Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии Бушенева Ирина Сергеевна

Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии
<
Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бушенева Ирина Сергеевна. Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Бушенева Ирина Сергеевна; [Место защиты: Адыг. гос. ун-т].- Ставрополь, 2008.- 162 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/162

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Состояние проблемы профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии 13

1.1. Сущность профессионально ориентированного физического воспитания студентов педагогического вуза 13

1.2. Возможности профессионально ориентированного физического воспитания студентов — будущих преподавателей хореографии в процессе реализации программы по физической культуре 21

1.3. Содержание профессиональной деятельности преподавателя хореографии 30

1.4. Профессионально значимые физические качества и факторы, влияющие на телесно-двигательную подготовку будущих преподавателей хореографии 46

Глава 2. Методы и организация исследования 55

2.1. Методы исследования 55

2.2. Организация исследования 62

Глава 3. Эффективность программно-методического обеспечения авторского подхода к формированию профессионально значимых двигательных качеств будущих преподавателей хореографии 65

3.1. Результаты констатирующего исследования 65

3.2. Содержание вариативной части программы по физической культуре будущих преподавателей хореографии в педагогическом вузе 77

3.3. Методика профессионально ориентированного физического воспитания будущих хореографов 87

3.4. Результаты реализации экспериментальной методики профессионально ориентированного физического воспитания будущих хореографов 98

Выводы 117

Научно-практические рекомендации 120

Глоссарий 122

Литература 123

Приложения 143

Введение к работе

Актуальность исследования. Возросший в последнее время интерес государственной образовательной политики к физической культуре является осознанием значимости данного вида культуры в реализации потенциала личности, что подтверждается многочисленными исследованиями и документами (В.У. Агеев, 1994; А.К. Белов 2007; В.Н. Курысь, 2007; Л.П. Матвеев, 2003 и др.)

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года официально заявлено, что важнейшей составной частью государственной экономической политики является всестороннее и эффективное развитие физической культуры и спорта.

Перед высшей школой стоит ряд задач, одна из которых – это переход к личностной парадигме образования, как к более высокой ступени профессионального образования студентов, что было и является основой здоровьесберегающего, антрополого-ориентированного процесса подготовки высококвалифицированного специалиста.

В современной России большое внимание уделяется проблемам формирования профессионально-прикладных качеств и навыков у студентов в процессе их физического воспитания. Содержание профессионально-прикладной подготовки напрямую связано с содержанием профессиональной деятельности конкретных специалистов. Содержание профессиональной деятельности, в свою очередь, постоянно и довольно динамично изменяется, развивается, в связи, с чем изменяются (в том числе усложняются, повышаются) требования к личностным качествам специалистов.

Профессиональная деятельность хореографа связана с повышенной двигательной активностью, которая актуализирует, прежде всего, двигательные качества и умения. Формирование системы ключевых универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, связанных с особенностями выбранной профессии, составляют весомую часть общей подготовки студента к прохождению педагогической практики, а выпускника – к трудовой деятельности.

Публикации ряда авторов свидетельствуют о несоответствии реального уровня профессиональной, в частности физической подготовленности, современного выпускника вуза (В.У. Агеевец, 1988; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 2001; В.К. Беспалько, 1989; М.Я. Виленский, 2002, 2005; О.В. Ершова, 2001; Ю.И. Евсеев, 2000, 2003; В.Н. Курысь, 1998, 1999, 2001, 2004; Л.И. Лубышева, 1997, 2004; Р.Р. Магомедов, 2000, 2002; Л.П. Матвеев, 1991; Н.И. Пономарев, 1974; Л.Н. Сляднева, 2002; Г.М. Соловьев, 1999, 2003; Н.Х. Хакунов, 1994 и др.), требованиям предъявляемым к профессии хореографа, и включающим в себя наличие высокого уровня физических, психических качеств и прикладных навыков.

В ходе предварительного исследования по теме диссертации были установлены следующие противоречия:

- между необходимостью формирования устойчивого интереса студентов к познанию особенностей применения ценностей физической культуры в интересах учебной и будущей профессиональной деятельности и явной недостаточностью реализации отмеченного в процессе преподавания физической культуры в условиях вуза;

- между настоятельной необходимостью научно обоснованного программно-методического обеспечения процесса физического воспитания профессионально ориентированной направленности студентов хореографического отделения педагогического вуза, способствующего формированию профессионально важных физических качеств, обеспечивающих учебно-профессиональную двигательную деятельность, и отсутствием таковых в теории, методике и практике подготовки хореографов;

- между значимостью развития и формирования профессионально важных физических качеств в деятельности будущих хореографов и отсутствием научно обоснованных рекомендаций по применению с этой целью средств и методов физического воспитания.

