Введение к работе
Актуальность исследования.
Наряду с разработкой спецнальнофилософскпх проблем развития общества )допжает оставаться актуальным конкретный анализ ряда специфических явлеішіі цествеиной жизни как в историческом, так и в современном аспектах, смотрение проблем свободомыслия в контексте духовной жизни общества уаяьно по нескольким позициям.
Духовная жизнь общества - форма, способ жизнедеятельности людей, их яьного бытия и относительно самостоятельная сфера, связанная с производством аспространенисм сознания и удовлетворением духовных потребностей. Идеи, [яды, представления и другие духовные образования, взятые в их движении, енении и развитии, составляют одну из сторон духовной жизни. Конкрстно->рическое рассмотрение сознания как стимула деятельности, ценностного мнения к действительности, регулятора деятельности и поведения людей юлит судить и о самом субъекте социальной реальности. Исследование юдомыслия, понимаемого в широком смысле как формы духовного освоения твителыюсти и развития индивида вносит свой вклад в формирование картины сционировзния общественной системы. Это важно еще и потому, что и в конце века сохраняется, а порой и возрастает тенденция сакрализации культурной ги общества, с чем связаны односторонне-негативные, однолинейные, не ретно-исторические оценки свободомыслия и атеизма.
/Анализ свободомыслия будет способствовать объективному осмыслению мена культуры как качественной характеристики духовной жизни общества, гчных духовных традиций в ней. Это позволит обратить внимание на те звные ориентиры" общественного процесса, которые ныне оказались как бы в
тени. Продолжает оставаться актуальным раскрытие содержания духовно прогресса через исследование взаимосвязей, взаимозависимостей меж конкретными явлениями духовной жизни общества. С этой точки зрения важ: выделить не только критерии, но и формы выражения и показатели осуществлен духовного прогресса как на уровне общества, так и на уровне личности (в духовн культуре, образе жизни, в области духовной свободы)./
Философское осмысление развития и функционирования реальных явлен общественной жизни предполагает уточнение категориально-понятийного аппара исследуемых проблем. Полученные теоретические выводы в свою очередь послуж основой исследования проблем в рамках междисциплинарного подхода, решен ряда воспитательных задач.
В последнее десятилетие довольно активно велась разработка пробл< истории и теории свободомыслия как социокультурного феномена. Особенносп поисков в этом направлении является обилие точек зрения, определений основні понятий. С одной стороны, это требует обращения к достаточно большому кру вопросов, а с другой, - позволяет провести собственное системное исследование данной области.
Степень научной разработки проблем
В данном исследовании этот вопрос следует рассмотрегь в двух аспектг Первый из них затрагивает определение содержания, сущности, критериев н фо{ выражения духовного прогресса общества. Второй аспект касается изучен: свободомыслия в контексте этого процесса.
Теоретическому исследованию и обоснованию социальнофилософекі проблем рассмотрения духовного прогресса общества посвящены работы Т.. Абдиллаева, С.Ф. Анисимова, B.C. Барулина, А. И. Бугреева, Л. П. Буевой, A.I Бутеико, А.И. Волкова, Г.С. Гудожника, Е.Л. Дубко, Н.Г. Злобина, Э. В. Ильенкої М. С. Кагана, К.М. Кантора, Н.В. Клягина, Н.Г. Козина, Г. В. Мокроносова, X. ] Момджяна, К.Х. Момджяна, А. Т. Москаленко, А.Н.Назаретяна, А.В. Разина, Ю.
етникова, В.Л. Семенова, А. Г. Спиркина, В.Л. Титова, А. К. Уяедова, Б. А. гина, В.В. Целищева, А. И. Яценко и ряд коллективных монографий.1 Однако во эгих работах проблемы нашего исследования содержатся лишь имплицитно, речь !Т о развитии культуры, творчества, ценностей и т.п. Особо следует отметить ледовапие Г. И. Бондаревым3 духовного прогресса общества с точки зрения акционирования духовной культуры, которая рассматривается как механизм уляции отношений человека к природе и обществу. Однако уровень системности бобщеиности решения проблем духовного прогресса здесь ограничен, поскольку [ь идет лишь о науке как факторе организации управления общественными щессами.
Методологические вопросы изучения взаимоотношений религии, бодомыслия и атеизма в духовной жизни общества решаются в работах В.М. уславского, Ю.Ф. Борункова, B.C. Глаголева, И.Я. Кантерова, Д. В. хновского, К.И. Никонова, М. П. Новикова, Ф.Г. Овсиенко, С.С. Соболева, А.
