Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ислам в системе национальной культуры вайнахов Керимов Махмуд Магомедович

Ислам в системе национальной культуры вайнахов
<
Ислам в системе национальной культуры вайнахов Ислам в системе национальной культуры вайнахов Ислам в системе национальной культуры вайнахов Ислам в системе национальной культуры вайнахов Ислам в системе национальной культуры вайнахов Ислам в системе национальной культуры вайнахов Ислам в системе национальной культуры вайнахов Ислам в системе национальной культуры вайнахов Ислам в системе национальной культуры вайнахов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Керимов Махмуд Магомедович. Ислам в системе национальной культуры вайнахов : Дис. ...канд. филос. наук : 09.00.06 Грозный, 1999 174 с. РГБ ОД, 61:99-9/310-4

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Распространение и утверждение ислама и арабо-мусульманской культуры среди вайнахских народов (VII-XVIII вв.).

1. Распространение ислама среди вайнахов 11-40

2. Арабо-мусульманская культура вайнахских народов (VII-XVIII вв.)

Глава 2. Ислам в системе национальной культуры вайнахов в ХГХ-ХХ в.в.

1. Влияние ислама на духовную и материальную культуру вайнахов в XIX в 71-115

2. Ислам в системе этнической культуры вайнахских народов в XX в 116-149

Заключение 150-154

Библиография 155-174

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Глубокие преобразования всех сфер жизни, происходящие в нашем обществе с середины 80-х годов, привели к росту этнического, культурного и религиозного сознания народов, населяющих Россию. Происходит переоценка роли и значения религии, в том

числе и ислама, в жизни общества. Ислам оказывал и в определенной мере продолжает оказывать влияние на религиозную ситуацию в стране, этнокультурные и этносоциальные процессы, межэтнические и идеологические конфликты, экономическое и политическое развитие, международные позиции и внешнюю политику России. (См.: 151,6).

В России мусульмане живут на Поволжье, Урале, в Сибири и на Северном Кавказе. Среди них и вайнахские народы - чеченцы, ингуши, аккинцы, а также бацбийцы и кистинцы (Ахметский район Республики Грузия).

Ислам - это не только религия, но также культура, цивилизация, образ жизни. Ислам - это «гигантская региональная цивилизация со своей культурой, политической традицией, апробированными историческим опытом поведенческими нормами. (158, 36).

В общественно-политической, духовно-нравственной, семейно-бытовой сферах жизни вайнахов огромную роль играл и продолжает играть ислам. С принятием ислама происходила нравственно-культурная, мировоззренческая, духовная переориентация вайнахских народов. Этот сложный процесс происходил тем успешнее, чем лучше использовались народные обычаи, традиции, обряды, ритуалы.

Принятие ислама вайнахами явилось «глобальной сменой парадигмы в их мировоззрении и культуре». (167,20). Ислам способствовал ликвидации духовно-культурной разобщенности множества родов, племен, сельских общин и формирования их в вайнахские народности. Он дал мощный духовно-нравственный импульс народным обычаям, традициям, этике, устному творчеству, этнической педагогике вайнахов.

Во всех крупных исторических событиях в жизни вайнахских народов - народно-освободительной борьбе под руководством имамов Мансура (1785-1791 гг.), Шамиля (1834-1859 гг.), в годы революции и гражданской войны (1917-1920 гг.), период депортации (1944-1957 гг.) и войны в Чечне (1994-1996 гг.) ислам играл огромную роль в качестве идейной и нравственной основы.

Не будет большим преувеличением, если мы констатируем, что в силу вышеназванных факторов ислам на конкретной исторической, социально-политической и духовно-культурной почве вайнахов принял форму народной религии. На протяжении длительного исторического периода времени ислам был для преобладающего большинства вайнахов и остается сейчас важнейшим инструментом объяснения мира, средством достижения внутриэтнического согласия и солидарности.

Новая религиозная система явилась качественным скачком в духовном развитии вайнахов. Именно поэтому она постепенно становится ведущим компонентом, ядром их культуры. Принятие ислама позволило вайна-хам освоить ценности богатейшей араб о-му сул ьманской культуры. В начале XX в. только в Чечне функционировали 180 мусульманских школ (хьуъжир - чеч.), в которых обучалось 2000 учащихся. В них не только обучали исламу, но и давали некоторые знания по математике, астрономии, географии, медицине, философии, логике и т.д. Благодаря знанию арабского и других языков Востока, арабской грамоты и основ наук, многие вайнахи получили возможность приобщаться к арабо-мусульманской культуре и через нее к культурным достижениям других народов мира.

С утверждением ислама и влияния мусульманского Востока вайнах-ские народы получили возможность общения и широкого идейно-культурного обмена с мусульманским миром. Этому способствовали их религиозные и культурные потребности, а также широко распространенное представление о желательности и даже необходимости посещения мусульманином религиозных и культурных центров Востока. В Чечне и Ин-

гушетии важное значение придавалось и совершенствованию знаний в этих центрах.

