Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Место ислама в структуре духовной культуры кыргызского народа Кулназаров, Арстан Карамырзаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кулназаров, Арстан Карамырзаевич. Место ислама в структуре духовной культуры кыргызского народа : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 09.00.06.- Ташкент, 1992.- 22 с.: ил.

Введение к работе

Ам^альность_темы_иаоледовония. В условиях демократизации и развития глаонооти в нашем обществе, создания правовой государственности, формирования суверенних государств, отказа от командно-административных методов в отношении к верующим, духовенству и религиозным организациям важное теоретическое и практическое значение приобретают проблемы изучения влияния религии, з чаотности. ислама., на духовное наследие народов регионов традиционного распространения ислама. В последнее время происходит роот национального самооознания народов, в общественном сознании наблюдается возрастание внимания к освоению национальных духовно-культурных ценностей, повышение интереса к собственной истории. В этом прсцеосе видное место занимает вопрос о роли ислама, как одной из мировых религия, в историко-культурном развитии народов Средней Азии и Казахстана. В связи о этим исследование ислама, как элемента духовной культуры кыргызского народа, является ваа-ной задачей обществоведов Кыргызстана.

Объективный подход к изучению истории народа, исследоза-нию его духовного наследия, места и влияния з нем ислама 'будет способствовать духовному обогащению и-развитии обцеома, формированию нового мышления.

Актуальность исследования данной проблемы вытекает, зо-пер_зых, из тех реальных процессов развития гуманизации и демократизации в нашем общестзе, которые приводят к преодолении антигуманного отношения к'духовному наследив прошлого и осознанию необходимости дальнейшего углубленного изучения культурных достижений каядого народа, являвшихся результатом его интеллектуальной и творческой деятельности. Как известно, к числу основних результатов духовной деятельности народа принадлежат и религиозные ценности, как элементы духовной культуры;

во-вторых, гласнооть и демократизация общества дали огромную возможность религиозным организациям для участия в об-пественно-политической и социально-культурной деятельности, в делах благотворительности и милосердия. Мусульманское духовенство в своих проповедях и выступлениях в средствах массовой

информации все чаще обращается к проблемам добра, зла, нравственности, дает одностороннею оценку культурно-историческому процессу, что требует всестороннего научного подхода к этим вопросам;

в-третьих, ныне усиленно.варьируется надуманный тезис о том, что первоосновой духовной культуры, ее движущей силой была и есть религия, что утрата религиозного чувства ведет к потере духовных и нравственных ценностей. Эти обстоятельства усиливают необходимость глубокого анализа социальной обусловленности исторических корней ислама каї; явления духовной культуры, объективного осмысления его воздействия ка ход культурно-исторического прогресса кыргызского народа;

в-четвертых, создание правового государства, независимость суверенных республик требуют выработки новых подходов к воспитательной работе, обеспечения подлинно?, свободы совести, определения главных направлений диалога неверующих и верующих на ооноае общечеловеческих ценностей и разработки основных принципов консолидации общества;

в-пятых, в советской философской литературе традиционно устоявзимся был односторонний подход к изучению соотношения ислама и духовной культуры народов Средней Азии, игнорирование их'органической взаимосвязи. Однако политизированные, поверхностные оценки роли и места религии в духовней жизни народов показали свою, полную несостоятельность, и данная проблема требует своего нового осмысления и новых подходов к ней.

Актуальность проблемы исследования обусловлена потребностями социального развития Республики Кыргызстан, идуцей к своему качественно новому состоянию, а такке теки процессами в сфере духовной культуры, которые находят ныне противоречивое отрадение в кассовом н индивидуальном сознании, зеруских и не-зерувакх.

Степень разработанности проблемы. Данная прсбдемз, несмотря на ее актуальность, является малоисследованной. За последние годы опублиховам ряд научных статей , авторы которых

Социализм й религия // Коммунист. - 1538. - it *; Кдибанав А.. Кктрохйн JJ.H. Истерия и религия // Коммунист. - 195/. -* 12; китрехкн I.H. Религия э системе куг.ьтїзи // К-./ка и ралукя. - 2937. - > 8 ; Егс *.е. Религия и -ицкя // Н'^ука к snpciojc»cHHe сноски с«. на след. стр.г

на оонсзе учета нового социального значения религии, в современных условиях, главным образом христианства, питаются по-новому осмыслить соотношение религии и духовной культуры, способствуя тем самым очищению теории свободомыслия от проплых идеологических деформации.

Обшнг вопросы духовной культуры, ее структуры, закономерности развития глубоко иоследовани в работах советских философов . Философский аспект соотношения культури и религии над ал отражение в работах Д.М.Угриновича, Н.БаЯрамоахатоза, В.А.Зо-ца. Из зарубежных ученых к этой проблеме посвяцеи труд А.Танеев.

В своей книге "Введение е религиоведение" Д.М.Угргаювич, исследуя место религии в обществе, ее социальные функции и социальную роль, считает, что "религия принадлежит в основном ц сфера духовной культуры . Нельзя не согласиться с мнением ученого, когда он отмечает, что'"всякая попытка вынести религию "га скобки" человеческой культуры, представить ее ках ев еобразнув "антикультуру" несостоятельна методологически, ибо культура - это вся материальная и духовная деятельность лпдеЗ независимо от того, зиядется эта деятельность на правильной, адекватном отображении действительности или ложном, искошенном" . Следовательно, метафизическое противопоставление религии культуре но в состоянии объяснить взаимопроникновение религии и искусства, религии и философии в определенном*"иотор:;~

Продолжение сноски со 0.4.

религия. - 1990. - й 3 ; Его не. Религия и ни // Кзкнтзсоел-
ция: Филос.альманах. - Н., 1990; Культура. Нразотвсаисоть.
Религия: (Материалы "круглого стола*5) // Вспр.фялософш;, -
1990. - № II и др. .

. ц^ло ,1 \,міїул awJEUi -iU.'iUll Ulitt, — Ы, , ,L^04 ;

генезисе человеческой деятельности и культ?-73; Его де. Теория культури и современна/^ 3; Межуез A.M. Культура и история. - !*,,

Арнольдов А.И. Культура и совреме:::---.сг - II., 1973; Боголюбова Е.В. Культура и обаеотво. - Н. 1978; Давидович В.Е., Мданрв Ю.А. Сущность культуры. - Ростой н/Дону, 1979; Зле-бик Н.С. Культура и общественный прогреос. - II., 1930; Ио-следозания в СССР по философским проблемам куль ту он. - 'й., і^?; Келле В.К., Ковальзон И.Я. Теория и н'оторкя. - (!., 1981: Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. - Li., J93!!; Маркарлн Э.С. О генезисе ры. - Ереван, 1972 наука. - М., 1983; 1977 и до.

0

'~ Угрииович Д.М. Введение в религиоведение. - 1!.. 1985. С.ЇО/', J Там же. - С.108.

ческом этапе развития общества.

Исследовавший проблеми духовной культуры в регионах распространения ислама Н.Байрамсахатов верно писал, что "духовная культура представляет собой как единство форм общественного сознания, так и систему образования и воспитания, сохранения и распространения культурных ценностей. В условиях господства религии все отк сторону духовного существования пронизаны ею, связаны с ней и контролируются ею"1. Действительно, в тех регионах, где ислам считался господствующим, там он имел боль- . шое влияние на характер развития духовной культури этих народов.

Румынский ученый А.Тэнасе, исследуя диалектику взаимодействия религии и культуры, отметил, что ''религия необходимый момент развития культуры, благодаря которому человек начинает формировать свое самосознание, иллюзорно осознает себя, свою силу, восполняет свои слабости, свою историческую ограниченность' . Религия как форма общественного сознания составляет один из компонентов духовной кизки общества, в условиях которого она функционирует.

Несмотря на схозесть с вышеперечисленными трудами., на теоретические выводи которых мы опирались, наше исследование имеет "свое отличие в тон, что, ьс-первых, в условиях гуманизации общества коренным образом изменилось отношение к религии и различным концепциям в вопросах духовной культуры и ислама; во-вторых, оно выполнено на материалах Кыргызстана.

Изучении различных вопросов истории-ислама, свободомыслия, их места и роли в духовной культуре народов Средней Азии, Казахстана и Закавказья посвящены научные исследования А.Я.Аб-дусамедова, А.А.Артикова, Н.Ашироза, А.Б.Базарова, Дж.Б.Базар-баева, Н.ЕайрамсакатоБа, Н.З.Вагабова, ІА.М.Дваббарова, СБ. Дораенова, Г.Н.Керянова, Т.С.Саидбаева, Н.С.Сарсенбаева, К.У. Установа, К.И.Хайрулдаева, К.Ш.Шуленбаева и др.

В последние годы завидены несколько кандидатских диссертаций, посвяаенные проблемам соотнозения духовной культуры и

ГАйраксахатоэ И. Духовная культура народа и атеизм. - Ашха-Сад. 1951. - С.53.

Тзнасе А. 'Кулмура и религия. - К., 1977. - ".15.

искана .

В диссертации Н.К.Манздалиеза "Свободомыслие народов и его значение для атеистического зоспитания" рассматривается творчество ггерздозцх мыслителей Туркестана конца XIX и аачага XX века, г;а:!;ым образом их атеистические и материаднсгнчео-кие котиги и з згляди.

В диссертации Ш.Щ.Шаабдурахимозон "Обцечелозечесхие араз-стзешшз ценности в озободсмыолии мусульманского ореднеге-ксвья" (ХІ-ХІУ вз.) исследованы в основном нравственные ценности з свободомыслии, средневековых мыслителей.

Проблема переоценки роли рели'ни и атеизма в формировании духовности и бездуховности в сев ременных условиях исследована в диссертации Н.А.АкбароЕоН. В своей работе она раскрывает ряд теоретических положеній, овяганких с проблемой духовности и бездуховности в условиях гуманизации общества.

D диссертации А.Н.І'ансурова, на основе соцкальио-филоаоф-сісого анализа, исследсзана и виявлена роль ислама з раззігп"! духовной культуры народов Узбекистана, особенности современного соотношения элементов духовной культури.

На материалах Кыргызстана била защищена кандидатская диссертация С.М.Нукасова, нссдедоаамего традиции свободонцодия в духовной культура киргизского народа до октябрикого периода. Однако вопроо о.религии, как части духовної культуры народа специально автором не ставился.

Таким образом, следует отметить, что почти мет работ, специально посзясенных цельнону исследованию проблемы тлела. как части духовной культуры киргизского народа, !}ричі:нсіі этому, на нас; взгляд, является то, что в течение длительного з рамени религия не признавалась в качеству компонента духовное

Лукасов СМ. Традиции свободомыслия з духовой культ/ре кт~ гызс:"огр народа (дооктябрьский период). - !!., 1967; Макада-лиев Н.К. Свободомыслие народов и его значение для атеистического воспитания (на материалах Туркестана кота XIX и начала XX за.;. - Таїлкент, Ї990; Наабдурдхимова if.П. Обязче-лозеческие нравственные ценности з свободомыслии мусульманского средневекозья (ХІ-ХІУ вв.). - Таакент, 1930;" Аксаро-га Н.л. Переоценка роли религии 1 атеизма, б Формировании духовности з современных условиях. - Таакент, 19'Л; Маноу-роз А.Н. Влияния ислама на духовную культуру напедол (социально-философский анализ). - Ташкент, 1992 и др".

культуры. Процеоси демократизации и гуманизации нашего общества создали возможность отказаться от ложных стереотипов представлений, оценок, извращенного понимания целей и задач духовного развития. Сегодня появилась реальная возможность назвать вещи сво/.ыи именами, объективно оценить все социальные явления, в том числе место религии в структуре духовной культуры народов Средней Азии.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации, является исследование места ислама как необходимого компонента культуры в духовном наоледии кыргызского народа, научный анализ диалектической взаимосвязи религии с другими элементами культуры.

Поставленная цель реализуется в следующих задачах:

обосновать взаимосвязь культуры и религии, определить место ислама в отруктуре духовной культуры кыргызского народа;

раскрыть особенности и.отапы проникновения ислама в Киргизия;

выявить степень и характер, влияния ислама на обрядовую сферу;

исследовать роль социально-экономических преобразований ъ Киргизии как вакнейшего фактора секуляризации сознания и быта народа;

выяснить основные направления использования духовенством иоламских ценностей в отруктуре духовной культ)'ры киргизов.

На запиту выносятся результаты исследования соотношения
кслаиа и духовной культуры на основании иоторичеокого и мест
ного материала.

Методологическая основа и иоточники диссертации. Методологической основой днооертации явились труды представителей клаосичеоких филооофий и религиоведения по вопросам изучения м использования культурно-духовного наследия. Определяваее значение для диссертационного исследования имел закон "О свободе оозести и религиозных организациях". Кроме того, в диссертации использованы труда руооких ученых, исследователей вйзніі и быта киргизов А.В.Бартольда, С.М.Абрамзона и др. Диссертант опирался такие на героический эпос кыргызского народа "Наиао", фольклор.

Документальной базой исследования явились труды передо-sax касдателей Км рг їй с тан а проалых эпох, архизные материалы

ЦГА Узбекистана, а также данные результатов анализа материалов конкретно-социологических исследований, проведенных непосредственно самим автором диссертации. Объектами, исследования были студенти Оыского государственного педагогического института, учащиеся школ и население Оілской и Джалал-Абадской областей Кыргызстана. При этом использованы методы анкетного опроса, невключенного личного наблюдения, запрограммированного интервьюирования, анализа документальных материалов.

Haj[4HaHj^Bji3Ha^jHiMejgTmjHii, состоит в ток, что в ней:

предпринята попытка выработать новый подход к историческим этапам проникновения и распространения иолама на территории Кыргызстана;

осуществлен анализ меота и доли ислама в структуре духовной культуры кыргызского народа;

вскрыт механизм влияния ислама на нравственность и обрядовую сферу жизни киргизов;

выяснены причины и последствия воздействия социально-экономических факторов на секуляризациейкие процессы в условиях демократизации и гуманизации общества;

выявлены особенности использования духовенством реальных и мнимых исламских ценностей в структуре духовной культуры современного Кыргызстана.

Теоретическая и практическая значкностьд-исое^тации с оо-тоит в том, что выводы и фактические данные, содержащиеся в ней, могут способствовать дальнейшей разработке проблем культурного наследия Кыргызстана, в частности, в изучении похлма как неотъемлемого компонента духовной культуры, рбеснозываз-мые в работе положения такке способотзупт более углубленному понимания кеста и роли ислама как в истории развития Кыргызстана, так и в современных условиях.

Основные положения и выводы диссертации имеот непосредственный выход в практику идейно-воспитательной работы. Они могут быть использована при чтении курса философия, историк культуры среднеазиатских народов, иотории религии и свободомыслия и иотории народов Кыргызстана в высших учебных заведениях. Материалы диссертации мсгут стать основой опецкуроа для студентов гуманитарных факультетов по проблемам иолама, а галке диалога между исламоведами и представителями, мусульман о ко-

го духовенства.

Апробации диссертации. Она была обсуждена и одобрена на заседании кафедры Истории и теории религии и свободомыслия ТашГУ им. В.И.Ленина.'Результаты и выводы исследования докладывались на республиканских научно-практических и теоретических конференциях в Ташкенте (1988, 1990 гг.), в Самарканде (1991 г.), в г.Ош (1989 г.), в г.Алма-Ате (1990 г.). По теме диссертации опубликованы h статьи с обиим объемом 1,5 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, двух глаБ, включающих четыре параграфа, Заключения и Списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Место ислама в структуре духовной культуры кыргызского народа