Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Медведева Елена Сергеевна

Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений
<
Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Медведева Елена Сергеевна. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 : СПб., 1998 147 c. РГБ ОД, 61:00-13/1266-4

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Состояние исследуемого вопроса по литературным данным

1.1. Сущность культуры и черты ее проявления в различных сферах жизнедеятельности человека 8

1.1.1. Культура и ее роль во всестороннем развитии личности 11

1.1.2. Проблематика физической культуры в становлении отдельного индивида, как личности 14

1.2. Феномен движения в различных сферах жизни человека 16

1.3.1. Культура становления двигательных актов на ранних стадиях развития человека 19

1.3.2. Формирование традиций становления систем двигательных действий и отношение к различным формам проявления идеала человека на протяжении различных эпох 21

1.3.3. Современные представления о развитии и использовании различных средств гимнастики 23

ГЛАВА 2. Гипотеза, цели, задачи и методы и организация исследования

2.1. Гипотеза, предмети объект исследования 27

2.2. Цель и задачи исследований 27

2.3. Методы и организация исследования 28

2.3.1. Теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы 28

2.3.2. Опрос в виде анкетирования 29

2.3.3. Анализ правил соревнований 30

2.3.4. Метод априорного ранжирования 30

2.3.5. Метод приписывания баллов 32

2.3.6. Метод парных сравнений 33

2.3.7. Контент-анализ 33

2.3.8. Педагогический эксперимент 34

ГЛАВА 3. Понятие, значение и компоненты культуры движений

3.1. Роль культуры движений в общей системе ценностей личности 42

3.2. Понятие культуры движений и ее составляющие 48

3.3. Интерпретация понятия "культура движений" в правилах соревнований по видам спорта с эстетической направленностью 55

3.4. Компоненты культуры движений по данным литературы и анкетного опроса 58

ГЛАВА 4. Средства и методы формирования культуры движений

4.1. Обобщение литературных данных по методике формирования культуры движений 64

4.2. Изучение возможности формирования культуры движений у студентов высших учебных заведений Санкт-Петербурга 68

4.3. Арсенал методических приемов обучения в деятельности педагогов вузов Санкт — Петербурга 73

4.4. Исследование отношения студенток к занятиям по физическому воспитанию 78

ГЛАВА 5. Программа и результаты педагогического эксперимента

5.1. Программа эксперимента 84

5.1.1. Структура эксперимента 84

5.1.2. Выбор средств и методов, направленных на формирование культуры движений :...86

5.2. Формирование экспериментальных групп 87

5.3. Начальные исследования 88

5.4. Структура и содержание экспериментального занятия 93

5.5. Обсуждение результатов педагогического эксперимента 96

Выводы 107

Практические рекомендации 111

Список литературы 115

Приложения 133

Введение к работе

В настоящее время все в большей степени ощущается потребность в изучении культуры и в ее многомерных связях с окружающим миром с учетом культурно -исторического процесса. Физическая культура, как феномен общей культуры уникальна (Лубышева Л.И., 1997). Именно она по словам В.К.Бальсевича (1988) является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека. Более того, как доказывает Н.Н.Визитей (1989), она является самым первым и базовым видом культуры, который формируется в человеке.

С учетом многообразия социально и культурно сформированных параметров телесного бытия человека сейчас обсуждается концепция в рамках физической культуры, которая выделяет культуру движений, культуру телосложения и культуру физического здоровья (Столяров ВИ., Лубышева ЛИ,1998).

Несмотря на то, что актуальность значения культуры движений вызывает неоднозначный интерес как у теоретиков, так (как выяснилось в ходе наших исследований) и у практиков, понятия культуры движений, которое конкретизировало бы суть этого явления не определено. Слова "культура движений" применяются достаточно широко, но к сожалению, им нечасто стараются придать точный, однозначный смысл. Этот термин можно встретить в публикациях, статьях, им апеллируют тренеры, преподаватели, хореографы интуитивно чувствуя сущность его, и, вкладывая в это понятие сведения, полученные, в основном, в результате личного опыта. Вопрос о культуре движений приобретает более широкое значение и в повседневной, житейской практике. И мужчины, и, особенно, женщины заинтересованы в том, чтобы научиться красиво, пластично, выразительно двигаться.

