Введение к работе
Актуальность темы
В арменовелении личные имена в основном изучались в лингвистическом и историко-хронологическом аспектах. В данной работе личные имена подвергаются этно-культурному анализу. Такой подход позволяет, во-первых, оценивать личное имя как своеобразное культурное явление, и во-вторых, показать его место среди других ценностей, оперирующих в системе культуры армянского народа.
Как всякое культурное явление, так и личные имена (конкретные имена) возникают, распространяются и приобретают применение в особых исторических обстоятельствах, в присутствии конкретных общественных представлений и восприятий окружающего мира, эстетики и морали. Интенсивные общения с многими народами и культурами в течении многовековой истории оставили свои неизглядимые отпечатки в быту и языковом мышлении армянского народа. В этом аспекте имена являются важными средствами для изучения вышеуказанных явлений и их внутренних развитии. Этнологическое исследование личных имен способствует приобретению более расширенного понятия о культурных и политических ориентациях, представлениях и оценках разных явлений жизни армянского народа в отдельные исторические периоды.
Методы исследования
В процессе накопления изучаемого материала и его анализа в основном применялись методы комплексного и историко-сравнигпельного изучения.
Источники и литература
Источниковедческой базой для диссертации послужили словарный материал армянских имен, литографные надписи, а так-жа полевые этнографические материалы и архивные материалы гражданского состояния, собранные в разных этнографических регионах Восточной Армении. Из числа армянских языковедов к изучению личных имен обращались Г. Ачарян, К. Басмачян, А. Хаиатрян, Г. Джаукян, Т. Аветисян, С. Гюлбудагян. В работах вышеуказанных авторов в основном удостоились внимания вопросы генеологической и хронолигической классификации имен и их морфология. Они так-же обращались к проблеме происхождения и формирования армянской фамилии, по поводу чего наиболее подробной работой выступил лингвист Т. Аветисян. В своих исследованиях он попытался классифицировать армянские фамилии по их составу и значению, а также показать их тесную связь с историей и бытом армянского народа. Особого внимания заслуживают работы В. Никонова, А. Суперанской, В. Топорова, Л. Успенского, в которых обработаны некоторые методы и понятия накопления и изучения ономастического материала. Эти вопросы оказались в центре внимания работ Н. Баскакова, П. Визгалова, Н. Ройзензана и др.. Отдельные проблемы касающиеся личных имен подверглись этнологическому изучению со стороны Дж. Фрезера, Э. Тайлора, К. Леви-Cmpocca, Р. Планка, Г. Чурсина, Т. Федяновича. В диссертации также были использованы работы Г. Алишана, Е. Лалаяна, М. Абегяна, С. Лисицяна, С. Арутюняна, 3. Харатяна, Э. Карапетян, Д. Вардумяна, К. Сехбосяна и др., которые посвящены разным проблемам семейного быта, наролных верований и обычаев армянского народа.
Научная новизна работы
В исследовании личное имя рассматривается как своеобразное этнокультурное явление и оно изучается в тесной связи с другими культурными явлениями армянского народа. В работе принципиально ставится проблема разницы между словесным и употреби гпельским значениями имен и для объяснения конкретного личного имени преимущество отдается последнему. Поскольку употребительское значение каждого имени возможно раскрывать с помощью выявления мотивов обусловливающих его существование, то ставится вопрос изучения мотивов выбора личных имен.
Впервые в научный оборот вводится многочисленный и разнообразный полевой этнографический материал, касающийся личных армянских имен.
Структура работы
Диссертация состоит из введения, трех глав (каждая из которых подразделяется на параграфы), заключения, списка источников и литературы, а также из таблиц.