Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Каримов, Ильхам Ахмедович

Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР
<
Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Каримов, Ильхам Ахмедович. Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.06.- Москва, 1991

Содержание к диссертации

Введение

Раздел 1. Место и роль мусульманской проповеди в системе исламского культа 11

Раздел 2. Догматическое содержание мусульманской проповещи 45

Раздел 3. Нравственные нормы и общечеловеческие ценности в современной мусульманской проповещй 79

3аключение 109

Список использованных источников и литературы 117

Введение к работе

Актуальность исследования.

Принятие нового закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях" явилось итогом осмысления новых реалий, сложившихся в нашей стране, которые стали возможными благодаря перестройке и демократизации общества. Новый подход к государственно-церковным отношениям создал благоприятные условия для удовлетворения религиозных потребностей верующих всех конфессий. Сняты ограничения в функционировании религиозных организаций и деятельности служителей культа всех конфессий. Все это дало возможность гражданам СССР открыто исповедовать свеж) веру, религиозные убеждения.

В современной общественно-политической и религиозной ситуации в стране представляет большой теоретический и практический интерес научный анализ реальных процессов, происходящих во всех конфессиях, в том числе и в исламе. Без глубоких знаний процессов, происходящих в религиозных организациях, невозможен правильный подход к формированию политики Советского государства в отношении религиозных организаций и верующих. В этом плане приобретает актуальность изучение современного состояния мусульманской проповеди как канала религиозной информации и одного из источников формирования религиозного сознания верующих-мусульман.

Серьезный научный интерес представляет содержание мусульманских проповедей, масштабы их идейно-психологического воздействия на массы, их тематическая направленность, догматическая основа, содержащиеся в них нравственные поучения. Эти знания дают возможность лучше сориентироваться и найти верные подходы в идеологической и политической работе среди

- 4 -населения.

Многолетние наблюдения и исследования современного состояния ислама приводят к выводу, что одним из основных каналов распространения религиозных идей и настроений оказываются проповеди, оглашаемые с минбаров мечетей, С отделением церкви от государства и школы от церкви служители культа утратили многие былые, веками испытанные формы и каналы воздействия на массы. Проповедь же не только не утратила своей былой значимости, но и приобрела первостепенное значение для мусульманских проповедников, ибо для подавляющей части прихожан она служит едва ли не единственным источником религиозной информации,

Актуальность проблемы обусловлена тем, что предметом научных исследований еще не стали ни особенности механизма восприятия проповедей прихожанами мечети, ни роль проповедей и их практическое значение в жизни и деятельности верующих. В советском исламоведении слабо проанализированы различные точки зрения по религиозным вопросам, существующие среди служителей культа, которые находят отражение в проповедях.

Между тем в настоящее время заметно изменяются формы проповеднической деятельности мусульманских служителей культа, расширяется тематика самих проповедей, более доходчивым становится ее язык, увеличивается продолжительность проповедей и т.д. Но обновляющиеся идейная направленность, содержание проповедей облекаются, как правило, в традиционную, привычную для прихожан форму. В догматических же вопросах имам-хатыбы, как правило, весьма консервативны. И в этом они идут навстречу запросам верующих, которых интересуют прежде всего не политические вопросы, хотя в проповедях эти проблемы тоже затра-

-ч <Э —

гиваются, а основы мусульманской религии, о которой они хотят узнать как можно больше. Обращаясь к этой проблеме, один из авторов журнала "Мусульмане Советского Востока" указывает, что "Священный Коран и хадисы Пророка не нуждаются в дальнейшем совершенствовании, ибо они неизменны и неприкосновенны. Богословы нуждаются лишь в более внимательном их изучении, исходя из чувств преданности исламу и, разумеется, обладая свойством мыслить, верно резюмировать и, конечно же, сделать

правильные выводы".

Что касается социально-политических процессов, происходящих в нашем обществе, то служители культа имеют на них свою точку зрения. Это является выражением их позиции как граждан, которые живут в этом обществе. Они широко ее высказывают в

проповедях в соответствии с известным хадисом: "Вы более зна-

2 ющие в своих мирских делах" .

Таким образом, здесь для исследователя открывается широкий простор для изучения и анализа современного состояния ислама в нашем обществе.

Состояние исследования проблемы.

В Узбекистане ежегодно издается достатошое количество религиоведческой литературы. Как правило, там рассматривается социальная сущность и специфика вероучения и культа ислама, его воздействие на сознание и быт местного населения. Но практически остается вне конкретного анализа вопрос о современной мусульманской проповеди.

