Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Гордеева Елена Геннадьевна

Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии
<
Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гордеева Елена Геннадьевна. Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии : диссертация... кандидата исторических наук : 07.00.07 Саранск, 2007 201 с. РГБ ОД, 61:07-7/655

Содержание к диссертации

Введение

1. Этноэкологические характеристики поселенческо- жилищной среды русского населения в мордовии 16

1.1. Этногеографические особенности формирования русских населенных пунктов 16

1.2. Традиционное жилище как решающий элемент организации жизнедеятельности этноса 30

1.3. Этноэкологические особенности типологии традиционных хозяйственных построек 42

2. Традиции природопользования в процессе жизнеобеспечения русских крестьян 53

2.1. Этноэкологические аспекты хозяйственно-промысловой деятельности 53

2.2. Экологические функции традиционной одежды в системе жизнеобеспечения 63

2.3. Питание сельского населения Мордовии как важнейший механизм этноэкологической адаптации 73

3. Экологические факторы семейно-обрядовой культуры русского населения 92

3.1. Этноэкология обрядовых функций жизнеобеспечения русского этноса 92

3.2. Этноэкологические аспекты народной медицины русского населения Республики Мордовия 123

3.3. Сакральная сфера мировоззрения и этноэкология 145

Заключение 161

Список использованных источников и литературы 168

Приложения 199

Введение к работе

Актуальность исследования. В традиционных обществах этноэкология представляет собой своеобразный механизм, регулирующий функционирование системы человек - природа - общество, которая во многом определяет своеобразие народной культуры. К основным структурообразующим элементам этноэкологии относятся среда обитания, традиционное природопользование и народное мировоззрение, между которыми существует доминантно-рецессивная взаимосвязь.

Ф. Энгельс в «Анти-Дюринге» отметил, что «...человек — продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней». Современный человек приспосабливается к природной среде своего обитания не столько биологически (изменение физиологических, морфологических и других параметров организма), сколько посредством изменения своей хозяйственной и культурной деятельности. Это значит, что чем выше уровень социально-экономического развития этноса, тем более активна его роль в позитивных переменах.

Взаимодействие природы и общества как развивающийся процесс хорошо прослеживается на традиционной культуре народа. Доминантно-рецессивную взаимосвязь экологических и социально-экономических факторов можно определить практически во всех сферах народной культуры русского населения Мордовии.

Актуальность такого исследования велика, так как в современном мире существует немало экологических проблем, требующих разрешения. В центре внимания этнической экологии - изучение взаимодействия организма и среды, учет особенностей человека как социально-биологического существа, а также огромное значение его хозяйственной деятельности для окружающей природы. Обновление и возрождение бережного отношения человека к природе начинается с заботы о родных местах, родной земле, собственном доме. Все это должно строиться на основе лучших народных традиций, в том числе этноэкологии.

Степень научной разработанности проблемы. В последние годы внимание к этнической экологии заметно усилилось, что отразилось на увеличении числа этноэкологических исследований. Тема традиционной культуры рассматривалась многими учеными, но исследование ее с этноэкологической точки зрения - новое направление для исторического анализа наследия русского народа, в частности на территории Мордовии.

Ведущая роль в становлении отечественной этнической экологии как науки принадлежит ученому-этнографу В. И. Козлову, предложившему термин «этническая экология», которую он понимал как научную дисциплину на стыке этнографии с экологией человека, изучающую особенности традиционных систем жизнеобеспечения этносов в природных и социально-культурных условиях их обитания, а также влияние сложившихся экологических взаимосвязей на здоровье людей. Его монографии и другие работы используются специалистами разных направлений российской и зарубежной науки (Козлов, 1969:408; 1982: 305; 1988:252; 230).

Э. С. Маркарян рассмотрел феномен адаптации человека к природе, как способность системы жизнеобеспечения самосохраняться и действовать по принципу обратной связи в соответствии со средой (Маркарян, 1983: 25 - 36).

Понятие «жизнеобеспечение» в российской этноэкологии претерпело значительные изменения и получило своеобразное истолкование в работе И. И. Крупника (Крупник, 1989: 202 - 203). Одним из ярких нововведений стало определение «культура жизнеобеспечения» в работе С. А. Арутюнова, рассматриваемое им как особый компонент культуры этноса (Арутюнов, 1989: 202-203).

В этнической экологии акцент делается на изучение адаптации человеческого общества к окружающей среде. Культура рассматривалась как механизм, посредством которого такая адаптация осуществлялась (Алексеев, 1993: 32 - 36). В этой связи представляется необходимым рассмотреть работы, посвященные изучению материальной и духовной культуры этноса.

Изучение материальной и духовной культуры русского населения России началось с XIX в. Среди отечественных исследователей необходимо отметить И. В. Бертенсона, Г. Р. Верещагина, Н. Н. Виноградова, Н. И. Михайлова, И.П.Сахарова, И. М. Снегирева, А. М. Терещенко (Бертенсон, 1858; Верещагин, 1898: 113 - 151; Виноградов, 1907: 1 - 24; Михайлов, 1859: 23-34; Сахаров, 1885: 113 - 151; Снегирев, 1839; Терещенко, 1848). В их исследованиях содержится материал, затрагивающий особенности природной среды, климата, традиционного питания, одежды, обрядов жизненного цикла, народной медицины. Значительный материал о современной городской бытовой культуре русских представлен в монографии О. Р. Будиной и М. Н. Шмелевой (Будина, Шмелева, 1989).

Созданы коллективные монографии, опубликованы другие исследования, в которых обобщен огромный материал о хозяйстве, жилище, обрядах, верованиях, устном творчестве русских крестьян конца XIX — начала XX в., комплексах одежды русского населения России (Лебедева, Маслова, 1967; Соснина, Шангина, 1998; Чижикова, 1988).

