Введение к работе
Актуальность исследования. В традиционном обществе формирование молодого поколения происходило в процессе освоения им культуры своего народа. Социализация охватывает всю жизнь человека, но в разные возрастные периоды имеет различное качественное содержание. В культуре каждого этноса выработаны специальные формы и способы инкультурации, которые обеспечивают целенаправленное воздействие на ребенка, его вовлечение в определенное этнокультурное пространство, подготовку к взрослому этапу социализации и как следствие, преемственность этнических традиций и духовных ценностей.
Социализация молодого поколения, в ходе которой осуществляется межпоколенная трансмиссия культуры, является одним из главных условий существования этноса. Исследование системы социализации человека, как одного из важных компонентов общественного быта осетин, существенно дополняет представления о мировоззрении, материальном и духовном облике этноса, его социальной культуре.
Актуальность исследования данной темы определяется значительным усилением этнического фактора в современном культурно-историческом процессе. Сегодня произошла переоценка многих традиций и обычаев, вновь пришло понимание их исключительности и целесообразности, значимости и необходимости для сохранения культурной преемственности. Одной из ведущих идей является использование традиций и опыта народной педагогики в воспитании молодежи.
Цель и задачи исследования. Основной целью работы является исследование процесса социализации детей и юношества в традиционном осетинском обществе. В соответствии с намеченной целью в работе поставлены следующие задачи:
определить традиционное демографическое поведение осетин, их отношение к браку и детям;
рассмотреть материальную культуру детства;
проанализировать обряды вовлечения новорожденных и малолетних
детей в семью;
изучить способы подготовки и включения детей и подростков в трудовую деятельность;
показать роль семьи в формировании морально-нравственных ценностей личности;
определить роль сельской общины в социализации молодого поколения;
проанализировать юношескую и молодежную субкультуру;
Объектом исследования является система социализации молодого поколения в традиционном осетинском обществе.
Предметом исследования стали формы, способы, социальные механизмы и институты формирования молодого поколения осетин.
Хронологические рамки исследования охватывают период со второй половины Х1Х до начала XX века. В это время в Осетии сохранялись и активно функционировали социальные структуры и традиции, оказывавшие непосредственное воздействие на формирование этнокультурных ориентаций подрастающего поколения. Выбор указанных временных границ обусловлен и обеспеченностью источниками.
Источниковая база исследования представлена архивными материалами, опубликованными источниками и полевым материалом автора.
В работе использованы материалы Центрального государственного архива Республики Северная Осетия – Алания (далее ЦГА РСО-А), прежде всего, посемейные списки осетинских крестьян за 1886, 1905 и 1906 годы, хранящиеся в фондах « Терское областное правление. Канцелярия общего присутствия» и «Владикавказское окружное полицейское управление» (ф. 11 и ф. 30). Списки были составлены в ходе сплошного подворного обследования. Эти документы дали возможность определить формы и структуру семьи, ее численный и поколенный состав, уровень и возраст брачности, количество детей, что значительно дополнило представление о традиционном демографическом поведении осетин.
Информативные источники обнаружены в отделе рукописных фондов научного архива Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований (далее НА СОИГСИ). В фонде «Этнография» (ф.4) использованы материалы этнографических экспедиций, полевые дневники и рукописи Б.А.Алборова, Е.Бараковой, М. Гарданова, И. Собиева, А.Бадтиева, Б.Каргиева, Б.С.Кулова, в которых содержится описание семейного быта, в том числе и детской культуры, а также способов
Большую ценность имеют сведения путешественников и ученых, побывавших в Осетии, прежде всего, квартирмейстера русской армии подполковника Л.Л. Штедера. Его «Дневник одного путешествия из пограничной крепости Моздок в центр Кавказа в 1781 году» - редкий документ с обстоятельным и беспристрастным описанием действительности, в котором содержится немало интересных сведений о быте, традициях и нравах горцев Кавказа, подробно описана жизнь осетинской семьи во второй половине ХУШ века.
Важные наблюдения по семейному быту осетин сохранились в путевых заметках П.С. Уваровой и Е.А. Россиковой.
Ценные сведения извлечены из опубликованных источников, к которым относятся сборники документов, материалы дореволюционных бытописателей, общественных деятелей, представителей осетинской интеллигенции. Большая часть этих источников собрана в шеститомном сборнике «Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах», составленном Л.А. Чибировым.
В диссертации использован этнографический полевой материал, собранный автором в селениях Алагирского, Куртатинского и Дигорского ущелий, а также в г. Владикавказе в 2005 и 2007 годах.
Методологической основой диссертации являются принципы историзма и системного анализа, способствующие объективному изучению поставленной проблемы. Системный подход позволяет рассматривать детскую и юношескую субкультуры в тесном взаимодействии с такими сферами жизнедеятельности осетинского традиционного общества как производственная, материальная, соционормативная и духовная.