В научном исламоведении исследование этой проблемы имеет немалые традиции. Такие видные исламоведы, как А.Шшшр,

  1. Иджтихад и его важность в наше время// Мусульмане Советского Востока. (Ташкент),(на англ.яз.;.- 1984. - №1,- C.I,

  2. Там же. - С.2.

— 6

И.Гольциер, А.Массе и многие другие не раз подчеркивали в своих трудах, что проповедь имеет исключительное значение для распространения идей ислама среди его приверженцев . Не ограничиваясь признанием этого, А.Мец изложил классификацию

различных видов проповедей, их содержания, привел конкрет-

2 ные примеры проповедей ряда выдающихся улемов .

Отдельные аспекты изучения мусульманской проповеди нашли отражение в трудах таких отечественных исследователей, как А.Е.Крымский, В.Соловьев, Н. ГЦ Остроумов, В.Б.Бартольд, Н.Н.Смирнов, С.П.Толстой, О.А.Сухарева, Е.Н.Беляев, Л.И.Климович,

И.Ю.Крачковский , И,М^жьштинским мусульманская проповедь была рассмотрена с филологической точки зрения. 0.Г.Большаковым -в свете истории становления ислама. Проанализировав пророческое движение в доисламской Аравии, М.Б.Пиотровский показал, в частности, его влияние на развитие мусульманского проповедничества. В ряде современных публикаций на арабском, английском

  1. Мюллер А. История ислама, с основания до новейших времен.-С.~Пбм 1895; Гольциер И, Лекции об исламе. - С.-Пб., 1912; Массе А, Ислам. Очерк истории, (пер. с франц.).- М., 1982.

  2. Мец А. Мусульманский ренессанс. - М., 19об.

  3. Крымский А.Е. История мусульманства. - М,, 1903-1904, т.1-3; История арабов и арабской литературы, советской и духовной (Корана, фикха, сунны и др.). - С, І9І2; Соловьев В. Магомет, его жизнь и религиозное учение. - СЛІб., 1902; Остроумов Н.П, Исламоведение. - Ташкент, 1914. Работы по истории ислама и арабского халифата. - Сочинения. Т., 1966; Бар-тольд В.В. Работы по истории ислама и арабского халифата. -Сочинения. - Т.б. - М., 1966; Смирнов Н.Н. Ислам и современный Восток. - М., 1928; Толстой С.П. Религия народов Средней Азии.//Религиозные верования народов СССР. - T.I. - M.-JL., 1931; Сухарева 0.Н» Ислам в Узбекистане. - Ташкент, I960; Беляев Е.Н. Арабы, ислам и Арабский халифат в ранее средневековье. - М,, 1965; Климович Л.И. Ислам. - М., 1965; Крач-ковский И.Ю. Коран. Перевод, комментарии. - М.. 1963.

  4. Филыптинекий И.М. История арабской литературы У-нач.Х вв. -М., 1985; Большаков О.Г. История халифата. « T.I. - М.,1989; Пиотровский М.Б. Пророческое движение в Аравии УЛ в.//Ислам, религия, общество, государство. - М., 1984.

- 7 -и турецком языках приведены как тексты проповедей, так и ме-

тодичеекие разработки по их ведению .

В числе тех, кто занимался изучением в нашей стране мусульманской проповеди в зарегистрированных мечетях, Н.Аширов. Он привлек внимание к отдельным характерным чертам и общей тематике мусульманской проповеди. Автору, однако, не удалось достигнуть должной глубины анализа . В.Ю.Гадаев попытался осветить на основе анализа проповедей основные направления идеологии современного мюридизма на Северном Кавказе . Ценным подспорьем послужили диссертанту религиоведческие труды

И.С.Гординеко, В.Н.Никитина, Я.Ф.Трофимова, где анализируется

4 современное состояние христианского проповедничества

Целью исследования является изучение на материалах Узбекистана места и роли современной мусульманской проповеди в жизни верующих и в деятельности служителей культа.