Выявленные противоречия позволили сформулировать научную проблему, и ее сущность заключается в следующем: в теоретическом и экспериментальном обосновании содержания и методики профессионально ориентированного физического воспитания студентов будущих преподавателей хореографии, основанного на вариативной части программы физического воспитания будущих хореографов в вузе.

Объектом исследования является процесс физического воспитания будущих преподавателей хореографии.

Предметом исследования является содержание и методика профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии.

Целью диссертационного исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование программы и методики профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии.

Гипотеза исследования. Формирование профессионально значимых физических качеств студентов – будущих преподавателей хореографии будет эффективным, если:

- одной из центральных задач преподавания дисциплины «Физическая культура» будет признано профессионально ориентированное физическое воспитание будущих специалистов в области хореографии;

- выявлены профессионально значимые для хореографа физические качества, способствующие развитию пластичного двигательного действия, и определена факторная структура профессионально ориентированной физической подготовленности хореографа;

- выявлены основные факторы, определяющие двигательную подготовленность студентов – будущих преподавателей хореографии;

- разработана и апробирована авторская программа и методика профессионально ориентированного физического воспитания студентов – будущих.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, гипотезой и целью исследования были поставлены следующие задачи исследования:

  1. Систематизировать современные представления об особенностях профессиональной деятельности и вузовской подготовки педагога-хореографа, обосновать соответствующие им требования к содержанию профессионально ориентированного физического воспитания студентов – будущих преподавателей хореографии.

  2. Провести теоретический анализ развития профессионально значимых двигательных качеств и пластичного двигательного действия как основного направления в профессионально ориентированном физическом воспитании специалиста в области хореографии.

  3. Выявить профессионально значимые для хореографа физические качества, способствующие развитию пластичного двигательного действия, и определить факторную структуру профессионально ориентированной физической подготовленности хореографа.

  4. Разработать и апробировать авторскую программу и методику профессионально ориентированного физического воспитания студентов – будущих преподавателей хореографии.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ литературных источников, анкетирование, педагогические наблюдения, корреляционный и факторный анализ, контрольные испытания, экспертная оценка, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов исследования.

Теоретико-методологической основой исследования являются проблемы в области профессионально ориентированного физического воспитания (В.Я. Борисов, 2004; Ю.И. Евсеев, 2003; 2006; В. Жидких, 1998, 2000 и др.), теории физической культуры (М.Я. Виленский, 1990; В.М. Выдрин, 1984, 1980; Ю.Ф. Курамшин, 1999; Л.П. Матвеев, 1976, 1991; Н.И. Пономарев, 1974, 1975; Г.М. Соловьев, 1998 и др.), формирования профессиональной двигательно-пластической подготовки студентов (Т.В. Бакшева, 2005; А.Ф. Бочаров, Г.П. Иванов, и др. 2000; С.В. Дмитриев, 2003; Д.Д. Донской, 1995; С.П. Евсеев, 1999; В.Б. Коренберг, 1979; В.Н. Курысь, 1998; Г.И. Попов, 2005; Л.В. Чхаидзе, 1996; Л.Н. Сляднева, 2002 и др.), теоретических и концептуальных положений в педагогике (П.П. Блонский, 1979; А.А. Бодалев, 1983, 1990; А.К. Маркова, 1996; Н.Ф. Талызина, 1983; Е.Н. Шиянов, 1991 и др.), в гимнастике (Ю.К. Гавердовский, 1972; Е.И. Зуев, 1991; В.Н. Курысь, 1998; Т.С. Лисицкая, 1985, 1988; В.Т. Назаров, 1972; Б.В. Сермеев, 1970; В.М. Смолевский, 1979, 1987).

Научная новизна диссертационного исследования характеризуется совокупностью впервые полученных экспериментальных материалов, обосновывающих эффективность содержания педагогического процесса физического воспитания студентов – будущих преподавателей хореографии. Определены особенности профессиональной деятельности и вузовской подготовки педагога-хореографа; обоснованы соответствующие им требования к содержанию профессионально ориентированного физического воспитания будущих преподавателей хореографии; выявлены профессионально значимые физические качества хореографа; определены взаимосвязи между различными проявлениями гибкости, пластичным двигательным действием и другими физическими качествами; разработана факторная структура двигательной подготовленности хореографов, послужившая основой для определения содержания авторской методики профессионально ориентированного физического воспитания.

