Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Трушкова Ирина Юрьевна

Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения)
<
Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Трушкова Ирина Юрьевна. Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения) : Дис. ... д-ра ист. наук : 07.00.07 : Санкт-Петербург, 2003 471 c. РГБ ОД, 71:05-7/24

Содержание к диссертации

Введение 7

Глава 1. Система жизнеобеспечения в рамках традиционной

культуры русского населения Вятского региона 22

Место традиционной культуры в истории Вятского региона 22

Характеристика культуры жизнеобеспечения 25

Структура и функции системы жизнеобеспечения... 31

О перспективах исследования системы жизнеобеспечения 38

Глава 2. Культурный ландшафт и модель хозяйствования 40

Культурный ландшафт , 40

Особенности формирования культурного ландшафта 41

Компоненты (сферы) освоенного пространства и границы между

ними 46

Региональная модель этноэкономики 54

Земледелие 55

Скотоводство 65

Рыболовство, охота, сбор даров леса 73

Торговля до XIX века, горнозаводская промышленность 77

Огородничество, пчеловодство 81

Кустарные промыслы. 85

Выводы 92

Глава 3. Традиционные жилище, одежда и утварь:

адаптированность к жизни 95

Жилище 95

Строительство, усадьба, дом 96

Внутреннее устройство жилища, мебель 105

Утварь 116

Глиняная посуда '. 117

«

О

Деревянная посуда 121

Металлическая и стеклянная посуда 123

Одежда 125

Характеристика технологий производства одежды 125

О семантике сюжетов вышивки и ткачества 130

О содержании костюмных комплексов, традициях ношения

одежды 135

Выводы 147

Глава 4. Система питания 149

Компоненты системы питания 149

Мучная пища 150

Мясная и молочная пища 154

Рыбная пища 157

Растительная пища 159

Напитки 161

Экстремальные ситуации в питании 164

Система сохранения и экономии продуктов 169

Режим питания, поведение за столом, архаичные представления,

связанные с пищей /. 173

Выводы 178

Глава 5. Экологические и валеологические основы традиционной культуры как механизмы воспроизводства ее

материальной жизни 181

Этноэкологические представления и действия ..181

Правила потребления пашни и пастбищ 181

Правила потребления лесных угодий 183

Использование водных ресурсов 185

О профилактике экологических кризисов, крестьянской фенологии и
эргономике 185

Народная медицина как важнейшее средство воспроизводства
материальной культуры
192

Представления о здоровье и здоровом образе жизни 192

Представления о болезнях 200

Методы лечения и лекарственные средства 201

Выводы 212

Глава 6. Традиционная картина мира 214

Картина мира. Представления о пространстве 214

Представления о времени *. 230

Представления о количестве и качестве 237

Человек, его жизнь во Вселенной 242

Штрихи к этнопсихологическому портрету вятского крестьянина 244

Особенности самосознания и самоназвания 244

Особенности и формы познания мира. О накапливании народных

знаний 246

Культурные ценности, черты характера и особенности поведения 254

Семья, любовь и секс в традиционной культуре русских Вятского

региона : 260

« Добрачные контакты молодежи. Цели и формы знакомства 260

Принципы и правила обзаведения семьей. Мужские и женские статусы....263

Свадьба 268

Отношения между супругами, любовь, секс 272

Отношения с родственниками, похороны как обряд исключения из

коллектива и мира 278.

Выводы 282

Глава 7. Религиозная обрядность. Праздники и досуг 284

Традиционные верования и обряды '. 285

Календарные праздники 286

О пении, танцах и участии женщин в традиционных обрядах 302

Православие 307

Официальное православие 308

Монастыри 311

Крестные ходы ! 319

Старообрядчество 325

Молитва в доме 326

Книги 329

Духовные стихи 332

Трудничество в быту, работе 333

Выводы 339

Глава 8. Обычное право и этнопедагогическая система 343

Обычное право 343

Отношения с недвижимым имуществом 346

Отношения с движимым имуществом 350

Заключение договоров . 353

Преступления против личности, процессуальные нормы, система

наказаний 355

О прикладном эффекте системы обычного права и причинах ее

разрушения 362

Этнопедагогическая система 363

Эмбриональная педагогика. Роды. Баня 365

От рождения до пяти лет. Грудной период 368

Знакомство с родным словом и миром через него 372

Младший и средний возраст: от 6-7 лет до 14 лет 374

Труд в жизни детей и подростков 375

Отношения детей с родителями и сверстниками, поощрения и наказания.

