Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний Тикас Чеперке Оршойа

Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний
<
Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Тикас Чеперке Оршойа. Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Тикас Чеперке Оршойа; [Место защиты: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН].- Санкт-Петербург, 2011.- 148 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-7/8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Статус женщин в семейной жизни старообрядцев 33

1.1. Семейная структура старообрядцев после раскола 33

1.2. Формирование семейного уклада беспоповского старообрядчества на Севере и Северо-Западе Европейской России в XVTII в

1.2.1. Поморцы 38

1.2.2. Федосеевцы 41

1.3. Женщина в беспоповском семействе 46

1.3.1. Брачники 46

1.3.2. Безбрачники 54

Глава 2. Женщина в старообрядческой общественной жизни

2.1. Роль женщин в сохранении традиции и культуры своей группы 64

2.2. Роль старообрядок в сохранении культуры вне семейной жизни 69

2.2.1. Состав религиозных функций, отправляемых старообрядками и их число 70

2.2.2. Возрастной, семейный и социальный состав женщин, отправляющих религиозные функции 83

2.2.3. Влияние норм семейно-брачных отношений на старообрядок, отправляющих религиозные функции 89

2.3. Статус старообрядок, отправляющих религиозные функции 95

2.3.1. Престиж отправления религиозных функций для женщин-старообрядок 95

2.3.2. Отношение старообрядческого общества к старообрядкам, отправляющим религиозные функции 99

Глава 3. Статус старообрядок вне своего сообщества во второй половине XIX -начале XX в 103

3.1. Старообрядчество и российское государство во второй половине XIX -начале XX в 103

3.2. Отношение государства к старообрядкам, отправляющим религиозные функции

3.2.1. «Опасные» старообрядки 109

3.2.2. Государственные ограничения религиозной деятельности женщин-старообрядок 111

3.3. Отношение государства к женщинам, живущим в своеобразном старообрядческом семейном укладе 125

3.3.1. Женщина-старообрядка в российской общественной структуре 125

3.3.2. Государственные акты, регулирующие старообрядческий семейный уклад 129

Заключение 136

Список источников и использованной литературы

Введение к работе

Актуальность исследования.

Общепринятым является мнение, что сегодня цивилизация в гендерном плане меняется от традиционных норм, в рамках которых доминантная роль принадлежала мужчинам, к более партнерским, справедливым отношениям полов в семье и обществе. Современная наука уделяет значительное внимание всестороннему изучению данного явления. Чтобы понять его причины и черты, исследователи обращаются к гендерным отношениям самых разных культур в прошлом и настоящем.

В российской науке устойчивый интерес к гендерной тематике начинает проявляться с рубежа XX - XXI вв., что преследовало цель решения проблем, возникающих при трансформации половых ролей в современном российском обществе. Таким образом, изучение традиционных российских гендерных норм представляет собой актуальную значимость. Немалую роль в этом процессе играют гуманитарные науки, в том числе этнография.

Закономерно и обращение при изучении данной проблематики к старообрядческой конфессиональной группе, которая занимала значительное место в российском обществе на протяжении длительного этапа его истории. Особенно это важно сегодня, когда российская наука освобождена от идеологического давления, в том числе и официально-православного и антирелигиозного, что даёт возможность получить объективную картину старообрядческой культуры.

В рамках изучения гендерной тематики исследователями отмечается, что, хотя церковь и является очень консервативным социальным институтом, роли мужчин и женщин в ней все же меняются. Конечно, гендерные нормы могут изменяться и в любой конфессиональной группе и по разным причинам, что в большинстве случаев происходит из-за определенных прагматических интересов.

В отношении старообрядческой конфессиональной группы всегда подчёркивается, что женщина в ней занимала более значимое место, чем в православном социуме. В XIX в. В. В. Андреев, используя подход народников, и П. С. Смирнов, один из крупнейших официальных православных исследователей истории старообрядчества, утверждали, что статус старообрядок интересует исследователей, поскольку они отыскивают в связи с этим «и защиту „старинной славянской равноправности” полов и самобытную проповедь либеральной женской эманципации». Аналогичное мнение высказывают и современные историки. Насколько справедливы такого рода утверждения? Именно этой проблематике, т. е. исследованию статуса женщин в старообрядческом сообществе, безусловно, являющемся актуальным в сегодняшней российской науке, посвящена данная диссертация.

Объектом исследования является старообрядческое сообщество во второй половины XIX – начала XX вв. на Севере и Северо-Западе европейской России.

Предметом исследования является статус женщин в беспоповском старообрядческом сообществе.

Степень изученности темы.

В историографии данной тематики чётко выделяются три периода: дореволюционный, советский и современный.

Дореволюционная историография.

В России со второй половины XIX в. историческая наука стала играть более важную роль в политической и общественной жизни в России, нежели ранее. В этот период российское государство и православная церковь были заинтересованы не только в манипулировании статистическими данными, но и в контроле исследований на религиозную тему.

В России, как и в других странах Европы, лишь в начале XIX в. стали появляться исследования, посвященные роли женщины в российской общественной жизни. Возник интерес к изучению статусного положения женщин, стали анализировать такие проблемы, как менструация, рождение детей и т. д. Изучение женской темы в XIX в. тесно связывалось с этнографией, поскольку она занималась бытовой и семейной жизнью. Круг вопросов, связанных с этой проблематикой постепенно расширялся. Например, либеральными юристами рассматривались проблемы правового положения женщин в России, этнографами – статус женщин в семье и в обществе.

