Введение к работе
Ї.
Актуальность темы исследования. Исследование творчества ярчайшего представителя русской философской мысли рубежа ХІХ-ХХ вв. Льва Шестова представляет возможность еще раз осмыслить важнейшие вопросы бытия, обратиться к наиболее животрепещущим и больным проблемам существования отдельного человека и всего человечества, что не может не быть актуальным для современного человека, переживающего мировоззренческий кризис. Сам масштаб личности Льва Шестова уже задает масштаб и градус разговора, касающегося самых глубинных основ жизни человека. Столь активный интерес к его творчеству в наше время понятен, т.к. проблематика произведений Шестова является системообразующей при формировании ценностей и складывании мировоззрения современного человека.
Начало XXI века характеризуется, с одной стороны, разочарованием в большинстве прежних мировоззренческих концепций, крушением прежних идолов и идеалов, во многом утратой оптимизма и разочарованием, с другой стороны — напряженным поиском новых идеалов, духовными исканиями в самых широких масштабах. В нашей стране в конце прошлого столетия мы наблюдали активное возвращение к православным ценностям, к национальным корням и традициям. Сейчас же, по прошествии более чем двадцати лет религиозного возрождения, на фоне масштабных достижений по открытию храмов, возрождению монастырей и т.п., все чаще начинают звучать ноты разочарования, неудовлетворенности, в печати появляются материалы о расцерковлении
4 людей, статистика приводит цифры уменьшения количества регулярно причащающихся, постящихся, т.е. практикующих православных. Новые аспекты духовных поисков, особенно среди современной молодежи, поневоле заставляют становиться более терпимыми к самым разным проявлениям духовности, принимать и осмыслять иной, новый опыт. Одним из тех, кто способен помочь в таких поисках, стать в некотором роде союзником при решении главных задач бытия, и является Лев Шестов, чья жизнь и творчество являются примером постоянной и бескомпромиссной постановки острейших вопросов существования, искания и осмысления ответов на них.
Существуя в многонациональном, многокультурном,
многоконфессиональном мире, постоянно сталкиваясь с его разнообразными проявлениями, мы вынуждены давать на них ответы. Не только традиционное христианство, но и ислам, иудаизм, буддизм и другие религии все больше наполняют пространство вокруг нас, присутствуют, хотим мы этого или нет, в нашей повседневной жизни, проникая в нее через информацию новостных агентств, произведения культуры и искусства, просто через встречи и общение с самыми разными людьми в разных странах. Благодаря стремительно развивающимся возможностям быстрого перемещения в пространстве мир становится все меньше, возможностей побывать в самых разных его уголках всё больше, и с вызовами принятия и сосуществования рядом с иными, непривычными нам мировоззрениями мы сталкиваемся и у себя в стране, и в поездках и путешествиях. И это еще один из аспектов важности и актуальности заявленной темы - прикоснуться к древнейшей религии иудаизма, увидев
5 ее преломление в трудах крупнейшего представителя русской философской мысли.
Особенно важным в творчестве Л. Шестова является попытка соотнести вечные истины одной из самых древних религий с пульсом современной ему жизни, стряхнуть с них пыль веков и включить их в повседневность, сделать важной составляющей собственной жизни.
Степень научной разработанности проблемы. Творчество Льва Шестова, неожиданное, страстное, смелое, не оставляющее никого равнодушным, всегда вызывало множество откликов, споров, размышлений. Практически каждая его опубликованная работа вызывала ответные статьи и рецензии. Первые серьезные исследования творчества Шестова были предприняты при его жизни и принадлежат перу его современников. Среди них можно выделить работы Н. Бердяева, Р. Иванова-Разумника, С. Булгакова, С. Франка, Б. Вышеславцева. Проводились как общие исследования работ Шестова, так и специальные, посвященные определенным темам и направлениям его философии. Разумеется, религиозная составляющая творчества философа не могла не оказаться в центре внимания его критиков и оппонентов, и уже в самый ранний период этих исследований оценки разнились до противоположности.
В самых первых работах, посвященных исследованию творчества Льва Шестова, мы уже находим восхищение необычностью, свежестью взглядов философа, оригинальностью его подходов к решению главных вопросов бытия. Бердяев называл его «одним из самых оригинальных и замечательных мыслителей начала XX века»1, и подчеркивал огромный вклад Льва Шестова в развитие мировой философии. Бердяева «пленяет в нем независимость
' BtpdmxН. Русская адм ІНЛ Бердяев. М., 2002. С.230
мысли; он никогда не принадлежал ни к каким течениям, не подвергался влиянию духа времени»2. Давая общую оценку содержанию творчества философа, Бердяев отмечает, что «главное для Шестова была вера... Он искал веры, но он не выразил самой веры» . Религиозные искания философа отражены в работах этого периода, принадлежащих Н. Лосскому, Г. Шпету, А. Закржевскому, Д. Мирскому, М. Гершензону, Б. Грифцову.
Следующий этап, приходящийся на советский период жизни России, характеризуется почти полным отсутствием исследований творчества Шестова на его родине. Отдельные появляющиеся работы носят в основном критический характер и чрезвычайно политизированы. Зато этот период времени отличается интересом к философии Шестова за рубежом. Творчество философа привлекает внимание виднейших западных мыслителей, таких как Пауль Тиллих, Альбер Камю, Жорж де Лакруа, Эмманюэль Мунье, Эдмунд Гуссерль и других. Им интересна прежде всего экзистенциальная составляющая философии Шестова. В это же время появляются первые биографические работы и воспоминания о Шестове его близких, друзей, родственников. Наиболее значительные из них - это книга о жизни и творчестве философа, написанная Н. Барановой-Шестовой, а также воспоминания хорошо знавших его Е.К. Герцык и Б. Фондана. Религиозные взгляды Шестова стали объектом исследования прот. В. Зенъковского, посвятившего его творчеству главу в своей книге «История русской философии» и отводящего ему значительную роль в развитии философии в России на рубеже ХІХ-ХХ вв. Особенно важным считает
Иердяев Н. Русская ндея IН.А. Бердяев. М., 2002. С.230
3 Там же.
7 Зеньковский направленность произведений Шестова против секуляризма и безрелигиозности современного ему мира. «Самое замечательное и характерное в творчестве Шестова, — пишет Зеньковский, — это необычайная острота в его борьбе с системой секуляризма, с безрелигиозной и антирелигиозной философией нового времени. Именно творчество Шестова свидетельствует с чрезвычайной силой о том, что проблема секуляризма была действительно основополагающей в развитии русской мысли. Шестова потому и нельзя правильно понять вне русской философии, вне ее внутренней диалектики —творчество Шестова как бы завершает всю напряженную борьбу русской мысли с секуляризмом. В Шестове мы доходим до высшей точки в этом основном движении русской мысли - здесь заключается все неоценимое значение его в истории русской философии, вся творческая сила, которая всюду чувствуется у него»4. Однако В. Зеньковский пытается представить в своих трудах Льва Шестова как близкого к православию мыслителя, что кажется нам безосновательным и будет в дальнейшем критиковаться многими исследователями творчества философа.
В Советском Союзе интерес к творчеству Шестова возникает в 60-х годах, когда появляется возможность знакомства с произведениями философа и ослабляются идеологические запреты. Это время характеризуется волной интереса к философии вообще, и к религиозной философии в частности. Но в рамках господствующей идеологии мы не можем ожидать беспристрастных и объективных оценок работ философа, появляющиеся статьи и диссертации чаще всего имеют критический, обличительный характер. Среди авторов советского периода изучения
4 Зеньковский В. История русской философии. Т. 2. М., 1999. С. 56.
8 творчества Шестова можно отметить В.Ф. Асмуса, сделавшего в своих исследованиях акцент на эволюции религиозных взглядов Шестова, на взаимоотношении философских взглядов Шестова и Кьеркегора, на разработку этической платформы философа. В своей монографии «Религиозная философия в России» В.А. Кувакин, делая обзор творчества русских религиозных философов, особо выделяет творчество Льва Шестова. Он делает попытку проследить эволюцию религиозных взглядов философа, критически оценивая онтологические и гносеологические аспекты его учения.5 В работах В.П. Шкоринова главной целью было включить творчество Шестова в контекст идей этического иррационализма, имевших место в России.6 Скептиком и нигилистом предстает Шестов в работе А.И. Новикова «Нигилизм и нигилисты», где дается критическая оценка его отношению к рационализму и морали. Общий обзор философии Шестова с марксистской точки зрения сделан в работе Н.В. Носовича «Философские взгляды Льва Шестова». Одним из примеров критического подхода к творчеству Шестова является исследование Б.Н. Бурака «Критика философского иррационализма Льва Шестова». Значительной работой данного периода стала статья В. Ерофеева «Остается одно: произвол (философия одиночества и литературно-эстетическое кредо Льва Шестова)» в журнале «Вопросы литературы».7 Здесь автор в контексте философии трагедии Шестова рассматривает его отношение к творчеству, к литературе мировой и,
Кувакин В.А. Религиозная философия в России. Начало XX века. М., 1980 бШкориаоваВ.П. Генезис, структура и теоретические основы этического иррационализма в России конца XIX- начала XX в. Днсс. Д-ра фнлос. Наук. Ворошиловград, 1973 Щирманов ЯЛ Вопросы литературы.-1975-№ 10.