Игры и игрушки 377

Духовное воспитание. Досуг. Праздники. Учение грамотности и

счету 383

Подростковый возраст. Совершеннолетие 387

Труд в жизни молодежи. Нравственное воспитание. Духовность 388

Общение со сверстниками. Выбор брачного партнера 390

Прикладной эффект системы воспитания 392

Выводы 393

Заключение 394

О судьбах традиционной культуры в Вятском регионе 404

Библиография 406

Список сокращений 417

Иллюстрации 418

Введение к работе

Актуальность темы.

На рубеже XX и XXI столетий в связи с развитием процессов глобализации увеличивается необходимость их корректировки, поскольку они не должны приводить к потере этнокультурного, этнорегионального многообразия. Возникает потребность своевременного и правильного реагиров ания и на нарастание процессов этнической и конфессиональной мобилизации. При управлении страной, культурными и экономическими процессами в регионах особую значимость приобретает использование опыта регионов. Это особенно важно при решении экологических проблем, где опыт региональных культур, создающих системы жизнеобеспечения в «культурно-природном» единстве просто неоценим.

Кроме того, сохраняется потребность заполнить лакуну в комплексном изучении регионов России, истории ее культуры, исследованиях, русского этноса. На примере исследования этнических культур регионального ранга раскрывается специфика не только на уровне территории, выявляются конкреции, обуславливающие те или иные моменты в динамике общих, надрегиональных процессов.

Специфичными, и в то же время типичными характеристиками обладает одна из российских территорий - Вятский регион, полиэтническое и поликонфессиональное образование, в этнической истории которого весомую роль сыграли русские. У русского населения на Вятке сложилась своеобразная культура, сочетавшая северно-русские, средне-русские черты, а также контактировавшая с удмуртами, марийцами, коми и татарами, жившими в крае. Между тем, этот вариант русской культуры, со всей комбинаторикой в нем общих и особенных черт, на сегодняшний день изучен отнюдь не полностью.

Степень разработанности проблемы.

Внимание ученых и краеведов к этнической культуре русских, живших в Вятской губернии, отмечалось еще в XIX в. Краеведческое движение, столь развитое в данном регионе, привело к целому созвездию публикаций, размещенных на страницах «Вятских губернских ведомостей» (ВГВ), «Памятных книжек Вятской губернии» (ПКВГ), «Трудов Вятской ученой архивной комиссии» (ТВУАК), отдельных изданий.

Впечатляет богатое этнографическое наследие Д.К. Зеленина, ученого-этнографа мирового значения, уроженца Вятской губернии. Среди его работ выделяются «Народные присловия и анекдоты о русских жителях Вятской губернии» написанная в 1904 г. в г. Тарту (Юрьеве, Дерпте), «Троецыплятница» и «К вопросу о ходе древнейшей колонизации в Вятский

край», опубликованные в ПКВГ в 1906 г., «Русская соха. Ее история и виды»

« (Вятка , 1907), «Обрядовое празднество «совершеннолетия девицы» (ЖС, (

1911 г.). Диссертация по диалектологии, защищенная Д.К. Зелениным в Петербурге в 1913 г., называлась «Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течением позднейшей великорусской колонизацией». В 1915 г. были опубликованы «Великорусские сказки Вятской губернии». Изданная в Берлине в 1927 г. монография этого автора «Восточнославянская этнография» переиздана в Москве в 1991 г. В названных и других публикациях Д.К. Зеленина содержатся мириады уникальных сведений по этнографии русских Вятского

т региона. Обобщающую же работу по всем вопросам этнографии русского

# населения рассматриваемой территории в связи с переключением на
общероссийскую проблематику выдающемуся ученому, к сожалению, не
удалось написать, хотя его диссертация касается серьезных,
междисциплинарных, широких вопросов, решаемых им комплексно. Но она
освящает пласт информации лишь по диалектам русских и - не только
Вятской губернии, а многих регионов прежней Российской империи.

