Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретическое обоснование культуро-сообразного аспекта исследования 9
1.1. Генезис понятия "культура" 9
1.2. Эволюция взглядов на понятие "физическая культура" 18
1.3. От деятельностного аспекта культуры к физкультурной деятельности 32
1.4. О взаимосвязи физкультурной деятельности с видами физической культуры 43
ГЛАВА 2. Методологические предпосылки исследования 54
2.1. Проблемная ситуация и постановка проблемы исследования 54
2.2. Гипотеза, объект, предмет, цель и задачи исследования 58
2.3. Методы исследования 59
ГЛАВА 3. Физическая культура в современном контексте знания 62
3.1. Современные взгляды на понимание культуры 62
3.2. Понимание физической культуры будущего 72
3.3. Общая характеристика физкультурной деятельности 85
ГЛАВА 4. Особенности взаимосвязи физкультурной деятельности с формированием физической культуры 94
4.1. Содержание, объем и структура физкультурной деятельности 94
4.2. Характеристика видов физкультурной деятельности и физической культуры 107
4.3. Взаимосвязь физкультурной деятельности с формированием видов физической культуры человека 121
ГЛАВА 5. Реализация теоретических аспектов взаимосвязи физкультурной деятельности и физической культуры в педагогическом процессе и в условиях самодеятельности занимающихся 129
5.1. Физкультурно-педагогическая деятельность в реальной практике 129
5.2. Физическое самосовершенствование — основа индивидуального стиля физкультурной деятельности 141
Выводы 150
Библиография 155
Приложения 183
- Генезис понятия "культура"
- Проблемная ситуация и постановка проблемы исследования
- Современные взгляды на понимание культуры
- Содержание, объем и структура физкультурной деятельности
Введение к работе
В настоящее время роль физической культуры в жизни человека и общества становится все более значимой. Именно на рубеже XX и XXI веков происходит закладка методологических и ценностно-гуманистических основ будущей физической культуры и физкультурного образования. Вместе с тем практика свидетельствует о том, что традиционные занятия в образовательных учреждениях и самодеятельные формы занятий не дают возможности в должной мере сформировать у занимающихся потребность в занятиях физическими упражнениями и физической культурой в целом. Представляется, что среди многих причин информированности потребности в физической культуре как виде общей культуры у молодежи и взрослого населения (отсутствие материально-технической базы, недостаток свободного времени и т.д.) одной из ведущих является недостаточное уделение внимания содержательной стороне физкультурной деятельности, исследованию ее многообразных аспектов.
В то же время современная теория культуры рассматривает культуру в единстве ее деятельной и результативной (предметной) сторон (Батищев Г.С., 1969; Лукин В.М., 1970; Маркарян Э.С., 1983; Арнольдов А.И., 1992; Каган М.С., 1996; Злобин Н.С., 1997 и др.). Одной из важнейших ее особенностей является воспроизводство человека во всей целостности и всесторонности своего общественного существования, ее человеко-творческий характер. При этом создаваемое людьми предметное богатство общества есть лишь внешняя форма культуры, ее действительным содержанием оказывается развитие самого человека, который представлен в культуре как саморазвивающееся, самоизменяющееся существо. Деятельная сторона в этом процессе является ведущей в формировании человека, ибо толь
ко через деятельность он удовлетворяет свои потребности и передачу накопленного опыта (Зворыкин А.А., 1969; Межуев В.М., 1977; Коган Л.Н., 1984 и мн. др.).
Современные исследования рассматривают физическую культуру во взаимосвязи с общей культурой (Николаев Ю.М., 1976, 1998; Выдрин В.М., 1980; Лубышева Л.И., 1992; Пономарев Н.И., 1996 и др.), раскрывают ее сложное содержание, но эти идеи все еще остаются недостаточно востребованными на практике. Физическая культура не становится составляющей образа жизни населения, на крайне низком уровне функционирует в основных сферах жизнедеятельности человека и общества (образовании, труде, досуге), не давая ему запаса "прочности" в виде здоровья, функциональной подготовленности, психической устойчивости и эмоциональной удовлетворенности. В данных исследованиях, чаще всего, лишь акцентируется внимание на деятельной стороне физической культуры. Однако исследованию многообразных аспектов физкультурной деятельности, за редким исключением (Бальсевич В.К., 1988; Визитей Н.Н., 1989; Молчанов СВ., 1991; Приходько В.В., 1992; Николаев Ю.М., 1998 и др.), почти не уделяется внимания.
В то же время физкультурная деятельность приобретает тот или иной характер, направленность, ценность, в зависимости от исторических условий, структуры общества, от сознательной деятельности людей, которые ее организуют и используют в определенных целях (Столяров В.И., 1989). Социальный статус в какой-то мере становится связующим между физкультурной деятельностью и физической культурой, где творческая реализация определенного отношения к окружающим и к самому себе осуществляется через физкультурную деятельность.
Это требует углубленного теоретического изучения содержательной стороны физкультурной деятельности. Представляется, что именно эта деятельная сторона физической культуры во многом определяет степень ее развития у каждого человека. Отсутствие должной взаимосвязи между теорией и практикой отрицательно сказывается не только на практической деятельности в сфере физической культуры, но и не способствует дальнейшему развитию ее теории. Постановка этих вопросов особенно актуальна в связи с изменившимися с начала 90-х годов ценностными ориентациями общественно-политической системы, где процессы демократизации, гуманизации и гуманитаризации общества ставят в центр культуросообразного процесса самого человека.
Все вышеизложенное позволяет считать данную тему исключительно актуальной.
В работе раскрыта эволюция взглядов на понимание физической культуры и физкультурной деятельности, а также их взаимосвязи с позиций генезиса понятия "культура". Дано понимание физической культуры будущего с учетом современных взглядов на культуру. Обоснована определяющая роль физкультурной деятельности в формировании видов физической культуры, а также раскрыт механизм их образования. Впервые выявлены содержательные и структурные аспекты физкультурной деятельности с позиции культуросообразно-сти и социальной значимости. Дана общая характеристика видов физкультурной деятельности и физической культуры, предпринята попытка раскрыть взаимосвязи между ними. В теоретико-методологическом аспекте намечены основные направления реализации взаимосвязей физкультурной деятельности и физической культу
ры человека в педагогическом процессе и в условиях самодеятельности занимающихся.
Практическое значение исследования заключается в обосновании определяющей роли физкультурной деятельности в процессе формирования физической культуры человека в его духовно-физическом единстве. Результаты его могут выступать в качестве методологической основы для дальнейших теоретических исследований и практических разработок в сфере физической культуры, способствуя тем самым более целенаправленной и эффективной физкультур-но-педагогической деятельности, направленной непосредственно на воспитание человека, его всестороннее и гармоническое развитие. Все это в конечном итоге будет способствовать и дальнейшему развитию теории физической культуры. Результаты исследования внедрены в учебный процесс Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов.
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:
1. Наиболее эффективное формирование физической культуры человека может быть достигнуто при условии теоретического обоснования содержательных характеристик физкультурной деятельности, базирующихся на выявлении генезиса и сущности понятия "физическая культура" в соответствии с развитием современных концепций общей теории культуры.
2. Целостное воздействие физкультурной деятельности на занимающихся в их телесно-духовном единстве возможно при раскрытии и осмыслении ее содержания, объема, структуры и специфических особенностей на основе концептуальных положений культуросооб
разности, понимания биосоциокультурной сущности человека, учета фаз его онтогенетического развития, более глубокого осмысления содержания физических упражнений..
3. Раскрытие содержательных и структурных взаимосвязей физкультурной деятельности и физической культуры в процессе физического совершенствования человека дает возможность рассмотрения и анализа различных плоскостей физической культуры, дополняющих друг друга: ее организационных форм, специфических видов физкультурной деятельности и соответствующих им видов физической культуры.
4. Повышение эффективности освоения ценностей физической культуры в педагогическом процессе и в условиях самодеятельности занимающихся возможно на основе реализации в физкультурной деятельности культурологического подхода, требующего от педагога активизации всех их сущностных (физических и духовных) сил, а от самих занимающихся — поворота к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, проявлению своих склонностей и задатков в индивидуально сформированном стиле физкультурной деятельности.
Работа выполнена в соответствии с основными направлениями научных исследований по физической культуре, спорту и туризму и санаторно-курортному комплексу на 1996-2000 гг., направление 01, темы: 01.02, 01.03,01.04,01.05.
Генезис понятия "культура"
В современный период физическая культура все чаще рассматривается как полноправный вид (часть) общей культуры. В связи с этим для более углубленного ее осмысления целесообразно, хотя бы в общем плане, затронуть вопросы, связанные с генезисом понятия "культура".
Этимология слова cultura означает "возделывание", "обрабатывание", здесь явно обнаруживается связь с человеческим трудом, с активной, преобразующей деятельностью людей. Впоследствии это понятие получило и другое переносное значение — "просвещенность", "воспитанность", "образованность" человека. Еще в средние века культура оценивает уклад социальной жизни, ассоциируется с признаками личного совершенства (Орнатская Л.А., 1968). Лишь в 18 веке понятие "культура" становится предметом философского размышления. Именно в это время формируется потребность в теоретическом осмыслении отношения человека к природе, обществу, самому себе.
Немецкая классическая философия признавала множество типов и форм культуры, располагающихся в определенной исторической последовательности. Идея культуры рассматривается как развитие способностей ума (Гердер), проводится различие между культурой умения как цивилизованностью и культурой воспитания как нравственностью (Кант). Шиллер рассматривает культуру в развитии и гармоничном примерении физической и нравственной природы человека (Кохановский В.П., 1996). Гегель анализировал такие проявления культуры, как искусство, религия, философия (наука) в "виде духа народа, творящего историю" (Гегель Г., 1977, с.368), а действительным содержанием культуры, абсолютной ее "ценностью" считал развитие мышления как высшей духовной способности человека (Гегель Г., 1972, с.127).
"Натуралистическая" модель культуры отождествляет человека как продолжение природы (Вольтер, Руссо). Французские материалисты отождествляли понятие "культура" с социально-политической жизнью людей. Гельвеций и Гольбах видели не только человека частью общества, но и общество, к которому он принадлежит, есть звено человечества, связанного нравственными узами (Гельвеций К.А., 1973). Дидро усматривает вынужденность человека делать полезное для других (Волчек Е.З., 1995).
Психологическое понимание культуры истолковывается как проявление духовной целостности, организации психической жизни, понимание собственного внутреннего мира (Дильтей). Фрейд формирует представление о "культурных приобретениях" как о "социальном вытеснении бессознательных психических страстей" (Фрейд 3., 1989, с.427, 432).
Конец 19 века связан с рассмотрением "культуры" как сложной многомерной категории, а понимание ее сущности показывает существенные расхождения, охватывающие многообразные формы человеческой деятельности. Так, В.Г. Белинский выделял закономерности культурного развития из нравственного совершенства, где материальная потребность и нужда — "великий рычаг нравственной деятельности". А.И. Герцен усматривал принадлежность человека к природе, подчинению его своим законам: "чтобы понять человека, подлежит понять природу". Н.Г. Чернышевский связывал прогресс культуры с трудовой деятельностью, с развитием материального производства (Замалеев А.Ф., 1995, с.155-161).
Необходимо отметить, что в 20 веке расширяется спектр подходов к культуре, характерные определения только подчеркивают разноплановость в ее содержании. Одним общим определением невозможно выразить понятие "культура", поэтому они выступают как ее интерпретации в зависимости от того или иного аспекта рассмотрения (Абросенко К.П., 1958; Батищев Г.С., 1969; Артановский С.Н., 1977; Фролов И.Т., Келле В.Ж., Баллер Э.А., 1982; Арнольдов А.И., Фриш А.С., 1986; Каган М.С., Перов Ю.В., Прозерский В.В., Юровский Э.П., 1995; Кефели И.Ф., 1995; Китаев П.М., 1997; Chalvidan Р.-Н., Weiss P., Bigaut С, 1992; Sokolov М., 1997 и др.).
В нашей стране, до 50-х годов, вопросы теории культуры были разработаны явно недостаточно. Большинство авторов, с различными уточнениями, определяло понятие "культура" как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом в процессе общественно-исторической практики (Абросенко К.П., 1958; Егоров А.К., 1958; Баллер Э.А., Косолапов СМ., 1960 и мн. др.). В его содержание нередко включались все стороны общественной жизни, в связи с чем оно не отвечало на вопрос о специфике культуры (Зворыкин А.А., 1969; Лукин В.М., 1970). Такой подход к определению понятия "культура", через "совокупность достижений", не давал возможности свести исследуемые объекты к их внутреннему единству, в полной мере позитивно осмыслить сущность данного явления (МаркарянЭ.С.,1969).
Проблемная ситуация и постановка проблемы исследования
В преддверии XXI века, в связи с качественными изменениями под влиянием научно-технического прогресса основных сфер жизнедеятельности человека и общества (труда, образования, досуга), возрастает потребность в человеке с гармоническим развитием физических и духовных сил. Все это свидетельствует (особенно в связи с процессами гуманизации нашего общества) о чрезвычайной значимости в новом столетии культуры и ее вида — физической культуры.
Вышерассмотренный материал, связанный с выявлением состояния вопроса о роли физкультурной деятельности в формировании физической культуры и, в частности, с генезисом понятий "культура" и "физическая культура", свидетельствует о том, что современный этап более глубокого осмысления теории культуры связан непосредственно с человеком, являющимся культуросообразным субъектом, воплощающим себя в культуре (Арнольдов А.И., 1992; Келасьев В.Н., 1992; Круглова Л.К., 1995; Каган М.С., 1996; Рождественский Ю.В., 1996; Злобин Н.С., 1997; Китаев П.М., 1997 и др.), где приоритет отдается ее интегративным концепциям, актуализации ее деятель постного аспекта. Это непосредственно переносится и на исследования в области физической культуры, где человек является центральной категорией и занимает особо важное место при осмыслении деятельности в ней.
Как нам представляется, именно деятельная сторона в наибольшей мере определяет степень развития физической культуры человека, является одним из ее основных аспектов. Однако теоретический анализ литературных источников показывает, что по вопросам терминологического аппарата выявления сущности физкультурной деятельности, ее дифференциации на отдельные виды и взаимосвязи их с видами физической культуры и многим другим вопросам нет полного единства мнений. Зачастую не проводится грань между физической активностью, двигательной деятельностью и физкультурной деятельностью. Несмотря на то, что на данных вопросах акцентируется все большее внимание, они наполняются все более полным содержанием, однако есть в этих разделах совершенно неисследованные, недостаточно разработанные, а также спорные и дискуссионные моменты.
Все это требует более детального исследования содержательных аспектов физкультурной деятельности, их систематизации и интеграции, методологического обоснования, в целом, раскрытия ее основополагающей роли в формировании физической культуры (и ее видов).
Безусловно, одной из важных причин недостаточной разработанности этих вопросов являлось то, что до 60-х — начала 70-х годов физическая культура изучалась в отрыве от проблем общей теории культуры. Развитие ее теоретических знаний шло самостоятельно, параллельно развитию общей теории культуры, где процессы дифференциации знаний преобладали над процессами их интеграции. Это не позволяло в полной мере охватить в единстве многие ряды фактов, освещающих отдельные вопросы физической культуры.
В последние два-три десятилетия в сфере культуры и физической культуры появилось много научных фактов. Усилиями многих ученых, с позиции общей теории культуры, было показано большое богатство феномена физической культуры, ее значительный функциональный, ценностный потенциал для человека и общества. Физическая культура исследуется, помимо медико-биологического и педагогического аспектов знания, в психологическом, социологическом, теоретико-интегративном, организационно-управленческом, философском, культуроведческом и других аспектах. В каждом из этих направлений исследования имеются значительные достижения, однако есть и нерешенные вопросы, связанные с недостаточным учетом, прежде всего, соматопсихического и социокультурного единства человека, его биосоциокультурной сущности (Николаев Ю.М., 1998). В силу чего акцент в большей мере смещается на развитие физических качеств, формирование дврігательньїх умений и навыков человека, что не позволяло в полной мере вскрыть глубинную, интегративную сущность физической культуры, в частности, связанную с развитием личностных характеристик занимающихся, их потребностно-мотива-ционной сферой, с ее ролью и в общей культуре.
Таким образом, несмотря на возросшее количество публикаций по различным аспектам знания относительно физической культуры, в том числе и культуроведческого характера, целостного представления о ней, как части общей культуры на сегодняшний день не имеется. Это требует дальнейшего их осмысления и, прежде всего, с дея-тельностных позиций, понимания человека как целостности в его со-матопсихическом и социокультурном единстве.
Современные взгляды на понимание культуры
Анализ генезиса понятия "культура" показывает, что взгляды на нее прошли достаточно сложный и длительный путь от обоснования ее как "совокупности достижения общества" до акцентированного внимания на ее деятельной стороне, связанной с развитием человеческих способностей, а также с вычленением различных аспектов, отражающих ее путь (приложениеі).