Все сказанное указывает на необходимость исследования становления культуры движений и определения сущности методики для ее формирования.

В работе осуществлен теоретический анализ программных материалов высших учебных заведений кафедр физического воспитания и обоснована необходимость формирования культуры движений в рамках вузовской подготовки.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые комплексному исследованию была подвергнута культура движений. Рассмотрено трактование специалистами культуры движений и ее составляющих в специальной литературе, а также подвергнуты анализу правила соревнований по видам спорта с технико -эстетической направленностью. Определена ее роль в общей системе ценностей

личности студенток высшего учебного заведения. Выявлен ряд наиболее значимых

для них мотивов на занятиях физической культурой. В ходе констатирующих исследований определены основные компоненты культуры движений. На основе педагогических наблюдений за занятиями педагогов вузов Санкт-Петербурга были выявлены основные методические приемы, которые наиболее значимо сказываются на становлении культуры движений.

Практическая значимость работы заключается в разработке методики

формирования культуры движений, позволяющей выяснить эффективность

применения методических приемов. Разработана система музыкально - двигательных

заданий, а так же критерии оценки некоторых компонентов проявления культуры

движений.

Результаты исследований опробированы и внедрены в учебный процесс

кафедры физического воспитания СПб Гуманитарного Университета Профсоюзов. Основные положения, выносимые назащиту:

1. Культура движений является важной составной частью общей культуры личности, а ее формирование — неотъемлемым компонентом воспитания интеллигентного человека и наиболее привлекательным мотивом для занятий физической культурой студенток высших учебных заведений.

2. Культура движений это показатель исполнительского мастерства, а ее основными компонентами являются : внешний вид и манера держаться, пластичность,

амплитуда движений, чистота исполнения, согласованность движений различными частями тела, гармоничность сочетания движений с музыкой и их выразительность.

3. В формировании культуры движений наиболее эффективными считаются гимнастические средства: художественная гимнастика, спортивная гимнастика, спортивная аэробика, ритмическая гимнастика и методические приемы, требующие творческого, неординарного подхода.

4. Сущность эффективности методики формирования культуры движений заключается в гармоничной физической подготовке с акцентом на коррекцию фигуры, осанки, развитии гибкости и координации движений и, главным образом, в последовательном освоении комбинаций движений гимнастического содержания под музыку с постепенным увеличением их трудности и доведением до исполнения с требуемым качеством.

Сущность культуры и черты ее проявления в различных сферах жизнедеятельности человека

