Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социальная структура осетинского села в послевоенный период Канукова Залина Владимировна

Социальная структура осетинского села в послевоенный период
<
Социальная структура осетинского села в послевоенный период Социальная структура осетинского села в послевоенный период Социальная структура осетинского села в послевоенный период Социальная структура осетинского села в послевоенный период Социальная структура осетинского села в послевоенный период Социальная структура осетинского села в послевоенный период Социальная структура осетинского села в послевоенный период
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Канукова Залина Владимировна. Социальная структура осетинского села в послевоенный период : ил РГБ ОД 61:85-7/780

Содержание к диссертации

Введение

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛЬНО-КЛАССО ВАЯ СТРУКТУРА ОСЕТИНСКОГО ПОРЕФОРМЕННОГО СЕЛА 18

Общая характеристика осетинского пореформенного села 18

Экономическое развитие осетинского села в пореформенный период 25

Социально-классовая структура осетинского пореформенного села 39

РОДСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОСЕТИН СКОГО ПОРЕФОРМЕННОГО СЕДА 52

Структура родственных объединений у осетин 52

Система расселения патронимических объединений 55

Хозяйственно-экономическая общность патронимии 62

Общественное и идеологическое единство патронимии . 70

ОСЕТИНСКАЯ СЕМЬЯ В ПОРЕФОРМЕННЫЙ ПЕРИОД. 76

Форма, численность и состав семьи 76

Внутренний строй семьи 90

СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО УПРАВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОЙ ОБЩИНЫ 114

Изменение функций общинного схода 114

Изменение функций старосты 126

Сельское правление 131

Сельский суд 133

ИЗМЕНЕНИЯ В БЫТУ ПОРЕФОРМЕННОГО ОСЕТИНСКОГО СЕЛА 141

Хозяйственный быт и культурный облик села. 141

Сельская обрядность 157

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 176

ПРИЛОЖЕНИЕ 181

Введение к работе

Этнографическое изучение дореволюционной структуры села - одна из важных и актуальных проблем исторической науки. В настоящей диссертации исследуется дореформенное осетинское село как хозяйственная, социально-политическая и культурно-бытовая общность в конкретный исторический период, который был для Осетии переломным и характеризовался сменой феодально-патриархальных отношений капиталистическими. На это время приходится целый ряд административно-территориальных реформ, размежевание земель на плоскости, освобождение зависимых сословий. Указанные обстоятельства ускоряли процесс проникновения и развития капиталистических отношений в осетинском селе и создавали предпосылки для вовлечения Северной Осетии в систему всероссийского рынка. Выбор села в качестве объекта исследования обусловлен тем, что "...общинное крестьянство - самая глубокая и самая прочная основа капитализма... Самая глубокая - потому что именно здесь, вдали от каких бы то ни было "искуст-венных воздействий и несмотря на учреждения, стесняющие развитие капитализма, мы видим постоянное образование элементов капитализма внутри самой "общины". Самая прочная - потому что на земледелии вообще и на крестьянстве в особенности тяготеют с наибольшей силой традиции старины, традиции патриархального быта, а вследст-вии этого - преобразующее действие капитализма (развитие производительных сил, изменение всех общественных отношений и т.д.) проявляется здесь с наибольшей медленностью и постепенностью" . Оживление торгово-экономических отношений, рост рыночных связей, массовое переселение осетин на равнину, возникновение фабрично-

I Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 3, с. 165. заводской промышленности неизбежно вели к ломке натурального хозяйства, традиционного хозяйственного уклада.

Коренные изменения в экономике осетинского села не могли не отразиться на его социальной структуре, социально-культурном облике, традиционных общинных институтах. Для сельской общины настал период интенсивного разложения. Как указывал В.И.Ленин, община "удовлетворяет узким потребностям объединения местных крестьян, связанных единством землевладения, выгона и т.п., но совершенно не отвечает потребностям товарного хозяйства и капитализма, ломающего все местные, сословные, разрядные перегородки и вносящего глубокую экономическую рознь интересов внутри общины" . В рассматриваемый период сельская община становилась объектом эксплуатации, изменились ее экономические, классовые функции, она оказалась удобной формой для прикрытия кулацкого засилья и средством в руках царизма для сбора налогов с крестьян по принципу круговой поруки.