Осмысление проблем культуры, связанных с различными ее содержательными аспектами, в 80-е и 90-е годы значительно расширяется. Однако в культуроведении до настоящего времени нет единой общепризнанной теории культуры. Термин "культура" употребляется в современном научном обиходе для обозначения таких весьма разнообразных по объему и содержанию понятий, как: совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей, искусственная ("вторая") природа, совокупность человеческой деятельности, способы и результаты деятельности, творческая деятельность, общество в целом, духовная жизнь общества, качество общества, качество человека, совокупность знаковых систем и т.д. Это свидетельствует о том, что культура — сложное социальное явление. Ее специфическая сущность и содержание раскрываются с разных сторон, в связи с чем имеются и различные ее концепции. Основными из них являются: предметно-ценностная (культура представляет собой совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых людьми); деятельностная (в которой человеческая деятельность рассматривается как важнейший фактор возникновения и развития культуры, и тем самым человек включается в предметную область ее изучения); личностно-атрибутивная (культура как качественная характеристика человека); общественно-атрибутивная (связана с определением качественного состояния общества на каждом этапе его развития); информационно-знаковая (рассматривает культуру только как совокупность знаков и знаковых систем); концепция культуры как системообразующей подсистемы общества (где она рассматривается как функция конкретной социальной системы) и др. Достоинства и недостатки каждой из этих концепций в свое время были предметом тщательного анализа (Ешич МБ., 1984 и др.).
Все эти концепции культуры (предметно-ценностная, деятель-ностная, личностно-атрибутивная, общественно-атрибутивная, информационно-знаковая и др.) важны, но характеризуют лишь отдельные стороны такого сложного социального феномена как культура. Во всей же полноте и комплексности культура может быть представлена лишь при синтезировании односторонних представлений о ней в единой системной модели (Лукин В.М., 1970; Ешич М.Б., 1984; Каган М.С., 1991, 1996; Ballard E.G., 1989 и др.).
Современный этап развития культуры связан с системным инте-гративным ее рассмотрением, обращением к человеку, который в трудах по человековедению все чаще начинает рассматриваться как целостность и многомерность (Злобин Н.С., 1980, 1997; Библер B.C., 1990; Каган М.С., 1991, 1996; Арнольдов А.И., 1992; Емельянов Ю.Н., 1992; Келасьев В.Н., 1992; Круглова Л.К., 1995; Выжлецов Г.Г., 1996; Китаев П.М., 1997 и др.). При этом важно учитывать переход в культуроведческих исследованиях от абстрактного человека (что имело место в большинстве культуроведческих исследованиях до середины 80-х годов) к действительному конкретному индивиду с его особенностями индивидуальной жизни, обретающей единство в ее направленности и характере, с его эмоциональным настроем, чувствами, переживаниями, ценностными ориентациями, с его мировосприятием и мироощущением (Китаев П.М., 1997). В связи с этим в работах рассматривается понятие и "социокультурный" как единство социальной и культурной реальности. Подчеркивается значимость человеческой духовности, неотделимости ее от материального и, в то же время, ориентированной на творческую активность человека, за пределами которой культура существовать не может.
Необходимо отметить, что в последних работах по культурове-дению (Емельянов Ю.Н., 1992; Соколов Э.В., 1994; Выжлецов Г.Г., 1996; Рождественский Ю.В., 1996; Злобин Н.С., 1997; Китаев П.М., 1997) акцент в большей мере смещен на исследование внутренней стороны культуры, связанной с функционированием ее компонентного состава в различных аспектах, а также в связи с внутренним миром человека, его деятельностью в целостности его существования.
Культура человека во многом определена обществом, в котором он родился, и организует свою жизнедеятельность, где культурное развитие находится в непосредственном отношении человека к природе и другим людям. Культура определяет человека практически-деятельно, в ее основе лежит .способность его свободно действовать во имя целей, которые он сам перед собой ставит (Каган М.С., 1996).
Содержание, объем и структура физкультурной деятельности
Деятельность в сфере физической культуры является разновидностью многообразной общественной деятельности людей. Она представляет собой двуединство деятельности реальной (практической) и идеальной (психической) в их динамической взаимосвязи, где практическая сторона выражена особенно ярко и выступает как деятельность двигательная — физическая (Пуни А.Ц., 1973). В процессе ее человек вступает в связи с общественной и природной средами. Чем универсальнее будут они, тем более всесторонне и гармонически будет развит человек, выше будет его культурный уровень.
Рассматривая физкультурную деятельность как процесс, отметим, что ее результативной стороной будет являться сама физическая культура человека. При этом содержательная сторона физкультурной деятельности достаточно разнообразна и сложна. Чтобы методологически обоснованно раскрыть содержание, объем и структуру физкультурной деятельности и определение данного понятия, надо, хотя бы в общих чертах, заострить внимание на сущности этих категорий. Понятие есть "мысленная форма отражения непосредственного единства общих существенных признаков предметов, взятых в отвлечении от всех признаков предметов, которые присущи только определенной части соответствующих предметов" (Чупахин И.Я., 1969, с. 14). Как известно, содержание понятия отражает совокупность мыслимых свойств и отношений (как признаков) предметов, зафиксированных в нем. Объем представляет множество (класс) предметов, каждому из которых принадлежат все признаки, составляющие содержание данного понятия (Пузиков П.Д., 1970). Структура выступает как система взаимосвязанных существенных признаков, в которых раскрывается содержание понятия, и как система взаимосвязанных предметов, охватываемых мысленно понятием и образующим его объем (Арсеньев А.С, 1970). Содержание понятий выражается в определенных, отчетливо указывающих на мыслимые в понятии признаки, и тем самым уничтожает всякую двусмысленность в его понимании (Гусева P.O., 1955).
Определения — это не начальный этап в познании, а иногда очень длительной работы человеческой мысли. Задача его — дать ясный и точный ответ на вопрос, что есть данный предмет. Творческая сила понятия заключается в объективации его через практическую деятельность людей (Попов Н.П., 1954)..Процесс развития понятий обуславливается внешними причинами (потребность общественной практики) и внутренними (противоречивость, возникшая на основе внутренней логики науки) (Селиванова В.И., 1970) (по Николаеву Ю.М., 1976).
Исходя из вышеперечисленных методологических предпосылок и раскрытия содержательных характеристик физкультурной деятельности (Евсеев СП., Шапкова.Л.В., 1998; Николаев Ю.М., 1998), целесообразно наиболее существенными признаками считать: в физкуль-турно-образовательной — освоение, в физкультурно-спортивной — совершенствование, в физкультурно-рекреационной — поддержание, в физкультурно-реабилитационной — восстановление, в физкультур-но-адаптивной — приспособление, в постспортивной — преобразование физических и духовных сил человека. Эти существенные содержательные признаки физкультурной деятельности соотносимы с этапами онтогенетического развития человека.
Проблема онтогенеза человека является достаточно сложной. Ей посвящено значительное количество исследований (Ананьев Б.Г., 1968; Соколов Э.В., 1972; РубинштейнС.Л., 1973; Межуев В.М., 1977; Сапин М.Р., Билич Г.Л., 1989; Герт В.А., 1996; Newman F., Nolzman L., 1993 и др.). Как правило, она рассматривается в различных аспектах. Так, например, этапы развития человека с позиций: философского аспекта представлены как индивид, личность, индивидуальность (Ананьев Б.Г., 1968; Герт В.А., 1996 и др.); психологического аспекта — характерным для каждого возраста определенным видом деятельности: игра, учение, труд (Рубинштейн С.Л., 1973; Newman F., Nolzman L., 1993 и др.); культурологического аспекта — по ведущему виду деятельности, где человек познает (осваивает) культуру, действует в культурной среде, создает новые культурные ценности (Соколов Э.В., 1972; Межуев В.М., 1.977 и др.); биологический аспект связан с двумя основными периодами в развитии человека — внутриутробным и внеутробным (Сапин М.Р., Билич Г.Л., 1989), где последний связан с возрастной периодизацией.
В рамках нашего исследования нам в большей мере важно отметить то, что в ходе онтогенеза развития человека имеет место сменяемость четко отграничиваемых фаз: эмбриогенез, созревание, взрослое состояние, старение (Философ, эциклопед. словарь. М., 1989).
В соответствии с этим ученые, работающие в сфере физической культуры (Пуни А.Ц., 1973; Новиков Б.И., 1983; Гужаловский А., 1984; Кравчик 3., 1984; Бальсевич В.К., 1988 и др.), рассматривают эти этапы применительно к сфере физической культуры. Например,
В.К. Бальсевич (1988) выделяет этап накопления физического потенциала — детские и юношеские годы до конца второго десятилетия, начиная с третьего десятилетия — этап поддержания умеренного режима двигательной деятельности, а в зрелом и пожилом возрасте — восстановление. Об этом же свидетельствуют данные о периодах развития физической культуры личности в онтогенезе, где выделяются четыре периода: формирования, становления, стабилизации и профилактики (Новиков Б.И., 1983). Соотносимые признаки физкультурной деятельности будут играть основополагающую роль на различных этапах развития человека.