На региональном уровне работы, затрагивающие данную тему и касающиеся этноэкологии русского населения территории современной Мордовии, появились в середине XIX в. Так, ученый-краевед Н. В. Прозин занимался исследованием свадебной пищи русских Краснослободского уезда. Этот материал и послужил началом для осмысления экологических особенностей питания русского населения (Прозин, 1868: 126 - 129).

Интересные сообщения о русских Темниковского уезда содержатся в исследовании П. П. Семенова-Тян-Шанского. Он отметил не только всеобщую занятость русских крестьян трудовой и промысловой деятельностью, полностью зависящей от природных условий, но и их озабоченность поисками рынков сбыта своей продукции. Так, мастера-резчики из с. Полхов Майдан Теньгушевской волости вывозили на продажу изделия из дерева далеко за пределы уезда (Семенов-Тян-Шанский, 1885).

Из числа работ начала XX в. следует отметить исследование Б. А. Куфтина традиционной русской женской одежды Темниковского и Спасского уездов, положившее начало осмыслению этноэкологических особенностей одежды в функции адаптации к природным условиям края (Куфтин, 1926).

Среди работ послевоенного времени заслуживает внимания публикация Г. С. Масловой, в которой даны описания комплексов одежды в русских селениях Березово, Веденяпино, Такушево Теньгушевского района Мордовии (Маслова, 1956: 122 - 156). Здесь же приводятся сведения о жилище русских Темниковского района. Изучением специфики жилища русского населения Инсарского, Наровчатского и Спасского уездов занимался К. Э. Бломквист, отметивший, что на данной территории жилье строилось с низким фундаментом без подклети (Бломквист, 1954: 37 - 39).

В 60-х гг. XX в. важным для осмысления этноэкологических процессов в традиционной материальной культуре исследуемого региона является фундаментальное исследование крупного отечественного ученого Е. П. Бусыгина о русском населении Среднего Поволжья, также его работа о хозяйстве и культуре русских жителей Ульяновского Поволжья (в конце XIX -XX вв.) (Бусыгин, 1966).

В 1970-е гг. вышли работы, в которых дан сравнительный анализ традиционной культуры населения Мордовии (русские, мордва, татары). Интересный материал о развитии здравоохранения в республике содержится в книге Н. Я. Назаркина, в которой приводится статистика и указываются причины заболеваний, зафиксированных у жителей Мордовии (Назаркин, 1973).

Особенности верхней одежды русского населения Теньгушевского района в сопоставлении с мордовской показаны в монографии В. Н. Белицер (Белицер, 1973). В региональных исследованиях 80-х гг. XX в., косвенно затрагивающих тему этноэкологии, выделяются работы В. Ф. Вавилина, Н. В. Заварюхина, А. С. Лузгина и В. Ф. Разживина (Вавилин, 1989; Заварюхин,

Лузгин, 1982: 128 - 147; Ковалева, 2006: 11-17; Разживин, 1982; 2001: 227 -232; 1987: 109-114).

Уникальный материал о расселении, жилище, хозяйственных постройках, традиционной одежде, пище и утвари, хозяйственной деятельности русских в Мордовии содержится в монографиях и научных статьях А. С. Лузгина, в которых он на обширном фактическом материале проследил параллели в развитии материальной и духовной культуры русского и мордовского населения, исследовал роль и место промыслов в традиционной и современной культуре многонационального населения Мордовии; этнокультурные традиции в промысловой деятельности, в межрегиональных отношениях, особенности реализации промыслово-кустарной продукции (Лузгин, 1982: 26 - 34; 1986: 126 -134; 1987; 2001).

Любопытные данные о жилых и хозяйственных постройках, усадебной планировке, интерьере, этнических особенностях быта содержатся в сборнике «Этнические аспекты современных культурно-бытовых процессов в Мордовской АССР» (1987).

В статье Н. В. Шилова рассматриваются место и роль религиозных праздников, гражданских и семейно-бытовых обрядов в развитии культурно-бытовых взаимосвязей между русскими, мордвой и татарами Мордовии (Шилов, 1993:145-162).

Важное методологическое значение для изучения этноэкологических особенностей народной медицины русских на территории Мордовии имеют работы Л. И. Никоновой, в которых обобщен опыт использования различных методов целительства финно-угорских народов Поволжья и Приуралья: траволечение, средства животного и минерального происхождения, народная хирургия и травматология, физиотерапия и психотерапия. Этот материал может быть использован и в изучении этномедицины русского населения Мордовии (Никонова, 2000; 2003: 62-81).

Исследования начала XXI в. (Мордасовой С. Г., Ковалевой В. В. и Пискайкиной Т. С.) о системе жизнеобеспечения, костюмном комплексе и по

топонимии в мировосприятии и жизнедеятельности этносов мордовского края послужили основой изучения этноэкологических аспектов традиционной культуры русского населения Мордовии (Мордасова, 2003: 242 - 243; 2003: 125 -128; 2003:10-16).

Таким образом, работы, посвященные изучению традиционной культуры русского народа, в сущности, затронули тему экологического воздействия на нее. Заметим, однако, что влияние социально-экономических факторов на традиционную культуру русских еще не нарушило ее стабильность на начало XX в., что, сохранив традиционный тип хозяйства, русский народ не утратил основные глубинные взаимосвязи ее с окружающей средой.

Цель и задачи исследования. Цель работы заключается в изучении этноэкологических особенностей формирования традиционной материальной и духовной культуры русского населения Мордовии, сложившейся в определенных природных и социально-экономических условиях его обитания, а также влияния экологических взаимосвязей на здоровье людей.

Эта цель предполагает постановку и разработку следующих задач:

  1. Проследить особенности расселения русских по территории Республики Мордовии с экологической точки зрения.