При изучении истории старообрядчества в досоветский период можно обнаружить довольно много работ, на которые значительное влияние оказала официальная идеология. В этом отношении, укажем на книгу П. С. Смирнова, доцента кафедры истории и обличения русского раскола Санкт-Петербургской Духовной Академии. Он рассматривал раскол как болезнь Российской Православной Церкви. Автор писал о том, как старообрядцы использовали женскую религиозную активность для своих целей, какие религиозные функции они отправляли и как женщины пропагандировали старую веру в православном обществе России.

Вместе с тем, в ряде дореволюционных исследований доказывалось и позитивное значение старообрядчества, что связывалось со значимостью ряда общественных проблем того времени: крестьянский вопрос, движение народничества и др.

Например, в книге В. В. Андреева утверждалось, что старообрядцы являются самой трезвой, работящей и при этом самой грамотной частью российского крестьянства. Относительно статуса старообрядок, автор придерживался точки зрения, что он более значим, чем в православном сообществе. Утверждалась и важность роли женщин в распространении старой веры.

Особую позицию в этом вопросе занимали народники, которые изучали культуру старообрядцев как одну из бытовых форм русской народной жизни. Они пытались доказать, что её особенности могут быть полезны для улучшения народной жизни в России.

Именно в данном контексте занимался состоянием этой конфессиональной группы народник и этнограф А. С. Пругавин. Старообрядчество рассматривалось им с точки зрения юридического и экономического положения народа. Автор на основе этнографических материалов доказывал, что одной из положительных сторон старообрядчества является его семейный быт. Говоря о самостоятельности женщин в беспоповских согласиях, А. С. Пругавин отмечал равенство статуса женщин и мужчин не только в семейной, но и в общественной жизни.

Обращался к изучению старообрядчества профессор Санкт-Петербургской Духовной Академии И. Ф. Нильский. В своей двухтомной книге он дал исторический анализ формирования и истории семейной жизни старообрядческих сообществ разных регионов Российской Империи. Им были приведены точки зрения разных старообрядческих групп (поповцы, беспоповцы, федосеевцы и поморцы) по одному из важнейших вопросов этого религиозного течения: нужно ли вступать в брак или надо жить в безбрачии. Им было рассмотрено, как старообрядческое мировоззрение обосновывало семейную жизнь и как их учение осуществлялось на практике в период их существования до середины XIX в.

В некоторых работах авторы специально обращались к вопросу о статусе женщин-старообрядок. В этом отношении следует упомянуть исследование Н. Е. Ончукова. В его книге детально рассматривается статус женщин у старообрядцев, функции, которые женщины отправляли в духовной жизни, и влияние высокого положения женщин на мужчин.

Далее в ряду работ этого рода надо отметить книгу И. С. Абрамова, в которой анализируются материалы, собранные среди старообрядцев Могилевской губернии. Рассмотрены религиозные функции, которые отправляют женщины, обращено внимание на условия и эффективность их деятельности, отмечены положительные и отрицательные стороны, с точки зрения автора, важной роли старообрядки в религиозной жизни.

Советская историография.

Если сравнивать предыдущий период с советским временем, следует отметить, что характер работ, посвященных старообрядчеству, значительно изменился, причиной чего было влияние политических факторов, в первую очередь антирелигиозная направленность идеологии советского периода. Те работы, которые появлялись по этой тематике, должны были служить пропагандистским целям. Старообрядчество изучалось, главным образом, в контексте антифеодальных движений XVII – XVIII вв. Немногие из трудов советских исследователей имеют отношение к нашей проблеме, и далеко не всегда они имели объективный характер.

Сотрудник Иркутского Краеведческого музея А. М. Попова в 1925 – 1927 гг. вела исследования в районах расселения семейских Забайкалья. В книге, написанной по их результатам, охарактеризованы особенности хозяйственно–экономического быта, материальной и духовной культуры этой группы населения, в том числе семейная жизнь. Автор подчёркивала главенство отца в семье, но при этом и важное значение женщины в доме, особенно в воспитании детей. Положение женщин в старообрядческой семье, по её мнению, было достаточно противоречивым.

Ярким примером исследования антирелигиозной направленности советского периода является работа А. С. Долотова «Старообрядчество в Бурятии». Он собрал значительный материал по семейским старообрядцам на территории Бурятии. Как видно из подзаголовка книги: «Борьба против религии, борьба за социализм», она имела явно пропагандистскую направленность. В ней рассмотрены различные стороны старообрядческого быта, касающиеся семейной жизни, при этом особо подчёркивалась исключительная власть отца в семье в дореволюционный период, а отношение к женщине до революции сравнивалось с современным, не в пользу первого.

