Содержание к диссертации
Введение
Глава I Факторы, определяющие экспрессивность движений в художественной гимнастике (анализ литературы) 8
1.1. Основные понятия и показатели "эстетики гимнастики" 8
1.2. Теоретические предпосылки изучения выразительных движений 13
1.2.1. Основные направления исследования выразительных движений 17
1.2.2. Соотношение между движениями и эмоциями 21
1.2.3. Образно-содержательная система выразительных движений.. 26
1.2.4. Музыка и спортивные выступления 31
1.2.5. Проблемы измерений выразительных движений 34
1.3. Заключение по главе 37
ГЛАВА II. Задачи, методы и организация исследования 39
2.1. Цели и задачи исследования. 39
2.2. Методика семантического дифференциала 40
2.3. Методика видеозал ней произвольных комбинаций 41
2.4. Анкетирование 41
2.5. Методы математической статистики 42
2.5.1. Факторный анализ 45
2.5.2. Кластерный анализ 48
2.6. Организация исследования 51
ГЛАВА III. Выразительность исполнения произвольных комбинаций (упражнений) 52
3.1. Содержание произвольных композиций (общая характеристика) 52
3.2. Оценка выразительности движений у гимнасток различной квалификации 60
3.3. Семантические признаки выразительности исполнения различных упражнений 73
3.4. Факторная структура показателей выразительности исполнения композиций 81
3.5. Кластеризационное определение выразительного исполнения упражнений 84
3.6. Заключение по главе 91
ГЛАВА IV. Контроль экспрессивности движений в художественной гимнастике 97
4.1. Влияние квалификации экспертов на восприятие выразительности движений 97
4.2. Содержание оценочных свойств выразительного исполнения соревнующихся гимнасток . 106
4.3. Шкалы оценок экспрессии различных упражнений, входящих в произвольные программы гимнасток 131
4.4. Определение объема двигательной подготовки гимнасток 134
4.5. Заключение по главе 138
4.5.1. Инднвидуализированность исполнения произвольных программ 138
Выводы 142
Практические рекомендации. 143
Список литературы 144
Приложения 158
- Соотношение между движениями и эмоциями
- Содержание произвольных композиций (общая характеристика)
- Факторная структура показателей выразительности исполнения композиций
- Содержание оценочных свойств выразительного исполнения соревнующихся гимнасток
Введение к работе
Актуальность темы. Проблема объективных критериев уровня эстетического мастерства особую актуальность приобретает в видах спорта с визуальным способом определения результатов соревнований.
Неуклонно возрастает сложность и трудность соревновательных программ, и вместе с тем, рост требований к повышению уровня исполнительского мастерства спортсменов требует поиска объективных количественных и качественных критериев оценки эстетического оформления произвольных программ соревнующихся спортсменов. Решение этой задачи в художественной гимнастике связано с рядом существенных трудностей.
С одной стороны, трудность заключается в том, что в этой специфической спортивной дисциплине преобладают строгие требования к внешней форме движений и к эстетическому, эмоциональному выражению ее.
С другой стороны, трудность состоит в том, что система оценок основана на визуальном восприятии, действующая как в процессе выявления победителей (соревнования), так и в процессе тренировочных занятий, имеет условное выражение.
Как показали немногочисленные исследования (Э.П. Аверкович, 1980; О.А. Иванова, 1982; Ю.И. Смирнов, 1991; Г. Перез, 1994) исполнительское мастерство в художественной гимнастике имеет много факторную структуру, включающую показатели технического совершенства движений и эстетичности их проявления.
Однако понятие "эстетика гимнастики", связанное с проявлением таких сторон исполнительского мастерства, как выразительность, культура движений, эффектность и гармоничность, художественность и музыкальность, виртуозность и прочее относятся к числу трудно
определяемых, нечетких понятий и нуждаются в детальном уточнении и выявлении критериев для его оценки.
В связи с вышеизложенным представляется, что исследование эстетических критериев в оценке экспрессии произвольных программ в художественной гимнастике как целостного явления актуально.