  2. Изучить особенности традиционной материальной культуры русского населения Мордовии в зависимости от природных и социально-культурных условий его обитания.

  3. Рассмотреть этноэкологические условия труда, быта и отдыха русских Мордовии.

  4. Охарактеризовать сложившиеся экологические взаимосвязи, влияющие на здоровье людей, и обобщить основные народные средства, методы лечения и представления о причинах заболеваний.

  5. Проследить различные аспекты использования русским этносом природной среды и воздействие на эту среду, а также закономерности формирования и функционирования сложившейся экосистемы.

Объект исследования - традиционная культура русского населения Республики Мордовия.

Предметом исследования являются элементы материальной и духовной культуры русского населения Мордовии в сложившейся этноэкологической системе природопользования и жизнеобеспечения.

Хронологические рамки исследования охватывают конец XIX - первую половину XX в., когда происходили активные изменения в материальной и духовной жизни русского этноса, позволяющие говорить о степени устойчивости тех или иных традиций. Этот период наиболее адекватно отражен в архивных документах и памяти информаторов. В ряде случаев для наиболее полной характеристики различных аспектов рассматриваемых вопросов нами привлекались данные, относящиеся к более ранним или более поздним периодам.

Территориальные рамки исследования охватывают сельские населенные пункты всех районов современной Республики Мордовия с преобладающим по составу русским населением.

Источниковой базой диссертационного исследования является комплекс этнографических, исторических и фольклорных источников, в которых можно выделить архивные и опубликованные документы, данные полевых исследований и статистические материалы.

В диссертационной работе были использованы архивные материалы, хранящиеся в Центральном государственном архиве Республики Мордовия (ЦГАРМ), Государственном архиве Пензенской области (ГАПО), рукописном фонде Государственного учреждения «Научно-исследовательский институт гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия» (РФ ГУ НИИГН).

Информация об истории русских населенных пунктов мордовского края была взята из ревизских сказок (ЦГА РМ, ф. 25). Материал о количестве русских дворов, хозяйственных постройках, животноводстве содержат похозяйственные книги этого же архива (ЦГА РМ, ф. 1151, 1237, 1349, 2218, 2239, 2378). Из фондов ГАПО были извлечены данные о пожарах, садоводстве, огородничестве,

санитарном состоянии селений и мероприятиях по предупреждению и прекращению эпидемических заболеваний (ф. 9, 85). В ГУ НИИГН в рукописном фонде А. С. Лузгина (И-1038), Н. Ф. Беляевой (И-1057) и В. Ф. Разживина (И-1074) содержится уникальный материал о традиционной культуре русских в Мордовии.

В исследовании использовались также данные всеобщих переписей населения с 1897 г. В работе анализируются сведения из подворной переписи крестьянского хозяйства Пензенской губернии 1913 г., содержащей информацию о земледелии, животноводстве, хозяйственной деятельности в основном русских уездов (Инсарского и Саранского), территории которых полностью вошли в современную Мордовию. Сведения о земледельческих занятиях русского населения Ардатовского, Атюрьевского, Темниковского и Теньгушевского районов содержатся в «Сборнике статистических сведений по Тамбовской губернии» (Симбирск, 1913). По спискам населенных мест Пензенской (Пенза, 1913), Тамбовской (Тамбов, 1883. Т. 4.), Симбирской (Симбирск, 1913) губерний был проанализирован материал о количестве русского населения и их дворов.

Одним из основных источников для написания диссертации являются полевые материалы, собранные автором в населенных пунктах Мордовии с преобладающим по составу русским населением: с. Ахматово, с. Вечерлей, д.Елхи, с. Каменка, д. Михайловка, с. Тетюши (Атяшевский); д. Куриловка, с. Дмитриев Усад, с. Новочадово, с. Оброчное, д. Павловка, с. Перевесье, д. Чудинка, с. Шалы (Атюрьевский); д. Анютино, с. Безводное, с. Куракино, д. Петровка, д. Саврасово, с. Сосновое (Ардатовский); с. Айкино, с. Большие. Березники, с. Гарт, с. Елизаветинка, д. Мариуполь, с. Николаевка, д. Федоровка (Большеберезниковский); с. Горки, с. Киржеманы, д. Манаково, с. Н. Баево, с. Хухорево (Болыдеигнатовский); с. Енгалычево, с. Неклюдово, пос. Пашевка, пос. Соловьевка, с. Чеберчино, д. Чкалово (Дубенский); с. Ельники, пос. Красные Горки, пос. Передовой, с. Русское Корино, пос. Свободный, с. Стародевичье (Ельниковский); с. Авдалово, пос. Дубитель, пос. Зубова