Теоретическая значимость работы заключается в получении новых знаний о содержательной сущности формирования профессионально значимых физических качеств хореографа, их совершенствования в ходе спортивной подготовки, обусловленной программой физического воспитания будущих хореографов в вузе и целенаправленной физической подготовкой в ходе реализации авторской программы профессионально ориентированного физического воспитания и применения в специально организованных учебных ситуациях; в теоретическом программно-методическом обосновании применения групп средств физического воспитания; в расширении диапазона знаний студентов об организации процесса профессионально ориентированного физического воспитания.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты создают реальные предпосылки для модернизации процесса физического воспитания студентов – будущих преподавателей хореографии и способствуют овладению ими средствами профессиональной деятельности; реализация предложенной вариативной части государственной учебной программы и особенности проведения занятий позволяют оптимизировать процесс физического воспитания для студентов не физкультурных вузов, способствуют развитию специальных физических качеств, призванных обеспечивать техническое совершенствование, о чем свидетельствуют акты внедрения результатов исследований в практику.

Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Наиболее значимыми для будущего педагога хореографии являются: исполнительская, балетмейстерская и педагогическая сферы деятельности. Слабым звеном в системе подготовки хореографов является оптимальное развитие профессионально значимых физических качеств, призванных обеспечить техническое совершенствование умений и навыков, которые невозможно осуществить без определенной физической подготовленности.

  2. Профессионально значимые двигательные качества и пластичное двигательное действие являются важнейшей качественной характеристикой профессиональной деятельности хореографа и определяются в большей степени физической подготовленностью, как её компонента в основном, уровнем развития гибкости и ряда физических качеств: ловкости, выносливости, быстроты, силы и координационных способностей.

  3. Структуру двигательной подготовленности хореографов целесообразно определять на основе факторного анализа. Основными факторами, определяющими двигательную подготовленность, являются: первый фактор «пластичного двигательного действия и развития мобильности периферических суставов верхних и нижних конечностей»; второй фактор «пластичного двигательного действия и мобильности тазобедренных суставов в различных плоскостях»; третий фактор «пластичного двигательного действия и мобильности звеньев опорно-двигательного аппарата»; четвертый фактор «фактор скоростно-силовой подготовленности»; пятый фактор «общей выносливости, скоростных и скоростно-силовых качеств верхних конечностей».

  4. Авторская программа и методика профессионально ориентированного физического воспитания студентов – будущих преподавателей хореографии является эффективной по следующим достоверным признакам: роста показателей физической подготовленности (р<0,05) и подвижности в суставных сочленениях (р<0,05); повышения уровня развития пластичного двигательного действия и групповой подготовленности (р<0,001) данного контингента.

Сущность профессионально ориентированного физического воспитания студентов педагогического вуза

В формировании профессиональной подготовленности специалистов высшей квалификации могут и должны играть существенную роль ценности физической культуры. Ряд специалистов в этой области [1, 2, 12, 13, 30, 54, 72, 83, 92, 93, 112, 174, 191, 193 и др.] отмечают отсутствие в образовательном процессе высшей школы направленности на взаимосвязь будущей профессиональной деятельности выпускников и их образованности в сфере физической культуры как важной составляющей профессиональной готовности, обеспечивающей высокую собственную работоспособность и работоспособность коллектива в целом.

Несоответствие содержания и технологий образования требованиям современного общества и экономики приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

Современные условия на рынке труда предъявляют высокие требования к уровню образованности потенциального работника, степени ответственности, профессиональной компетентности и коммуникабельности, которую он может продемонстрировать.

Формируются представления о фундаментальности образования, получив которое человек способен дальше самостоятельно работать и повышать свою квалификацию. Основной задачей учебного процесса становится формирование творческого умения работать в команде, мышления, аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста молодого специалиста.

Содержание образования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на глобальном рынке образовательных услуг, если отсутствуют полноценные связи профессионального образования с научно-исследовательской и практической деятельностью.

Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования до сих пор остаются доминирующим инструментом формирования содержания образования. Практически отсутствуют условия. для развития независимых форм оценки качества образования, а также механизмы определения, поддержки и распространения лучших образцов инновационной образовательной деятельности.

На современном этапе реформирования российского образования приоритетными направлениями государственной политики в этой сфере должны стать:

- современная система профессионального образования [154];

- повышение качества профессионального образования;

- создание равных стартовых возможностей и роста доступности качественного общего образования;

- повышение инвестиционной привлекательности сферы образования.

Теоретические основы воспитания базируются на многофакторных процессах развития человека, требующих организации двух взаимосвязанных процессов - обучения и воспитания [158].

Новые социально-экономические условия предъявляют каждому человеку более жесткие требования не только в отношении уровня образованности, но и в отношении умения «вписаться» в окружающую среду, умения общаться с окружающими и т.д.

Обучение строится, как правило, ориентируясь на освоение основ различных наук. Воспитание же связано с освоением тех норм поведения, которые сложились в обществе, а также с формированием личностных черт и качеств человека.

Физическое воспитание - процесс многофакторный. В одних и тех же условиях результаты воспитательных воздействий могут существенно различаться. Огромную роль в физическом воспитании играет личность педагога: его педагогические умения, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры [175].