Однако процесс разложения сельской общины не был скоротечным. Это явление было длительным по времени и противоречивым: несмотря на комплекс внутренних и внешних факторов, разрушающих общину, она не просто сохранялась как пережиточное и архаичное явление, а активно проявляла свою традиционную "живучесть". Многие ее институты трансформировались, приспосабливались к современным условиям жизни, наполнялись новым содержанием. Зачастую в оболочке старых традиционных форм выступали качественно новые явления. В условиях такого переломного периода архаичные элементы в общественном и семейном быту не могли исчезать вдруг, уступая место новым. Старинные нормы отношений все еще продолжали играть заметную

I Ленин В.И. Поли.собр.соч., т. 2, с. 219. роль в повседневной жизни осетин. Во многих явлениях семейного и общественного быта наблюдались определенные сочетания традиций и инноваций, постепенно происходило отмирание старых форм и возникновение новых, их постоянное взаимодействие. Изучение социальных явлений, происходивших в пореформенной сельской общине дает возможность объективно оценить содержание и эволюцию традиционных осетинских институтов. Исследование структуры села способствует правильному пониманию особенностей социальной системы осетин, всей дореволюционной Осетии.

Цель исследования заключается в том, чтобы проследить, какие изменения происходили в социальной структуре осетинского пореформенного села под влиянием новых экономических отношений.

Задачи исследования: I) проследить процесс изменения социально-классовой структуры села, его национального состава; 2) определить место и роль родственных объединений в структуре пореформенного осетинского села: 3) исследовать семью как структурную единицу и основную экономическую ячейку сельской общины, проследить эволюцию ее форм, изменения в численности, составе, в принципах ведения хозяйства, в организации труда, во взаимоотношениях членов семьи, в имущественных отношениях, в воспитании подрастающего поколения, связанные с развитием капитализма; 4) выявить изменения, происходившие в системе внутреннего управления сельской общины: процесс трансформации, приспособления к новым жизненным условиям традиционных и появление новых органов управления, функции которых были обусловлены изменениями в экономике; 5) проследить, какие изменения происходили в сельском быту: хозяйственных занятиях, в культурном облике села, в общинной обрядности, в поведенческо-бытовых формах крестьян. Все указанные вопросы рассматриваются в довольно узком аспекте, только в плане влияния на них капиталистических отношений.

Научная новизна работы характерна прежде всего для самой постановки проблемы. В этнографических работах, посвященных пореформенной сельской общине, как правило, исследуются ее традиционные институты, воспроизводится патриархальность крестьянской жизни и вовсе не затрагиваются или затрагиваются очень бегло такие вопросы как последствие проникновения капиталистических отношений в деревню, развитие общинных институтов, процесс их изменения под влиянием новых социально-экономических явлений пореформенного периода. Изменения в общественном и семейном быту осетин, связанные с развитием капиталистических отношений, не подверга-лись специальному этнографическому изучению. Новым в диссертации является выявление специфики, которую приобретали изучаемые социальные явления в рассматриваемый период. Элементы новизны присущи некоторым конкретным проблемам, попытка исследования которых предпринимается в работе: а) выявление промежуточных форм семейной организации; б) изучение семей категории временно проживающих крестьян; в) исследование процесса трансформации традиционного общин ного органа управления - "ныхаса", выявление его новых функций, связанных с развитием капиталистических отношений; г) исследование деятельности новых органов управления; д) выявление паллиативных, промежуточных форм в общинном и семейном быту.

Хронологические рамки исследования охватывают период с конца 60-х годов ХЕХ века вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции, т.е. социальная структура села рассматривается на протяжении всего пореформенного времени, а также и в период перехода российского капитализма в высшую империалистическую стадию развития. Установление таких хронологических рамок обусловлено тем, что в начале XX века в Осетии, как и во всех окраинах России, происходило распространение и углубление капиталистических отношений,, а вместе с тем и изменения в социальной структуре.

Практическая значимость исследования. Основные вывода диссертации могут быть использованы в дальнейших исследованиях по выявлению особенностей социальной структуры села в период капитализма у других народов Северного Кавказа. Приведенный материал может быть включен в лекционные курсы по истории и этнографии осетин в пореформенное время.

Кроме того, в наши дни во многих национальных республиках в том числе и в Северной Осетии, идет борьба с негативными явлениями в быту посредством создания научно-методических центров, вырабатывающих различные рекомендации по проведению традиционных мероприятий, выступлений в печати, на радио, телевидении. Однако эффективное изживание вредных пережиточных явлений в быту невозможно без изучения их истоков и определения их места в системе общественных отношений. Только тщательное изучение особенностей развития общинного и семейного быта дает возможность понять причины живучести в наши дни некоторых пережитков прошлого и найти правильные пути их искоренения.

Методологической основой работы являются произведения основоположников марксизма-ленинизма. Особое значение для разработки поставленных в работе проблем имеет труд В.И.Ленина "Развитие капитализма в России", где дан глубокий анализ общественно-экономического развития России и ее национальных окраин; а также высказывания классиков по вопросам семьи, ее эволюции по мере разви- тия общества.

