Введение к работе
Актуальность. В последние годы специалистами отмечено, что уровень физической подготовленности и состояние здоровья студентов не соответствует требованиям современного общества (Л.И. Лубышева, 1997, 2003; В.К. Бальсевич, 1999; М.Я. Виленский, 2001; Ю.Д. Железняк, А.В. Лейфа, 2006; И.А. Лысова, А.О. Блинова, 2007 и др.).
Данная тенденция характерна и для студентов театральных вузов, где роль физической подготовленности имеет важное значение для профессионального становления актера. Разнообразие современного репертуара требует от актера не только умения петь, танцевать, но и выполнять сложные трюки на сцене, для овладения которыми необходимы профессионально важные физические качества (И.Э. Кох, 1970).
Решение задачи развития специальных физических качеств у будущих актеров осуществляется в процессе профилированного физического воспитания в рамках предмета «Пластическое воспитание» и является приоритетным направлением в структуре готовности актера к профессиональной деятельности.
Однако ограниченный объем часов программного материала по данному предмету не позволяет в полной мере создать базу специальной физической подготовленности будущих актеров и ставит актуальной задачу поиска эффективных средств, методов, дополнительных форм организации профилированных занятий по физическому воспитанию.
Актуальность настоящего исследования заключается в разрешении противоречия между объективной необходимостью уделять большее внимание развитию физических качеств студенток театральных вузов с учетом их профессиональной подготовки и недостаточной разработанностью программного содержания по профессионально-прикладной физической культуре для будущих актрис.
Объект исследования - профессионально-прикладная физическая культура студенток театральных вузов.
Предмет исследования — процесе профессионально-прикладной физической подготовки будущих актрис.
Цель - повышение эффективности процесса физического воспитания профессионально-прикладной направленности будущих актрис.
Гипотеза. Предполагалось, что разработанная методика, основанная на использовании комплексов ритмической гимнастики, позволит улучшить психофизические качества и сформировать умения и навыки сценических движений будущих актрис.
Задачи исследования:
Изучить физическую подготовленность, состояние здоровья и мотивацию к занятиям физическими упражнениями студенток театрального вуза.
Определить профессионально важные психофизические качества будущих актрис.
Разработать методику профессионально-прикладной физической подготовки будущих актрис и экспериментально обосновать ее эффективность.
Теоретико-методологической основой исследования явились:
- современные представления о содержании, средствах и методах
формирования двигательных способностей в процессе физического воспитания
(П.Ф. Лесгафт, В.И. Лях, Л.П. Матвеев, Е.П. Ильин, К.Л. Чернов, СВ. Янанис,
Е.Х. Архангельский, В.В. Бойко, МЛ. Журавина, Н.К. Меньшикова).
- теоретические основы профессионально - прикладной физической
подготовки (В.А. Кабачков, Р.Т. Раевский, В.И. Ильинич, С.А. Полиевский,
С.Н. Богданов, С.С. Коровин).
- основные положения методики занятий ритмической гимнастикой в
физическом воспитании студенток (Т.С. Лисицкая, Т.Г. Вялкина, Е.А. Батова,
И.В. Рубцова, Т.И. Полунина и др.).
Методы исследования. Для решения поставленных в работе задач использовались следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных данных; изучение документальных материалов;
5 опрос (анкетирование); педагогические наблюдения; метод экспертных оценок; методы тестирования; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Организация исследования. Научные исследования проводились в период с 2005 по 2009 гг. на базе Хабаровского государственного института искусств и культуры, на кафедре «Хореографии и физического воспитания», и осуществлялись в пять этапов.
На I этапе (2005г.) осуществлялся анализ научно-методической литературы. На данном этапе определялась методологическая база исследования, изучались особенности профессиональной деятельности актеров, требования к их специальной психофизической подготовке, определялось состояние здоровья и показатели физической подготовленности у студенток 3 курса, проводился опрос с целью изучения мотивации к занятиям физической культурой во внеучебное время.