Воспитательный процесс не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так явственно ощутимы и не так быстро обнаруживают себя, как, например, результаты процесса обучения.

Особенностью воспитательного процесса в области физической культуры выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса - это процесс систематического взаимодействия преподавателя и обучающегося.

Педагогические исследования последних десятилетий выявили, что в физическом воспитании первостепенное значение имеет знание преподавателем не столько возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, сколько учет личностных характеристик, формирующихся при соответствующих взаимоотношениях студента со сверстниками и педагогом.

Психологи утверждают, что основной движущей силой, тем ключом, который позволяет полностью «включить» студенческую молодежь в деятельность и получить максимальный эффект, является мотивация, которая определяется выдвижением системы положительных (ближайших и далеких) целей.

Одним из основных недостатков, на наш взгляд, традиционной системы образования является невозможность воспитать творчески мыслящего человека, готового к решению сложных и нестандартных жизненных проблем.

Воспитание через творчество требует такого метода, который всегда определяется личными профессиональными качествами самого воспитателя.

Воздействовать — значит ждать от своего воздействия немедленного следа в поведении обучаемого. Противодействовать - это искоренять что-то, бороться с его представлениями и взглядами, привычками и комплексами.

Содействовать - значит помогать.

Взаимодействовать - значит сотрудничать, действовать одновременно, использовать всевозможные средства окружающего мира: природу, искусство, традиции, различную деятельность, слово, книги, кино и т.д.

В педагогическом общении, как в одной из сторон педагогической деятельности, слово важно не только само по себе (как носитель смысла), но и как инструмент действия на воспитанника.

Правильное определение способа словесного воздействия раскрывает сущность того, чего же именно добивается человек помимо своих слов.

Множество методов воспитания можно сгруппировать и выстроить в систему: методы формирования социального опыта, методы осмысления социального опыта, мотивации деятельности и поведения, методы самоопределения личности, методы стимулирования и коррекции действий и отношений в воспитательном процессе.

Таким образом, перед высшим профессиональным образованием и, естественно, перед учебными заведениями поставлены конкретные задачи подготовки высококвалифицированных кадров интенсивными методами.

Расширение сфер человеческой деятельности и связанное с этим повышение требований к профессиональной деятельности оказало влияние и на подготовку специалистов в вузах. В 1962 году в содержание программы физического воспитания вузов впервые был включен самостоятельный раздел профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП). Рекомендации программы носили общий характер, в основном, в следующих направлениях: развитие двигательных качеств, формирование умений, навыков, необходимых в будущей профессии, и изучение, применение средств, способствующих устранению отрицательных воздействий трудовой деятельности на организм человека. Профессиональная направленность физического воспитания рассматривалась уже как весомая часть процесса обучения студентов.

Профессионально значимые физические качества и факторы, влияющие на телесно-двигательную подготовку будущих преподавателей хореографии

Анализ проблемы формирования профессионально значимых физических качеств показал, что овладение современной техникой классического танца на уровне высоких образцов, сложившихся в профессии хореографа к настоящему времени, невозможно без телесно-двигательной подготовки хореографов.

Существенной особенностью профессионально ориентированного физического воспитания является сближение целей и задач учебного процесса физического воспитания с целями и задачами в системе хореографического образования. Постоянный процесс обогащения классического танца новыми техническими и выразительными возможностями требует от обучаемого должного уровня физической, технической, психологической и тактической подготовленности. Эти основополагающие факторы присутствуют, как отмечает Л.А. Карпенко (1978, 2001), в содержании спортивной подготовки.

Физическая подготовка - это организованный процесс, направленный на:

- всестороннее развитие организма занимающихся - укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;

- укрепление здоровья и повышение работоспособности;

- развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники хореографических движений и исполнения их с требуемым качеством: амплитудой, скоростью, силой и др. [4, 104, 169, и др.].

Общепринято делить физическую подготовку на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) - это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности человека. Она направлена на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие качеств без учета специфики избранного вида спортивной деятельности.

Средствами ОФП являются: общеразвивающие упражнения, бег, кросс, плавание, ходьба, спортивные и подвижные игры [40, 144, 169 и др.].

Специальная физическая подготовка (СФП) - это специально организованный процесс, направленный на развитие и совершенствование физических качеств, необходимых для успешного освоения и качественного выполнения упражнений конкретного вида спорта.

В настоящее время выделяют 7 основных физических качеств (иногда их называют двигательными или психомоторными):

- координация (способность к целесообразной организации мышечной деятельности) и ловкость (способность осваивать новые движения и перестраивать деятельность в соответствии с обстановкой);

- гибкость - подвижность в суставах (способность выполнять движения по большой амплитуде пассивно и активно);

- сила (способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях); - быстрота (способность быстро реагировать и выполнять движения с большой скоростью и частотой);

- прыгучесть (скоростно-двигательное качество, проявляющееся в высоте отталкивания);

- равновесие (способность сохранять устойчивое положение в статических и динамических упражнениях);

- выносливость (способность противостоять утомлению).