Территориально диссертация охватывает только Северную Осетию. Это объясняется тем, что развитие капиталистических отношений в Южной Осетии имело свои специфические особенности, значительно отличающие ее экономику, а вместе с тем и социальную структуру. Поэтому их исследование представляет, на наш взгляд, самостоятельную тему. Следует оговорить, что содержащийся в работе экономический очерк не имеет цель дать развернутую картину экономического развития Северной Осетии с полным привлечением всех имеющихся материалов. Этой проблеме уже были посвящены работы историков и экономистов . В данном разделе речь идет лишь о тех факторах экономического развития, которые оказывали воздействие на социальную структуру села. За рамки настоящей работы выходит и исследование системы землевладения и землепользования и тех изменений, которые оно претерпевало в период капиталистического развития, поскольку эта проблема уже была предметом специ- ального исследования .

Историография. В дореволюционной литературе осетинской сель-

1 Дзокаев К.Х. Экономическое развитие осетинского крестьянства в порефорленный период (1870-1900). - Известия СОНИИ, Дзауджикау,

1948, т. XI, вып. I; Кобегкаев М.А. Социально-экономическое развитие Северной Осетии в пореформенный период (1860-1890). Нальчик, 1974; Ортабаев Б.Х. Развитие экономики Северной Осетии в конце XIX - начале XX века. Орджоникидзе, 1967; Тотоев М.С. К истории дореволюционной Северной Осетии. Орджоникидзе, 1967.

2 Зембатов Ч.С. Аграрные отношения в пореформенный период 1870- 1900 гг: Автореферат кандидатской диссертации. Ленинград, 1983'. _ 9 - ской общине не было посвящено специальных историко-этнографиче-ских исследований, хотя многие, связанные с этой проблемой вопросы, затрагивались в работах В.Ф.Миллера, В.Пфафа, М.Ковалевского, который привлекал осетинский материал для разработки проблем генезиса и разложения общины . Эти работы содержат ценный фактический материал, но в силу классовой ограниченности дореволюционных исследователей, их субъективизма в оценке некоторых явлений проблема сельской общины не могла быть научно обоснована.

Только после установления Советской власти, открытия высших учебных заведений и научно-исследовательских учреждений в Осетии этнографическая наука стала развиваться на основе марксистско-ленинской методологии. Осетинской этнографии было посвящено немало работ советских ученых, но проблема сельской общины долгое время оставалась неизученной. Некоторые исследователи попутно затрагивали связанные с ней вопросы: в монографии Б.А.Калоева исследуется общественный строй осетин, большое место отводится изу- чению родственных объединений, норм обычного права и т.д. В работе В.КЛотрова исследуются поземельные и имущественные отноше-ния осетин . На материалах Южной Осетии написаны работы З.Н.Ва-

Миллер В.Ф. Осетинские ютюды. М. ,1887, т.З; Пфаф В. Народное право осетин. -Сборник сведений о Кавказе. М.,І87І-І872. т.1,2; Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. М.,1886.

Калоев Б.А. Осетины. М., 1964.

Тотров В. К. К вопросу о поземельных и иглущественных отношениях крестьян Юго-Осетии в конце XIX - начале %% века. - Ученые записки Кишиневского гос. университета. Кишинев, 1964, т. 73. т неева и З.Д.Гаглойти об общественном строе осетин . Предметом специального исследования осетинская сельская община стала в монографии А.Х.Магометова "Общественный строй и быт осетин (ХУЛ -XIX вв)" 2. Автор подробно описал историю возникновения сельской общины, ее структуру, формы землевладения и землепользования,быт, виды общинной солидарности и взаимопомощи, управление, общественные отношения, общинный культ. Рассматривая общинные институты, автор воспроизводил их традиционность, патриархальность. Осетинские исследователи не всегда четко определяли семью как структурную единицу сельской общины, ее основную экономическую ячейку. Не были поставлены и такие вопросы как функционирование семьи в рамках сельской общины, влияние последней на экономическую, нравственную и другие сферы быта семьи. Это объясняется отчасти тем, что в литературе разрабатывалась лишь проблема большой семьи у осетин. Основная заслуга в ее исследовании принадлежит М.М.Ковалевскому. Он описал быт семьи, имущественные отношения, ведение хозяйства, систему управления в ней. На осетинском материале М.М.Ковалевский показал появление частного начала в собственнос-ти большой семьи, проследил процесс ее разложения . В 80-ые годы XIX века о большой семье писали также С.Кокиев, П.С.Уварова, Е.А.Россикова, А.Скачков . Работами этих исследователей установ-

Гаглойти З.Д. Очерки по этнографии Осетии. Тбилиси, 1978; Ванеев З.Н. Родовой строй в Осетии. - Известия ЮОНИИ, Пхинвали, 1946, вып. 5.

Магометов А.Х. Общественный строй и быт осетин. Орджоникидзе, 1974.

Ковалевский М.М. Указ. соч.

