Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Стиль жизни: мода и эстетика повседневности Куликова Анастасия Сергеевна

Стиль жизни: мода и эстетика повседневности
<
Стиль жизни: мода и эстетика повседневности Стиль жизни: мода и эстетика повседневности Стиль жизни: мода и эстетика повседневности Стиль жизни: мода и эстетика повседневности Стиль жизни: мода и эстетика повседневности
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Куликова Анастасия Сергеевна. Стиль жизни: мода и эстетика повседневности : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Куликова Анастасия Сергеевна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2010.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-9/345

Введение к работе

Актуальность исследования.

Настоящая работа посвящена исследованию эстетической категории стиля жизни. Актуальность представленной на защиту диссертации можно подтвердить следующими положениями: во-первых, в современном обществе происходит плюрализация и индивидуализация стилей жизни в условиях относительной выровненности информационной среды, бесконечное разнообразие которых несводимо к традиционным формам «классового поведения»; во-вторых, крайняя условность и подвижность профессиональной структуры в сегодняшней России обогащает жизненно-стилевые предпочтения индивидов; в-третьих, стремительное проникновение эстетического в контекст повседневности позволяет говорить о «тотальной эстетизации повседневной жизни» в современном обществе.

Традиционно понятие «стиль» являлось исключительно эстетической категорией. Впоследствии сферой его распространения стало признаваться все пространство культуры (стиль культуры, стиль мышления), а также жизненного поведения человека (стиль жизни). В современной литературе, посвященной проблеме стиля, приоритет принадлежит категории «стиль жизни», а все другие стилевые формы (стили искусства, научного мышления, культуры) считаются производными от нее. Проблема стиля жизни из периферийной темы эстетических исследований переместилась в фокусное пространство эстетики повседневности.

Категория "стиль жизни" широко используется представителями различных дисциплин, связанных с изучением общественной и культурной жизни людей: эстетики, социологии, социальной психологии, экономики, маркетинга, истории, теории культуры и т.п. Возрастание интереса к социокультурной жизнедеятельности людей, проявляющейся в специфическом стиле жизни, обусловлено как общественно-практическими, так и научно-теоретическими

факторами. Такие изменения в социокультурной среде как появление новых технических средств для удовлетворения увеличивающегося разнообразия запросов людей по отношению к питанию, жилищу, одежде, предметам бытового и личного назначения, вызвали изменения в оценочных критериях, возросли требования к их эстетическим характеристикам, дизайну. Растущая дифференциация показателей благосостояния, эстетических ценностей людей, содержания их занятий увеличивает плюрализацию стилей жизни в современном обществе.

Степень разработанности проблемы.

Стиль жизни относится к числу наиболее популярных, но при этом, слабо разработанных категорий современной эстетики. Несмотря на достаточно продолжительную историю существования, стиль жизни в эстетических исследованиях остается скорее речевым оборотом, нежели категорией, подразумевающей вполне конкретный набор смыслов. Его статус маргинален, содержание метафорично, подвержено изменениям в зависимости от контекста и проблематизации исследования. Причина отсутствия теоретической завершенности концепта «стиль жизни», возможно, заключена в том, что категория всегда играла периферийные, второстепенные роли в научных теоретических разработках.

В качестве основных информационных источников первой главы диссертационного исследования можно назвать концепции стиля жизни Вебера М.1, Веблена Т.2, Зиммеля Г.3, Бурдье П.4, Мюллера Г.-П.5, Баумана З.6,

Вебер М. Основные понятия стратификации // Соц. ис, 1994. №5; Вебер М. Основные социологические

понятия // Вебер М. Избранные произведения. М: Прогресс, 1990.

2 Веблен Т. Теория праздного класса. - М: Прогресс, 1984. з Зиммель Г. Избранное. В 2 т. Т.2. Созерцание жизни. М. :"Юристъ", 1996; Зиммель Г. Мода // Георг Зиммель.

Избранное, Том 2. Созерцание жизни. - М: Юрист, 1996.

Бурдье П. Практический смысл. СПб и М: Алетея, 2001; Бурдье П. Практическое чувство. - СПб, Алетейя, 2001; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Экономическая социология. Электронный журнал, 2005. Том 6; Бурдье П. Социология политики. - М: Socio-Logos, 1993; Бурдье П. Структура, габитус и практика. Журнал социологии и социальной антропологии, 1998. Вып.2; Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. Электронный журнал. 2002. Том 3. 5 Mueller Н.-Р. Sozialstruktur und Lebensstile. Der neuere Iheoretische Diskurs ueber sozial Ungleichlieit. Fnuufurt/Main.: Suhrkamp 1992.

Бауман 3. Индивидуализированное общество. - M.: Логос, 2002; Бауман 3. Мыслить социологически. - М.: Аспект-Пресс, 1996.

Бека У. и Бодрийяра Ж . Большое внимание в первой главе уделяется не только эстетическим, но и социологическим теориям ввиду междисциплинарного характера исследования. По мнению диссертанта, эстетический выбор стиля жизни находится в прямой зависимости от социальной самоидентификации индивида, поэтому обращение к этим теоретическим разработкам представляется уместным в процессе исследования.

Теоретической основой второй главы, посвященной индустрии моды и брендингу стиля жизни, являются работы Бодо Ф., Аакера Д., Андреевой А.Н., Барта Р., Гофмана А., Кузнецовой Т.В., Ятиной Л.И.9, Килошенко М.10, Ковалева А.Д. , Любимовой Т.Б., а также западные монографии и журнальные публикации следующих теоретиков индустрии моды: Agins Т., Blumer H.G., Breward С, Frings G.S., King C.W., Robinson D.E., Sapir E., Schiffman L., Schultz D., Smith D.C., Sproles G.B., Steele V., Tomplinson A., Young A., Webb В., Weeden P., Wileman A., Williams R.12, Winters A.A.

При наличии достаточно большого количества исследований феномена индустрии моды не обнаружено концептуального единства в ее понимании. При этом важно заметить, что самой категории стиля жизни и ее зависимости от модных тенденций, в литературе, посвященной индустрии моды, уделено очень мало внимания, что значительно затруднило поиски необходимой информации для диссертационного исследования.

7 Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну. - М.: Прогресс-Традиция, 2000.

Бодрийар, Ж. Символический обмен и смерть. М, 2000; Бодрийяр Ж. Система вещей. - М, Рудомино, 1995.

Ятина Л.И. Концепция индустрии моды: проблема инноваций // Ненасильственные методы коммуникации в культуре и общественной жизни: Восток, Запад, Россия. СПб., 1997; Ятина Л.И. Методика сравнительного исследования стилей жизни // Рабочие тетради по компаративистике. Вып. 2. СПб, 2001; Ятина Л. И. Мода глазами социолога: результаты эмпирического исследования // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. I, № 2; Ятина Л.И. Полистилизм: новый этап в развитии моды // Рубеж, 2001, №16-17.

10 Килошенко М. Психология моды. СПб., 2001.

11 Ковалев А.Д. Книга Ирвинга Гофмана «Представление себя другим в повседневной жизни» и
социологическая традиция // Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-
Ц, Кучково Поле, 2000.

12 Williams R. Culture and Society 1780-1950. - London, 1958.

Среди обобщающих работ, посвященных индустрии моды, большое внимание было уделено монографиям и статьям Бодо Ф. , Барта Р. , Гофмана А.Б.15, Кузнецовой Т.В.16, Любимовой Т.Б17, Breward С.18, Robinson D.E.19, Steele V. и др. Однако ни в одной из перечисленных монографий и статей нет разделов, посвященных проблеме взаимосвязи индустрии моды и стиля жизни. В области системы комплекса маркетинговых коммуникаций и потребительского поведения в индустрии моды следует особо отметить

91 99 9^ 94

монографии Аакера Д. , Андреевой А.Н. , Agins Т. , Blumer H.G. , Frings G.S.25, King S.W.26, Sapir E.27, Schiffman L., Kanuk L.28, Schultz D.29, Smith D.C.30, Sproles G.B.31, Tomplinson A.32, Young A.33, Webb B.34, Weeden P.35, Wileman A., Jary M.36, Winters A.A., Winters P.F.37

Бодо Ф. "Шик & Шарм". - M: Слово/Slovo, 2006. Перевод изд.: Mode du siecle, Editions Assouline, Paris, France, 1999.