В последнее время в научной литературе предпринимаются попытки ранжировать физические качества по значимости [77]. Телесно-двигательная подготовка будущих хореографов выступает как многоплановый вид деятельности, и выполнение разных упражнений требует как разных физических качеств, так и разных уровней их проявления. Особо выделить можно только два качества, развивать которые необходимо до максимально возможного уровня — это координация и гибкость.

Основными принципами специальной физической подготовки занимающихся хореографией являются:

- соразмерность - оптимальное и соразмерное, сбалансированное развитие физических качеств;

- сопряженность - применение средств, наиболее близких по структуре основным движениям в хореографии;

- опережение — опережающее развитие физических качеств по отношению к технической подготовке.

Основными средствами СФП хореографов являются: общеразвиваю-щие и акробатические упражнения, элементы классического тренажа, упражнения художественной гимнастики, а также специальные упражнения:

- на ловкость - задания, игры, эстафеты, включающие сложнокоордини-рованные упражнения;

- на гибкость - упражнения на развитие подвижности в голеностопных и тазобедренных суставах, суставах позвоночника и плеч; - на силу - упражнения на силу мышц рук, ног и туловища (сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения, бег, прыжки, выпады, приседы и т.д.);

- на быстроту — упражнения на развитие скорости реакции, скорости и частоты движений при выполнении основных упражнений;

- на прыгучесть - упражнения на развитие силы, скорости и высоты отталкивания, а также прыжковой выносливости;

- на равновесие - сохранение устойчивого положения в усложненных условиях;

- на выносливость - выполнение различных заданий на фоне утомления;

Основными методами специальной физической подготовки хореографов являются: повторный, переменный, круговой, игровой и соревновательный.

Организация специальной физической подготовки хореографов осуществляется в следующих формах: урочная - организованно под руководством преподавателя; самостоятельная - индивидуально и в группе.

При проведении комплексов упражнений, круговой тренировки и соревнований необходимо учитывать влияние (перенос) одних физических качеств на другие: положительное и отрицательное, прямое и косвенное, одностороннее и взаимообразное. Важно также помнить, что ловкость, быстрота и прыгучесть не могут развиваться на фоне утомления. Под влиянием утомления снижается также активная гибкость, а для качественного исполнения упражнений на гибкость, быстроту и прыгучесть необходима хорошая разминка.

С учетом вышесказанного может быть рекомендована следующая последовательность заданий на развитие и оценку физических качеств [104]:

- разминка;

- на гибкость;

- на быстроту;

- на прыгучесть;

- на координацию;

- на равновесие;

- на силу;

- на выносливость.

Немаловажное место в учебно-тренировочном процессе отводится технической подготовке хореографа.

Техническая подготовка - это процесс формирования техники движений и совершенствование ее до возможно высокой степени. В процессе технической подготовки решаются задачи по приобретению необходимых для успешной учебной деятельности знаний, двигательных умений и двигательных навыков.

Техническая подготовленность - это совокупность технических умений и навыков обучаемого и степень владения ими [78, 144, 168, 169, 187 и др.].

Результаты констатирующего исследования

Целью анкетирования было выявление мнения специалистов в области хореографии о наиболее значимых физических качествах, о значимости двигательных качеств в профессиональной деятельности хореографа и об эффективных средствах ее развития.

Результаты анкетного опроса преподавателей-хореографов позволили определить наиболее значимые физические качества в профессиональной деятельности, которые, по их мнению, составляют структуру физической подготовки хореографа. Так, на первое место преподаватели отнесли гибкость — 39,2 %; из них 66,6 % значимой считают динамическую, а 33,4 % -статическую гибкость. На второе место 21,5 % респондентов поставили координационные способности, из них 62,5 % считают необходимым развивать чувства пространства, времени, мышечное чувство, 37,5 % высказались за развитие способности удерживать устойчивое положение тела (равновесие). Третьим по значимости 19,4 % опрошенных определили силовые способности, из них 47,1 % высказались за значения собственно силовых способностей, 29,4 % - выделили скоростно-силовые способности, 23,5 % - силовую выносливость. 12,4 % респондентов на четвертое место поставили выносливость, а на пятое место 7,5 % отнесли быстроту. 76,9 % респондентов отметили, что недостаточный уровень показателей физических качеств является причиной травматизма хореографов. Так, 45,0 % из них считают, что недостаточный уровень гибкости является предпосылкой травматизма мышечно-связочного аппарата, 22,0 % отмечают низкий уровень развития силы и выносливости, 15,0 % - недостаточный уровень развития координационных способностей, 18,0 % считают основной причиной травматизма низкий уровень технической подготовленности.