Кокиев С. Записки о быте осетин. - Сборник материалов по этно- - II - лено, что большая семья продолжала бытовать у осетин и в изучаемый период. Были проведены исследования ее численности, состава и причин столь длительного сохранения. О большой семье писал накануне революции М.А.Мисиков . Б советское время этой проблеме были посвящены работы З.Н.Ванеева . Крупным вкладом в теоретическую разработку вопросов большой семьи явились труды М.О.Косве-на . Осетинские этнографы - Б.А.Калоев, А.Х.Магометов, В.К.Тот-ров, Л.А^биров, З.Д.Гаглойти, Б.С.Кулов значительно пополнили историческую литературу монографиями и статьями по проблеме большой семьи . В их работах получили освещение такие вопросы как время бытования, система управления, организация труда, хозяйственные и имущественные отношения, семейный быт и обрядность, процесс семейных разделов и его причины. В последнее время графии, издаваемый при Дашковском этнографическом музее. М., 1885; Уварова П.С. Кавказ. Путевые заметки. М., 1867; Россико-ва Е.А. В горах и ущельях Куртатии и истоков реки Терека. -Записки Кавказского отдела императорского русского географического общества, Тифлис, 1884, кн. ХУІ; Скачков А. Опыт статистического исследования горного уголка. Владикавказ, 1905.

Шейков М.А. Материалы для антропологии осетин. Одесса, 1916.

Ванеев З.Н. Указ. с#ч.

Косвен М.0. История и этнография Кавказа. М., 1961; Патронимия и проблемы рода. - В кн.: Вопросы этнографии Кавказа. Тбилиси, 1952.

Калоев Б.А. Указ. соч.; Магометов А.Х. Семья и семейный быт осетин. Орджоникидзе, 1962; Тотров В.К. Семья и семейный быт крестьян Юго-Осетии. Тбилиси, 1965; Гаглойти З.Д. I) Указ.соч., 2) Семейная община у осетин. - Известия ЮОНИЙ, Цхинвали,1968, появились новые работы, изучающие родильную обрядность, воспитание детей в традиционной осетинской крестьянской семье .

Но тем не менее в изучении осетинской семьи есть еще вопросы, нуждающиеся в дополнительных исследованиях. Прежде всего следует отметить, что для обозначения большой семьи в осетинской этнографической литературе, как и в литературе по истории семьи других народов, употребляется множество терминов: большая семья, семейная община, большесемейная община, домовая община, патриархальная семья, традиционная семья и т.д. М.О.Косвен считал все эти термины идентичными, а наиболее удачными из них "семейная община" и "большая семья" . Эти термины чаще всего и употребляются в этнографической литературе по осетинам, причем как для обозначения семьи периода распада родового строя, так и для многочисленной семьи начала XX века, считая ее пережиточным явлением.

Такая нечеткость в терминологии вызывается недостаточной исследованностью проблемы. Семья в своем развитии проходит несколько стадий. Как социальный институт она развивается и изменяется в соответствии с общими социально-экономическими условиями общественного развития. Несмотря на то, что семья и семейный быт обладают некоторой самостоятельностью, что сфера семей- вып. 15; Булов Б.С. Большая семья у осетин. - Мах дуг, 1966, В 6 (на осетинок, яз.).

Бесаёва Т.З. Обычаи и обряды осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка. Автореф.канд.дисс. М., 1975; Гостиева Л.К. Традиции воспитания детей в осетинской семье в конце XIX - начале XX века. Автореф. канд. дисс. М., 1981.

Косвен М.О. Семейная община и патронимия, с. 6. - ІЗ - ного быта более консервативна, ее форма, состав, численность, весь жизненный уклад подвергаются серьезным изменениям. Неверно считать семью пореформенного времени пережитком семейной общины. В действительности эта форма семьи - явление качественно новое, результат новых условий экономического и общественного развития. В связи с этим нам кажется правильным высказывание И.В.Чкония, что "объявление большой семьи капиталистического общества пережитком семейной общины первобытнообщинного строя является пережиточным проявлением пройденного этапа этнографической науки, когда предметом этой науки было изучение первобытного общества, когда вся деятельность этнографов ограничивалась поисками только лишь первобытности" .

В последнее время в этнографической литературе все чаще, встречается термин "неразделенная семья", введенный О.А.Сухаревой и М.А.Еикжаковой при изучении узбекской семьи. Это переходная форма семьи, она возникает в процессе распада большой семьи и превращения ее в малую индивидуальную. От большой семьи она отличается гораздо меньшей численностью и тем, что состоит уже не из трех и более поколений, а только из двух, причем старшее поколение обычно представлено одной парой - отцом и матерью, с которыми жили все женатые сыновья; женитьба внука вела к выделе- нию новой семьи, отец жениха отделялся вместе со всеми детьми .

Были и другие формы неразделенной семьи.

В работах осетинских исследователей не выделяются промежуточные формы семейной организации. Нет и работ, посвященных ма-

Чкония И.В. О природе большой семьи. Тбилиси, 1964, с. II.

