Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока Хакимов Эухритдин

Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока
<
Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Хакимов Эухритдин. Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока : ил РГБ ОД 61:85-9/305

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Марксизм-ленинизм о свободе совести. В.И. Ленин и кпсс о необходимости конкрегно-йсторшеского подхода к ее осуществлению 15-32

Глава 2. Особенности осуществления свободо совести в республиках советского востока в период строительства основ социализма 33-145

1. Конституционно-правовое обеспечение свободы совести 33-64

2. Лишение мусульманских организаций судебных функций, упразднение шариатских судов 65-91

3. Национализация собственности религиозных организаций и преодоление экономической зависимости верующих от мусульманского духовенства 92-119

4. Становление и развитие свободной от религии атеистической по духу системы народного образования 119-145

Глава 3. Свобода совести и процесс секуляризации в республиках советского востока в условиях развитого социализма 146-170

Заключение 171-178

Введение к работе

Актуальность темы. Одной из наиболее актуальных задач общественных наук, подчеркивается в документах КПСС последних лет, является углубленное исследование тенденций развития социалистического общества, его многогранной культуры и быта, общественного сознания, обобщение опыта революционно-преобразующей деятельности партии, разработка проблем коммунистического воспитания1.

Свобода совести входит в число величайших завоеваний социализма, свидетельствует о подлинной заботе КПСС и Советского государства о духовном раскрепощении личности. Она является неотъемлемым конституционным правом советских граждан,одним из наиболее ценных социальных благ, определяющих важные духовные условия их жизни. Изучение и обобщение опыта осуществления свободы совести в различных конкретно-исторических условиях,с учетом национальных особенностей и уровня развития отдельных регионов страны является составной частью работы по обобщению практики социалистического строительства, богатого опыта КПСС и Советского государства по созданию необходимых условий для формирования научно-материалистического мировоззрения трудящихся.

В реализации марксистско-ленинских принципов свободы совести, начавшейся после победы Октябрьской революции в различных районах страны, имелось много общего : разрыв вековых связей государства и религии ; провозглашение не только свободы исповедовать любую религию и беспрепятственно отправлять религиозный

I. Материалы ХХУ съезда КПСС. М., 1976, с.72; Материалы ХХУІ съезда КПСС, %, 1981, с.145; Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г., М.,1983,с.70. культ, но и свободы совести граждан, освободившихся от религиозных предрассудков и не исповедующих никакой религии; равенство прав граждан независимо от их отношения к религии; равенство всех религий перед законом и т.д. Эти и другие принципиальные положения были зафиксированы в ленинском Декрете об отделении церкви от государства и школы от церкви, ставшим реальным гарантом свободы совести.

Во многих районах страны положения Декрета стали претворяться в жизнь сразу после его принятия. Но в республиках Советского Востока, приступивших к строительству социализма, минуя капиталистическую стадию развития, отсутствовали необходимые для этого условия.

В резолюции X съезда РКП(б) п0б очередных задачах партии в национальном вопросе" отмечалось: "Если из 65 млн. невеликорусского населения исключить Украину, Белоруссию, часть Азербайджана, Армению, прошедшие в той или иной степени период промышленного капитализма, то остается около 25 миллионов,по преимуществу тюрвского населения (Туркестан, большая часть Азербайджана, Дагестан, горцы, татары, башкиры, киргизы и др.), не успевших пройти капиталистическое развитие, не имеющих или почти не имеющих своего промышленного пролетариата, сохранивших в большинстве случаев скотоводческое хозяйство и патриархально-родовой быт (Киргизия, Башкирия, Северный Кавказ), или не вполне еще ушедших дальше полупатриархального-полуфеодального быта (Азербайджан, Крым и др.), но уже вовлеченных в общее русло советского развития. Уничтожение фактического национального неравенства здесь есть длительный процесс, требующий упорной и настойчивой борьбы со всеми пережитками национального гнета и колониального рабства" . Следовательно, здесь необходимо было учитывать низкий уровень социально-экономического, политического и культурного уровня развития населения, сильное влияние ислама в его жизни. В дореволюционном прошлом в этих районах ислам был господствующей религией, а религиозный гнет выступал как результат гнета социального и национального, Ислам регулировал общественную и личную жизнь, держал под своим контролем развитие культуры. Нормы и представления ислама заняли прочное место в общественной психологии, являлись ценностью,не подлежащей критике,не подвергающейся сомнению.Поэтому осуществление свободы совести в районах распространения ислама в период строительства основ социализма проходило в своеобразных формах, с применение специфических приемов и методов, посредствующих путей, которые внесли немало особенного в данный процесс. Содержащийся в диссертации всесторонний анализ осуществления свободы совести в республиках Советского Востока позволяет проследить главные направления процесса в целом, способствует выявлению закономерностей духовного раскрепощения народов отсталых национальных окраин, миновавших капиталистический этап секуляризации.

Тема исследования актуальна еще по одной причине. Переживаемый человечеством исторический период, отмечалось на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, "отмечен небывалым за весь послевоенный период по своей интенсивности и остроте противоборством двух полярно противоположных мировоззрений, двух политических курсов - социализма и империализма* Ддет борьба за умы и сред-ца миллиардов людей на планете. И будущее человечества зависит

I. КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференция и пленумов ЦК, ч.І, М., 1954, с. 559. в немалой степени от исхода этой идеологической борьбы. Отсюда понятно, как исключительно важно уметь донести в доходчивой и убедительной форме правду о социалистическом общества, о его преимуществах ... Не менее важно умело разоблачать лживую , подрывную империалистическую пропаганду". Проблема свободы совести в социалистическом обществе является объектом острейшей идеологической борьбы.В докладе секретаря ЦК КПСС тов. Русакова К.В. на Всесоюзной научно-практической конференции "Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся" (октябрь 1982 г., Таллин) в числе основных направлений антикоммунистической и антисоветской пропаганды, требующих особого внимания, отмечаются и попытки буржуазной пропаганды эксплуатировать религиозные предрассудки". Распространяется ложь,- указывалось в докладе,- будто при социализме люди преследуются за религиозные верования. Верующих подталкивают к борьбе против социалистического строя.В этой пропаганде принимают активное участив реакционные религиозные центры,осо- бвнно католические, мусульманские, иудаистские". Последние годы характеризуются тем,что зарубежные исламские центры ^усилили попытки воздействовать на посдедователей ислама в нашей стране. Буржуазные политические деятели и идеологи за последние го-ды"принялись более активно,чем всегда; порочить национальную политику нашей партии, рассуждать о "несовместимости" коммунистической идеологии с национальными духовными ценностями и,преж-

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г., с. 7

К.В.Русаков. Обострение идеологической борьбы на мировой арене и политическое воспитание трудящихся. Докл.на Все-союз. научн.-практ.конф. 12 окт. І982 г. М., 1982, с.14- де всего, с исламом ... Особый упор делается на атеизм коммунистического мировоззрения при полном замалчивании того факта, что социализм как научное мировоззрение и общественная практика не затрагивает свободы совести ... Широко распространяются измышления о "преследовании" мусульман в нашей стране. Они имеют целью возродить религиозные чувства на антисоветской основе и сеять антисоветизм на почве мусульманства. При этом извращается не только прошлое, но и сегодняшнее положение мусуль- манской религии в СССР". "Советологами" распространяются тезисы о существовании в нашей стране навязываемого народу "государственного атеизма", "насильственном искоренении религии",фальсифицируется практика осуществления свободы совести в СССР,история взаимооотноше-ний Советского государства и религиозных организаций. Антикоммунисты утверждают, что мусульмане в Советском Союзе являются жертвами "неоколониализма" и "притесняются", пропагандируют идею о невозможности быть одновременно верующим-мусульманином и последователем социализма . Изучение реализации марксистско-ленинских принципов свободы совести в республиках Советского Востока имеет важное значение для аргументированного разоблачения вымыслов буржуазной пропаганды^ воспитания у советских людей правильного понимания политики КПСС и Советского государства по отношению к религии, церкви и верующим. "Правда", 1980, 23 мая.

Подробно см.: Э.й.Лисавдев. Критика буржуазной фальсификации положения религии в СССР. Изд. 2-е, доп. м., "Мысль"; 1975. Он же. Религия и борьба идей в современном мире. MV, 1982, М.Е.Бабий. Проблема свободы совести в современной идеологической борьбе.- В кн.: Свобода совести в социалистическом обществе. MV, 1979J Н.Аширов, X. Исмаилов. Критика антисоветской фальсификации положения ислама и мусульман в СССР. М., 1982.

Материалы и выводы'? содержащиеся в диссертации, имеют самостоятельное значение и в пропаганде научно-материалистических взглядов среди населения, на необходимость активизации которой обратил внимание июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС. Как свидетельствует исследование^ революционные преобразования,ус-пехи социалистического строительства стали важнейпшшфакторами избавления трудящихся от влияния ислама и его организаций, а партия и государство на всех этапах своей истории вели политику, направленную на объединение верующих и неверующих, успешно рва*-лизовали указание В. И. Ленина о важности единства"революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе".*' "Опыт социалистического решения национальной проблемы, -говорил выдающийся деятель КПСС и Советского государства тов. Ю.В.Андропов в докладе "Шестьдесят лет СССР", - внимательно изучается в десятках стран, освободившихся от колониального гнета. Наши успехи в социалистическом строительстве, историческая победа над фашизмом, расцвет всех наций и народностей Советского Союза послужили могучим стимулом для освободительной борьбы народов".

Интерес для стран Азии и Африки^ миновавших в своем развитии капитализм и вставших на путь социалистической ориентации*, имеет и опыт осуществления свободы совести на Советском Востоке -

См.: Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г.

В.И. Ленин. Поли.собр.соч., т. 12, с. 146.

Ю.В. Андропов. Шестьдесят лет СССР. Докл. на совместном торж.заседании Центрального Комитета КПСС, Верховного Совета СССР и Верховного Совета РСФСР в Кремлевском Дворце съездов 21 дек. 1982 г. М.', 1982, с. 19. составной части решения там национального вопроса.

Ислам оказывал и продолжает оказывать заметное влияние на формирование официальных идеологий в этих странах, ссылкой на него в некоторых из них обосновывается необходимость социальных преобразований. Богатый опыт, накопленный КПСС и Советским государством в решении религиозного вопроса в республиках, миновавших капиталистическую стадию развития^' может иметь теоретическое и практическое значение для освободившихся стран.

Целью диссертации является теоретический анализ осуществления марксистско-ленинских принципов свободы совести в конкретно-исторических условиях республик Советского Востока, выработка на базе исследования практических рекомендаций,нацравлен-ных на повышение эффективности и наступательного характера научно-атеистического воспитания и внешнеполитической пропаганды. В диссертации поставлены следующие задачи : а)Проанализировать претворение в жизнь марксистко-пленин-ского учения о свободе совести в условиях республик Советского Востока, миновавших капиталистический путь развития, б) выявить особенности конституционно-правового обеспече ния свободы совести, реализации ее важнейших принципов в Сред ней Азии и Казахстане в период строительства основ ооциализма; в) установить общее и особенное в осуществлении свободы совести, процессах секуляризации в регионе в условиях развито го социализма; г) на основе исследования выработать конкретные рекоменда ции^ призванные повысить результативность атеистического воспи тания трудящихся^' работы по разоблачению происков буржуазной пропаганды.

Документальную основу диссертации составили декреты, распоряжения ведомств РСФСР, союзных и автономных республик Советского Востока по вопросам отделения церкви от государства и школы от церкви, новые данные по проблеме, содержащиеся в опубликованных впервые в документах по истории Бухарской Народной Советской Республики, Хорезмской Народной Советской Республики, партийных организаций Средней Азии и Казахстана (Конституции разных лет, законодательные акты, касающиеся взаимоотношений государства и религиозных организаций, данные о положении ислама и духовенства, шариатских судах, становлении советской школы и др.). Использован документальный и фактический материал из сборников по истории культурного строительства в республиках Советского Востока. В научный оборот вводятся также новые материалы, выявленные автором в Центральном государственном архиве Октябрьской революции (фонды Народного комиссариата по делам национальностей) .

Степень разработанности проблемы. Советскими учеными проводится активная работа по изучению опыта перехода народов Средней Азии и Казахстана к социализму, минуя капитализм, раскрытию его международного значения. Однако в опубликованных

I. См.напр.: Опыт социалистических преобразований в СССР и его международное значение. Межд.науч.конф, в Ташкенте 16-19 октября 1972 г. М., 1974; К социализму, минуя капитализм. Ист. опыт КПСС по социалистическому строительству в Средней Азии и Казахстане в I9I7-I937 гг. $., 1974; Исторический опыт строительства социализма в республ.Средней Азии. М., 1968; К.Кулиев. Опыт строительства социализма в республ.Средней Азии и его значение для развивающихся стран.Ашхабад, 1974: А.Д.Даниялов.Строительство социализма в Дагестане Ї92І-І949 гг. (Узловые проблемы).М., 1975; Ж.К.Жандосов.Общее и особенное в процессе перехода к социализму.Алма-Ата, 1978; Ф.Х. Касымов. Минуя капитализм.Советская историография перехода народов Средней Азии к социализму. М., 1980 и др. работах вопросы, связанные со своеобразием осуществления в данном регионе свободы совести, освещаются лишь вскольз; слабо изучены особенности преобразования на социалистических началах духовных основ жизни его коренного населения.

В последние годы изданы несколько трудов о путях преодоления влияния ислама за годы Советской власти.Их авторы уделяют внимание особенностям процесса секуляризации в республиках Советского Востока в период социалистического строительства, отражению некапиталистического прошлого на уровне религиозности в современных условиях. Но исследуемые нами проблемы ими не анализируются.

Изданы научные работы, посвященные осуществлению свободы совести в СССР,реализации ленинского декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Но они не затрагивают вопроса о его осуществлении в районах распространения ислама.

Имеются и труды.непосредственно связанные с проблематикой

1. См.: И.М.Джаббаров. Общественные прогресс, быт и религия. Ташкент, 1973; Р.М.Маджидов. Преодоление религиозности в условиях перехода к социализму, минуя капитализм (на ма териалах Таджикистана. Душанбе, 1973; А.И. Абдусамедов. Становление атеистического мировоззрения в Узбекистане (на узбекск.яз.) Ташкент, 1973; Г.М. Керимов. Шариат и его социальная сущность. М., 1978; Т.С. Саидбаев. Ислам и об- ecTBO. Опыт ист.-социал.исследования. М., 1978; Ислам в ССР. Особенности процесса секуляризации в республиках Советского Востока. М., 1983.

2. М.М. Персиц. Отделение церкви от государства и школы от церкви (I9I7-I929 гг.) М., 1958; Г.И. Эзрин. Государство и религия.Религ.организации и полит.структура об-ва. м.,1974; В.В.Клочков.Религия,государство,право. М., 1978; Он же. Закон и религия. От государственной религии в России к свободе совести в СССР. М., 1982; А.И.Барменков. Свобода совести в СССР.М,,1979; В.А.Куроедов.Религия и церковь в советском государстве. М.,1981; Вопросы научного атеизма. Вып. 27. Свобода совести в социалистическом обществе.

М., 1981; В.Д. Тимофеев. Марксистско-ленинское учение о свободе совести. М., 1983. нашего исследования. В них основное внимание уделено общетеоретическим проблемам свободы совести, реализации некоторых положений декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви в отдельно взятых союзных республиках.Но в них не исследованы присущие всем республикам Советского Востока особенности свободы совести в период строительства основ социализма,а также вопросы свободы совести в Средней Азии и Казахстане в условиях развитого социализма. Эти проблемы стали предметом исследования в настоящей диссертации.

Научная новизна диссертации. В диссертации в обобщенном виде представлены особенности осуществления свободы совести в республиках Советского Востока. В период строительства основ социализма, как показывает анализ, они выразились : в конституционно-правовом обеспечении свободы совести (отсутствие законодательного акта, регулирующего взаимоотношения государства и религиозных организаций,понимание свободы совести как свободы верить, сопровождение важных государственных дел религиозными церемониями ( БНСР, ХНСР) ; в выходящей за рамки религиозных функций деятельности мусульманских организаций; пользовании духовенством политическими правами, возможностями участвовать в управлении государств .-венными и общественными делами ; в существовании в течение длительного времени шариатских судов и мусульманских школ, сохранении за мечетями и медресе принадлежащих им ранее земель и имущества и др.

I. А.Артыков, С.Валиев. Особенности осуществления ленинского декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" в Узбекистане. В сб.:"В.И.Ленин - великий теоретик научного атеизма". Ташкент, 1969, с. 3-14; Н. Баймурадов. Ленинский принцип свободы совести и его осуществление в Таджикистане. Душанбе, 1980; Г.Д. Муршудли. Ленинские принципы о свободе совести и их осуществление в Азербайджане. Автореф.канд.дисс, Баку, 1981.

В диссертации систематизированы и проанализированы примененные при решении религиозного вопроса в регионе,посредствующие пути, приемы и средства : подчеркнуто уважительное отношение к религиозным чувствам и традициям верующих и свершение актов, доказывающих это; параллельное существование шариатских и советских судов; создание промежуточных между религиозными и советскими школ, привлечение мусульманского духовенства к работе в государственных учреждениях и т.д. ; раскрыто значение этих посредствующих путей в воспитании у трудящихся доверия к мерам в различных областях жизни, идущим от Советского государства, в их отходе от влияния реакционного духовенства,постепенном освобождении от религиозных предрассудков, что обогащает имеющиеся представления о разнообразии задач, решавшихся в ходе социалистического строительства, формирования научно-материалистического атеистического мировоззрения; установлено, что все указанные выше особенности явились лишь проявлением общих закономерностей этого процесса в конкретных условиях республик, миновавших капиталистический путь развития. Общим исходным в духовном раскрепощении всех народов нашей страны явились успехи в социалистическом,' коммунистическом строительстве»

Преодоление былой отсталости среднеазиатских народов,невиданный рост их экономики и культуры, явившиеся результатом ленинского решения национального вопроса', обусловили победу материалистических взглядов в общественном сознании; отходу абсолютного большинства населения от ислама, создание разнообразных социальных гарантий; обеспечивающих широкие возможности пользоваться свободой совести. Вместе с тем, переход республик Советского Востока к социализму,минуя капитализм,как показывает осуществленный анализ : - отражается в более высоком, чем в других районах страны, уровне религиозности, в сохранении пережитков ислама в семье и в быту,что обусловливает - действие в этом регионе отдельных юридических гарантий свободы совести, отсутствующих в законодательстве других союзных республик.

Теоретическая и практическая ценность исследования.Рассмот-' ренные в диссертации актуальные проблемы расширяют представления об особенностях и в общих закономерностях духовного раскрепощения трудящихся республик, миновавших капиталистическую стадию развития, и будут способствовать более глубокому изучению опыта социалистических преобразований, развитию теории и практики некапиталистического развития.

Научный анализ особенностей политики КПСС и Советского государства по отношению к исламу, мусульманским учреждениям и верующим в переходный от капитализма к социализму период направленных на обеспечение единства верующих и неверующих в борьбе за строительство нового общества, может быть использован для разоблачения фальсификаций зарубежных "советологов", во внешнеполитической контрпропаганде и атеистическом воспитании трудящихся.

Апробация работы. Диссертация обсуждалась на кафедре марксистско-ленинской философии Андижанского института хлопководства и в Институте атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС.

Основные положения диссертации содержатся в статьях, опубликованных в: "Вопросы научного атеизма", вып.22.,М., 1978 и журнале "Наука и религия" (1978, )& 10).

Отдельные аспекты диссертации излагались автором на научно-практических конференциях,посвященных проблемам атеистического воспитания,семинарах и совещаниях идеологического актива, состоявшихся в г. Андижане.

Конституционно-правовое обеспечение свободы совести

Обеспечение свободы совести, наряду с социально-экономическим раскрепощением, созданием необходимых условий для разви- -тия личности, требовало и определенного отношения первого в мире социалистического государства к своим гражданам в зависимости от их атеистических или религиозных убеждений, закрепления этой позиции в соответствующих правовых нормах. " Человек,-учит марксизм, - освобождается от какого-либо ограничения через посредство государства". Отмечая роль государства в освобождении человека от влияния религии, К.Маркс писал: " Государство есть посредник между человеком и свободой человека.Как Христос есть посредник, на которого человек перекладывает всю свою божественность, всю свою религиозную ограниченность, так и государство есть посредник,в которого он вкладывает всю свою небо о жественность, всю свою человеческую свободу". Победа Октябрьской революции привела к свержению власти эксплуататоров, установлению диктатуры пролетариата, созданию государства нового типа. Завоевав власть, наша партия с первых дней активно взялась за осуществление на практике положений своей программы, в том числе требования свободы совести.За короткий исторический отрезок времени - с 7 ноября 1917 года по 23 января 1918 года - Советское правительство приняло ряд важнейших декретов, которые стали воплощением на деле принципов отношения социалистического государства к религии и церкви, провозглашенных до победы революции.Среди них: "Декрет о зем ле" , 0 передаче дела воспитания и образования из духовного р ведомства в ведение Народного Комиссариата по просвещению , 3 "О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния 1 "Декрет о расторжении брака" ,а также правовые акты Советского государства об упразднении ведомства придворного духовенства, расформировании Управления духовного ведомства в армии,ликви-дации экономических связей церкви с государством и т,д. Эти документы предшествовали декрету об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятого Советом Народных Комиссаров РСФСР 23 января 1918г. и ставшего конституционно-правовым гарантом свободы совести в нашей стране. Через несколько месяцев это право было закреплено и в первой Советской Конституции РСФСР 1918 г., статья 13, которая гласила: "В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами11 Конституция (ст.64) обеспечила политические права всем трудящимся независимо от их вероисповедания. Принятие Конституции, закрепление в ней права на свободу совести стало возможным благодаря тому, что она создавалась на основе марксист-ко-ленинской теории, богатого революционного опыта нашей партии, всех трудящихся. "Мы записывали то,- подчеркивал В.И.Ленин,- имея в виду Конституцию РСФСР 1918 г.,- что уже было прочно в сознании масс. Первая Конституция республики Советов, по образному выражению В.И.Ленина, "не писалась по какому-нибудь "плану", не составлялась в кабинетах,не навязывалась трудящимся юристами из буржуазии. Нет, эта Конституция вырастала из хода развития классовой борьбы, по мере созревания классо т вых противоречий". В первые месяцы своего существования Советское государство посредством декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви, статьи 13 первой Конституции РСФСР - Основного закона республики, выразило определенное отношение к своим гражданам в зависимости от их атеистических или религиозных взглядов, предоставив им гарантированную конституцией право на свободу совести. В этих документах нашли свое практическое воплощение концепции свободы совести; разработанные классиками марксизма--ленинизма, содержащиеся в программе РСДРП и других документах Коммунистической партии. Конституционная гарантия свободы совести, по мнению В.В. Клочкова, означает, что в нашей стране "организация любых вероисповеданий имеет своей целью удовлетворение религиозных потребностей верующих граждан и не выполняет никаких функций, относящихся к компетенции государственных органов или общественных организаций; объем и характер их прав определяется целью, с которой они создаются и функционируют ; государство не оказывает материальной помощи никому из них,ре-лигиозные объединения и центры, а также священослужители содержатся за счет добровольных пожертвований верующих; государство не предоставляет ни одной конфессии никаких особых прав иопреимуществ...".Вопросы конституционно-правового аспекта свободы совести наиболее подробно рассмотрены Ф.М.Рудинским. Связывая эту кон-- цепцига с разработанной юридической наукой учением о субъективных правах граждан, он отмечает, что право свободы совести является одним из субъективных прав, закрепленных и гарантированных Основным Законом страны и занимает важное место в структуре правового статуса советского гражданина в целом. п Прежде всего, - отмечает он,, - это одно из основных конституционных прав. Конституционные права - разновидность субъективных прав граждан. В отличие от субъективных прав, закрепленных в текущем законодательстве, права, зафиксированные в Конституции, обеспечивают возможность пользования наиболее ценными социальными благами определяющими коренные условия жизни человека в социалистическом обществе ( свободный труд, нормальный отдых, политическая свобода и т.д.). Они отражают наиболее существенные, принципиальные связи и отношения между государством, коллективом и человеком, и реализуются в наиболее важных сферах жизни. По сравнению с отраслевыми субъективными правами конституционные права характеризуются высокой общностью и значительной стабильностью". Сделав важный вывод о том, что конституционная свобода совести есть личное основное право гражданина, Ф.М. Ру-динский указывает на ее важнейшие особенности,в частности, гарантию индивидуальной свободы, т.к. возможности беспрепятственного выбора гражданином различных вариантов поведения в различ рных сферах жизни-, наилучшего проявления им духовных интересов.государством и церковью, подлинной свободы совести, так как гарантировал советским гражданам право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Уже к началу 1918 года в нашей стране имелись все конституционные гарантии свободы совести1, существовала совокупность правовых норм, которые были способны регулировать общественные отношения, возникающие в процессе ее реализации на практике. Уже в тот период сложился характерный для социалистического общества институт свободы совести, представляющий собой совокупность правовых норм, закрепляющих право каждого гражданина исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, право отправления религиозных культов и право атеистической пропаганды, атакже систему специальных гарантий, реально обеспечивающихэти права.

Советское государство обеспечило своим гражданам право самим определять свое отношение к религии, и, отделив церковь от государства, дало возможность им не чувствовать на себе давление религиозных организаций, В этом заключается общее в конституционно-правовом обеспечении свободы совести в стране.

Лишение мусульманских организаций судебных функций, упразднение шариатских судов

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, первые Конституции РСФСР, Азербайджана, принятые сразу же после Октябрьской революции, превратили свободу совести в одно из основных личных прав советских граждан. Советские люди получили гарантированное основным законом страны право самим выбирать собственную линию поведения по отношению к религии, ее нормам, запретам и предписаниям. Это давало им возможность, не опасаясь каких-либо преследований и ущемлений строить свободный от религиозного воздействия быт, семейные отношения, в полном объеме реализовать свое конституционное право на свободу совести.

В новом обществе соотношение религии и права характеризуется принципиально новыми чертами. "Социалистическое право,-пишет В.В. Клочков, - первый в истории тип права, не нуждающийся в поддержке религии, поскольку оно выражает волю рабочего класса, а затем и всего народа,гармонически сочетает интересы личности и общества. Социалистическое правосознание с самого начала свободно от влияния религиозной идеологии, юридические нормы ни в коей мере не воспроизводят религиозные правила (кроме, разумеется, общих для всех формаций запретов кражиУ убийства и т.п., которые повторяются в различных системах социальной регуляции) и не санкционируют применение религиозных норм. Религия перестает оказывать какое бы то ни было воздействие на процесс правотворчества, религиозные учреждения лишаются судебных функций, государство упраздняет церковные суды". (под-черкнуто мной - З.Х.).

Советское государство с первых дней победы Октября последовательно стало осуществлять линию, направленную на прекращение многовекового союза между правом и религией. 22 ноября (5 декабря) 1917 г. был издан специальный декрет о суде, который известен в истории нашей страны как Декрет о суде В I. Он упразднил существовавшие до Октябрьской революции судебные установления: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаглентагли, военные и морские суды всех наименований, коммерческие суды. После его издания прекратили свою деятельность и другие суды, не упомянутые в нем. Вместо них, как предусмотрел декрет, образовались местные суды, избираемые "на основании прямых демократических выборов, а до назначения таковых выборов временно районными и волостными а где таковых нет-, уездными; городскими и губернскими Советами рабочих, солдатских и крестьянских депутатов". Декрет определил, что местные суды решают дела именем Российской республики и руководствуются в своих решениях и приговорах законами свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены революцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию. Отмененными же признавались "все законы, противоречащие декретам ЦИК, Советов" рабочих, соддатс-ских и крестьянских депутатов и Рабочего и Крестьянского прави тельства...". Декрет носил конституционный характер и стал основой советской судебной системы.

В развитие важнейших положений Декрета о суде № I, а также Декрета о суде Ш 2,принятого ВЦИК и (Ж 15 февраля 1918 года, 30 ноября 1918 года ВЦИК утвердил "Положение о народном суде РСФСР". Положение предусмотрело создание в пределах республики единых народных судов,определило порядок их действия, сформулировало требования, которые должны предъявляться к судьям. В частности, они должны были обладать правом избирать и быть избранными в Советы, иметь политический опыт работы в пролетарских организациях (партии, профсоюзах,рабочих кооперативах, фабрично-заводских комитетах и советских учреждениях),теоретическую и практическую подготовку,соответствующую должности судьи. Судоговорение допускалось на всех местных языках.По-ложением определялось, что советский суд при рассмотрении дел должен руководствоваться декретами Рабоче-Крестьянского Пра- . вительства, а в случае неполноты или отсутствия - социалистическим правосознанием, а ссылки в приговорах и решениях на за оконы свергнутых правительств воспрещались.

Таким образом, вопрос о советском суде и проблемах его жизнедеятельности, ликвидации судов, оставшихся от дореволюционного строя, был разрешен сразу же после победы Октябрьской революции. Как указывал В.И.Ленин, Советская власть уничтожила буржуазный суд, "который изображал собою защиту порядка, а на самом деле был слепым, тонким орудием беспощадного подавления эксплуатируемых, отстаивающим интересы денежного мешка. Совет -екая власть поступила так, как завещали поступать все пролетарские революции,- она отдала его сразу на слом ... Мы расчистили этим дорогу для настоящего народного суда и не только силой репрессий, сколько примером масс, авторитетом трудящихся, без формальностей, из суда, как орудия эксплуатации, сделали орудие воспитания на прочных основах социалистического общества1. Все это подготовило необходимую почву и для разрыва существовавших связей между государством и религией,религиознымиорганизациями в области правовых отношений общества.В частности, было покончено с рассмотрением религиозного воспитания детей как гражданской обязанности родителей,принудительным внедрением обрядности и вероучения, исполнением религиозных предписаний, признанием только церковной формы брака, выполнением священослужителями различных направлений функций государственных органов (запись актов гражданского состояния, участия в суде и др.).

В этом определяющую роль сыграли декреты ВЦИК и СНК ОСФСР "О расторжении брака" (16/29 декабря 1917 г.) и "О гражданском браке", о детях и ведении книг актов состояния" (18/31 декабря І9Г7 г.) Первый из них указал, что дела "о признании брака незаконными или недействительными подлежат впредь ведению ме-стного суда. Согласно декрету, производящиеся в учреждениях всех христианских и других исповеданий и должностных лиц дела о расторжении браков подлежали немедленной передаче в местные

Национализация собственности религиозных организаций и преодоление экономической зависимости верующих от мусульманского духовенства

Октябрьская социалистическая революция, покончив с эксплуатацией человека человеком,установив общественную собственность на средства производства,создала необходимые социально-экономические предпосылки для духовного раскрепощения человека, его свободы от религии". ... Действительное освобождение, -как указывали К.Маркс и Ф.Энгельс, - невозможно осуществить иначе, как в действительном мире и действительными средствами, рабство нельзя уничтожить без паровой машины ..., улушенного земледелия ...вообще нельзя освободить людей,пока они не будут в состоянии полностью в качественном и количественном отношении обеспечить себе пищу и питье, жилище и одежду."Освобождение" есть историческое дело,а не дело мысли,и к нему приведут исторические отношения, состояние промышленности, тор тговли, земледелия, общения ... .

Процесс создания объективных условий, обеспечивающих свободу совести, непосредственно затронул и религиозные организации. Дело в том, что они в условиях царской России не только служили эксплуататорским классам, оказывая им всеми доступными способами огромную помощь в экономическом и духовном закабалении трудящихся. Религиозные организации и служители культа выступали непосредственно в роли эксплуататоров, владея несметными богатствами,в первую очередь большими земельными угодьями, на которых использовали наемный, зачастую бесплатный трудкрестьян.Возможности религиозных организаций держать трудящихся в экономической зависимости были очень большими, Взять,к примеру, православную церковь. Только в Европейской части страны церквам принадлежало I87I858 десятин земли или по 58 десятин на каждую церковь. Отдельные церкви имели наделы, значительно превышавшие установленные законом нормы - по 33 десятин на церковь. 245 церквей владели участками от 250 до 500 десятин, 50 церквей - от 500 до 1000, 14 церквей - от 1000 до 1500, а 15 - свыше 1500 десятин. Эти земли принадлежали церквам и предоставлялись духовенству в пользование. Кроме того, священники владели и землями, іпжнадлежащими им лично. В 1905 г. насчитывалось 9840 священников-помещиков,которым принадлежало337206 десятин земли .

Подобная картина была характерна и для районов распространения ислама.В Средней Азии и Казахстане, Закавказье и Северном Кавказе мусульманские организации владели,так называемым , вакфным (вакуфным) имуществом - движимым и недвижимым - в сельской местности оросительными сооружениями,мельницами, обрабатываемыми землями; в городах - ремесленными мастерскими, торговыми рядами, караван-сараями и т,д. Это имущество,отказанное государством или частным лицом на религиозные и благотворительные цели; являлось одним из важных источников дохода мусульманского духовенства и экономической основой его огромного влияния на население. В отличие от других видов собственности вакфная не облагалась никакими налогами и податями.Сданное в вакф нельзя

5ыло также продавать или передавать кому-либо.В исключительных случаях разрешалось лишь продавать вакфное имущество, пришедшее в негодное состояние. Даже придя в негодное состояние, вакфная собственность не перестает быть вакфной. Шариатские законы не допускают присвоения вакфного имущества частными лицами под видом его непригодности.

Вакфные земли, по сравнению с другими, имели ряд преимуществ. Так, в Бухарском и Хивинском ханствах, где вода решала судьбу урожая, действовал порядок, согласно которому вакфные земли получали воду вслед за землями, принадлежащими правящей верхушке.

В целом в Бухарском ханстве вакуфные владения составляли 24,6$, или более полумиллиона десятин орошаемых земель. По выборочным данным, вакфные земли в Хивинском ханстве достигали 32$. Согласно другому источнику, накануне революции 1920 года в Хорезме вакфы составляли 23-24$ всех культурных земель: Только в городе Бухаре в вакфном владении, наряду с 759 десятинами земли, находилось 57 сараев, 1414 лавок, 23 базарных мест, 10 бань, 18 мельниц и 133 жилых дома.

Крупными владельцами земли были и мусульманские организации Туркестана.Только в трех уездах,например - Маргиланском, Андижанском и Кокандском они имели 28971 десятину вакфных земель.

.Средний размер вакфных владений составлял в Маргиланском уезде 77,0, в Андижанском - 16,4, в Кокандском - 101,9 десятин. Размер отдельных обширных вакфных владений достигал в Кокандском уезде 1778, а в Маргиланском - 1541 десятин.Вакфные земли составляли важную часть материальной базымусульманских организаций и в других районах страны.

Мусульманское духовенство являлось непосредственным владельцем вакфных земель,принадлежащих религиозным общинам и организациям. Основную часть вакфов составляли, так называемые, вакфы чистые - доходы от которых шли на содержание религиозной общины, в пользу которой была пожертвована земля. Специально назначенный общиной человек собирал с крестьян,живших на ваіф-ных землях,обрабатывавших их, все установленные в эмирате подати

Становление и развитие свободной от религии атеистической по духу системы народного образования

Отделение школы от церкви, светский характер образования является одной из важнейших социальных гарантий развития личности, свободы ее совести. Оно в полной мере соответствует интересам каждого гражданина, так как "самоцелью", высшим идеалом человека, по марксизму, является целостность его развития, абсолютное выявление его творческих дарований. Развитие личности, воспитание нового человека является "одним из замечательных проявлений прогрессивной исторической миссии социализма", который "не только ликвидирует общественные условия, поддерживающие религиозные и иные иллюзии,но и порождает массовую потребность в научно-материалистическом,атеистическом мировоззрении. Эта потребность определяется самой сущностью социалистического строя,который может прогрессировать лишь на научной основе, при условии осмысленного и активного участия широких народных масс в управлении всеми сторонами жизнедеятельности общест Потребность в научно-материалистическом, атеистическом мировоззрении требует от человека определенных теоретических знании, обучения в школе, свободной от какого бы то ни было воздействия религии. Этого можно добиться лишь при наличии развитой светской системы народного образования, которая оберегает детей от непосильного для их возраста раздвоения в восприятии научно-материалистических и религиозно-идеалистических взглядов, прягло противоположных друг другу.

Наша партия всегда исходила из того, что "антирелигиозная агитация и пропаганда не сумеют затронуть народной толщи до тех пор,пока не сдвинется окончательно с мертвой точки работа по школьному просвещению трудящихся масс города и деревни в духе научного материалистического естествознания ... Только соответствующая организация школы и подготовка школьного учителя ... полная и окончательная ликвидация неграмотности, наряду с успехами Советской власти в деле поднятия сельского хозяйства и промышленности, создадут почву для окончательного и полного искоренения религиозных предрассудков в умах десят-ков миллионов граадан республики». Социализм унаследовал от царской России школу,где обучение и воспитание насквозь было пропитано религией. Значительная часть школ находилась в прямом ведении духовенства- так называемых церковно-приходских школ в 1907 г. было 25 тыс. В это же время начальных школ, принадлежавших Министерству просвещения, имелось 44 тыс. Однако первые пользовались всесторонней поддержкой царского правительства, тогда как средства на содержание светских начальных школ постоянно ограничивалось.

Правительство не доверяло светской школе,"зараженной противо-религиозностыо",а духовенство считало ее "орудием растления народа".

Священники, руководившие церковными школами, в первую очередь заботились о насаждении церковности и религиозно-воспитательной работе. "Церковная школа рассматривалась как дополнение к церкви, вместе с которой она должна воспитывать подрастающее поколение в любви к религии и церкви. Большая часть учебного времени в этой школе отводилась закону божьему (изучению молитв, истории Ветхого Нового завета., катехизиса), церковно-славянскому языку, церковному пению. Что же касается необходимых знаний, то они ограничивались чтением, письмом и начатками арифметики. Еще хуже обстояло дело в школах грамоты (находившихся также в ведении духовного ведомства - З.Х.), программа которых была насыщена церковностью".

Но анализ общего и особенно в избранной нами проблеме требует отметить следующий факт. В царской Россииі наряду с цер-ковно-приходскими имелись, как отмечалось, начальные школы министерства просвещения, в которых, в основном, изучались светские предметы. Существовали также средние учебные заведения -гимназии, реальные училища, где также преимущественное место отводилось светским знаниям. Причем в результате возросших потребностей страны и под давлением передовой общественности ееть начальных и средних учебных заведений и количество учащихся в них к 1913 г., по сравнению с концом 90-х гг.увозрос-ла примерно вдвое. К 1913 г. количество студентов высших учеб ных заведений России достигло 127 тыс. К 1906 г. в России насчитывалось также около 2 тыс. вечерних и воскресных школ для рабочих со свыше 100 тыс. учащимися, во многих из которых пропагандировались идеи марксизма, а учащиеся знакомились с вопросами научного мировоззрения.

Важно также учесть, что в России существовали силы,открыто осуждавшие воинственную политику духовенства в области просвещения народа, критиковавшие всю систему преподавания в церковной школе. И, что немаловажно, во многих местах в защиту светской школы выступали сами крестьяне, требуя заменить церковные светскими школами повышенного типа. На своих сходахкрестьяне выносили решения о закрытии церковных школ, отказы

Похожие диссертации на Осуществление свободы совести в республиках Советского Востока