирается на совокупность знаний, навыков, задатков, способностей и сознательно реализуется учителем в педагогической деятельности.

Классификация педагогических умений предполагает следующие умения: гностические, конструктивные, организаторские, коммуникативные [83]. В последние годы некоторыми исследователями выделены отдельно проектировочные и информационные умения. Для учителя физической культуры важную роль играют еще и двигательные умения [136].

В профессиограмме учителя физической культуры выделяют следующие структурные компоненты его деятельности: конструктивные, организаторские, коммуникативные, гностические и двигательные умения.

Коммуникативные умения состоят в налаживании взаимоотношений с учениками, их родителями, коллегами, доступно объяснять задачи урока, упражнения, умело использовать тон голоса. Коммуникативный компонент в ритмической гимнастике - это умения эмоционально вдохновлять занимающихся, устанавливать контакт с ними, осуществлять индивидуальный подход.

Гностический компонент деятельности включает в себя умения анализировать и корректировать свою работу, предвидеть ее результаты, ставить перед собой задачи в более глубоком познании своего предмета, критически изучать научно-методическую литературу. Гностический компонент деятельности учителя физической культуры, использующего в своей работе средства ритмической гимнастики, заключается в умении увидеть и исправить ошибку, наблюдать за внешними проявлениями утомления у занимающихся, контролировать ЧСС, уметь ориентироваться в новых направлениях ритмической гимнастики, применять их с целью повышения интереса учащихся к физической культуре [83,84].

В качестве отдельной группы умений О.В.Петунии [136] выделил: специфические двигательные умения учителя физической культуры, состоящие из умения показать упражнения, оказывать помощь и страховку и, как минимум, уметь технически правильно выполнять все физические упражнения, освоение которых предусмотрено программой средней школы.

В структуре конструктивных умений предлагается выделять: 1) проектировочные умения и 2) собственно конструктивные (понимание педагогических задач и умение предусматривать затруднения); в структуре организаторских умений: 1) организаторские умения проводить уроки; 2) проводить физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия; 3) организаторские умения делового характера [119].

Высказываются различные мнения о приоритетности отдельных компонентов и умений для учителей физической культуры. Конструктивные и организаторские умения принято считать основными в профессионально - педагогической деятельности учителя, особенно по физической культуре [119].

Конструктивные умения выполняют ориентировочную функцию. Они опережают практические действия учителя, определяют способы композиционного построения занятий. Эти умения связаны с планированием учебной и воспитательной работы, системы перспективных направлений в развитии личности, отбором целесообразных видов деятельности, осуществлением индивидуального подхода в условиях массового обучения. В условиях ритмической гимнастики это следующие умения: подбирать упражнения для комплекса, согласовывать упражнения с музыкой, располагать упражнения в комплексе, составлять специализированный комплекс, подготовить музыкальное сопровождение.

Использование средств ритмической гимнастики в практике работы учителей физической культуры школы

Актуальной проблемой современной школы стало умение учителя проводить интересные, увлекательные, эмоциональные и эффективные уроки физической культуры, которые воспитывали бы устойчивую потребность учеников в занятиях физическими упражнениями. Применение средств ритмической гимнастики отвечало бы тем потребностям, вызывая положительные эмоции, укрепляя дисциплину и ненавязчиво регулируя пространственные и скоростно-силовые качества у занимающихся, где музыка берет на себя часть управленческих обязанностей преподавателя. Анализ научной и научно-методической литературы позволил констатировать то, что ритмическая гимнастика является средством для физического и психического развития организма, и из-за сравнительно недавнего появления этого вида оздоровительной гимнастики она находится в центре внимания педагогов и специалистов в области физического воспитания. На данный момент существующие общие методические рекомендации по применению средств ритмической гимнастики на уроках физической культуры в школе не всегда приемлемы в работе с детьми.

На этом этапе исследования была поставлена частная задача — определение уровня применения средств ритмической гимнастики учителями физической культуры на уроках и во внеклассной работе. Приступая к педагогическим исследованиям, мы решили провести обследование состояния физического воспитания школьников в нашем регионе. Для этого мы провели предварительные исследования по выявлению использования средств ритмической гимнастики. Сюда входили следующие мероприятия: анкетирование учителей физической культуры, интервьюирование студентов различных курсов факультета физической культуры, а также анализ работы клубов ритмической гимнастики, где ведется работа с детьми школьного возраста. С целью выяснения вопроса о применении ритмической гимнастики в учебной программе по физической культуре нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие сто четыре учителя физической культуры города и района Коломны. Средний возраст учителей, принимавших участие в опросе, составил сорок шесть лет. Все имели среднее и высшее специальное образование и различный педагогический опыт работы в школе (в среднем 16,7лет). Анкета (см. прилож.) включала тридцать один вопрос, из них четырнадцать общих и семнадцать - специализированных, касающихся ритмической гимнастики.

Анкетирование учителей физической культуры (в школах и на курсах повышения квалификации учителей в течение двух лет) по исследованию вопросов применения средств ритмической гимнастики в школе, показало, что (62,4%) учителей физической культуры хотели бы применять ритмическую гимнастику на уроках, но испытывают затруднения с практической подготовкой по различным направлениям ритмической гимнастики. На основе анализа результатов опроса нами было установлено, что 34,6 % учителей применяют средства ритмической гимнастики в различных формах физического воспитания учащихся. При этом, в подготовительной части урока средства ритмической гимнастики используют 13,44% учителей, в заключительной части урока - 11,5 %. И только 9,6 % учителей проводят уроки ритмической гимнастики в течение всего урока или во внеурочной форме занятий. В то время как 2,9% не хотят проводить уроки средствами ритмической гимнастики.

На вопрос, «Считаете ли Вы возможным включение ритмической гимнастики в учебную программу по физической культуре?», положительно ответили 97% учителей, из них 28,2% считают включение этого вида в 10 — 11 классах, 25,5% - в 5-9 и 10-11 классах, 43% - в начальной школе.

Респонденты, ответившие отрицательно, главными причинами называют отсутствие знаний, умений и навыков применения средств ритмической гимнастики у педагогического состава — 64,6%, отсутствие возможностей для музыкального сопровождения — 27,7,%, отрицательное отношение коллектива школы - 3%, отсутствие интереса у детей - 7,7%.

По результатам опроса было выявлено, что 37,4% учителей проводят занятия по ритмической гимнастике, из них 31,2,5% в 10-11 классах, 46,8% в 5-9 классах и лишь только 23,4%) в начальной школе.

Так, 37,4% учителей, использующих средства ритмической гимнастики на занятиях с учащимися, выбирают такие направления ритмической гимнастики, как танцевальная аэробика и стретчинг, степ-аэробика. Респонденты, ведущие аэробику в старших классах, применяют ее во вводной части урока в качестве разминки и в основной в течение 15-20 минут; в 5-9 классах в основной части (15 мин) и некоторые во вводной; в 1-4 классах — во вводной части. Все учителя применяют ритмическую гимнастику в разделе «Гимнастика» во II четверти и 37,5% так же во второй половине III четверти и первой половине IV четверти.

Если говорить о внеклассной работе по ритмической гимнастике, то здесь 31,3% опрашиваемых ведут оздоровительную группу, 43,7% - проводят факультативные занятия и готовят выступления к спортивным праздникам, 12,5% - участвуют в подготовке к выступлениям на спортивных праздниках и соревнованиях в школе, 12,5% учителей не ведут внеклассную работу по этому виду гимнастики.

Анализ данных показывает, что учителя, ведущие ритмическую гимнастику на уроках, в основном предпочитают использовать танцевальную классическую аэробику и стретчинг в занятиях с девушками старших классов. Что касается применения ритмической гимнастики в начальной школе, то она используется только в качестве разминки. И лишь в двух школах-гимназиях ведутся обязательные факультативные занятия по степ-аэробике.

Высказывания учителей о невозможности проведения уроков ритмической гимнастики, разделились следующим образом: отсутствие знаний и педагогических навыков у учителей - 64,6%, отсутствие специальной двигательной подготовленности — 27,7%, недостаток знаний и отсутствие научно-методической литературы по этому вопросу — 10,6%, отсутствие интереса у школьников и отрицательное отношение коллектива школы - 7,7%, что свидетельствует о низком уровне информативности по данному виду оздоровительной физической культуры, и нежелание менять старый стиль работы 2,9% (три человека из ста четырех опрошенных).

Уровень владения средствами ритмической гимнастики студентами факультета физической культуры

Для оценки степени подготовленности студентов факультета физической культуры и спорта к работе в школе (с использованием средств и методов ритмической гимнастики) нами было проведено исследование уровней сформированности специальных педагогических умений и навыков ведения учебной деятельности в ритмической гимнастике.

Нами была применена экспертная оценка деятельности учителей физической культуры и студентов, что позволило сопоставить уровни их подготовленности к профессиональной деятельности по разделу "Ритмическая гимнастика". В результате исследований были выявлены резервы совершенствования профессиональной подготовки, а также направление запроса знаний и технических умений по ритмической гимнастике для будущих специалистов в области физического воспитания.

Было просмотрено сто часов учебных и учебно-практических занятий, сорок пять студентов пятого курса с опытом практического применения средств ритмической гимнастики. Проведенное исследование умений студентов, прошедших курс обучения и практики применения ритмической гимнастики, в сравнении с умениями учителей физической культуры показывают, что педагогические умения студентов - выпускников еще далеки от требующихся для успешной профессионально-педагогической деятельности в области физического воспитания (табл. 2). Как показали наши исследования наибольшие достоверные различия обнаружены нами во владении различными способами развития физических качеств (Т = 105; Р 0,001), что, на наш взгляд, объясняется недостаточными знаниями и умениями комбинировать упражнения различной сложности. Это подтверждается тем фактом, что "в умениях комбинирования упражнений" согласно физической подготовленности учеников тоже большая достоверность различий (Т = 105; Р 0,001). На наш взгляд, большая достоверность различий во владении приемами визуализации (Т = 107; Р 0,001), это подтверждается нашими расчетами, зависит от несовершенности умений студентов устанавливать психологический контакт с учениками (Т = 117; Р 0,001), и, как следствие, не умения поддерживать положительные эмоции на уроках ритмической гимнастики (Т = 117; Р 0,001), где также обнаружены большие статистические различия с умениями учителей. Статистически достоверные различия обнаружены нами также в умениях обследуемых групп составлять фонограмму и работать под нее (Т = 119; Р 0,001), что объясняется, по нашему мнению, таким фактом как подбор музыкального сопровождения для каждой части урока в отдельности с учетом темпа и эмоциональной направленности музыки, т.е. учета ее функциональной направленности. Различия в умениях учителей и студентов по организации мест профессиональной деятельности (Т = 120; Р 0,01) и организации проведения урока поточным методом(Т = 116; Р 0,001), на наш взгляд, объясняются недостаточным опытом студентов выпускников в профессиональной методической практике. Однако надо заметить, что обнаружены статистически достоверные различия в пользу студентов в умениях ориентироваться в новых направлениях развития ритмической гимнастики (Т = 142; Р 0,001), что объясняется, на наш взгляд, знанием студентами новых информационных технологий. Но следует также сказать о том, что, как отмечают эксперты, применение новых направлений ритмической гимнастики на практике не " гарантирует высокую оценку умений студентов выпускников, поскольку, применяя на практике упражнения по новым разработкам, не всегда учитываются возрастные особенности учеников или их физическая подготовленность. Проведенное исследование выявило большие различия в умениях учителей и студентов - выпускников факультета физической культуры и спорта, что, по нашему мнению, достаточно закономерно по всем пунктам, поскольку профессиональные умения в области физической культуры достигаются с опытом практической работы в этой области. Ь Для наглядного сопоставления различий в умениях учителей и студентов, имеющих опыт ведения учебной работы средствами и методами ритмической гимнастики, мы составили гистограмму по уровню сформированности профессионально важных компонентов педагогической деятельности. Исследование умений будущих учителей физической культуры показывает, что процентные различия в умениях учителей и студентов 5 курса, закончивших обучения по дисциплине «Ритмическая гимнастика» имеют принципиальные различия. Основные различия были обнаружены нами в умениях развивать физические качества. Так, соотношение умений учителей и , студентов по этим педагогическим умениям составили - 48,94%. В умениях же комбинировать упражнения согласно индивидуальной физической подготовленности учеников было 46,94%. На 46,2% различаются умения во владении различными приемами визуализации. Процентные различия во владении различными методами комбинирования в ритмической гимнастике - 34,8%. А в умениях устанавливать психологический контакт 25,5%.

Особенности экспериментальной методики формирования умений студентов по дисциплине «Ритмическая гимнастика»

Положительная взаимосвязь также обнаружена в умениях использовать визуальные и голосовые команды в поточном методе проведения ритмической гимнастики с умением поддерживать положительные эмоции на уроке ритмической гимнастики (г =0,745). В умениях самостоятельно составлять и проводить урок ритмической гимнастики с умениями технически правильно обучать упражнениям ритмической гимнастики, комбинировать упражнения различной функциональной направленности с технически правильным показом и обучением коэффициент корреляции составил (г =0,728). И в умениях комбинировать упражнения различной функциональной направленности с умением технически правильно показать и обучить базовым упражнениям ритмической гимнастики (г =0, 730).

Связи средней функциональной зависимости были обнаружены между умением технически правильно показать и обучить базовым упражнениям ритмической гимнастики с умением проводить занятие с визуальными командами поточным способом (г =0,384), определять физическую нагрузку и развивать физические качества в различных частях урока (г =0,486), умением применять на практике изученные педагогические методы (г =0,585).