Сухарева О.А., Бикжакова М.А. Прошлое и настоящее селения Ай-рыкан. Ташкент, 1955, с. 173. лой семье, несмотря на то, что она была господствующей формой. Этот пробел вполне объясним: бытование перечисленных форм приходится в основном на пореформенный период, период развития капиталистических отношений. А осетинская семья этого периода, ее развитие в новых экономических условиях не становились предметом специального исследования.

Источники. Основной источниковой базой для написания работы явились архивные материалы.

Определенное место заняли в диссертации материалы Центрального государственного военно-исторического архива СССР (фонд БУА - военно-ученого архива), дела фонда канцелярии командующего войсками Терской области и др.

Ценные сведения были почерпнуты в Центральном государственном архиве Северо-Осетинской АССР. Были использованы документы фондов Терского областного правления и канцелярии начальника Терской области: посемейные списки крестьян за 1886 год, 1905 год и впервые введенные в научный оборот посемейные списки "вре-меннопроживающих" крестьян за 1906 год. Посемейные списки дают представление о составе села, наличии в нем патронимических объединений, их расселении; о форме, численности, составе семьи, что позволяет определить число больших семей, малых семей, а также выделить промежуточные, переходные формы семейной организации. Посемейные списки содержат также сведения об имущественном положении каждой семьи (наличие земли, скота, жилых построек), а также сведения об отходниках (место работы, занятие, заработок). Особую ценность в связи с этим представляют посемейные списки "временнопроживающих" крестьян, поскольку эта категория населения в силу сложившихся экономических условий явилась непосредственным порождением капитализма,сильнее была втянут в сферу капиталистических отношений .

Особое место в работе занимает документ "Положение о сельских (аульных) обществах, их общественном управлении и повинностях государственных и общественных в горском населении Терской и Кубанской областей" (1870), и несколько проектов этого документа, где была определена сфера деятельности общинного схода, старост, сельского правления, сельского суда, что позволяет проследить процесс изменений в системе внутреннего управления общиной. Большой фактический материал дали документы фонда городского головы Владикавказа Г.Баева, среди которых часто встречаются различны^ ходатайства сельских сходов, их письменные приговоры, давшие возможность определить функции сельских сходов в изучаемый период, а также дела сельских судов и другие документы сельских правлений, отражающие особенности повседневной жизни крестьян. В работе были использованы и документы разных фондов ЦГА G0ACGP, опубликованные в 3-ем томе сборника "Материалы по истории Осетии", изданном Северо-Осетинским научно-исследовательским институтом .

Ванным источником для разработки указанных проблем стали материалы Первой всеобщей переписи Российской империи 1897 года, позволяющие делать некоторые выводы о социальных изменениях: повышении роли женщины в экономической жизни, степени ее участия в сфере производства, а также о повышении грамотности сельского населения, количестве школ и т.д.

Подробнее о категории временнопроживающих крестьян см. 3 первой главы диссертации.

Материалы по истории Осетии. Дзауджикау, 1950, т. 3.

Первая всеобщая перепись населения Российской империи в 1897

Ценные сведения содержатся в ежегодных Отчетах начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска: данные о наличии в селах мелких предприятий, торговых лавок и др. заведений, о социальном и национальном составе населения, его хозяйственных занятиях .

Сведения о составе народонаселения, о размерах землевладения и скотоводства, о количестве торговых и промышленных заведений, о промыслах дают статистические таблицы населенных мест Терской области (1890 г.), а также сборник статистических сведений о Кавказе, статистический справочник Северо-Осетинской ав- тономной области .

Большой фактический материал содержится в работах дореволюционных исследователей, бытоописателей, путешественников, которые не могли не замечать изменений, происходивших в общественном и семейном быту. Свои наблюдения и исследования они публиковали в "Записках Кавказского отдела императорского Русского географического общества", в "Кавказском календаре", в "Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа", в "Сборнике све- году. Терская область. Тифлис, 1905, т. 68.

Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1908 год. Владикавказ, 1909; Отчет начальника Терской области и наказного атамана Терского казачьего войска за 1909 год. Владикавказ, 1910.

Статистические таблицы населенных мест Терской области. Владикавказский округ. Владикавказ, 1890, т. 2, вып. 4; Сборник статистических сведений о Кавказе. Тифлис, 1869; Статистический справочник Северо-Осетинской автономной области. Владикавказ, 1927. дений о Кавказе", в "Сборнике сведений о кавказских горцах", в "Терском сборнике" и т.д.

Важным источником для изучаемых в работе вопросов стали дореволюционные органы печати: "Терские ведомости", "Тифлисский листок", "Кавказ", "Казбек", "Новое обозрение", а также двухтомный сборник, содержащий исторические и этнографические материалы, составленный под редакцией Л.АЛбирова на основании указанных и некоторых других газет, выходивших до революции на Кавказе .