Вопросы, связанные с культурой изучались специалистами на протяжении многих лет, и, в настоящее время эта тема является не менее значимой и животрепещущей. Более актуальным становится познание сущности культуры, внутренней структуры, способов и форм функционирования, зависимости темпов ее развития от других сфер социальной жизни и различных общественных институтов, а так же обратного воздействия на них культурных факторов. Теория культуры изучает общие законы и движущие силы развития духовной жизни общества, место человека в социо - культурных процессах общества и в культуре, духовную культуру, как сложный процесс освоения членами общества своей социо - культурной реальности. Она исследует содержание культуры, присущие ей социальные функции, ее структуру и ее место в системе общественных отношений. Она так же исследует формы деятельности людей, направленные на преобразование духовной практики общества. Многие специалисты занимались вопросами культуры (Соколов Э.В., 1972; Каган М.С, 1974; Николаев Ю.М., 1976; Батищев Г.С., 1977; Злобин НС, 1980; Выдрин В.М., 1980, 1984, 1986; Коган Л.Н., 1981, 1984; Маркарян Э.С. 1983; Тощенко Ж.Т., 1985; Давидович В.Е., Жданов Ю.А., 1989 и др). Общественная ценность культуры в том, что она служит необходимым условием практической деятельности масс, направленным на преобразование окружающего мира и самих себя. Иными словами, она выражает не пассивное, созерцательное, потребительское отношение человека к миру, а его активно -творческое поведение. В газетах и журналах можно прочитать о культуре социалистической и культуре духовной, о культуре производства и культуре торговли, о культуре поведения, о музыкальной культуре, о шахматной культуре и даже о культуре сахарной свеклы и культуре вирусов. Говоря о культуре, авторы имеют в виду прежде всего творческую деятельность человека во всех сферах бытия и сознания. Культура в этом смысле — это созидательная деятельность человека, как прошлая, зафиксированная и опредмеченная в культурных ценностях, так и настоящая, основывающаяся на распредмечивании этих ценностей, то есть, превращающая богатство человеческой истории во внутреннее богатство живых личностей. Трудно назвать другое слово, которое имело бы такое множество смысловых оттенков, как культура. Американские культурологи Альфред Кребер и Клайд Клакхон (1983) в их совместном исследовании, посвященном критическому обозрению концепций и определений культуры, отметили огромный и всевозрастающий интерес к этому понятию. Так, если, по их подсчетам, с 1871 по 1919 г. было дано всего семь определений культуры (первое из них, как они считают, принадлежит выдающемуся английскому этнографу Эдуарду Тайлору), то с 1920 — 1950г. у различных авторов они насчитали 157 определений данного понятия. Позже названные авторы значительно увеличили общее количество разноречивых определений. В отечественной литературе готовность сопоставить различные дефиниции культуры позволила Л.Е.Кертману (1987) насчитать свыше четырехсот определений. Культура нередко оказывается объектом изучения со стороны не только философов, но и социологов, аксиологов, историков, культурологов. В зависимости от теоретической методики вырастает и способ, помогающий постичь феномен культуры. В.Н.Полищук (1993) выделяет специфические подходы к культуре, рождающие, на ее взгляд, несовпадающие определения этого феномена. Одним из них является философско - антропологический. Культура в этом случае понимается как развернутая феноменология человека. Первым антропологическую трактовку феномена культуры дал в 1871 году Эдуард Тайлор (1989), определивший культуру, как совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку как члену общества. Он рассматривал человеческий род как целостное понятие, сохраняющее свою однородность в результате действия всеобщего закона эволюции. Однако, последовательный философско - антропологический подход к культуре реализуется крайне редко. Дело в том, что культура как феномен не выводится из биологической природы человека. Французский религиозный философ Жак Маритен (Гальцев Р.А., 1990) подчеркивает, что разум и добродетель в высшей степени отвечают человеческой природе. Но в том-то и парадокс, что результаты ума и плоды нравственности в человеческой натуре не заложены изначально. Они прибавляются к тому, что производится чувственной, инстинктивной природой. Стало быть переход к культуре предполагает поиск в человеческом существе чего-то такого, что не заключено в нем как в животном. Так вырастает еще один подход к культуре, который можно условно назвать философско -историческим. Иначе, этот подход иногда называют деятельным. Складывается он прежде всего в самой философской антропологии. Тот же А.Н.Гелен (Гарбузов А.С, 1971) считал, что построение всеобщей антропологии невозможно без осмысления того, что он называет "действием". При этом получалось, что "совокупность измененных таким образом или вновь созданных фактов" вместе с необходимыми для этого средствами как "средствами представления" так и "вещными средствами", — должна называться культурой. Уже в эпоху Просвещения слово "Культура", — отмечает В.М.Межуев (1968, 1977), — используется (Аделунгом, Гердером, Кантом) в качестве центральной категории философской истории, понимаемой как "история духа" духовного развития человечества. Культура является здесь синонимом интеллектуального, нравственного, эстетического, или, иными словами, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции. Таким образом, в истолковании феномена культуры проявляется желание сопоставить ее с человечеством, природой, историей, социумом. В это смысле можно указать на еще один подход к трактовке культуры — социологический. Культура здесь трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Культурные ценности создаются самим обществом, они же затем и определяют развитие этого общества, жизнь которого начинает все больше зависеть от произведенных им ценностей. Таково своеобразие общественной жизни над человеком. Часто господствует то, что рождено им самим (Полищук В.Н., 1993). Вот некоторые определения культуры, характерные для социологического ее понимания. Культура это: — прочные верования, ценности и нормы поведения, которые организуют " социальные связи и делают возможной общую интерпретацию жизненного опыта (У.Бекет);