«

Багаж конкретных этнографических знаний о русском населении вятского региона продолжал накапливаться в течение XX в. Прежде всего, нужно отметить публикацию Е.В. Матвеевой, Е.П. Лупповой, Н.Н. Тихоницкой «Из материалов этнографической экспедиции в Куменскую волость Вятского уезда летом 1925 года» (Вятка, 1927 г.). В этой работе содержится материал, собранный на культурном «переломе», когда старинные, традиционные явления еще в значительном количестве сохранялись у населения, но уже начали внедряться и новые моменты жизни «кооперативной деревни». Результатом целенаправленных этнографических изысканий в Приуралье и Зауралье в 1960 г. явилась работа Г.С. Масловой и Т.В. Станюкович «Материальная культура русского сельского и заводского населения Приуралья (XIX - начало XX в.)» (Труды ИЭ АН СССР, Новая

серия, вып. XL, М., 1960). Этнографические исследования поводились на

территории Кировской области и в 1980-х годах (Липинская В. А. Традиционное жилище и современное индустриальное строительство в селениях Кировской области // Полевые исследования Института этнографии. 1983. М., 1987).

л Так, на протяжении XIX и почти всего XX в. накапливался банк

g конкретных этнографических данных по Вятскому региону; некоторые

составляющие традиционной культуры вятских русских подвергались

сравнительному анализу, теоретическому объяснению. Однако, со второй

половины XX в. нарастала необходимость комплексного сбора

9 этнографических данных, а также их обработки на4 новом теоретическом

уровне. Поэтому чрезвычайно важными для региональных изысканий
представляются теоретические разработки отечественной и зарубежной
этнографических школ. Базу для исследований представляли упрочившиеся
положения о внутреннем делении традиционной культуры, при котором
выделялись темы ХКТ, жилища, одежды, утвари и питания как именно тех
составляющих материальной жизни общества, где наиболее ярко
проявлялась этническая специфика. В духовной жизни любого этноса

выделялись темы календарной и семейной обрядности, воспитания и т. д. (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М, 1983). При этом логично выделенные компоненты раскрывают внутренние связи, обнаруживают механизмы функционирования всех составляющих этнической культуры.

Весьма четко созидательные начала в этнических образованиях прослеживаются, если рассматривать их через призму культуры жизнедеятельности (Культура жизнеобеспечения и этнос. Опыт этнокультурологического исследования. Ереван, 1983). Под культурой жизнедеятельности понимается та часть культуры этноса, в которой наиболее ярко видны механизмы обеспечения витальных потребностей человека — жилища и быта в нем, пищи, утвари. Подчеркивается, что «особая роль культуры жизнеобеспечения состоит в физическом обеспечении

жизнедеятельности людей». (Культура жизнеобеспечения..., с.З6). Авторами

концепции устанавливается связь культуры жизнеобеспечения с другими компонентами культуры этноса. «Для познавательных целей анализа совокупности культуры этноса наиболее операционабельным нам представляется ее исходное членение на культуру первичного производства, культуру жизнеобеспечения, соционормативную культуру и гуманитарную культуру. При этом подразделения этнической культуры связаны между собой, и компоненты каждого из них могут иметь аспекты и функции, связывающие их с остальными тремя подразделениями». (Культура жизнеобеспечения..., с. 55).

Разработчиками теории отмечается наличие «промежуточных», «сопутствующих», не вписывающихся четко в теоретическое построение компонентов - утварь, гигиену, медицину и т.д. Авторы говорят о неразрывной связи культуры жизнеобеспечения с производством (или -системой хозяйства), а также - с духовной культурой. Поэтому теория о культуре жизнедеятельности логична и открыта для развития, т.к. выделение и изучение жизнедеятельности представляется перспективным ракурсом рассмотрения этнических культур. Он выявляет механизмы и направления

\ 10

!

созидательной деятельности традиционной культуры. В то же время, на наш взгляд, ее предметно-объектная область может быть расширена, ибо экономика, духовная культура этноса также могут быть рассмотрены с точки зрения механизмов приспособления к среде, с точки зрения участия в процессах жизнеобеспечения. Таким образом, при некотором обновлении ракурса рассмотрения культуры жизнеобеспечения содержание данного понятия может быть расширено, что должно способствовать развитию системного подхода к традиционной культуре, наиболее адекватного ее синкретическому характеру.