Некоторое представление о жизни пореформенного осетинского села дают и произведения художественной литературы .

В работе имеется и полевой материал, но не для всех поставленных задач он является одинаково репрезентативным, и в основном используется для подкрепления некоторых положений работы.

Сттзуктура диосе-ртации. Работа состоит из введения, пяти глав, содержащих 15 параграфов, заключения и приложения. В приложении даются сведения о составе и численности сельских обществ, схемы со структурой родственных объединений, таблица со статистическими данными о формах и численности семей временнопроживагощих крестьян, список информаторов, список сокращений, перечень использованных источников и литературы.

Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1980-1982, т.т. I, 2.

Боциев Б. Саст рахыс (Разорванная цепь). Роман. Орджоникидзе, 1973; Бритаты Е. Равзарга уацмыста (Избранное). Орджоникидзе, 1964; Коцоев А. Избранные рассказы. Орджоникидзе, 1967.

Общая характеристика осетинского пореформенного села

До присоединения Осетии к России (1774 г.) все осетинское население было сосредоточено в горах. Исключительное малоземелье, постоянный голод, эпидемические болезни приводили осетинское население к ужасающей нищете, о чем неоднократно писали местные газеты. "В ущельях Осетии, - писала газета "Терские ведомости, -гнездятся точно в орлиных гнездах нищие горцы, поражающие случайного гостя своим умением существовать при наличии самых скудных средств... Жизнь их дала бы прекрасный материал читающей публике о возможных пределах сокращения потребностей человека и степени напряжения физических сил" . В этих условиях переселение на равнину стало многолетней мечтой осетинского народа. Формирование осетинских поселений на равнине Северного Кавказа началось после присоединения Осетии к России. Наиболее ранними осетинскими поселенцами были моздокские осетины, вышедшие из разных мест Северной Осетии; в 1792 году в районе Моздока числилось уже 200 осетинских поселенцев . В ШІ веке образовалось несколько предгорных сел - Карпа, Бирагзанг, Дур-Дур, Урсдон, Каражае-во . Но массовое переселение осетин на равнину началось только в первой половине ХЕХ века после ликвидации в этих местах кабардинских феодальных владений. В 1822 году по распоряжению генерала Ермолова Владикавказская равнина была разделена на четыре участка, соответственно четырем обществам Северной Осетии (Тагаурскому, Куртатинскому, Алагирскому, Дигорскому). Тагаурское общество первоначально образовало на равнине пять селений, называвшихся по имени своих основателей (Зароевых, Алдатовых, Кануковых, Мамсуровых и Асланджери), а также хутора Дударовых и Есеновых . Куртатинцы образовали на равнине селения Верхний, Средний и Нижний Суадат, Верхний и Нижний іиагдон. Во второй половине XIX века из названных селений образовалось два - Ногкау (1867) или Пы-сылмонкау (мусульманское село) и Кадгарон (1879), занятый христианским населением. Алагирцы образовали селения Салугардан и Ар-дон 2.

В результате переселения осетин на равнину, проходившего в несколько этапов, значительно сократилась численность горского населения. За 21 год (с 1882 по 1903 год) число жителей Еурта-тинского ущелья уменьшилось на 2981 человек (62$), Тагаурского ущелья - на 3774 (53$), Дигорского - на 4273 человека (61,6$) и Алагирского - на 6596 (54,1$) Соответственно с каждым годом росло количество равнинных селений.

Структура родственных объединений у осетин

В осетинском селе особое место занимали отношения, основанные на признании своего происхождения от общего предка. Эти отношения функционировали в рамках таких родственных объединений как патроншлия ("иу артай расауга"), фамилия ("мыггаг") и фамильные союзы, братства ("арвадалта").

В условиях капиталистического развития, когда менялись господствовавшие общественные отношения и многие традиционные институты подвергались разрушению, перечисленные родственные объединения все еще довольно активно выступали в общественной жизни села.

Самым узким из них была патронимия. Осетинские названия этого родственного института - "иу артай расауга" (от одного огня разошедшиеся), "иу фыды фыртта" (дети одного отца), "дыггаг хадзар" (второй дом) подтверждают высказанное осетинскими исследователями положение о происхождении патронимии в результате сегментации большой семьи .

