Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Мутиева Оксана Саидовна

Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв.
<
Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Мутиева Оксана Саидовна. Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв. : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.02, 07.00.07 Махачкала, 2004 159 с. РГБ ОД, 61:04-7/963

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Исторический очерк становления нижнетерского казачества 22

Глава II Роль женщины в организации уклада хозяйства и быта нижнетерских казаков 48

1 Уклад жизни и быт нижнетерских казаков 48

2. Терская казачка в хозяйственной жизни края 79

Глава III. Социально-правовое положение и духовная жизнь терской казачки 96

1. Социально-правовой статус терской казачки 96

2. Роль и место женщины в духовной культуре терских казаков 120

Заключение 138

Библиография 145

Введение к работе

Актуальность темы. Исследование положения женщины в традиционном обществе, ее социальный, экономический и правовой статус является одной из актуальных проблем исторической и этнографической науки. Особенно пристальное внимание она стала привлекать в последние годы. Происшедшие в российском обществе решительные перемены повлекли за собой всплеск социально-политической активности женщин. Возросшая роль женщины в современном мире делает проблему исследования роли и места женщины в обществе особенно актуальной.

В разные исторические эпохи, у разных народов общественное положение женщины не было одинаковым: где-то оно было более свободным, а где-то, напротив, оно было приниженным. Однако традиционное общество всегда демонстрировало четкое разграничение мужских и женских ролей и, несмотря на разнообразие в статусе, женщина всегда занимала в обществе второстепенное место.

По тому, как общество относится к женщине, какое положение она занимает в нем, можно судить о характере самого общества. Это отвечает и характеру общественно-политических образований различных групп казаков, в том числе и терских казаков. Своеобразие их общественного устройства, особенности быта и культуры наложили неизгладимый отпечаток и на терскую казачку, чье место и роль в общественной и культурной жизни и чье особое правовое положение всегда вызывали интерес. В этой связи изучение места терской казачки в традиционном обществе, проблемы ее общественного положения и роли представляют особую актуальность, так как позволяют лучше понять многие процессы, происходящие в современном обществе. Исследование является актуальным также и потому, что позволит глубже изучить вопросы, связанные со сферами хозяйственной, общественной и семейной жизни терской казачки. В настоящее время в исторической науке ставятся проблемы, которые нуждаются в конкретном решении. Актуальными являются и вопросы, касающиеся тради-

ционных стереотипов бытового поведения, в том числе, в связи с половозрастными особенностями терских казачек.

Научная новизна работы. Научная новизна диссертации заключается в самой постановке проблемы, как одного из первых опытов всестороннего исследования социального и правового статуса женщины-казачки Нижнего Терека, проводящегося на основе комплексного использования исторического и литературного материала. Разрабатываемый в работе комплекс вопросов позволит по-новому взглянуть на целый ряд проблем, связанных с положением женщины в традиционном обществе. Впервые детально исследуется жизнь женщины-казачки в традиционной семье, хозяйственная деятельность женщины, ее правовой статус. Особое место в работе отводится роли женщины-казачки в культурной жизни общины. Все эти вопросы освещаются с привлечением литературного, архивного и полевого этнографического и фольклорного материалов.

Цель и задачи исследования. Цель диссертации - исследование роли женщины-казачки в социально-экономической и культурной жизни Нижнего Терека. Показать влияние региональной специфики и особенностей культурно-исторического, социально-экономического, политического и этнографического развития Нижнего Терека на положение женщины. В рамках указанной цели в диссертации намечено решить следующие конкретные задачи:

проследить основные этапы формирования нижнетерского казачества, чтобы создать фон для предстоящего исследования;

охарактеризовать традиционное казачье общество Нижнего Терека, особенности уклада и быта казаков;

выявить роль женщины в хозяйственной жизни станицы и края;

осветить роль и место терской казачки в семье и в обществе;

рассмотреть правовой статус терской казачки и ее имущественное положение;

раскрыть роль женщины-казачки в духовной жизни станичной общины.

Хронологические рамки исследования охватывают период с XIX века по 20-е годы XX века. Они обусловлены тем, что в этот период казачье общество Нижнего Терека окончательно сформировалось, а казацкая община оформилась как низовое звено Российской административной системы. Поскольку для раскрытия вопросов темы необходим исторический фон, в работе рассматриваются и некоторые события, касающиеся формирования нижне-терского казачества в более ранний исторический период.

Методологической основой диссертации является сравнительно-исторический метод. Он позволяет рассмотреть роль и место терской казачки в конкретных исторических рамках, показать общее и особенное в связи с различными условиями социально-экономического, культурно-исторического и политического развития региона расселения терских казаков. Наряду с общенаучными в работе использованы частные методы исследования: выявление конкретного, описательный метод, метод обобщения и т.п. Методологической и теоретической базой при написании диссертации послужили труды русских и северокавказских историков и этнографов.

Состояние изученности проблемы. О казачке написано немного, хотя тема казачества вызывала постоянный интерес. Первые самые общие сведения о казаках мы находим у И.-Г. Гербера в его ценной работе «Описание стран и народов между Астраханью и рекой Курой находящиеся». В ней раскрываются условия формирования поселений казаков, характер их взаимоотношений с местными народами, особенности занятий и быта1.

Одним из ранних сочинений, посвященных казачеству, является труд А.И. Ригельмана, написанный в 1778 году, но опубликованный лишь в 1846 г. Автор в 1775 г. был послан на Кавказ для строительства Кизлярской крепости. За время пребывания на Тереке, он изучил архивы казачьих войск, собрал мате-

1 Гербер И.-Г. Описание стран и народов вдоль западного берега Каспийского моря // История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв. - М., 1958.

риалы о гребенских и терских казаках, о выходцах с Дона обобщил их. Сведения А.И. Ригельмана не потеряли своей ценности до сих пор1.

Ценные сведения по истории казачества содержит труд командующего ле-вым флангом Кавказской линии (1819-1829 гг.) И.Л. Дебу . У него мы находим сведения о происхождении нижнетерских казаков, о географии их расселения, об их поселениях и хозяйстве и др.

Некоторые общие сведения о терских казаках содержатся в книге С.Б.Броневского о народах Кавказа. Здесь автор приводит интересные материалы о хозяйственных занятиях казаков и некоторые статистические сведения3.

Ценные справочные сведения по истории казачества содержатся в энциклопедическом словаре Ф.Брокгауза и И.Эфрона В статье «Казаки» приводятся сведения об истории казачества, статистические данные об отдельных казачьих войсках, об их численности и структуре, с точки зрения официальной историографии раскрывается роль казачества в социально-политической истории России.

В статье «Терская область» даются сведения о составе населения, о занятиях казаков, о развитии здравоохранения. В статье «Терское казачье войско» приводятся подробные данные о численности и структуре войска, его финансовом и продовольственном обеспечении.

Трудно переоценить вклад в изучение истории казачества И.Д.Попко, которого считают официальный историком терского казачества. Он был военным

1 Ригелъман А.И. История о донских казаках. - М., 1846.

Дебу ИЛ. О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске или общие замечания о населенных точках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах. - СПб., 1829.

Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. N1,1823.-4.1.

4 Брокгауз Ф. и Ефрон И. Энциклопедический словарь. Т. 13 .- СПб., 1894; там же.-Т. 33.-СПб., 1901.