Гипотеза, предмети объект исследования

Цель исследования: выявить роль культуры движений в системе ценностей современного человека, определить ее основополагающие компоненты, эффективные средства и методы воспитания у студенток высших учебных заведений. Задачи исследования: 1. Выявить место культуры движений в общей системе ценностей личности студенток. 2. Определить наиболее эффективные средства и методы формирования культуры движений у студенток высших учебных заведений. 3. Теоретически разработать и экспериментально обосновать методику формирования культуры движений у студенток высших учебных заведений. Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных специальной литературы; опрос в виде анкетирования; анализ правил соревнований; метод априорного ранжирования; метод парных сравнений; метод приписывания баллов; контент -анализ; педагогические наблюдения; тестирование физической подготовленности и функционального состояния; квалиметрические методы оценки компонентов культуры движений: музыкальности, выразительности, чистоты исполнения; педагогический эксперимент. Для решения поставленных задач проводился анализ литературы, который включал в себя разработку следующих направлений: — анализ литературы по составляющим общей системы ценностей личности; — анализ литературных источников, посвященный вопросам понятия культуры движений и его компонентов; — выявление эстетических требований к выполнению движений по данным специальной литературы; — изучение литературных источников по толкованию специалистами вопроса о становлении культуры движений; — анализ программных материалов по физическому воспитанию в вузах; Анкетирования проводились с целью выявления различных проблем, связанных с формированием культуры движений. Для того, чтобы обосновать и конкретизировать представление о культуре движений была разработана комплексная анкета (см. приложение 1). В исследовании принимали участие преподаватели вузов кафедр физического воспитания Санкт-Петербурга, профессорско-преподавательский состав СПГАФК им. П.Ф.Лесгафта кафедр педагогики, ТФК, гимнастики, студенты и аспиранты. Каждую категорию ответа необходимо было оценить по пяти-бальной шкале: 1 — затрудняюсь ответить; 2 — не согласен; 3 — скорее не согласен, чем согласен; 4 — скорее согласен, чем не согласен; 5 — полностью согласен. Затем подсчитывался средний балл по каждой категории во всех вариантах ответа по методике Б.А.Ашмарина (1978). С целью выявления мотивов посещения занятий физической культуры в высшем учебном заведении студенткам предлагалось выбрать наиболее значимые для них мотивы из таких, как формирование красивой фигуры и походки, умение красиво двигаться и танцевать, укрепление здоровья, повышение уровня двигательных способностей, достижение спортивных результатов, получение зачета, другие мотивы. Далее, высчитывался удельный вес (в %) для каждого из перечисленных мотивов. В опросе принимали участие 118 студенток в возрасте от 16 до 20 лет нескольких факультетов, а именно: юридического, экономического, культуры и искусства. Анализ правил соревнований по видам спорта с технике - эстетической направленностью проводился с целью ознакомления с требованиями, предъявляемыми к исполнению движений и выявления тенденции к их общности по частоте использования. Проводился сравнительный анализ по таким видам спорта, как художественная гимнастика, спортивная гимнастика, спортивная аэробика, акробатика, фигурное катание, синхронное плавание, прыжки в воду. Для определения роли культуры движений в общей системе ценностей личности применялся один из экспертных методов — метод априорного ранжирования. Преимущество выбранного нами метода состоит в том, что он дает иерархию рассматриваемых показателей, в нашем случае черт культурного человека. Респондентам предоставлялся опросный лист, состоящий из восьми дефиниций (культура поведения и взаимоотношения с людьми, культура мышления и речи, широта культурных интересов, культура труда, художественный вкус, культура движений, знание современного искусства, самодеятельное художественное творчество) (см. главу 3.1), где необходимо было расположить показатели в порядке убывания их весомости (проранжировать). Исследование проводилось на базе Гуманитарного Университета Профсоюзов, в котором было опрошен весь преподавательский состав кафедры физического воспитания в количестве 30-ти человек и женский контингент студентов разных факультетов численностью 100 человек. Результаты ранжирования представлены в матрице рангов (таблица 1) и обрабатывались следующим образом.

Роль культуры движений в общей системе ценностей личности

В обыденном сознании культура личности часто ассоциируется с обширностью знаний в различных областях, умением держать себя в обществе, соблюдать общепринятые нормы этикета. Все это верно, но этим отнюдь не исчерпывается понятие "Культура личности". О культуре человека прежде всего необходимо судить по его деятельности. Понятие "Культура" представляет собой совокупность некоторых дефиниций: - материальная культура, в которую входит один из главных и решающих показателей культуры личности, — культура труда (культура условий труда, культура самого трудового процесса и профессиональная, специальная культура самого работника); - культура быта - культура вещного мира человека, культура его поведения в общественных местах, культура отношений между полами, культура рационального использования свободного времени; - политическая культура - формирование взглядов, знаний, убеждений... - духовная культура, которая включает образовательную, нравственную и эстетическую культуру (Коган Л.Н., 1981). - физическая культура личности включает в себя всё то, что использовал и чего достиг человек сверх того, что ему дала природа в уровне развития его физических способностей, двигательных качеств, состояния здоровья и т.п. Другими словами - всё то, что явилось в этом плане результатом его собственной деятельности, физической и духовной активности, направленной на самосовершенствование (ВыдринВ.М., 1986). Нельзя составить полное представление о физической культуре, не выделяя в ней активной, творческой деятельности человека, т.е. не рассматривая человека как субъекта этой деятельности. Поэтому в настоящее время многие исследователи обратились к анализу диалектики превращения физической культуры как ценности общества в ценность для определенной личности (Ахтаов Р.А., 1994). Будучи прежде всего субъективным компонентом культуры личности, физическая культура человека проявляется в его отношении к своему телу. Через занятия физическими упражнениями человек постоянно воспроизводит на суженной или расширенной основе данный ему от природы телесно - чувственный мир (Понаморчук В.А., Подольский В.Г., 1984). Истинная красота человеческого тела проявляется не столько в неподвижном положении его, сколько в динамике, в движении, когда обнаруживается умение человека владеть своим телом (Янкелевич Е.И., 1960). Поэтому, очень важным аспектом в культуре личности является культура движений. В исследованиях психофизической культуры личности, подтвержденных данными МГУ (Рогалёва Л., Малкин В., 1996), здоровье и физическая подготовленность находятся лишь во второй десятке ценностей школьников и студентов. В число же первых пяти ценностей, например, у девушек вошли женственность, уверенность в себе, общительность, элегантность, раскованность. Большинство из этих качеств формируется посредством культуры движений. Следовательно, перерастая рамки спортивной педагогики, вопрос о воспитании культуры движений оказывается одним из серьезных вопросов физического и эстетического воспитания вообще. С целью выявления роли культуры движений в общей культуре личности проводилось исследование на базе Гуманитарного Университета Профсоюзов, в котором было опрошен весь преподавательский состав кафедры физического воспитания в количестве 30-ти человек и женский контингент студентов разных факультетов численностью 100 человек. Подобное исследование, по исследованию черт культурного человека, проводилось в ЛГУ им. Жданова (Сикевич З.В., 1980). Респондентам представлялся опросный лист, в котором они должны были расположить показатели в порядке убывания их весомости: культура поведения и взаимоотношения с людьми; культура мышления и речи; широта культурных интересов; культура труда; художественный вкус; культура движений; знание современного искусства; самодеятельное художественное творчество. Обработка анкет проводилась методом априорного ранжирования (формулы 1,2,3,4,5,6). Результаты анкет преподавателей кафедры физического воспитания и студентов СПбГУП представлены в виде матрице рангов (табл. 1). Анализируя таблицу 1, необходимо отметить, что чем меньше сумма рангов показателя (составляющей культуры личности), тем более высокое место занимает он в средней ранжировке. Далее, определив среднюю сумму рангов Т(п) = 135; Т(с) = 273,25 и пользуясь данными Таблицы 1 мы оценили степень согласованности мнений экспертов, с помощью коэффициента конкордации, который вычисляется по формуле (4). Wn = 0,580; Wc = 0,630. Поскольку величина коэффициента конкордации значительно отличается от нуля, можно считать, что между мнениями экспертов имеется существенная связь. Однако эксперты неодинаково ранжируют показатели, так как найденное значение коэффициента конкордации заметно отличается от единицы. Определив значимость коэффициента конкордации (по формуле 6) и сопоставив ее с табличными данными (Проданчук PH., 1972) находим, что для уровня значимости 0,05, при f = 7 степеней свободы X табл. =14,067. Полученное значение X табл. меньше расчетного. Теперь можно с 95 %-ной вероятностью утверждать, что мнения экспертов относительно черт культурного человека согласуются в соответствии с коэффициентом конкордации Wn = 0,580; Wc = 0,630. Это позволяет построить априорную диаграмму рангов для рассматриваемых показателей (рис. 1). Из диаграммы видно, что на первое место по рангу значимости и преподаватели и студенты выдвинули культуру поведения и взаимоотношения с людьми с суммой рангов 68 - преподаватели, 213,3 - студенты. Далее мнения экспертов незначительно разошлись. Результаты сумм рангов показывают, что культуру мышления и речи и культуру движений студенты ставят примерно на один уровень, культура движений находится чуть-чуть в предпочтении — с суммой рангов 253,3 и 233,3 соответственно. Преподаватели на второе место определили культуру мышления и речи с суммой рангов 72 и культуру движений на третье - 84, таким образом, можно сказать, что для студентов, как умение ясно излагать свои мысли, логически рассуждать, так и культура движений занимают равноценную позицию в общей культуре личности.