В последнее время положения о культуре жизнеобеспечения могут дополниться выводами о традиционной культуре как стадии развития или форме культуры / цивилизации. При этом созидательность, столь четко

проявляемая в традиционной культуре при изучении ее именно как культуры

* жизнедеятельности, выделяется более рельефно. Известно, что в конце XX в.
многие отечественные историки и философы обратились к изучению
цивилизационной проблематики, хотя она применяется еще недостаточно.
«Важно попытаться на основе цивилизационного подхода рассмотреть
историю России, включить ее изучение в контекст мировой истории»
(Ионов И.Н. Россия и мировая цивилизация //Отечественная история, 1992,
№4, с.63). Удачной попыткой изложить историю цивилизаций с точки зрения
антропологии видится работа Н. Н. Козловой (Козлова Н.Н. Социально-
культурная антропология. М., 1999). В контексте других рассматривается и
так называемая «крестьянская цивилизация». Автором обрисовываются
основы крестьянской экономики, а именно распределение ролей, мотивация в
сельскохозяйственном труде, особенности существования нерасчлененной
собственности и т.д. (Козлова Н.Н., ук. соч., с. 46 — 47). Рассматривается
психологический микроклимат и система ценностей в крестьянских
коллективах разного масштаба (семья, община, локальная группа), а также
жизнь человека как личности. Особо ценными представляются положения о
выработанной крестьянством системе преодоления трудностей (Козлова

H.H., ук. соч., с. 48 - 54, 54 -57). Этим подчеркивается созидательный характер традиционных культур. Формируется своеобразный «взгляд изнутри». Особо привлекательным в данном виде рассмотрения традиционной культуры выглядит то, что он детальнее обрисовывает жизнь не только героев и анти-героев, но и простых людей. Теоретические положения этого автора, на наш взгляд, подтверждаются данными этнографии таких регионов, как Вятский край.

Особую ценность приобретают комплексные гуманитарные исследования в рамках региона. Новый толчок в развитии получает регионалистика - макродисциплина, оперирующая обобщенными результатами исследований гуманитарных дисциплин, археологии, этнографии, лингвистики, истории. С позиций регионалистики становится

возможной реконструкция объективной этнической истории ареала,

эволюции историко-культурной зоны. (Основания регионалистики. Формирование и эволюция историко-культурных зон. СПб, 1999, с. 8, 9). В многонациональной России нельзя не учитывать культурно-исторические особенности тех или иных регионов. В рамках отдельно взятого региона особую значимость приобретает и изучение групп русского этноса.

На рубеже XX и XXI вв. можно компенсировать недостаток теоретического осмысления вятского этнографического материала, и на новом уровне, с новыми подходами в исследовании.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования в данной работе является традиционная культура русского населения Вятского региона XIX - начала XX вв. Предмет исследования — система жизнеобеспечения в ней, а именно результаты формирования региональной традиционной культуры, адаптированной к ландшафту, механизмы закрепления и воспроизводства разных элементов материальной и духовной составляющих модели региональной

традиционной культуры.

12 *

Цели и задачи исследования.

Целью работы является комплексное изучение традиционной культуры русских Вятского региона, выявление системы жизнеобеспечения в ней. В задачи исследования входит комплексное описание культурного ландшафта и региональной модели этноэкономики, определение особенностей адаптированности жилища, утвари и одежды, системы питания к природной среде, характеристика этноэкологических и этновалеологических установок русского населения региона, картины мира и вписанности в нее человека, разного масштаба коллективов (семья, локальная группа), религиозных воззрений, обычного права, этнопедагогической системы.

Методологическая основа исследования

Изучение традиционной культуры русского населения Вятского края основано на понимании ее как одного из региональных вариантов культуры русского этноса, на исследовании элементов культуры, включающих общие с другими и специфичные для Вятки черты этнокультуры.

Основным методом исследований является метод сравнительно-исторического анализа. При этом выявляется динамка рассматриваемых явлений, элементов традиционной культуры русского населения региона. Используются синхронные и диахронные сравнения.

Применяется метод непосредственного участия, вживания наблюдателя в исследуемую среду. В данном случае исследователь сам является носителем изучаемой культурной традиции. Повышению результативности использования этого метода способствует соответствующая интерпретация источников, полученных автором из рассказов старших родственников, которые могут рассматриваться как этнофоры. Благодаря такому методу появляется возможность изучать культуру «изнутри».