человеком, занимавшим в 40-50-х гг. XIX в. ответственные посты в военной администрации. Живя долгое время на Нижнем Тереке, он написал обширный очерк о терских казаках, где наряду с другими вопросами, рассматривал и вопросы о первых поселениях и происхождении терских казаков, о повседневной их жизни и быте, а также об отношениях с соседями-горцами1.

Выводы и суждения И.Д.Попко о местах первых поселений и происхождении терских казаков были подвергнуты критике в книге И.В.Бентковского «Гребенцы» . Автор указал на некоторые хронологические ошибки, отметил неточности и искажение фактов истории терцев.

Здесь нельзя не отметить сочинение К.К.Абазы «Казаки: донцы, ураль-цы, кубанцы, терцы» . В работе говорится в основном о военных событиях, в которых принимали участие различные группы казачества. Для нас ценным является то, что описание военных действий включает также материал о хозяйственном быте казаков.

Изучаемая нами тема нашла свое отражение в работах М.А. Караулова, посвященных терским казакам. В них содержатся интересные данные о терском казачестве . Поскольку он являлся атаманом Терского войска, то естественно идеализировал казачество и его прошлое, считая, что оно возникло чуть ли не с основания Руси.

Истории формирования терского казачества посвящен труд В.А.Потто, написанный на основе широкого использования архивных материалов, а также различных сведений, содержавшихся в работах его предшественников5.

1 Попко И.Д. Терские казаки со стародавних времен. - Вып.1: Гребенское войско. - СПб., 1880.

Бентковский И.В. Гребенцы. - М., 1889.

Абаза К.К. Казаки: донцы, уральцы, кубанцы, терцы. - СПб., 1891.

4 Караулов М.А. Очерки казачьей старины // Терские ведомости. 1909. № 9; его
же.
Терское казачество в прошлом и настоящем. - Владикавказ, 1912.

5 Потто В.А. Два века Терского казачества. - Владикавказ, 1912.

Для нас представляет интерес работа Е.П.Савельева1. Автор в трех частях своего исследования прослеживает историю Донского казачества, его хозяйство и быт, особенности духовной культуры, что дает нам возможность для сравнительного анализа материала по терскому казачеству для поиска аналогий и для обобщений.

Для понимания правового положения женщины в сравнении, например, с горянкой, большое значение имеют работы М.М.Ковалевского2. Он досконально изучил имущественное и правовое положение женщины в традиционных обществах Кавказа. Ковалевский дал интересные сведения о личном имуществе жены у мусульманских народов Кавказа, в частности у дагестанцев. Оно считалось неприкосновенным, и по шариату возвращалось ей полностью в слу-

чае расторжения брака . Интересно заметить, говоря о сходной ситуации у осетин, Ковалевский отмечал, что женщины-христианки в Осетии не имели права на имущество. При разводе женщина могла получить из имущества только личную одежду и украшения4.

Определенный вклад в исследование истории казачества, в том числе терского, внесла казачья эмиграция5. Благодаря тому, что в наши дни стала доступна историко-этнографическая литература широкой казачьей эмиграции, мы

Савельев Е.П. История казачества: Историческое исследование. - Ч.З. - Новочеркасск. 1916.

Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон. Обычное право осетин. - М.,1886; его же. Закон и обычай на Кавказе. - М.,1890. - Т. 1-2.

Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. - Т.2. - С. 197-198.

4 Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон.- Т.2.- С.256-257.

5 Быкадоров И.Ф. Из истории казачества. - Париж, 1928. (Перепеч.: Быкадоров
И.Ф.
История казачества // Казачий круг. - Вып. 2. -1991);Глазков В. История
казачества.- Нью-Йорк, 1970; Казачий словарь-справочник (сост. Губарев Г.В.
Кливленд Т. - Огайо. СШАД966.Сан-Ансельмо. Калифорния. США. 1968. Бу-
энос-Айрос. Аргентина. 1974. и др.)

имеем возможность познакомиться с иной точкой зрения по проблеме корней терского казачества. Все они объединены стремлением доказать славянский в его корнях этногенез казачеством, но при этом, казаков не отождествляют ни с одним из восточнославянских этносов. Казаки - по их мнению - отдельный, древний, православный народ с собственной независимой историей и культурой, лишь в поздние исторические эпохи включенный в состав России и ассимилированный русскими. В работах приводятся отдельные данные о численности и составе казачьих войск, сведения о хозяйственном укладе и быте казаков, об их участии в исторических событиях. К сожалению, мало сведений о терских казаках и о взаимоотношениях их с соседними народами.

Перечисленными работами не исчерпывается литература о казачестве. Особенно интенсивно литература о казаках стала появляться в конце XIX-начале XX в. В это время выходили как отдельные книги, так материалы и статьи, публиковавшиеся в различных сборниках и периодических изданиях1. Новое серийное издание в начале 80-х годов XIX в. - «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа» (далее - СМОМПК) заменило выходившее ранее серийное издание «Сборник сведений о кавказских горцах». Основной установкой нового издания было создание монографических описаний отдельных селений Кавказа. С этой целью была напечатана специальная программа такого описания, в которой содержалось множество разнообразных во-

1 Ржевуцкий И. Терцы. - Владикавказ, 1888; Кузнецов И.Д. Терские казаки и их рыбные промыслы. - СПб., 1901; Пономарев Ф.Ф. Материалы к истории терских казаков // Терские ведомости. - 1903. - № 75, 76, 86, 90; Ткачев Г. Гребен-ские, терские и кизлярские казаки. - Владикавказ, 1911; его лее. Откуда вышло Гребенское войско и где было первоначальное место его поселения // Терские ведомости. - 1910. № 67, 76, 78, 90; его лее. Станица Червленная. - Владикавказ, 1912; Чернозубов Ф.Г. Памятники терской старины // Терские ведомости. -1911. № 252, 253; Юдин П.В. В «Низовом» корпусе // Записки Терского общества любителей казачьей старины. Владикавказ, 1915. - № 13.

просов, в том числе этнографического содержания. Так, в частности, предусматривался сбор материала, касавшегося «образа жизни» мужчин, женщин, детей, их взаимных отношений, распределения работ между мужчинами и женщинами, а также образа жизни девочек со дня их рождения, обучения девочек и т.д.1. Именно в СМОМПКе появляется целый ряд ярких и содержательных статей и очерков о казаках, написанных преподавателями станичных школ. В этих публикациях имеется разнохарактерный материал, показывающий нравы в казачьих станицах, жизнь и быт станичников, их занятия, различные стороны материальной и духовной культуры казаков. Здесь мы находим ценные сведения о женщине-казачке, о ее вкладе в семейное производство, о ее правовом положении, о досуге и развлечениях и т.п.2. К этому ряду статей и очерков примыкает статья Г.Малявкина «Станица Червленная», опубликованная в жур-нале «Этнографическое обозрение» .

1 Программа собирания сведений о разных местностях Кавказа и племенах населяющих оные // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 1881. - Вып.1. - С. XVI, XXI.

Передельский Е. Несколько слов об общине среди казаков // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. - Тифлис, 1886. - Вып.5; Семенов П. Станица Слепцовская // Там же. - Вып.5. - Тифлис, 1886; Бутова Е. Станица Бороздинская // Там же. - Вып.7. - Тифлис, 1889; ее же. Песни, по-ющиеся в станице Ищерской Терской области // Там же. - Вып. 15. - Тифлис, 1893; Головчанский С.Ф. Станица Прохладная // Там же; Мохира М. Станица Наурская // Там же; Гребенец Ф.С. Из быта гребенских казаков // Там же. - Вып. 40. Тифлис, 1909; его же. Новогладковская станица в ее прошлом и настоящем // Там же. - Вып. 44. Тифлис, 1915; Карпинский М.П. Гребенские казаки и их песни // Там же. - Тифлис, 1900. - Вып.27; Пожидаев В.П. Старины терских казаков // Там же. - Вып. 44. - Тифлис, 1915, и др.

3 Малявкин Г. Станица Червленная // Этнографическое обозрение. - М, 1891. -№1.

Ценные сведения по экономической и социальной истории Нижнего Терека содержатся в «Кратком историческом очерке Терского казачьего войска и городов Терской области», опубликованного в Записках Кавказского отделения Русского географического общества1.

В работах дореволюционных авторов собран и систематизирован ценнейший фактический материал, хотя и требующий к себе критического отношения. Несомненно, работы этих авторов оказали большое влияние на историческую науку, и нашли своих последователей среди историков Терского казачества, собравших в целом огромный фактический материал. Но при этом необходимо отметить, что роль и место женщины в общественной и семейной жизни, ее правовое положение в них отражены недостаточно. К сожалению, историческая и этнографическая литература XIX начала XX вв. не оставила полновесного исследования, посвященного женщине-казачке, а все содержащеся в ней сведения по данной проблеме имеют фрагментарный характер.

Не только историки и этнографы проявляли интерес к казачьей тематике. Кавказская тема занимала значительное место в русской художественной литературе. Это относится, прежде всего, к творчеству выдающегося русского писателя Л.Н. Толстого. В замечательной повести «Казаки» писатель касается материальной и духовной культуры гребенских и терских казаков, приводит сведения о поселениях, жилищах, пище, одежде, семейных отношениях, общественном быте казаков и, что весьма важно, он пишет об особом статусе казачки, о ее роли в казачьем обществе2. Произведение Л.Н.Толстого является надежным источником для изучения казачества.

1 Краткий исторический очерк Терского казачьего войска и городов Терской
области // Записки Кавказского отделения Императорского Русского географ.
Общества. - Кн. 19. - Тифлис, 1897.

2 Толстой Л.Н. Казаки. Кавказская повесть 1852 года. - Собр. соч. в 20-ти то
мах. - Т. 3. - М., 1961.

Новый этап в изучении женщины и ее места в обществе наступил в советское время. Вообще, интерес к женщине, ее положению, был особенно острым в первые после революции годы. Время перемен диктовало новые условия жизни и быта. Идея эмансипации женщины, активного вовлечения ее в политическую жизнь, в общественное производство являлись одной из составляющих в единой борьбе за построение нового общества. Но, тем не менее, сколь-нибудь заметных изданий, посвященных казачке вообще и терской казачке, в частности, не появилось. Видимо, сказалась общая тенденция сдерживания интереса к теме казачества, которая имела место в годы Советской власти вплоть до начала 90-х годов ХХв. Хотя было бы несправедливо говорить, что казачья тема была совершенно закрыта. За годы Советской власти издавались статьи, монографии, посвященные казачеству, но их было неизмеримо меньше, нежели в период рубежа XIX-XX веков.

Среди них необходимо выделить работы, в которых изучение истории терского казачества в советскую эпоху велось главным образом в связи с общими проблемами истории и экономики Северного Кавказа, при разработке традиционных, прежде всего экономических, связей России с народами Северного Кавказа, а также при решении вопросов, связанных с ранней историей терского казачества, с присоединением народов Северного Кавказа к России, с политикой России на Кавказе1.

Фадеев А.В. Очерки экономического развития степного Предкавказья в дореформенный период. - М.,1957; его же. Россия и Кавказ в первой трети XIX в. М.,1960; Смирнов Н.А. Политика России на Кавказе в XVI-XIX вв. - М.,1958; Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. - М.,1968; Чек-менев С.А. Социально-экономическое развитие Ставрополья и Кубани в конце XVIII и в первой половине XIX в.- Пятигорск, 1967; Ефименко П.П., Третьяков П.Н. Древнерусские поселения на Дону // Материалы и исследования по истории СССР. - М.; Л., 1948. - № 8; Гумилев Л.Н. Открытие Хазарии. - М.,1966, и

др.

Отдельные вопросы освоения Терека, экономики терских станиц, взаимоотношений терских казаков с горцами и другой исторический материал содержится в исследованиях историков-кавказоведов1.

Особо следует отметить монографию Л.Б.Заседателевой,2 которая обладает бесспорными достоинствами, особенно в освещении историко-этнографических особенностей терских казаков, семьи и семейной обрядности. Работа Заседателевой интересна прежде всего тем, что в ней автор затрагивает многие вопросы, связанные с положением женщины в казачьем обществе, ее

1 Тотоев М.С. Взаимоотношения горских народов с первыми русскими поселенцами на Северном Кавказе // Известия Северо-Осетинского научно-исслед. ин-та. - Т. 12. - Джауджикау, 1948; Галъцев B.C. Из истории колонизации Северного Кавказа // Там же. - Т. 19. - Орджоникидзе, 1957; Гриценко Н.П. Социально-экономическое развитие Притеречных районов в XVIII - первой половине XIX века // Труды Чечено-Ингушского научно исслед. ин-та языка и литературы. - Т.4. - Грозный, 1961; его же. Горский аул и казачья станица Терека накануне Великой Октябрьской социалистической революции. - Грозный, 1972; Виноградов В.Б., Магомадоеа Т.С. О месте первоначального расселения гребенских казаков // Советская этнография. - 1972. - № 3; Виноградов В.Б., Великая Н.Н, Нарожныи Е.И. На терских берегах. Очерки об исторических группах старожильческого населения Среднего Притеречья. - Армавир, 1997; Великая Н.Н. Этнография гребенских казаков. Казачий круг. - Вып.2.- 1991; ее же. К истории взаимоотношения народов Восточного Предкавказья в XVIII - XIX вв. - Армавир, 2001; Голованова С.А. Географический фактор в самоидентификации гребенского казачества.// Вопросы северокавказской истории. - Вып.6. -Ч. 1.- Армавир, 2001; Гордеев А.А. История казачества. - М., 1992. - Ч. 1 -3. Заседателева Л.Б. Терские казаки. - М.,1974.

правовым статусом, ее ролью в обрядовой жизни и др. Вопросы, которые мы исследуем, частично освещены и в другой работе Л.Б.Заседателевой1.

Трудно переоценить значение содержательного исследования известного на Кизлярщине краеведа Д.С. Васильева. Труд Васильева содержит ценный материал по социально-экономическому развитию Терского левобережья, собранный автором более чем за 30-летний период поисковой работы. В работе освещаются не только вопросы, связанные с экономическим и культурным развитием региона, но и рассматривается политика Российского правительства по отношению к казакам на протяжении всего XIX века.

