Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I Предпосылки совершенствования исполнительского мастерства в спортивной гимнастике 8-39
1.1. Отечественная школа гимнастики 8-16
1.2. Компоненты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта 16-28
1.3. Некоторые аспекты исполнительского мастерства гимнасток 28-39
ГЛАВА 2 Задачи, методы и организация исследования 40-57
2.1. Задачи исследования 40
2.2. Методы исследования 40
2.2.1. Теоретический анализ и обобщение данных литературы, правил соревнований 41
2.2.2. Опрос (анкетирование, интервьюирование) 42
2.2.3. Педагогические наблюдения 43
2.2.4. Методика определения уровня хореографической подготовленности гимнасток 44-46
2.2.5. Метод априорного ранжирования 46-47
2.2.6 Экспертная оценка 47-53
2.2.7. Педагогический эксперимент 53-55
2.3. Организация исследования 55-57
ГЛАВА 3 Результаты исследования 58
3.1. Значение хореографической подготовки в спортивной гимнастике 58-67
3.2. Анализ содержания "хореографических элементов" в комбинациях на бревне 67-79
3.3. Анализ содержания «хореографических элементов» в вольных упражнениях 79-88
3.4. Критерии хореографической подготовленности 89-96
3.5. Уровень хореографической подготовленности у гимнасток различной квалификации 96-108
3.6. Арсенал средств специальной хореографической подготовки 108-116
ГЛАВА 4 Экспериментальная проверка путей совершенствования "эстетического" компонента исполнительского мастерства гимнасток . 117-164
4.1 Управление специальной хореографической подготовкой гимнасток на этапе углубленной специализации в ходе педагогического эксперимента 117
4.1.1 Диагностический этап в управлении специальной хореографической подготовкой в период проведения педагогического эксперимента 119
4.1.2. Этап формирования экспериментальной программы специальной хореографической подготовки
4.2 Экспериментальная проверка эффективности программы специальной хореографической подготовки на этапе углубленной специализации
Выводы 165-167
Фактические рекомендации 168-170
Список литературы 171-185
Приложения 186-215
- Компоненты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта
- Значение хореографической подготовки в спортивной гимнастике
- Уровень хореографической подготовленности у гимнасток различной квалификации
- Диагностический этап в управлении специальной хореографической подготовкой в период проведения педагогического эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования. Современный этап развития спортивной гимнастики характеризуется высоким уровнем исполнительского мастерства. Как и в любом технико-эстетическом виде спорта в гимнастике должна присутствовать гармония между трудностью, композицией, исполнением.
В преддверии каждого нового Олимпийского цикла вопрос о том, по какому пути пойдет дальнейшее развитие спортивной гимнастики наиболее остро обсуждается специалистами. Наряду с традиционными вопросами о технической сложности и содержании композиций в соревновательных программах спортсменов, предметом дискуссий в техническом комитете Международной федерации гимнастики является эстетическая сторона исполнительского мастерства. Эффективным механизмом в формировании и совершенствовании данного аспекта должна стать специальная хореографическая подготовка (СХП).
Влияние хореографической подготовки на улучшение спортивных результатов общепризнанно (Ф. Морель Д 971; Н.А.Рыбалко, 1981, 1982; Т.С.Лисицкая, 1984; Н.А.Матвеева, 1987,1988; Л.А.Савельева, 1996) Однако взаимосвязь эстетической стороны исполнительского мастерства с данным видом подготовки в спортивной гимнастике в меньшей степени исследована.