Поляна, пос. Леплей, пос. Молочница, пос. Парца, пос. Потьма, пос. Умет (Зубово-Полянский); с. Арбузовка, с. Козловка, с. Кириклеевский, д. Новая. Орловка, с. Русская Паевка, д. Свистовка (Инсарский); с. Береговые Сыреси, с. Вечкусы, д. Инсаровка, Кергуды, с. Лада, д. Юсуповка, с. (Ичалковский); д. Высокая, с. Гористовка, д. Парцы, пос. Ховань (Кадошкинский); с. Большой. Азясь, д. Буды, д. Ворона, пос. Единый Труд, д. Колычевка, с. Михайловское, с. Паньжа, с. Русское Коломасово, пос. Первомайский, пос. Сосновый Бор, с. Сутягино, (Ковылкинский); с. Булгаково, д. Воробьевка, д. Внуковка, пос. Заречный, пос. Н. Нечаевка, с Новосельцево (Кочкуровский); с. Гумны, с. Куликово, с. Плужное, с. Сивинь, д. Синяково (Краснослободский); с. Александровка, с. Атемар, с. Берсеневка, с. Болотниково, д. Масловка (Лямбирьский); пос. Николаевка (Октябрьский район г. Саранска), с. Аргамаково, с. Ключарево, с. Огарево, д. Озерки, с. Спасское, с. Хованщина (Рузаевский); д. Грабовка, д. Ивановка, д. Кавторовка, д. Киселиха, д. Княжиха, пос. Красный Узел, пос. Ромоданово (Ромодановский); с. Конопать, с. Новотроицкое, д. Новая Обуховка, д. Новая Федоровка, пос. Красная Рудня, с. Шигонь (Старошайговский); д. Агеево, с. Бабеево, с. Булаево, д. Дасаево, д. Павловка, пос. Санаксырь (Темниковский); д. Вичкидеево, пос.. Дачный, пос. Березово, пос. Завод, с. Куликово, с. Теньгушево, с. Хлебино (Теньгушевский); с. Виндрей, с. Жуково, д. Карпеловка, пос. Красноармейский, с. Решетино, д. Самозванка, д. Семеновка (Торбеевский); д. Азарьевка, пос. Алексеевка, д. Обуховка, с. Медаево, д. Тепловка, (Чамзинский). Респондентами выбирались в основном люди пожилого возраста, сохранившие в памяти информацию об особенностях традиционной материальной и духовной культуры русских. Это позволило автору проанализировать и систематизировать собранный материал о традиционных обрядах, праздниках, одежде, пище и способах ее приготовления, народных методах и средствах лечения. В ходе подготовки работы использованы многочисленные фотографии и рисунки как по материальной, так и по духовной культуре исследуемого

этноса. Это позволило глубже осмыслить обозначенные проблемы с точки зрения этноэкологии.

Теоретическую и методологическую основу диссертации составляют идеи и положения выдающихся ученых, исследовавших различные аспекты российской культуры, сущность историко-культурных традиций, социокультурные процессы развития общества конца XIX - первой половины XX в. Т. П. Алексеева, С. А. Арутюнова, Ю. В. Бромлея, Е. П. Бусыгина, В. И. Козлова, И. И. Крупника, А. С. Лузгина, Э. С. Маркаряна, Ю. И. Мкртумяна, Н. Ф. Мокшина, Л. И. Никоновой, С. А. Токарева, Л. П. Шабалиной и др.

Методологической основой работы являются принципы историзма и научной объективности в сочетании с личностным подходом к анализу рассматриваемых проблем.

Для изучения этноэкологических характеристик традиционной культуры этноса применены методы: сравнительно-исторический, интеграционный (основанный на взаимосвязи таких наук, как биология, экология, история, культурология, религиоведение, этнография и этнопсихология); логический и этносоциологический (опрос, анкетирование, наблюдение).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые на основе многочисленных источников предпринята попытка комплексного изучения этноэкологических аспектов материальной и духовной культуры, в том числе поселений, жилища, хозяйственно-промысловой деятельности, одежды, пищи, обрядов, народной медицины, сакральной сферы мировоззрения в системе природопользования и жизнеобеспечения русских, проживающих на территории современной Мордовии. Проведен анализ этнических особенностей в отношениях людей, которые оказывали влияние на их здоровье, а также на воспроизводство этнической группы в данных условиях окружающей среды. Предпринята попытка определения границы экологической системы русского этноса Мордовии. Сложность выделения экосистемы возрастает при переходе от изучения народов, сохранивших традиционные формы жизни, к

рассмотрению современных промышленно развитых урбанизированных сообществ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем собраны и систематизированы разнообразные материалы, свидетельствующие о необходимости возрождения лучших традиций русской народной культуры, так как это может способствовать восстановлению нарушенной гармонии между человеком и природой, между личностью и обществом. Кроме того, определяется возможность использования содержания диссертации для разработки теоретических и практических положений в решении проблем сохранения здорового образа жизни русского и других народов. Приводимая в ней информация позволяет восстановить в известной мере историю и сравнить современное состояние провинциальной культуры русского села, включая знания народной медицины и традиционных промыслов. Все это может быть использовано при разработке концепции развития современного села. Предлагаемая работа также может послужить базой для дальнейших этноэкологических исследований и способствовать сохранению этих знаний как части культурного наследия народов России.

На защиту выносятся следующие основные положения.

  1. Независимо от истории образования русских населенных пунктов в этноэкологические особенности расселения входил выбор места, удобного для проживания и хозяйственной деятельности, что отражено в топонимах, связанных с названиями природных объектов.

  2. Экология жилища русских на территории Республики Мордовия была тесно связана с эволюцией ее типологии. Большое значение с этноэкологической точки зрения имела внешняя и внутренняя гигиена жилища.

  3. К этноэкологическим особенностям традиционных хозяйственных построек относится свободная планировка усадьбы с преобладанием открытого типа двора. Такое построение создавало возможность быстрого проветривания после дождей и в период весеннего таяния снегов.

  1. Этноэкологическими аспектами хозяйственно-промысловой деятельности являлись условия труда, способствовавшие улучшению жизнеобеспечения или оказывавшие неблагоприятное воздействие на здоровье населения.

  2. Экологические функции традиционной одежды сводились к регулированию прямого теплообмена организма человека в окружающей среде. Традиционная русская народная одежда из натуральных, экологически чистых материалов помогала избегать переохлаждения и перегрева, была удобна при выполнении хозяйственных и бытовых работ.

  3. Питание как важнейший механизм этноэкологической адаптации выполняло функцию обеспечения и регулирования процессов обмена энергией между человеческим организмом и окружающей средой. Традиционное питание русских зависело от продуктов, полученных в хозяйстве, и определялось основными занятиями населения - земледелием, животноводством, охотой, рыболовством, собирательством.

  4. Праздники, связанные с календарным циклом, и религиозные (Святки, Крещение, Пасха, Спасы), семейные обряды и народные игры способствовали воспитанию уважительного отношения к окружающей природе и здорового образа жизни.

