Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Богословско-догматические основания православия и их реализация в культовой практике Кудрявцев, Василий Васильевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кудрявцев, Василий Васильевич. Богословско-догматические основания православия и их реализация в культовой практике : автореферат дис. ... кандидата философ. наук : 09.00.06 / Белорусский гос. ун-т.- Минск, 1993.- 21 с.: ил. РГБ ОД, 9 93-2/3626-0

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Своеобразный ренессанс религиозных ценностей, наблюдаемый в современном обществе, актуализирует задачу выявления содержательных оснований православного вероучения, определения их специфики и перспектив развития. Именно религия на сегодняшний день во многом заполнила у чэоти наоеления тот мировоззренческий вакуум, который образовался после изменений,происходящих в нашем отечоотве. Однако жизненность хриотианоких идеалов, норм и ценноотей ни в коей мере нельзя объяснить лишь отсутствием достойных "земных" целей человеческого существования. Более чем тысячелетняя история православной церкви убедікзльно свидетельствует о ее собственной притягательной силе, о необходимости присутствия рвлигиозно-иополздательного момента, в людской жизни.

Обновляющаяся ооциальио-политичеокая и экономическая ориентация суверенного государства - Республика* Беларуоь, создает благоприятные уоловия и предпосылки для свободной деятельности и развития церкви. В наши дни, когда происходит переосмысление исторических путей развития общества, поиок новых ориентиров жизнедеятельности государства, подвергаются переосмыслению и духовные ценнооти, включая и религию как элемент духовной культуры. В этой связи выяснение иотинного мео-та и роли религии в жизни общеотве и личности становятся вое более актуальными для философской мысли. Перопективы развития веротерпимого государства предполагают дальнейшее развитие деятельности церкви в общеотве, поиок ею новых средств для обновления воздействия религии на духовный мир человека.

Предоставление церкви овободы дейотвий в общеотве актуализирует проблему изучения ее деятельности, ее статуса'в оиотемэ культуры, форм и степени воздействия ее духовных основ.

Теоретическое осмыслоние этих проблем необходимо для понимания как механизмов развития церковных вероучений, так и способов их реализации на практике, в культовой деятельности церкви. Рассмотрение вароучительных оонов православного куль-'' та споообствует более четкому уяонению тех глубинных оснований религии, которые выступают в качестве предпооылочного фундамента основополагающих сфер духовного бытия верующего.

Богооловско-догматичеокиа основания религиозного культа

православия в наиболее последовательной, рафинированной форме выражают фундаментальную, базисную составляющую христианской религии Существенным является таккэ то обстоятельство, что религиозное мировоззрение, сформированное на данном базисе, существенно влияет не различные сферы культуры, причем, в настоящее время, степень этого влияния имеет устойчивую тенденцию к раоширению.

Современная культовая деятельность православной церкви, столкнувшиоь с проблемой модернизации своего вероучения, стремится на основе теоретизированного базиса обосновать логику его изменения. При этом она исходит из богословских полонений, содержащихся в церковном предании. Сегодня общепризнанным стало положение о преемственности в развитии религиозного комплекса, однако вопрос о формах и конкретных механизмах этой преемственности пока недостаточно иооледован и требует дальнейшего филооофокого анализа. Решение этого вопроса предполагает рассмотрение тех богословских структур, которые детерминируют рз-лигиозную деятельность. Специфическим религиозным феноменом, регламентирующим вою деятельность церкви, выступает церковное предание, традиция. Исследование церковного предания помогает выявить еще один блок проблем, которые могут быть проинтерпретированы на уровне традиции и новации в религиозном комплексе. При этом знание традиционных, основополагающих принципов организации богословия о необходимостью позволяют выявить современные модерниотокие подходы в развитии религиозного комплекса.

Церковное предание, в рвмках которого происходят изменения в религиозном комплекое, аккумулирует в оебе ценностно-значимый церковный опыт прошлых поколений, выступающий одновременно необходимой предпосылкой воякой религиозной деятельности и обеспечивает преемотвенную овязь между различными стадиями развития религиозного комплекса.

Адекватное понимание оущности и функционального своеобразия богословоко-догматических построений необходимо для анализа и осмысления отдельных сторон деятельности церкви не только в прошлом, но и в прогнозируемом будущем. Кроме того, актуальность темы обусловливается и тем, что богооловско-догматиче-окие основания являются фактором, регулирующим индивидуальную деятельность верующего и осуществляющим религиозно-значимую оценку ее результатов.

Вмеоте о тем выявление специфики развития, формирования

и функционирования основ религиозной деятельности православия позволяет также более конкретно поставить вопрос о формах взаимосвязи и взаимодействия "традиционных и модернизированных" положений в вероучении церкви.

Степень разработанности проблемы. Проблема выявления и анализа основ православного культа является одной из наименее обсуждаемых в современной религиоведчеокой литературе. Однако это совсем не означает, что она язляетоп всесторонне исследована и найдены оптимальные варианты ее решения.

В отечественной религиоведчеокой литературе фундаментальные работы, посвященные анализу вопросов о богооловоких основаниях православного вероучения и культа, появлялись достаточно редко. За, последние 25 лет можно отметить работу Молокова В.А. "Философия современного православия". Критичеокий очерк"1, в которой ав*іф по сути дела впервые дал глубокий анализ сущности философии пралоолэвия, уделив достаточное внимание богооловокой проблематике. Кроиэ указанной монографии обращает на себя вншаниз сборник статей "Православие и современность" , выпущенный АН УССР в 1988 г., в котором дается анализ различных сторон православного богословия.

Более масштабно представлена в современной отечественной литературе работы, в которых осуществляется анализ отдельных сторон функционирования богословско-догматичеоких оснований современного православия. В частности, выявлении специфики христианского мировоззрения поовящаны работы Оауха П.Ю., Д.М. Угриновичп, И.Н.Яблокова. Специальное рассмотрение богооловоко-догматической трактовки истины проведено в исследованиях Е.Ы.Ба-босова, Г.А.Габинского. Проблемы генезиса православного вероучения освещены в монографиях М.а.Корэуна, Н.М.Никольского, В.И.Оргиша и др. Глубокий содержательный анализ основных понятий христианского вероучения осуществлен в статьях С.О.Аверин-цева. Характеристике ооновных тенденций развития современного православного вероучения поовящаны работы М.П.Новикова, О.Л.Со- . ловьевой и др. Проблемам формирования и функционирования рели- , гиозной психологии посвящена работа В.В.Павляка.

1 Молоков В.А. Философия, современного православия: Крит.очерк.
Мн., 1968.

2 Православие и современность. К,, 1988,

Вместе о тем проблема комплексного рассмотрения роли бо-гооловско-догматичеоких оснований в развитии и функционировании православия еще далеко но решена в отечественной религиоведческой литературе.

Цель и задачи исследования. Цель данной работы состоит в осуществлений анализа богословско-догматических оснований православного вероучения и культа. Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

раокрыть историческую эволюцию становления русского богословия, выявить специфику и основные тенденции его развития;

рассмотреть роль и место догматики в системе православного богословия;

проанализировать фундаментальные дисциплинарные компоненты академического богословия, вокрыть их генетическую и функциональную овязь;

обосновать приоритетный характер проблемы социально-значимого статуса церкви в богословии;

исследовать механизмы реализации богословско-догматиче-ского содержания в религиозной'практике церкви через культовую деятельность.

Научная новизна диссертации. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что в нем впервые в религиоведении РБ на оонове изучения богооловоких текстов и отдельных оторон богослужебной практики Русской православной церкви осуществлен анализ православного богословия, показана обусловленность его генетического, отруктурного и функционального своеобразия оистемой христианской догматики, выявлена связь идеологической и культовой практики православной церкви с бо-гооловоко-дог'миичвокими основаниями.

Конкретно ехо выражается в ел едущем:

- рассмотрены особенности становления и эволюции русского
академического богословия, выделены его основные тенденции раз-

ВИТИЯ)

показана содержательная'специфика христианской догматики, выявлено ее доминирующее положение в концептуальном.оформлении православного богословия;

проанализированы дисциплинарная структура богословско-догмэтичеокого знания, показаны религиозные и социокультурные факторы ее детерминации;

обоснована практическая направленность богословско-дог-іатических построений на абсолютизацию социально-значимого ітатуса церкви;

раскрыты механизмы развития церковных учений православии церкви;

осуществлена реконструкция регулятивных механизмов идео-югического воздействия на религиозный опыт- верующих через ірактику церковного богоолукения.

Основные положения, выносимые на защиту. Решение постав-іеиных в диссертации задач позволяет сформулировать следующие юложеняя, выносимые на защиту:

Т. Формирование русского академического богооловия овязв-jo с началом теоретической рефлекоии над системой хрцогианоких догматов. При этом специфика концептуальной эволюции богосло-зия определялась интенцпеі* на каноническое сохранение и воо-іроизводство исходных религиозных принципові а на на их развитие. В познавательной традиции православного богословия выдэля-отся исторический, нравственный и поихологичаокий подходы в интерпретации основ вероучения, где исторический ориентирован на понимание догматических смыслов в контексте овятоогечеокого церковного предания, нравственный - предполагает непосредственную корреляцию церковных и социальных ценностей, а психологический - соотнесен с индивидуальным опытом верующего.

  1. Православная догматика, являясь содержательным ядром богословия, выступает в двух основных значениях: в узком смысле слова - ото система христианских догматов, в широком - система догматов, дополненная их соответствующей богооловокой интерпретацией. Качественное своеобразие богословско-догматиче-ских концепций обусловлено соединением в их содержании рационально-теоретических и интуитивно-мистических моментов, обра- щенных не только к разуму человека, но.к его целостному релит гиозному опыту. При этом в трактовке самого богословия обосновывается его харизматический характер, где теоретическому анализу необходимо предшествует Божественное откровение, а истина познается только через веру.

  2. В структуре православного богословия можно выделить уровень догматических оснований, представленных системой догматов (вероучительных положений), сформулированных и одобренных первыми семьюЕсзлейскими соборам; и уровень вторичной бого-

словской рефлексии, содержащий теоретический анализ догматики. Фундаментальными дисциплинарными направлениями второго уровня богословского знания являются: догматическое богословие, выступающее как систематическое изложение догматов; нравственное богословие, обосновывающее религиозные заповеди и императивы; церковное богословие, определяющее отношения и обязанности между верующими в рамках церковной иерархии.

  1. Сиотема богословского знания подчинена задачам ассимиляции религиозных программ в социальной практике посредством церкви. Богословие при этом выступает как логико-мистическое конструирование о целью обоснования социально-значимого статуса церкви в терминах Абсолюта. Практическая направленность религиозного ввроучения определяет содержательную зависимость церковного богооловия от общественных потребностей, следствием чего является модернизация вероучительных положений о спасении, о цели и задачах церкви и верующего в мире.

  2. Практическая реализация богооловоко-догматических построений свое оптимальное воплощение получает в культовой деятельности церкви, где происходит интеграция содержательных основ вероучения и религиозного опыта верующих. В православном культе органично соединяются религиозно-познавательная и нравственно-регулятивная отороны церковного богословия, что позволяет церкви через оиотему богослужений и таинотв осуществлять регламентацию ооновных сфер человеческой жизни, ее повседневных и наиболее значимых моментов, и детерминировать духовные потребности и мировоззрение личности.

Теоретико-методологичеокая основа диссертации. В качестве теоретико-методологической ооновы диссертационного исследования были иопольэов8ны мировоззренческие позиции философов-материалистов, включая таких современных исследователей русского прэвоолавия, как С.Ф.Алмазов, Е.М.Бабосов, Н.С.Гордиенко, Е.Ф. Грекулев, Е.К.Дулуман, М.С.Корзун, М.Лиоавцев, М.Я.Леису, Б.А. Лобовик, В.А.Молоков, М.П.Новиков, Л.Ю.Саух, Е.К.Тарасов, М.Д. Угринович, А.Б.Чертков, И.Н.Яблоков и др.

В качестве эмпйричеокой ооновы данного исследования - выступают официальные богословокие труды. Все источники по богословию, используемые в данной работе делятся на 3 группы:

I) Словари и оправочники по богословию; периодическая печать РПЦ;

  1. Фундаментальные богословские труды.

  2. Религиозно-философская литература.

Основными источниками, на которые опирался автор в своих ізьісканиях - это труды русских богословов, которые составляют эеновы академического русского богословия, изданные как у нас з отечестве, так и за рубежом, которые были представлены' автору сотрудниками библиотеки Минского епархиального управления белорусского экзархата Русской православной церкви.

Отдельные стороны богослужебной практики православных христиан изучались в храмах и монастырях, находящихся на территории Белорусского экзархата.

Научно-практическая значимость результатов, полученных в диссертации.

Результаты данной работы могут быть использованы в исследованиях по идеологии w деятельности Русской православной церкви, в преподавании курса "История и теория религии и атеизма", а также спецкурсов по изучению современного православия и его религиозно-философских воззрений.

Апробация работы. Диссертация обсуждена и одобрена первоначально на заседании секции и Истории и теории религии и атеизма кафедры этики и эстетики Белгосуниверситета, а потом и на заседании кафедры в целом.

Основные положения и результаты диссертационного исследования были апробированы на Ш Республиканских чтениях молодых ученых "Основные тенденции современного культурного процесса и актуальные направления философских исследований" (Минск, сентябрь, 1989 г.); на республиканской научно-практической конференции "Идеология и перестройка" (Витебск, ноябрь ГЭ90 г.).

, Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.

Объем текстовой части диссертации 135 страниц машинописного текста, список литературы 10 страниц.

Похожие диссертации на Богословско-догматические основания православия и их реализация в культовой практике