Основными средствами развития гибкости в подготовке хореографов 74,3 % респондентов считают стретчинг, маховые и пружинные упражнения, а 25,7 % к наиболее эффективным относят комплексные упражнения, сочетающие в себе упражнения на силу и растягивание.

С целью определения объема и состава средств профессионально-прикладной физической подготовки, применяемых на занятиях по физическому воспитанию у студентов — будущих преподавателей хореографии, проводились педагогические наблюдения.

Предметами наблюдения явились: объем, содержание средств и методов, отводимых на развитие профессионально важных физических качеств у студентов хореографического отделения.

В рамках настоящего педагогического исследования мы посетили и проанализировали 36 занятий (72 часа) по физической культуре студентов хореографического отделения.

Педагогические наблюдения показали, что в среднем, упражнениям, развивающим скоростные способности, отводится 11 % времени от времени всего занятия, скоростно-силовые — 17 % времени, координационные способности - 22 %, выносливость - 10 %. Наименьший процент времени - 2 % -отводится на развитие гибкости. Остальное время - примерно 38 % выделяется на освоение техники двигательных действий базовых видов физкультурной деятельности, из них на легкую атлетику — 65 %, гимнастику - 5 %, спортивные игры — 30 %. Данные педагогических наблюдений свидетельствуют о том, что объем средств, направленных на развитие профессионально важных качеств хореографов на каждом занятии, не согласуется с мнением преподавателей-экспертов о необходимом объеме.

Педагогические наблюдения показали, что построение занятий по физическому воспитанию не несет профессионально ориентированной направленности, в их содержании не учитывается специализация хореографа. Содержание программы и сложившиеся традиции преподавания физической культуры нацелены на получение студентами представлений о легкой атлетике и спортивных играх, в то время как видам гимнастики (профессионально-прикладного вида деятельности) не уделяется должного внимания. При этом, как показал литературный обзор, профессионально-прикладным упражнениям необходимо выделять примерно около 25 % времени.

Для определения содержания профессионально ориентированных занятий по физической культуре, разработки комплекса упражнений, направленных на развитие специальной гибкости и способствующих повышению уровня пластичного двигательного действия будущих хореографов, нами был проведен корреляционный анализ, предполагающий определение взаимосвязи между показателями физической подготовленности, пластичного двигательного действия и показателями гибкости преподавателей-хореографов.

Рассматривая корреляционные взаимосвязи показателей пластичного двигательного действия и разных проявлений суставной гибкости, видно, что показатели пластичных двигательных действий имеют наибольшее количество значимых корреляционных взаимосвязей с показателями подвижности в тазобедренных суставах в различных плоскостях в пределах г = 0,31 до г = 0,74 (таблица 1).

Так, высокие корреляционные взаимосвязи выявлены между показателями пластичного двигательного действия и подвижностью тазобедренных суставов в горизонтальной плоскости:

- целостного взмаха с наклоном вперед сидя, руки вверх (г = 0,71);

- «волны» вперед и назад со шпагатом правой (г = 0,70).

Высокая корреляционная взаимосвязь выявлена между показателями пластичного двигательного действия в тестах 2, 3, 4 с подвижностью тазобедренного сустава в сагиттальной плоскости — мах правой ногой в сторону-вверх (г = 0,71), (г = 0,70), (г = 0,69).

Средние взаимосвязи выявлены между показателями пластичного двигательного действия и подвижностью тазобедренных суставов:

- пластичных двигательных действий тестов 2, 3 и 4 с наклоном вперед сидя, руки вверх (г = 0,41), (г= 0,43), (г = 0,41);

- «волны» в сторону или боком, «волны» со сложным перемещением центра тяжести со шпагатом правой (г = 0,48), (г = 0,44);

- пластичных двигательных действий тестов: 2, 3 и 4 с прямым шпагатом (г = 0,54), (г= 0,61), (г = 0,52);

- «волны» вперед и назад и целостного взмаха с махом правой ногой в сторону-вверх (г = 0,60), (г = 0,45);

- целостным взмахом с махом правой ногой вперед-вверх (г = 0,47).

Показатели уровня развития пластичного двигательного действия в тестах 2, 3 и 4 имеют высокие корреляционные взаимосвязи с подвижностью голеностопного сустава (8 тест на гибкость) г = - 0,74; г = - 0,73; г = - 0,71 соответственно.

Показатель уровня развития пластичного двигательного действия «волны» вперед и назад имеет высокие корреляционные взаимосвязи с подвижностью в плечевом суставе (г = 0,71), коленном суставе (г = 0,71) и подвижностью позвоночного столба при выполнении гимнастического моста (г = 0,70).