1 См.: Абдиллаев Т.А., Гудожвик Г.С, Глобальные проблемы современности и общественный
tpecc. Фрунзе, 1990; Аниспмов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., 1988;
улин B.C. Социальная философия. М., 1993; Батишев Г.С. Введение в диалектику творчества.
)., 1997; Бугреев А.И. Диалектика стихийности и сознательности в общественном
>итии.М.,1982; Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.,1979; Бутенко А.И., Шкреба А.А.
лектика общественного развития. Киев, 1990; Волков А.И. Человеческое измерение прогресса.
1990; Диалектика деятельности и культура. Киев, 1983; Дубко Е.Л., Титов В.А. Идеал, іведливость, счастье. М., 1989; Духовное производство. Социально-философский аспект 5лемы духовной деятельности. М., 1981; Злобші Н.Г. Культурный смысл пауки. М., 1997; енков Э.В. Диалектическая лопгка. М., 1974; Каган М.С. Человеческая деятельность (опыт ємного анализа). М., 1974; Кантор КМ. История против прогресса: опыт культурно-ірической генетики. М., 1992; Кяягин Н.В. Становление цивилизации: («ягиальпо-философския кг). Автореферат диссертации на соискание ученой степени д-ра филос. наук. М., 1994; Козин . Бесконечность. Прогресс. Человек: Статус человека в объективной реальности. Саратов, 1988; іджян К.Х. Социум. Общество. История. М., 1994; Мокроносов Г.В., Москаленко А.Т. «дологические проблемы исследования общественных отношений и личности. Новосибирск, ; Назаретян А.Н. Междисциплинарная концепция прогресса. Автореферат диссертации на кание ученой степени д-ра филос. наук. М., 1991; Плетников Ю.К. О природе социальной формы Кения. М.. 1973; Рабочий класс и социальный прогресс. М.. 1993; Разин А.В. От моральных ілютов к конкретной действительности. М., 1996; Семенов ВЛ. закон возрастающей роли эдных масс в истории: механизм действия и использования. Автореферат диссертации на кание ученой степени д-ра филос. наук. Самара, 1992; Социальная динамика и духовная .тура. Тверь, 1991; Спиркин А.Г. Сознание и самосознашге. М., 1972; Уледов А.К. Духовная ть общества. М., 1980; Чагин Б.А. Структура и закономерности общественного сознания. Л.. г, Целищев В.В. Наука и ценности в обосновании концепции устойчивого развития, осибирск, 1994; Яценко А-И. Целепояагание и идеалы. Киев, 1977.
2 См.: Бондарев Г.И. Духовный прогресс общества и роль науки в нем, Диссертация на
кание ученой степени канд. филос. наук. М., 1968.
Тэнасе, Д. М. Угршіовіїча, В.Н. Шердакова, И. Н. Яблокова, Е. Г. Яковлева и Д} Вопрос о содержании понятий «свободомыслие» и «атеизм», об их месте в духовж жизни общества достаточно подробно исследуется в работах М. М. Григорьяна, ] М. Кичановой, Н. В. Рсвунеиковой, 3. А. Тажурнзиной, З.П. Трофимовой и щ Интересна коллективная работа «Свободомыслие и атеизм в древности, средние в« и эпоху Возрождения». Работы 3. А. Тажуртаинои представляют собой обобщающі исследования по теории свободомыслия и содержат важные методологическ установки, на которые опирался диссертант. Тем не менее, иедостаточі проводилось целостное проблемное рассмотрение эволюции идей свободомыслия атеизма в соответствии с критериями и формами выражения духовного прогрес общества, в связи со спецификой проявления идей на теоретическом и обыденш уровнях, особенностями формирования народной культуры. Соответственно, данной работе предпринята попытка проанализировать способы выражен свободомыслия и атеизма.