В диссертации использована также методика комплексного изучения социализации детей и подростков, разработанная И.С. Коном, апробированная при изучении традиционной социализации детей и подростков у ряда народов России, Кавказа и Зарубежной Азии.
Методологией, адекватной поставленным задачам, представляется социально-антропологическая концепция, этнические структуры повседневности, предусматривающие всесторонний анализ материальных и социальных форм жизни человека, в данном исследовании – детской и юношеской части осетинского социума.
Структурно-исторический метод дает возможность выявить исторические напластования в обрядовой культуре, определить основу и первоначальное значение ее структурообразующих компонентов, их взаимодействия и тенденций развития.
Структурно-функциональный метод стал основой рассмотрения семьи и общины как институтов социализации молодого поколения.
В работе использован статистический метод, систематизирована информация, содержащаяся в посемейных списках осетинских крестьян.
Научная новизна состоит в попытке комплексного исследования проблемы социализации детей и юношей в традиционном обществе.
В диссертации впервые:
-рассматривается демографическое поведение традиционного осетинского общества с использованием посемейных списков крестьян,
-воспроизводится предметный мир детства,
-описывается детская и молодежная субкультура,
- вводится в научный оборот ряд новых архивных и полевых источников.
Степень изученности проблемы. Вопросы, связанные с осетинской традиционной семьей и общиной, с воспитанием подрастающего поколения получили некоторое отражение в этнографической литературе дореволюционного периода, но не стали объектом специального этнологического исследования. Большая часть литературных сведений носит фрагментарный характер.
Самые первые упоминания по интересующим нас вопросам встречаются в статьях Н. Берзенова, А.И. Шегрена, Ю.Клапрота, В.Б.Пфафа, Д.Лаврова.
Н.Берзенов описывал отдельные обряды и обычаи, связанные с семейным бытом осетин, отмечал отношение осетин к рождению детей, особенно сыновьям. А.Шегрен, описывая религиозные верования осетин, затрагивал и обычаи семейного цикла. Значительный интерес для нашего исследования представляют работы академика В. Б. Пфафа, который внес большой вклад в развитие осетинской этнографии. В. Б. Пфаф изучил обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка и его наречением, описал внутреннюю структуру осетинской семьи.
В «Заметках о быте осетин» Д.Я.Лаврова содержится описание брачно-свадебных обрядов, праздников, а также обычаев воспитания детей
Важный этап в развитии осетинской этнографии связан с появлением во второй половине Х1Х века первых этнографов, бытописателей из числа осетин, которые также затрагивали вопросы, связанные с осетинским семейным бытом. В работах И. Канукова, С. Кокиева рассматриваются отдельные аспекты народной педагогики, трудовое, нравственное воспитание детей, гендерные различия в процессе освоения этнокультурного опыта.
В 80-х годах Х1Х века значительно укрепляются позиции научного осетиноведения, что во многом связано с появлением трудов М.М. Ковалевского и В.Ф. Миллера.
М.М. Ковалевскому принадлежит основная заслуга в исследовании осетинской семьи. Он описал быт семьи, имущественные отношения, систему управления, проследил процесс разложения большой семьи. Автор отмечает также способы и методы воспитания детей, рассматривает взаимоотношения взрослых и детей, традиции регламентации поведения. М. М. Ковалевский прослеживает истоки семейных обычаев осетин, их общинное устройство, функции общинного схода и его роль в воспитании и формировании молодого поколения.
Важное значение для освещения многих вопросов данной темы имеют «Осетинские этюды» В. Ф. Миллера и его работа «В горах Осетии». В работах Миллера, наряду с трудами по языку, фольклору, истории осетин, немало сведений о семейно-бытовых отношениях, воспитании детей, способах приобщения их к трудовой деятельности, вхождении молодого поколения во взрослую жизнь. В. Ф. Миллер описывает магические обряды, связанные с рождением детей, приводит богатый фольклорный материал.
Особое место в дореволюционной историографии занимает этнографический очерк К.Л. Хетагурова «Особа», где приводится всестороннее описание осетинской повседневности, в том числе материальных и духовных особенностей мира детства. Автор отметил возрастные этапы жизни осетинских детей – детство, отрочество и юность, описал материальную и социально-культурную среду, в которой воспитывались дети.
О семейной организации осетин, о традициях большой семьи и жизни детей писал также М.А. Мисиков, работа которого «Материалы для антропологии осетин» содержит немало ценных сведений об условиях жизни и традициях воспитания детей.