На II этапе (2006г.) для определения профессионально важных качеств актера проводился опрос (в форме анкетирования) ведущих преподавателей Хабаровского государственного института искусств и культуры г. Хабаровска (ХГИИК) на кафедрах: режиссуры и актерского мастерства, сценической речи, режиссуры театрализованных представлений и праздников (всего опрошено 37 преподавателей). Для изучения мотивационно-потребностной сферы будущих актеров был проведен опрос студентов (62 чел.).
На III этапе (2006г.) была разработана методика профессионально-прикладной физической подготовки будущих актрис.
На IV этапе (2006 - 2007гг.) на базе ХГИИК организован основной педагогический эксперимент со студентами 3 курса, обучающихся по специальности 050100 «Актерское искусство». В процессе эксперимента были организованы 2 группы (по 12 девушек в каждой): контрольная и экспериментальная, относительно однородные по своему составу и уровню физической подготовленности. Обе группы занимались ритмической гимнастикой во внеучебное время по 2 часа 3 раза в неделю. Студенткам
6 контрольной группы были предложены комплексы ритмической гимнастики общеразвивающей направленности.
В экспериментальной группе разработанные комплексы физических упражнений дифференцировались в зависимости от необходимости развития тех или иных профессионально важных качеств, значимость которых определялась методом математических расчетов с помощью аналитической компьютерной программы «NeuroPro 0.25».
В процессе педагогического эксперимента осуществлялся контроль уровня психофизического состояния занимающихся. Полученные данные использовались для обоснования эффективности экспериментальной методики.
На V этапе (2007-2008) диссертационного исследования проводились обобщение и математическая обработка полученных данных.
Научная новизна работы:
определены профессионально-важные качества, студенток, обучающихся актерской профессии;
разработана методика профессионально-прикладной физической подготовки будущих актрис, позволяющая повысить эффективность освоения сценических умений и навыков;
экспериментально доказано позитивное влияние разработанной методики на профессионально важные физические, психические и эстетические способности будущих актрис.
Теоретическая значимость исследования состоит в дополнении теории и методики физического воспитания данными об использовании комплексов ритмической гимнастики в системе профессионально-прикладной физической культуры будущих актрис.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанная методика профессионально-прикладной физической подготовки будущих актрис, основанная на использовании комплексов ритмической гимнастики способствует развитию и поддержанию профессионально важных физических качеств. Результаты исследования могут быть использованы в практической
7 деятельности кафедр физического воспитания вузов для повышения качества профессиональной подготовки специалистов в области актерского искусства, на практических занятиях в театральных вузах по пластическому воспитанию, а также в виде методических рекомендаций в театральных студиях. Основные положения, выносимые на защиту:
1. Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих актрис
осуществляется на фоне низкого уровня состояния здоровья, физической
подготовленности и мотивации к занятиям физическими упражнениями, что
требует разработки специальной методики физического воспитания,
направленной на формирование сценических умений и навыков.
2. Разработанная методика профессионально-прикладной физической
подготовки будущих актрис оказывает положительное воздействие на
профессионально важные психофизические качества и эстетические
способности, а также мотивационно - потребиостную сферу студенток,
обучающихся актерскому мастерству.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Материалы диссертационного исследования были представлены на Всероссийских научных конференциях: «Современные проблемы физической культуры и спорта» (г. Хабаровск, ноябрь 2007, 2008гг.). По результатам исследования опубликовано 9 научных статей, одна из которых в одном из ведущих рецензируемом журнале «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 2009 г.»). Результаты исследования внедрены в процесс профессионально-прикладной физической подготовки студенток института искусств и культуры, обучающихся по специальности 050100 «Актерское искусство».
Структура и объем диссертации: работа состоит из введения, четырех глав, выводов, списка литературы, который содержит 300 источников, из них 21зарубежых. Материал диссертации изложен на 158 страницах машинописного текста, включая 16 таблиц, 26 рисунков.