Исследование В. Г. Карцова осваивало все российское старообрядчество. Автор поставил задачу показать «социально-экономические корни раскольнического движения как религиозной оболочки народного антифеодального движения». Для нашего исследования интересна вторая часть работы, которая содержит главу под названием «Раскольническая община», с описанием семейного уклада старообрядцев поповского и беспоповского толков. В. Г. Карцов утверждал, что поповская семья сохраняла патриархально-феодальные черты и в ней все члены рассматривались как рабочая сила. Соответственно, отношение к женщинам определялось утилитарными соображениями. В отношении беспоповцев было рассмотрено формирование семейной жизни разных групп, в том числе поморцев, федосеевцев и филипповцев. Автор пришёл к выводу, что в беспоповском сообществе старообрядка имела большую свободу, чем официально-православная женщина.

Современная историография.

Политическая и общественная перестройка 80 – 90-хх. годов XX в. оказала значительное влияние на историографию постсоветской России. Она освободилась от политического и идеологического влияния, в современной российской науке появились новые точки зрения, новые научные методы и направления, среди них: гендерная история, микроистория, история повседневности, междисциплинарное изучение и новые подходы к экономической и социальной истории.

Естественно, что значительно изменились взгляды исследователей на религиозную проблематику. Немалую роль в этом сыграло принятие в 1997 г. российского федерального Закона о свободе совести и религиозных объединений. После перестройки исследователи религии больше не были ограничены рамками атеистической идеологии, благодаря чему появились новые направления в изучении религиозной истории России. Эта ситуация не могла не коснуться исследования раскола и феномена старообрядчества историками, социологами и представителями других наук в том числе этнографами.

Что касается женской проблематики, что следует отметить широкое распространение в современной науке метода междисциплинарных исследований, включающего историю, социологию, антропологию, этнографию и психологию, что оказывает существенную помощь в решении проблем, возникших в результате социальных трансформаций гендерного характера. Вопросам статуса женщин в этом конфессиональном сообществе посвящено значительное количество научных работ. В изучении нашей темы выделяются три подхода: этнографический, гендерный и междисциплинарный.

Этнографический подход делает акцент на описание семейного быта, обрядности и материальной культуры, которые имеют непосредственное отношение к сфере женской субкультуры.

Среди работ этого направления отметим монографию Ю. В. Аргудяевой «Старообрядцы на Дальнем Востоке России». Автор, привлекая богатый архивный и экспедиционный материал Хабаровского и Приморского краев, анализирует численность и структуру семьи, влияние старообрядческой догматики на особенности заключения брака, семейно-бытовой уклад, воспитание детей. Характеризуется роль женщины в сфере домашнего производства, положение молодых женщин в семье, участие женщин в отправлении обрядов, свадебного, родильного и похоронного ритуалов.

Эта же проблематика поставлена в работе Т. И. Дроновой. Автор детально рассматривает процесс формирования старообрядчества на Южной Печоре, специфику крещения, свадьбы и погребения старообрядческих групп как способ сохранения конфессиональной идентичности. Показывается, как изменялся у старообрядцев половой состав духовных деятелей, в том числе наставничества в до- и послереволюционное время, как изменялось отношение к детям и подросткам, как происходит у них дифференциация по полу.

В книге О. М. Фишман анализируется этноконфессиональная история тихвинских карелов северо-запада России. Работа интересна тем, что в ней рассматривается феномен нерусского старообрядчества, причём с широким использованием исторических и этнографических источников. Охарактеризована структура общины и рассматривается, какие функции могли занимать женщины в старообрядческом обществе, насколько эффективна была их деятельность.

Богатый этнографический полевой материал был использован в монографии М. П. Татаринцевой. В ней описывается процесс переселения старообрядцев в Туву, и рассматриваются основные черты их быта, духовной жизни, фольклора, характеризуются домашние обязанности и характер внутрисемейных отношений.

Рассмотрим далее несколько работ, в которых затрагивается гендерная проблематика старообрядчества. Е. С. Данилко проследила историю формирования и основные черты старообрядчества Южного Урала, причём обратилась к положению женщины в их сфере. Она пришла к выводу о том, что в конфессиональной жизни сообщества женщина всегда занимала высокий статус, играла важную роль в сохранении и консервации его культуры. Автор проанализировала социальные корни особого статуса женщины, показала, как он реализируется и как влияет на жизнь старообрядки и её семьи.

К теме положения женщин в старообрядческих обществах обращались и некоторые зарубежные исследователи. Среди них особо отметим Ирину Паерт. Проблематикой её исследования стала жизнь беспоповских старообрядческих обществ в Москве и Санкт-Петербурге со времени правления Екатерины II до окончания царствования Николая I. Рассмотрены исторические предпосылки раскола в России в XVII веке, описывается, каким образом менялась политическая обстановка в России с 1760 по 1854 гг., и как это повлияло на идеологию старообрядчества и практику брака, гендера и сексуальности. В третьей и четвёртой главах И. Паерт анализирует различия между федосеевцами и поморцами, как двумя основными течениями в беспоповском старообрядчестве, их воззрения на брак, сексуальность и роль женщин и мужчин.

В современной научной литературе гендерная проблематика рассматривается в самых разных аспектах: этнографическом, историческом, экономическом и т. д. В этом отношении показателен сборник статей «Женщина в старообрядчестве», включающий материалы международной научно-практической конференции, которая состоялась в Петрозаводске в 2006 г. В докладах содержатся материалы по старообрядческим сообществам, как на территории России, так и в зарубежних странах, причём для авторов характерны разные подходы к данной тематике, что определило привлечение ими различных источников, в том числе письменных материалов, статистических данных, изобразительных, фольклорных материалов, предметов материальной культуры.