Барт P. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М: 1989; Барт Р. Мифологии. М.: Издательство им. Сабашниковых, 2000; Барт Р. Система моды/ Пер. с фр. - М., Издательство им. Сабашниковых, 2003.

Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2004; Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-пресс-Ц, Кучково Поле, 2000.

16 Кузнецова Т.В. Феномен моды: эстетика и диалектика// Философские науки.- 1991.- № 6.

17 Любимова Т. Б. Мода и ценность. // Мода: за и против. / Под ред. Толстых В. И. М., 1973.

18 Breward С. The Culture of Fashion. - Manchester University Press, Manchester, 1995; Breward С Cultures,
Identities, Histories: Fashioning a Cultural Approach to Dress II The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Ed.
by N. White and I. Griffiths. Oxford - N.Y., 2000.

19 Robinson D.E. Fashion Theory and Product Design. II Harvard Business Review. - 1958. - No.36
(November-December).

Steele V. Fashion: Yesterday, Today and Tomorrow II The Fashion Business. Theory, Practice, Image. Ed. by N. White and I. Griffiths. Oxford - N.Y., 2000.

21 Аакер Д. Создание сильных брендов/ Пер. с англ. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003; Аакер

Д., Йохимштайлер Э. Бренд - лидерство: новая концепция брендинга/ Пер. с англ. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003.

Андреева А.Н. Концепция портфеля дизайнерских брендов в фэшн - бизнесе: постановка проблемы// Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. - 2003. - Вып.2 (№16); Андреева А.Н. Фэшн - маркетинг дизайнерских торговых марок: ситуация в Санкт - Петербурге в начале XXI века// Вестник Санкт - Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. - 2002. - Вып.1; Андреева А.Н. Маркетинговые коммуникации дизайнерских брендов в фэшн - бизнесе// Маркетинговые коммуникации. - 2003. - №1(13).

Agins Т. Editorial Plugs for Apparel Are in Style II Wall Street Journal. - 1992. -October 6; Agins T. The End of Fashion: How Marketing Changed the Clothing Business Forever. - HarperCollins Publishers/Quill, 2001.

Blumer, Herbert G. Fashion: from class differentiation to collective selection II Sociological Quarterly, 1969;
Blumer, H.G. Fashion II International Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. 5. N.Y.: The MacmiUian Company
and The Free Press, 1968.
25 Frings G. S., Fashion from Concept to Consumer. 7th ed., 2002.

King C.W. Jr. Fashion Adoption: A Rebbutal to the «Trickle Down» Theory I Ed. S.A.Greyser II Proceedings of the American Marketing Associations. - Chicago: American Marketing Associations, 1963.

Sapir E. Fashion (1931) II Sociological Theory. N.Y, 1956.

Schiffman L., Kanuk L. Consumer Behavior. - Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ, 1997.

Schultz D., Barnes B. Strategic Brand Communication Campaigns. - 5th ed. - NTC Business Books, 1999.

Smith D. C, Park С W. The Effects of Brand Extensions on Market Share and Advertising Efficiency II

Journal of Marketing Research. - 1992. - Vol. 29, No. 3.

Sproles, G. B. Analyzing fashion life styles - principles and perspectives II Journal of Marketing, Fall 1981, Vol. 45; Sproles G. B. Behavioral Science Theories of Fashion I Ed. M.R. Solomon II The Psychology of Fashion. -

Теоретической основой третьей главы диссертационного исследования были труды о повседневной жизни Лефевра А. , М. де Серто , Лелеко В.Д. , Chaney D. , а также многочисленные работы, посвященные проблематике дизайна - Быстровой Т.Ю. , ГлазычеваВ.Л. , Ковешниковой H.A. , Ляшенко В.А.45, Шепетиса Л.К.46 и др.

Ориентиром для научных изысканий в области дизайна послужили философские работы Г.Н. Лолы47, Хью Лейси48, М.С. Кагана49, Г.П. Выжлецова50, В.Л. Глазычева51, Е.В. Жердева52, М.Ф. Овсянникова53, Г.А. Орлова54, В.Ю. Медведева55, статьи и монографии X. Г. Тхагапсоева, Л.Н. Столовича, Р.А. Степучева. Особое место в истории исследования дизайна в нашей стране в последние три десятилетия занимают работы К.М. Кантора, Г. П. Щедровицкого, В.Л. Глазычева, В.Я. Дубровского, О.И. Генисаретского и др., большинство из которых работали над «проективной» концепцией

Lexington: D.C. Heath/Lexington Books, 1985; Sproles G. B. Fashion Theory: a Conceptual Framework II Advances in Consumer Research. 1974. Vol.1, Issue 1.

32 Tomplinson A. Consumption, Identity and Style: Marketing, Meanings and the Packaging of Pleasure. -
Routlege, London, 1990.

33 Young A. Recurring Cycles of Fashion 1760-1937. N. Y., 1939.

34 Webb B. Retail Brand Marketing in the New Millennium I Eds. T. Hines, M. Bruce II Fashion Marketing.
Contemporary Issues. - Butterworth-Heinemann, Oxford, 2001.

35 Weeden P. Study Patterned on Kroeber's Investigation of Style II Dress - Journal of the Costume Society of
America. -1977. -No. 3.

36 Wileman A., Jary M. Retailer Power Plays: From Trading To Brand Leadership. -Macmillan, London, 1997.

37 Winters A.A., Winters P.F., Paul С Brandstand: Strategies for Retail Brand Building. - Visual References
Publications, New York, 2002.

38 Lefebvre H. Everyday Life in the Modern World. L., 1971.

39 De Certeau M. The Practice of Everyday Life. Berkley, 1984.

40 Лелеко В. Д. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века. Материалы
научной конференции 10 октября 2001 года. Серия "Simposium", выпуск 16. СПб: Санкт-Петербургское
философское общество, 2001.

41 Chaney D. Lifestyles. - London and new York : Routledge, 1996.

42 Быстрова Т.Ю. Вещь. Форма. Стиль: Введение в философию дизайна. - Екатеринбург, 2001.

43 Глазычев В.Л. О дизайне. - М., 1970.

44 Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория. - М., 2006.

45 Ляшенко В.А., «Дизайн как фактор научно-технического прогресса», М., 2009.

46 Шепетис Л.К. Искусство и среда. Место искусства в современной эстетической среде. - М.: Наука,
1993.

47 Лола Г.Н. Дизайн. М., 1998.

48 Хью Лейси. Свободна ли наука от ценностей. СПб, Логос, 2001.

49 Каган М.С. Морфология искусства. Л., 2000; каган М.С. Философия культуры. СПб, 2002.

50 Выжлецов Г.П. О дизайне. Л., 1998.

51 Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. М., Европа, 2006.

52 Жердев Е.В. Дизайн вчера, сегодня. Завтра. М., 2001.

53 Овсянников М.Ф. Эстетика и производство. М., МГУ, 1969.

54 Орлов Г.А. Проблемы ритма художественного времени и пространства в искусстве. СПб, 2000.

55 Медведев В.Ю. Опыт эстетической оценки технически сложных изделий культурно-бытового
назначения. Л., Знание, 1983; Медведев В.Ю. Система оснований эстетической оценки произведений дизайна.
Вестник СПГУТД, 1997, №1.

дизайна . Среди зарубежных авторов диссертант опирался в большей степени

на фундаментальные исследования Ж. Бодрийяра . Следует упомянуть, что предмет дизайна долгое время обладал чертами полумаргинального объекта исследования и не был своевременно включен в социально-философский аспект, но сейчас эта тема глубоко изучена и очень популярна.

Обобщая этот краткий и далеко не полный обзор, следует сказать, что за последнее время исследования в области проблематики стиля жизни продвинулись далеко вперед, особенно в западной литературе, именно поэтому большой акцент осуществляется именно на западные (в основном англоязычные) источники. В то же время процесс изучения проблематики стиля жизни выводит исследователей на новые проблемные и концептуальные уровни, требующие более глубокого погружения в накопленный материал. Несмотря на длительную историю теоретических исследований, посвященных этому вопросу, и сегодня не существует однозначных рецептов решения этой задачи.

Объект диссертационного исследования: стиль жизни как социально-эстетическая категория.

Предмет диссертационного исследования: взаимосвязь стиля жизни с индустрией моды и эстетизацией повседневности в условиях культуры постмодерна.

Цели и задачи исследования:

Основной целью диссертационной работы является анализ социально-эстетической категории стиля жизни, рассматриваемой сквозь призму индустрии моды и эстетики повседневности. В диссертационном исследовании ставится ряд более конкретных задач:

рассмотреть феномен стиля жизни как научную проблему эстетики; проанализировать социально-эстетическую категорию "стиля жизни"; выявить взаимосвязь индустрии моды и стиля жизни, оценить значение брендинга стиля жизни и его роль в современном обществе потребления;

56 Кантор К.М. Два проекта всемирной истории // Вопросы философии. 1990. №2.

57 Бодрийяр Ж. Система вещей. М: Рудомино, 1995.

охарактеризовать эстетизацию повседневной жизни общества постмодерна и дизайн как основной инструмент этой эстетизации;

рассмотреть дизайн как способ организации предметно-пространственной среды, оказывающей опосредованное влияние на модель поведения человека; проследить взаимосвязь искусства дизайна и стиля жизни.

Методологические основания исследования заданы как предметом анализа, так и основными задачами.

Данное диссертационное исследование построено на логико-аналитическом, структурно-функциональном и культурно-историческом методах и представляет собой логическое конструирование относительно новой для эстетики категории стиля жизни. Логико-аналитический метод дает возможность максимально объективного взгляда на природу категории стиля жизни, позволяет избежать односторонней трактовки существования этого понятия в культуре. Культурно-исторический метод позволяет исследовать изменения в статусе стиля жизни внутри культуры общества потребления, сменившего традиционное общество. И, наконец, структурно-функциональный метод дает нам возможность исследовать индустрию моды, дизайн и стиль жизни как систему и проследить механизмы взаимосвязи и функционирования элементов внутри этой системы.

Научная новизна исследования связана с раскрытием малоизученной категории эстетики «стиль жизни», в частности:

впервые стиль жизни рассматривается как социально-эстетическая категория, - по мнению автора, эстетический выбор стиля жизни позволяет человеку идентифицировать себя в социокультурном пространстве;

впервые проведен структурно-функциональный и сравнительный анализ основных теоретических подходов в интерпретации категории стиля жизни;

- впервые проведен анализ эстетической взаимообусловленности стиля
жизни и тенденций в индустрии моды и дизайне, охарактеризована роль
брендинга стиля жизни в современном обществе потребления.

Основные положения, выносимые на защиту:

категория стиля жизни выражает стремление человека найти опору собственному бытию и идентифицировать себя в социокультурном контексте;

выбор эстетических детерминант того или иного стиля жизни напрямую зависит от социокультурной самоидентификации того или иного субъекта, поэтому можно сделать вывод о том, что стиль жизни является социально-эстетической категорией;

характерно большое влияние индустрии моды на формирование поливариантных стилей жизни;

крайне важна роль дизайна в распространении эстетического в повседневности и утверждения категории стиля жизни во всех сферах человеческой жизнедеятельности.

Научно-практическая значимость диссертации:

Результаты диссертационной работы могут быть использованы при разработке исследовательских и учебных программ по эстетике, истории и теории моды, проблематике искусства дизайна.

Апробация полученных результатов.

Результаты данной научной работы были положены в основу нескольких публикаций автора по данной проблеме.

Тезисы диссертации, вынесенные на защиту, были представлены в докладе на III Овсянниковской международной эстетической конференции, состоявшейся в МГУ имени М.В. Ломоносова 21-22 ноября 2008 года. Название доклада -«Эстетизация повседневной жизни во второй половине XX - начале XXI вв.».

Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Структура диссертационной работы обусловлена целью исследования и необходимостью выполнения вытекающих из нее более конкретных задач. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав и заключения. К работе прилагается библиографический список литературы.

Похожие диссертации на Стиль жизни: мода и эстетика повседневности