В советской историографии 1920- 1930 годов рассматриваемой проблемы особую ценность имеют работы Г. Ф. Чурсина, Е. Г. Пчелиной, Г.Кокиева, К.Д.Кулова, вышедшие в 1920- 1930 годы. Г.Ф. Чурсин приводит интересные сведения о магических обрядах, связанных с вовлечением новорожденных в семью, об охотничьей магии, применяемой при социализации молодых охотников». Г.А. Кокиев внес весомый вклад в разработку проблемы социализации молодого поколения, рассмотрев систему аталычества. В статье Е.Г. Пчелиной «Родильные обычаи осетин» впервые подвергнуты обстоятельному исследованию обычаи и обряды, связанные с рождением ребенка. Работа К.Д. Кулова, посвященная матриархату в Осетии, включает также вопросы, связанные с воспитанием детей.
В послевоенные годы осетинская этнография обогатилась целым рядом крупных работ монографического и обобщающего характера. Таковы труды Б.А.Калоева, А. X. Магометова, З.Н.Ванеева, З.Д. Гаглоевой. Рассматривая семейный быт осетин, указанные авторы в той или иной степени затрагивали вопросы воспитания детей.
Существенный вклад в изучаемую проблему внес Л.А.Чибиров. Его исследования магических обрядов, народного жилища, социальных структур, различных аспектов духовной культуры значительно восполняют картину повседневной жизни детей и юношества.
Из работ, специально посвященных отдельным вопросам социализации детей и юношества, следует отметить диссертационные исследования и статьи Т.З.Бесаевой и Л.К. Гостиевой. Т.З. Бесаева на обширной источниковой базе, главным образом, на собственном полевом материале, рассмотрела обычаи и обряды осетин, связанные с рождением и воспитанием ребенка. В работе Л.К. Гостиевой описаны модели трудового, физического и нравственного воспитания детей.
Комплексное исследование поставленной проблемы предусматривает привлечение этнографической литературы по вопросам материальной культуры, народных игр и развлечений, праздничной культуры, этикета и др. С целью изучения предметного мира детства использованы работы В.С. Уарзиати. Исследуя символические тексты осетинского танца, детской и обрядовой куклы, мир народного театра ряженных, он сделал ряд важных выводов о содержании поведенческой культуры молодежи, приобщении ее к ценностям традиционного общества и участии в общественной жизни. Рассматривая символику и атрибутику осетинских праздников, обрядов жизненного цикла, автор выявил особенности участия и поведенческую роль молодежи в этих обрядах. Во всех своих работах В.С.Уарзиати проводил сравнительный анализ осетинской традиционной культуры с аналогичными обрядами и празднествами соседних народов.
А.Х.Хадикова определила роль и место эмоционально-личностных связей в традиционном обществе, проанализировала методы воспитания подрастающего поколения. Автором дана оценочная характеристика осетинского этикета, в том числе этикета детей и молодежи, особое внимание уделено поведению подрастающего и молодого поколений с точки зрения этикетных норм, их участия и роли в семейных отношениях и общинной жизни, приобщение их к соционормативной культуре своего общества.
Ценные сведения обнаружены в работах К.У. Тайсаева, где на обширном полевом этнографическом материале самого автора, рассматривается система физического воспитания детей и юношества, виды народного спорта, традиционные игры и их инвентарь.
Отдельные аспекты социализации детей и юношества затрагиваются в работах В.С. Газдановой. Особую ценность для нашего исследования представляет половозрастная стратификация традиционного осетинского
общества. В качестве сравнительного материала в настоящей работе привлекаются данные по некоторым другим народам Кавказа – кабардинцам, балкарцам, абхазам, чеченцам и ингушам.
Историографический анализ позволяет сделать вывод о недостаточной степени изученности рассматриваемой проблемы, об отсутствии комплексного исследования процесса социализации детей и молодежи в традиционном осетинском обществе.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что данные исследования могут быть использованы для решения современных педагогических и этнокультурологических задач, при разработке новых концепций становления и развития национальной школы. Фактический материал и выводы диссертации также необходимы при подготовке учебных пособий по этнологии и педагогике, по традиционной культуре осетин и других народов Северного Кавказа.
Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были изложены на Всероссийской научно-теоретической конференции «Социально-этнические проблемы развития национальных отношений на современном этапе» (Владикавказ,1995), межвузовской научной конференции «Человек, государство, общество: традиционные проблемы и новые аспекты» (Владикавказ, 1999), Всероссийской межвузовской научно-практической конференции «Российский вуз: в центре внимания личность» (Ростов-на-Дону, 1999). Результаты работы нашли отражение в восьми публикациях.
Рукопись диссертации обсуждена и одобрена на заседании отдела этнологии Северо-Осетинского института гуманитарных и социальных исследований им. В.И. Абаева ВНЦ РАН и Правительства РСО-А.
Структура диссертации включает введение, три главы, содержащие семь параграфов, заключение и приложение.