Задачами исследования являются анализ форм и методов, направленности и идейного содержания мусульманских проповедей, выяснение специфики содержащихся в них поучений и наставлений, уточнение отражения принципов вероучения, подходов к мировоззренческим, нравственным и социально-политическим проблемам,

  1. Шейх Абдаллах Хият. Сборник проповедей. - Мекка, 1980 (на араб.яз.); Мулла Абду аль-Хаким. Сборник пятничных и праздничных проповедей. - Т., 1913 (на араб.яз.); Шейх Абдурра-хим ибн Мухаммад ибн Исмаиль. Диван проповедей ибн Набата. - Бейрут, 1982 (на араб.яз); Мавлапа Мухаммад Али. Ислам, современное толкование источников, принципов и практики ислама. - Каир, 1965 (на англ.яз.); Исламская энциклопедия./ Исламский мир, история, геогратия, этнография и биографический словарь. - Стамбул, I960. - Т.1-5 (на турец.яз.;.

  2. Аширов Н. Мусульманская проповедь. - М., 1978.

  3. Гадаев В.Ю. За частоколом мусульманской проповеди. - Грозный, 1986.

  4. Гордиенко И.С. Чему учат с амвона. - Л., 1972; Никитин В.Н. Критика современной христианской проповеди. - Л., 1967; Трофимов Я.Ф. Современная христианская проповедь. - Алма-Ата, 1986.

- 8 -соотношение традиционных начал и новых тенденций в практике проведения проповедей.

Научная новизна диссертации определяется прежде всего тем, что в ней впервые в советском религиоведении прослеживаются истоки становления современной мусульманской проповеди; выясняется отношение улемов и прочих духовных лиц к проблеме проповедничества как в прошлом, так и в настоящем;

вводится в научный оборот большой объем фактологического материала, почерпнутого в ходе проведенных автором полевых исследований;

определено место мусульманской проповеди в комплексе расп-ространения религиозных знаний среди населения;

изучен уровень подачи догматических основ ислама в проповедях;

исследован вопрос об истолковании в проповедях нравственных норм и общечеловеческих ценностей;

исследован процесс подготовки прихожан к восприятию проповедей, отношение к этому вопросу служителей культа и самих верующих;

выяснены формы и методы проповедования, продолжительность проповедей, лексика их языка и приемы использования технических средств.

Теоретические основы и методы исследования базируются на разработанном классиками марксизма-ленинизма диалектико-мате-риалистическом учении о происхождении, социальной сущности и роли религии в обществе.

Автор руководствовался материалами и установками ХХУШ съезда КПСС, постановлениями ЦК КПСС по идеологическим вопросам, документами съездов и пленумов Щ Компартии Узбекистана»

- 9 -В диссертации использованы труды общественных и зарубежных исламоведов.

Трудности осуществления данного исследования состояли в том, что в научной литературе отсутствует готовая и апробированная методика социологического изучения мусульманской проповеди и проповеднической деятельности служителей культа в исламе. Это потребовало от диссертанта, опираясь на опыт и консультации многих видных ученых«религиоведов, разработать собственную оригинальную методику исследования.

Выборка объектов велась с учетом наличия различий в содержании и форме мусульманских проповедей, произносимых в разных по своему положению мечетях. При определении конкретных объектов для исследования главным критерием служила степень значимости и популярности мечети среди прихожан, а также степень авторитета местного имам«*хатыба. Дня стационар** ного изучения были выбраны мечети: "Шайх«3айнутдин" (г.Ташкент), Тилля Шайх" (г.Ташкент), "Шайх Зиевутдин Хон" (г.Таш« кент). Выбор этих мечетей определялся тем обстоятельством, что они носят имена видных суфиев, а также тем, что имам-хатыбы, служащие в этих мечетях, имеют высшее духовное образование и большой авторитет среди прихожан. Для нестационарного изучения были выбраны мечети районного, городского и областного характера.

Основным источником исследования являются тексты пропо** ведей, прослушанных во время пятничных и праздничных богослу** жений в зарегистрированных мечетях. Вспомогательным источником исследования являются религиозная литература и фетвы Среднеазиатского духовного управления мусульман (САДУМ), Диссертант имел возможность воспользоваться консультациями ряда

*. ю -

служителей культа. Он имел также многочисленные беседы с прихожанами отдельных мечетей»

Практическая значимость работы заключается в том, что она вводит в научный оборот значительный объем исламоведческих данных, восполняющих пробел в понимании механизма воздействия мусульманского проповедничества на сознание и поведение вер^-ющих-мусульман.

Методика данного исследования может быть использована для дальнейшего изучения ислама как в республике, так и в других региона^ традиционного распространения ислама»

Результаты исследования, изложенные в диссертации, могут способствовать выработке новых подходов к религии и верующим в условиях строительства правовой государственности. Эти результаты могут быть использованы при чтении в вузах спецкурс-сов по религиоведению, в лекционно-пропагандистской работе, при подготовке материалов в средствах массовой информации и

т.д.

Апробация работы» Теоретическая концепция, методология и результаты исследования были изложены автором в научном сообщении на заседании проблемной группы "Новые тенденции в идеологии и деятельности религиозных организаций в СССР" Ин« ститута научного атеизма АОН при Щ КПСС (июнь 1985 г.), на зональном семинаре работников Щ и обкомов КПСС, журналистов Средней Азии, Казахстана, Азербайджана, Северного Кавказа и Поволжья по вопросам совершенствования атеистического воспитания (февраль-март 1987 г.) в г.Ташкенте»

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографического списка литературы и приложения.

- II -

Место и роль мусульманской проповеди в системе исламского культа

Сегодня мусульманская проповедь фактически является единственным источником религиозной информации» Повысился интерес и возросло внимание религиозных объединений к проповеди, С отделением церкви от государства и школы от церкви был нарушен веками отработанный механизм пропаганды и обучения религиозным знаниям. Мусульманская проповедь сегодня выполняет функции мектебов и медресе первоначального ислама. Прихожане преимущественно из проповедей получают знания о Коране, сведения по истории жизни и деятельности пророка Мухаммеда, о культовых ритуалах и обрядах, нравственных поучениях ислама, а также о повседневной жизни САДУМа, сведения о жизни мусульман за рубежом и мусульманских центрах, В отличие от прошлого, сегодня проповедь является основным каналом религиозной пропаганды (она дает имам-хатыбу возможность вести регулярную и целенаправленную пропаганду религиозного мировоззрения, активно формировать убеждения своих слушателей). Мусульманская проповедь - единственное средство, способное воздействовать не только на чувства, но и на разум и поведение прихожан. Посредством всего этого служители культа осуществляют религиозно-нравственное воспитание верующих, преподнося им мусульманскую мораль, В современном исламе, как и в любой религии, сохраняется и сегодня "практическая сторона... поиски лучшего, защиты, помощи", важность которой подчеркивал В.И.Ленин, обращая внимание на то, что люди в религии ищут утешения .

Мусульманская проповедь является неотъемлемым элементом пятничного и праздничного богослужений в мечети и имеет свою структуру, тематику, направленность и идейное содержание, формы и методы подачи, время и язык изложения.

Мусульманская проповедь является той качественной формой ораторского искусства, корни которой уходят в далекие глубины древнеарабской культуры. Древнеарабское ораторское искусство зародилось и развивалось как отражение в народной памяти исторических преданий и легенд, в которых рассказывалось о реальных событиях доисламского прошлого или о героических деяниях шіемен и отдельных героев и т.п. В состязаниях ораторов, происходивших во время проведения всеаравийских ярмарок, это искусство еще более оттачивалось, обретало все новые грани, обогащалось. Языковым стилем проповеди служила "рифмованная проза (садж) - прозаическая речь, в которой мысль выражалась несколькими короткими фразами и рифмующимися последними слогами"» Этот ораторский стиль становится официальным в проповеди после возникновения ислама.

Как известно, домусульманская Аравия была политеистичес кой. Каждое племя имело своего бога-покровителя, который соперничал или враждовал с другими богами, как и сами племена, которые им поклонялись. В этих межплеменных отношениях главенствующее место отводилось ша ирам (поэтам), хатыбам (ораторам), кахинам (прорицателям) племен» причем их дарование рассматривалось как результат божественного вдохновения, от их ораторского таланта зависел авторитет племени в мирное время и его судьба во время войн. Эти качества они выражали по-разному, например: шаиры выражали свой дар как вдохновители, находящиеся между людьми и богами; хатыбы отличались от других формой своих речей, в которых передавали людям слова божества; кахины при исполнении магических ритуалов и произнесении заклинаний закутывались в плащи и входили в контакт с богами: главным способом их общения с богами были речи и видения. Это было их главным оружием при защите свовво божества и своего племени.

В доисламской Аравии наряду с верой в политеистических богов, получило распространение учение монотеизма. Кроме иудейских и христианских общин была категория людей (ханифов которые,не причисляя себя к этим религиям, проповедовали веру в единого бога и в день Страшного суда. Мухаммад часто сталкивался с представителями этих групп около Ка бы,слышал их выступления и постоянно размышлял над тем, как ему подняться выше всех в проповеди единобожия. Его целью было устранение разобщения людей на основе отношения к религии - замена многобожия почитанием единого бога. "В Коране осуждается не эт-ноплеменная разобщенность людей, а многобожие. Так же и во всей поэзии накануне ислама и во время Мухаммеда не высказывались призывы к племенной консолидации или к созданию общности иного уровня

Для реализации этой цели Мухаммад взял на себя миссию пророка, передающего слова Аллаха и страстного проповедника новой религии - ислама, состоящей из огромного комплекса догматических, нравственных и культовых элементов. Мухаммад оставил своим преемникам достаточно индивидуализированную и законченную религиозную систему, включающую все необходимое для самостоятельного религиозного учения, от общей концепции взаимоотношений человека и бога до четко регламентированной обрядности, выраженных на родном языке верующих в привычной для них системе обрядов и представлений. Но дальнейшее разви-тие общины его последователей могло пойти по-разному: стать религией обитателей Аравийского полуострова или, как это и произошло, выйти за его пределы и стать одной из трех мировых религий.

Хронологически деятельность Мухаммада подразделяется на; Мекканский период, когда Мухаммад излагал откровения в узком кругу близких ему людей. В этот период создаются зачатки ис ламского культа. Однако обрядовая сторона ислама еще не была увязана со строго определенными правилами ни в отношении форм, ни в отношении времени и места, многое в этих обрядах основывалось на простом подражании. В Мединском периоде новые обстоятельства сделали Мухаммада борцом, завоевателем, госу« дарственным мужем, организатором нового растущего общества. "Вчерашний смиренный страстотерпец, проповедовавший ничтожной кучке своих, осмеянных патрициями Мекки, приверженцев, терпеливую покорность, организует теперь военные походы; человек, вчера презиравший всякое богатство и страсть к его приобретению, теперь устанавливает порядок раздела добычи, наследственные и вообще имущественные законы .

Догматическое содержание мусульманской проповещи

Тематика пятничных и праздничных проповедей очень разное-образна по содержанию и направленности. Вся она ориентирует прихожан на приготовление себя к предстоящему концу света и загробному воздаянию. В проповедях заложена главная идея ислама - идея единобожия. Каждый вопрос, касающийся догматики или культа ислама, просматривается через призму единого бога. Начиная проповедь, имам-хатыб произносит слова: "Нет божества кроме Аллаха", то есть этим изначально признается единое божество в лице Аллаха.

Имам-хатыбы, ссылаясь на суру "Ихлос" ("Очищение веры"), объявляют, что "Аллах не был рожден, он един и нет у него ни родителей, ни жены, ни детей". Такая трактовка фактически отвергает догматы иудейской и христианскоя религий. В проповеди 22 июля 1988 года, например, имам-хатыб мечети "Шейх Зиевутдин Хон" сказал: "В иудейской и христианской религии утверждается, что их пророки - это сыновья всевышнего, а мекканские безбожники считали ангелов дочерьми бога. Однако в Коране Аллах опровергает эту мысль и сообщает, что он един и нет у него сыновей и дочерей, и все создано на земле только по воле Аллаха. Если, как считают иудеи и христиане, их пророки сыновья, то они со временем могут стать богами, и вся земля будет состоять из одних богов и нарушится равновесие на Земле, а это невоз -можно. Аллах един, и все пророки и ангелы созданы им". В подтверждение мысли о единстве Аллаха говорится также, что "все, что есть в небесах - Солнце, Луна, звезды и т.д.- а также все то, что есть на земле - богатство недр, моря, реки и т.д. - все, что существует в этом мире от создателя, ни от кого-либо другого.

Служители культа из проповеди в проповедь постоянно проводят идею о том, что Аллах есть единый владыка всего мира и человек должен поклоняться только ему, потому что "человек -венец творения Всевышнего. Аллах даровал человеку разум и средство общения, чтобы посредством их он мог познать самого 2 себя и окружающую природу" , чтобы человек "мог мыслить, отделять хорошее от плохого, доброе от злого,и человек сам должен решать, что выбрать. Добро - это вера в единство Аллаха, это рай Зло - это неверие в единство Аллаха, это ад" (23 сентября 1983 года, мечеть "Шейх Зайнутдин"), "Человек создан Аллахом для покорности. Он постоянно должен соблюдать умеренность и почитать своего создателя. В его душе должна быть неиссякающая вера в могущество всевышнего. Он не должен и пытаться совершать поступки, противоречащие воле Аллаха. Многие думают, что на свете много людей, и Аллах не заметит их поведения. Однако это ошибка - Аллах всевидящий и всезнающий. Он видит каждого и оценивает его поведение, и те, кто хотели обмануть Аллаха, обманывают сами себя" (22 июля 1988 года, мечеть "Шейх Зиевутдин Хон"). Служители культа постоянно напоминают прихожанам, что "Аллах великодушен и милосерден к тем, кто боится его и покорно верит в его единство" (2 декабря 1983 года, мечеть "Шейх Зиевутдин Хон") и "прощает грехи покорных и пришедших в его дом помолиться ему" (25 ноября 1983 года, мечеть "Шейх Зайнутдин"). К тем, "кто верит в идолы, кто говорит, но в душе не верит в Аллаха, кто откровенно говорит, что он не верит в Аллаха" (10 февраля 1984 года, мечеть "Шейх Зиевутдин Хон"), "Аллах суров и беспощаден, он пошлет таким людям такие наказания на этом свете, что им трудно будет жить, а также после смерти заточит их в темницы ада" (2 декабря 1983 года, мечеть "Шейх Зиевутдин Хон"), и призывают прихожан, чтобы они постоянно в своих молитвах просили Аллаха наказать тех, кто не хочет ему покориться и не верит в его единство" (2 декабря 1983 года, мечеть "Шейх Зиевутдин Хон").

Наряду с верой в Аллаха огромное большинство людей, считающих себя мусульманинами, верят в сверхестественные свойства отдельных предметов, растений и мазаров ("святые места"). Испокон веков мусульманские служители культа борются со "святыми местами". Там, где "святые места" не мешали, а наоборот способствовали укреплению веры в Аллаха, служители культа относились к ним терпимо, там же, где люди отдавали предпочтение "святым местам", духовенство относилось к ним враждебно.

Призывая своих прихожан не поклонятся "святым местам", имам-хатыб мечети "Ходжа Зайниддин" 28 марта 1986 года сказал: "Многоуважаемые мусульмане, как вы знаете, Аллах в Коране обязал нас поклоняться только ему и приходить в его мечеть, а не к каким-то смертным. Среди нас очень многие люди идут в "святые места", ожидая от них какой-то помощи, но ведь в Коране сказано, что и все болезни и средства избавления от них только от одного Аллаха. Будете ему покорны и Он вас помилует. Среди нас есть люди, а они себя называют мусульманами, которые вместо того, чтобы прийти в мечеть и после молитвы попросить Аллаха о помощи, идут к какому-то "святому" и просят о помощи у человека, который такой же, как и мы с вами". Другой имам-хатыб считает, что вместо того, чтобы поклоняться каким-то камням, растениям и личностям, надо поклоняться только Аллаху. Он единый, кто поможет Вам во всем. Вместо того, чтобы сооружать гробницы и ставить дорогостоящие мраморные плиты над могилами, надо помогать в строительстве мечетей, от которого награды Вам огромные и вечные" (13 апреля 1990 года, ме-четь "Мирза Юсуф"), Так же служители культа призывают прихожан не только не ожидать магической помощи от "святого", но также от ангелов и даже от пророка, потому, что они сотворены Аллахом. Ссылаясь на суру "аль-Агроф" (Преграды), богословы объ-являют, что "мусульманину не разрешается призывать к помощи кого-нибудь, кроме Аллаха, ни ангела, ни Пророка, ни святого" .

Нравственные нормы и общечеловеческие ценности в современной мусульманской проповещй

В подтверждение этому они приводят, например, многочисленные аяты из Корана, где говорится, в частности: "Мы почитали сынов Адама и носили их на суше и на море и уделили им благ, и оказали им преимущества перед многими, которых создали" (17/70). Таким образом, во всех проповедях, посвященных проблеме человека, служители культа опираются на Коран и мхадисын. Они еще раз подтверждают, что человек, созданный Аллахом, существо высоко чтимое, выдающееся.

Имам-хатыбы в своих проповедях, комментируя хадиси, подразделяют блага, дарованные человеку Аллахом на две части: физические блага, - это здоровье, сытная пища, одежда, украшения, обеспеченная жизнь. Они как бы дарованы и хорошему, и плохому человеку, и верующему, и неверующему. Духовные, или моральные блага - это вера, убеждения, этика, нравственная чистота, совесть и другие положительные качества, которые свойственны только человеку с большой буквы. Это свидетельствует о том, что одним из главных направлений мусульманской проповеди является проблема человека, нормы морали, нравственные принципы и жизненные ценности, его отношение к социальным, экономическим и политическим проблемам современности, то есть права и обязанности человека по отношению к религии и обществу, в котором он живет. В проповедях имам-хатыбы систематически разъясняют верующим смысл и содержание жизни в этом мире.

Из проповеди в проповедь проводится мысль о том, что "Аллах создал человека из своего духа" (9.IX.83 г. мечеть "Мирза Юсуф"). Поэтому, утверждают служители культа, человек является самым уважаемым из всех живых существ и отличается от них прежде всего своим умом, внешним видом, тем что он обладает возможностью осмысливать поступки.

Наряду с этим, имам-хатыбы дают пояснения, что Аллах, создав человека, никогда не бросал его на произвол судьбы, но постоянно заботился о нем: "Все богатства земли Аллах создал для людей и, следовательно, каждый человек имеет право получать пропитание на ней , и тем, кто верил в единство Аллаха,"Он посылал своих пророков и священные писания, где запрещал все то, что вредит не только человеку, но и окружающей его природе и давал новые знамения, которые еще не знакомы были людям, чтобы они не заблудились и стояли на верном пути, ведущем к благочестию" (I.XI.85 г. мечеть "Шейх Зиевутдин Хок"), ну а тех, кто не повиновался его воле и творил на земле бесчинства, тех, как указывают служители культа, Аллах наказывал суровыми карами. Приводятся примеры из истории религий, где говорится о первом проповеднике единобожия - пророке Ное (Нух). Он, говорят служители культа, постоянно подвергался избиениям и издевательствам со стороны соплеменников, которые не хотели принять религию, посланную Аллахом и отказаться от своих же богов. Тогда "Всевышний повелел Нуху построить корабль и взять на вг борт по две особи каждого животного, и когда Нух выполнил повеление Аллаха, то из земли начала выливаться вода, полился сильный дождь и кругом все зотопило. Соплеменники, оставшиеся на земле погибли" (I4.XI.83 г. мечеть "Шейх Зайнутдин").

Все выше приведенные примеры служат для того, чтобы служители культа могли обосновать истинность ислама как последней религии, а также того, что "Аллах закончил полное формирование человека в нравственном отношении Кораном: последним Его знамением, руководством людям до Судного дняи. (9.XI.83 г. мечеть "Шейх Зайнутдин"). Как подчеркивают служители культа, моральные нормы и нравственные принципы, записанные в Коране и сформированные в исламе, являются регламентацией человеческого поведения, когда "человек сам несет без посредников ответственность за свои хорошие и плохие деяния перед Аллахом. Служители культа призывают прихожан скрупулезно выполнять все требования ислама, не щадя при этом ни времени, ни себя, утверждая, что "Аллах создал человека, чтобы он днем и ночью покорно и от чистого сердца выполнял все его требования" (22.УІ. 84 г. мечеть "Шейх Зиевутдин Хок"), "человек не должен поддаваться проделкам сатаны, ему следует чрезвычайно мудро использовать блага Аллаха во имя счастья и благополучия свой жизни о и общества в целом" .

Сегодня нет такой сферы в жизни человека, которой служители культа не касались бы в своих проповедях. Это говорит о том, что прихожане в большей мере заинтересованы в том, чтобы узнать как им поступать в своей жизни, сталкиваясь с подобными вопросами. Удовлетворение этой потребности они находят в проповедях, где им даются пояснения, как мусульманин должен поступать согласно требованиям ислама. Одним из таких вопросов является -проблема греховности человека, В проповедях, посвященных этому вопросу, говорится что "только что рожденный человек безгрешен" (І.Ш. 90 г. мечеть "Ходжа-ул мурод"), поэтому, утверждают служители культа, перед милостью и карой Аллаха нет привилегий ни по происхождению, ни по богатству, ни по общественному положению. Всевышний мерит достоинство людей своей мерой. Главное мерило - богобоязненность и добрые деяния.

Похожие диссертации на Современная мусульманская проповедь (Социологический и религиоведческий аспекты): на материалах Узбекской ССР