"Иу артай расауга" включало в себя некоторое число семей разных поколений, главы которых являлись прямыми потомками определенного лица - отца, считавшегося их общим предком. Несмотря на то, что эта группа называла себя "детьми одного отца", речь шла не об отце родных братьев, а о ближайшем предке. Как показывает полевой материал, это мог быть дед, прадед, иногда и прапрадед. Приведем типичную для осетин структуру патронимии. Прапрадед одного из наших информаторов Апа имел трех сыновей -Абе, Гуди, Джора. Старший сын Абе Шамиль, дед информатора, был главой неразделенной семьи, состоявшей из 6 женатых сыновей и 3 дочерей. Другой сын Абе-Габек - имел также 3 сыновей и 2 дочерей. Третий сын Абе-Самыр - был главой семьи, состоявшей из 2 женатых сыновей, 4 дочерей. Второй сын Апа-Геди имел 3 сыновей - Вано, Теко, Александр. Вано имел трех женатых сыновей. Младший сын Апа-Дкора имел двух сыновей. Один из них - Гадын - также шлел 3 женатых сыновей, двух внуков от одного сына и четырех -от второго. Вся перечисленная родственная группа носила фамилию Алаевых (по имени прапрадеда Ana) .

«Вругие "иу артай расауга" тлели подобную структуру, включая в себя как неразделенные, так и малые индивидуальные семьи нес-кольких поколений. Численность и состав их не были постоянными . Патронимии подвергались росту, из старых выделялись новые.

Форма, численность и состав семьи

Основной ячейкой осетинской сельской общины была семья, отдельное домохозяйство. Семья, являясь составной частью соседской общины, ее структурной единицей, так же как и соседская община в целом, не оставалась в течение столетий неизменной. Ее формы и функции обусловлены характером существующих производственных отношений, общественных отношений в целом. Семьи, составляющие пореформенную сельскую общину, были большими и малыми, различались между собой и в экономическом, и в правовом отношениях. Семьи различных социальных групп, имея в качестве основной функции (наряду с воспроизводством человеческих жизней) производственно-экономическую, отличались своим отношением к средствам производства.

Семейная организация осетин в пореформенный период характеризуется существованием нескольких ее форм. Вплоть до Великой Октябрьской социалистической революции сохранялись большие семьи, т.е. состоящие из представителей нескольких, чаще всего 3-4 поколений. Основными признаками такой семьи являются общинно-семейная собственность, общее производство и потребление, общинная форма управления при многочисленном родственном составе коллектива, обусловленном неразделенностью братьев. Большое распространение получили семьи, состоящие из брачных пар боковых родственников. Существование таких семей зафиксировано в посемейных списках 1886 года, они подробно описаны в монографии А.Х.Магометова "Общественный строй и быт осетин", в работе З.Н.Ванеева "Из истории родового быта в Юго-Осетии" .

В своем развитии большая семья прошла несколько этапов, каждый из которых, как известно, является отражением определенных социально-экономических отношений. Эволюция большой семьи особенно четко прослеживается при рассмотрении ее численности: 100 и более человек для отдаленного прошлого, 40, 50, 60 человек для позднейшего времени, когда семья еще сохраняет в той или иной степени свой демократический характер и 15-20 человек для неразделенной семьи пореформенного периода .

Длительное бытование большой семьи было обусловлено рядом причин, и прежде всего низким уровнем развития производительных сил. Большие семьи легче справлялись с выполнением различных повинностей и ведением хозяйства, в них легко осуществлялось половозрастное разделение труда, они могли выделять людей для занятий ремеслом и отхожими промыслами. Кроме того, большие семьи несли меньше расходов на инвентарь, домашнюю утварь и т.д. Существенной причиной их сохранения было малоземелье, особенно в горах.

Изменение функций общинного схода

В пореформенный период сход общинников - "ныхас" - считался, как и прежде, высшим органом власти. В старину его роль была особенно высока. Будучи древним традиционным органом управления, ныхас имел большие полномочия. Круг обсуждаемых им вопросов был чрезвычайно широк. На нем обсуждались все хозяйственные дела: регулирование пользования лесом, охрана нив, пастьба скота, содержание общинного пастуха, сроки пахоты, определение начала сенокошения, установление системы севеоборота, строительство мостов и др. Ныхас разбирал различные конфликты, дела об убийствах, ранениях, оскорблениях, похищениях невест, споров из-за имущества, прием новых поселенцев и т.д. Основной задачей ныхаса было регулирование общественной жизни села в условиях сочетания норм обычного права и шариата. Это был важнейший элемент структуры горного села в Осетии, средоточие всей общественной жизни. В старину количество ныхасов соответствовало количеству кварталов . Но помимо квартальных и сельских были еще и общесельские ныхасы. Например, в Алагирском ущелье находился особо уважаемый общесельский Дагомский ныхас, куда обращались и жители других ущелий для разбора наиболее важных 9 дел .

В старину в работе ныхаса принимали участие все взрослые мужчины, но решение любых вопросов общественной и частной жизни целиком зависило от мнения старших. Общинные сходы собирались через "фидиуагов" (глашатаев) в необходимых случаях, осо-бых сроков их проведения не существовало . Но в местах, где проводились ныхасы, ежедневно собирались, в свободное от сельскохозяйственных работ время, мужчины села, обсуждали различные сельские вопросы, делились новостями. Ныхас был своеобразной школой для молодежи, которая не только училась у стариков жизненному опыту, но и получала знания об истории своего народа, его культуре. Здесь выступали народные певцы, сказители. Здесь же проводились спортивные игры, состязания, различные общественные пиршества. Молодежь училась у старших правилам народного этикета.