9 прежде всего, русской, к ее величайшим авторам Пушкину, Достоевскому, Толстому, Чехову и др.
Возможность трезвой и свободной от идеологических догм оценки творчества философа появляется в нашей стране в конце 80-х годов. Начиная с этого времени публикуется значительное количество работ, посвященных творчеству Льва Шестова, как общих исследований, рассматривающих творчество философа в сопоставлении с традициями, идеями и направлениями развития мировой философии, так и узко специальных исследований, касающихся определенных аспектов и тем в творчестве философа. Наиболее значимыми авторами этого периода можно назвать Л. Марееву, Э. Бабаева, Н. Батову, С. Полякова, В. Сабирова, Н. Окунцову и других.
Среди современных исследователей, обращающихся к творчеству Льва Шестова, следует назвать В. Курабцева, Я. Головина, Н. Мотрошилову, В. Поруса, А. Кудишину, П. Гайденко, Р. Гальцеву и других.
В своих многочисленных монографиях, статьях и исследованиях («Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслителя, «странствования по душам», философии»8, «Дыхание Божие» (Лев Шестов и Священное Писание), «Когда человек соприкасается с дыханием Божьим...»: (Библия и Лев Шестов), Extra verba et imagines: (Лев Шестов и герменевтика), Альтернатива Льва Шестова, Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М. Достоевского)9, Беспочвенность, Духовное напряжение:
8 Курабцев В. Миры свободы и чудес Льва Шестова: жизнь мыслители, «Странствования по душам», философия, М, 2005. р КчриСщсв В. Ангелы и бесы (Лев Шестов и философия Ф.М.Достоевского). Вестник Москрвского университета. Серия 7. философия. №4.2003.
10 (Лев Шестов о философии средних веков и Реформации), Иерусалим Льва Шестова, Лев Шестов и Каббала, Лев Шестов и мировая философия (Итоги «странствований по душам»), Откровение и смерть в русской философии, По ту сторону Ничто: (Концепция духовности в религиозно-экзистенциальном учении Льва Шестова, Философская биография Льва Шестова и особенности его философии., «Мудрейшие из людей»: (Лев Шестов и античная философия), Философия Льва Шестова в контексте европейской религиозно-философской традиции) В. Курабцев дает всесторонне освещение философских взглядов Льва Шестова, анализирует его философию в соотношении с европейской философией, рассматривает религиозные взгляды философа. Основу общечеловеческого, гуманного аспекта в философии Льва Шестова ставит в центр своих исследований Н. Батова (Вязь души моей (О философии Льва Шестова), Гуманизм философии Л. Шестова, Суверенность личности как основа философской концепции смысла жизни Льва Шестова). Акцент на диалогичности философии Шестова и на множестве открытых вопросов, существующих в работах философа и приглашающих нас к размышлению, делает исследователь В. Апрелева.
Нельзя не упомянуть активно исследующего творчество Льва Шестова философа В. Лашова, сферой интересов которого являются литературные пристрастия Шестова10 (Лев Шестов и русская литература, Творчество Ф. Достоевского в оценке Л. Шестова, Метафизика русской литературы Льва Шестова), а также его связь с современной ему западной философией (С. Кьеркегор как концептуальный персонаж в философии Льва Шестова, Лев Шестов и экзистенциальные интерпретации его
' Лашев В. Лев Шестов и русская литература //Здравый смысл, №3 (40), 2006.
философии). Исследует природу трагичности в понимании Льва Шестова и его философского окружения В. Порус (Соловьев и Л. Шестов: единство трагедии, С. Кьеркегор, Трагедия философии и философия трагедии (С.Н.Булгаков и Л.И.Шестов), Л.Шестов и проблема культуры).
Как яркого представителя течения экзистенциализма в русской философии рассматривает Льва Шестова в своих исследованиях Е. Мареева" (Лев Шестов и русский экзистенциализм, Творчество Ф.М. Достоевского в зеркале философии Льва Шестова). Я. Ширманова больше привлекает богоискательство Шестова, религиозный акцент его философии (К вопросу о религиозных представлениях Льва Шестова, Проблема богоискательства Л.И. Шестова в контексте западной философии).12
Объектом данного диссертационного исследования является
философское наследие крупнейшего представителя отечественного экзистенциализма Льва Шестова, а также его литературно-критическое и эпистолярное наследие, все творчество выдающегося мыслителя.
Предметом исследования является отражение в творчестве Л. Шестова традиций и положений богословия иудаизма.
Цель исследования заключается в осуществлении анализа философских концепций творчества Л. Шестова, отражающих основополагающие положения традиционного иудаизма.
Цель реализуется через решение следующих исследовательских задач:
" Марегв Е. Творчество Ф М. Достоевского в черкаде философии Льва Шестова// Вопросы философии, 2007, J&3 Ширманон Я. К вопросу о религиозных представлениях Льва Шестова //Известия Уральского государственного университета, серия 3 Общественные науки, выпуск 6, 2008 №61.
раскрыть типологические особенности трактовки Шестовым некоторых философских категорий в контексте традиций богословия иудаизма;
исследовать пути преломления идей русской и зарубежной философии в религиозных поисках Шестова;
осуществить анализ и прояснить специфику понимания философом основных понятий богословия иудаизма;
проанализировать теоцентрическую составляющую творчества Льва Шестова;
- установить место и роль религиозной философии Шестова в
современном философском процессе;
показать трансформацию религиозных взглядов философа в течение его жизни;
выявить основные характеристики философской концепции Шестова по отношению к иудаизму;
проанализировать взаимоотношения Шестова с мировой классической философией;
проследить влияние ситуации в России, среды и окружения Шестова на формирование его мировоззрения;
Теоретико-методологическая основа исследования. Методы, использованные в данной диссертационной работе, призваны прежде всего помочь эффективно раскрыть тему и преодолеть сложности, возникающие в связи с особенностями философских концепций Шестова.
Наряду с сопоставительным методом исследования, определяемым самим смыслом заявленной темы, в исследовании широко применяются
13 сравнительно-исторический и герменевтический методы. Кроме того, используются структурный, текстологический и компаративистский (сравнительный) методы.
Результаты, полученные в процессе работы над темой, содержат следующие элементы научной новизны:
- дан анализ философского творчества Льва Шестова с точки зрения
парадигмы богословия иудаизма, что позволило определить истоки и
эволюцию религиозной составляющей мировоззрения философа;
- освящена диалектика мышления Шестова в сфере его
богоискательства;
- проведено всестороннее исследование идеи Бога в творчестве Льва
Шестова в контексте западноевропейской философской мысли;
- выявлены отличительные особенности богоискательства Льва
Шестова;
Положения, выносимые на защиту.
-
Рассматривая и оценивая условия формирования мировоззрения Льва Шестова, наряду с несомненным влиянием окружающей среды и выдающихся личностей, с которыми взаимодействовал философ, огромное влияние на воспитание Шестова оказало воспитание в иудейской семье, в духе традиций иудаизма, что значительно повлияло на творчество философа.
-
Исследуя философское наследие Льва Шестова в соотнесении с традициями классической философии, можно утверждать, что его творчество скорее носит антитрадиционалистский характер, на протяжении всей своей творческой жизни Шестов боролся против
14 основного рационального направления развитии философии, активно протестуя против приоритетности этого пути развития философской мысли и разрушая традиционное почтительно-благоговейное отношение к классической греческой философии.
3. Отрицание приоритетов разума, антигносеологизм Льва Шестова
знаменует собой приоритет внимания в его философии к эмпирической
личности во всех ее проявлениях вместо абстрактного субъекта
гносеологии. Это проявилось в акцентах на мистическую составляющую
религиозности, на ее личностность и субъективность.
4. Взгляды Льва Шестова на важнейшие философские категории
«свобода», «Бог», «разум», «познание», «совесть» и т.п. вполне
коррелируются с традиционными откровениями богословия иудаизма,
хотя и не полностью совпадают с ними, вступая иногда в сложные и
напряженные диалогически-разноречивые отношения.
5. В философии Льва Шестова явно ощутимо влияние богословия
иудаизма, что выражается прежде всего в теоцентризме всего его
творчества и восприятии человеческой личности как участника диалога с
Богом, участника реального, живого богообщения, обретающего в таком
общении субъективный опыт богопознания и познания мира.
Научно-практическая значимость. Выводы диссертационного исследования могут дополнить и уточнить современные представления о религиозно-философских поисках Льва Шестова в контексте традиций богословия иудаизма. В работе выявлена специфика богоискательства Л. Шестова как его основная философская составляющая его творчества.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты и материалы могут быть использованы: в научных
15 исследованиях по истории отечественной философии, религиоведению, философской антропологии и философии культуры; в лекционных курсах, спецкурсах и семинарских занятиях по истории философии, философии религии, культурологии.
Апробация материалов исследования. Диссертация обсуждена и
рекомендована к защите на заседании кафедры государственно-
конфессиональных отношений. Международного института
государственной службы и управления Российской академии народного
хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.
Основные положения изложены соискателем в научных публикациях общим объемом 1,0 п.л.
Структура и объем работы. Структура работы обусловлена целью и задачами исследования. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.