Введение к работе
Актуальность тени исследования. В соответствии о пробв-моии перестройки всей систэни общественной жизни ооветокого общества и формирования нового мышления происходят радикальные перемени в отношении ч религии, атеизму церкви и к верующим. Всо ото требует нових подходов л ноучно-нсолвдонатоль-ской работе, с учетом нового закона "О свободе совеити и религиозных организациях", принятого в сктябро ІУ90 года на сессии Верховного Совета СССР.
Программное заявление ХХУШ съезда КПСС даот новое понимание '[орн и методов идеологической рчботи на современном этапе, в частности атеистического воспитания ньоелинил. ХХУИ съезд призвал активно виступать против авторитарного мишле-ния, за тюрческоо развитие наследия Маркса, Энгельса и Ленина, социплистичиской теории, за глубокое осмысление исторического опита XX века, деятельности самой КПСС, достижений мировой общественной мысли. Раскрывая смисл и цель забота партии в отой области, диссертант показывает, что КПСС ио-польэует всо имеюциося средства идейного воздействия для широкого распространения научно-материалистического миропонимания, но допуская оскорбления чувств воруш,.їх. Выступая эа неукоснительное соблюдение зиконних гарантий свободи совести, партия, всо породо вйо сили советского общества осуждает попытки использовать религии в ущерб интересам всех людей и каждой, отдельно взятой, личности.
Всо перечисленные проблемы, важнейшие задачи, основные средства и составние части атеистического воспитания населения, изложенные в диссертации целиком и полностью относятся и у. ^скрытии роли старшего поколения совотскнх людей 3 распространении и утиорждении атеистически ориентировочного общественного мнения по месту жительства.
Отссда вытекает актуальность темы исследования, которая состоит j том, что:
отелень религиозности населення Ферганской долины сравнительно о другими регионами УзССР, высокая, так как здесь ортодоксальный, в сегодняшнем виражений, фундаментальний или тргц диционный ислам, насаждался болое прочно, чем гдо либо в Средней Азии. Следовательно, здесь борьба о религиозными предрассудками оравнитольно бо льве актуальна чем где-либо;
поокольку эдеоь сравнительно больше веруюцих семей, то воспроизводство религии /ислама/ в молодом поколении происходит более интенсивно чем где бы то ни было;
в настоящее время в Ферганской долине удельный вес религиозных мусульманских общин, по сравнение с другими религиозными общинами, значительно высок и мусульманское духовенство от зари до полуночи проповедует свое религии. К этому следует добавить превосходящую численность населения местной национальности, которая составляет по данным переписи населения 1939 года 85,6 от общего количества населения ;
в Ферганской' долине имеется больше, чем где-либо мулл и религиозно грамотных духовников, что подтверждается фактами о том, что число абитуриентов в медресе в Бухаре и высиуп ислам-скуп школу издавна доминирует над абитуриентами и тааллибами из, других регионов республики;
за последние 2-3 года в Ферганской долине, особенно в Наманганской области, происходит активизация деятельности сторонников экстремистской секты вахаббистов, которые имеют большое влияние и престиж среди верующей и колеблющейся /между верой и неверием/ частью молодежи;
происходит широкомасштабная тенденция, а вернее борьба со стороны местного мусульманского духовенства за открытие новых, восстановление старых зданий бывших мечетей, о чем свидетельствуют данные их регистрации. За последние 2 года /1988-1989/ зарегистрировано 18 новых мечетей. Только по одному
г. Намангану имеется еще 17 заявлений об открытии новых мече-тэй;
- действует ряд неформальных организаций /пБирлики,"Эркп/,
которые наряду о требованиями социально-экономического, поли-
Гоокомстат УзССР об итогах всесоюзной переписи населения
1989 года* В газете "Правда Востока". № 136, от 15.06.90г.С.3.
тичоского и культурного назначения, настойчиво видпкгпвт различные требования, направленные на расширенно сети религиозных организаций, облачение правами служителей культа вплоть до оог-рации яонцин от общества;
- издание и свободна! продажа религиозной литературы, увэ-личонио количества паломников в Мекку, открытие отдельной медресе для Ферганской долины и т.п.
Все выше перечисленные и им подобнее обстоятельства настойчиво диктует необходимость усиления атеистической работы, в том число научно-исслодоиатольскей, делают со восьма актуальной .
Пообходим поиск новых форм и иотодов ю создавшейся оитуп-пии, противостояния оживляющейся ислпмизяции жизни, бита населения, пээимоот..ов'.!ний подрастающий и старших поколений на примере іорганской долини.
Одним из доПствонных потенциальных сродств воздействия на соэнанио людей по мосту яитольства лвлязтоя авторитет пожилых лидой. Л их, о настоящее вромн насчитывается только it двух-' областях /іорганской и Наманганокой/ около 200 тысяч чало пак.' -Много и тох, кто но тем или иным причинам не получаст пенсии, продолжают работать и в лонсионном возрасто. Все вияв перечисленные обстоятельства ооусловили вы^ор темы настолзой диссертации в качество объекта научного исследовании.
Степень разработанности проблемы. Как показали многочисленные поиски, исследования, попытки диссертанта избранная про-олииа до настоящего времени остается мало разработанной.
Проблемы формирования атеистически ориентированного общественного мнения по мосту жительства с участком старших поколений, в той или иной море затрагивались в монографиях, книгах, диссертациях, научных статьях, пуоликовавзихся в Узбекокой ССР на узбекской и русском языках. Среди ни* следует назвать работы тЭг.их авторов, как А.А.Абдусамедов, А.А.Артыков, М.Л.Уснпнов, Д.Ьазароаеэ, И.М.Джаобаров, Н.Згамбердиав и др. Труды остальных авторов на сможнуп с томой наией диссертации либо сильно устароли, лиоо построены на основи критики других мировых ,.элигиП и на материалах различных рогтанов,. недостаточно сопринасамдихся с Узбекской СС?..
Наиболее близким к теме нашего исследашния" является за-
цищенная в середине ІУВУ года диссертация О.М.Умирканова на тему: "Особенности проявления религиозности у людей преклонного возраста и работа по повышении их активности /на материалах Узбекской ССР/Ї
В указанной работе логически последовательно, с достаточной убедительностью освещены такие узловые вопросы, как причины кивучести и характер религиозности людей в преклонной возрасте н пути предотвращения влияния религии среди молодежи.
В диссертации О.Ы. Умарджанова вскрыты причини и специфика проявления религиозности в сознании и поведении людей преклонного возраста, их отношение к вопросам религии и атеизма, оживление тенденции динамики их развития религиозного сознания и т.п. В этой работе дан ряд практических рекомендаций, направленных на повышение общественной активности пенсионеров, нслодь зования их авторитета, богатого жизненного опыта по внедрение в быт прогрессивных обрядов и традиций.
В отличие от диссертации О.М. Умарджанова конкретно, на фактологическом материале, собранном по Ферганской долине диссертант показывает, что в этом регионе прокивают свыпе пяти мил мюноБ человек, среди них имеются примерно 400 тысяч пенсионеров, участвующих в определенной мере в атеистическом воспитании населения по месту жительства.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования заключается в выяснении отношения лвдей старшего поколения к теории и практике атеизма, к истории религии на примере ислама, в выявлении кассовых и индивидуальных форм работы, наиболее гибких методов атеистического воспитания населения по месту нитальства.
Для реализации постановленных цели и задач предпринимались следующие меры:
выяснены типологические группы верующих и неверующих, дана обстоятельная характеристика каждой из указанных мировоззренческих групп}
выявлены объективные и субъективные причини существования религиозных Верований у представителей старшего поколения;
усННй$№М'Ц степени и результат" участие людей старшего поколения в уївервдєіійц атеистически ориентированного общественного кйенйя rib кёсту цсительртна{
- ъ -
раскрыто значение, характер и методы индивидуальной работы среди верующих по месту аителъотва и роль в этом процессе старшого поколения;
разработаны и сформулированы практические рекомендация, направленные на активизацию участия людей староего поколения в процессе формирования атеистически ориентированного обдественного мнения по месту питольства;
Методологические основы и источники исследования. йтгодологической основой исследования послужили ироичиодения классиков марксизма-ленинизма, носвняенные теории и практике научного атеизма, критике религии. Теоретическими источниками явились основополагающие документы Партии и Правительства Совза ССР и Узбекской республики по эомросам перестройки со-циально-экономи .еской кизни советского народа, революционного обновления духовной жизни общества.
Фактологическими источниками диссертации явились показатели конкретно-социологических исследований в формо анкетного опроса, интервьвирования, личных наблсдоний. Анкетным опросом охвачоно свыше ІЬОО человек, интервьвированио проведено с ИО чел., в оолее чем 1'.Ю махаллях и в трудовых коллективах имели место встречи в форме диалогов, собеседований.
Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическое значение ее состоит в той, ч.э результаты данного научного исследования призваны дать новые идеи, теоретические полокения, выводы о месте, значении и роли представителей стараого поколения, особенна имеющих заслуги перед Родиной, для теории и практики атеистического воспитания,для выявления форм и методов атеистичеокой работы среди представителей старпого поколения и ого участия в формировании атеистически ориентированного мнения по месту жительства.
Практическая значимость, ценность диссертации выражаотоя d том,что изложенные в ней научные положения и философские обобчения,атеистические выводы имеют выход в практику научен го атеизма,марксистско-ленинского религиоведения. Они Могут онть использованы партийными,советскими,комсомольски л вргана,-ми,научными учрекдэниями и общественными организацйямиіособен-ио сопотами ветеранов войны и труда, ненсоветами,при чтший куроа
- б -
"История религий и теории атеизма" в вузах и ссузах, чтении лекций но линии общества "Знание" и в других мероприятиях атеистического характера.
Научная новизна диссертации. Заключается в той, что в ней;
комплексно рассмотрена мало разработанная проблема работы с верящими старшего поколения по иосту жительства;
вскрыты объективные и субъективные причини повышенноII религиозности людей старвего поколения;
выявлены пути и средства, влияния лидей старшего поколения на процесс сохранения и воспроизводства предписаний ислама в сенейно-бытовых отношениях;
выяснены формы и методы активизации льдеи старшего поколения в формировании общественного мнения свооодного от влияния ортодоксального ислаыа;
Диссертантом под этим углом зрения обобщен огромный материал и сделан теоретический анализ, выдвинуты новыо теоретические обобцения в форме положений и выводов о тон, что разнородность структуры исследованного объекта проявляется в зависимости социально-политической деятельности и непосред- '" ственно влияет на их религиозное или атеистическое мировоззрение. Им сделан ряд выводов, имесщих практическое значение для целенаправленного влияния на лсдей старшого поколения по их активизации в формировании атеистически ориентированного общественного мнения по месту жительства.
Апробация диссертации: Диссертация обсуждена в мае и. октябре месяцах 1990 г. на заседаниях кафедры "История и теория религии и атеизма" ТашТУ им.В.И. Ленина.
Результаты и выводы исследования докладывались на республиканских, областных,городских конференциях,научно-практических семинарах в течение последних 6-Ю лет, отражались в публикациях автора, которые перечислены в конце автореферата.