«

Источниковедческая база

Ранние источники по этнографии Вятского региона хранятся в Санкт-Петербурге, куда стекались все сведения, в т.ч. и ответы на вопросы РГО. Поэтому Архив Русского Географического общества (АРГО) является уникальным собранием для изучения культур различных российских территорий; этнографические материалы по Вятской губернии содержат описание сельскохозяйственного быта, религиозных воззрений, говоров, произведения фольклора вятских крестьян, в том числе — и русских. Особая их ценность заключается в том, что они включают достаточно ранние факты, относящиеся к середине XIX в.

К наиболее полно описавшим быт вятских русских крестьян относятся работы Кибардина Н.Г., собравшего сведения о хозяйстве, быте, представлениях русского населения Слободского уезда (АРГО, ф. 10, оп.1, д.д. 54, 61), Н. Добротворского, зафиксировавшего информацию о хозяйстве, системе воспитания, лекарственных растениях, а также песни, сказки и детские игры крестьян Орловского уезда (АРГО, ф. 10, оп. 1, д. 37 - 42). М. Спасский описал особенности быта русского населения с. Торопово Котельнического уезда (АРГО, ф. 10, оп. 1, д. 28). Здесь же хранится рукопись Д.К. Зеленина «Пословицы, поговорки и загадки Вятского края», с пометкой о написании ее во время жизни в Тарту (Юрьеве, Дерпте) (АРГО, ф.10, оп.1, д.65). Подобные материалы имеются и по другим уездам Вятской губернии. Этнографические сведения по русским Вятской губернии, содержащиеся в АРГО, в диссертационном исследовании использованы практически все.

Крупнейшее собрание ценностей «вещного мира» разных этнических образований бывшей Российской империи хранится в Российском этнографическом музее (РЭМ, г. С-Петербург). В данной работе из материалов РЭМа используются преимущественно сведения по одежде русских, живших на территории Вятской губернии. К ним относятся и

сравнительно ранние образцы - данные - душегреи из Слободского уезда, одежда русских Ижевского завода, возможно - староверов, а также костюмные комплексы из вятско-вологодского пограничья. В фотоархиве РЭМа имеются фотографии, говорящие о труде и быте средневятских русских.

Из главного архивного собрания Вятского региона - Государственного архива Кировской области (ГАКО) - использованы дела из ф. 237 - фонда Вятской консистории (сведения по религии), ф. 170 - Фонда ТВУАК (сведения по истории и быту), из ф. 582 - фонда Вятского губернатора.

В научный оборот вводятся материалы собираемого автором на протяжении 1990 - 2002 гг. так называемого «Вятского этнографического и археологического архива» (ВЭАА). В нем выделяются два фонда: ф. 1 -

материалы по этнографии Вятского региона, собранные автором, ф. 2. —

материалы по археологии Вятского региона, состоящие из Отчетов в отдел полевых исследований Института археологии РАН (ОПИ ИА РАН) по исследованиям автора на территории Кировской области.

Уже сейчас в ф. 1 «Вятского этнографического и археологического архива» выделяется 3 описи. Опись 1 содержит информацию от родственников из северного и частично западного вятского пограничья. В ней особо выделяются дела, содержащие воспоминания от бабушек автора -Художиловых Клавдии Степановны (1903 - 2002 гг.) и Александры Степановны (1914— 1989 гг). Описи 2 и 3 — информация, собранная автором и при научном руководстве автора во время полевых этнографических изысканий. Всего за 1990 - 2002 годы автором проводились этнографические исследования в следующих районах Кировской области. 1990- Уржумский р-н

  1. -Малмыжский, Советский, Тужинский, Слободской р-ны

  2. - Кикнурский, Афанасьевский, Лебяжский, Котельнический р-ны

1993 - Мурашинский, Вятскополянский, Пижанский, Слободской,
Нолинский, Немский р-ны

«

«

  1. - Санчурский, Кильмезский,

  2. - Верхнекамский, Унинский р-ны

1996 — Котельнический, Даровской, Опаринский, Мурашинский,
Афанасьевский, Кильмезский р-ны

  1. - Малмыжский, Зуевский, Кильмезкий р-ны

  2. - Омутнинский, Белохолуницкий р-ны

  3. - Уржумский, Вятскополянский, Орловский р-ны

2000-- Свечинский, Нагорский, Лебяжский, Свечинский, Подосиновский, Яранский р-ны

2001 - Фаленский, Свечинский, Сунской, Верхнекамский, Нолинский,
Опаринский, Унинский р-ны

2002 -Лузский р-н, Кильмезский, Унинский р-ны.
Немногочисленные пока археологические данные, полученные автором

в результате изысканий в 1999 - 2001 годах, содержатся в фонде 2. В описи 1 имеется на сегодняшний день три дела:

  1. - Отчет о работах в Орловском р-не,

  2. - Отчет о работах в Уржумском р-не,

  3. - Отчет о работах в Верхнекамском р-не.