Цель и задачи работы. Основная цель работы заключалась в повышение эффективности процесса совершенствования эстетичности исполнения произвольных программ гимнасток на основе методов оценки показателей их экспрессивности.
Для достижения этой цели исследования решались следующие задачи:
1) выявление значимых эстетических параметров, характеризующих экспрессивность произвольных программ гимнасток;
2) определение взаимосвязей эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений гимнасток;
3) разработка и построение шкалы оценок экспрессии различных упражнений, входящих в произвольные программы гимнасток;
4) разработка и методическое обоснование анализа экспрессии гимнастических упражнений.
Объект исследования - гимнастки от 14 - 20 лет, занимающиеся художественной гимнастикой, имеющие высокую спортивную
квалификацию, а именно от 1 взрослого разряда до мастера спорта международного класса
Предметом, исследования - содержание и состав произвольных упражнений гимнасток, выступавших на Чемпионатах и Кубках страны в период СІ994 -1996 г.г.
Гипотеза исследования состоит в том, что применение методов структурно-лингвистического анализа и формализация логико-семантических аспектов эстетического восприятия произвольных программ гимнасток позволит найти количественные оценки экспрессивности их исполнения, разработать подход и методику построения содержания
выступлений, обеспечить выбор упражнений, вызывающих наибольшее эмоциональное впечатление, повысит эффективность тренировочного процесса.
Методы и организация исследования. Сложность и многогранность предмета исследования и выделенные аспекты его изучения обусловили необходимость исследования комплекса общих, частных и специальных методов исследования К основным из них относятся:
1. Теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной научной литературы, анализ официальных протоколов соревнований, изучение опыта работы ведущих спортсменов и тренеров: в ходе исследования были изучены и зарегистрированы 179 источников, из них 40 иностранных.
2. Метод кино-, видеомагнитозаписи (всего было зарегистрировано и проанализировано 2325 произвольных упражнений соревнующихся гимнасток).
3. Экспертные методы оценки (факторный и кластерный).
4. Метод семантического дифференциала.
5. Методы математической статистики.
Исследования проводились на базе спортивного клуба "Сканер" и сборной команды "Юность России" (г. Иваново), а также на Чемпионатах и Кубках страны с 1994 - 1996 г.г. Москва, Санкт-Петербург, ДЮСШОР г. Жуковский 1996 г.
Научная новизна работы связана с разработкой методики получения количественных оценок эстетической зрелищности произвольных программ гимнасток; факторным анализом основных показателей доказана перспективность использования структурно-лингвистических и логико-семантических методов формализации критериев эстетического восприятия экспрессивности соревновательных упражнений гимнасток; разработкой методов для оценки экспрессивности в учебно-тренировочном процессе и судействе соревнований.
Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что по его результатам можно:
- производить детализированную и комплексную эстетическую оценку зрелищное™ произвольных программ спортсменок;
- на основе зрелищности эстетических впечатлений создавать сценарии произвольных программ выступлений гимнасток.
Практическая ценность результатов исследований подтверждается актами внедрения в практику подготовки спортсменок по художественной гимнастике.
На защиту выносятся :
1. Обоснование выбора показателей семантического дифференциала для определения значимых эстетических параметров, характеризующих экспрессивность произвольных программ гимнасток.
2. Разработка методик определения генеральных факторов в выразительном исполнении комбинаций.
3. Выявление факторной структуры оценок экспрессии различных упражнений, входящих в произвольные программы гимнасток.
4. Определение взаимосвязи эстетических ценностей и зрительских впечатлений при исполнении соревновательных упражнений гимнасток.
Соотношение между движениями и эмоциями
Эмоциональное состояние представляет собой единство внутренних (соматических) и внешних (двигательных) реакций. Неразрывность эмоций с выполнением моторных, целенаправленных действий явились причиной того, что мимика (как и пантомимика вообще) закрепилась в эволюции.
Помимо мимики в эмоциональных реакциях большую роль играет также жестикуляция, позы, ходьба, голос [166,167].
Человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно [24, 37]. По мнению ряда исследователей для определения состояния переживаемого человеком, особое значение имеет непроизвольная жестикуляция. Кроут М.Н., наблюдая за людьми в экспериментально созданных конфликтных ситуациях, пришел к выводу, что существует корреляция между различными непроизвольными жестами и определенными состояниями [167].