Между умениями самостоятельно составлять и проводить урок ритмической гимнастики для различных возрастных групп с умениями составлять, записывать и работать под фонограмму (г =0, 634), умением проводить занятие с визуальными командами поточным способом (г =0,575), умением определять физическую нагрузку и развивать физические качества (г =0,575), умением комбинировать упражнения различной функциональной направленности (г =0,623), с умением устанавливать психологический контакт (г =0,325). Средняя функциональная взаимосвязь также обнаружена в умении составлять, записывать и работать под фонограмму с умением проводить урок с визуальными командами (г =0,486). Также в умениях проводить занятие с визуальными командами с умением применять на практике изученные педагогические методы (г =0,477). Умение определять физическую нагрузку и развивать физические качества в различных частях урока с умением устанавливать психологический контакт (г =0,392), с умением поддерживать положительные эмоции (г =0,405), с умением использовать изученные педагогические методы (г =0,428). В умении комбинировать упражнения различной функциональной направленности с умением устанавливать психологический контакт (г =0,523), с умением поддерживать положительные эмоции (г =0,365), с умением использовать изученные педагогические методы (г =0,362). В умении устанавливать психологический контакт с умением поддерживать положительные эмоции (г =0,630), с умением использовать изученные педагогические методы (г =0,395).

Надо отметить тот факт, что прямая отрицательная взаимосвязь обнаружена в умении самостоятельно составлять и проводить урок ритмической гимнастики с умением поддерживать положительные эмоции на уроке (г =-0, 802). А также независимость варьирования таких умений, как умение технически правильно показать и обучить упражнениям ритмической гимнастики с умением устанавливать психологический контакт г =0,166.

Для оптимизации учебного процесса по ритмической гимнастике, а также для определения содержания и выбора методики обучения студентов мы выявили степень значимости ведущих факторов, влияющих на формирование педагогических умений для ведения уроков ритмической гимнастики в школе.

Исходным материалом для факторного анализа явились результаты предварительного педагогического тестирования педагогических умений учителей физической культуры по ритмической гимнастике по девяти показателям. Все девять определяли профессионально-педагогические умения по ведению физического воспитания средствами ритмической гимнастики.

Для определения взаимосвязи всех видов тестов и нахождения факторных весов применялся метод главных компонент. Ротация выделенных факторов осуществлялась с помощью «Варимакс критерия».

Собственные значения наших данных мы представили в виде простого графика. Из этого графика видно, что убывание собственных значений происходит на четвертом факторе, что свидетельствует о выделении дисперсии четырех факторов, хотя бы к одной переменной каждого фактора. В нашем случае мы отмечаем, что присутствуют четыре главных компоненты.

Факторный анализ приведенных данных позволил обнаружить скрытые взаимосвязи между различными педагогическими умениями, необходимых студентам (оцененными экспертами) в ритмической гимнастике, и дал возможность описать их четырьмя обобщенными факторами, необходимыми для проведения урока средствами ритмической гимнастики.

Корреляции между вновь выделенными факторами показывают факторные нагрузки. Факторный анализ представленных данных позволил определить структуру профессионально важных педагогических качеств учителя физической культуры, активно применяющих средства ритмической гимнастики на уроках физической культуры. Факторизация позволила выделить, следующие наиболее важные, стороны профессиональной подготовки в ритмической гимнастике учителя физической культуры и дал возможность описать их четырьмя обобщенными факторами: первый фактор включает в себя умения поддерживать положительные эмоции на уроке ритмической гимнастики и использовать на практике изученные педагогические методы. Этот фактор в большей степени составляет общеметодические умения - это фактор обще-методической подготовки и составляет 50,82% от общей дисперсии.

Второй фактор объединяет в себе умение составлять и комбинировать упражнения различной функциональной направленности, развивать физические качества в различных частях урока, технически правильно показать упражнения, доля дисперсии которого составляет 19,395%. Это фактор специальные двигательные умения.

Третий фактор - был выделен умениями визуализировать процесс обучения при проведении урока, умении обучать упражнениям ритмической гимнастики поточным методом. Это фактор - специальные педагогические умения, составляющий 15,131 % общей дисперсии. Четвертый фактор - музыкально-ритмической подготовка, составивший 5,534 % общей дисперсии. Таким образом, факторизация позволила определить структуру наиболее значимых профессионально-педагогических умений в ритмической гимнастике и направление обучения студентов курсу «Ритмическая гимнастика».

Похожие диссертации на Ритмическая гимнастика как компонент подготовки в педагогической системе обучения будущих учителей физической культуры