Прежде на ныхасе разбирались и судебные дела. Все решения подлежали официальному оглашению, а исполнение их было строго обязательно для всех общинников, имело силу закона.

В период феодализма и связанного с ним социального расслоения деревни значительно изменилась демократическая сущность ныхаса. Большое значение на нем придавалось принадлежности к господствующему феодальному классу. Исход многих дел зачастую определялся уже не авторитетным мнением старейшин, а знатностью и состоятельностью заинтересованных лиц.

В рассматриваемый период еще более снизилась роль ныхаса как общинного института и органа самоуправления. Изменился состав его участников. Согласно "Положению...", в селах, имевших 30 дворов коренных жителей или меньше, в сходе участвовали все домохозяева общества; в селах, имевших не более 300 дворов, на сход посылали по 30 выборных; если же количество дворов превышало 300 - выборных было по одному человеку от каждых 10 дворов . В пореформенное время изредка на сельском сходе стали появляться и женщины, но пожилые. Они являлись с просьбами, в качестве свидетельниц по какому-нибудь делу, и даже как подсудимые .

Хозяйственный быт и культурный облик села

Новые экономические отношения, развивавшиеся в осетинском селе, подчиняли своему влиянию хозяйственный быт, культуру, обрядность. Как было указано выше, в рассматриваемое время осетинские крестьяне оказались в очень затруднительном экономическом положении. Новый строй жизни требовал от крестьян денег. Они были необходимы для покупки или аренды земельных участков. Все, необходимое в хозяйстве - плуги, бороны, серпы, грабли, лопаты, одежда, обувь, некоторые продукты, табак - в равнинных селах, а частично и в горных стали покупными. У русских купцов, например, осетины покупали ситец и другие ткани, спички, стеклянную посуду, орудия сельскохозяйственного производства и предметы домаш-него обихода: топоры, нош, иглы и пр. Поскольку овощеводст-во и огородничество были у осетин слабо развиты, они покупали овощи в соседних русских станицах Змейской, Николаевской . Бобы, картофель, горох население некоторых районов покупало в Гру-зии . По подсчетам современника ежегодный расход на пшеницу, мясо, одежду и непредвиденные обстоятельства в начале века в бедняцком хозяйстве составлял 74 рубля 25 копеек, в среднем -273 рубля, и в богатом - 584 . Крестьянин должен был уплачивать денежные государственные земские и мирские повинности уже не в натуральной форме, как прежде, а в денежной. Тот же современник приводит сведения о годовых -расходах жителей селения Хри-стиановское, платившего старшине 450 рублей, писарю - 360 рублей, сельскому сторожу - 120 рублей, на содержание лошадей - 210 рублей, на ремонт общественных зданий - 150 рублей, на освещение -360 рублей, на нужды духовенства - 400, на церковного сторожа -ЇІ5 рублей, муллам - 120 рублей, школьным сторожам - 150, на строительство школ и содержание учителей - от 300 до 1200; общий ежегодный расход составлял в среднем 129.950 рублей . Деньги были необходимы крестьянам для уплаты калыма, устройства поминок, различные празднества ("кувд"). В силу указанных обстоятельств добывание денег становилось для крестьянина жизненной необходимостью.

К.Маркс писал, что под воздействием экономических условий "...изменяются и сами производители, вырабатывая в себе новые качества, развивая и преобразовывая самих себя, благодаря производству, создавая новые силы и новые представления, новые спосо-бы общения, новые потребности" . Это положение полностью применимо к осетинским крестьянам в рассматриваемый период. До проникновения в село капиталистических отношений у осетин не было лавок. Обмен существовал в самой примитивной форме . Осетин долго не мог примириться, например, с мыслью, что собранные в лесу плоды, считавшиеся общим достоянием, можно было продавать. Крестьяне говорили: "Фруктами мы не хотим пользоваться, на кажется стыдным везти их возами и променивать на хлеб" .Но новые экономические отношения, в которые попал осетинский крестьянин, оказывали воздействие на его психологию, на его прежние воззрения. Торговля, считавшаяся недостойным, и одним из самых позорных занятий _., становилась почетной и распространенной. Слово "купец" осетин уже выслушивал с некоторым почтением, т.к. связывал его с понятием о богатстве. По наблюдениям современников, каждый домохозяин в селе начинал мечтать о лавке, и поэтому, "строя свой дом или сарай на углу пересекающихся улиц, вдоль одной из них делает двери на улицу. Двери эти, по мысли строителя, в будущем будут дверями мануфактурной лавки или амбара для ссыпки кукурузы" .

Похожие диссертации на Социальная структура осетинского села в послевоенный период