  5. Этноэкологические аспекты народной медицины русского населения включали представления о причинах и сущности заболеваний, восходящие к древним языческим традициям с широким использованием природных средств и методов лечения (лекарственных трав, средств животного и минерального происхождения).

  6. Этноэкологическую функцию религии русского населения составляют соотношение сакральной картины видения мира с окружающей средой и поддержание этических норм поведения человека, продиктованных данной средой на уровне морали и нравственности.

Апробация результатов исследования. Основные положения работы были озвучены на Республиканской научно-практической конференции,

посвященной 75-летию со дня рождения профессора М. Ф. Жиганова НИИ ГН при Правительстве Республики Мордовия (г. Саранск, 17 ноября, 2004 г.), на IV съезде мордовского (мокша и эрзя) народа (г. Саранск, 22 - 25 ноября, 2004 г.) и на региональной научно-практической конференции «Центр и периферия: культура российской провинции» (г. Саранск, 1 июня, 2005 г.), а также опубликованы в 6 статьях, одна из которых издана в журнале, рекомендованном ВАКом.

1. ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ПОСЕЛЕНЧЕСКО-ЖИЛИЩНОЙ СРЕДЫ РУССКОГО

НАСЕЛЕНИЯ В МОРДОВИИ

Этногеографические особенности формирования русских населенных пунктов

Поволжье - чрезвычайно многообразный край, где, соседствуя с элементами язычества, на протяжении веков существовали две мировые религии и цивилизации, народы различных языковых групп и традиций. Этот регион можно считать уникальной лабораторией поиска и обретения не только способов взаимодействия этносов, но и их развития через взаимодействие. Поволжье - одна из так называемых контактных зон человечества, своеобразие которой издавна состояло в дисперсности этносов, их «чересполосице».

Территория обладает неким внутренним единством, системным комплексом разносторонних и разнонаправленных взаимоотношений и связей между природным и социальным. С одной стороны, общество оказывает воздействие на природу в процессе культурной и хозяйственной деятельности, а с другой - природная среда выставляет ограничения, задает специфику хозяйствования, влияет на складывание картины мира.

Специфика региона определяется совокупностью различных признаков, феноменов или элементов: природно-географических, хозяйственных, политических, идеологических, социокультурных и пр. Эти элементы складываются между людьми, объединенными определенным видом деятельности, связанными духовной жизнью и системой социокультурных отношений.

Республика Мордовия расположена в центральной части Русской равнины, в междуречье Оки и Суры. В физико-географическом отношении она находится на стыке лесной и степной природных зон. Рельеф поверхности республики представляет собой равнину, несколько возвышенную и холмистую в юго-восточной части, ровную, низменную преимущественно в долине реки Мокши и ее притоков, на западе и северо-западе. Западная часть является продолжением Окско-Донской низменности, восточная — Приволжской возвышенности.

Территория входит в пояс умеренного климата с хорошо выраженной сменой сезонов года. Положение Мордовии в секторе умеренно-континентального климата обуславливает неустойчивость увлажнения: влажные годы чередуются с засухами. Мордовия находится в пределах подзон смешанных и широколиственных лесов и зоны лесостепи. В структуре почвенного покрова наблюдается сочетание дерново-подзолистых, серых лесных почв, черноземов. В естественной растительности преобладают дубовые леса и луговые степи, распространены сосновые леса с примесью ели. Агроклиматические условия Мордовии достаточно благоприятны для развития многих отраслей сельского хозяйства.

Территория Республики Мордовия составляет 26 125,0 км . Здесь сформировалось несколько видов естественных экосистем: лугов, лесов, болот, водоемов. По площади они занимают разное положение. К примеру, леса занимают 20,8 % территории края, болота —3 %, водоемы —7 %, луга —5 %. Примерно 200 лет назад почти вся территория края была покрыта лесами. С развитием земледелия леса стали вырубаться и сжигаться. Интенсивная вырубка началась в конце XIX в. в связи с развитием промышленности. В настоящее время на территории Мордовии сформировались искусственные экосистемы, в основном поля сельскохозяйственных культур. Их площадь составляет 34 % (Якунчев, 1998).

Экосистемы Республики подразделяются на несколько различных видов. Экосистемы водоемов: естественные - стоячие (озера), проточные (река, ручей), искусственные - стоячие (пруд, водохранилище). К естественным и искусственным водоемам Мордовии относятся реки — Мокша, Сура, Алатырь, Исса, Нуя, Инсарка; озера — Чавонь Эрьке, Инерка, Пакарики; водохранилища — «Саранское море», Луховское. Говоря об общих особенностях естественных водоемов края, нужно отметить, что большинство рек и речек в 70 - 90—х гг. XX в. изменились. Изменения связаны с распашкой склонов, речных террас и пойменных лугов. Это вызвало водную эрозию, заболачивание пойменных земель и заиление рек. В результате реки потеряли свою водоносность и обмелели. Такие серьезные изменения абиотических частей водных экосистем отразились на состоянии живых частей. Из-за мелководья рек снизилась численность крупных видов рыб и увеличивается численность мелких — малопродуктивных. Возникли проблемы с воспроизводством водной растительности — средства питания многих видов водных животных.

Экосистема лесов Республики в целом занимает площадь, равную 744,3 тыс. га, что составляет 20,8 % площади края. Для сравнения: в Татарстане леса занимают 16 % территории, Республике Чувашия — более 30 %, Башкортостане — более 40 %. Особенностью лесов является то, что они по признаку возрастных групп в основном относятся к молоднякам (39 %) и средневозрастным (32%) и соответственно — к приспевающим и спелым (17 % и 12 %). Через определенное время первые две категории будут иметь высокую продуктивность. С одной стороны, для лесного хозяйства республики это является положительным моментом, так как открывает дополнительные возможности получать доходы; с другой же — возникает проблема восстановления и сохранения лесов разных возрастных категорий, что важно как для природы края в целом, так и лесного хозяйства.

Экосистемы лесов подразделяются на сосновые (боры с преобладанием сосны обыкновенной) - 29,7 % лесов, широколиственные (дубняки с преобладанием дуба черешчатого - 17,5 % лесов), еловые (с преобладанием ели обыкновенной - 0,5 % лесов), смешанные (с преобладанием мелколиственных видов: береза бородавчатая, ольха клейкая, липа сердцевидная и др.) - 51 % лесов) (Якунчев, 1998).

К экосистемам болот относятся верховые, низовые, переходные болота. Верховые болота образовались при заилении и зарастании водоемов, низовые -при увеличении влажности почвы на месте бывших лугов и лесов, переходные - при заилении и зарастании водоемов, низких мест, а также при увеличении влажности территорий.

Болота имеют свои особенности по видовому составу растений, животных. Здесь своеобразные условия жизнедеятельности продуцентов, консументов и редуцентов: избыточная влажность почвы, недостаток кислорода, низкая температура, пониженная активность микроорганизмов.

В экосистемы лугов относятся пойменные луга, которые располагаются в поймах крупных рек — Мокши, Суры, Алатыря и др. Они в свою очередь подразделяются на террасные, центральные, прирусловые. Внепойменные (материковые) располагаются на более возвышенных рельефах. К ним относятся суходольные и низинные луга.

Луга различаются в зависимости от положения в рельефе, а следовательно, от увлажнения и связанных с ним факторов. Из пойменных лугов наибольшую площадь занимают центральные поймы. Они считаются высокопродуктивными. Из материковых лугов в Мордовии более продуктивны низинные.

К основным типам почв Мордовии с характерной растительностью относятся черноземы, серые лесные и подзолистые почвы. Черноземы встречаются в следующих районах: Ичалковский, Рузаевский, Ромодановский, Лямбирский, Атяшевский, Ардатовский. Здесь произрастают широколиственные леса из дуба с кленом остролистным, ясенем обыкновенным, липой мелколистной; богатый видами травостой и кустарниковая часть; по пойме Алатыря и других рек отмечаются богатые видами луга. Животный мир разнообразный; типичные обитатели: обыкновенная овсянка, обыкновенная иволга, мухоловка-пеструшка, обыкновенный поползень, заяц-беляк, лось, прыткая и живородящая ящерица и др. На лугах встречаются следующие виды птиц: луговой чекан, желтая трясогузка, обыкновенный крот, коростель, обыкновенный чибис.

Традиционное жилище как решающий элемент организации жизнедеятельности этноса

Экологические функции жилища человека сводятся к регулированию прямого теплообмена между организмом человека и окружающей средой. Действительно, жилище на уровне группы людей (семьи) позволяют избегать переохлаждения в холодную погоду либо перегрева в жаркую. Кроме того, жилище часто выполняет еще и функцию обеспечения безопасности от диких зверей или враждебно настроенных людей.

Жилище русского населения, его интерьер, комплекс построек на усадьбе с их характерным разнообразием типов, сложившихся в процессе длительного исторического развития играли большую роль в складывании экосистемы «дом - окружающая среда».

Традиционно русские возводили свои дома на возвышенных местах, для защиты от сырости и недалеко от источника пресной воды. По возможности поселения основывались недалеко от леса, который служил источником древесины для построек, дров для топки печей, поставлял продукты питания. Также при выборе мест для поселения русские не ограничивались только хозяйственно-бытовыми соображениями, но и учитывали санитарно-гигиенические требования: близость питьевой воды, хорошо проветриваемая возвышенная местность, удалённость её от болот. В необходимых случаях избранная для поселения местность подвергалась мелиорации, её осушали, неровности засыпали. Наименования поселениям давались по фамилиям переселенца или по местному топониму. Во время застройки учитывали рельеф, качество грунта, наличие рек и озёр, изменение их русел и контуров, возможности затопления, устройство прудов, уровень грунтовых вод, качество питьевой воды в различных источниках, окрестные леса и другие зелёные массивы.

Большое внимание уделялось выбору места для будущего дома, который старались поставить на возвышенности и вблизи воды. Для определения влажности грунта брали телячьи шкуры или овчины и оставляли их на ночь на облюбованной площадке. Если утром кожа отмокла - место сырое. При заморозках ставили также ведро с водой. В холодном месте утром вода застывала (ПМА: Галдеева, Елаева).

В прошлом жилище русских, как и других народов края, в большинстве случаев представляли землянки и полуземлянки, обмазанными глиной. В условиях холодной зимы такое жилище не могло полностью защитить человека и постепенно заменялось новым, более надежным. Как правило, дома ставили без фундамента, закапывая по углам и в середине стен дубовые столбы высотой примерно 120-170 см, диаметром не меньше 30 см, причем предварительно их обжигали. Эти столбы позволяли поднять первый венец сруба на высоту 50 - 60 см от земли. Между дубовыми столбами на пазы сажались предварительно обработанные короткие бревна. В зимнее время эта часть закрывалась земляной завалинкой по всему периметру дома (ПМА: Симонова).

Встречались дома, где первый венец лежал плотно на земле. Пол и потолок укладываются на 2 - 3-й дубовые перерубы и на такое же количество матиц. Перерубы расположены параллельно дверной стене, матицы, наоборот, перпендикулярно ей. При схематичном изображении расположения перерубов и матиц получается крест, который, по представлениям информаторов, имеет как магическое, так и функциональное значение для дома (ПМА: Миронова, Миронов). Во многих селах встречались дома где и перерубы, и матицы располагались параллельно дверной стене.