Обобщение литературных данных по методике формирования культуры движений

Проблема эстетического воспитания издавна обсуждается на страницах печати, но, и по сей день, она не утратила своей актуальности. Красной нитью в свете обсуждаемого вопроса прослеживается физическая культура, которая является неотъемлемой частью формирования общей и профессиональной культуры личности.

Многими специалистами отмечается необходимость использования физического образования в целях эстетического воспитания. Так, например, В.В.Гориневский (1951) считает, что занятия физической культурой способствуют выработке красивых форм тела и грациозности движений. Н.Г.Чернышевский (1958) и Е.И.Янкелевич (1960) в своих трудах делают акцент на том, что красота человеческого тела тесно связана с красотой движений. Красивое телосложение само по себе еще не определяет красоту внешнего облика человека. Хорошую фигуру надо уметь оживить изяществом движений. Как отмечает О.А.Иванова (1990), совершенные формы тела могут производить впечатление красоты лишь в сочетании с культурой движений. В это понятие она вкладывает в первую очередь наличие гибкости и хорошей осанки, красивой походки и умения владеть своим телом, двигаться свободно, легко, грациозно.

В процессе анализа литературных источников нас заинтересовал вопрос о том, с какого возраста следует развивать культуру движений. В результате просмотренного материала мы столкнулись с тем, что в литературе очень мало упоминаний по существу данной проблемы. Но большинство из немноголикого числа специалистов скорее склонны утверждать, что основы культуры движений следует закладывать с детства (Бенюх К.Д., 1975; Коренберг В.Б., 1976; Иванова О.А., 1990 и др.). А что же остается делать остальному контингенту занимающихся, которые стремятся культурно двигаться. С этим вопросом мы решили обратиться к специалистам, предложив им оценить по пяти-бальной шкале, где 5 — наивысший, 1 — наинизший балл, в каких из возрастных категорий, а именно: в дошкольном, младшем, среднем, старшем школьном возрасте, юношеском (в вузе, техникуме), взрослом (на производстве или спортивном коллективе взрослых) целесообразнее формировать культуру движений. Результаты опроса преподавателей вузов кафедр физического воспитания Санкт-Петербурга, профессорско-преподавательского состава кафедр педагогики, ТФК, гимнастики, студентов и аспирантов СПГАФК им. П.Ф.Лесгафта представлены на рисунке 7. Наблюдая полученную картину, хочется отметить важность полученных результатов. Респонденты согласны со всеми предлагаемыми вариантами ответов,расхождения между которыми оказались незначительными, лишь в несколько десятых балла. Только в шестом варианте ответа — на производстве или спортивном коллективе взрослых — имеются более или менее отличные от остальных данные, хотя, это не говорит о том, что в этом возрасте формирование культуры движений невозможно, а скорее наоборот. В целом, анализируя полученные данные, нам бы хотелось еще раз остановиться на том, что специалисты не считают нужным ограничивать возрастной ценз, и выделять какую-либо из перечисленных возрастных категорий в целях формирования культуры движений, как в дошкольном возрасте, так в техникуме и вузе.

