Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Хрибар Сергей Феликсович

Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России
<
Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хрибар Сергей Феликсович. Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.07 / Хрибар Сергей Феликсович; [Место защиты: Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН].- Москва, 2009.- 224 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-7/556

Содержание к диссертации

Введение - с.4.

Гл. 1. Различные взгляды на проблему «экология-и-религия» - с. 12

1.1. Области исследований, смежные с этнологией и антропологией - с. 12

  1. Экология религий — с. 12

  2. Культурная и этническая экология - с. 15

  3. Спиритуальная и сакральная экология — с. 17

  4. Экологическая психология и изучение экологической культуры - с. 19

  5. Экологическая философия и экологическая этика- с. 22

1.2. Экологическая теология и библеистика - с. 31

  1. Понятие, подходы, направления - с. 31

  2. Краткая история — с. 36

  3. Трансформационная и адаптационная неконфессиональная экотеология — с.43

  4. Критика экотеологических взглядов — с. 48

1.3. Экотеологические публикации представителей христианских конфессий - с. 52

  1. О конфессиональной ситуации в современной России - с. 52

  2. Православие - с. 55

  3. Католицизм - с. 62

  4. Баптизм - с. 65'

  5. Адвентизм - с. 70

1.3.7. Обсуждение экологических проблем в межконфессиональном диалоге - с.72

Гл. 2. Отношение к природе в Библии и других первоисточниках - с. 76

2.1. Экологические аспекты библейских общехристианских доктрин - с. 76

  1. Место человека в окружающем мире - с. 76

  2. Экологические аспекты грехопадения - с. 79

  3. Библейский подход к решению экологических проблем - с. 80

  4. Экологическая этика в Библии - с. 81

2.1.5.Экологические аспекты искупления - с. 85

  1. Природа как средство богопознания - с. 86

  2. Экологические проблемы в эсхатологической перспективе - с. 89

2.2. Природа в некоторых канонических книгах Библии - с. 92

  1. Книга Бытия — с. 92

  2. Природа в Книге Иова - с. 95

  3. Природа в Книге Псалмов - с. 96

  4. Человек и природа в Книге пророка Исайи - с. 100

  5. Экофильные идеи Книги пророка Ионы - с. 103

  6. Послание апостола Павла к Римлянам - с. 105

  7. Природа и экологические проблемы в Книге Откровения Иоанна - с. 107

2.3. Природа в постбиблейских авторитетных первоисточниках - с. 111

  1. Св. Василий Великий «Беседа на Шестоднев» - с. 111

  2. Григорий Нисский Об устроении человека - с. 112

  3. Св. Иоанн Златоуст - с. 114

  4. Симеон Новый Богослов — с. 116

  5. Св. Франциск Ассизский, его жизнь и учение - с. 118

  6. Св. Фома Аквинский «Сумма теологии» - с. 120

  7. Отношение к природе русских святых - с. 122

  8. Произведения Елены Уайт - с. 124

2.4. Отношение к природе в социальных доктринах конфессий России (сравнительный
анализ) - с. 127

  1. Сравнительный анализ содержания - с. 128

  2. Оценка качества- с. 135

  3. Результаты сравнения - с. 138

Гл. 3. Восприятие современными христианами России природоохранных нравственных ценностей - с. 140

3.1. Результаты интервьирования - с. 140

  1. Понимание места человека в природе - с. 141

  2. Экологическая этика - с. 145

  3. Восприятие дикой (нетронутой) природы христианами - с. 150

  4. Участие Церкви в сохранении природы - с. 152

3.2. Результаты интернет-опросов на христианских форумах - с. 160

  1. Об отношении к природе и ответственности за экологические проблемы — с. 161

  2. Об отношении к животным - с. 163

  3. Христианство и охота, грехи против природы - с. 166

  4. Природоохранное служение Церкви - с. 168

3.3. Результаты тест-опросов по книгам Ионы и Бытие, проведенных среди христиан

адвентистов седьмого дня - с. 171

  1. Восприятие экофильных идей Книги Ионы - с. 172

  2. Восприятие экотеологии Книги Бытия - с. 176

  3. Обобщение результатов тест-опросов - с. 184

Гл. 4. Анализ опыта и перспектив христианского экологического образования - с. 187

4.1. Христианское воспитание в природной среде - с. 187

4.1.1. Методические материалы Ассоциации «Христианские международные
лагеря» - с. 188

  1. Братство православных следопытов и летние лагеря - с. 192

  2. Клубы «Следопытов» христиан-адвентистов - с. 197

  3. Царские Охотники - с. 201

4.2. Христианское экологическое воспитание в православных общеобразовательных
школах - с. 203

  1. Элементы экологического воспитания в начальной школе - с. 204

  2. Духовно-экологическое воспитание на уроках биологии - с. 208

Заключение - с. 211

Литература - с. 214.

\

Введение к работе

Актуальность. Злободневность экологических проблем создает необходимость формирования экологической культуры всех слоев населения. Расположенность людей к принятию норм экологической этики зависит от многих факторов, в т.ч. и от религиозных убеждений. С конца 60-х гг. XX в., за рубежом активно обсуждается влияние христианства на отношение людей к природе. В СССР эти дискуссии не были актуальны с точки зрения и Церкви, и природоохранной пропаганды. Об охране природы (по крайней мере, до 80-х гг.) говорили сравнительно немного, о религии вообще умалчивали. Однако во время Перестройки конца 1980-х гг. интерес к экологическим проблемам стал массовым, а число верующих возросло. Для сохранения природы включить экологическое воспитание в приоритетные задачи всеобщего образования необходимо, но не достаточно, важно использовать самые разные каналы распространения природоохранных нравственных ценностей: как СМИ, общественные организации, дополнительное образование детей и др., так и традиционное мировоззрение.

С другой стороны, в России, помимо экологических проблем, весьма актуальна и злободневна проблема недостатка веротерпимости, напряженности межрелигиозных отношений и ксенофобии. Формирование же экологической культуры (как и другие этические вопросы) может стать предметом межконфессионального диалога. Это делает вопрос об оценке и изучении влияния религиозных (в данном случае христианских) убеждений на отношение к природе актуальным и в нашей стране.

Цель и задачи

Указанные выше обстоятельства послужили основанием для начала исследований, цель . которого - изучение христианства как одного из возможных каналов формирования экологической культуры населения современной России.

Данная цель предопределяет следующие задачи:

Анализ имеющихся и (по необходимости) разработка новых методологических подходов к изучению понимания природы, экологических проблем и их решения христианскими конфессиями и принадлежащими к ним христианами. .

Выяснение основных особенностей христианского понимания взаимосвязи «человек-природа» в Библии, святоотеческой литературе, официальных

документах конфессий и в др. авторитетных для российских христиан первоисточниках.

Изучение восприятия природы, экологических проблем и понимания экологической этики христианами разных конфессий.

Оценка расположенности к принятию природоохранных нравственных ценностей в различных конфессиональных и социальных группах христиан.

Выявление экологического компонента в практике христианского образования и проповедования, а также оценка перспективности сочетания духовно-нравственного и нравственно-экологического воспитания при распространении христианских нравственных ценностей и образа жизни.

Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования избраны
христианские конфессии современной России, их вероучение и религиозная практика, а
также взгляды и образ жизни верующих. Основная часть фактического материала і

связана с конфессиями, наиболее широко представленными в современной России, т.е. Русской Православной Церковью (РПЦ), с церквами Евангельских Христиан Баптистов (ЕХБ), Христиан Адвентистов Седьмого Дня (АСД), Христиан Веры Евангельской (ХВЕ), Христиан Веры Евангельской Пятидесятников (ХВЕП), и в меньшей степени -Объединенной Методистской Церковью (ОМЦ), Римской Католической Церковью (РКЦ) и др. Эти вероисповедания имеют оформившиеся организационные структуры. Они давно существуют в условиях секулярного общества (как за рубежом, так и в России) и во многом функционируют по его законам. Отдельные аспекты исследования не обладают выраженной конфессиональной спецификой и носят общехристианский характер. Предметом исследования стали вопросы о влиянии вероучения и религиозной практики христианских конфессий современной России на отношение их приверженцев к природе.

Хронологические и территориальные рамки исследования. Хотя сроки появления многих анализируемых первоисточников измеряются веками и тысячелетиями, основной упор делается на современную ситуацию в религиозной сфере, т.к. осознание обществом экологических проблем началось сравнительно недавно (во второй половине XX в.). Поэтому основная часть исследования охватывает период с 1970-х гг. по настоящее время. Поскольку Библия и другие древние первоисточники воспринимаются верующими как поныне актуальные, при их рассмотрении допускается применение содержащихся в них нравственных положений

б к решению проблем современности. Зарубежный опыт религиозных и светских исследователей в работе используется и обсуждается, однако его анализ не претендует на полноту, т.к. основное внимание уделяется изучению состояния вопроса в различных регионах России и странах СНГ.

Научные подходы, методология и понятийный аппарат. В данной работе нашли отражение теоретические положения, взгляды и подходы многих отечественных и зарубежных ученых, в том числе этнографов (Б. Малиновского, С.А. Арутюнова, Н.В. Морохина, В.И. Козлова, А.Н. Ямскова, Д.Ю. Доронина), религиоведов (П.И. Пучкова, В.Л. Огудина), экологов (Р. Нэша, В.Е. Борейко, О.Н. Яницкого), богословов (Л.И. Василенко, С. Браттон), психологов (В.А. Ясвина, А.А. и А.В. Калмыковых).

Концептуально-методологическая основа диссертации представляет собой сочетание различных подходов и методов исследования. Основная методологическая предпосылка состоит в функциональном подходе, подразумевающем, что, как часть культуры, религия (в т.ч. и христианство) обладает в числе прочих социальных функций и функцией экологической, регулируя взаимоотношения человека с природным окружением. Осознание церковными и светскими авторами отношения христианства к экологическим проблемам рассматривается в диахронии, то есть с точки зрения его поэтапного исторического развития. В большей степени применялся синхронный подход, позволивший выявить и сопоставить отдельные элементы изучаемого явления в "горизонтальном срезе", то есть в контексте социальных проблем современной России.

Данная работа, не являясь ни сугубо этнографическим, ни сугубо богословским исследованием, базируется на первоисточниках и полевых материалах (результаты включенного наблюдения, интервьюирования и анкетирования), для анализа которых использовался метод кросс-культурного, кросс-конфессионального сравнительного анализа и иные методы, направленные на выявление как общих, так и конфессионально специфических черт отношения к природе у христиан разных конфессий.

Принципиальной позицией при выполнении данного исследования является невмешательство в межконфессиональные дискуссии по вопросам истинности или ложности тех или иных религиозных догматов. Признание одними и непризнание другими христианами определенных доктрин и практик воспринимается в работе как данность без попытки их богословского обоснования или опровержения. В тоже время, при анализе различных современных экотеологических идей (особенно исходящих от

светских исследователей) оценивается соответствие или несоответствие таких идей

традиционным христианским доктринам и представлениям.

Под конфессиями (деноминациями) в данном исследовании понимается совокупности религиозных общин, объединенных идентичностью вероучения и духовной практики и часто имеющих общие руководящие органы. Учитывая, что границы между деноминациями- провести не всегда просто, данное определение применяется в диссертации расширительно, а именно - при условии общности вероучения и практики, догматически и культово идентичные объединения рассматривались как одна конфессия, даже несмотря на отсутствие общих руководящих органов.

Понятие экологической культуры в настоящее время используется очень часто,

хотя значение данного термина еще окончательно не устоялось. По О.Н. Яницкому

экологическая культура - ценностное отношение человека (или группы людей) к среде

своего обитания (2007), а по В.А. Ясвину (2000) это способность людей пользоваться

своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. В.Е.

Борейко (2003) выделяет в экологической культуре предметный (орудия, механизмы) и

духовный (этика, религия) компоненты. В данном же исследовании экологическая

культура рассматривается как особый стиль жизни, руководствующийся

природоохранными нравственными нормами (экологической этикой), источником

которых могут быть религиозные убеждения. Формирование экологической культуры

тесно связано с отношением к природе, которое может быть утилитарным или

напротив ценностным (и природа может рассматриваться как объект познания,

восхищения, заботы и т.п.). Отношение к природе в работе рассматривается как одно из

важнейших составляющих формирования экологической культуры.

Источники. Многоплановость темы и сочетание разных подходов к ее выполнению потребовали привлечения большого числа фактических материалов и разнообразных источников, которые условно можно объединить в следующие категории.

1. Полевые материалы автора, полученные в ходе интервьюирования 84

информаторов из 7 конфессий и 12 регионов России, бесед с экспертами (представляющих те или иные уровни руководства крупных конфессий), тестовых опросов (опрошено более 150 респондентов-адвентистов) направленных на изучение восприятия христианами природы и экологических проблем. Также довольно многочисленную группу составили неучтенные информаторы, беседы с которыми (на эти же темы) не были запланированы.

  1. Материалы интернет-опросов, проведенных автором в рамках форумов на христианских сайтах. В течение месяца на интернет-форумах отслеживались ответы и по необходимости задавались встречные вопросы. В форумах участвовали 19 информаторов.

  2. Первоисточники, пользующиеся авторитетом среди христиан, а именно: Библия (основной, первоисточник, в той или иной степени авторитетный для верующих всех христианских конфессий); труды Отцов Церкви (более первоисточники, наряду с Библией, авторитетные для православных и (или) католиков); а также вероучения различных христианских конфессий, решения последних соборов и съездов, официальные заявления руководящих органов, социальные доктрины и другие основополагающие документы тех или иных конфессий.

  3. Современная христианская литература, не выражающая позиций конфессий, комментирующая канонические тексты и адресованная верующим различных исповеданий, а также христианские периодические издания, отражающие участие христиан в жизни общества.

  4. Образовательные программы и иные методические материалы, использующиеся в церковном образовании и воспитании детей и молодежи, содержащие, в большей или меньшей мере, экологический компонент.

Выбор данных источников обусловлен необходимостью адекватного понимания как официальной позиции христианских конфессий, так и фактического воплощения этой позиции во взглядах и образе жизни верующих. При анализе источников, использовался широкий спектр религиоведческой, психологической, педагогической и другой литературы отечественных и зарубежных авторов

Изученность темы. Первые попытки оценить влияние христианских убеждений на отношение к природе начали предприниматься в США 1950-60-х годах, когда богословом Э. Растом показано библейское понимание природы (1953 г.), а историком Л. Уайт написана статья, где экологические проблемы связывались с распространением христианского мировоззрения (1967 г.), а христианство критиковалось за антропоцентризм. В 1960-1970-х гг. также в США благодаря работам христианских богословов Дж. Ситтлера, Р. Баэра, Ф. Йорансена, Дж. Кобба, К. Кофена, Э. Линзи развивается экологическая теология. Историю становления этой дисциплины за рубежом описал американский эколог Р. Нэш. Вообще христианское отношение к природе и экологическим проблемам в основном изучалось либо богословами, далекими от экологии, либо светскими специалистами (экологами, философами,

историками), далекими от христианства. Поэтому многие работы на эту тему носили несколько односторонний, и подчас апологетический, характер. В СССР эта полемика оставалась почти без внимания даже в научных кругах, если не считать работы Л.И. Василенко (1983), а несколько позже А.А. Велика и А.С. Попова (1990). Что касается богословов и священнослужителей, то таковые высказывались на эту тему и в Советском Союзе. Так, в 1974 митрополитом Алексием (нынешним патриархом Алексием II) в Журнале Московской Патриархии опубликована статья «Христианский взгляд на экологическую проблему», позже (в конце 1980-х) в том же журнале на эту тему пишут православный богослов И. Самсонов (1988) и архиепископ Пимен (1989). В баптистском журнале «Братский вестник» в 1974 г. выходят материалы проповедников О.А. Тярка и А.В. Карева, освещающие взаимоотношения «человек-природа».

В постсоветский период данная проблема стала затрагиваться значительно чаще. Для развития осмысления христианского понимания взаимоотношений «человек-природа» в природоохранном сообществе много сделано украинским экологом В.Е. Борейко: не считая его собственных работ на эту тему, возглавляемый им Киевский эколого-культурный центр перевел и издал много работ зарубежных и отечественных авторов по экологической теологии и экологическому религиоведению. В издаваемом Центром Гуманитарном экологическом журнале регулярно выходят статьи по данной тематике. В России по проблеме «христианство-и-экология» писали самые разные специалисты: философы (Н.Н. Моисеев, Л.И. Василенко, В.П. Гайденко, В.И. Курашов, Н.К. Гаврюшин и др.), богословы (Л.И. Василенко, Т. Горячева), этнографы (В.Л. Огудин, С.Н. Чернышев), эколога (С. Журавлев, В. Зубаков, П.В. Флоренский, Т.А. Шутова, С.Ф. Хрибар) и священнослужители (в РПЦ - арх-т Иоанн Экономцев, свящ. Е. Мельников и др.; у ЕХБ - Г.И. Комендант; у ХАСД - А.В. Болотников). К сожалению, автору не встречались работы, написанные в ключе проблемы экологического образования и воспитания, за исключением статьи московского учителя Е.А. Карунина о житийной литературе. Также нет работ, посвященных сравнению отношения к природе и экологическим проблемам в различных христианских конфессий России, правда в некоторых богословских и философских исследованиях сравниваются православие и протестантизм (И. Самсонов, Н.Н. Моисеев, Т. Горичева и др.), но при этом не учитывается, что протестантских конфессий много и российский протестантизм отличается от американского и европейского.

Научная новизна. В работе впервые показан комплексный взгляд на проблему изучения возможностей распространения природоохранных нравственных ценностей

среди приверженцев, наиболее широко представленных в России, христианских конфессий; выявляется доктринальная основа христианского экологического воспитания; анализируется библейское понимание взаимоотношений "человек-природа"; проводится основанный на первоисточниках сравнительный анализ отношения к природе различных христианских вероисповеданий. В то время как понимание природы в традиционных племенных религиях коренных народов России изучалось более или менее подробно, исследований по изучению христианского понимания отношений "человек-природа" проводилось не много, а диссертационных работ не делалось вообще. Имеющиеся на данный момент работы богословов построены на анализе авторитетных первоисточников (Библия, творения Св. Отцов и др.), но восприятие содержащихся в этих первоисточниках идей «рядовыми» священнослужителями и просто практикующими христианами никем не учитывалось. Также никогда не рассматривался потенциал разных христианских конфессий с точки зрения их участие в экологическом воспитании верующих, хотя об экофильных (т.е. добрых по отношению' к природе) идеях в авторитетных христианских первоисточниках известно. Отсутствуют исследования, сочетающие светские (природоохранный, педагогический, культурологический и др.) подходы с подходами церковными, теологическими. Данная работа представляет собой попытку хотя бы отчасти восполнить указанные пробелы.

Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть интересны природоохранным организациям и образовательным учреждениям, занимающимся экологическим образованием и просвещением различных слоев населения. Использование материалов этой работы может способствовать более эффективному экологическому просвещению активно практикующих христиан разных конфессий - группы, сравнительно мало охваченной иными формами экологического просвещения. Кроме того, представляя определенный интерес для священнослужителей, выводы диссертации могут послужить стимулом к развитию толерантности, межконфессиональному диалогу и сотрудничеству в решении общей проблемы экологического кризиса.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования опубликованы в научных сборниках, изданных Институтом этнологии и антропологии (2007) и Институтом востоковедения (2007), в научно-популярном журнале «Экология и жизнь» (1998), в Гуманитарном экологическом журнале (2003, 2004, 2007) а также представлены автором в выступлениях на различных научно-практических конференциях и семинарах по проблемам охраны природы,

экологического образования и воспитания, проводимых Московским государственным педагогическим университетом (1996); природоохранными организациями России и Украины: «Российский зеленым крестом» (2000 и 2002 г.), Всероссийским обществом охраны природы (2001 г.), Социально-Экологическим союзом (2003 г.), Киевским эколого-культурным центром (2002 - 2003, 2005 - 2006); Российским философским обществом (2000, 2001); Научно-исследовательским институтом семьи и воспитания РАО (2002); на богословских конференциях Библейского богословского института св. ап. Андрея (2005 и 2006 гг.) и др.

В 2003 г. по теме диссертации издана книга «Экологическое в Библии. Библия о взаимоотношениях "человек-природа"», нередко цитируемая в природоохранной литературе. Изложенные в ней положения использованы при разработке Основ социального учения Христиан-Адвентистов Седьмого дня в России (2003 г.) и Социальной позиции протестантских церквей России (2003 г.). В 2007 г. по некоторым главам книги подготовлены публикации в адвентистской газете «Сокрытое сокровище» и католическом (францисканском) журнале «Брат солнце» и др.

Отдельные положения данного исследования изложены в работах автора, представленных на конкурсы, проводимые Библейским богословским институтом в рамках проекта «Богословие и наука». Работы были отмечены специальным дипломом (2005 г.) и присуждением третьего места (2006 г.).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, подразделяющихся на тематические разделы (в свою очередь, делятся на параграфы), обобщающего Заключения и Списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Христианские конфессии и формирование экологической культуры населения в современной России