Академик И.Ю.Крачковский писал: «Арабская литература на Северном Кавказе культивируется уже местными силами и в своей оболочке арабской письменности развивает даже самостоятельные черты». (138,614).

Арабская письменность и арабский язык сыграли большую исторически положительную роль в становлении духовной культуры ваинахских народов. На основе арабской письменности возникла местная письменность - «аджамская», которая была создана путем приспособления арабской письменности с помощью дополнительных и подстрочных знаков к фонетическим особенностям местных языков. Аджамская письменность использовалась не только для переписки, но и для создания историко-философских, художественных и иных произведений на ваинахских языках. Арабский язык получил среди вайнахов значительное распространение. Он стал в Чечне и Ингушетии языком богослужения, науки, во многом поэзии, а также общения наиболее мусульмански образованной части населения.

Араб о-мусул ьманская культура, стоявшая несравненно выше местной культуры, была воспринята вайнахами и со временем стала органической частью их национальной культуры,

К сожалению, труды, созданные вайнахскими авторами на арабском языке, исчезли в связи с выселением в 1944 году и ликвидацией автономии Чечено-Ингушетии. В настоящее время идет энергичный поиск, в результате чего было найдено более 30 из этих работ. (164, 33).

В последнее время возрос интерес вайнахов к своей истории и культуре. Восстанавливаются и почитаются имена религиозных деятелей, глав суфийских братств, внесших большой вклад в развитие арабо-мусульманской культуры и истории вайнахов, издаются книги по истории и вероучению ислама.

Аппеляция к исламу, исламским духовным ценностям самых разных политических сил и рост влияния политического ислама стали привычными факторами общественной жизни ваинахов с середины 80-х годов XX в.

Ислам сумел сохранить себя в противоборстве с коммунистической системой, она не привела к замене коренных, фундаментальных исламских ценностных нормативов, на иные, подобные те, которые существуют в Европе и Северной Америке.

Цивилизационная константа ислама, в том числе и у вайнахских народов, не только обнаружила свою гибкость в плане приспособления к новациям, но также продемонстрировала способность подчинять их, приспосабливать к собственным социокультурным установкам.

Так, в Чеченской Республике Ичкерия ислам объявлен государственной религией, создан Верховный шариатский суд, действует основанный на шариате уголовный кодекс, хотя соответствующее ему уголовно-процессуальное законодательство пока еще не принято.

Все отмеченные выше факторы требуют своего глубокого изучения и переосмысления. Актуальность и необходимость изучения проблемы функционирования ислама в системе национальной культуры ваинахов обусловлено еще и тем, что эти сложные проблемы изучены в отечественном ис-ламоведении крайне недостаточно.

До недавнего времени они рассматривались упрощенно, в контексте атеистического воспитания населения, когда положительная роль ислама в системе национальной культуры ваинахов или отрицалась, или замалчивалась.

В нашей философской и религиоведческой литературе до сих пор неї ни одного монографического издания, посвященного проблемам взаимоотношения и взаимосвязи ислама и этнической культуры ваинахов на разных исторических этапах.

Все эти обстоятельства обусловили выбор диссертантом темы, многоплановость и исторические рамки рассматриваемых в диссертационном исследовании вопросов и проблем.

Степень разработанности проблемы. Общие проблемы возникновения, идеологии и культа ислама раскрыты в работах таких отечественных исследователей, как В.В.Бартольд (35;36), Е.А.Беляев (45;46), М.В.Вагабов (9; 58; 59; 60; 61; 62), Д.Е.Еремеев (100), Т.Изимбетов (104), Л.Н.Климович (139; 140), Г.М.Керимов (135), З.А.Ишмухамбетов (128), И.П.Петрушевский (188), М.Б.Пиотровский (189; 189 а), Т.С.Саидбаев (208) и др.

В отечественном исламоведении проделана определенная работа по анализу проблем возникновения, распространения, эволюции и современного состояния суфизма и мюридизма, как его северокавказской разновидности. Среди исследователей, в чьих трудах рассматриваются данные проблемы, можно назвать таких, как М.А.Абдуллаев (1; 2; 3; 4; 5; 6), А.В.Авксентьев (7), А.К.Аликберов (23), В.В.Бартольд (35;36), А.М.Баширов (37), Е.Беляев (45), Е.Э.Бертельс (42), Г.Р.Габуния (75; 76; 77; 78; 79), СН.Григорян (79), Г.М.Керимов (134), А.Крымский (146), А.Д.Кныш (142; 143), М.Р.Кур-банов, Г.М.Курбанов (147), М.Т.Степанянц (218), Н.А.Смирнов (216), А.В.Смирнов (217), Р.М.Магомедов (153), И.А.Макатов (156), А.Р.Рамазанов (194), П.Позднев (190), К.М.Ханбабаев (240; 241; 242; 243; 244; 245), А.М.Ха-лилов (247), А.Р.Шихсаидов (84; 262; 263; 264; 265) и др.

Проблемам происхождения, эволюции и современного состояния ислама, суфизма посвящены и ряд сборников статей отечественных религиоведов, историков, востоковедов. (17; 28; 96; 106; 107; 109; ПО; 111; 112; 113; 114; 115; 116; 117; 118; 119; 120; 121; 130; 177; 178; 179; 183; 184; 186; 192; 195; 198; 250).

Проблемы распространения ислама, в том числе и суфизма, среди вайнахов, его эволюции и современного состояния, влияния ислама на культуру вайнахов рассматривается в трудах таких чеченских и ингушских исследователей, как А.Авторханов (8), В.Х.Акаев (14;15;16), И.Ю.Алироев

(19; 20; 21), Ш.Б.Ахмадов (29), Я.ЗАхмадов (13, 30), А.Г.Ахриев (31), БТ.Га-бисов (74), В.Ю.Гадаев (80;81;82), Т.С. Магомадова (154; 155), Х.Б.Мамлеев (160; 161), А.А.Манкиев (157), Д.Д.Межидов (164; 165; 166; 167), З.Д.Мугадиев (170), М.Б.Мужухоев (171; 172; 173), М.М.Мустафинов (174; 175; 176), Х.Ошаев (185), И.М.Саидов (202), А.А.Саламов (203), С.Ц,Умаров (233; 234; 235; 236; 237), Х.А.Хизриев (248; 249), М.О.Цицкиева (252), А.И.Шамилев (256; 257), А.Д.Яндаров (269; 270; 271; 272; 273) и др.

Эти же проблемы раскрываются и в ряде сборников статей, изданных чечено-ингушскими исследователями. (25; 26; 73; 105; 196; 210; 211; 212; 246; 253; 254; 259).

В диссертационном исследовании использованы труды таких зарубежных авторов, как А.Беннигсен (39;40;41), Ф.Боденштедт (54), С.Э.Уим-буш(41), Г.Гемер (89) и др. (22;219;231;274), в чьих работах рассматриваются те или иные проблемы истории и верований народов Северного Кавказа, в том числе и вайнахских народов.

Основными источниками по данной теме являются идейные источники ислама, труды мусульманских авторов, посвященные разработке проблем ислама, суфизма. Среди них, в первую очередь, можно назвать Коран (137), работы известных дагестанских и вайнахских деятелей ислама, таких как Мансур (39, 65-68), Мухаммад ал-Яраги (10), Джамалутдин ал-Гумуки (11), Шамиль (181), Мухаммад ал-Карахи (131), Кунта-Хаджи (223), а также мусульманских авторов из вайнахов - М.Котиева (169), Г.-М.Горчханова (228), Горца (225; 226; 227; 229; 230) и др.

Основные цели и задачи исследования. Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе логико-теоретического и сравнительно-исторического методов научного анализа раскрыть роль и значение мусульманской религии в системе национальной культуры вайнахов. Для реализации этой цели в диссертации решаются следующие задачи:

- раскрыть пути, методы и основные этапы распространения ислама среди вайнахов;

анализировать основные формы бытования и эволюции ислама среди ваинахов;

определить характер и формы влияния ислама на социально-культурную и духовную жизнь ваинахов;

рассмотреть взаимосвязь духовной культуры ваинахов с суфизмом;

показать противоречивый характер формирования и развития исламской культуры ваинахов.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

- проанализирована взаимосвязь различных форм материальной и
духовной культуры с религией, в том числе и с исламом:

раскрываются пути, методы и основные этапы распространения ислама среди ваинахов;

выявляются характер, формы и специфика взаимосвязи и взаимодействия ислама и культуры ваинахов на различных исторических этапах;

исследованы формы влияния суфизма на духовную этнокультуру ваинахов;

определены генезис, эволюция и содержание исламской культуры ваинахов;

раскрываются специфика, место и социальная роль этой культуры в системе этнической культуры ваинахов;

- введены в научный оборот материалы ряда новых источников.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что научные выводы и обобщения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в дальнейшей научно-исследовательской работе по проблемам истории, современного состояния идеологии и культуры ислама, в последующих научно-теоретических комплексных исследованиях этнической культуры, отношения к ней ислама; для разработки новых нетрадиционных способов решения проблемных вопросов этнокуль-туры ваинахов; в процессе преподавания курсов «Религиоведения» и

«Культурология» в высших и средних учебных заведениях; в разработке и чтении специальных курсов по традиционному и современному исламу.

Структура работы обусловлена целью исследования и построена по проблемному принципу. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии. Объем диссертационного исследования составляет 174 страницы машинописного текста, из них 19 страниц библиографии, включающей 274 наименований.

Распространение ислама среди вайнахов

Одной из самых распространенных в современном мире монотеистических религий является ислам или мусульманство. Ислам сыграл значительную роль в истории человеческой цивилизации и продолжает оказывать существенное влияние на различные сферы жизни многих стран мира.