Отсутствуют исследования, связанные с хореографической подготовленностью гимнасток, одним из факторов, повышающих исполнительское мастерство. Недостаточная изученность данной проблемы, проявляющаяся в практике подчас в стихийном построении процесса хореографической подготовки, привело к тому, что этот вид специализированной деятельности стал не адекватен условиям и развитию спортивной гимнастики. Однако возрастающая конкуренция на международной гимнастической арене предполагает, что первенство будет сохраняться за теми спортсменками, которые смогут сочетать разно-структурную сложность в неординарных композициях с виртуозным исполнением и особой выразительностью, эмоциональностью, артистизмом. Поэтому
на сегодняшний день требуется более качественный подход к специальной хореографической подготовке, основывающейся на принципах индивидуализации и опережающего развития в постоянно изменяющихся условиях, в которых функционирует спортивная гимнастика. Реализация новых установок в этом виде подготовки нуждается в научно-методическом обосновании построения СХП, регулярном контроле за уровнем хореографической подготовленности, в выявлении оптимальных средств хореографии, в формировании практических рекомендаций.
Научная новизна работы состоит в том, что исполнительское мастерство гимнастов предлагается совершенствовать по пути направленного влияния индивидуальной хореографической подготовленности на конечный результат.
Предложена методика оценки хореографической подготовленности с учетом разработанных критериев. В результате исследования определен уровень хореографической подготовленности у гимнасток различной квалификации.
Классифицировано содержание "хореографических элементов" на вольных упражнениях и бревне, позволяющих конкретизировать и оптимизировать специальную хореографическую подготовку гимнасток с учетом требований, предъявляемых правилами соревнований на этих видах многоборья.
Впервые предложена систематизация средств специальной хореографической подготовки и их распределение на этапе углубленной специализации, способствующих повышению уровня хореографической подготовленности.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика оценки хореографической подготовленности предполагает дифференцированный контроль за этим видом подготовленности индивидуально для каждой гимнастки различной квалификации.
Разработанная в исследовании система средств специальной хореографической подготовки в спортивной гимнастике на этапе углубленной специализации позволила повысить уровень "эстетического" компонента исполнительского мастерства гимнасток.
Методика оценки хореографической подготовленности и система средств специальной хореографической подготовки нашла практическое применение в учебно-тренировочном процессе гимнасток СДЮШОР №1 Санкт-Петербурга. Критерии оценки хореографической подготовленности одобрены Санкт-Петербургской Федерацией спортивной гимнастики, с целью стимулирования "эстетической" стороны исполнительского мастерства. Результаты исследования использованы в лекционных и практических занятиях со студентами специализации спортивная гимнастика в Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф.Лесгафта. Рекомендации, полученные на основе исследований, могут быть внедрены в практику обучения (переподготовки) педагогов тренеров ДЮСШ.
Объект исследования - женская спортивная гимнастика.
Предмет исследования - специальная хореографическая подготовка гимнасток.
Цель исследования - повышение исполнительского мастерства на основе дифференцированного контроля индивидуальной хореографической подготовленности, систематизации и распределения средств специальной хореографической подготовки.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Содержание "хореографических элементов" в упражнениях на бревне
и вольных упражнениях конкретизирует процесс специальной хореографиче
ской подготовки и обеспечивает его эффективность.
Формирование и применение комплекса дифференцированного контроля, включающего критерии и методику оценки хореографической подготовленности, является необходимым этапом в управлении специальной хореографической подготовкой.
Систематизация и распределение средств хореографии на этапе углубленной специализации совершенствует процесс специальной хореографиче-
ской подготовки и повышает «эстетический» компонент исполнительского мастерства гимнасток.
Работа выполнена в соответствии со сводным планом НИОКР РФ на 1996-2000 гг., направление 02, тема 02.04.
Основные положения работы были внедрены в учебно-тренировочный процесс гимнасток СДЮШОР № 1 Центрального района г. Санкт-Петербурга; учебный процесс студентов на кафедре гимнастики СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта.
Материалы диссертации доложены:
На научной конференции молодых ученых СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта в 1996 году;
На итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава СПбГАФК имени П.Ф.Лесгафта, 1997; 1998 гг.