Показатель выполнения пластичного двигательного действия «волны» со сложным перемещением центра тяжести взаимосвязан с уровнями развития подвижности плечевого сустава (тест 3) (г = 0,70), голеностопного сустава (г = 0,71) и подвижности позвоночного столба (г = 0,70).

Средние корреляционные взаимосвязи выявлены между показателями уровня развития пластичного двигательного действия:

- «волны» вперед и назад и показателями гибкости в локтевом суставе (г = 0,51) и плечевом суставах (г = 0,55);

- «волны» в сторону или боком и показателями гибкости в лучезапяст-ном суставе (г = 0,51), плечевом суставе (г = 0,59), коленном суставе (г = 0,55) и показателем подвижности позвоночного столба (г = 0,56);

- «волны» из стойки на коленях и показателями гибкости в лучезапяст-ном суставе (г = 0,50) и гибкости позвоночного столба (г = 0,54);

- «волны» со сложным перемещением центра тяжести и показателями гибкости в лучезапястном суставе (г = 0,66) и плечевом суставе (г = 0,51);

- целостным взмахом и показателями гибкости в лучезапястном суставе (г = 0,51), локтевом суставе (г = 0,51) и показателем гибкости позвоночного столба (г = 0,51).

Значимость высокого и среднего коэффициента корреляции пластичного двигательного действия и подвижности в тазобедренных суставах в различных плоскостях имеют положительную взаимосвязь (Р 0,05).

Корреляционный анализ (таблица 2) показателей пластичного двигательного действия и показателей физической подготовленности преподавателей-хореографов выявил следующие высокие взаимосвязи пластичного двигательного действия теста 1 и скоростью пробегания 100 м в пределах г = -0,71, теста 2 и показателями прыгучести (г = 0,71) и силы мышц брюшного пресса (г = 0,77); теста 3 и общей выносливостью (г = - 0,73).

Результаты реализации экспериментальной методики профессионально ориентированного физического воспитания будущих хореографов

Результаты констатирующего эксперимента позволили разработать экспериментальную методику профессионально ориентированного физического воспитания будущих хореографов, а так же комплекс физических упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств, студентов хореографического отделения. Упражнения, использовавшиеся для развития специальной гибкости в основном педагогическом эксперименте с целью повышения не только уровня развития гибкости, но и уровня пластичного двигательного действия студенток - будущих специалистов.

Для определения эффективности разработанной экспериментальной методики профессионально ориентированного физического воспитания будущих хореографов в начале и конце формирующего педагогического эксперимента нами были проведены контрольные срезы (23 теста) для определения уровня физических качеств, подвижности в суставах и пластичного двигательного действия студенток экспериментальной и контрольной групп (таблицы 4, 5, 6).

Анализ полученных данных выявил, что показатели начального уровня физической подготовленности, пластичного двигательного действия и подвижности в суставах студенток — будущих хореографов экспериментальной и контрольной групп имеют практически единые результаты, так как достоверных различий выявлено не было при р = 0,05.

Показатели физической подготовленности студенток экспериментальной группы в результате реализации авторской программы и методики профессионально ориентированного физического воспитания значительно увеличились по результатам педагогического эксперимента, так:

- время пробегания 100 м, характеризующее скоростные способности у студенток экспериментальной группы, снизилось на 4,0 %, а у студенток контрольной группы - на 3,3 %;

- показатели в прыжках в длину с места, характеризующие динамическую силу мышц нижних конечностей в экспериментальной группе, выросли на 9,6 %, а в контрольной группе - на 4,6 %;

- показатели в поднимании и опускании туловища из и.п. лежа на спине в положение сидя, характеризующие скоростно-силовую выносливость в экспериментальной группе, увеличились на 24,7 %, а в контрольной группе - на 9,0 %;

- время бега на 2000 м, характеризующее общую выносливость в экспериментальной группе, снизилось на 8,0 %, а в контрольной группе — на 3,0%;

- показатели в тесте «сгибание и разгибание рук, в упоре лежа», характеризующие силовую выносливость в экспериментальной группе, выросли на 61,3 %, а в контрольной группе — на 45,0 %.

Анализ сравнения итоговых показателей физической подготовленности студенток обеих групп в конце педагогического эксперимента выявил, что физическая подготовленность студенток экспериментальной группы стала статистически достоверно выше, чем у студенток контрольной группы в следующих показателях: в беге на 100 м (р 0,05), в прыжках в длину с места, в поднимании и опускании туловища из и.п. лежа на спине в положение сидя, в беге на 2000 м (р 0,001). Студентки контрольной группы имели статистически достоверно более высокие показатели в сгибании и разгибании рук, в упоре лежа (р 0,001), (таблица 9).