В XX веке дома строились в основном из соснового леса, пятистенные, с двухскатной крышей. Это обеспечивало длительную сохранность дома, так как сосна менее всех пород дерева подвержена гниению. Для строительства использовали лиственные породы: дуб, липу, осину (ПМА: Бурова, Буров), но пол, потолок и рамы старались делать из хвойных древесных пород (Белицер, 1963: 241). Сравнительно малое использование осины, очевидно, связано с тем, что она обладает большей теплопроводностью, быстро подвергается гниению, легко впитывает сырость и дым, что отрицательно сказывалось на здоровье членов семьи: «Повышенная влажность может привести к ухудшению состояния здоровья его обитателей, и обострению некоторых хронических заболеваний» (Ицкова, 1984: 6).

Заготовкой леса под строительство занимались в основном зимой. Такая древесина, по мнению плотников, не требует длительной сушки, дольше сохраняется, не гниет (ПМА: Пышкова). Необходимо отметить, что наиболее лесными районами Мордовии считаются Большеберезниковский, Зубово-Полянский, Ичалковский, Кочкуровский, Темниковский, Теньгушевский.

Этноэкологические аспекты хозяйственно-промысловой деятельности

Экологическое поведение - экологически обусловленные формы социального поведения, которые обеспечивают человеческому коллективу существование за счет ресурсов конкретной среды обитания. Оно включает все элементы материальной и духовной культуры, которые непосредственно направлены на поддержание жизнедеятельности людей, в том числе хозяйственно-промысловую деятельность человека (Алексеев, 1993: 75).

Природопользование - это практика освоения человеком ресурсов своей среды. Экология различает рациональное природопользование, которое обеспечивает потребности коллектива с учетом воспроизводства эксплуатируемых ресурсов, и природопользование нерациональное, ведущее к нарушению равновесия в экосистемах (Алексеев, 1993: 32).

Освоенная территория - совокупность используемых коллективом земельных угодий с их значимыми для данной формы жизнеобеспечения природными ресурсами. Она обычно включает целиком или частично несколько биотопов (природно-территориальных комплексов), а также водные участки, где ведется рыболовство или прибрежное собирательство. Как компонент этноэкосистемы территория имеет несколько главных количественных характеристик: общую площадь (и площадь отдельных используемых угодий); биологическую продуктивность важнейших промысловых ресурсов, их общую биомассу, полезную продукцию (Алексеев, 1993:36).

Хозяйственный коллектив в небольшой этноэкосистеме совпадает с общиной, наиболее динамичной, экономической и социальной ячейкой традиционного общества, способной к демографическому воспроизводству и самостоятельному развитию. В соответствии с половозрастным разделением труда хозяйственный коллектив распадается на взрослое трудоспособное население (отдельно мужчины и женщины); нетрудоспособные старики -хранители знаний, производственных навыков, социальных и этических норм; не достигшие рабочего возраста дети и подростки.

При этноэкологическом описании коллектива-общины помимо общей численности и основных структурных характеристик (половозрастной состав, доля трудоспособных) важны и динамические показатели: уровень рождаемости, смертности и естественного прироста; интенсивность различных форм демографического «регулирования»; способность к численному росту в благоприятных условиях.

Популяции домашних животных - особый компонент этноэкосистемы, существование которого полностью определяется производственной деятельностью человека. Для этноэкосистемы русских в Мордовии это были поголовья домашних животных и птиц (козы, овцы, коровы, лошади, кролики, свиньи, куры, гуси, утки и др.). Важнейшие количественные показатели: общая численность, половозрастная структура, естественная и искусственная, т. е. регулируемая человеком динамика, пищевые потребности и расход труда или биологических ресурсов для их обеспечения (Козлов, 2004: 25-26).

Домашние животные как компонент этноэкосистемы характеризуются, с одной стороны, видовым и породным составом, соответствующей численностью и половозрастной структурой, темпами ежегодного прироста, потребностью в кормах и их составом, основными причинами и размерами периодических потерь поголовья, а с другой - различного рода показателями продуктивности или хозяйственной эффективности (выход мяса или кожи при забое одной головы, среднегодовой настриг шерсти или надой молока, возможное тягловое усилие при использовании для пахоты или транспортировки грузов).

Культивируемые растения описываются по видам и сортам с учетом их агроклиматических свойств и потребностей в плодородии почв и влагообеспеченности, основных причин неурожаев или гибели растений, а также по урожайности, необходимой доле семенного фонда в урожае, масштабам и причинам потерь семян и запасов получаемой продукции.

Предметная внешняя среда, окружающая человека в процессе трудовой деятельности, это фактор - определяющий в конечном счете процесс воспроизводства людей. В государственном стандарте условия труда определены как «совокупность факторов производственной сферы, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека в процессе труда», т. е. условия труда органически связывают с производственной средой, которая, в свою очередь, всегда характеризуется как социальное явление (Пешкова, 1987: 15).

Трудовая деятельность русских зависела от регулярной смены времен года, при этом в каждый сезон выполнялся определенный вид работ. Можно говорить о том, что работа подразделялась на мужскую (более тяжелую, связанную в основном со строительством и работой и поле) и женскую (связан, в основном, с работой по дому и уборкой урожая). Труд ритмично чередовался с отдыхом, для которого предназначались выходные и праздничные дни. Многие праздники были органично связаны с календарным циклом. При этом, как правило, периоды напряженного и интенсивного . труда сменялись несколькими праздничными днями, позволявшими полностью восстановить силы.

Особое внимание русские уделяли труду как основе жизнеобеспечения, источнику здоровья, бодрости, радости, вдохновения, несмотря на утомление и усталость. Современные ученые доказали, что физический труд, положительно влияющий на человеческий организм, должен быть активным, систематическим и соразмерным физическим возможностям человека. Только систематический труд воздействует благоприятно и даже целебно. Он повышает устойчивость организма к отрицательным факторам внешней среды - недостатку кислорода, болезнетворным микроорганизмам, холоду. Человек становится более крепким и здоровым, укрепляются его физические и волевые качества.