Компоненты исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта
Одно из основных направлений науки и практики спорта связано с познанием законов становления спортивно-технического мастерства, которое, в конечном итоге, нацелено на создание системы многолетнего тренировочного процесса, как целостного, постоянного объекта и разработку наиболее эффективных способов управления ходом данного процесса (В.М.Дьячков, 1967,1972). Поэтому, проблема становления и совершенствования исполнительского мастерства в теории спортивной тренировки будет актуальна во все времена, сколько этого потребует процесс развития спорта.
Вопросы, связанные с совершенствованием исполнительского мастерства, чрезвычайно остро стоят не только в спортивной гимнастике, но и в художественной гимнастике,- фигурном катании, спортивной аэробике, синхронном плавании и других технико-эстетических видах спорта. В виду того, что мастерство спортсменов в этих видах во всем мире достигло высокого уровня и продолжает расти от соревнований к соревнованиям, специалистов не может не волновать проблема поиска новых путей совершенствования исполнительского мастерства.
Шкала ценностей в технико-эстетических видах спорта непрерывно меняется. Свидетельством этого являются Чемпионаты Мира и Европы, Олимпийские игры, где высокое техническое мастерство не выступает гарантом победы. Успех зависит от творческого сочетания технического совершенствования сверхсложных элементов с композиционной оригинальностью и разнообразием упражнений, артистизмом и выразительностью исполнения (Э.П.Аверкович, 1989; И.А.Лысова, 1996; Т.В.Клинова 1986, Т.П.Лазаренко, 1978, 1991).
Новые требования, обусловленные эволюцией этих видов спорта , диктуют необходимость тщательного анализа компонентов исполнительского мастерства, с целью более объективного подхода в управлении учебно-тренировочным процессом, а также его оптимизации и повышения надежности достижения высоких спортивных результатов.
Анализ данных литературы свидетельствует о том, что компоненты исполнительского мастерства постоянно исследуются специалистами как в спортивной гимнастике, так и в смежных с ней видах спорта (М.В.Гришина, 1975; Е.В.Авсен ев, 1976; Э.П.Аверкович, 1980; И.В.Абсалямова, Е.В.Багданова, 1981; В.Я.Клименко, Э.П.Аверкович и др., 1982; Ю.К.Гавердовский, 1983; Ю.Е.Титов, 1983; Л.И.Турищева, 1986; Р.Н.Терехина, Ю.Е.Титов, Л.И.Турищева, 1991; Л.А.Савельева, 1996 и др.).
В результате обобщения данных литературы, правил соревнований, выявили, что структура исполнительского мастерства в технико-эстетических видах спорта (фигурное катание, художественная гимнастика, спортивная аэробика) слагается их трех неразрывно связанных компонентов: трудности, композиции и исполнения (правила соревнований по художественной гимнастике, 1997; правила соревнований по фигурному катанию, 1976, 1994; правила соревнований по спортивной аэробике, 1997).
Анализ литературы, программных документов свидетельствует о том, что в технико-эстетических видах спорта "трудности" уделяется значительное внимание. Специалисты постоянно анализируют количество и сложность элементов и соединений, их оригинальность и новизну, что, в свою очередь, закономерно приводит к росту требований к данному компоненту исполнительского мастерства. Совершенствование исполнительского мастерства невозможно без оснащения композиций сложными элементами и соединениями. В технических видах спорта прогресс никакими искусственными мерами остановить нельзя, он происходит по уходящей вверх спирали сложности. Этот процессе необратимый и логичный, он беспрерывен и бесконечен (Л.И.Турищева, 1983, 1986; Ю.Е.Титов, 1984). Специалисты считают прогрессивный рост трудности - самой стойкой тенденцией, управляющей развитием этих видов спорта (Т.С.Клинова, 1986; Э.П.Аверкович, 1989;Ю.К.Гавердовский,1997; Р.Н.Терехина, 1997).
В последнее время репертуар упражнений в художественной гимнастике, фигурном катании, спортивной аэробике, усложняется за счет модернизации и появления новых элементов. Выделение бригады судей, отвечающей за "трудность" упражнения говорит об акценте, который в последнее время делается на сложность упражнений. Степень трудности элементов, включенных в композицию, значительно влияет на оценку в этих видах спорта.
Радикальные изменения в правилах соревнований потребовали поиска объективной оценки степени трудности элементов, изменения подхода к расцениванию композиций, с акцентом на сложность.. В.Л.Клименко, Н.И.Царькова, Э.П.Аверкович, О.А.Иванова (1982) предлагали показатель трудности в художественной гимнастике, оценивать по условной системе баллов, основанной на учете сочетаемости сложных движений с предметами с основными элементами фундаментальных групп. При этом учитывалась сложность броска и ловли предмета. Г.П.Лазаренко (1978) попыталась классифицировать уровни трудности на примере прыжков и выделила несколько методов оценки показателя трудности элемента. Эта оценка может быть определена путем экспертизы, методом поэлементного синтезирования, а также при помощи временных характеристик прыжков.
Трудность соревновательных программ в технико-эстетических видах определяет "техническую ценность" композиций и выводится в зависимости от количества и уровня сложности выполненных элементов.
Значение хореографической подготовки в спортивной гимнастике
Рассматривая значение хореографической подготовки в спортивной гимнастике, авторы, признают положительное влияние занятий хореографией на улучшение спортивных результатов (Ф.Морель, 1971; Т.С.Лисицкая, Н.И.Лебедев, 1977; Т.С.Лисицкая, В.Е.Заглада, 1977, Т.С.Лисицкая, 1984 и др).
Анализ опроса тренеров, хореографов, специалистов в области гимнастики (Приложение 1) показал, что 100% респондентов разделяют эту точку зрения, считая, что без хореографической подготовки, достижения высоких результатов в спортивной гимнастике невозможно.
Значение этого вида подготовки многогранно. Так на вопрос анкеты (Приложение 1) о том, что дает хореография гимнасткам, респонденты отмечают следующее: 34% опрошенных указывают на то, что она создает необходимую базу для дальнейшей работы на видах гимнастического многоборья, оказывая определенную помощь в овладении базовыми навыками (динамическая осанка, отталкивание ногами и др.). Большинство респондентов 91,4% отмечают значение хореографической подготовки в процессе формирования гимнастического стиля (осанка, натянутые колени, оттянутые носки). 57,1% - отмечают значение средств хореографии для развития точности движений, 45,7% - ритмичности, 68,5% - амплитудности, без которых невозможно овладение сложными современными элементами на видах многоборья. 62,8% - указывают на то, что на занятиях хореографией осваивается большое количество различных элементов, которые являются составляющими в соревновательных программах на вольных упражнениях и бревне.
Большинство респондентов отмечают значимость занятий хореографией в развитии физических качеств. Так, 82,8% специалистов считают, что хореографическая подготовка оказывает необходимую помощь в развитии активной и пассивной гибкости; 80% - прыгучести; 54, % - специальной выносливости; 94,2?/о - координации; 77,1% = устойчивости. 68,5% - отмечают важность занятий хореографией для укрепления ОДА (голеностопного сустава), 60% - развития силы мышц спины, рук, ног.
Ряд специалистов указывают на положительное влияние хореографической подготовки на развитие некоторых психических процессов. Так 54,2% - отмечают, что разнообразие движений в хореографии улучшает двигательную память; 37,1% - способствует развитию художественного воображения; 48,5% - сосредоточенности внимания; 25,7% - способствует развитию мышления. 100% респондентов определяют значимость данного вида подготовки для воспитания у гимнасток выразительности, эмоциональности, музыкальности, танцевальности, правильного ощущения красоты движений, без которых немыслимо выполнение композиций на вольных упражнениях и бревне. 94,2% специалистов отмечают необходимость ее в формировании общей культуры движений, индивидуального стиля и манеры выступления. 82,8% опрошенных указывают, что хореографическая подготовка способствует повышению уровня исполнительского мастерства в целом.
Таким образом, анкетирование специалистов в области гимнастики свидетельствует о том, что хореография воздействует на различные стороны подготовки гимнасток. Анализ опроса позволил сгруппировать ответы респондентов по нескольким направлениям (Рис. 1).
Идентичное мнение о том, что хореографическая подготовка весьма благотворно отражается на качестве и стиле исполнения упражнений на всех видах гимнастического многоборья, высказывают Ю.К.Гавердовский, В.М.Смолевский (1999). Однако определяя значимость данной подготовки для видов женского многоборья, как показывают результаты исследования, мнения опрошенных специалистов разделились (Рис. 2).
Уровень хореографической подготовленности у гимнасток различной квалификации
С целью проверки методики оценки хореографической подготовленности и определения гимнастки - эталона, были проанализированы композиции и их исполнение финалистками Олимпийских игр 1996 года в Атланте. В ходе исследований определили, что несмотря на столь высокий ранг соревнований и высокий уровень технической подготовленности финалисток, далеко не каждая из них обладает хорошей хореографической подготовленностью. По результатам, полученным при определении уровня хореографической подготовленности (Приложение 6,7) выявили, что самый высокий показатель (Rxn =0,936) у абсолютной чемпионки Олимпийских игр 1996 года, Лилии Подкопаевой (Украина).
Интервью с ведущими тренерами, судьями, хореографами согласуется с результатами наших исследований. 93,3 % респондентов выделяют Лилию Подкопаеву как самую "хореографичную" гимнастку, обладающую академическим стилем исполнения (Приложение 2).
По результатам оценки уровня хореографической подготовленности, интервьюирования, определили гимнастку-эталон Лилию Подкопаеву. Уровень хореографической подготовленности гимнастки-эталона приняли за очень высокий и в соответствии с результатом интегрального показателя построили 5-ти уровневую шкалу хореографической подготовленности (Глава 2.2.4)
С целью определения уровня хореографической подготовленности у гимнасток различной спортивной квалификации (1 разряда, КМС, МС) был проведен анализ видеоматериалов Чемпионата России в Москве 1997 года.
В ходе педагогического исследования оценивалось качество исполнения «хореографических элементов» в композициях финалисток на бревне и вольных упражнениях
По разработанному комплексу критериев хореографической подготовленности с "технической" и "художественной" направленностью (Раздел 3.4.) определялись показатели по каждому из критериев и интегральные (на бревне и вольных упражнениях; общей хореографической подготовленности), которые расчитывались по разработанной методике (Глава 2.2.5) и ранжировались в соответствии с их уровнем.
Результаты, представленные в таблице 7 свидетельствуют о существующей разнице в уровнях хореографической подготовленности у гимнасток различной квалификации.
Мастера спорта продемонстрировали высокий уровень хореографической подготовленности, что подтверждается общим показателем ХП (Rxn = 0,637) и коэффициентами ХП на вольных упражнениях (К-хпв/у=0,647); и на бревне (RxroP=0,7). Кандидаты в мастера спорта показали средний уровень общей ХП (Rxn = 0,582) и на вольных упражнениях (RxnB/y=0,582); на бревне - высокий уровень (Rxrop=0,607). Гимнастки первого разряда, как видно из таблицы 7, имеют средний уровень подготовленности по всем значениям.
Полученные результаты свидетельствуют, что в группах кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта уровень хореографической подготовленности не однороден (Таблица 8). 12,5 % - гимнасток, обладают очень высоким уровнем хореографической подготовленности; 75% В группе кандидатов в мастера 50% гимнасток продемонстрировали высокий уровень ХП и 50% - средний. Гимнастки первого разряда, (100%), имеют средний уровень ХП.
Распределение результатов по критериям с "технической" и "художественной" направленностью показало, что хореографическая подготовленность, определяемая первой группой критериев характеризуется у мастеров спорта и кандидатов в мастера спорта высоким уровнем сформированности признаков ХП (Таблица 9) и средним - у гимнасток первого разряда. Коэффициенты ХП на вольных упражнениях несколько выше, чем на бревне у гимнасток данной квалификации. У спортсменок М/С и КМС разница практически незаметна.
Коэффициенты хореографической подготовленности, определяемые по второй группе критериев у мастеров спорта в упражнениях на бревне и вольных упражнениях отражают средний уровень, у кандидатов и перворазрядниц -свидетельствуют о низком уровне (Таблица 9).
Разница в уровнях ХП, определяемая по "техническим" и "художественным" критериям, на наш взгляд, объясняется несовершенством
правил соревнований по разделу "художественное впечатление", отсутствием четких критериев, оценивающих "художественное исполнение" с позиции выразительности, эмоциональности, музыкальности.
По результатам, полученным в ходе определения коэффициентов хореографической подготовленности, относительно каждого критерия (Приложение 8-13) в представленном комплексе были построены профили уровней данного вида подготовленности в упражнениях на бревне и вольных упражнениях (Рис.9 и 10).
Бревно - сложный вид женского многоборья и в силу своей специфики (узкая, высокая опора) требует от гимнасток высокого уровня технической и хореографической подготовленности.
При исполнении "хореографических элементов" гимнастки мастера спорта демонстрируют очень высокий уровень хореографической подготовленности по признакам "осанки" (Roc = 0,806), «натянутости ног» (Дн.н. = 0,838), «устойчивости» (Rycr. = 0,829). Показатели критериев «осанки» и «натянутости ног» у кандидатов и перворазрядниц указывают на высокий уровень их подготовленности (Приложение 8)
Анализируя наличие исследуемых признаков в данных критериях, следует отметить, что гимнастки часто исполняют комбинации с опущенной головой и поднятыми плечами. Также можно указать недостатки в «работе» стопы, которые проявляются в "низком" (неоттянутые носки) подъеме при выполнении различных перемещений, прыжков, поворотов и других движений ногами. Эти нюансы присутствуют не только у гимнасток 1-го разряда и кандидатов, но также и у некоторых гимнасток, работающих по программе мастеров спорта, хотя и в меньшей степени.
Диагностический этап в управлении специальной хореографической подготовкой в период проведения педагогического эксперимента
Первый этап в управлении СХП условно назван диагностическим. Прежде чем начать управлять каким-то процессом, необходимо определить, что именно и какие показатели следует оценить, каковы их исходные уровни, состояние.
Главной целью данного этапа являлась диагностика хореографической подготовленности (ХП), ее исходного уровня у гимнасток контрольной и экспериментальной групп.
Основные задачи диагностического этапа заключались: в выявлении исходного уровня ХП с использованием экспериментальной методики оценки хореографической подготовленности по двум группам критериев "техническим" и "художественным"; в анализе исходного уровня ХП с учетом недостатков хореографической подготовленности.
В ходе исследования анализировалось качество исполнения "хореографических элементов" в композициях спортсменок контрольной и экспериментальной групп на вольных упражнениях и бревне. Используя методику оценки ХП (Глава 2.2.5.) определялись показатели по каждому из критериев с "технической" и "художественной" направленностью, расчитывались коэффициенты ХП на бревне и на вольных упражнениях отдельно, а также интегральные показатели общей ХП. Результаты представлены в таблице 11.
Анализируя полученные показатели, можно отметить что исходный уровень ХП у гимнасток двух групп как по интегральным значениям, так и по отдельным показателям ХП на вольных упражнениях и бревне не имеет существенных различий. Математическая обработка результатов с помощью Т - критерия Уайта подтвердила однородность контрольной и экспериментальной групп (Р 0,05) по уровню их хореографической подготовленности.
Результаты исследования свидетельствуют, что гимнастки обеих групп продемонстрировали низкий уровень общей хореографической подготовленности (шкала уровня ХП, глава 2.2.5). Однако в контрольной и экспериментальной группах наблюдается некоторая разница между показателями ХП на бревне и вольных упражнениях. Так коэффициенты ХП в упражнениях на бревне несколько ниже : Rxn-gf. к/гр =0,320; R xmj : э/гр =0,325 - отражают низкий уровень проявления ХП.
Хореографическая подготовленность, определяемая по значениям критериев с "технической" направленностью характеризуется средним уровнем на вольных упражнениях (Rxn т к/гр = 0,452; Rxnr э/гр = 0,432) и низким уровнем на бревне (RxnxK/rp = 0,342; Rxnxa/rp = 0,348) в обеих группах.
Показатели ХП с "художественной" направленностью на вольных упражнениях отражают низкий уровень (R-m„, =0,325; Rxru =0,358) и на бревне свидетельствуют об очень низком уровне (RxnK/rp = 0,122; Rxn3/rp = 0,117) и в контрольной, и в экспериментальной группах.
Характер распределения ХП по критериям с "технической" и "художественной" направленностью в группах, участвующих в эксперименте отражен на рисунке 13. Конкретные результаты представлены в приложениях 14-17.
Анализируя хореографическую подготовленность гимнасток обеих групп, можно отметить, что признаки ХП, проявляемые при выполнении "ХЭ" в упражнениях на бревне и на вольных упражнениях имеют достаточно низкие значения, что соответствует в основном среднему и низкому уровню, а в отдельных случаях высокому и очень низкому.
В упражнениях на бревне средний уровень проявляется в таких признаках ХП, как: "осанка", "выворотность", "натянутость ног"; низкий уровень - "устойчивость", "точность движений рук", "точность движений ног", "законченность движений", "слитность движений"; очень низкий - "легкость" и "иллюстративная выразительность" (Приложения 16, 17). Причем, наблюдается разница в проявлении этих признаков при выполнении упражнений на бревне (они несколько ниже) и на вольных упражнениях. Разница в значениях, возможно, объясняется тем, что бревно с высокой, узкой опорой предъявляет высокие требования к устойчивости, что при отсутствии хорошо сформированного умения сохранять равновесие затрудняет задачу выполнять движения свободно, легко, сковывает действия гимнастки и мешает проявлению выразительности, законченности.
На вольных упражнениях при исполнении гимнастками композиций средний уровень проявления имеют такие признаки ХП: "осанка", "выворотность", "натянутость ног", "устойчивость", "точность движений рук", "точность движений ног"; низкий уровень - "законченность движений", "иллюстративная выразительность". Единственный показатель, свидетельствующий о высоком
Таким образом, диагностика и анализ состояния ХП показал, что гимнастки контрольной и экспериментальной групп имеют низкий уровень общей ХП, с существенной разницей в проявлении признаков ХП, определяемых по "техническим" и "художественным" критериям ХП, что, безусловно усложняет достижение высоких результатов на этих видах многоборья и требует целенаправленного воздействия на формирование отдельных признаков ХП и повышения не только общего уровня ХП, но и "эстетического" компонента исполнительского мастерства.
С целью определения однородности групп, участвующих в эксперименте, дополнительно проводились исследования технической подготовленности. Гимнасткам контрольной и экспериментальной групп предстояло выполнить на вольных упражнениях и бревне по два гимнастических прыжка разных структурных групп и повороту на одной ноге, другая согнута вперед, носок у колена. На вольных упражнениях гимнастки исполняли прыжок шагом со сменой положения ног в шпагат, прыжок толчком двух согнувшись ноги врозь, поворот на 360 градусов на одной, другая согнута вперед, носок у колена.
На бревне, гимнастки демонстрировали исполнение прыжка шагом со сменой положения ног в шпагат, прыжок толчком двух, согнув одну, другая вперед горизонтально, и также поворот на 360 градусов на одной, другая согнута вперед, носок у колена. Выбор данных элементов обусловлен спецтребованиями на виде многоборья, исполнение которых интегративно отражает уровень технической подготовленности гимнасток.