Рассматривая показатели физической подготовленности видно, что в экспериментальной группе показатели в прыжках в длину с места за время эксперимента увеличились почти в 2 раза, что больше чем в контрольной группе. А показатели в поднимании и опускании туловища из и.п. лежа на спине в положение сидя и в беге на 2000 м в 2,5 раза, что позволяет утверждать, что целенаправленное развитие гибкости позволило оказать опосредованное положительное влияние на повышение уровня развития других физических качеств у студенток экспериментальной группы.

Сравнительный анализ показателей подвижности в суставных сочленениях до и после педагогического эксперимента выявил, что у студенток экспериментальной группы по всем исследуемым показателям произошли положительные статистически достоверные изменения при р 0,001 (таблица 10).

Наибольший прирост произошел в следующих показателях подвижности: плечевого сустава на 77,87 %, голеностопного сустава - на 72,05 %, тазобедренного сустава - 51,87 %, позвоночного столба - на 41,96 %.

В контрольной группе за время педагогического эксперимента так же произошло статистически достоверное улучшение всех исследуемых показателей подвижности в суставах (р 0,05; р 0,01; р 0,001), кроме показателей подвижности голеностопного сустава, который вырос но статистически не достоверный р 0,05 (таблица 11).

Причем наибольший прирост показателей выявлен практически в тех же тестах, что и в экспериментальной группе, однако он значительно ниже. Так показатели подвижности: плечевого сустава выросли на 32,19 %, тазобедренного сустава - на 23,55 %, позвоночного столба - на 18,3 %.

Рассматривая рост показателей уровня развития подвижности в суставах в процентах, видно, что показатели студенток экспериментальной группы выросли значительнее, чем показатели студенток контрольной группы.

Так показатели:

- подвижности лучезапястного сустава при сгибании экспериментальной группы выросли на 12,54 %, а у студенток контрольной группы — на 4,75 %;

- подвижности плечевого сустава при разгибании в экспериментальной группе выросли на 77,88 %, а у студенток контрольной группы на - 32,19 %;

- подвижности плечевого сустава в упоре присев, руки сзади в экспериментальной группе выросли на 11,20 %, а у студенток контрольной группы на - 4,77 %;

- подвижности тазобедренного сустава, в наклоне вперед сидя, руки вверх в экспериментальной группе выросли на 51,87 %, а у студенток контрольной группы на - 23,55 %;

- подвижности коленного сустава в наклоне назад в стойке на коленях в экспериментальной группе выросли на 19,22 %, а у студенток контрольной группы на — 11,27 %;

- подвижности голеностопного сустава при его сгибании в экспериментальной группе выросли на 72,05 %, а у студенток контрольной группы снизились на 18,38 %;

- подвижности тазобедренного сустава в шпагате правой в экспериментальной группе выросли на 7,88 %, а у студенток контрольной группы на — 2,14%;

- подвижности тазобедренного сустава в прямом шпагате в экспериментальной группе выросли на 6,13 %, а в контрольной группе на - 2,02%;

- подвижности тазобедренного сустава при махе правой ногой в сторо-ну-вверх в экспериментальной группе выросли на 29,05 %, а у студенток контрольной группы на — 9,77 %;

- подвижности тазобедренного сустава при махе правой ногой вперед-вверх в экспериментальной группе выросли на 24,62 %, а в контрольной на -6,11%;

- подвижности позвоночного столба в экспериментальной группе выросли на 41,96 %, а контрольной на - 18,03 %.

Сравнение показателей итогового уровня развития суставной гибкости выявило, что показатели студенток экспериментальной группы статистически достоверно выше в следующих тестах: подвижность лучезапястного сустава при сгибании 84,73±1,07 и 77,54±1,07 (р 0,001) соответственно; подвижность плечевого сустава при разгибании 15,81±0,47 и 24,54±0,83 (р 0,001); подвижность плечевого сустава в упоре присев руки сзади 130,85±0,79 и 138,27±1,30 (р 0,001); подвижность тазобедренного сустава в наклоне вперед сидя, руки вверх 12,85±0,99 и 6,92±0,75 (р 0,001); подвижность голеностопного сустава при его сгибании 5,23±0,79 и 1,73±0,16 (р 0,001); подвижность тазобедренного сустава в шпагате правой 171,65±0,83 и 177,81±0,67 (р 0,001); подвижность тазобедренного сустава в прямом шпагате 170,62±0,91 и 176,35±0,47 (р 0,01); подвижность тазобедренного сустава при махе правой ногой в сторону-вверх 108,77±1,50 и 127,31±1,03 (р 0,001); подвижность тазобедренного сустава при махе правой ногой вперед-вверх 112,73±1,58 и 127,50±1,38 (р 0,001); подвижность позвоночного столба при выполнении гимнастического моста 18,54±1,03 и 13,08±1,12(р 0,001).

Похожие диссертации на Программно-методическое обеспечение физического воспитания будущего преподавателя хореографии