Экологические функции традиционной одежды в системе жизнеобеспечения

Праздничную рубаху шили из более тонкой льняной ткани. Молодежь носила крашеные рубашки в красно-синюю клетку, по вороту и подолу вышвка (ПМА: Исаева, Ильина). В Инсарском и Темниковском районах праздничные рубахи шились короче, чем повседневные. Широко распространились косоворотки со стоячим воротником и вышивкой (ПМА: Иванова).

Штаны («порты») шили повсеместно из пестряди, узкие и короткие, с 2 трапециевидными вставками. Крепились они на шнурке, продернутом в верхней части, чуть позднее появились пуговицы. Зимой мужчины носили теплые шаровары из домотканого сукна с «широким шагом», что не сковывало движений во время работы (Лузган, 1987: 122).

Основу традиционной женской одежды составляла рубаха. Праздничные рубахи шили из тонкого, хорошо отбеленного или посконного холста, а будничные - из более грубого. Верх рубахи шился из тонкого льняного полотна, а низ - из посконного. На рабочие рубахи вшивали ластовицы, что увеличивало гигроскопичность одежды во время физической работы.

Во второй половине XIX в. был распространен покрой рубах с плечевыми вставками (поликами), а также бесполиковые рубахи. Они в основном были распространены в восточных уездах, в том числе на территории нынешнего Ардатовского района. На территории Большеберезниковского района у русского населения преобладали женские рубахи без поликов, а также бытовали рубахи с прямыми поликами (Лузгин, 1987:122).

На территории Мордовии в XIX в. широко бытовал поневой комплекс. Выделяли два типа понев - распашные и глухие (иначе - поневы с прошивой). Одновременно с поневой во второй половине XIX в. в Болыпеберезниковском районе бытовал косоклинный распашной сарафан (Лузгин, 1982: 25).

В большинстве русских сел девушки и женщины носили сарафаны «китайки», «куманчик». С внедрением фабричных тканей большое распространение получили прямые сарафаны на лямках. Они надевались поверх рубах (ПМА: Жемчугова, Малышева). Чуть позднее стали носить юбки, кофты, по мнению информаторов, их носить было удобнее (ПМА: Кузнецова).

В с. Судосево Болынеберезниковского района был несколько иной способ ношения косоклинного сарафана: при хранении его закладывали в мелкие складочки - «боры» и завязывали бечевой, поэтому при надевании он получался гофрированным, «в сборку». Передняя часть такого сарафана щедро украшалась пестрой фабричной тесьмой. Шился он из сатина красного и черного цветов, на холщовой подкладке, длиннее - чуть ниже щиколоток (Шангина, 2003: 598). А в с. Марьяновка сзади сарафан был длиннее, чем спереди (ПМА: Ситкина, Титова). В д. Федоровка, Судосево более поздний женский костюм состоял из кофты и юбки. Кофты носились на роспуск и были бордового или синего цвета. Иногда кофты и юбки были одинакового цвета (ПМА: Телегина, Ферапотнова).

Обязательной частью традиционного костюма женщин был передник, который носили как в будни, так и в праздники. Передник у русских делился на две части: плечевая (запон) и поясная, или набедренная. Передники шились из холста, а праздничные - из самого различного материала: штапеля, кашемира, ситца, сатина (Ковалева, 2006).

Русские женщины носили передники с рукавами, которые служили исключительно рабочей одеждой и шились из грубого холста. Их носили не только женщины, но и мужчины, надевая поверх кафтана или шубы. С точки зрения гигиены они имели немаловажное значение, так как предохраняли одежду от загрязнения во время работы (ПМА: Чернова).

Летом в прохладные дни женщины носили безрукавки распашные и глухие, которые были , как правило, черного цвета. В прошлом их шили из домотканой ткани, а затем из милистина или сатина. Надевались они поверх рубахи. По материалу, покрою, внешнему виду верхняя женская одежда из сукна и меха близка мужской (Белицер, 1973: 84).

Одежда защищает тело человека от охлаждения, создавая вокруг него свой особый микроклимат, ограждая организм от окружающей среды с ее колебаниями температуры. Для защиты организма от холодной погоды шилась одежда из самодельного шерстяного сукна. Верхняя одежда русских разнообразна. Материалом для нее в прошлом служили ткани из природных материалов домашнего изготовления: овчина, шерсть, понитчина. Это исключало возможность возникновения различного рода аллергий на материал, что в настоящее время встречается очень часто, в связи с тем что натуральные материалы очень дорогие и часто заменяются на синтетические (ПМА: Куликова).

Зимней мужской одеждой были шуба и полушубки. Шубы, как правило, шились из черной или белой овчины, длинные с большим воротником. Короткие полушубки носила в основном молодежь. При грязной работе поверх шубы или полушубка надевали чапан из самотканого черного сукна на холщовой подкладке и подпоясывали кушаком. Шуба для русских в будни служила рабочей одеждой, в выходной - праздничной, дома - постелью, в дороге, в поле - столом, защищала от жары летом, от холода зимой (ПМА: Блохина).

В Инсарском районе мужчины по праздникам носили суконные кафтаны, по покрою схожи с поддевками (ПМА: Бурова). В дорогу старались надевать тулуп. Во время этнографических экспедиций замечено, что такая одежда сохранилась и предпочитается многими жителями до сих пор (ПМА: Агафонова).

В бедных семьях одежды на всех не хватало. Шуба из овчины была на несколько человек. Добротные шубы были у богатых семей. Более поздней распространенной верхней одеждой мужчин и женщин были фуфайки (ПМА: Власов).

Похожие диссертации на Этноэкология традиционной культуры русского населения Мордовии