Цели я задачи исследования
Целью данного диссертационного исследования, «Свободомыслие контексте духовной жизни общества», является определение роли свободомыслия становлении различных форм и уровней творческой активности «всеобщего»
:' См.: Богуславский В.М Скептицизм в философии. М, І990; Борунков Ю.Ф. Струкі} религиозного сознания. М., 1971; Глаголев B.C. Релмпіозно-цдеашстическая культурология: идеші тупика. М., 1985; Кантероа ИЛ. Клерикализм сегодня. М., 1988; Михновскнй Д.В. К постаної проблемы взаимоотношений религии с культурой.// В кн.: Культура и религия. Л., 1974; Никої К.И. Критика антропологического обоснования религии. М., 1989; Новиков- М.П. Туга православного модернизма. (Критический анализ богословия XX века). М., 1979; Овсиешсо
2 Григорьян М.М. Курс лекций по истории атеизма. М., 1974; Кичаиова И.М. Пуп перепутья буржуазного атеизма. М., 1976; Ревуиенкова Н.В. Ренессанслое свободомыслие идеология Реформации. М.. 1988; Тажургоин З.А. Актуальные вопросы истории атеизма. М., 1979 же, (Ідей свободомыслия в истории культуры. М...1987; ее же, Свободомыслие в отношении релта как явление духовной культуры. Диссертация на соискание ученой степени д-ра фшю. наук. 1992; Трофимова З.П. Гуманизм, секуларизм, свободомыслие. М-, 1992.
ивидузльного сознания, в раскрытии характера его влияния на действие активного фактора, на жизнедеятельность индивида как субъекта исторического зчества.
В связи с указанной целью диссертации решались следующие основные задачи:
- проанализировать специфику духовной деятельности и особенности ее
кционировання в различных общественных условиях;
уяснить сущность и определить комплексный критерий н формы выражения эвного прогресса общества;
показать место религии в духовной жизни общества, определить ее роль в 5итии и функционировании духовной сферы;
- проанализировать исторические аспекты секуляризационных процессов,
ісдших отражение в различных видах свободомыслия и теоретического атеизма;
- исследовать особенности развития свободомыслия в народной культуре.
Научная новизна диссертационного исследования
В диссертации дается обобщающее исследование исторического развития Зодомыслня как фактора, оказывающего влияние на духовную жизнь общества:
- свободомыслие рассмотрено в контексте духовного развития на
ретичесхом уровне (философском) и уровне общественной психологии (в
одной культуре) и на этой основе выявлены основные тенденции его
>бодомыслия) и формы выражения;
- проанализировано становление свободомыслия в связи с появлением и
ьпейшпм развитием философии как особого рода знания и основы определенного
а мировоззрения; выявлена связь содержания и форм свободомыслия с
личными философскими ориентациями - материализмом и натурализмом,
лектикой и метафизикой, признанием познаваемости мира и агностицизмом,
тризмом, сенсуализмом и теоретизмом, рационализмом и иррационализмом;
- выделены и применены в исследовании развития свободомыслия следующие
ггерии духовного прогресса: возрастание возможностей реализации
преобразующей функции сознания как основы сознательного целеполагания; увеличение числа активных участников производства сознания; повышение сознательности действий и ответственности за их последствия у индивидов, социальных групп, общества в целом;
- раскрыты противоречивый характер, «нелинейность» развития свободомыслия, показана ценностная неоднозначность влияния различных форм свободомыслия на духовную культуру в целом, различные ее области, в том числе и на религию.
Методологическая основа диссертационного исследования
В диссертации реализуются важнейшие методологические принципы исследования: объективности, историзма, детерминизма, развития, единства исторического и логического, теории и практики; осуществлен синтез историко-философского и религиоведческого подходов. Основу социально-философского исследования проблем духовного прогресса и роли в нем свободомыслия составляют атедуїощие основные положения: рлссмотрение исгорин общества на основе применения «деятелъностного» подхода к анализу общественных явлений; исследование диалектики материального и духовного, объективного и субъективного; признание относительной самостоятельности общественного сознания и его возрастающей роли как закономерности истории; учение о формах общественного сознания. Решая поставленные задачи, автор опирался на обширный и разносторонний материал: историко-философский, культурологический, психологический, литературоведческий и т.д.
Практическая значимость, работы
Полученные результаты и выводы имеют научное и учебно-педагогическое значение и могут быть применены:
- в объяснении и изучении современных процессов секуляризации как духовной жизни общества, так и образа жизни индивидов;
для разработки категориально-понятийного аппарата религиоведения, исследования конкретных вопросов духовной культуры на стыке смежных дисциплин (истории философии, культурологии, этики, литературоведения, фольклористики);
в практике преподавания религиоведения, философии, культурологии, в пекциошю-пропагандистской работе.
Апробация работм
Результаты исследования докладывались на кафедре философии религии и іелигиоведения фшюсофского факультета МГУ, на заседании Ученого совета в ^эссийском учебном центре Министерства труда и социального развития РФ. Латериалы излагались о ходе чтения курсов философии, культурологии и іелигиоведелия в вузе, в публикациях.
Структура работм
Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения и библиографии.