Хронологические и географические рамки работы

Границы исследуемой территории примерно совпадают с границами современной Кировской области. Эти границы не совпадают с территорией Вятской губернии. Как известно, ^ вятского региона в его «досоветских» рамках в 1920 году выделилась Удмуртия, части южных уездов отошли к Марий Эл и Татарстану. Вместе с удмуртским, марийским и татарским населением за пределами бывшего общего административно-культурного образования остались русские горнопромышленных заводов, старообрядцы, а также торгово-купеческое русское население. В 1921 году часть Орловского уезда отошла к Республике Коми. Зато в 1940 году к вятскому региону были присоединены территории Вологодской области - Лузский и

Подосиновский р-ны. Они - местности, которые можно образно назвать
«форпостами» освоения Вятки русскими из Поморья. В 1960 году часть
южновятского русского населения и марийского населения отошла к
Шарангскому р-ну Нижегородской (Горьковской) области. (Кировская
область. Административно- территориальное деление. Киров, 1978, с. 7). По
сведениям местных жителей, в 1955 году часть Афанасьевского р-на
Кировской области отошла к Удмуртии, с населявшим ее, хотя и сильно
обрусевшим, ко все-таки сохраняющим свои исконные, коми-зюздинские
культурные традиции, населением. Вообще, вопрос о внешних границах
региона относится к числу дискуссионных. Но в крае выделяются еще и
внутренние границы. Не все русское население Вятского края однородное.
Выделяются минимум три культурных зоны - северная, средняя и южная. В
них - еще подвиды, локальные варианты. Границы между ними на
сегодняшний день лишь примерно можно выделить по говорам, костюмным
комплексам. По причине нечеткости границ рассматриваемой территории на
протяжении веков, в работе уместно применение рабочих терминов
«Вятский регион», «Вятский край» и к более ранним эпохам - «Вятская
земля». . * .

В хронологических рамках работы также запечатлелись особенности региональной истории. Исследование охватывает «классическое» время существования традиционной культуры в регионе — XIX - начало XX вв. До XIX века эта модель складывалась, поэтому более ранние материалы привлекаются для сравнений, частных иллюстраций исследуемых явлений. XIX век - апогей развития региональной модели традиционной культуры русского населения с началом существования явлений рыночной стадии. Но в силу значительной инертности региональной модели традиционной культуры наблюдались инверсии. К тому же в крае, по сути, не было индустриализации в первые пятилетки социалистической истории. «Раскрестьянивание» шло волнами. Традиционная культура разрушалась этапами. Первый из них связывался еще с Реформой 1861 года, второй - с

коллективизацией. Но из-за сравнительной отдаленности крупных промышленных центров значительных миграций из сельской местности не наблюдалось. Далее - потрясения военного времени, укрупнения деревень в 1960-70-х годах. Культурный потенциал вятской деревни был значителен. И в конце XX века много традиционного сохранялось в ментальное населения региона, семейном быту, в говорах, даже в хозяйстве в деревне. Наблюдалась сравнительно высокая степень сохранения традиционных и этнически маркированных явлений. Поэтому для рассмотрения модели традиционной культуры в таком регионе как Вятский край в качестве верхней границы уместно взять начало XX века, но с широким привлечением сравнений, относящихся к середине, и даже второй половине XX в.

Научная новизна.

Данное диссертационное исследование является первой обобщающей работой по этнографии русского населения Вятского края XIX - начала XX вв.; в научный оборот вводится целая серия новых источников, собранных и обработанных автором.

Определятся место традиционной культуры, как стадии развития региональной вятской истории, причем традиционная культура превалирует над другими стадиями и промежуточными периодами.

Эвристичным представляется и вариант рассмотрения региональной модели этнической культуры с проработкой внутренних связей компонентов традиционной культуры через так называемые «культурные технологии», составляющие суть системы жизнеобеспечения. При этом выделяется три уровня развития культурных технологий. Первый уровень определяется процессами формирования культурных явлений, «вписывания» их в ландшафт. Существо второго уровня развития «культурных технологий» (или второго компонента в триединой формуле системы жизнеобеспечения) составляют процессы закрепления, консервации неких культурных процессов и явления. Третий уровень - это механизмы культурного воспроизводства.

Рассматриваемые внутренние связи между компонентами традиционной культуры (или стадии развития «культурных технологий») фиксирующихся как в материальной, так и в духовной составляющих традиционной культуры.

Теоретико-практическая значимость работы.

Исследование может заполнить лакуну в публикациях по этнографии русского населения Вятки как одного из регионов России, по проблемам функционирования системы жизнеобеспечения в рамках традиционной культуры.

Концепция исследования, его выводы и материалы применимы для учебных курсов и программ по этнографии, регионоведению, а также воспитательной работы в вузе и школе. Информативный и справочный материал может быть востребован в сфере культуры — деятельности музеев, фольклорных коллективов, школ ремесел и т.д.

Исследование может быть востребовано и при решении проблем общественно-политических отношений, управления в регионе.

Апробация работы.

Результаты исследований были доложены автором на конференциях
регионального, российского и международного рангов в гг. Кирове

(Вятская земля в прошлом и настоящем, 1995; Теория и методика краеведения, 2000), Перми (Исследования по археологии и истории Урала, 1998; Старообрядческий мир Волго-Камья: проблемы комплексного изучения, 2001), Глазове (Материальная и духовная культура народов Поволжья и Урала: история и современность, 1995), Сыктывкаре (Христианизация Коми края и ее роль в развитии государственности и культуры, 1996), Новосибирске (Аборигены Сибири: проблемы изучения исчезающих языков и культур, 1995), Сарапуле (Проблемы межэтнических взаимодействий в сопредельных национальных и административных

образованиях (на примере Среднего Прикамья), 1997), Москве (III Конгресс этнологов и антропологов, 1999; Старообрядчество: история, культура и современность, 2000, 2002), Нальчике (IV Конгресс этнологов и антропологов, 2001), С - Петербурге (Художественное моделирование и народные традиции, 1998; Реальность этноса: образование и межэтнические коммуникации, 2002), Ижевске (Этнос. Культура. Человек, 2003), Омске (V Конгресс этнографов и антропологов России, 2003).

Диссертация является результатом работы автора с 1989 по 2003 годы; ее содержание изложено в 21 публикациях, в том числе в монографии «Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX -начале XX вв. (система жизнеобеспечения)», 14 статьях и 6 тезисах (список прилагается). Общий объем печатных работ составляет 61,5 печатных листов.

Диссертация обсуждалась на кафедре этнокультурологии РГПУ им. А.И Герцена и на заседании кафедры истории России ВятГУ.

Структура и объем работы.

Работа состоит из Введения, восьми глав, Заключения, библиографии из 163 наименований и приложений, включающих 204 черно-белых и цветных иллюстраций и схем.

Структура работы выявляет специфику компонентов традиционной культуры с точки зрения системы жизнеобеспечения, логичнее вырисовываются связки между ними. Полнее раскрываются механизмы формирования (1), существования (2) и воспроизведения (3) компонентов, как в материальной, так и в духовной составляющих в региональной модели культуры русского крестьянства.

Итак, целесообразным в современной жизни представляется использование всего рационального, что накопила до сих пор существующая в регионе традиционная культура. Среди ее явных достижений -

сбалансированность по отношению к природе и между компонентами модели
хозяйствования, созидательность, порой . тесно связывавшаяся с
аскетичностью. Подмечено, что в трудные годы XX века наблюдался откат к
традиционным явлениям. Крестьянская традиция здесь, как и в другие
кризисные ситуации, выступает в роли «подстраховщика» для

промышленной культуры

*

Перспективным видится не только использование рациональных черт из
«крестьянского прошлого» Вятского региона, но и осмысление того, что
традиционная культура не окончила свое существование в данной
территории. Она преобразовалась. Поэтому для планирования будущего
развития даже страны в целом нужно более полно . учитывать культурно-
исторический потенциал регионов, чтобы гармоничнее проводить
необходимые преобразования.
« Этнографическое изучение таких регионов Российской Федерации как

Вятский край ценно и для понимания динамики процессов в российской провинции, дальнейшего изучения многогранности культуры русского этноса.

*

Похожие диссертации на Традиционная культура русского населения Вятского региона в XIX - начале XX вв. (Система жизнеобеспечения)