Далее, в своих исследованиях мы обратились к специалистам с вопросом о том, какие на их взгляд средства физического воспитания наиболее способствуют становлению культуры движений у девушек. Как видно из диаграммы, наиболее значимыми, по мнению респондентов, из указанных средств физического воспитания для формирования культуры движений оказались: художественная гимнастика (4,98), фигурное катание (4,63), спортивная гимнастика (4,45), синхронное плавание (4,4), спортивная аэробика (4,2), ритмическая гимнастика (4,18), акробатика (3,88). А с такими вариантами ответа, как: легкая атлетика (3,36), плавание (3,36), лыжный спорт (3,35), спортивные игры (3,21), единоборства (3,10) респонденты выразили скорее свое несогласие в пределах решаемого вопроса. Таким образом, результаты проведенного опроса выявили преимущество тех средств физического воспитания, которые несут в себе эстетическое начало. В ходе уточнений, из бесед со специалистами мы выяснили, что безусловно каждый из видов спорта несет в себе свою культуру движений, будь-то лыжный спорт, плавание или легкая атлетика. В литературе встречаются даже своего рода сравнения спорта с искусством. Так, например, Бенджамин Лоу (1984) писал, что когда баскетбол сравнивают с каким-либо из искусств, большинство комментаторов говорят о свойствах этого вида спорта близких к балету. Но, в целях формирования культуры движений в рамках высшей школы, по мнению респондентов, есть необходимость в применении именно средств технико - эстетических видов спорта.

Так как, в ходе исследования мы определили, что одним из наиболее популярных средств физического воспитания является гимнастика, то мы решили выявить основные ее средства, которые используются специалистами для становления культуры движений. В результате обработки полученного исследования мы определили, что ведущими средствами гимнастики респонденты отмечают: упражнения художественной гимнастики без предмета (4,94), хореографические упражнения (4,91), музыкально - двигательные упражнения (4,86) и упражнения художественной гимнастики с предметом (4,78). Эти данные, некоторым образом, находят свое отражение в изученной нами литературе. Так, О.А.Иванова (1990) отмечает, что для культуры движений прежде всего необходимы упражнения, рассчитанные в своей основе на эстетический эффект, это — гимнастика и хореография. По мнению Ф.Мореля (1971), под влиянием занятий хореографией повышается культура движений занимающихся. Далее, в ходе исследования мы столкнулись с тем, что такие средства гимнастики, как обще - развивающие упражнения (3,81), строевые упражнения (3,75), акробатические упражнения (3,75) и упражнения на снарядах (3,68) — не находят полного согласия респондентов. Они считают их лишь относительным средством развития культуры движений, хотя нисколько не умоляют их значимости. А такие средства гимнастики, как обще -физическая подготовка (3,29), упражнения с утяжелителями (2,92) и тренажеры (2,9) не нашли положительного отклика у специалистов. Они скорее склонны утверждать, что эти варианты ответа не целесообразны для формирования культуры движений.

Похожие диссертации на Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений