Введение к работе
Актуальность темы исследования. В последние десятилетия приоритетными стали системные исследования оснований отдельных направлений науки: математики, физики, химии, биологии. Они имеют существенное значение для выявления детерминирующих факторов развития науки, понимания особенностей способа мышления в различные эпохи, раскрытия взаимосвязей отдельных граней научного познания, определения эффективной методологии научного поиска.
В процессе анализа оснований конкретных направлений науки философско-методологическое исследование неизбежно выходит на фундаментальные вопросы гносеологии, на проблемы взаимодействия ценностно-мировоззренческих, социально-экономических, культурных факторов в развитии научного познания. Происходит при этом эвристическое взаимодействие философских, культурологических, науковедческих, социологических подходов, существенно дополняется картина социальной действительности, представления о динамике исторического процесса.
В зависимости от содержания, ориентации, характера трансформации оснований науки можно судить об особенностях эпохи, ее системы ценностей, уровне социально-экономического развития общества. Основания каждой науки предстают как некая целостность, как многоуровневая система. В этой системе можно выделить: философско-мировоззренческие основания, определяющие идеалы и нормы научной деятельности; логико-методологические основания, объединяющие понятия, концепции, методы, с помощью которых происходит развитие данной отрасли знания; социокультурные и экономические основания, характеризующие внешние факторы развития науки.
В этом контексте несомненный интерес представляет рассмотрение оснований становления и развития экологии, превращение ее в конце ХХ века в комплексное научное направление, охватывающее биологическую экологию, экологию человека, глобальную экологию, социальную экологию и целый ряд прикладных областей экологии (инженерную экологию, агроэкологию и др.). Новые направления экологии носят интегративный характер, определяют общенаучную тенденцию к экологизации самых различных областей науки, техники, технологии, социальной практики в целом. Беспрецедентные изменения в экологии, ее предметном поле, методологии, понятийном аппарате трудно понять без обращения к основаниям экологического познания. Несмотря на значительные исследования, посвященные философско-методологическим аспектам экологии, вопросы оснований экологии в должной мере не исследованы. Осознание значения экологии для устойчивого, безопасного развития современной цивилизации определяет необходимость специального рассмотрения ее оснований. Это позволит выявить и систематизировать различные факторы (философские, научно-теоретические, социокультурные, экономические и др.), определившие становление и развитие экологии, разработать соответствующую научную политику, стратегическую программу для повышения эффективности экологических исследований и ускорения процессов экологизации.
Степень разработанности проблемы. Проблема оснований науки интенсивно стала разрабатываться со второй половины прошлого столетия. Этот интерес был обусловлен революционным развитием физики, химии, биологии, космологии, появлением таких новых интегративных областей науки как молекулярная биология, кибернетика, синергетика. Эти обстоятельства обусловили необходимость поисков концептуальных оснований науки, общенаучных понятий, подходов, методов, содействующих интегративным тенденциям.
Естествознание всегда «имело перед собой в качестве идеала конечную, высшую задачу: объединить пестрое многообразие фактических явлений в единую систему, а если возможно, то в одну-единственную формулу». Даже в начальный период размежевания наук, в XVII—XVIII веках, не вызывало сомнения, что по мере развития науки все области ее будут охвачены единым методом исследования. И хотя последующая чрезвычайно узкая специализация способствовала установлению тезиса «автономии» методов исследования, тем не менее, ряд выдающихся ученых и в «метафизическом климате» XIX века обращали особое внимание на смежные области познания. Так, необходимость исследования «ничейных территорий» между предметами сложившихся наук неоднократно подчеркивал Ф. Энгельс.
Одним из первых попытку непосредственного применения идей единства природы в качестве методологического принципа в естествознании сделал Д. И. Менделеев открытием периодического закона химических элементов. Проблема единства науки проявилась особенно глубоко в творчестве В. И. Вернадского. Он подходил к различным явлением мира, исходя из того убеждения, что «отдельные частные явления соединяются вместе, как части одного целого, и в конце концов получается одна картина Вселенной, Космоса, в которую входят и движение небесных светил, и строение мельчайших организмов, превращения человеческих обществ, исторические явления, логические законы мышления или бесконечные законы формы и числа, даваемые математикой». В. И. Вернадский считал, что важнейшим посредствующим звеном для перехода от неживой природы к человеку, является живое вещество, которое должно исследоваться биогеохимией — наукой, глубочайшим образом соприкасающейся с науками не только о жизни, но и о человеке, с науками гуманитарными.
В философской литературе в данном отношении особое внимание уделялось таким универсальным факторам научного познания как «парадигмы познания» (Т.Кун), «стандарты понимания» (С. Тулмин), «научные темы» (Дж. Холтон), «исследовательские программы» (И. Лакатос) и др.
Рассмотрение оснований экологии в этом плане позволяет выявить и систематизировать факторы (философские, научно-теоретические, социокультурные, экономические и др.), определившие становление и развитие экологии, разработать с их учетом соответствующую научную политику, стратегическую программу для повышения эффективности экологических исследований и ускорения экологизации науки, технологии, социальной практики в целом.
Экологическая проблематика успешно разрабатывается в содружестве философов и представителей конкретных наук. Эти разработки основываются на теоретико-методологических установках классиков науки относительно взаимоотношения общества и природы, учении В.И. Вернадского о биосфере, а также на данных современной науки. В этом плане можно отметить труды: Г.А. Бачинского, М.И. Будыко, П.А. Водопьянова, Д.М. Гвишиани, И.П. Герасимова, Э.В. Гирусова, А.А. Горелова, Г.С. Гудожника, М.М. Камшилова, Р.С.Карпинской, А.В.Кацуры, Л.П.Киященко, В.А.Кобылянского, И.К.Лисеева, Н.М.Мамедова, Н.Н. Моисеева, И.Б. Новика, Н.Ф. Реймерса, О.С.Суворовой, Ю.П. Трусова, А.Д.Урсула, Е.Т. Фаддеева, Е.К. Федорова, И.Т. Фролова, С.С. Шварца и других авторов.
В развертывание экологических исследований существенный вклад внесли зарубежные исследователи, особенно К. Боулдинг, Р. Дажо, Ж. Дорст, Р. Дюбо, Дж. Вудвелл, Ф.ди Кастри, Б. Коммонер, Ю. Одум, Ф. Сен-Марк, С. Сингер, Б. Уолд и другие.
Следует особо отметить инициирующую роль первых докладов Римскому клубу в развертывании экологических исследований. Научный интерес к экологической проблематике существенно усилился после первого интегративного исследования глобального развития, которое было выполнено в начале 70-х годов группой ученых под руководством Д. Медоуза.
По мере осознания серьезности тех или иных аспектов экологической проблемы развертывались научные исследования по соответствующим целевым программам. Еще в 1970 г. на XVI сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО была принята программа "Человек и биосфера" (МАБ), основная цель которой – проведение в различных регионах мира комплексных исследований воздействия человека на биосферные процессы и изучение их влияния на самого человека.
Большинство вопросов, составляющих основное содержание экологической проблемы, спорадически возникали перед обществом на протяжении всей его истории. Тем не менее, человечество открыло для себя экологическую проблему только в конце ХХ столетия. Под эгидой ООН были созваны конференции глав государств в 1972 году в Стокгольме, в 1992 году в Рио-де-Жанейро, на которых рассматривались вопросы окружающей среды и развития. На конференции в Рио-де-Жанейро была принята концепция перехода современного общества к устойчивому развитию. Общий смысл стратегии устойчивого развития сводится к определению предпосылок и условий неопределенно длительного существования человечества. Для этого предполагается таким образом удовлетворять потребности людей, чтобы это не вело к деградации биосферы, не ущемляло интересы будущих поколений.
На саммите ООН по устойчивому развитию, который проходил в 2002 году в Йоханнесбурге, было обращено внимание на роль образования и просвещения в переходе к устойчивому развитию.
В целом можно сказать, что в философии и науке сложились несколько направлений, рассматривающих проблемы экологии. Первое, – это работы, выполненные в рамках философии и методологии науки. В них акцент делается на гносеологической специфике экологического познания, его основаниях, методах, понятийном аппарате, анализируются мировоззренческие, аксиологические, нормативные функции экологии.
Второе, – работы, непосредственно касающиеся социально-экономических, политических, правовых аспектов экологии. Они преимущественно ориентированы на решение конкретных экологических проблем.
Третье, - определяют работы, анализирующие процесс экологизации науки, техники, образования, культуры, выявляющие некие общие закономерности в этом универсальном процессе.
Наконец, четвертое направление связано с обсуждением социально-экологических предпосылок перехода современного общества к устойчивому развитию.
Вместе с тем в литературе до сих пор дискутируются такие вопросы как основания эволюции экологии, взаимоотношение классической (биологической) и новых направлений экологии, специфика экологических знаний, перспективы экологизации науки, техники, экономики, пути формирования экологического сознания, экологической культуры. Большинство этих вопросов остаются открытыми.
Гипотеза исследования. Понятие "экология" используется сегодня при изучении качественно различных явлений. В круг экологических изысканий входят причины и следствия исчезновения отдельных видов растений и животных, загрязнения природной среды, ухудшения качества жизни людей и т.д. Экология, соответственно, отходит от доминирующего, классического типа науки, она становится как бы "нормативным естествознанием", несет ответственность не только за истинность полученных знаний, но и также за их применение. Это значительно смещает науку от картезианского идеала в сторону аксиологии. Если термодинамика и эволюционная теория уточнили понятие времени, показали его необратимость, квантовая теория показала ограниченность резкого противопоставления объекта и субъекта, теория систем вернула холистический подход в естествознание, то экология усиливает ценностные измерения в науке. Благодаря этому человек, его существование и действия превращаются в целостный предмет научного познания.
Объектом исследования является развитие экологии.
Предметом исследования – основания развития экологии.
Цель диссертационного исследования - философский анализ оснований развития экологии, выявление концептуальных предпосылок экологизации современной науки.
Для реализации данной цели поставлены и решены следующие задачи:
- определить взаимосвязь внутренних и внешних факторов в развитии экологии;
- уточнить предметное поле, соотношение новых направлений экологии;
- рассмотреть специфику экологических знаний, взаимодействие гносеологических и аксиологических аспектов в экологии;
- уточнить взаимосвязь и взаимоотношение общеэкологических понятий, их роль в интеграции отдельных направлений экологии;
- определить роль социальной экологии в экологизации современной науки, образования, культуры.
- раскрыть социально- экологические предпосылки и условия устойчивого развития общества.
Теоретико-методологическую основу исследования составили философские принципы всесторонности и развития, системный, синергетический, исторический и логический подходы, положения философии науки, данные современных направлений экологии. Исследование основывается на монографических трудах по философии науки, проблемам экологии, экологического образования, теории устойчивого развития, а также на докладах Римского Клуба, материалах конференций ООН, ЮНЕСКО, и других источниках.
Научная новизна диссертационного исследования определяется целостным подходом к экологическому познанию, представлением современной экологии как единого интегративного научного направления. В диссертации, в частности:
- выявлена связь становления эволюционной теории Дарвина и классической (биологической) экологии с доминирующим в западноевропейской интеллектуальной атмосфере в середине ХIХ века диалектическим способом мышления;
- показано влияние учения академика В.И.Вернадского о биосфере на становление концептуального аппарата глобальной экологии;
- раскрыто значение представлений В.И.Вернадского о ноосфере на формирование целевых установок социальной экологии и методологических оснований концепции устойчивого развития;
- показана связь развития новых направлений экологии с осознанием в обществе во второй половине ХХ века глобальной экологической опасности, необходимости перехода к устойчивому развитию;
- уточнены и проанализированы смысл и содержание общеэкологических понятий (экологическая система, экологическое взаимодействие, экологическое противоречие, экологическое развитие, экологическая устойчивость), отражающие инвариантные процессы в различных направлениях экологии и составляющие концептуальную основу единства современной экологии.
- определены особенности экологических знаний, соотношения в них мировоззренческих, объяснительных и нормативных функций;
- обоснована регулятивная роль социальной экологии в решении проблем перехода к устойчивому развитию, развертывании тенденций экологизации науки, техники, образования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современная экология – комплексное научное направление, обладающее внутренним единством, общими понятиями, принципами и подходами. Становление и развитие экологии обусловлено совокупностью факторов, имеющих социальные, философские, научно-теоретические, экономические корни. В экологическом познании сейчас проявляются такие общенаучные тенденции как интеграция и гуманизация, информатизация и космизация, ориентация на устойчивое развитие общества. Взаимосвязь биологической, глобальной, социальной экологии и экологии человека, позволяет формировать современную систему экологических знаний и экологическую картину действительности.
2. Экология эволюционировала от рассмотрения отношения "организм-среда" к рассмотрению отношения "общество-природа". Это сделало возможным включение экологического аспекта в теорию взаимоотношений общества и природы, а самого человека в систему экологических отношений. Включение человека в систему экологических отношений как объекта и субъекта в данном случае означает гуманитаризацию экологии и требует использования новых форм познания. В отличие от традиционных областей науки, в которых проявляется лишь опосредованная связь с системой ценностей эпохи, развитие экологии ведет к проникновению ценностных представлений в саму ткань экологических положений. Возникает необходимость вовлечения в ее концептуальный аппарат понятий, представлений непосредственно связанных с изучением человека, его потребностей, интересов, здоровья.
3. Стратегия устойчивого развития совпадает с логикой ноосферогенеза. Однако, как выяснилось, становление ноосферы предполагает выявление и сохранение в естественном виде особых территорий на поверхности нашей планеты, среда или экосистемы которых выполняют стабилизирующую функцию в поддержании жизненно важных параметров биосферы. Разрушительное воздействие человека на биосферу может быть уменьшено до безопасного для нее уровня путем сохранения меры биосферных процессов. В этой связи особую значимость приобретает сохранение и поддержание особо охраняемых природных территории на региональном и глобальном уровнях. Этот вывод подтверждается теорией биотической регуляции окружающей среды, обоснованной профессором В.Г.Горшковым. Теория биотической регуляции подтверждает необходимость кардинального изменения направления и содержания социально-экономического развития и акцентирует внимание на глобальном характере экологических противоречий, несмотря на их локальное происхождение.
4. Реализация стратегии устойчивого развития зависит от экологизации различных сфер человеческой деятельности, становления экологического сознания. Данные процесс призван изменить способ мышления людей, усилив его эко-гуманистические, прогностические качества. Становление экологического сознания – важнейшее условие перехода общества к устойчивому развитию. Экологическое сознание меняет в общественном сознании механистическую модель устройства мира, развивает диалектическое понимание природы, заставляет обращать внимание на спонтанные, самоорганизующиеся явления и процессы. В этом плане экологическая компетентность становится одной из сущностных характеристик человека, потому что ущерб природе наносится не только умышленно, но по незнанию.
5. Исследования экологической проблемы должны вестись на философском, общенаучном и специальном уровнях. Общенаучный уровень исследований ведется в рамках глобалистики и социальной экологии. Глобалистический анализ позволяет определить внешние связи экологической проблемы, социально-политические и другие предпосылки ее решения. Социально-экологические исследования определяют внутреннюю структуру экологической проблемы, субординацию различных ее сторон.
6. В современной науке все большее значение приобретает экологическая парадигма, которая позволяет обосновывать исходные принципы альтернативной мироориентации, выступить перспективой развития науки и техники в условиях перехода общества к устойчивому развитию. Кризисная экологическая ситуация, как и другие издержки научно-технического прогресса, обусловлена рационалистическими принципами, лежащими в основе развития западной цивилизации и сформировавшимися еще в Новое время. Экологическая парадигма в этом отношении является символом экологической духовности, нового сознания, которое призвано способствовать переходу человечества в информационно- экологическое общество.
Теоретическое значение исследования связано с выявлением общих закономерностей развития экологии как комплексного направления современной науки, уточнением ее методологических установок, концептуального аппарата, системы общих экологических понятий, раскрывающих гносеологические основания единства экологического познания. Полученные результаты способствуют раскрытию новых моментов в становлении постнеклассического образа науки.
Практическое значение диссертации определяется, прежде всего, методологической ролью ее выводов в понимании особенностей развития экологии, ее современного статуса, роли в решении проблем устойчивого развития. Диссертация может служить основой для подготовки учебных пособий и спецкурсов по теоретическим вопросам экологии и философии науки, а также экологического образования. Материалы исследования могут быть использованы при разработке исследовательских программ в области экологии.
Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации были апробированы на Межрегиональной научно-практической конференции «Социальная экология в изменяющейся России: проблемы и перспективы, Белгород, 2007г., Всероссийской научно-практической конференции «Социальная экология в изменяющейся России и сопредельных государствах: теория и практика», Белгород, 2008г., научно-практической конференции «Мегаполис: образование и качество жизни», Москва-Зеленоград,2008г; IV Всероссийской научно-практической конференции «Экологическое образование и просвещение в интересах устойчивого развития», Ханты-Мансийск, 2009; семинарах кафедры философии и общественно-правовых дисциплин Московской государственной академии делового администрирования, а также в научных статьях общим объемом 2,4 п.л.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы.