Введение к работе
Актуальность темы исследования. Одним из наиболее важных последствий тех фундаментальных изменений, что произошли в России на рубеже 80–90 годов ХХ века, стал отказ от политики государственного атеизма и препятствования свободной деятельности религиозных организаций. Законодательство России обеспечило возможность свободного осуществления деятельности традиционных религий. Но произошедшие изменения повлекли за собой и расцвет деятельности нетрадиционных религиозных организаций, или новых религиозных движений. Часть новых религиозных движений (НРД) возникла непосредственно в России, часть же, воспользовавшись произошедшими изменениями, распространила свою деятельность из зарубежных стран. Первоначально российское общество, находившееся в ситуации глубокого мировоззренческого кризиса, и не имевшее в своем большинстве элементарных знаний о религии, восприняло НРД в целом нейтрально, а часть наших сограждан – доброжелательно и с заинтересованностью. Но уже в скором времени это отношение сменилось обеспокоенностью, а в дальнейшем в обществе сформировалось достаточно заметное негативное отношение к НРД. Этот процесс можно считать закономерным: крупные и располагавшие большими финансовыми возможностями зарубежные НРД, начавшие свою деятельность в России, представляли собой организации, неоднократно подвергавшиеся в странах своего возникновения жесткой общественной критике и даже судебным преследованиям за различные злоупотребления. Пользуясь неосведомленностью большинства российских граждан, эти организации смогли завоевать довольно прочные позиции в России, используя привычные для них методы проникновения в различные сферы жизни общества. НРД отечественного происхождения, также стремившиеся завоевать позиции в обществе, часто использовали аналогичные методы. Кроме того, как отечественные, так и зарубежные НРД в тех случаях, когда критическая информация об их деятельности становилась достоянием общественности, использовали различные способы борьбы со своими критиками с целью принудить их замолчать. Как показала практика, методы апологии и противодействия критике, используемые рядом НРД, зачастую оказывались не менее сомнительными, с позиции норм морали и права, чем их методы миссионерской деятельности и принятые внутри этих групп порядки, против которых и была, собственно, направлена критика.
Несмотря на изменение вектора общественного мнения и частичную утрату некоторыми НРД позиций, завоеванных ими первоначально, в целом НРД продолжают занимать в нашей стране достаточно прочное положение. Присутствие и активность религиозных организаций, нетрадиционных для нашей страны, продолжает вызывать общественную обеспокоенность, так как среди этих организаций есть такие, деятельность которых следует считать деструктивной. Поэтому тема, избранная нами для исследования, является актуальной и значимой как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Степень разработанности темы исследования. Изучению новых религиозных движений и различных сторон их деятельности посвящена обширная литература, вышедшая в последние десятилетия как в России, так и за рубежом. При этом абсолютное большинство работ принадлежит западноевропейским и американским авторам, так в западных странах новые религиозные движения получили широкое распространение, в то время как государственная идеология СССР и стран «социалистического лагеря» препятствовала деятельности религиозных организаций; соответственно на Западе НРД на несколько десятилетий раньше стали объектом религиоведческих и других исследований. Среди исследователей, занимающихся проблематикой НРД, есть как светские, так и конфессиональные ученые. Наиболее значительными и авторитетными светскими зарубежными специалистами являются такие, как А. Баркер, Д. Бромли, Д. Хадден, М. Интровиньо, Д. Ричардсон, Б. Уилсон, которыми рассмотрены вопросы истории, типологии, закономерности развития НРД. Необходимо также отметить работы таких специалистов в области психологии, как М. Сингер и Ф. Зимбардо, изучавших психологические аспекты присоединения к НРД и последствия пребывания в них. Среди зарубежных конфессиональных авторов следует назвать имена У. Мартина и И. Огорда. Отечественные светские исследователи НРД представлены такими именами, как Л.Н. Митрохин, В.Г. Балагушкин, М.З. Штерин, К.Б. Привалов, П.С. Гуревич, Б.З. Фаликов, И.Я. Кантеров, С.И. Иваненко, Н.А. Трофимчук, И.С. Гордиенко, А. И. Щипков. Наиболее значительными конфессиональными авторами в нашей стране являются А.Л. Дворкин, Р.Я. Конь. Необходимо также назвать имя В.М. Мартиновича, работающего в Республике Беларусь и активно взаимодействующего с российскими конфессиональными исследователями. Отечественными авторами в последние годы проделана значительная работа как в изучении теоретических вопросов, так и в исследовании истории и современного положения НРД в нашей стране. Но некоторые существенные проблемы, в частности, такие, как методы завоевания и удержания НРД позиций в различных областях жизни нашей страны, к настоящему времени исследованы еще в недостаточной степени.
Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступают новые религиозные движения. Предметом исследования являются методы, используемые новыми религиозными движениями для экспансии в России, завоевания прочного положения в различных сферах общественной жизни и для сохранения этого положения.
Рабочая гипотеза. Ряд НРД смогли достигнуть своего современного положения в различных сферах общественной жизни благодаря использованию обмана и подавления критики, что вызывает общественную обеспокоенность и негативное отношение ко всем НРД.
Теоретические и методологические основы исследования. В работе нашли применение следующие методы религиоведческого исследования: каузальный, используемый для анализа генезиса и эволюции различных феноменов религиозной жизни; метод структурно-функционального анализа, позволяющий рассматривать явление как целостность, каждый элемент которой структурно связан с другими элементами и исполняет собственную функцию; герменевтический, используемый для интерпретации вероучительных и иных текстов религиозных организаций; метод сравнительно-исторического анализа, позволяющий путем сопоставления выделить общие и особенные черты изучаемого явления.
Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является определение приемов и методов влияния новых религиозных движений на общественное мнение, способствующих их экспансии в России на рубеже XX–XXI веков.
Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи:
1. Проанализировать факторы, способствовавшие широкому распространению новых религиозных движений в России на рубеже 80–90 годов ХХ века.
2. Оценить результаты усилий новых религиозных движений по распространению своего присутствия в различных сферах общественной жизни России в первой половине девяностых годов двадцатого века.
3. Изучить методы, используемые новыми религиозными движениями, получившими негативную репутацию, для создания собственного положительного образа в глазах общественности.
4. Исследовать методы, используемые новыми религиозными движениями, получившими негативную репутацию, для предотвращения распространения негативной информации об их деятельности.
5. Оценить положение, достигнутое в России новыми религиозными движениями вследствие использования различных методов создания собственного положительного образа и предотвращения распространения негативной информации о своей деятельности.
Научная новизна исследования.
1. Проанализированы факторы, способствовавшие широкому распространению в России в постперестроечную эпоху новых религиозных движений.
2. Изучены результаты экспансии новых религиозных движений в различных сферах общественной жизни России.
3. Изучены методы, которые используют новые религиозные движения, имеющие негативную общественную репутацию, для создания собственного положительного образа.
4. Выявлены методы, используемые новыми религиозными движениями для предотвращения распространения негативной информации об их деятельности.
5. Рассмотрено положение, достигнутое деструктивными новыми религиозными движениями в России, в том числе в результате использования методов создания собственного положительного образа и предотвращения распространения негативной информации.
Тезисы, выносимые на защиту.
1. Широкое распространение новых религиозных движений в России на рубеже 80–90 годов ХХ века стало возможным вследствие того, что в стране сложилась ситуация мировоззренческого кризиса, сопровождавшаяся тотальной неосведомленностью в вопросах религии.
2. Воспользовавшись благоприятной ситуацией, новые религиозные движения, активно используя свой организационный и финансовый потенциал, смогли в первой половине 90-х годов ХХ века максимально расширить сферу своего влияния, добившись присутствия во всех областях общественной жизни нашей страны, включая экономику, образование, культуру.
3. Новые религиозные движения в целях создания собственного положительного образа используют аморальные методы, среди которых главное место занимает прямой обман общественности, средств массовой информации, представителей научного сообщества.
4. Для предотвращения распространения негативной информации о своей деятельности новые религиозные движения методично используют судебные иски, дискредитацию источников негативной информации, шантаж и другие формы психологического давления.
5. Новые религиозные движения смогли, благодаря использованию различных методов создания собственного положительного образа и дискредитации источников негативной информации о своей деятельности, укрепить свое положение в нашей стране и заручиться поддержкой со стороны ряда общественных организаций, вызвав тем самым обеспокоенность традиционных для России религиозных организаций, что представляет собой потенциальный источник социальной напряженности.
Практическая значимость и апробация исследования. Результаты и выводы диссертационного исследования могут быть использованы в научной работе по соответствующей религиоведческой тематике, а также при разработке учебных курсов для высших и средних учебных заведений по религиоведению, социологии, социальной психологии. Они могут иметь практическое применение в области государственно-конфессиональных отношений. По теме диссертационного исследования опубликовано 2 статьи.
Структура работы. Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы, включающего 120 наименований. Объем диссертации – 126 страница машинописного текста.