Междисциплинарный подход, также являющийся плодотворным для изучения нашей темы, переступая границы между разными научными областями, связывает их аспекты и методы и даёт более широкую перспективу исследования. В качестве примера сошлемся на работу А. Д. Карнишева и А. И. Помурана «Этнопсихология старообрядчества», в которой обращается особое внимание на психологию. Рассматриваются конфессиональные особенности психики, в том числе старообрядцев, большое внимание уделяется их отношению к труду. Также анализируются роль семьи, как основы общества, роли женщин и мужчин, взаимоотношения между супругами и отношение к мальчикам и девочкам в семье и в обществе, трудовая этика старообрядчества.

В целом можно сделать вывод, что работами предшественников создана теоретическая база исследования статуса старообрядки и проанализированы отдельные его аспекты. Историографический обзор показывает, что в различных науках, в том числе этнографии, постепенно усиливался интерес к женской тематике, что и привело к формированию гендерного подхода, как такового. Его сегодняшний высокий уровень дает возможность детального изучения статуса женщин.

Однако, несмотря на обширность имеющейся к настоящему времени литературы, посвященной этой проблематике, наши знания относительно статуса женщин в старообрядческих обществах остаются фрагментарными. Причина заключается в том, что из-за разных научных подходов в исследованиях такого рода акцент делается на одни особенности жизни женщин, в то время как другие остаются без внимания. Поэтому есть необходимость восполнения данного пробела.

Американский антрополог Маргарет Мид, изучавшая закономерности мужских и женских ролей и стереотипы маскулинности и женственности, выдвинула гипотезу, что отношения полов в любом обществе являются социально и культурно обусловленными, а не биологически детерминированными. Французская писательница Симона де Бовуар в своей книге «Второй пол», являющейся своеобразной Библией гендерного исследования, утверждала то же самое: женщиной не рождаются, - ею становятся. Данное исследование служит проверкой этого положения на материале старообрядческого сообщества.

Целью диссертационного исследования является выяснение совокупности факторов, определявших статус женщин в беспоповском старообрядческом сообществе и подтверждение гипотезы, что старообрядка имела более равноправное положение с мужчинами, чем православные женщины традиционного российского общества, живущие в подчиненном положении.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

- рассмотреть реализацию традиционных женских функций в старообрядческом сообществе;

- проанализировать условия формирования и выполнения новых женских функций, отличающихся от традиционных функций;

- описать, при каких условиях было возможно одновременно выполнять женские функции и в семейной и в общественной жизни.

Хронологические рамки работы включают вторую половину XIX и начало XX в. до принятия Манифеста о веротерпимости 1905 г. Нижняя временная граница – последнее десятилетие царствования Николая I – определяется тем, что это было время сугубо отрицательного отношения государства к старообрядчеству, в частности, с признанием незаконности брачных отношений в их сообществе. С государственными реформами 1860-х годов начался медленный процесс правовой и общественной нормализации его жизни. С 1874 г. при определенных условиях брак старообрядцев признавался законным. Верхняя граница – 1905 г. обусловлена прекращением всяких государственных ограничений, связанных с деятельностью и жизнью этой конфессиональной группы. Исследуемый период – время относительно стабильного функционирования старообрядчества в дореволюционный период российской истории.

Территориальные рамки исследования охватывают Северо-Запад и Север европейской части России. Особое внимание обращается на Санкт-Петербургскую, Новгородскую, Вологодскую, Олонецкую губернии. Выбор территориальных рамок продиктован, во-первых, постоянным присутствием старообрядцев в данном регионе с самого начала возникновения их сообщества, во-вторых, активной деятельностью центров старой веры на этой территории.

Методы исследования.

Определяющее значение в нашем исследовании принадлежит гендерной тематике, в рамках которой рассматривается статус старообрядок, проявляющийся в характере взаимоотношений между полами внутри старообрядческой культуры и вне данного сообщества. Анализ этих проблем потребовал использования различных методик исследования.

Структурно-функциональный анализ был направлен на выявление женских функций, удовлетворяющих биологическим и культурным потребностям и старообрядческой, и российской общественной структуры. Историко-сравнительный метод использовался для прослеживания генезиса и трансформации женских функций под влиянием культурных, социальных, исторических и других факторов, и стал основным для определения особых черт статуса старообрядки, в том числе ее семейной и общественной роли и её юридического статуса, отличающегося от статуса православной женщины и сравнения с официальной православной женщиной. Тем же методом устанавливается отношение к женщинам, с одной стороны, внутри старообрядческого сообщества, а с другой – государственных органов власти. Из частных методов, статистический был применен при обработки количественных данных для выявлении тенденций, тех или иных процессов.

Источниковая база.

Источники, использованные в работе, подразделяются на несколько групп.