Определенный вклад в исследование терского казачества внес другой кизлярский краевед - В.А.Глазов3.

Ценный фактический материал и важные теоретические методы по теме исследования содержатся и в фундаментальном издании «История народов Северного Кавказа»4. В ней на основе исследований, проведенных за последние десятилетия, с учетом достижения отечественного кавказоведения, показаны многообразные аспекты прогрессивной роли России в судьбах народов Северного Кавказа, ярко освещена история терского казачества, охарактеризован быт казачества, формы семьи и брака, свадебная обрядность, взаимоотношения с соседями горцами.

Заседателева Л.Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI-XIX в. // Кавказский этнографический сборник. - Т.8. -М.,1984.

Васильев Д.С. Очерки истории низовьев Терека: досоветский период. —Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.

Глазов В.А. К вопросу о возникновении Терского казачьего войска. Пути Возрождения казачества. Тезисы докладов региональной научно-практической конференции. - Кизляр, 1993.

4 История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. -М., 1988.

В последние годы наблюдается повышенный интерес отечественных историографов к казачьей проблематике вообще и Нижне-терского казачества, в частности. Из работ последних лет, посвященных терскому казачеству, следует отметить работу И.Л.Омельченко1. В ней, опираясь на широкий круг источников и архивных материалов, автор характеризует время, причины и условия образования Терского казачества, общественное устройство, хозяйственную деятельность. Большое внимание в работе автор уделяет характеру взаимоотношений с соседними горскими народами, особенностям семейного уклада жизни казаков, что оказало влияние и на социально-правовой статус женщины.

Русскому населению Дагестана посвящена работа М.Ш.Ризахановой2. В ней также содержится интересный и оригинальный материал, в том числе и по терским казакам.

Особое значение для темы нашего исследования представляют труды С.С.Агашириновой3, С.Ш.Гаджиевой4 Б.Р. Рагимовой5, раскрывающие роль и место женщины в традиционном дагестанском обществе.

Ценный материал по исследуемой нами теме мы находим у А.Н.Мануйлова,6где на широком круге источников и богатом полевом материа-

1 ОмельченкоИ.Л. Терское казачество. -Владикавказ: Ир, 1991.

2 Ризаханова М.Ш. Дагестанские русские. XIX - начало XX в. Историко-
этнографическое исследование. - Махачкала, 2001.

3 Агаширинова С.С. Материальная культура лезгин XIX- начало XX в. М., 1978

4 Гаджиева С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX- начале XX в. М.: -
Наука, 1979

5 Рагимова Б.Р. Женщина в традиционном дагестанском обществе в XIX- нача-
леХХ века.: роль и место в семейной и общественной жизни.-Дисс... д-ра ист.
наук.-Махачкала,2001.

6 Мануйлов А.Н. Статус женщины в обычноправовой системе казачьей семьи и
станичного общества на Кубани (вторая половина XIX - 20-е годы XX века). -
Армавир; Краснодар, 1998.

ле раскрывается статус женщины на Кубани, что также дает нам материал для, сравнительного анализа.

При сравнительном анализе социального статуса терской казачки нами были учтены исследования А.А Цыбульниковой. и В.И Каюды1.

Отдельные аспекты исследуемой проблемы разрабатывались в отечественной исторической науке в основном в связи с освещением тех или иных вопросов истории русско-кавказских и русско-дагестанских взаимоотношений, а также истории терского казачества. В теоретическом плане в области взаимоотношений народов Дагестана с Россией большой интерес для нас представляют такие важные работы, обобщающие большой фактический материал, как монографии В.Г.Гаджиева о прогрессивной роли русского народа в истории Дагестана, P.M. Магомедова , посвященная русско-дагестанским отношениям с древних времен и А.Х.Рамазанова4, где рассматриваются вопросы политического, социально-экономического и культурного взаимовлияния русского и дагестанских народов.

Цыбулъникова А.А. Традиционное отношение к женщине в казачьих станицах Кубани // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Второй Международной Кубанско-Терской научно-просветит. конференции. - Армавир, 2000; ее же. Некоторые особенности пленения казачек на Кубани в 1792-1810 гг. // Вопросы Северокавказской истории. - Вып.6. -Ч.2.-Армавир, 2001; Каюда В.И. Программа социально-экономического возрождения казачества России // Материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 265-летию Кизляра. - Кизляр, 2000.

2 Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. М.,1965

3 Магомедов Р.М Россия и Дагестан : страницы истории. - Махачкала, 1987.

4 Рамазанов А.Х. Россия и Дагестан в XIX начале XX веков. Государственно-
политическое,социально-экономическое и культурное взаимовлияние.— Махач
кала: Изд. Дагкнигоиздат, 2003.

Для исследования правового положения женщины для нас особый интерес представляют работы юристов. Среди них следует отметить Э.Трубецкого1, А.Хвостова . Некоторые аспекты изучаемой нами темы получили свое освещение и в ряде квалификационных работ последних лет. Среди них особо следует Для раскрытия вопроса о правовом статусе женщины, были привлечены работы юристов, отметить исследования А.Г. Аскерова3, Е.И.Иноземцевой4, Н.Н.Гаруновой5, Лысенко Ю.М.5 которые не только содержат фактический материал, но и ряд важных методологических положений.

Источники. Источниковую базу исследования составили: 1) литературные источники; 2) архивные документы; 3) правовые материалы; 4) полевой этнографический материал; 5) фольклор.

В диссертации широко используются литературные источники: записки путешественников; статьи и очерки современников, помещенные в различных периодических изданиях. В обзоре литературы о них уже говорилось. Они

1 Трубецкой Э. Энциклопедия права. - М., 1907. Хвостов А. Общая теория права. - М., 1912.

3 Аскеров А.Г. Социально-экономическое развитие Нижнетерского казачества
во второй половине XIX - нач. XX в. - Дисс... канд. ист. наук. - Махачкала,
1996.

4 Иноземцева Е.И. Русско-дагестанские торгово-экономические взаимоотноше
ния в XVIII в. - Дисс. ...канд. ист. наук. - Махачкала, 1996.

5 Гарунова Н.Н. Кизляр в XVIII - первой половине XIX века: проблемы поли
тического, социально-экономического и культурного развития. - Дисс... канд.
ист. наук. - Махачкала, 1999.

5 Лысенко Ю.М. Кизлярщина 1957-2000 гг.: Проблемы социально-экономического развития. - Автореф. дисс... канд. ист. наук.- Махачкала 2003.

представляют значительную ценность как яркое свидетельство той эпохи. Эти очерки быта и нравов казаков, насыщенные фактическим материалом, затрагивающие основные аспекты изучаемой проблемы: внутрисемейные отношения, брак и семейные обряды, положение женщины в семье, ее права и обязанности, место женщины в обществе, ее участие в различных общественных празднествах и развлечениях и целый ряд других вопросов. Большинство литературных источников помещены в периодических изданиях тех лет («Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Терские ведомости», «Терский сборник», «Кавказский сборник», «Северный Кавказ», «Кавказский календарь», «Акты Кавказской археографической комиссии», Записки Кавказского отделения Императорского Русского географического общества», «Терский календарь» и др.).

Особо следует отметить Терские календари и Терские сборники конца XIX - начала XX вв., где содержатся разнообразные сведения об административном устройстве, экономике, культуре, социальных слоях и занятости населения Терской области, а также по казачьему быту и фольклору1. В актах Кавказской археографической комиссии опубликованы многочисленные документы и материалы, отражающие взаимоотношения терских казаков с горскими народами, особенности социальной жизни казаков и др.

Следующая группа источников представлена материалами центральных и местных архивов.

Интересный материал для нашего исследования извлечен нами из Российского государственного исторического архива г. Санкт -Петербурга (Ф. 1253 Оп. 1. Д. 849; Ф. 1268. Оп. 18. Д. 27; Д47.) и Государственного архива Краснодарского края (Ф. 252.), «Войсковое Правление Кубанского казачьего войска Поземельной экспедиции», (Ф.318.) «Штаб Отдельного Кавказского Корпуса Кавказского линейного казачьего войска», (Ф.373.) «Войсковая вра-

1 Терский сборник. Литературное приложение к «Терскому календарю» 1903 г. - Вып. 5. - Владикавказ, 1903; Терский сборник. - Вып. 7.- Владикавказ, 1910.

чебная управа Черноморского казачьего войска», (Ф.381.) «Главный Штаб Кавказской Армии». Материалы эти содержат немало ценных сведений о Терском и Кубанском казачьих войсках, о хозяйстве и занятиях казаков, о социально-экономическом положении казачества.

Ценнейшие документы местного происхождения хранятся в Центральном государственном архиве Республики Дагестан. Наибольший интерес для нас представляет собой комплекс письменных документов, объединяющий около восьми тысяч дел, под названием «Кизлярский комендантский архив»1. Разнообразные материалы по исследуемой теме обнаружены нами в фондах (Ф.379), «Кизлярский комендант и уездный окружной начальник» (Ф.335) «Комендант крепости Терки», (Ф.374), «Кизлярский Земский суд» (Ф.377,). «Кизлярский городской суд» Из указанных фондов извлечены также ценные документы по социальному составу Кизляра, по гражданским и уголовным делам, которые помогли охарактеризовать социальный и правовой статус женщины.

Большую ценность для нашей работы представляют материалы Кизляр-ского Городского краеведческого музея им. П. И. Багратиона, где наряду с источниками местного происхождения, рукописным фондом, имеются заверенные копии архивных документов из центральных архивохранилищ Краснодара, Ставрополя, Армавира, Российского Военно-исторического архива и др., содержащие важные для исследуемой проблемы материалы.

Наряду с неопубликованными материалами в работе широко используются опубликованные архивные материалы, извлеченные из различных архивов2. Ценным источником для отражения социально правового положения

Кизлярский комендантский архив (1720-1917): Краткий справочник. -Махачкала, 1977.

История, география и этнография Дагестана XVIII - XIX вв.: Архивные материалы / Под. ред. М.О. Косвена иХ.-М. Хашаева. М., 1958; Русско-дагестанские отношения в XVIII-первой четверти XVIII в.: Документы и материалы / Сост.

женщины являются правовые материалы. Нами использовался главным образом Свод законов Российской империи. Начало его издания относится к 30-е годам XIX века. Были составлены 15 томов. Затем свод законов дополнился 16-м томом, содержавшим судебные уставы 1864 г. и другие нормативные акты. К ним же примыкали обширные сборники законов, множество различных положений и отдельных нормативных актов. Он являлся основным источником права в Российской империи и многократно переиздавался. В своей работе мы использовали разные издания1.

Положение женщины, ее роли в семье и обществе отражаются в таком уникальном источнике как фольклор, который мы активно использовали в исследовании, так как он предоставляет редкую возможность увидеть, каким на самом деле было положение женщины-казачки .

Важнейшим источником для исследования данной проблемы является собранный нами в сентябре 2001 года и в мае 2002 года полевой этнографический материал в Кизлярском, Тарумовском районах, а также в станицах Дубовская,

Р.Г. Маршаев. Махачкала, 1958; Русско-дагестанские отношения в XVIII-начале XIX в.: Сборник документов / Сост. ВТ. Гаджиев. Д.-М.С. Габиев, НА. Магомедов и др. М., 1988.

1 Свод законов Российской империи. - Т. 15. - 4.2: Законы судопроизводства уголовного. - СПб., 1876; Свод законов Российской империи.- Т. 10. - 4.1: Свод законов гражданских. - П-г., 1914; Свод законов Российской империи.- Т.2: Учреждение гражданского управления казаков. - П-г., 1915.

Детские игры и забавы в некоторых станицах Кубанской и Терской областей // СМОМПК. - Вып.5. - Тифлис, 1886; Песни терского казачества // Терский сборник на 1891 г. - Владикавказ, 1890; Песни и сказки казацких станиц // СМОМПК. - Вып.24. - Тифлис, 1898; Русская песня в Дагестане / Публ. и ком-мент. В.С.Кирюхина. - Махачкала, 1975; Русский прозаический фольклор в Дагестане и на Северном Кавказе / Публ. и коммент. В.С.Кирюхина. - Махачкала, 1980.

Бороздиновская и Шелковская.. Собранный полевой материал позволил нам реконструировать структуру семьи, семейные отношения и положение женщины в семье, хозяйственные занятия женщин и ее роль в духовной культуре терских казаков.

Лишь комплексный подход к анализу приведенных источников и материалов позволили достаточно полно осветить указанную проблему и решить поставленные в работе задачи.

Научная и практическая значимость исследования. Изучение женщины-казачки в традиционном обществе - семье и станичной общине, определение ее места и роли в семейном и общественном быте, социального и правового положения представляет определенную научную ценность, так как подобного рода монографические исследования, на материалах данного региона, еще не проводились. Результаты исследования позволят расширить и углубить круг знаний по истории терского казачества, о роли и месте женщины в традиционном казачьем обществе, о ее вкладе в хозяйственное производство, в культурную жизнь края. Результаты диссертации могут быть использованы при изучении региональной истории в школе и вузе, составлении методических пособий и рекомендаций, а также при чтении лекций и при составлении спецкурсов по проблемам, касающимся истории Нижнего Терека. Работа может быть полезной и интересной для широкого круга любителей истории и этнографии Северного Кавказа.

Структура диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии.

Апробация диссертации. Работа обсуждена и одобрена на заседании кафедры истории России Дагестанского государственного университета. По материалам диссертации опубликованы статьи и тезисы докладов.

Исторический очерк становления нижнетерского казачества

Кто такие казаки? Откуда они взялись? Как и когда происходило формирование казачества? На эти вопросы до сих пор нет ясных ответов, и многое продолжает оставаться спорным. Казаки занимали южные рубежи России на протяжении почти всего ее периметра и везде создавали самобытные не похожие ни на что сообщества, которые с одной стороны имели нечто такое, что роднило их между собой, а с другой стороны окружающая среда, условия быта и целый ряд других условий придавали каждой группе казачества неповторимое своеобразие и колорит, свойственные только данной группе.

В целом казачество можно определить как этническую, социальную и историческую общность (группу), объединившую в силу своих специфических особенностей всех казаков, в первую очередь русских, а также украинцев, калмыков, бурят, башкир, татар, эвенков, осетин и др., как отдельные субэтносы своих народов в единое целое1. Российское законодательство до 1917 рассматривало казачество как особое воинское сословие, имевшее привилегии за несение обязательной службы. Казачество определяли и как отдельный этнос, самостоятельную народность (четвертую ветвь восточного славянства) или даже как особую нацию смешанного тюрко-славянского происхождения. Последняя версия усиленно разрабатывалась в XX веке казачьими историками-эмигрантами2.

Если в отношении производного термина «казачество» как определенного социально-исторического явления в истории России особых разногласий не наблюдается, то само этимологическое толкование термина «казак» вызывает много споров у историков и филологов. Имеется множество объяснений термина «казак»1.

Нет единодушия среди ученых и в вопросе о происхождении термина «казак» («козак» по-украински). Делались попытки производить это слово от названия народов, некогда живших вблизи Днепра и Дона (касоги, х(к)азары), от самоназвания современных киргизов — кайсаки. Слово «казак» связывали даже со словом «казах»2. Существовали и другие этимологические версии: от турецкого «каз» (т. е. гусь), от монгольского «ко» (броня, защита) и «зах» (межа, рубеж)3. Специалисты сходятся в том, что слово «казачество» пришло с востока и имеет тюркские корни. В Большой Советской энциклопедии, в частности отмечается, что слово «казак» тюркское и означает «удалец», «вольный человек», т.е. человек, порвавший со своей социальной средой4. В русском языке это слово, впервые упомянутое в русских летописях 1444 года, первоначально означало бездомных и вольных воинов, поступавших на службу с условием выполнения военных обязательств5.

Вопрос о происхождении казаков также вызывает много споров. Еще в середине XVIII в. один из историков запорожского казачества П.И.Симоновский считал казаков потомками особого, издревле существовавшего славянского народа, известного во времена Киевской Руси под названием «касогов», живших, как уже говорилось, вблизи Днепра и Дона1. В первой четверти XX в. это слово производили от адыгского племени касогов, живших в IX-XIII в. в предгорьях Северного Кавказа вплоть до Нижнего Дона, их страны Касахии2.

В отечественной историографии возрождается идея существования огромного древнеказачьего государства - Казакии (Касахии), центром которого в Х-ХИ вв. была Тмутаракань .

Фактически возвращается гипотеза И.Ф.Быкадорова, высказанная им еще в 1930 г. о том, что после разгрома Хазарского каганата, часть его территории под названием Казакия, входит в состав Тмутараканского княжества, и, таким образом, происходит воссоединение славяно-русов к востоку от Днепра. И.Ф.Быкодоров определил границы Тмутараканского княжества, в которые включены большая часть «Казакии с городами Руссией (Артанией) в устье Дона, Тмутараканью в устье Кубани», Северное Азовское побережье и Крым4.

Авторы-составители «Казачьего словаря-справочника» пишут о Казакии, которая по их мнению, включала «Дон, Меотиду (Приазовье) и примыкающие к ним северокавказские равнины...»5. Следует подчеркнуть, что территория Казакии, как древнейшего государства, по мнению С.А. Головановой определяется чисто гипотетически и достоверность ее существования никакими письменными источниками не подкреплена1.

Если даже Казакия и не существовала, то территории, включаемые в ее границы, можно признать, как территории, на которых шли сложные процессы формирования вольных казачьих сообществ. Из двенадцати казачьих областей «только четыре области сложились исторически, без вмешательства государственной власти. Это области донских, гребенских или терских, уральских и днепровских казаков»2.

По словам Л.Б.Заседателевой, «с самого начала своего возникновения казачество - беглая «вольница», «сходцы» из селений и городов России оказывались в иноэтническом окружении или в соседстве с местными аборигенными группами населения, в районах с давними историческими казачьими традициями, что не могло не сказаться на внешнем облике и самом характере ранних казачьих обществ, а затем отразилось и в материальной и духовной культуре казачества»3. В плане происхождения и этнической оценки терцев и гребенцов автор уверенно стоял на позициях того, что разные группы казачества - это по сути субэтнические вариации славянского населения Восточной Европы и, прежде всего русского и украинского. Эта точка зрения поддерживается и в наши дни многими исследователями.

Уклад жизни и быт нижнетерских казаков

Уклад жизни каждого народа характеризуется определенными особенностями, свойственными только этому народу или этнической группе. Они отражаются в материальной и духовной культуре, в обычаях, нравах, обрядах - словом во всем, что составляет быт народа. Вместе с тем всегда имеется нечто такое, что роднит один народ с другим, что не дает им окончательно оторваться друг от друга - это общность исторических судеб, культуры, языка, веры. Все это с полным основанием можно отнести и к казакам. По словам И.Ф.Быкадорова, единство казачества устанавливалось тем, что, несмотря на огромный территориальный разрыв, местные особенности, и главное на двухвековую обособленность друг от друга во время существования в составе России, казаки по существу оставались одним народом1. Однако, каждая из этих групп казаков, оказавшись в специфических условиях иноэтнического окружения, неизбежно вобрала в себя многое из того, что не составляло ее изначальную этническую сущность.

Именно такими специфическими условиями, как мы уже знаем, сопровождалось появление казаков на Северном Кавказе. В их числе были, безусловно, факторы внешнего порядка: затяжные русско-иранские войны в этом районе, походы крымских татар и междоусобные распри северокавказских феодалов — все это, по словам Л.Б.Заседателевой, «с самого начала накладывало сильный отпечаток на быт и культуру казачьего населения края, способствовало созданию своеобразного военизированного уклада жизни. В то же время традиционный казачий быт на Северном Кавказе представлял собой специфическую вариацию традиционного русского крестьянского быта, проявлявшего себя в особых исторических условиях и особом этническом окружении, что дополнительно накладывало на него своеобразный «кавказский колорит»1.

Чаще всего взаимовлияния отмечается исследователями в постройках, домашней утвари, одежде, обуви, пище, языке и т.п. Именно в этом направлении делает свой анализ Н.П.Гриценко. Характеризуя быт и нравы кавказских горцев и терских казаков, автор подчеркивает их «взаимное влияние друг на друга»2. Этом же отмечал И.Попко. «Горцы Северного Кавказа, - писал он, -оказали известное влияние и на материальную культуру русских переселенцев. Терско-гребенские казаки переняли у горцев одежду, снаряжение, вооружение и прочее»3.

Сближение северокавказских культур с русской протекало в разное время по-разному. Но можно предполагать, что казачество вынуждено было приспосабливаться к условиям жизни на новом месте, заимствуя от чеченцев, кумыков и других многие хозяйственные навыки, особенности быта и прочее, при этом сохраняя и свою самобытность.

В рассматриваемое время терско-гребенские казаки составляли одну из крупных по численности групп старожильческого населения на Северном Кавказе. Для своих поселений они, как отмечалось выше, использовали естественно укрепленные пункты, особенно на малых реках и протоках: острова, речные мысы, крутые и высокие берега, защищенные оврагами и болотами. Они селились также на гребнях гор, и в ущельях (урочищах). Со временем укрепленные лагеря гребенцев и терцев стали постоянными казачьими «городками», застроенными землянками и шалашами. В памяти старожилов они сохранились под названием «зимников», т.е. зимних, более прочных и стационарных жилищ с загонами для скота. Эти городки окружались оборонительными рвами, колючими терновыми изгородями и частоколами, внутри которых располагались казачьи землянки-курени - видимо наиболее архаичное жилище русских поселенцев в крае. Курени представляли собой небольшие однокамерные земляные и полуземляные строения без окон, с открытыми очагами из камней на земляном и глинобитном основании, с земляными или глинобитными «лавками» вдоль стен, иногда укрепляемыми плетнями, обмазанными глиной или кизяком .

Иной была планировка и устройство крепостей, например, крепости Терки, одно из ранних описаний которой сделал Федот Котов, из которых можно заключить, что вначале Терский городок строился как типичный русский «государев» городок-крепость2, каких много в то время возводилось на границах и во вновь освоенных и приобретенных землях. В Терском городке в основном бытовали типичные русские рубленые избы с чердаками, сенями и амбарами .

Оказавшись в иноэтническом окружении и находясь в непосредственном контакте с местным горским населением, казаки не могли не заимствовать у них элементы их культуры, в том числе и в материальной культуре. Жилище казаки ставили на манер русских изб и украинских хат, но внутреннее убранство они заимствовали у местного населения. Стены комнат они на кавказский манер украшали коврами, на них развешивалось оружие, в углу горкой возвышались постели, а на самом видном месте красовались на полочках тщательно вычищенная и нарядно расставленная посуда. Обязательными элементами интерьера в доме была традиционная русская печь, широкие лавки, правда, покрытые на кавказский манер коврами, а в красном углу возвышался кивот с образами. Л.Н.Толстой в «Казаках», описывая внутреннее убранство казачьей комнаты, писал: «...на боковых стенах висели медные тазы и оружие. ...Во второй комнате была большая печь, лавки и староверческие иконы»1.

Смешанный этнический состав казачества отразился и на бытовании в старых казачьих поселениях типично кавказских построек. Так, с самого начала большое распространение здесь получили «сакли», строившиеся по местному образцу из сырцового кирпича или турлучные. Сакли имели плоскую крышу, нижнее основание которой зачастую было для нижерасположенной сакли потолком. Встречались сакли с плоскими крышами и на два ската, с небольшим уклоном кровли. Выполняя на раннем этапе роль жилых помещений, сакли постепенно превратились в подсобные строения, используемые для различных хо-зяйственных нужд . В XVIII в. у терских казаков уже встречались большие «круглые» донские дома, рассчитанные на большесемейные казачьи коллективы3.

Терская казачка в хозяйственной жизни края

Как уже говорилось, вольное казачество первоначально формировалось на окраинах Российского государства, как мужские воинские сообщества. При освоении новой территории происходило не только приспособление, но и трансформация принесенных навыков, в результате чего и складывался новый комплекс хозяйственно-бытового уклада, соответствовавший иной природной и социальной среде, в котором женщина занимала определенное место. В силу особенностей военного быта на Тереке, исторически вырабатывался особенный тип женщины-казачки - неустанной труженицы. Так как казак большую часть времени проводил на сборах, казачка, оставаясь в семье мужа, несла на своих плечах все тяготы по хозяйству. На нее ложилась значительная часть хозяйственных работ. «Тяжелая и изнурительная служба по охране кордонной линии, -пишет в своем исследовании Д.С. Васильев, - а также многочисленные другие службы и повинности, изматывали все силы рядового казака и почти целиком отрывали его от хозяйства, которое ложилось на плечи женщин - казачек»1.

Действительно, определенный образ жизни вырабатывал и особый тип женщины. «Привычка и навык создают искусство, - писал В.П.Пожидаев о терских казаках, - и со временем казачка достигла в своей сфере большого уменья. Казачка управляла лошадью и ездила на ней верхом, как настоящий наездник, и пахала, и сажала, и сеяла, и убирала новый урожай. Словом, в отсутствии мужа она могла выполнять любую работу по хозяйству» .

В случае необходимости казачка могла защитить свой дом и хозяйство. История знает немало примеров мужества и героизма женщин, когда они в отсутствии мужчин, находившихся в военном походе, храбро защищали свою станицу от неприятеля. Одним из таких ярких примеров является защита станицы Наурской во время нападения горцев в 1774 году. Этот факт отмечался в донесении Моздокского коменданта начальнику Кизляра. «Некоторые не только казачьи жены, но и девки, иные с ружьями, а прочие с косами, - говорилось в донесении, - к отражению неприятеля так вспомоществовали, что из баб оказались такие, кои из ружья стреляли зарядов до двадцати, а одна из них, будучи с косою, у неприятеля, при устремлении его на валу к рогатке, срезала голову и завладела его ружьем»2. За оборону станицы Наурской, особо отличившиеся казачки были награждены медалями, учрежденными императрицей Екатериной П. Один этот эпизод из боевой казачьей жизни на Тереке характеризует бытовую сторону линейного казачества, среди которого, женщина, вечная труженица в мирное время, в минуты опасности являлась таким же отважным бойцом, «как ее отец, муж или сын»3.

Однако казачке не всегда приходилось воевать. Основными обязанностями ее обязанностями являлись дом, семья и работа. Не только у казаков, но и у других народов Кавказа, особенно у горцев, доля женского труда в хозяйстве была значительно выше, чем доля мужчин. Причины были примерно те же. Наиболее точно это выразил известный кавказовед Г.Ф. Чурсин. «Беспокойное боевое прошлое горских народов Дагестана, - писал он, - создало такое разделение труда между мужской и женской половиной населения, при котором большая часть хозяйственных забот приходилась на долю женщины. Мужчина, будучи, прежде всего, воином, брал на себя только такие работы, которые не могли быть возложены на женщин. Вследствие этого у всех дагестанских народов женщины обременены хозяйственными работами, в то время как мужчины принимают обыкновенно меньшее участие в хозяйстве»1.

В традиционном обществе терских казаков роль женщины в производстве была чрезвычайно велика. В изучаемый период практически повсеместно у казаков существовали представления о мужском и женском труде. Однако при единстве стереотипов сфера семейного производства весьма варьирует на территории расселения терского казачества, что отчасти связано с многообразием культурных традиций разных историко-территориальных групп казачества, статусом семьи, семейными традициями и, несомненно, влиянием иноязычных этнических групп. В зависимости от этого менялся и характер женского труда. Тем не менее, основной сферой женского труда в традиционном казачьем быту было домашнее хозяйство. «Женщина в доме, - по свидетельству одного автора начала XX в., - не знает свободной минуты. Если она не в поле, то занята чем-нибудь по хозяйству. Она то мажет, то белит, то моет, то шьет, то чистит утварь, то готовит обед, то бегает за телятами, то доит коров и прочее и прочее»2.

Впрочем, не только домашний труд ложился на плечи женщин. Как мы уже знаем, казаки вследствие постоянной военной опасности и угрозы нападений, не занимались активно пашенным земледелием. Все земледелие их сводилось к садам, виноградникам, огородам и бахче. Как отмечал Л.Н.Толстой, живший некоторое время среди казаков, «средства жизни казаков составляют виноградные и фруктовые сады, бахчи с арбузами и тыквами, рыбная ловля, охота, посевы кукурузы и проса и военная добыча. И весь этот так называемый земледельческий труд и многое другое практически целиком ложились на плечи женщин. Каким был этот труд, можно судить по блестящим зарисовкам Л.Н.Толстого. Вот как он описывал в своей повести «Казаки» один день из жизни гребенской казачки: «... непрестанная работа занимала всю жизнь молодой девки. Ранним утром на заре она вскакивала, обмывала лицо холодной водой, укутывалась платком и босиком бежала к скотине. Наскоро обувалась, надевала бешмет и, взяв в узелок хлеба, запрягала быков и на целый день уезжала в сады. Там только часок отдыхала, резала и таскала плетушки и вечером, веселая и неустанная, таща быков за веревку и подгоняя их длинною хворостиной, возвращалась в станицу. Убрав скотину сумерками, захватив семечек в широкий рукав, она выходила на угол посмеяться с девками. Но только потухала заря, она уже шла в хату... На другой день было то же»1.

Работа для женщины не была в тягость. Она не была, видимо, и тем бременем, о котором так любили живописать некоторые авторы, особенно говоря о тяжелом положении горской женщины. Вот каким, например, предстает ежедневный труд горянки в описании И.С. Костемировского. «Дома женщина, -писал он, - должна встать с зарей, подоить коров, овец, нарубить дров, принести воды, сварить пищу, накормить детей и мужа, шить на тех и другого, потом идти в поле на пашню, и наконец, поздно ночью, усталая, разбитая тушит она огонь и ложится спать, думая о том, как бы не проспать рассвета»2.

Социально-правовой статус терской казачки

Социально-правовой статус терской казачки в целом соответствовал положению женщины в традиционном обществе, в котором господствовали патриархальные порядки, и место женщины в нем было определено в строгом соответствии с нормами, обычаями и нравственными установками. В общественном управлении станицы женщина не принимала участия, хотя роль ее в хозяйственной жизни, как уже говорилось, была достаточно велика. Сфера общественной деятельности находилась исключительно в руках мужчин. Они же определяли нормы жизнедеятельности станичной общины, принимали постановления, которые нередко выполняли функцию закона. Но женщина не была отстранена от жизни общества, в тесном взаимодействии с которой она постоянно находилась. Общество определяло ее жизнь, и она сама, в свою очередь, влияла на это общество. Женщина обязана была неукоснительно подчиняться тем решениям, которые касались ее. Собственно, так было принято в любом традиционном обществе1.

Безусловно, важное место в регулировании жизнедеятельности традиционного общества занимали обычаи. Обычаи во многом регулировали жизнь казаков, особенно до подчинения их России и вступления в российское правовое пространство, когда законы Российской империи стали и законами казаков. Основным источником права в Российской империи, до революции 1917 года являлся, как уже упоминалось, Свод законов Российской империи в 15-ти томах, составленный в 30-е годы XIX века, который затем он дополнился 16-м томом, содержавшим судебные уставы 1864 г. и другие нормативные акты.

Говоря о действии права царской России на Кавказе, необходимо учитывать и то, что для управления был издан ряд правовых актов, в которых содержались основные правовые нормы. В числе их выделялись: «Указ о преобразованиях управления Кавказского и Закавказского края», «Положение о Главноуправляющем Наместнике Кавказском», «Положение о порядке определения к должностям и увольнениям от них по административным учреждениям Кавказа и Закавказского края», «Положение должности Главноуправляющего наместника Кавказского, губернских и политических учреждений в Закавказском крае и управление почтовое, медицинское и карантинное таможенное на Кавказе и Закавказье». В последующем многие из них подверглись изменению или отмене.

Некоторые правовые акты касались непосредственно казаков. В их числе: «Положение о поземельном устройстве в казачьих войсках», «Постановления для Гребенского казачьего войска, которыми станичные начальники и сотенные командиры во всякое время должны руководствоваться». Постановления носили обязательный характер, и ряд дел уже нельзя было рассматривать так, как установили отцы»1. «Постановления» представляют значительный интерес с точки зрения того, как постепенно происходила трансформация норм обычного права у казаков и замена их имперским законодательством. «Постановления», например, регламентировали брачные отношения. Возраст жениха определялся не моложе 18 лет, невест - 14 лет. При заключении брака требовалось разрешение начальника станицы, уведомлялся об этом и командир войска. Следует от- метить, что до конца XIX века станичный атаман выдавал удостоверения не только на брак, но и на погребение умерших1.

В 1845 году было издано «Положение о Кавказском линейном казачьем войске», которое строго определяло права и обязанности казаков. По этому же документу две гребенские станицы Старогладовская и Курдюковская были переданы в состав Кизлярского полка . Однако эти мероприятия оставляли казаков все в том же российском социально-правовом пространстве и поэтому не вызывали у населения серьезных протестов и недовольства. Правительство подходило к казачеству как к сословию, права и обязанности которого, как и других социальных групп Российской империи, четко регламентировались. А так как, в России в этот период не существовало общегражданского права, а были четко определены права и обязанности сословий, «положение каждого конкретного человека определялось прежде всего тем, к какому социальному слою он принадлежит»3. С формальной точки зрения за преступления и проступки, которые преследовались законом, женщина несла такую же ответственность, что и мужчина, согласно законам Российской империи, равно как и преступления против женщин преследовались по закону. За те или иные правонарушения она подвергалась тем же санкциям, что и мужчина, особенно за тяжкие преступления. Так за убийство не существовало разграничения ответственности для мужчины и женщины. Но при определении наказания женщине, а точнее его отсрочки принималось во внимание беременность женщины и наличие грудных детей. Например, смертная казнь женщины могла быть отсрочена, если она была беременна1. Или же, женщин-преступниц, осужденных к ссылке в Сибирь, у которых были грудные младенцы, не ссылали до окончания кормления их грудью, т.е. полтора года. Приговоренных к ссылке беременных женщин не отправляли в путь до истечения сорока дней после родов, даже если родившийся ребенок умер до истечения сорока дней после рождения2.

К женщине лишь тогда применялась смягчающая мера наказания, когда она подвергалась нападению с его стороны с целью оскорбления или изнасилования. В качестве примера можно привести дело, относящееся к первой половине XIX века, - дело «Об убийстве казачкой Захаровой казака Антона Маркова», которое рассматривалось Кизлярским Земским судом с ноября 1827 по февраль 1828 года. Как следовало из материалов дела, «казачка из станицы Каргалинская Наталья Захарова 29 числа пополудни в 4-ом часу в своем доме, квартирующего у нее казака Антона Маркова сколола в смерть, якобы за то, что Марков будучи один с нею в доме бросился на нее насильственно блудодейст-вовать» . По факту убийства Кизлярский Земский суд вынес Наталье Захаровой наказание «20 ударов плетью, учитывая, что Захарова оборонялась»4.

Защита чести женщины являлась одним из существенных составляющих права. У горских народов Кавказа меру ответственности за оскорбление женщины определяли очень строго. «Женщина считается неприкосновенной для постороннего мужчины», - говорилось в дагестанских адатах5. Аналогично общество защищало честь женщины и в казачьих станицах Терской области. Мужчина, оскорбивший честь и достоинство женщины подвергался своеобразным «позорным наказаниям». По свидетельству наших информаторов, в их станицах над насильниками «вершили самосуд» сами станичники1.

Похожие диссертации на Роль женщины-казачки в жизни населения Нижнего Терека в XIX-начале XX вв.