Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Теоретико-методологический контекст гуманизации образования в области физической культуры 21
1.1. Гуманизация как социальное явление в педагогической науке и практике 21
1.2. Гуманизация образования в современной педагогической системе 41
1.3. Тенденции развития физической культуры в свете гуманизации образования 65
1.4. Существующие представления о возможности гуманизации образования в области физической культуры 86
Выводы 103
ГЛАВА 2. Организация и методы проведения опытно-эксперимеыталшой работы 109
2.1. Методы проведения опытно-экспериментальной работы 109
2.2. Организация опытно-экспериментальной работы 116
2.3. Методы оценки и обработки материалов опытно-экспериментального исследования 118
ГЛАВА З. Артпедагогика в историческом аспекте гуманизации образования в области физической культуры 124
3.1. Гуманистическая сущность артпедагогики в физической культуре 124
3.2. Артпедагогические детерминанты физической культуры 133
3.3. Ранние формы артпедагогики в эволюции гуманизации образования 149
3.4. Артпедагогическая направленность физической культуры (с периода Средневековья до начала XX века) 170
з 3.5. Анализ школьных программ по физической культуре с учетом артпедагогической направленности 186
Выводы 211
ГЛАВА 4. Структурно-функциональная модель артпедагогической системы в области физической культуры 213
4.1. Модель артпедагогической системы в физической культуре 213
4.2. Артпедагогические средства гуманизации образования учащихся в области физической культуры 230
4.3. Формы и методы функционирования артпедагогической системы в образовании учащихся в области физической культуры 253
Выводы 265
ГЛАВА 5. Артпедагогическая технология гуманизации образования в области физической культуры 269
5.1. Сущностные характеристики артпедагогической технологии гуманизации образования учащихся 269
5.2. Особенности реализации экспериментальной артпедагогической технологии 279
5.3. Педагогическое воздействие экспериментальной артпедагогической технологии на гуманизацию образования учащихся в области физической культуры 313
Заключение 327
Выводы 333
Практические рекомендации 338
Библиография 341
Приложение 380
- Существующие представления о возможности гуманизации образования в области физической культуры
- Методы оценки и обработки материалов опытно-экспериментального исследования
- Артпедагогическая направленность физической культуры (с периода Средневековья до начала XX века)
- Артпедагогические средства гуманизации образования учащихся в области физической культуры
Введение к работе
Актуальность исследования. Образовательная система России функционирует в сложных социально-экономических условиях, не отвечающих в достаточной степени требованиям развития социально, психофизически здорового и гуманного человека. Тенденция к утрате нравственных ориентиров, духовных и интеллектуальных ценностей откладывает отпечаток прежде всего на наиболее ранимую часть общества -детей и подростков.
Многочисленные социологические исследования подтверждают, что большинство молодых людей пессимистически воспринимают жизнь. Для них характерны нарастание тревожности, агрессивности, психического и эмоционального напряжения. У многих подростков наблюдается отсутствие познавательных потребностей и интересов, желания учиться и повышать свой интеллектуальный потенциал. Более того, современные школьные нагрузки часто уменьшают резервные возможности организма даже способных детей. Это ведет к переутомлению школьников, и как результат, к недомоганию и возникновению различного рода заболеваний. Официальная статистика свидетельствует о том, что 30-35 процентов детей, поступающих в школу, уже страдают хроническими заболеваниями, и за годы обучения количество больных детей не уменьшается, а значительно увеличивается в 4-5 раз (Б.И. Мишин, П.А. Рожков).
Такое состояние, по мнению исследователей В.Ф. Базарного, В.К.Бальсевича, М.Я. Виленского, В.Н. Ирхина, Ю.А. Копылова, Л.Б.Кофмана, Л.Д. Лебедевой, Л.И. Лубышевой, В.П. Лукьяненко, Г.Б.Мейксона, Б.И. Мишина, И.П. Подласого, Г.М. Соловьева, Н.Х.Хакуиова, Р.Х. Ярулина и др., не только результат влияния социально-экономических и экологических факторов, но и существующей образовательной практики школ, сориентированной в основном на информационно-объемную систему обучения учащихся и авторитарные механизмы управления учебно-воспитательным процессом.
Недостатком образования, подчеркивал ещё К.Д. Ушинский, является то, что учебные предметы в учебных планах существуют изолированно друг от друга и закладываются в сознание учащегося в виде разрозненной и несистематизированной информации.
В.П. Беспалько в этом же контексте отмечает, что в учебных планах общего среднего образования не существует такого стержня, вокруг которого могло бы отбираться, кристаллизироваться и систематизироваться содержание обучения различным предметам, трансформируясь в голове учащегося в виде обобщенного и осознанного опыта.
Закономерной реакцией педагогической науки на проблемы современной школы стал поиск путей обновления образовательной системы. В законе Российской федерации «Об образовании» (1992 г.) в качестве ведущего принципа, на котором основывается государственная политика в области образования, утверждаются «гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности». В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года также отмечено, что «школа - в широком смысле этого слова - должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности».
Первоочередная задача школы, отмечал В.А. Сухомлинский, заключается в том, чтобы открыть в каждом человеке творца, поставить его на путь самобытно-творческого, интеллектуально полнокровного труда, «распознать, выявить, раскрыть, взлелеять, выпестовать в каждом ученике его неповторимо-индивидуальный талант - значит, поднять личность на высокий уровень расцвета человеческого достоинства».
В то же время драматический парадокс современной образовательной системы состоит в том, что, с одной стороны, наше общество нуждается в получении гармонически развитой, социально активной, интеллектуально
одаренной и творческой личности, а с другой стороны, не обеспечивается в достаточной степени надлежащих для этого условий.
Несмотря на то, что в современных законодательных документах главной целью учебной дисциплины «Физическая культура» утверждается формирование физической культуры личности, ныне действующая образовательная система строится на основе традиционного, императивного обучения, где её объект рассматривается через призму лишь узких специфических показателей физической и спортивно-технической подготовленности.
Согласно исследованиям М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, НХХакунова и др., физическая культура личности человека в свою структуру включает не только элементы физического совершенства, но и знания, интеллектуальные способности, мотивационно-ценностные ориентации, физкультурно-спортивную деятельность, а также социально-духовные ценности (по существу определяющие её как культуру).
В трудах исследователей, изучающих вопросы физической культуры в отечественной педагогике, отмечается, что одной из главных причин неэффективности физической культуры как учебной дисциплины является отсутствие творческого подхода в ее преподавании (В.К. Бальсевич, С.В.Барбашов, С.Н. Бегидова, В.В. Белинович, М.Я. Виленский, Л.Б.Кофман, В.Н. Ирхин, А.Ю. Козырева. В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, В.П.Лукьяненко, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.М. Минбулатов, В.А. Петьков, Л.Е. Савиных, Г.М. Соловьев, Н.Х. Хакунов, В.В, Черняев, B.C. Якимович, Ю.А. Янсон и др.), недооценка гуманистического потенциала физической культуры, интегрирующей интеллектуальные, духовные и физические начала в человеке (В.Ф. Балашова, B.C. Быков, И.М. Быховская, П.А. Виноградов, С.Волошин, Е.П. Воробьева, В.М. Выдрин, А.Ю. Ермаков, В.Н. Казанцев, Л.А. Казанцева, Ю.А. Копылов, Н.В. Кудрявцева, В.В. Кузин, В.ПЛюкевич, Г.Б. Мейксон, В.П. Моченов, В.В. Иаходкин,
Ю.М.Николаев, В.И. Олияр, Т.В. Петрова, И.В. Работай, Т.В. Скобликова, В.И. Столяров, В.Н. Шаулин и др.).
Возможным направлением выхода из сложившейся ситуации В.Ф.Балашова, В.В. Белорусова, Л. Былеева, М.В. Видякин, Э.И.Гусинский, И.Н.Решетень и др. считают внедрение в образовательный процесс междисциплинарного системного подхода. Предлагают ресурсы изобразительного и театрального искусства (Н.С. Боголюбов, Н. Ефименко и др.), хореографии (Н.А Белова, Г. Боброва, В.Н. Бойкова, Э.А. Кашкаева, Р.Н. Терехина и др.), литературы (М.М. Бахтин, Л.В. Богомолова, Е.В.Квятковский и др.), музыки (И. Абсолямова, Н.С. Боголюбов, М.Е.Бурцева, Р.А. Варшавская, Э. Гусинский, Е. Жгун, НИ. Иванов, Ю.Г.Коджаспиров, Г.А. Колодницкий, B.C. Кузнецов и др.), синтезированного искусства (Н.К.Карпова, Л.Г. Кожевникова, Г.А.Колодницкий, Е.В. Конорова, З.Л.Резуненко, Л.Г. Савенкова, Н.Ю.Шумакова и др.) в интересах эмоционального стимулирования, духовного, нравственного и физического обогащения личности.
На интеграцию физической культуры и искусства как способ осуществления гуманизации образовательного и воспитательного процессов указывают представители различных исторических эпох и поколений (Аристотель, Платон, Сократ, В.В. Белорусова, И.И. Бецкой, Н.М. Глушак, В.В. Гориневский, О.В. Козырева, П. Кубертен, П.Ф. Лесгафт, Я.Г. Мор, Н.И. Новиков, В.И. Самусенкова, М.Я. Сараф, В.И. Столяров, М. Тертыш, А.Шписс и др.).
К настоящему времени в педагогике и психологии накоплен достаточно большой научный потенциал, раскрывающий различные аспекты гуманизации образования, внедрения в образовательную систему инновационных педагогических технологий, направленных на стимулирование свободного творческого развития личности человека, становление его культуры, психосоматического благополучия, развития интеллекта и интереса к обучению (Ш.А. Амонашвили, М.Н.Берулава,
Е.В.Бондаревская, М.А. Вейт, К.В. Гавриловен,, О.С. Газман, Н.А. Гусева, З.И. Калмыкова, Л.Г. Кожевникова, В.М. Коротков, СВ. Куленич, И.Я.Лернер, М.А Молчанова, С.Д. Поляков, Н.Б. Ромаева, Л.И. Рувинский, В.А.Сластенин, И.П. Смольянинов, Л.П. Соколова, Е.Н. Щиянов, Т.В.Шуртакова и др.).
В то же время сегодня очевидно, что нынешнее состояние системы образования не учитывает возможность установления связи между предметами эстетического цикла и физической культурой, полноденного использования с этой целью интегрированных уроков и средств.
Все это подчеркивает, что в условиях активной трансформации отечественного социума необходимо обновление системы образования на основе синтеза рационального знания и художественного целостного постижения мира, разработка технологического подхода, гуманизирующего образование школьников в сфере физической культуры.
О.С. Булатова, М.В. Гузева, Т.А. Добровольская М.Л. Князева, Л.Н.Комиссарова, А.В. Крепица, И.Ю. Левченко, Е.А. Медведева, Н.М.Назарова, Е.В.Таранова, Ю.С.Шевченко и др. обращают внимание на возможности внедрения артпедагогжки в учебный процесс специальных образовательных учреждений для оказания комплексного воздействия на личность и рассматривают артпедагогику как область научного знания, технологию, формирующуюся на стыке педагогики, искусства и арттерапии, где посредством специально созданного художественного образа и творческой деятельности человек преодолевает психофизические комплексы и нравственно развивается.
Наши исследования свидетельствуют о том, что существующая система преподавания физической культуры в средних общеобразовательных учреждениях не предполагает использование артпедагогики в образовательно-воспитательном процессе учащихся.
В целом анализ состояния вопроса по проблеме исследования позволил вскрыть ведущие противоречия между:
- объективно существующей потребностью общества в создании
образовательной системы, обеспечивающей становление
психосоматического благополучия человека и традиционно
функционирующей системой образования в области физической культуры,
не создающей в достаточной степени для достижения отмеченной цели
специальных организационных и психолого-педагогических условий;
- потенциальными возможностями артпедагогики гуманизации
образования в области физической культуры и бессистемностью,
эпизодичностью, элементаризмом ее использования в учебно-
воспитательном процессе;
имеющимися научно-практическими предпосылками внедрения в учебно-воспитательный процесс по физической культуре артпедагогики и отсутствием комплексных её обеспечивающих педагогических технологий;
потребностью внедрения артпедагогики в учебно-воспитательный процесс современной школы и отсутствием должной компетентности у специалистов.
Научная проблема, в рамках которой разрабатывалась тема
диссертационного исследования, заключается в теоретико-
методологическом, технологическом и организационном обеспечении гуманизации образования в области физической культуры с целенаправленным привлечением ценностей сферы современного искусства.
Целью исследования является теоретико-методологическое, технологическое, организационное обоснование и разработка артпедагогики как гуманистической системы образования в области физической кульуры.
Объект исследования: гуманизация образования учащихся в области физической культуры.
Предмет исследования: артпедагогика как гуманистическая система образования учащихся в области физической культуры.
Гипотеза исследования заключается в том, что гуманизация
образования в области физической культуры учащихся будет
осуществляться успешно, если:
обоснована и разработана артпедагогическая система, интегрирующая средства физической культуры и искусства;
- создана концептуальная модель внедрения артпедагогики в
образовательный процесс, включающая в себя ведущую идею, цель,
содержание, общие и технологические принципы формирования гуманной
личности;
учебно-воспитательная деятельность учащихся осуществляется по законам функционирования системы, взаимосвязи, взаимообусловленности и преемственности основных структурных элементов - физической культуры и искусства;
содержание педагогической технологии определяется диагностично поставленной целью, компонентами качеств, основу которых составляют гуманистические социально-духовные ценности физической культуры личности школьника;
- образовательная деятельность учащихся строится с учетом
использования вариативной, индивидуальной, групповой дифференциации
деятельности учащихся на каждом этапе обучения;
создаются организационные и психолого-педагогические условия, обеспечивающие мотивационно-ценностный и эмоционально-волевой компоненты гуманизации образования учащихся артпедагогической системой;
обеспечивается мотивационная поддержка каждой дидактической единицы учебного материала на основе внедрения артпедагогики в процесс формирования физической культуры учащихся, их действий и деятельности;
гуманизация образования в области физической культуры охватывает все образовательно-воспитательное пространство школы и воплощается
через атрпедагогическую технологию в определенную государственным образовательным стандартом и программой цель.
В соответствии с гипотезой исследования были определены задачи исследования.
Рассмотреть гуманизацию образования как социальное явление и определить теоретико-методологические основания её осуществления в сфере физической культуры.
Обосновать и разработать артпедагогическую систему гуманизации образования в области физической культуры.
Определить основные структурные, содержательные и критериальные характеристики гуманизации образования учащихся в области физической культуры, детерминирующие содержание артпедагогической технологии с диагностируемой и проверяемой целью.
Разработать педагогическую технологию гуманизации образования в области физической культуры на основе использования артпедагогики.
Экспериментально обосновать ведущие принципы, организационные и психолого-педагогические условия, определяющие артпедагогику как систему гуманизации образования учащихся в области физической культуры.
Определить эффективность влияния артпедагогики на гуманизацию образования в области физической культуры.
Методологическую основу исследования составили философские, педагогические теории и концепции о природе, сущности человеческой деятельности (Б.Г. Ананьев, Н.А. Бердяев, И.И. Бецкой, П.Ф. Каптерев, С.Л.Рубинштейн, А.Г. Спиркин и др.), о ее целесообразном и творческом характере (Д.Л, Андреев, М. Бюлер, Е.И. Игнатьев, А.А. Мелик-ГЛашаев, А.В. Морозов и др,), о взаимодействии логического и исторического при выявлении состояния и тенденций развития педагогических идей (Н.Н.Визитей, Л. Винничук, Е.П. Воробьева, Б.Р. Голощалов, Л.Кун), о
единстве духовного и телесного в структуре личности (И.М. Быховская, НХВессель, М.Я. Виленский, Ю.М Николаев, Г.М. Соловьев, В.И.Столяров, Л.Н. Сляднева, Н.Х. Хакунов и др.), о новой образовательной парадигме, основанной на гуманистических концепциях (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Э.И. Котова, И.Я. Лернер, Е.Н. Шиянов и др.); идеи детерминизма и синергетики в развитии и саморазвитии личности ребенка (Л. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.Маслоу, К.Роджерс и др.), ненасилия и толерантности (К.В Гавриловец, А.Ю. Ермаков, В.Н. Казанцев Л.И. Новикова, А.В. Мудрик и др.), художественно-образного познания мира и духовного развития личности средствами искусства (А.Л.Андреев, Н.С.Боголюбов, Н.К. Карпова, Н.Б. Крылова, Л.Д. Лебедева, Г.В. Плеханов, Ю.У.Фохт-Бабушкин) преемственности, системности в образовании и воспитании (В.П. Беспалько, В.Н. Волкова, А.А. Денисов, Э.И. Гусинский, М.Р. Кудаев, В.Н.Курысь, СВ. Молчанов и др.)
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции отечественных и зарубежных ученых, педагогов, философов о сущности искусства в развитии личности (СВ. Асенин, А.Ф. Еремеев, К. Бюхер, Г.А.Колодницкий, B.C. Кузнецов, Э.А. Королева и др.), эстетической выразительности (Е.Ф. Губский, Ю. Борев, Э.А. Егорова, А. Френкин, Р.М.Чумичева, Т.В. Шуртакова и др.); эстетического воспитания (М.М.Бахтин, В.В. Белорусова, Н.К. Карпова, С.Н. Куракина, Л.П. Печко, З.Л.Резуненко, И.Н. Решетень, и др.); теории развитии личности (Г.С.Абрамова, Л.И. Божович, Р.С Немов, А.В. Петровский, Е.И. Рогов и др.); физиологии индивидуальных и возрастных различий (И.А. Арямов, С.И.Гальперин, К.М, Гуревич, А.А. Маркосян и др.); концепции гуманизации физического воспитания (Ю.М. Зотов, В.Н. Казанцев Н.В.Кудрявцева, О.В.Козырева, П.Ф. Лесгафт, B.C. Родиченко, В.И.Столяров и др.); теории физической культуры личности и технологии её формирования (В.К.Бальсевич, М.Я. Виленский, Л.И. Лубышева, В.А. Петьков, Г.М.Соловьев и др.): концепции модернизации общего образования
(С.В.Барбашов, Л.Б. Кофман, В.В. Кузин, В.П. Лукьяненко,
В.М.Минбулатов, Л.Е. Савиных, B.C. Якимович, Р.Х. Ярулин и др.); теории
развития творческих способностей (СМ. Бегидова, Н.С. Боголюбов,
НХВересов, Е.И. Игнатьев, А.Ю. Козырева, Г.В, Лабунская, А.Н. Лук,
ММонтессори, Е.Л. Яковлева С. Taylor, Е. Bono, J. Guilford, Е. Torrance,
Г.Уоллес и др.); хореографии (Т.К. Барышникова, В.Н. Бойкова,
Л.А.Бондаренко, Т.К. Васильева, А.А. Климов, Н.П. Базарова, Л.Д. Блок, А.Я. Ваганова, В. Ванслов, С.Н. Куракина, Е.Н. Фокина, С.Г. Шипилова и др.); музыкально-ритмического воспитания (С. Меркель, И.А. Милехина, Т.Т. Ротерс, С.А. Руднева, В.Ю.Сосина, Э.М. Фиш и др.); художественного воспитания (К.Ауэр, Н.Н, Ростовцев, Л.Г. Савенкова, Г. И. Фриллииг, Б.П.Юсов и др.).
Методы исследования. В процессе проведения диссертационного исследования использовался комплекс методов:
- теоретические методы: теоретический анализ и синтез (историко-
генетический и сравнительно-исторический, ретроспективный анализ и др.),
обобщение опыта, абстрагирование и конкретизация;
- экспериментально-эмпирические методы; наблюдение (прямое,
косвенное, включенное, самонаблюдение), диагностирование (тестирование,
оценивание), интервьюирование, анкетирование, экспериментальные
(констатирующий, формирующий эксперименты);
статистические методы: количественная обработка
экспериментальных данных методами математической статистики.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в период с 1995 по 2005 г.г. и включало три взаимосвязанных этапа
На первом этапе - поисковом (1995 - 1996 гг.), анализировалось состояние учебно-воспитательного процесса в области физической культуры в общем образовании, изучалось состояние разработанности проблемы исследования в философской, психолого-педагогической литературе, рассматривались основные тенденции и парадигмы гуманистической
педагогики. На основе полученной информации создавался банк данных, разрабатывались исходные теоретико-методологические позиции исследования.
На втором этапе - опытно-экспериментальном (1996 - 2002 гг.), анализировались детерминанты гуманизации образования в области физической культуры, конкретизировался исследовательский аппарат и методологическая база исследования; выявлялось значение артпедагогики как гуманистической системы образования учащихся в области физической культуры; осуществлялась апробация результатов диссертационной работы в учебном процессе общеобразовательных школ г, Ставрополя и Ставропольского края. На основе результатов исследования публиковались статьи, разрабатывались программы базовых и элективных курсов.
На третьем этапе исследования (2002 - 2005 гг.) осуществлялась апробация экспериментальной части диссертационной работы, обработка экспериментальных данных, их обобщение, систематизация, завершилось научное оформление диссертации.
Подготовлены к печати и изданы две монографии, учебное пособие, опубликованы семь статей в центральных журналах; «Теория и практика физической культуры», «Физическая культура в школе», «Адаптивная физическая культура», «Физическая культура: воспитание, образование, тренировка».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Под гуманизацией образования учащихся в сфере физической культуры следует понимать стратегию деятельности образовательных учреждений направленную на индивидуализацию личности учащегося, уважение и доверие к нему, принятие его физкультурных личностных целей, запросов и интересов, создание максимально благоприятных условий для целостного и гармоничного развития в единстве интеллектуального, духовного и физического компонентов, сохранение и повышение уровня здоровья, удовлетворение его потребностей в двигательной активности и творческой реализации своих психофизических возможностей и интересов
через разнообразие форм физкультурно-спортивной деятельности, основной из которых является физическое самосовершенствование.
Гуманизация образования в области физической культуры опирается на
комплексное и гармоничное развитие личности учащегося, обусловленное его
творческой самореализацией и духовно-физическим
самосовершенствованием, единством когнитивных и мотивационных установок, созданием положительной эмоционально-стимулирующей учебно-познавательной среды.
2. С позиции физической культуры как сферы деятельности
человека теоретическими основанием гуманизации образования следует
считать современные концепции модернизации общего образования в области
физической культуры, существующую теорию физической культуры
личности и технологию её формирования.
С позиции искусства теоретическими основанием гуманизации образования следует считать гуманистическую теорию искусства, влияние искусства на сферу человеческой деятельности, теорию художественно-эстетической выразительности, творческой деятельности, музыкально-ритмического воспитания, хореографии.
Методологическим основанием, обеспечивающим гуманизацию образования в области физической культуры следует считать личностно-деятельностный, аксиологический, антропологический, культурологический, диалогический, технологический, системный и креативный подходы.
3. Артпедагогика в области физической культуры представляет
собой гуманистическую систему образования, разработанную на основе
интеграции средств физической культуры и ценностей искусства,
оказывающих комплексное воздействие на мотивационно-ценностную,
духовную и физическую стороны личности учащегося, развивая его
посредством творческой, эстетико-художественной и учебно-познавательной
деятельности.
Основными составляющими артпедагогической системы в области физической культуры являются: информационная (цель, задачи, принципы реализации); инструментальная (программное, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение); социальная (профессионально-подготовленные и ориентированные на достижение цели педагогические кадры); организационно-структурная (технологический содержательно-операциональный компонент).
Содержание артпедагогической системы имеет многокомпонентную структуру, включающую критериальные характеристики гуманистических качеств личности (доброжелательность, альтруизм, эмпатия, воспитанность), полимотивационные тенденции, детерминирующие содержание артпедагагнческой технологии с диагностируемой и проверяемой целью. Целью артпедагогической системы выступает духовно-нравственное развитие в структуре физической культуры личности.
Принципы артпедагогической системы должны базироваться на принципах физической культуры (содействие всестороннему и гармоничному развитию личности, оздоровительной, художественно-творческой, эстетической и гуманистической направленности), социально-личностного развития, единства требовательности и уважения к детям, взаимосвязи художественно-эстетической деятельности с искусством и физической культурой, комплексного подхода к развитию творческой деятельности личности средствами физической культуры и искусства, оптимизации педагогического процесса, вариабельности и многообразия, сочетания и развития у детей в учебно-воспитательном процессе всех типов мышления (эмпирического, формально-логического, диалектического, образно-эмоционального).
6. Артпедагогические средства (артимпровизации, артигры,
музыкально-ритмические упражнения, хореография, интеллектуальные
знания), применяемые в урочных и неурочных формах занятий физическими
упражнениями, стимулируют активность, самостоятельность и творческие
способности учащихся, воздействуют на физическую подготовленность учащихся;
7. Педагогическая технология, обеспечивающая реализацию
артпедагогической системы в гуманизации образования, представляет собой
функциональную систему алгоритмированного управления учебно-
познавательной и практической деятельности учащихся, основанную на
интеграции средств физической культуры и искусства;
8. Артпедагогика как гуманистическая составляющая
образования в области физической культуры является эффективной
образовательно-воспитательной системой, что подтверждается ростом
показателей сформированности гуманистических качеств учащихся
(доброжелательность, альтруизм, эмпатия, воспитанность) положительными
тенденциями изменений физической подготовленности и физической
культуры личности в целом. Эффективность реализации артпедагогической
системы обеспечивается организационными и психолого-педагогическими
условиями, определяющими образовательный, мотивационно-ценностный,
эмоционально-волевой и креативный компоненты.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
разработаны теоретико-методологические основы артпедагогики в гуманизации образования в области физической культуры;
разработана и экспериментально обоснована в теории и методике физического воспитания артпедагогическая система гуманизации образования учащихся в области физической культуры;
определена совокупность артпедагогических детерминант, обеспечивающих гуманизацию образования в области физической культуры учащихся;
- обоснованы структурные, содержательные и критериальные
характеристики артпедагогики, детерминирующие технологизацию
педагогического процесса с диагностируемой и проверяемой целью
гуманизации образования в области физической культуры;
- выявлены ведущие принципы, организационные, психолого-
педагогические условия и тенденции, определяющие перспективы
артпедагогики как гуманистической системы образования учащихся в
области физической культуры.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- в получении новых знаний о гуманизации образования в области
физической культуры в процессе реализации артпедагогической системы;
в определении теоретико-методологических и историко-педагогических основ гуманизации образования учащихся в области физической культуры, обосновывающих структурно-содержательные характеристики артпедагогической системы;
теоретически и методологически обоснована и разработана новая концепция гуманизации образования учащихся артпедагогической системой в области физической культуры;
определены организационные и психолого-педагогические условия, способствующие гуманизации образования учащихся артпедагогической системой в области физической культуры;
обоснована синтезирующая роль артпедагогики во взаимодействии средств физической культуры и искусства в урочньтх и внеурочных формах занятий по физической культуре, стимулирующих гуманизацию образования и развитие личности учащихся;
уточнены и введены в научный дискурс понятия: гуманизация образования, гуманизация образования учащихся в сфере физической культуры, артпедагогика, артобраз, артэтюд, артимпровизация.
Практическая значимость состоит в том, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для научного обеспечения гуманизации образования в области физической культуры. Предложенная система гуманизации образования на основе артпедагогики способствует сбалансированному воздействию на формирование физической культуры личности учащегося.
Разработанные в процессе исследования монографии «Каратэбика в
системе гуманистического воспитания подростков» и «Артпедагогика как
система гуманизации в формировании физической культуры личности
современного школьника»; учебно-методические пособия
«Здоровьесбрегающие технологии в системе общего образования Ставропольского края», «Педагогические технологии в системе подготовки специалиста по физической культуре» способствуют внедрению инновационных технологий в систему общего образования школьников и подготовку будущих специалистов в области физической культуры.
Материалы диссертационного исследования применяются в процессе преподавания базовых и элективных курсов в вузе по дисциплинам «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», по дополнительной квалификации «Преподаватель» - «Методика преподавания физической культуры», «Практикум», спецкурса -«Артпедагогика в физкультурном образовании».
Обоснованные в исследовании идеи используются педагогическими коллективами в процессе создания интегрированных программ и учебных пособий региона по предметам: физическая культура, музыка, изобразительное искусство, хореография, в системе высших учебных заведений повышения квалификации учителей, тренеров, хореографов, музыкантов.
Достоверность полученных результатов обеспечивалась методологической и теоретической обоснованностью основополагающих позиций исследования и научных выводов, представленных в диссертации, позволивших наметить научные подходы к исследованию проблемы и доказать выдвинутую гипотезу применением разнообразных взаимодополняемых и адекватных предмету, целям и задачам исследования методов, а также экспериментальной апробацией эффективности артпедагогики в гуманизации образования учащихся в области физической культуры.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, выступлений на семинарах, совещаниях и конференциях различного уровня: ежегодных научно-методических конференциях преподавателей и студентов СГУ (1998 - 1999); региональной научно-практической конференции «Эвристическое образование - 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8» (СГУ, СКИПКРО, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004, 2005 г.г.), республиканской научно-практической конференции (Карачаевск, 1999); на всероссийских и международных конференциях (Ростов н/Д, 2001, 2002; Пенза 2001; Киров, 2003; Москва, 2003, 2005; Нижний Новгород, 2005 и др.), методических объединениях, педсоветах в средних общеобразовательных школах г. Ставрополя и Ставропольского края, где рассматривались проблемы гуманизации образования.
Результаты исследования опубликованы в 53 научных работах различного уровня (семи работах в центральных изданиях), в двух монографиях «Каратэбика в системе гуманистического воспитания подростков», «Артпедагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьника», а также в серии учебных и учебно-методических пособий, методических разработок для учителей школ и студентов. Нашли отражение в курсовых и выпускных квалификационных работах студентов 3-5 курсов факультета физической культуры Ставропольского государственного университета, а также используются в содержании учебных дисциплин: «Теория и методика физической культуры и спорта», «История физической культуры и спорта», «Методика преподавания физической культуры», «Практикум», курса по выбору «Артпедагогика в физкультурном образовании».
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложения. Текст работы изложен на 394 страницах машинописного текста компьютерной верстки, содержит 31 таблицу, 14 рисунков, приложение. Список литературы включает 496 источников, из них 25 на иностранных языках.
Существующие представления о возможности гуманизации образования в области физической культуры
Место физической культуры в системе культурных ценностей человечества до сих пор не соответствует ее значению как важнейшего фактора прогресса и повышения культуры. Большинство рассматривающих эту проблему связывают физическую культуру лишь с совершенствованием природной основы человека, его физической организации. Такой односторонний подход неверен, ибо, будучи одной из человеческих и социальных ценностей, она выступает и как культура образа жизни людей, человеческого общества в целом. Физическая культура выполняет по существу те же функции, которые характерны для культуры в целом, и, в частности, вносит определенный вклад в формирование двигательных умений и навыков, ориентирует человека на здоровый образ жизни, разнообразные формы социальной активности, благодаря которым могут IF быть развиты нравственные качества: идейность, гражданственность, гуманизм, трудолюбие, творческая устремленность.
Физическая культура в образовательных учреждениях представлена как образовательная область, как учебная дисциплина и важнейший базовый компонент формирования целостного развития личности учащихся. Она направлена на обеспечение необходимого уровня развития жизненно важных двигательных навыков и физических качеств и создает предпосылки для проявления творческой активности. Являясь обязательным разделом гуманитарного компонента образования, физическая культура способствует гармонизации телесного и духовного единства учащихся, формированию у них таких общечеловеческих ценностей, как здоровье, физическое и психическое благополучие [306, С. 99.].
В последнее время широкое распространение получило мнение о том, что необходимо школьникам овладевать основами личной физической культуры. Под этим термином специалисты в области физической культуры (В.К. Бальсевич, Л.Б. Кофман, Л.И. Лубышева, В.И. Лях, А.П. Матвеев, В.В.
Находкин, Н.И. Пономарев и др.) понимают совокупность потребностей, мотивов, знаний, оптимальный уровень здоровья и развития двигательных способностей, нормальное физическое развитие, умение осуществлять двигательную, физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Сюда же входит воспитание культуры здоровья, здорового образа жизни, обучение приемам мобилизации, релаксации, телесному самосовершенствованию. Согласно исследованиям М.Я. Виленского, Г.М. Соловьева, физическая культура личности состоит из структурных компонентов (таблица 2). Согласно авторам, знания и интеллектуальные способности определяют кругозор личности, иерархию ее оценок, ценностей и результатов деятельности. Мотивы характеризуют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности в сфере физической культуры, ценностные ориентации, выражают совокупность отношений личности к физической культуре в жизни, профессиональной и созидательно-активной деятельности; потребности являются главной побудительной, направляющей и актуализирующей силой поведения личности в сфере физической культуры; физическое совершенство предполагает такой уровень здоровья, физического развития, психофизических и физических возможностей личности, которые составляют фундамент ее активной, преобразующей, социально значимой, физкультурно-спортивной деятельности в целом; социально-духовные ценности определяют культурное и специфическое развитие культуры личности; физкультур но-спортивная деятельность отражает ценностные ориентации и потребности, характеризует физкультурную активность личности [411, С. 34-35].
Все компоненты находятся в тесной взаимосвязи, взаимообусловлены и дополняют друг друга, они представляют собой сложное системообразование, в зависимости от видоизменений которого определяются уровни: ситуативный, начальной грамотности, образованности, творческий.
1. Ситуативный - отмечается отсутствие специальных знаний и интеллектуальных способностей, представлений о социально-духовных ценностях физической культуры. Мотивационно-ценностные ориентации и физкультурная деятельность проявляются ситуативно и невыраженно. Определенный интерес и активность возникают в условиях необходимости, новизны, в силу эффекта подражания.
2. Уровень начальной грамотности - характеризуется наличием элементарных знаний и представлений о ценностях физической культуры, связанных с оздоровительной, прикладной, спортивной и другими видами физкультурной деятельности. Осваиваются отдельные простейшие элементы физической культуры (выполнении утренней зарядки, закаливающих процедур, развитие физических качеств, ЗУН).
3. Уровень образованности отражает познание существенных положений физической культуры и ее социально-духовнх ценностей. Отмечаются интеллектуальные способности и эрудированность. Физическое самосовершенствование становится нормой.
4. Творческий уровень отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования физической культуры, ее социально-духовных ценностей для формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Научность знаний проявляется на аксиоматической ступени абстракции. Физическое самообразование приобретает системность и творческую основу [386, 389].
Созревание физических и духовных сил ребенка осуществляется на разных этапах становления личности неравномерно, и лишь своевременное и гармоничное развитие ее сущностных сил - интеллектуальных, эмоциональных, физических, волевых создает реальную основу для перехода человека на новый более высокий уровень овладения знаниями, умениями, навыками.
Гуманизация образования предполагает реально функционирующую систему, обеспечивающую единство непрерывного общекультурного, социально-нравственного, физического развития личности с учетом общественных потребностей и личных запросов. «По длинное образование захватывает и изменяет душу в целом, перемещая человека сперва в место его существа и приучая к нему» [320, С.93].
Методы оценки и обработки материалов опытно-экспериментального исследования
Регистрационные обследования включали документальное фиксирование уровня развития личностных качеств личности, двигательной подготовленности, степени усвоения теоретического и практического материала.
Для определения уровня развития качеств личности и их сравнительной характеристики в процессе эксперимента были использованы следующие общепринятые психолого-педагогические диагностики [422]:
1. Диагностика социальной эмпатии [422] позволяла определить уровень эмпатииных тенденций личности, который выражается в реализации таких гуманных свойств личности, как эмоциональная отзывчивость на переживания других людей, уважение человеческого достоинства, оказание помощи ближнему, проявление сопричастности и милосердия.
Для выявления уровня эмпатийных тенденций учащимся предлагались к оценке 33 утверждения, на которые им необходимо было ответить «Да» (в случае согласия с утверждением) и «Нет» (в случае несогласия). Обработка полученных результатов осуществлялась в соответствии с тестовым ключом. Совпадение ответов с ключом теста оценивалось в один балл. Полученная, таким образом, сумма позволяла определить уровень эмпатийных тенденций в экспериментальной и контрольной группе (таблица 3).
2. Диагностика личностной установки «альтруизм-эгоизм» использовалась нами для выявления у учащихся (экспериментальной и контрольной групп) наличия таких качеств, как альтруизм и эгоизм. Как и в предыдущей диагностике, респондентам предлагался опросник, состоящий из 20 вопросов, и в зависимости от ответов проставлялся балл («Да» - 1 балл; «Нет» - 0). В соответствии с ключом теста, подсчитывалась общая сумма баллов. Если эта сумма превышает 10 баллов, то у субъекта наблюдается склонность к альтруизму, желанию помочь людям в любых жизненных ситуациях и трудностях, и наоборот, чем сумма меньше 10 баллов, тем больше выражена эгоистическая тенденция личности.
3. Диагностика полимотивационных тенденций «Я-концепции» личности С.М.Петровой [422] использовалась для изучения мотивационной сферы личности и выявления альтруистических, эгоистических тенденций учащихся. Благодаря включению в методику разноплановых пословиц, с помощью которых осуществлялась диагностика, учащиеся ненавязчиво получали образную информацию для оценки и руководства к действию в последующей жизнедеятельности. Обработка результатов осуществлялась на основе метасмысла пословиц. В случае согласия с содержанием пословицы учащимся предлагается выставлять «+», несогласие - «-». Интерпретация результатов осуществлялась в соответствии с ключом теста, который в процессе исследования был адаптирован к учащимся младших классов приложение 4).
4. Диагностика доброжелательности учащихся оценивалась по шкале Кэмпбелла [422]. Согласно условиям диагностики, учащимся предстояло выразить степень согласия с представленными суждениями. При совпадении ответов испытуемого с ключом теста он оценивался в 1 балл, при несовпадении - в 0 баллов. Балы суммировались и определялся показатель доброжелательности: низкий (4 балла и меньше); средний (4-8 баллов); высокий (8 баллов и выше).
5. С целью выявления эффективности артпедагогики как образовательно-воспитательной системы проводилась диагностика процесса, где определялись уровни интеллектуальной и гуманистической воспитанности учащихся как в начале, так и в конце опытно экспериментальной работы для сравнительной характеристики результатов полученных в процессе проведения эксперимента. Исследование проводилось на основе модернизированной нами диагностической программы М.И. Шиловой [450] и Л.П. Гирфановой [120]. Диагностическая программа представлена в приложении 5. Результаты показателей воспитанности подростков экспериментальной группы мы оценивали по 3-х бальной системе, по каждому показателю в отдельности. Суммировалось количество баллов по каждому показателю. Наибольшее количество балов по показателю определяло уровень воспитанности подростков, максимальное количество баллов 30 — высокий уровень, от 10 до 20 средний, от 0 до 10 низкий (таблица 4).
На основе полученных результатов подсчитывалось общее количество испытуемых, имеющих высокий, средний и низкий уровень. И определялось процентное число от суммы по каждому показателю в отдельности.
Для определения воздействия артпедагогики на качество учебного процесса нами исследовалась успеваемость подростков по школьным предметам и оценивалась дисциплинированность в контрольных и экспериментальных группах. Подсчет результатов осуществлялся на основе нахождения среднего арифметического значения.
Нахождение процентного числа по всем вышеперечисленным диагностикам исчислялось по общепринятой методике, количество испытуемых, участвующих в эксперименте, делилось на 100 (определялось конкретное значение 1 %), для нахождения процентного соотношения уровней высокого, среднего и низкого, в зависимости от количества положительных ответов по каждому показателю.
Качество любого предмета или явления характеризуется совокупностью его отдельных свойств, через которые раскрываются смысл и содержание качества. Для оценки влияния артпедагогическои технологии на процесс развития двигательных умений и навыков, нами была разработана и внедрена в занятия физической культурой диагностика, отражающая исполнительское мастерство и художественно-творческие способности каждой личности при выполнении двигательных комбинаций (таблица 5). При составлении данной контролирующей методики мы руководствовались упрощенными требованиями, предъявляемыми к спортивно-техническому мастерству в эстетических видах спорта (фигурному катанию, художественной гимнастики, аэробике и др.), но, в отличие от них, оценивание движений, выполняемых учащимися, осуществлялась на основе упрощенной методики, это создавало возможность оценивания выполняемых упражнений учеником всеми членами коллектива.
Артпедагогическая направленность физической культуры (с периода Средневековья до начала XX века)
В период развитого феодализма в Западной Европе получила распространение рыцарская система воспитания. Как и в эпоху античности, она носила военно-прикладной характер, в отличие от первой, боевые танцы были заменены танцевальными движениями, направленными на формирование хороших манер. «Нормы рыцарской военно-физической подготовленности включали только семь умений: езду верхом, преодоление водных переправ, охоту, стрельбу из лука, владение приемами боя, игру в развлекательные игры, владение хорошими манерами и танцами» [122, С. 23].
В то же время в средневековый период мало ценились высокие результаты в быстроте и ловкости, достигнутые не верхом на лошади и тем: более без лат. Не случайно, что из рыцарских турниров были полностью исключены игры с мячом и даже такие формы, как бег с оружием или боевые танцы, которые играли главную роль в античной военной подготовке.
Рассматривая физическое воспитание средневековья, следует заметить, что оно осуществлялось по двум образовательным направлениям: рыцарское - «Семь рыцарских доблестей» и монашеское — «Семь свободных искусств». О направленности можно судить по изучаемым образовательным предметам:: верховая езда, стрельба из лука, фехтование, плавание, охота, развлекательные игры, сочинение стихов, т.е. превалировала военно-прикладная физическая подготовка, а, во втором — интеллектуальное развитие личности, о котором также свидетельствуют изучаемые дисциплины: грамматика, риторика, диалектика, арифметика, геометрия, астрология, музыка. Что касается кодекса джентльмена, то в физическом: воспитании молодежи также преобладала духовная и нравственная стороны.
Основатель первого ордена, живший в IX веке, французский рыцарь из Прованса Годфруа де Прей, определял в качестве главного требования к членам ордена усвоение семи навыков: верховую езду, плавание (фактически это форсирование водных преград, обычно в полном вооружении, но, придерживаясь за гриву коня), «благородные игры» (от шахмат до соколиной охоты), охоту (на сей раз не с соколом на птиц, а с копьем и мечом на опасного зверя), «искусство благородного поведения» (стихосложение, танцы, рыцарский этикет), стрельбу из лука и искусство сражаться [467, С.63].
Развитие капиталистических отношений, прогресс науки и культуры вызвали в XIV - XVI вв. (в эпоху Возрождения) гуманизацию образовательных систем. В эпоху Возрождения («золотой век расцвета культуры») признавалась неразрывная взаимосвязь между физическим и духовным воспитанием. Педагогика эпохи Возрождения - гуманистическая педагогика. В формировании физической культуры личности утверждается идеал всесторонне и гармонично развитого человека, существовавший еще в идеях эпохи античности. Педагоги - гуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами.
Развитие педагогической мысли того времени отменено в трудах Вигторино да Фельтре, Джакопо Садолетти, Иеронима Меркуриалиса, Томмазо Кампанелла, Эразма Ротердамского, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеия и др. Их принципы и цели отличались друг от друга, по крайней мере, настолько же, как их происхождение и профессии. Однако их влияние и роль в перестройке системы образования во многом совпадали:
а) они отвергали отношение к телу как к тюрьме души;
б) в их теории воспитания, наряду с бегом, фехтованием, верховой ездой, борьбой, метанием копья, плаванием и пешими походами, определенная роль отводилась также различным играм, среди которых были лапта, кегли и т.д. На уроках танцев прививали ученикам навыки приятных движений и чувство непринужденности;
в) они воскресили и распространяли опыт методики физического воспитания древности;
г) под влиянием их деятельности в педагогике вновь получили права гражданства эстетический идеал гармонически развитого человека и роль физического воспитания как средства охраны здоровья;
д)они пришли к пониманию необходимости использования в физической подготовке оздоровительных факторов природы;
е) они признали взаимосвязь между физическими и духовными усилиями человека;
ж) по примеру древних, они отводили воспитательную роль детским играм и выступали за предоставление простора свободным проявлениям личности ребенка;
з) впервые было обращено внимание на особенности различных возрастов в жизни человека, а также на необходимость своевременно компенсировать вредное влияние на здоровье некоторых профессий, занимаясь с молодежью различными подвижными играми еще в период ее учебы [467].
Основы гармонии эстетика Возрождения видела в идеальной пластичной организации человеческого тела, во взаимопроникновении внешнего и внутреннего, в согласовании частей и целого. Гармония считалась существенным признаком и даже источником всего прекрасного. Именно в то время создаются новые типы школ, в которых развивались творческое мышление, самодеятельность и инициативность ребенка. Физическое воспитание рассматривалось в единстве с умственным, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания (Т. Кампанелла, Т. Мор, ЯЛ. Коменский, Р. Оуэн, А.В. Луначарский и др.). В период перехода от средневековья к новому времени появился ряд выдающихся мыслителей и ученых. Их вклад в развитие теории физического воспитания можно оценить только сейчас.
Например, Д. Локк указывал на прямую связь духовного развития человека от его физического потенциала, при этом особую роль физического воспитания он видел в укреплении здоровья. Д. Локк отрицал необходимость спортивных состязаний, отдавая предпочтение гармоничному развитию, формированию духа, способности преодолевать трудности.
Я.А. Коменский также считал, что физическое воспитание способствует формированию характера, духовному и эстетическому развитию. Он отмечал, что тело является жилищем души. Впервые среди европейцев Я.А. Коменский сформулировал принцип природосообразности. Для правильного воспитания, по его мнению, нужно изучать природу и следовать ее законам. Физическую подготовку детей он включил в программу обучения, органически соединив ее с уроками по теоретическим предметам. Очень интересные мысли высказывал по поводу единства духовного и физического развития Ж.Ж. Руссо. Он говорил, что тело рождается раньше души и первой должна быть забота о нем.
Артпедагогические средства гуманизации образования учащихся в области физической культуры
В зависимости от форм занятий физическими упражнениями видоизменяется содержание, подбираются определенные средства. По мнению представителей искусства и спорта, современное искусство нуждается в «спортивной стимуляции», как и спортивная деятельность в стимуляции искусством. Сложная техническая сторона при выполнении трюковых элементов в танце невозможна без соответствующей физической подготовки танцора, или успешное выступление спортсменов в фигурном катании, прыжках в воду, фристайле и др. невозможно без включения в тренировочный процесс элементов хореографии и музыки.
«Сегодня не только высокий уровень технического мастерства фигуристов является гарантией победы на международной арене. Создание образа, хореографическая и музыкальная культура, исполнительское мастерство, яркая индивидуальность - это полноправные слагаемые успеха в фигурном катании. Естественно, что такой подход требует целенаправленной системной подготовки, начиная с детских лет, по основам музыкальной грамоты, истории музыкальной культуры» [2, С.36].
Физическая культура имеет много общего с искусством. В спортивных соревнованиях еще в большем диапазоне возрастает эстетический потенциал и художественная выразительность человеческих движений. Люди все чаще задумываются о том, чем является фигурное катание, художественная гимнастика, синхронное плавание, бальные танцы и т.д. — искусством или спортом. И это не случайно, т.к. перечисленные виды двигательной деятельности сочетают в себе красоту, пластику, выразительность движений, зрелищность исполнения. Спортсмен или танцор, выполняя «трюковые» элементы, порой, выходит за грани человеческих возможностей.
Всем известно, что спорт дает искусству «живительный заряд», развивая двигательные способности человека, а искусство щедро как бы делится со спортом красотой, образностью, выразительностью, праздничностью. Например, в танце акробата «гротесковые прыжки чередовались со сложнейшими цирковыми упражнениями: кульбидами, сальто, фор-дешпрунгами ...» [458, С.37]. Обильно насытив женский танец большими прыжками, широкими переходами, виртуозными вращениями, Чабукиани - балетмейстер значительно расширил технический арсенал и мужских партий в балете, повысил их накал, ввел новые приемы исполнения» [458, С.45]. В то же время для осуществления гуманизации современного спорта требуется его интеграция и сближение с искусством, т.к. искусство выступает как одно из основных и наиболее эффективных средств формирования и развития духовного мира человеческой личности.
Польский философ Zuchora писал: «Спорт должен осознать культурно-созидательный потенциал искусства, способный вывести спорт из толпы, обрекающей его на одиночество; искусству следует научиться говорить языком спорта для того, чтобы установить более тесный контакт со многими тысячами зрителей. Спорт, обнаруживающий свои духовные ценности и богатства спонтанно и непосредственно, должен овладеть новой системой интерпретационных правил, обеспечивающих определенную интимность переживаний, позволяющих объединять впечатления с чувствами, сублимирующих отдельные нюансы и ощущения, позволяющих уловить то, что является «в известном смысле подспудным», и за маской крика увидеть настоящее лицо спорта. Искусству же, наоборот, следует изображать спорт более яркими красками, позволяя себе большую открытость в выражении чувств, что является необходимым условием для совместного переживания произведения; искусству следует снять с себя ничего не выражающую маску созерцания и открыть свое истинное лицо, которое, возможно, будет не всегда красивым, но зато более правдивым» [496, р. 61-62].
Безусловно, искусство является более высокой формой освоения действительности, но потребности людей настолько многообразны, что для их удовлетворения необходимо многообразие средств: труд, искусство, физическая культура, быт и личные отношения. Поэтому в своем воздействии на человека физическая культура и искусство не подменяют, а дополняют друг друга. Спорт близок к искусству этическим, нравственным содержанием. Он, как и искусство, предлагает людям образец эмоционально-чувственного бытия, очищенный от всего случайного, второстепенного. Искусство и спорт как общественные явления несут в себе высокое нравственное содержание. В лучших произведениях искусства спорт предстает как выражение максимальных возможностей человека, его творческого расцвета.
Термины, заимствованные из искусства: художественность, образный смысл, эстетическое воздействие - успешно применяются в спортивной деятельности. В спорте все отчетливее просматривается тенденция изменения правил спортивных соревнований в сторону эстетической направленности. Не случайно сегодня популярны виды физических упражнений, интегрирующие спортивную деятельность с искусством (бальные танцы, фигурное катание, ритмическая и художественная гимнастика, шейпинг и др.). Этот положительный факт стимулирует к поиску новых средств выразительности движений и демонстрации зрелищной красоты разнообразия физических упражнений. Ведущие специалисты все больше придерживаются мнения о том, что при подготовке спортсменов следует использовать законы сцены, огромный опыт театрального искусства.
Проявление устойчивых связей между спортом и искусством небезосновательно. Каждая из областей человеческой культуры развивается по своей внутренней логике и только присущим им законам, а подчеркнуть взаимозависимость и взаимообусловленность интеграции искусства и физической культуры в современных условиях сегодня представляется правомерной.
Явная недооценка интеграции физкультурно-спортивной деятельности и искусства сегодня прослеживается при подготовке спортсменов. Так, например, проведенный «анкетный опрос фигуристов 8-12 лет первого взрослого разряда и кандидатов в мастера спорта показал, что в 42 процентах случаев спортсмены не смогли назвать композиторов музыкального сопровождения своих программ, 17 процентов ребят не имели никакой информации (не знали даже ритма музыки), а у 22 процентов опрошенных выбор музыки носил случайный характер» [2, С.36].
При подборе средств в системе общего образования мы исходили из того, что артпедагогика может сыграть значительную роль не только в гармоничном развитии личности, но и способствовать развитию интеллекта, формированию гуманных качеств учащихся, сочетая в себе сферы общечеловеческой культуры: физическую культуру и искусство. «Искусство есть важнейшее сосредоточение всех биологических и социальных процессов личности в обществе, есть способ уравновешивания человека с миром в самые ответственные минуты жизни», - писал Л.С. Выготский [107, С.329].