1. Нарративные источники – сочинение старообрядческого деятеля И. Алексеева и материалы «О самобрачных», находящиеся в рукописном отделе Российской Национальной Библиотеке (РНБ Ф. ОЛДП), этнографические описания беспоповских старообрядцев С. А. Архангелова, В. И. Ясевич-Бородаевской, Н. Е. Ончукова и др., материалы Этнографического бюро князя В. Н. Тенишева, сведения по расколу, составленные Н. В. Варадиновым и В. И. Кельсиевым, записки православного миссионера И. В. Полянского. Одним из основных источников работы стали отчёты о состоянии раскола, сделанные Министерством Внутренних Дел в 1853-1855 гг., хранящиеся в Российском государственном историческом архиве и в Государственном музее истории религии (РГИА Ф. 796, 1661; ГМИР Ф. 2). Из этих же архивов также были привлечены материалы Министерства Государственных Имуществ и разные государственные документы о законодательстве, посвященные старообрядчеству (РГИА Ф. 795, 797, 1473, 1609; ГМИР Ф. 2, К-I).

2. Документальные материалы, привлекаемые автором диссертации: проанализированы опубликованные тексты из «Первого и Второго Всероссийского Собора Христиан-Поморцев».

3. Статистические данные представлены ведомостями о родившихся и умерших раскольниках второй половины XIX в. и о лицах, живущих под полицейским надзором в Санкт-Петербургской губернии (РГИА Ф. 381, 1286, 1473). Использовалась информация такого же рода из «Памятных книжек» и «Таблиц Центрального Статистического Комитета Министерства Внутренних Дел».

4. Нормативно-правовые акты – законы Российской Империи, посвященные старообрядчеству и их семейному праву.

5. Публикации в периодической печати, отражающие некоторые аспекты статуса женщин-старообрядок, в том числе в «Церковном Вестнике», «Истине» и «Страннике».

Новизна исследования.

В диссертационном исследовании систематизируются материалы северной и северо-западной части Европейской России в период второй половины XIX в. и начала XX в. до 1905 г., характеризирующие место женщины в старообрядческой культуре. До сих пор исследователи мало внимания обращали на изучение статуса женщин в беспоповском старообрядчестве именно на этой территории и в это время. С учётом современных методологических подходов статус старообрядок рассмотрен, исходя из их функций в семейной и общественной жизни. Выявлены различные факторы, влиявшие на формирование и развитие разных ролей гендерного характера женщины-старообрядки. В работе осуществлен анализ отношения к женщинам и внутри старообрядческого общества, и со стороны российского государства, комплексно рассмотрены проблемы, относящиеся к выполнению ролей старообрядки в разных сферах жизни.

Практическая значимость.

Материалы и выводы диссертации могут использоваться для исследований по истории старообрядчества, религиозной политике российского государства и гендерной проблематике, а также при разработке общих и специальных курсов, предназначенных для студентов учебных заведений.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы прошли обсуждение на международных, всероссийских и региональных конференциях: «Integration through History – Annual Conference of International Students of History Association» (Хельсинки, 2010), «Человек верующий в культурах России» (Санкт-Петербург, 2010), «Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых „Ломоносов – 2011”» (Москва, 2011).

Структура работы определяется последовательностью решения поставленных задач: диссертационное исследование состоит из Введения, трёх глав, Заключения и списка литературы и источников. Главными темами исследования стали женские функции, связанные с двумя основными сферами жизни: семейной и общественно-религиозной.

Формирование семейного уклада беспоповского старообрядчества на Севере и Северо-Западе Европейской России в XVTII в

В. Г. Карцов- рассматривает в первую очередь свободную скитскую жизнь после раскола беспоповцев, затем характеризует особенности формирования семейной жизни разных групп, в том. числе поморцев, федосеевцев и филипповцев. Описывается обряд заключения брака, который совершали поморцы без священника, относительно федосеевцев отмечается, что многие женщины; несмотря на строгие правила безбрачной жизни,.имели детей. Характеризуется отношение в разных беспоповских группах к членам, заключающим официальный брак. В заключение автор приходит к выводу, что старообрядка имела большую свободу, чем официально-православная женщина. В этом отношении подчёркивается, что женская свобода касалась не только религиозной, но и хозяйственной, жизни; в том числе в, сфере торговли.

Исследования советской историографии, занимающиеся нашей проблематикой, были подвержены очень, сильному идеологическому влиянию, поэтому из них можно получить мало информации по нашей.теме.

Современная историография. Политическая и общественная перестройка в 80 - 90 годы XX в. оказала значительное влияние на историографию постсоветской России. Она освободилась от идеологического давления и в современной российской науке появились новые точки зрения и новые научные методы, направления исследования, в том числе тендерное.20

Естественно, что значительно изменились взгляды исследователей на религиозную проблематику. Немалую роль в этом сыграло; принятие российского федерального закона о свободе совести; т религиозных объединенный в 1997 г. После перестройкиисследователифелигиибольше не были; ограничены рамками антирелигиозной идеологии, благодаря чему появились новые направления, в; изучении? религиозной истории России; Эта ситуация не могла не коснуться исследований; раскола? и феномена старообрядчества- как этнографической, так и- иной направленности:. исторической, социологической; философской, политической и.т. п.21

Что касается женской, проблематики, прежде всего следует отметить. широкое: распространение междисциплинарного подхода в: современной: науке, включающего историю; социологию; антропологию, этнографию- и психологию, что оказывает существенную помощь в изучении социальных трансформаций, тендерного характера. В настоящее время значительно возросло количество работ, посвященных женской теме в культуре старообрядчества. В них выделяются три научных подхода: этнографический;тендерный и: междисциплинарный.