Жестикуляция как мимика, голос и отличаемые у данного человека позы, может войти в образ, формирующийся у людей при отражении этого человека [81,99]. Эксперимент Сарбина и Хардина [159] с целью выявления поз на ролевое восприятие позволил прийти к выводу, что определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности. Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Практически механическое движение всюду одинаково, но в то же время каждый из нас ходит по-разному, потому мы и узнаем человека по походке. А если возможно выразить себя, придать индивидуальность походке, то можно сделать индивидуальным и любое движение, отмечал Мерс Кан нигэм [44]. Одним из ярких выразительных компонентов облика человека является также голос. Голосу присущи определенный ритм, открытость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании. Г. Олпорт утверждает, что голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно "набросать эскиз" человека, которому он принадлежит [73]. Хотя сфера искусства и не предусматривает правила на все случаи и не дает обязательных рецептов, однако: "... никакие доводы, поговорки и цитаты не могут подтвердить невозможное, что вообще никаких законов нет, потому что законов и не может быть, раз есть явления действительности. Есть явления - творческий процесс, развитие таланта, значит есть законы, управляющие этим явлением [26]. Еще у древних искусство текста, уместного в театральной декламации, было разделено натри метода или три различных искусства Первый метод учил жестикуляции, пригодной для трагической декламации, второй - жестикуляции, уместной в комедиях, третий применялся в пьесах - сатирах. Актеры, игравшие в каждом их этих трех поэтических жанров, делали именно те жесты, которые были присущи определенному жанру. Жест, поза, мимика вытекали сами собой из внутреннего образа; каждой страсти, каждому чувству соответствовало определенное выражение лица, определенные интонации голоса [34]. О том же свидетельствует Г. Хоум " ... каждый род эмоций и страстей имеет только ему свойственное внешнее выражение" [ 130]. Если выразительность составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни, то в еще большей мере это характерно для видения мира художником. Для него экспрессивные свойства являются средством коммуникации. Они привлекают его внимание, с их помощью он понимает и истолковывает свой опыт, они определяют форму, которую он создает [25,63]. Экспрессивность (от латинского - expressio) - яркое выражение настроений, мыслей, проявление чувств [79, 111]. В центре художников вселенной экспрессионизм (выражение), направление развивающееся в Европе в искусстве и литературе примерно с 1905-1920 г. г. Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладающий в экспрессионизме над миром привычных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме) обусловил тяготение к иррациональности, обострению эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной пейзажной средой [17]. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения "Мост". Э.П. Кнрхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф они противопоставили засилию вещей и подавленности личности социальным механизмам пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие изыскания устремленные к обостренному самовыражению (экспрессии) к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. В полной мере это относится к танцу и музыке [14,25,94]. Представители экспрессионизма тяготели к резко контрастным психическим состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетенность). Лишенная равновесия, обращенная по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубине человеческой психики, экспрессионистическая музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм. Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности; они отказались от широкой напевной мелодии, ясных тональных устоев; принцип атональности способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Музыкальные произведения отливаются лаконизмом, давая лишь намеки на какой-либо образ или душевное переживание [17,138]. Классический танец, оставаясь основным выразительным средством, обогащается народной хореографией, независимо от того, освоены ли движения стихийно или заимствованы у других танцоров, свидетельствуют о сходстве формальной структуры танца со структурой предлагаемого настроения. А так как зрительно воспринимаемые качества - скорость, форма или направление являются непосредственно доступным для глаз, то вполне естественно допустить, что они являются носителем выразительности, непосредственно постигаемой зрением [4]. Если же говорить о танце с точки зрения хореографического искусства, то такой танец сконцентрировал в себе чисто пластические средства человеческого самовыражения, которые оказалось возможным использовать независимо от изображения бытовых движений и жестов человека [18, 19]. Оказалось, что с одной стороны, язык телодвижений или мимики, оторванный от словесного языка, способен - подобно музыке - передавать мысли человека лишь опосредованно, непосредственно же он может воплощать только эмоциональную информацию, с другой стороны, решение этой последней
Содержание произвольных композиций (общая характеристика)
Эмоциональное состояние представляет собой единство внутренних (соматических) и внешних (двигательных) реакций. Неразрывность эмоций с выполнением моторных, целенаправленных действий явились причиной того, что мимика (как и пантомимика вообще) закрепилась в эволюции.
Помимо мимики в эмоциональных реакциях большую роль играет также жестикуляция, позы, ходьба, голос [166,167].
Человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно [24, 37]. По мнению ряда исследователей для определения состояния переживаемого человеком, особое значение имеет непроизвольная жестикуляция. Кроут М.Н., наблюдая за людьми в экспериментально созданных конфликтных ситуациях, пришел к выводу, что существует корреляция между различными непроизвольными жестами и определенными состояниями [167].
Жестикуляция как мимика, голос и отличаемые у данного человека позы, может войти в образ, формирующийся у людей при отражении этого человека [81,99]. Эксперимент Сарбина и Хардина [159] с целью выявления поз на ролевое восприятие позволил прийти к выводу, что определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности. Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Практически механическое движение всюду одинаково, но в то же время каждый из нас ходит по-разному, потому мы и узнаем человека по походке. А если возможно выразить себя, придать индивидуальность походке, то можно сделать индивидуальным и любое движение, отмечал Мерс Кан нигэм [44]. Одним из ярких выразительных компонентов облика человека является также голос. Голосу присущи определенный ритм, открытость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании. Г. Олпорт утверждает, что голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно "набросать эскиз" человека, которому он принадлежит [73]. Хотя сфера искусства и не предусматривает правила на все случаи и не дает обязательных рецептов, однако: "... никакие доводы, поговорки и цитаты не могут подтвердить невозможное, что вообще никаких законов нет, потому что законов и не может быть, раз есть явления действительности. Есть явления - творческий процесс, развитие таланта, значит есть законы, управляющие этим явлением [26]. Еще у древних искусство текста, уместного в театральной декламации, было разделено натри метода или три различных искусства Первый метод учил жестикуляции, пригодной для трагической декламации, второй - жестикуляции, уместной в комедиях, третий применялся в пьесах - сатирах. Актеры, игравшие в каждом их этих трех поэтических жанров, делали именно те жесты, которые были присущи определенному жанру. Жест, поза, мимика вытекали сами собой из внутреннего образа; каждой страсти, каждому чувству соответствовало определенное выражение лица, определенные интонации голоса [34]. О том же свидетельствует Г. Хоум " ... каждый род эмоций и страстей имеет только ему свойственное внешнее выражение" [ 130]. Если выразительность составляет основное содержание восприятия в повседневной жизни, то в еще большей мере это характерно для видения мира художником. Для него экспрессивные свойства являются средством коммуникации. Они привлекают его внимание, с их помощью он понимает и истолковывает свой опыт, они определяют форму, которую он создает [25,63]. Экспрессивность (от латинского - expressio) - яркое выражение настроений, мыслей, проявление чувств [79, 111]. В центре художников вселенной экспрессионизм (выражение), направление развивающееся в Европе в искусстве и литературе примерно с 1905-1920 г. г.
Принцип всеохватывающей субъективной интерпретации действительности, возобладающий в экспрессионизме над миром привычных чувственных ощущений (составлявших первооснову художественного образа в импрессионизме) обусловил тяготение к иррациональности, обострению эмоциональности и фантастическому гротеску, нередко к полному или частичному уничтожению границ между персонажами и окружающей их естественной пейзажной средой [17]. Наиболее последовательно принципы экспрессионизма были воплощены в творчестве художников объединения "Мост". Э.П. Кнрхнер, М. Пехштейн, Э. Хеккель, К. Шмидт-Ротлуф они противопоставили засилию вещей и подавленности личности социальным механизмам пафос "первозданно" свободного восприятия мира; их творческие изыскания устремленные к обостренному самовыражению (экспрессии) к субъективной интерпретации реальности, неизбежно принимали оттенок анархического бунтарства. В полной мере это относится к танцу и музыке [14,25,94]. Представители экспрессионизма тяготели к резко контрастным психическим состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и безысходная угнетенность). Лишенная равновесия, обращенная по преимуществу к сфере подсознательного, таящегося в глубине человеческой психики, экспрессионистическая музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и законченных форм. Композиторы этого направления выработали круг особых средств музыкальной выразительности; они отказались от широкой напевной мелодии, ясных тональных устоев; принцип атональности способствовал выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства. Музыкальные произведения отливаются лаконизмом, давая лишь намеки на какой-либо образ или душевное переживание [17,138]. Классический танец, оставаясь основным выразительным средством, обогащается народной хореографией, независимо от того, освоены ли движения стихийно или заимствованы у других танцоров, свидетельствуют о сходстве формальной структуры танца со структурой предлагаемого настроения. А так как зрительно воспринимаемые качества - скорость, форма или направление являются непосредственно доступным для глаз, то вполне естественно допустить, что они являются носителем выразительности, непосредственно постигаемой зрением [4]. Если же говорить о танце с точки зрения хореографического искусства, то такой танец сконцентрировал в себе чисто пластические средства человеческого самовыражения, которые оказалось возможным использовать независимо от изображения бытовых движений и жестов человека [18, 19]. Оказалось, что с одной стороны, язык телодвижений или мимики, оторванный от словесного языка, способен - подобно музыке - передавать мысли человека лишь опосредованно, непосредственно же он может воплощать только эмоциональную информацию, с другой стороны, решение этой последней
Факторная структура показателей выразительности исполнения композиций
Для измерения выразительности исполнения произвольных комбинаций соревнующихся гимнасток высокой квалификации (мастер спорта, мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта) использовался факторный и кластерный анализ. По данным факторного анализа, все изучаемые параметры были разбиты на факторы в каждом виде произвольной программы.
В результате факторизации 20 характерологических признаков выразительного исполнения упражнений было выявлено в упражнении с булавами и лентой два фактора, имеющих различный вклад в суммарную дисперсию; в упражнении с мячом и скакалкой - 4 фактора. Задача интерпретации результатов факторного анализа заключается в выявлении сущности получающихся факторов и определении на этой основе их идентификации. Для этого анализируется неравномерность в распределении факторных нагрузок по факторам.
В произвольном упражнении с булавами и лентой первый фактор следует рассматривать как "общую тренированность", общую подготовленность спортсменок. Он связан с высокими значениями коэффициентов весов, с такими признаками, как "смелость" 0,99300, "уверенность" 0,93917, "бурность" 0,93706 в упражнении с мячом (табл.9), в упражнении с лентой "смелость" 0,94994, "уверенность" 0,94204, "непринужденность" 0,95991 (табл.8) и определился как фактор "техническое мастерство".
Второй фактор связан с наиболее высокими положительными коэффициентами весов, которые соответствуют трем признакам: "лиричное" 0,915950, "нежное" 0,31950, "поэтичное" 0,936860 в упражнении с булавами (табл.8) и в упражнении с лентой - "строгое" 0,809777, "лиричное" 0,858617, "нежное" 0,829922 (табл.7). В связи с этим второй фактор интерпретируется нами как фактор "культуры движений". Корреляционная матрица указывает на высокую достоверность значений коэффициентов факторного анализа с лентой (приложения 19 - 20).
Факторный анализ показателей выразительного исполнения произвольных композиций с мячом и скакалкой показал следующее: что все характерные признаки были разбиты натри фактора
Первый фактор в упражнении с мячом и скакалкой можно рассматривать как фактор "технического совершенства". Он связан с высокими значениями коэффициентов веса с такими признаками движений, как "смелость" 0,99300, "свежее исполнение" 0,91508, "непринужденность" 0,91511 (табл.9) в "упражнении со скакалкой" 0,94931, "лихость" 0,90524, "непринужденность" 0,90065 (табл.10).
Второй фактор связан наибольшими коэффициентами с признаками в упражнении с мячом "лиричность", "мягкость", "нежность" и был определен как "фактор хореографичности".
Третий фактор - индивидуальность стиля - в упражнении со скакалкой определился тесно взаимосвязанными показателями: "задорность" 0,811873, "яркость" 0,674103 (табл.10), в упражнении с булавами "обаятельность" 0,468811, "задорность" 0,824667 (табл.9). И третий фактор "индивидуальность стиля" может быть идентифицирован как фактор характеризует личность гимнастки. Где степень самовыражения распределяется от строгости, сдержанности до задорности и веселости. Математические данные в упражнении со скакалкой (приложения 23 - 24) с мячом (приложения 25 - 26).
Содержание оценочных свойств выразительного исполнения соревнующихся гимнасток
Одним из показателей уровня технической подготовленности является объем или двигательный запас [S2], который можно определить с помощью двух подходов: - учета в упражнении элементов высшей группы трудности; - максимально возможного учета имеющегося в личном арсенале набора специальных спортивных навыков (элементов) у каждого спортсмена
Нами был взят за основу второй подход. Для изучения содержания произвольных упражнений проанализировано 120 композиций с разными предметами тридцати сильнейших участниц чемпионата России 1996 г., в городе Москве, которых мы разделили на три группы. Статистическая обработка основных данных проводилась с использованием "X" критерия (критерия согласия) (приложение 67). Наблюдения проводились просмотровой комиссией, составленной из квалифицированных судей, тренеров.
Для фиксации равномерности распределения трудных элементов в композиции участниками наблюдений было принято решение отмечать по секундомеру количество сложных элементов за 85 секунд, что соответствует среднему времени выполнения каждой произвольной композиции. При этом условно было принято, что невыполнение ни одного сложного элемента в течение 10 секунд, следует считать несоблюдением требования о равномерном распределении элементов (приложение 67).
Под разнообразием подразумевалось выполнение спортсменами в комбинациях элементов всех структурных групп, как из основных элементов, так и элементов, характерных для разных предметов. Так как количество элементов I группы в упражнениях не всегда может соответствовать количеству структурных групп; в данном анализе мы учитывали и элементы II группы, хотя элементы II группы формально как трудные не учитываются, среди них, тем не менее, встречаются достаточно интересные движения, представляющие для исполнения техническую сложность, а для зрителя эстетическую ценность.
Так в произвольной комбинации с лентой, элементы трудности исполняются через 3,41 секунды у гимнасток лидирующей группы, второй (средней) - через 3,60 сек., а у слабых через 3,86 сек. В упражнении со скакалкой -1 группы - 3,37 сек., П группы - 3,58 сек., Ш группы - 3,84 сек.
В упражнении с мячом -1 группы - 3,42 сек,. II группы - 3,72 сек., III группы - 4,02 сек. В комбинации с булавами - I - 3,20 сек., II - 3,34 сек., III -3,62 сек (рис. 42).
Время, затраченное на распределение между элементами в композиции с булавами наименьшее, т.к. этому предмету свойственна большая манипуляция и жонглирование; упражнение со скакалкой также свойственны быстрые скоростные движения, а вот в упражнениях с лентой и мячом время, затраченное на распределение элементов, составляет в среднем 4 сек., этим предметам свойственна по-видимому "текучесть и плавность", что и подтверждается нашим экспериментом.
Таким образом, сравнительный анализ произвольных композиций с предметами между гимнастками разного уровня подготовки показал, что время, затраченное на распределение трудных элементов по всем композициям меньше у гимнасток первой группы (лидеров), чем у гимнасток второй группы (средних) и третьей группы (слабых).
Соотношение распределения элементов по всем комбинациям и группам показано на рисунке 42.
Исследование в этой области проводилось 1979 г. Аверкович Э.П., где для фиксации равномерности распределения элементов участниками наблюдений было принято решение отмечать по секундомеру количество сложных элементов через 10 секунд исполняемого произвольного упражнения (время среднее из 100 гимнасток 85 секунд по всем композициям). При этом условно было принято, что невыполнение ни одного сложного элемента в течение 20 секунд считать несоблюдением требований о равномерном распределении элементов.