Ислам как социально-идеологическое явление был и историческим итогом развития обществ Аравии, и одним из порождений общих процессов, характерных для всего Ближнего Востока в эпоху перехода его от древности к средневековью. Как считает российский исламовед М.Б.Пиотровский, рождение ислама в чисто религиозном плане «связано как с влиянием и развитием предшествовавших ему религий - христианства, иудаизма и зороастризма, так и с эволюцией религиозного сознания жителей Аравии, со специфическими аравийскими формами синкретического монотеизма». (189а, 103).

Он же подчеркивает и другую специфику ислама, заключающуюся в том, что, хотя ислам и возник как локальное религиозно-политическое течение, в то же время он явился и откликом на «духовные потребности всего Ближнего Востока в период распада древнего миросозерцания и становления средневекового общества». (189,5).

Отечественные историки-востоковеды, религиоведы сходятся во мнении, что государство и ислам как государственная религия у арабов возникли в результате разложения первобытнообщинного строя и образования классового общества. (32,251). Спорными являются вопросы о характере классового общества, его идеологии - ислама. В отечественной исламовед-ческой литературе по данному вопросу можно выделить две устоявшиеся основные точки зрения. Так, Ф.М.Ацамба, Л.И.Надирадзе, М.В.Вагабов и другие считают, что арабы в указанный период осуществляли переход к раннеклассовому феодальному обществу. (122, 102; 124; 60, 47). По их мнению, государство арабов еще до внешних завоеваний было раннефеодальным в результате кризиса рабовладельческих отношений и разложения первобытнообщинного строя на территории Аравии, возникновения классовых противоречий у кочевых племен и необходимости противостоять внешним завоеваниям, а ислам рассматривают как идеологию раннефеодального общества. Е.А.Беляев, И.П.Петрушевский и другие полагают, что возникший тогда рабовладельческий уклад не стал господствующим, так как в результате начавшихся завоеваний арабское общество превратилось в феодальное. (46; 188). Эта группа авторов полагает, что арабы до начала внешних завоеваний представляли собой классовое общество «дофеодального типа» и феодальный способ призводства не был ведущим и к концу первого этапа внешних завоеваний.

Ислам возник как идеологическое обоснование политических, экономических и социальных перемен, происходивших в конце VI - начала VII вв. в Аравии. Основателем новой религии стал Мухаммад (570 -632 гг.) Ислам включает в себя учение о пяти столпах (аркан ад-дин): 1) аш-шахада-исповедание веры; 2) ас-салат-молитва; 3) ас-саум - пост; 4) аз-закят - налог в пользу бедных; 5) ал-хадж - паломничество. Идеологическая система ислама изложена, систематизирована и освящена в конкретных канонических источниках, к которым относятся Коран, Сунна, тафсиры, ортодоксальные мазхабы, калам, фикх. На различных этапах развития мусульманского мира они играли различную роль в социальной и духовной жизни мусульманского общества. Современный ислам - вторая по численности последователей после христианства мировая религия. Примерная численность мусульман в мире составляет на 1991 г. - 800 млн. человек. (118, 109). Они проживают в бо 13 лее чем 120 странах, в 35-ти из них мусульмане составляют большинство населения. Процесс исламизации народов Северо-Восточного Кавказа не был синхронным в силу того, что он протекал по-разному, как в самом Дагестане, так в Чечне и Ингушетии и при этом использовались «самые разнообразные формы и методы - насильственные или мирные, принудительные или миссионерские». (60, 52). В период арабских завоевательных походов на Кавказ, его народы исповедывали как домотеистические, так и монотеистические религии: иудаизм и христианство. Защищая свою Родину, образ жизни, культурные и духовные ценности эти народы оказывали жесточайшее сопротивление внешнему врагу. В социально-экономическом и культурном отношении народы Кавказа, Армении, Грузии, Азербайджана, Дагестана были выше завоевателей. Естественно, данное обстоятельство приводило к сопротивлению арабской экспансии. Часть областей Закавказья арабы захватывают в 640-651 годах.

Главным препятствием проникновения арабов в Закавказье и на Северный Кавказ являлся политический и культурный союз хазар с горцами Северо-Восточного Кавказа. Однако арабские полководцы при халифе Османе в 646 году заставили Армению признать верховную власть Медины. (93, 61). В середине YII века Северный Азербайджан (Албания) был захвачен арабами, которые двинулись на Дагестан. (263, 8). 652-653 гг. арабы нападают на Дербент (Баб ал абваб), чтобы завоевать этот южнодагестанский средневековый город, продвинуться на север для завоевания Хазарского Каганата, который между 650-975 гг. простирался «от Прикаспийских степей до Азовского моря». (93, 63).

Совершенно прав Грюнебаум, утверждающий, что «не будь сопротивления хазар, арабы наверняка предприняли бы попытку вторгнуться на равнины Придонья и Преднепровья». (Там же). Дагестанцы совместно с хазарами защищают Дербенд и отражают нападение арабов. Войско, состоящее из 4000 арабских воинов, было разбито. Арабы многократно пытаются захватить Дербенд, но они каждый раз бывают разбиты. Это город переходил из рук в руки и подвергался большим разрушениям.

Масштабная экспансия арабов на Северный Кавказ начинается в начале YIII века. В 708 году они захватывают Дербенд, а в 711 году теряют его. Арабы, развивая успех, берут Дербенд, Беленджер (на берегу Терека, около станицы Шелковской). (См.: 94, 36).

Во время Арабского Халифата, полководец Маслама, он же Абу-Муслим, «отвоевывает Дербенд у хазар, восстановил крепости и башни, реставрировал в городе здания, некоторые сооружения, а затем, оставив в крепости 500 бойцов, ушел в сторону Изама». (См..: 265, 27).

Маслама в 725 году был назначен правителем Арминии и Азербайджана и он начал напряженную борьбу за завоевание Восточного Кавказа. С «царями гор» с правителями Ширвана, Мерана, Табасарана, Лакза, Фи-лана Маската заключает мир. (263, 88-89). Это позволяет ему начать осаду Дербенда, в котором было заселено тысячи хазарских семей. Завоевав Дербенд, Маслама укрепляет его и превращает в плацдарм для завоевания всего остального Дагестана, Чечни и продвижения далее на Север.

Маслама (Абу-Муслим) известен не только исламизацией народов Дагестана, но и как зачинатель государственного образования исламского типа в Дагестане. Он подчиняет своей власти многие области Дагестана, Чечни, а во главе их назначает своих правителей.

Арабо-мусульманская культура вайнахских народов (VII-XVIII вв.)

В течение многих веков духовная жизнь вайнахов подвергается плодотворному влиянию ислама, арабо-мусульманской культуры. В результате, этническая культура вайнахов домусульманского периода приобретает новое качественное состояние. Можно с уверенностью признать, что ислам обогатил их духовную жизнь, сделал ее значительно насыщенной, осмысленной. Более того, изменил мировосприятие вайнахов. Вопрос о позитивном влиянии ислама, арабского языка и литературы на духовное наследие вайнахов, должной мере еще не изучен. Исследования в данном направлении до недавнего времени не поощрялись и относились к разряду запретных.

Исламскую культуру коммунистическая идеология рассматривала как нечто негативное, косное, реакционное. Между тем, как и другие мировые религии, ислам аккумулировал в себе богатства общечеловеческой нравственно-гуманитарной культуры. А вот выявить это богатство, подойти к рассмотрению ислама с культурологических позиций, вскрыть его нравственные, гуманистические основы было непозволительно.

Просвещение беднейших слоев мусульманских народов в период царизма в основном осуществлялось через ислам и под непосредственным его воздействием. Мусульманскими народами изучались: арабская грамота, Коран, шариат, соответствующие богословско-философские труды, принадлежащие выдающимся мыслителям Востока, исламского мира. Соприкосновение вайнахов с арабо-мусульманской культурой оказалось благотворным и имеет достаточно длительную историю. Ислам в духовную жизнь языческих народов вносил свежую струю. Однако антиисламская пропаганда видела в этом одни лишь негативные стороны. В местных публикациях ислам представлялся как религия, «сеющая вражду и ненависть между народами, одурманивающая сознание масс, иссушающая духовно-нравственный мир человек, грубо и властно вторгающаяся в его жизнь, запрещающая жить иначе, чем категориями шариата». (А.Саламов). Процитированный сюжет далек от духа ислама, он намеренно искажает нравственно-гуманистические ценности, присущие ему.

Солидаризуясь с аналогичными предвзято-тенденционными оценками ислама, ряд местных авторов в своих многочисленных публикациях, не стесняясь в выражениях, устраивали огульное осуждение идеологии ислама, приклеивая к нему все новые уничижительные ярлыки. В священном писании мусульман - Коране - немало аятов, в которых Аллах осуждает вражду, ненависть между народами, призывает к познанию мира, обогащению человека знаниями, добродетелями.

Проникновение ислама на Северный Кавказ сопровождалось втягиванием его народов в сферу духовного мира Востока, знакомством его народов с арабо-мусульманской культурой. В исламоведческих исследованиях советских авторов оставался неизученным в должной мере вопрос о позитивном воздействии восточной культуры на духовную жизнь народов бывшего СССР.

По мнению А.В.Журавского: «Ислам не только дал Европе новые знания, он существенно повлиял на характер развития культурных процессов, во многом способствовал формированию европейского самосознания» (101, 16). Как видно, исламская культура стала исключительно влиятельным средством просвещения, окультуривания невежественного средневекового западного мира.

Существенное влияние арабо-мусульманская культура оказывала на духовную жизнь народов России и Кавказа. Ислам не только навязывал народам России, Северного Кавказа, Средней Азии Коран и шариат, но и способствовал созданию обширной сети духовных школ, в которых, наряду с изучением канонов мусульманской религии изучалась математика, логика, география, астрономия, этика поведения и другие науки. «Определенную роль в возникновении и становлении местной арабо-мусульманской культуры и философской мысли сыграли арабские и персидские переселенцы». (6, 109) - констатирует М.А.Абдуллаев. Далее он указывает, что среди них было немало мусульмански образованных людей, богословов, ученых и поэтов. Их имена зафиксированы в эпиграфических памятниках, различных источниках и письменах: в их числе «шейх Су-лейман ал-Багдади (жил в Ахтах в XIII в.), Али ал-Багдади (жил в XIX в. в Тарках), шейх Мама Юсуф (жил в Кубе), Хасан и Хаджи Бугай из Дамаска (жили в сел. Юхари-Сталь), позже в Кубачах (в Кала-Курейше), в XIV-XV вв. жили выходцы из Сирии, в Кумухе (Яматіал) выходцы из Йемена». (Там же). Сказанное позволяет отметить, что арабо-мусульманский компонент находился в непрерывном взаимодействии с народами Дагестана в течение многих веков. С принятием ислама среди вайнахов также стала активно распространяться арабо-мусульманская культура стран Среднего и Ближнего Востока. Вывод исследователя А.Р.Шихсаидова о том, что «арабский язык предстает перед нами как один из самых значительных, самых действенных факторов культурной и идеологической жизни дагестанского общества» (84, 406), на наш взгляд, можно отнести и к истории вайнахских народов после принятия ими ислама.

Принятие ислама сопровождалось строительством мечетей, школ-медресе (худжиров - чеч.). Примерно с XVI в. среди вайнахов стали распространяться рукописные книги, Кораны, сочинение по грамматике арабского языка, мусульманскому праву, логике, этике.

Как и в соседнем Дагестане, где ислам давно стал фактором культурного развития, среди вайнахов постепенно широкое распространение получили толковые словари арабского языка ал-Джаухари, аз-Замашхари, учебники арабского языка, грамматические трактаты, тафсиры, художественные произведения, труды по суфизму.

Большое значение придавалось переписке книг на арабском языке. Правда, книжная культура вайнахов, в силу разного рода историко-культурных факторов, не достигла такого высокого уровня, как в соседнем Дагестане, где были созданы оригинальные труды по дагестанской исторической литературе и по богословию. (См. например: 265; 23).

Прежде чем раскрыть сущность, формы и специфику формирования арабо-мусульманской культуры вайнахских народов, следует остановиться на анализе теоретических вопросов, генезиса и функционирования культуры, в том числе и религиозной культуры. Такой подход, на наш взгляд, позволяет глубже понять сложные процессы формирования и эволюции исламской культуры у вайнахов.

Влияние ислама на духовную и материальную культуру вайнахов в XIX в

Утверждение ислама среди дагестанских и нахских народов происходило в борьбе с горскими адатами, системой обычного права горцев, регулировавшей их социально-экономические, семейно-бытовые и духовно-нравственные взаимоотношения.

Первоначальное неприятие дагестанцами и чеченцами ислама, мусульманской культуры во многом объясняется значительным расхождением образа жизни, социального устройства, нравственно-этнических норм, мировосприятия народов Северо-Восточного Кавказа от соответствующих форм социо-культурного бытия, приносимые арабо-мусульманскими народами на Кавказ.

О взаимодействии ислама и архаичных обычаев народов Северного Кавказа, в частности, Чечено-Ингушетии, писали А.Берже, СБроневский, А.Ипполитов, Ч.Ахриев, У.Лаудаев, А.Леонтович, М.Ковалевский и многие другие исследователи XIX века. В советское время в Северо-Кавказском религиоведении доминировали работы, которые в соответствии с официальной коммунистической, атеистической идеологией оценивали ислам и многие национальные традиции, обычаи.

Адат определяется как обычное право, обычай, регулирующие, наряду с шариатом, жизнь мусульманского общества. (См.: 119,108). С нашей же точки зрения, адат, существовавший на Кавказе значительно раньше, чем появившийся здесь ислам, осуществлял регулятивную функцию всей жизнедеятельности того или иного народа.

Рассматриваемая проблема вызывает не только теоретический интерес, но и практический, ибо адат не остался в прошлом не преодолен, различные его проявления и сегодня оказывают влияние на разные грани общественной жизни, духовной культуры многих северо-кавказских этносов. С процессом духовного возрождения народных обычаев, этнических культур актуализируется вопрос о взаимодействии ислама с адатом. Наличие норм адата в жизни народов Северного Кавказа, укорененных в их быт и образ жизни, и приспособление ислама к ним во многом определило здесь специфику ислама. Эта специфика местной культуры отражалась в достаточно квалифицированном анализе исследователей XIX века.

Так, в первой четверти XIX века даже при беглом описании религии чеченского народа, С.Броневский не преминул подчеркнуть ту роль, которую играли в общественной жизни Чечни древние обычаи: «Со времени проповедника Ших-Мансура чеченцы вообще приняли магометанский закон, или утвердились в оном; управляются они выборными старейшинами, духовными законами и древними обычаями». (55,181).

В данном наблюдении СБроневского сообщается факт переплетения в политической и духовной сферах чеченцев отмеченного времени норм ислама и обычного права (адата). Детально останавливается на вопросе взаимосвязи горского адата и ислама А.П.Берже в труде «Чечня и чеченцы». Он фиксирует, что «ичке-рийцы (чеченцы) обнаружили, что многое, принимаемое Кораном, не согласовывалось с их обычаями; многое, допускаемое обычаями, противоречило учению Магомета, Наконец, после многих совещаний, было решено согласовывать народные обычаи с догмами Корана, где это оказывалось возможным, не слишком, впрочем, затрагивая свойственного народу разгула и самоуправства...». (48,73).

Отмеченное А.П.Берже состояние социальной анархии возникло из-за противоречия между адатом и шариатом. Это отмечает и А.П.Берже, констатируя, что «у чеченцев введено законодательство, составленное из двух противоположных элементов: шариата, основанного на общих правилах нравственности и религии, заключавшейся в Коране, и адата, на обычаях младенческого и полудикого. Адат распространялся и усиливался всякий раз, когда шариат приходил в ослабление и, наоборот, адат падал и был отменяем каждый раз, когда шариат находил ревностных проповедников и последователей». (Там же, 73-74). В период Кавказской войны, когда образовался Имамат Шамиля, объединенное государство народов Северо-Восточного Кавказа, в борьбе с адатами горцев шариат укрепился. Первоначально имам Гази-Мухаммад, задавшись целью утверждения шариата среди горцев, объявляет газават против дагестанской феодальной верхушки, управляющей народами на основе адатского права. Сначала Гази-Мухаммад, затем Шамиль добились утверждения среди дагестанцев и чеченцев шариата. Они смогли привести народ к мысли «восстановить в делах суда и расправы основной закон мусульман - шариат». (Там же). Во время Шамиля расправа над провинившимися горцами осуществлялась строго по шариату. По шариату совершались Шамилем и казни горцев, что вызывало у них протесты и противостояние его власти. Чтобы погасить недовольство народа, Шамиль вынужден был уступить нормам адата, суду, которому охотнее подчинялись горцы, привыкшие к этому за многие века. Казни по шариату были заменены Шамилем денежным налогом, что соответствовало адатному праву. А.П.Берже отмечает, что по проекту бывшего начальника левого фланга Кавказской линии князя Барятинского в крепости Грозной в 1852 году был утвержден чеченский суд. Этот суд под председательством штаб-офицера составляли кадий, решающий дела по шариату, и три старика, знающие адат, для решения дел по адату. По адату рассматривались дела об убийстве, ранениях, о краже, оскорблении женщин, поджогах и т.д. (Там же). Поддерживая суд по адату, власти вынашивали планы ослабления позиций ислама в крае. Позднее А.П.Ипполитов в своих «Этнографических очерках Аргунского ущелья» отмечает ту же особенность во взаимоотношениях ислама и адата. Но он не склонен резко разграничивать обычаи народа и предписания религии: «Если же при их обрядах встречаются иногда различные обыкновения, не строго, по-видимому, согласные с предписанием религии, то, на самом деле, они духу этой религии не противоречат, а основанием своим имеют народный обычай». (126,7).

Сошлемся, наконец, на мнение У.Лаудаева, который, в отличие от С.Броневского, А.П.Берже, А.П.Ипполитова и многих других исследователей прошлого века имел возможность наблюдать духовную жизнь, общественный быт чеченцев «изнутри», как чеченец. Он пишет: «С принятием магометанства спорные дела чеченцев должны были решаться по шариату. Но возможно ли было вольный народ, веками привыкший к адату, подчинить шариату? Чтобы исправить неудобства, постигшие шариат, нашли необходимым согласовать его с адатом, а потому некоторые дела решаться по адату, а другие по шариату». (Там же, 6).

Ислам в системе этнической культуры вайнахских народов в XX в

Ислам и исламская культура у вайнахских народов подверглась в XX в. драматическим потрясениям. Это было следствием той социальной ломки, которой подверглись вайнахские народы в течение этого века. Наиболее благоприятным для развития исламской мысли, исламской культуры для вайнахов был период конца XIX - начала XX вв.

Существенной частью религии, как сферы духовной культуры, является разработка теоретических основ религии — теология. В общественной мысли вайнахов большое место занимает мусульманское богословское направление. На наш взгляд, наибольшее развитие данное направление также получило в конце XIX - начале XX вв.

Мусульманское духовенство представляло собой многочисленное и влиятельное сословие в Чечне и Ингушетии. Так, в досоветское время в Чечне насчитывалось 1675 мечетей, 60 тысяч мюридов, членов различных сект, 38 шейхов, 850 мулл и 140 духовных школ. (123, 11). Суфийские шейхи и муллы внушали вайнахам, что греховно и недопустимо «критическое отношение к тем формам общежития, которые сложились в мусульманском мире тысячи лет назад». В своих проповедях они говорили о бренности земной жизни и необходимости видеть ее основной смысл в подготовке себя к грядущей вечной жизни.

По своему социально-экономическому положению и по своей политической направленности чечено-ингушское духовенство не было однородным. Для «низового» духовенства характерными были консерватизм, религиозный национализм с панисламским и пантюркским уклонами, ненависть к неверным и ко всему, что исходило от них. С попытками модернизации ислама выступали представители вайнахской интеллигенции Магомет Ко-тиев, Гаджи-Мурад Горчханов и Горец, настоящие фамилия и имя которого не установлены, и другие.

Они выступали за возрождение истинного учения Корана и пророка Мухаммада. Они утверждали, что первоначальный, чистый ислам не только не запрещает науку, но и предписывает своим последователям стремление к знаниям, обязательное искание истины. «Ислам... против угнетения науки» (169), - утверждал М.Котиев. А.Г-М.Горчханов писал, что «взгляд пророка нашего на образование очень высок и многознающ». (228).

Основываясь на высказываниях из Корана, М.Котиев приходит к выводу о том, что «обучающиеся не есть преступники перед Богом и нарушители законов ислама, но, наоборот, поборники его святого учения». (169). Он высоко оценивает содержание Сунны. Горчханов считает, что в ней раскрывается полный глубокого смысла взгляд Мухаммада на образование. Анализ хадисов, относящихся к образованию, приводит Г.М.Горчханова к выводу о том, что пророк обязывает своих последователей идти даже на явную гибель, лишь бы это было из-за образования. (228).

Таким образом, М.Котиев и Г-М.Горчханов единодушно утверждают, что стремление к образованию, научному прогрессу столь же обязательны для последовательных мусульман, как и выполнение прочих предписаний Корана, отождествляют «поиск науки с верностью «святому учению» ислама.

Если в классическом исламе, в Коране и Сунне в понятие науки и образования вкладывают особый смысл, т.е. мусульманин должен посвятить себя в основном науке богопознания (см.: 38, 100), ибо Коран -«мать всех наук», то Г.М.Горчханов и М.Котиев выступают за изучение мусульманами как богословия, так и светских наук. На наш взгляд, в этом заключается специфика модернизации ислама чечено-ингушскими мыслителями.

Так, по утверждению Г.-М.Горчханова, и наука бывает двоякая: естественная и богословская. (228). Изучение богословия, необходимое для познания предписанного богом и ведущего к нему пути, приветствуется всеми, в том числе, и консервативно настроенным духовенством. Консервативное духовенство рассматривало изучение естественных наук как нарушение законов ислама. По мнению Г.-М.Горчханова, такое отношение большей части чечено-ингушского духовенства, которое проводило абсолютную грань между естественно- и богословскими науками, рассматривая их как нечто чуждое друг другу, является глубоко ошибочным и потому неправомерным. Он считает, что для познания бога в его целостности и всемогуществе недостаточно знание лишь одной богословской науки, ибо, «кто не знает естественных наук, тот не знает своего Бога». (228). Будучи объективным идеалистом, Г.-М.Горчханов считает, что бог первичен и существует вечно, а природа вторична и представляет собой порождение бога и проявление его «разума» и «воли». А поэтому, как пишет автор, «не постигнув прежде разума и воли, разлитых щедрою рукою в создании мира окружающего, нет никакой возможности представить себе Бога в его всемогуществе». (Там же).

Следовательно, познание окружающего нас мира, возможность которого автор не только отрицает, но к которому даже призывает, оказывается, в конечном счете, не познанием материального мира, а постижением человеком «разлитых» в мире божьего «разума и воли». В соответствии с таким толкованием содержания науки Горчханов указывает, что изучение естественных наук необходимо, прежде всего, для того, чтобы «быть со зрячими глазами в мире для лучшего познания Создателя». (Там же).

Подытоживая взгляды Г.-М.Горчханова на трактовку образа Бога, мы можем отметить, что он подходит к образу бога с позиций пантеистической трактовки, т.е. он не признает бога существом, отдаленным от природы и стоящим над ней. Наоборот, он считает, что бог находится в единстве с природой. Исходя из своего идеалистического мировоззрения, Г.-М.Горчханов понимает характер этого единства в том смысле, что у него природа растворяется в боге.

Что касается взглядов на науку, истину, то, по нашему мнению, он разделяет учение Ибн-Рошда (1126-1198), создавшего учение о существовании «двух истин»: одной - научной, философской, другой - религиозной, богословской, связанной не с интеллектом, а с чувствами. Идеи Ибн-Рошда открывали путь религиозной терпимости и прагматизму и давали возможность теоретически защищать «мирное существование», а, нередко, и сотрудничество науки и религии. Это было очень актуальной в начале XX в. в условиях Чечено-Ингушетии проблемой. На мой взгляд, время показало, что идеи Ибн-Рошда во многих случаях снимают общественное напряжение и дают право выбирать характер своей веры, не впадая ни в идеалистические, ни в материалистические крайности.

Похожие диссертации на Ислам в системе национальной культуры вайнахов