Этнографический» подход, делает акцент на описание семейного быта, обрядности и материальной культуры; которые имеют/ непосредственное отношение к женской тематике;

Этой тематике посвящена работа Т. И; Дроновой: «Русские староверы-беспоповцы: Конфессиональные традиции в обрядах жизненного цикла (конец ХІХ-ХХ вв.)», которая вышла в свет в 2002 г. В ней детально рассматривается процесс формирования и развития старообрядчества на Южной Печоре. Обряды крещения, свадьбы и погребения старообрядческих групп анализируются с точки зрения сохранения и поддержания религиозной общины. В главе как изменился у старообрядцев половой состав духовных деятелей, в том числе наставников, духовных руководителей общества, в до- и послереволюционное время. Снижение доли мужского состава в 1930-х гг. среди старообрядческих лидеров, автор объясняет падением религиозности мужчин.22 В связи с этим, анализируются причины изменения роли женщин в религиозной жизни, которые становятся наставницами после 1930-х гг. В главе «Родпная обрядность, младенчество-отрочество», показано, как изменялось отношение к детям и подросткам по мере их взросления, как происходила их дифференциация по полу. В этом отношении исследователь приходит к выводу, что к мальчикам обращались как равным членам общества, при подчинённом положении девочек.23

Весьма плодотворной представляется нам работа О. М. Фишман: «Жизнь по вере: Тихвинские карелы-старообрядцы», вышедшая в свет в 2003 г. Автор книги анализирует этноконфессиональную историю тихвинских карелов севера-запада России. Подробно рассматривается формирование федосеевского согласия на Севере России. Работа интересна тем, что она рассматривает феномен нерусского старообрядчества, и ценна использованием исторических- и этнографических источников. В данной монографии привлекается1 очень богатый этнографический материал,. в том числе полученный с помощью интервьюрирования, большая часть которого была проведена автором.

Детально освещается черты старообрядческой религиозной жизни, тщательно анализирует структуру общины и рассматривает, какие функции могли отправлять женщины в общественной жизни, и насколько эффективна была их деятельность.

Женщина в беспоповском семействе

Закон о необходимости сожительства супругов, обеспечивающий возможность для самоуправного развода, не касался членов, поморского супружеского сожительства, ни жене: «Один супруг не может покидать другого без его согласия; Поэтому жена, на желающая жить с мужем без законного натооснования, оказывается виновною в самовольном разлучений с, ним и требование такой жены о том; чтобы муж, взамен содержания её в своем доме, выдавал ей на1 содержание определенную, денежную сумму, было бьг вполне произвольно»95, и-ни муже: «Но по закону жена может отказаться от принятия- на себя этих расходов, между тем как муж, имеющий средства, сделать этого не может, и. если признается необходимым связать в этом отношений мужа законом, то нет никакого основания на поступить таким же образом-и с женой».96

Из-за незаконности, с точки зрения юрисдикции, поморских, браков, семья членов данного согласия легко могла распадаться. Характер этого явления показан анонимным очерком старообрядческого быта, опубликованным в, 1870 г.: «Сначала действительно жизнь новосводных идет как будто в порядке, пока самая [жертва такого сожития; т. е.] женской лице,, не осмотрится в чужой семье и не узнает своего фальшивого положения. Обращаясь, же часто с законными женами и слушая от них- укоры; она-приходит в задумчивость своем положений, и если встретится с подругами легкого поведения, то тене преминуть обратить её задумчивость в со мнение и указать скорый выходь из такого положения».97

С точки зрения коронной администрации незаконность поморского брака могла даже благоприятствовать жене, поскольку она сама легко могла бросить своего мужа, как и муж её. У нас нет данных о том, кто чаще был инициатором развода поморского сожительства, муж или жена. Однако российские черты поморских семейных отношений, основанные на патриархальных традициях, видимов большей степени благоприятствовали мужчинам, чем женщинам.

«Семейные узы были у них (старообрядцев - Т. Ч.) несравненно слабее, гораздо чаще, чем теперь, по ничтожным причинам, мужи бросали своих жен и, конечно, жены мужей, причем во всех этих и им подобных драмах семейной жизни» страдать приходилось всегда больше женщинам»98 - писал Ш Е. Ончуков. Данная цитата из его труда, посвященного бытовой жизни1 усть-цылемских поморцев, убедительно доказывает, что, вопросы догматическим. установкам постепенно увеличивалось желание старообрядцев жить в официальном браке, в первую очередь по причине определенных юридических преимуществ. С течением времени, эта свобода семейных отношений ограничивалась и самими старообрядцами, и российской правовой системой.

Узаконившие брак православным венчанием супруги-старообрядцы несли определенные наказания: «Наставник-старичок или книжная- старушка накладывают на молодых епитимию, состоящую обычно в посте в несколько недель (обыкновенно шесть недель) и по одной или несколько лестовок земных поклонов (лестова =100 поклоном) в день во время этого поста».99 Для крещения старообрядческого младенца сформировался следующий обычай: «Рождается в семье раскольника дитя, он приглашает православного священника в дом для крещения младенца, священник крестит новорожденное дитя, но лишь успел он выйти за7 порог дома, является к раскольнику собственный „поп" и перекрещивает дитя в старую веру по своему обряду» . Процессу совпадения беспоповской догматики с государственной юрисдикцией помогло российское государство, признавшее в 1874 г. беспоповской брак законным: «Раскольники, записанные в сказках десятой ревизий мужем и женою, признаются состоявшими в законном браке супругами, а показанные по ревизий дети их почитаются их законными детьми»101.

Итак, в сравнении с официальной православной, поморская догматика не изменяла тендерные нормы семейных отношений, они оставались традрщионными. Однако из-за неофициальности венчального обряда поморская супружеская жизнь имела, с точки зрения российского права, неопределенный характер. Чтобы устранить правовые недостатки своего брачного института, старообрядцы постепенно стремились сблизить их догматику с юрисдикцией российского общества.

Возрастной, семейный и социальный состав женщин, отправляющих религиозные функции

Используя данные из этой таблицы, определим, сколько старообрядческих религиозных деятелей приходится на 1000 старообрядцев: в группе приемлющих брак - 1,8 и в группе не приемлющих брак - 3,16. Разница между двумя группами является значительной.

Эти данные также показывают, что число старообрядок, отправляющих религиозные функции, было невелико при сравнении полового состава старообрядцев. Нельзя не отметить, что такая разница, хотя и в небольшой степени, но все же показывает, что пропорционально большее число женских религиозных деятелей было в группе, не приемлющей брак. Эти данные подтверждают наше, предположение, что в нетрадиционной семейной среде круг женщин, отправляющих религиозные функции, расширяется. Среди даниловцев, приемлющих брак, меньше старообрядок использовали возможность отправления религиозных функций, чем среди безбрачных филипповцев.

Чтобы понять причины такого явления, надо напомнить о своеобразной семейной системе старообрядческих согласий, не приемлющих брак. В таких согласиях, как мы видели в предыдущей главе, существовали самые разные формы семейной жизни, которые изменяли тендерные нормы традиционной культуры, соответственно изменялся тендерный стереотип относительно женщин, играющих важную роль в сохранении культуры. Однако с полной уверенностью мы не можем утверждать, что вообще в старообрядческом сообществе разные семейные системы имели большое влияние на расширение данного тендерного стереотипа.

Причина нашей неуверенности, с одной стороны, кроется в том, что в этом случае нельзя говорить о значительных различиях в числе женских религиозных деятелей брачного и безбрачного старообрядческих обществ. Данные по Даниловскому центру Олонецкой губернии представляют собой не самый лучший выбор для такого сравнения. Даниловский центр, или Выговское общежительство, был одним из самых больших старообрядческих культурных центров в России в Олонецкой губернии. Как уже указывалось, в этой губернии даниловское согласие преобладало: «Секта даниловская; она явилась в конце XVII столетия в лице первых насельников Выговской пустыни [...] последователи даниловской секты находятся во всех уездах Олонецкой Епархии».193 Естественно, что чем больше старообрядцев живет на той или иной территории, тем больше степень необходимости в исполнении религиозных треб. Поэтому Выговское общежительство занималось религиозным образованием и прежде всего грамотностью.194 РІтак, большой старообрядческий центр прямо пропорционально даёт значительное количество женщин, отправляющих религиозные функции.

По поводу относительно большого числа филипповских старообрядок, отправляющих религиозные функции в Олонецкой губернии, надо указать на два фактора, которые этому способствовали. Число старообрядческих женских религиозных деятелей могло быть большим из-за изменения тендерных норм и из-за близости Даниловского центра- от другого, Поморского старообрядческого согласия. В связи с этим, нельзя не обратить внимания на значение территориального устройства разных старообрядческих групп. Близость или отдаленность от религиозного центра оказывало большое влияние на число деятелей данной религии. Итак, на разных территориях очень важную роль играет взаимоотношение старообрядческих групп, как об этом свидетельствовал Н. В. Варадинов, говоря о Новгородской губернии: «Раскольники Крестецкого уезда, закоренелые в своем заблуждении и буйные, имели сношения с своими единомышленниками из Ярославской губернии, откуда приезжали к ним иноки из Пошехонских лесов; раскольникиг Кирилловскаго уезда не находились в связях с своими? единомишленниками в Новгородской губернии сообщалисьс раскольниками;Олонецкой И Архангельской!губёрюш»;195

Таким образом, сравнивая; численность женских религиозных деятелей" старообрядческих согласийі в Олонецкою губернии; можно сделать, следующие: выводы- Во-первьщ территориальное устройство? старообрядческих согласий; безусловно, ,. имело влияние нш число старообрядок,. отправляющих религиозные: функции. Во-вторых,. проделанный? анализ влияния: старообрядческих, семейных систем- на данное. число« не является полным; из-за отсутствиям достаточных материалов: Для подтверждения; достоверности наших; выводов? нужно- его продолжить этот, прежде всего; за счёт расширенияшспользованныхматерйаловг

После подробного анализа» состава старообрядок, отправляющих религиозные функции, следует сказать, что изменениягендерного стереотипа о важною роли женщин, в сохранении? культуры; носили- противоречивый характер? С одной стороны, изучение женских! религиозных функций, появляющихся по причине: отсутствия- священникові вт старообрядчестве, показывает,, что старообрядкам могла-, выходить из домашней сферы: сохранения? культурьк наї уровень, всёго старообрядческого сообщества. Є другошстороны; круг таких старообрядок;.был очень узким.-!

Итак, нельзя сказать, что традиционные православные тендерные нормы в старообрядческом сообществе подвергались значительному изменению. Меньше одного процента женщин; отправляющих религиозные функции в, общественной сферег старообрядчества; не могло изменить многолетнюю систему. Однако, несмотря на= столь узкий их круг, нельзя не заметить, что они играли значительную роль в; религиозной жизни старообрядчества,

Государственные ограничения религиозной деятельности женщин-старообрядок

Правила 1874 г. о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников определяли следующее: от мужчин и женщин брались записи о том, что в последнее время они не жили в браке, совершенном ни православной, ни другой религии, и у них нет записи о другом существующем старообрядческом браке. Делами о расторжении и признании недействительными старообрядческих браков должен был заниматься гражданский суд,297 о чём в частности свидетельствует одно из приложений министерского Проекта правил о старообрядческих и сектантских общинах, датируемое 1905-1906 гг. В данном приложении имеется форма ведения книги о родивишхся - она включает в себя имена родителей, но в том числе с отсутствием указания имени отца, когда фигурирует только имя матери.298

В связи с отношением государства к старообрядкам все вышеупомянутые проблемы, посвященные женским религиозным деятелям и женщинам, живущим в своеобразных тендерных укладах, не всегда можно чётко разделить. В большинстве случаев несколько из них вместе относились к одной и той же самой старообрядке. Ярким примером является дело А. А. Богдановой из С.Петербургской губернии, известное из переписки Министерства Внутренних Дел. По документации 1850 г. она числилась живущей в деревне Былогладки» Рижского уезда Витебской губернии, однако на самом деле с 1842 г. проживала в Санкт-Петербурге с мещанином Михиевым и четырьмя своими детьми. Охарактеризованная; как «дерзкая фанатичка», С. А. Богданова занималась обучением детей Поморского согласия.299 В 1855 г. Министерство Государственного Имущества дало распоряжение о необходимости её высылки по официальному месту жительства » об установлении ней строгого полицейского надзора. Кроме того, отмечалось, что её дети принадлежат отцу, т.е. мещанину Михееву. А. А. Богданова же просила разрешения остаться в Санкт-Петербурге.300 Из данного документа неизвестно, чем закончилось это дело, но оно показывает сложность возникавших вотношении старообрядок проблем.

Итак, по поводу статуса старообрядки в рамках российской юрисдикции можно сделать следующие выводы: с функциональной точки зрения женщины-старообрядки, так или иначе нарушали две1 основные нормы общественной структуры России. С одной стороны, пропагандистская деятельность и отправление религиозных функций старообрядок представляли проблему для устойчивости идеологической; в данном случае православной опоры царской. России. С другой стороны, своеобразные формы семейных отношений, противоречащие государственному законодательству, имели негативные последствия для отправления главной женской функции - рождения и воспитания детей.

В рассматриваемый период эти два фактора являлись основным условием существования общественной структуры России. В отношении старообрядческих женских религиозных деятелей, государственные ограничения, по причине их небольшого числа, являются неоправданно широкими. Нельзя- не отметить, что все государственные акты, посвященные нормам, семейно-брачных отношений старообрядческого сообщества , носили ограничивающий характер: Однако- они плели более тесную социальную сеть, которая поставила защищающие рамки вокруг самой, старообрядки, имеющей слишком свободный, статус с точки, зрения российской юрисдикции. Это доказывается и желанием вступать в- законной брак, несмотря на компромиссы, показанные в первой главе.

Конечно, не только женщины, но и мужчины старообрядческого сообщества представляли,проблему для российской юрисдикции. Поскольку старообрядцы также отправляли религиозные функции и жили в безбрачии или в своеобразных семейных укладах, постольку и мужская старообрядческая деятельность обращала на себя внимание, когда речь заходила о сохранении» традиционной, т. е. основанной на канонических православных нормах общественной структуры России. Однако- в этом отношении, следует, подчеркнуть, что по1 мере изменения старообрядческих тендерных норм, существование данной трансформации было заметным в российской православной среде.

Естественно, что с точки зрения женщины-старообрядки, её преследования со стороны власти и за религиозную деятельность, и за своеобразность семейных укладов, были неоправданными. Анализируя статус женщин вне беспоповского старообрядческого сообщества, следует сделать вывод о том, что органами власти женщина старообрядческого сообщества, прежде всего, рассматривалась как представительница конфессии и только во вторую очередь как женщина. Отношение к ним именно в таком виде формировалось не из-за желания российской государственности изменить женский статус, но из-за обеспечения стабильности структуры общества.

Похожие диссертации на Женщина в беспоповском старообрядческом сообществе во второй половине XIX - начале XX вв. : по материалам Санкт-Петербургской, Новгородской, Вологодской и Олонецкой губерний