Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Наджафова Айсель Наджафкулу кызы

Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох
<
Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Наджафова Айсель Наджафкулу кызы. Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04 / Наджафова Айсель Наджафкулу кызы; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. Филос. фак.].- Москва, 2009.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/405

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эстетические аспекты антропологического понимания человека 21

1.1. Категоря эстетического понимания как эстетический аспект развития философии 21

1.2. От античной эстетики к герменевтике 38

1.3. Проблемы эстетического образа и действия в герменевтике. (Гадамер Г., Витгенштейн Л., Бахтин М.) 54

Глава 2. Становление образа мира в диалогической парадигме в эстетике XX века 69

2.1. Начало европейского диалогизма в эстетике. Красота в понимании Блаженного Августина 69

2.2. «Жизненный мир» Э. Гуссерля и интерсубъективность эстетического образа 81

2.3. Проблемы образного понимания в философии экзистенциализма ( С.Кьеркегор,Ж. Сарт, А. Камю) 95

Глава 3. Эстетическое мышление как способ бытия. Эстетический модус бытия в сегодняшнем мире 111

3.1. Между герменевтикой и экзистенциализмом. Бытийственные моменты интерпретационной образной активности в миросозерцании и судьбе М. деУнамуно. (Образное понимание и поступок) 111

3.2. Деятельностная основа художественного образа как фундамент миросозерцания культуры начала XXI века 134

Заключение 147

Библиография 153

Введение к работе

Среди проблем существования человека в мире, которые ставит перед философской мыслью сегодняшняя реальность, особое значение приобретает проблема осмысления общей, общедоступно понятной и в пределе общепризнаваемой картины мира. Такого рода картина мира, в которую включены и эстетические и ценностные параметры, действительно становится все более тотальной. Это обусловлено очевидными сегодня процессами глобализации, все расширяющимся общим цивилизационным пространством. В это пространство помимо экономической и геополитической входят информационная и культурная составляющая.

Общая картина мира формируется различными способами: единым информационным полем, которое характеризуется в том числе и способами оформления и подачи информации, в большой степени искусством, особенно кинематографом, расширяющим свое распространение и в географическом, и в социальном аспектах. Постепенно создается единый образ мира, который отодвигает на второй, периферийный план, другие культурные или этнические образы мира. Одной из основных характеристик этого образа мира является его деятельностный посыл; он-,нацелен на формирование определенных ценностных ориентиров и моделей поведения. На стремлении вовлечь человека в существование в определенном образе мира строится деятельность средств массовой информации и в огромной степени деятельность создателей рекламы.

Очевидно, что проблема особенностей современного образа мира выходит за пределы социально-политических определений. Уже потому, что формируемый различными способами образ мира строится на отчетливой эстетической парадигме как на одной из важнейших составляющих. Картина мира возникает на основе определенных ценностных представлений, в том числе представлений о красоте. Конечно, можно критически обсуждать эстетическое содержание этих представлений, но важно то, что формируется

образ мира с учетом эстетической составляющей и при этом с ожиданием от человека активной ответной действенной реакции.

Данный способ активного эстетического посыла возник не случайно и не на пустом месте. Прежде чем прийти к представлениям о возможности создания такой тотальной картины мира, включающей эстетические параметры, сменилось несколько принципиально различных подходов образного восприятия мира. Трудно осознать, но все же нельзя не согласиться, что в, казалось бы, примитивном эстетическом посыле рекламы - плод драматических усилий многих поколений мыслителей, пытавшихся решить проблему онтологичекого качества красоты и гармонии как составляющей повседневную реальность. Некоторые из этих мыслителей строили собственную жизнь на основе своих эстетических представлений.

В данной работе мы ставим задачу рассмотреть логику развития эстетических координат в различных философских системах, осмыслявших реальность с точки зрения развития представлений об онтологической природе эстетического как части целого мира, сопряженного с деятельностной основой человеческого существования. Другими славами, в данной работе мы стремимся понять, какие закономерности лежат в основе побудительного, действенного импульса эстетического, почему, как, на каких исторических этапах культурного развития и при каких условиях эстетические представления о гармонии и красоте побуждали мыслителя действовать определенным образом. Необходимо понять логику развития и осмысления эстетического компонента понимания мира. Это понимание необходимо для оценки эстетической структуры сегодняшнего образа мира, находящегося в процессе активного формирования.

К наиболее важным сторонам понимания мира у любого мыслителя относится эстетическое понимание, которое исходит из онтологического предощущения цельности мира, можно сказать феномена цельности, который лежит в структурной основе реальности. Цельность предполагает гармоническое соединение частей, которое влечет за собой развитие идеи

красоты. Поэтому эстетическая составляющая понимания основывается на интуиции, которая в свою очередь основывается на опыте всей предшествующей жизни человека в определенном культурном и эстетическом пространстве. Мы будем подходить к образу как к концентрированному выражению признаков и свойств реальности, доступных пониманию данного мыслящего и чувствующего субъекта.

В сложной взаимодополняемой структуре социально-культурно-философского единства любая философская система несет в себе образное ядро эстетического миропонимания. Можно сказать, что у любой философской системы есть художественное пространство — эмоциональный фон, связующий в единое целое произведения мыслителя.

Наличие образного, даже наличие художественного элемента в системе
философского мышления отмечалось неоднократно. Как правило,
эстетический подход связан < с лингво-семиотическими методами
исследования текста. Мы же говорим об имплицитном присутствии в любой
философской системе художественного образного пространства. Нас
интересует та часть философского мышления, которую М.Мамардашвили
характеризовал как онтологическую способность нашего мышления
синтезировать момент эстетического понимания мира в рационально-
интуитивистском единстве. «Есть некая реальная философия как элемент
устройства нашего сознания, - писал М. Мамардашвили, - и есть философия
понятий и учений, предметом которой- является экспликация реальной
философии... Но этот элемент, эквивалентный философскому

доказательству, - я мыслю, я существую, - выполняется и при создании художественного образа»'.

Общеизвестно, что развитие философии началось именно с создания образа мира. Причем в том выражении образности, которая позднее закрепилась непосредственно за сферой художественного мышления: концентрированное выражение эмоциональных и рациональных

1 Мамардашвили М. Как я понимаю философию. М., 1992. с. 23.

представлений об окружающей реальности, облеченных в метафорическую форму". При этом миф есть образ мира, заключающий идею цельности, гармонии в смысле соразмерности и логичности его частей и, следовательно, красоты. Мышление изначально основывалось на эстетическом базисе.

Конечно, дальнейшее, рационалистическое развитие философии и шире, культуры, привело к отходу от образного, цельного восприятия реальности; ставились и многократно решались проблемы субъект-объектных отношений. Но человеческая мысль делала неоднократные попытки обнаружить утраченную цельность мира. Некоторые мыслители предлагали философскую систему, объединяющую мир явлений, мир идей и мир действий. Предлагали образ цельного мира. Мы укажем на три точки возвращения к фундаментальным позициям целостного единства понимания и высказывания о мире как соединения идеи познания и чувственного восприятия красоты, которые оказывались этапными для формирования современного деятельностного момента в эстетическом посыле. Собственно именно понимание логики единства эстетического и деятельностного момента в философии и жизненной практике и является задачей этой работы.

Для наглядности выявления логики нарастания деятельностного момента в эстетической картине мира в различные периоды развития европейской культуры мы выбрали несколько художественно-философских систем, созданных яркими мыслителями. Конечно, те тенденции, о которых идет речь в данной работе, заметны и в творчестве других философов и художников, но мы останавливались на тех мыслителях, в чьем творчестве наиболее очевидно актуализируется эстетический момент, а в чьей жизни.

~ Известный исследователь истории эстетики В.В. Бычков в своем систематическом изложении проблем развития эстетической мысли предлагает деление истории эстетики на две большие части: классическую и нонклассическую эстетику XX века. Мысли исследователя ясна - рациональная структурированность классики и образная целостность нонклассики. Но за рамками предложенной логической схемы оказывается важнейший этап развития эстетической мысли, характеризуемой «нонклассической» целостностью, этап античной мифологии, как базы для формирования эстетической мысли. См.: Бычков В.В. Эстетика. М., 2004.

выражается зависимость поведенческой модели от эстетических и философский воззрений.

В данной работе мы предполагаем проследить цикличность в динамике развития эстетического аспекта понимании в истории европейской философской мысли. Мы исходим из той позиции, что рациональное понимание мира лежит в основе становления образа мира конкретного мыслителя. Конечно, целостный образ мира, характерный для мифологического этапа развития философии распался на противоположности объекта и субъекта, но никогда и никакая философская система не избавлялась от эмоционально насыщенного эстетического отношения, так или иначе, ярко, или потаенно выраженного в творчестве определенного мыслителя. Правда, только в начале XX века начинает определяться вновь явно выраженное тяготение к целостной картине мира, пронизанной эстетическим отношением, эмоционально-образным переживание, которое диктовало в свою очередь характер поступков, и конечном счете, характер судьбы и биографии многих мыслителей.

И именно к XX веку можно выделить и проследить логику формирования осознания онтологического качества эстетического как принципа организации жизненного пространства. Именно тогда окончательно оформились представления о мире как об эстетически совершенной реальности, цельной и законченной, хотя и трудно умозрительно постигаемой. А потому наилучший способ ее постижения -есть эстетическое образное постижение, которое никак не ограничивается пределами искусства. У бытия есть эстетический модус, который фокусирует представления о гармонии, красоте, добре, и формирует поведенческую модель отдельного человека или даже определенных сообществ.

Особый этап развития эстетического понимания составили труды Э. Гуссерля, который исследовал тонкую диалектику феномена и явления и

предложил идею интерсубъективности3. Именно на материале феноменологической эстетики удобнее всего показать разницу между эстетическими штудиями философов и эстетическим компонентом философской системы. Эстетическое пространство духовной культуры XX века (до постмодернизма), основывалось на диалогическом движении являемого и воспринимающего в рамках духовно освоенного мира. Эти идеи лежат в основе осмысления поступка в эстетическом плане, которое началось именно в начале XX века.

Э.Гуссерль пришел к выводу, что корни научных теорий лежат в «жизненном мире» европейского человечества нового времени, что они историчны. А это значит, мир является взору исследователя в широкой панораме, соотнесенным с определенной культурной, социальной и исторической традициями, что это глубоко личностная среда.

Ученик Э.Гуссерля М.Хайдеггер полагал, что «понимание есть основополагающий модус здесь-бытия»4. То есть М.Хайдеггер придает пониманию онтический смысл, раздвигая понимание «понимания» до бытийственной деятельностности. То есть включает в проблему понимания и проблему действования, поступка. Это означает, что эстетическое понимание мира, исходящее из цельности картины мира также включает в себя проблему действия, поступка.

Глубокое исследование феномена понимания, получившего онтологическое оправдание, оказывалось основополагающим для философской, а затем и художественной и эстетической мысли XX века. Вывод, к которому пришла философия о невозможности полноты понимания с неизбежностью поставило проблему «другого». Встал вопрос о

3 Гуссерль , Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение
в феноменологическую философию. СПб., 2004; Гуссерль Э. Парижские доклады //
Логос, 1991.

4 Хайдегтер М. Бытие и время.

принципиальной диалогичности бытия. Это создавало новые перспективы развития эстетического понимания, возникала возможность перспективного формирования эстетического пространства, которая проявилась с очевидностью, конечно, гораздо позднее, к концу XX- века.

Проблемы поступка как эстетической категории глубоко

разрабатывалась М.Бахтиным5. Современные философы также рассматривают поступок как способ экзистенции6, подчеркивая аспекты интерсубъективности в общении субъекта с миром. По мнению современного исследователя «Мы "собираем" себя при помощи Другого и созидаем мир и

путь своими поступками и своим со-бытием с Другим» . По проблемам поступка с точки зрения экзистенции появляются новые исследования8.

Мы в данной работе рассматриваем проблему поступка в новом
аспекте, ставим задачу проследить связь между эстетическим понимаем мира
и поступком, показать ее нарастающую актуализацию. В цельном потоке
экзистенции эстетическое понимание влечет действие. А это в свою очередь
оказывается фундаментальным обстоятельством в формировании

миросозерцательных координат, на которых и организуется внутреннее «я»
человека, оказывающее конструктивное воздействие на все его сущностные
проявления. В философии Г.Гадамера понимание становится

«экзистенцией», а совокупность внутренних «я» превращается в «движущийся процесс самопонимания человечества»9. Если мы чуть разовьем это положение то можем сказать что эстетическое понимание

5 Бахтин М.М. К философии поступка. Автор и герой эстетической деятельности //
Философия и социология науки и техники: Ежегодник 1984-1985. М., 1986; Бахтин М.М.
Эстетика словесного творчества. М., 1979.

6 Г.Л. Тульчинский «Разум, воля, успех»(о философии поступка ) Л., 1990.

7 Д . Козолупенко в статье "Человек в эпоху постмодерна: проблема и мифопоэтика
целостности, или Канатоходец над льдинами'7/ "'Мир психологии", № 4

8 Ильина О.И. Условия возможности поступка в ситуации современного человека.
Автореферат диссертации на соискание звания кандидата философских наук. Владивосток
2007

9 Гадамар Г.Г. Истина и метод. М., 2000

различных типов художественного и философского сознания превращается в самодвижущийся образ мира, оказывающий воздействие на конкретное историческое и биографическое развитие.

Именно поэтому все более отчетливо формулировалось понимание сложной многосоставной структуры понимания. Емко определил этот круг проблем Г. Гадамер: «Не существует такого представления, которое не было бы представлением того, кто его имеет»10. Представитель герменевтики, направления, которое в XX веке продуктивно исследовало проблемы понимания как проблемы интерпретации текстов, предложил методологию осмысленного чтения, отражающую вечное стремление человека к максимальному пониманию сказанного в целостности посыла.

Но для представителей этого направления проникновение в текст есть проникновение в закономерности его строения, в его природу, в его структуру и дух одновременно. То есть полноценное проникновение в текст есть проникновение в его образную природу. Можно предположить, что в любом сложном явлении, в любом сложном объекте окружающего мира, на который направлено внимание исследователя, предполагает возможность создания образной формулы, которая поможет выразить суть исследуемого объекта или явления.

А поскольку эстетическое понимание включает в себя пафос отношения, растворенные в системе личности представления о добре и красоте, то можно констатировать, что эстетическое пространство, пронизывающее современную реальность в гораздо большей степени, чем в предшествующие периоды, и гораздо более активно несущее деятельностный компонент, оказывается чрезвычайно важным для понимания (и, конечно, формирования) миросозерцательных координат общества. И сегодня все более очевидно, что творчество и реальная жизнь мыслителя и художника

Гадамер Г.-Г. Философия и литература// Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. с. 128.

имеют тенденцию составить общее художественное пространство реальности.

Именно в культуре, начиная с XIX века, начали выявляться контуры явления, которое можно определить, как «эстетическое понимание»: сложное соединение творчества, ментальных конструкций, реализуемых, как правило, в построении философских систем, с возможными выходами в отдельных случаях в сферу прямого художественного творчества, и вольного или невольного подчинения собственных человеческих поступков эмоционально-образному посылу собственной философии. Биографии мыслителей, как бы подчиненные философскому посылу не редки в истории мысли. Мы можем вспомнить и Блаженного Августина и Є.Кьеркегора. Но наиболее яркие примеры мы видим в философии экзистенциализма. Жизнь Ж.Сартра, например, является как бы иллюстрацией к его философии. Х.Ортега-и-Гассет одну из своих глав в эстетическом трактате так и называет: «Я» как действователь» . В данной работе мы достаточно подробно рассліатриваем логику соединения эстетических представлений и поведенческой модели данных мыслителей.

Эстетические формы понимания реальности как аксиологически насыщенной цельности формировали жизненное пространство, и порой подчиняли себе их жизнь. Модус понимания идеального поступка в их миросозерцательных творческих конструкциях совпадал с модусом их личного жизненного поведения. Во всяком случае, они к этому стремились. Собственно, на страницах данной работы мы не раз будем говорить, что биография любого мыслителя оказывается во внутренней взаимосвязи с его мировоззренческой системой, хотя, конечно, в разной степени, а порой и практически неощутимо. Логика соединения эстетического понимания и жизненного модуса конкретной биографии и конкретного поведения, становились в свою очередь достоянием культуры и формировали новый

1 Ортега-Гассет Эссе на эстетические темы в форме предисловия. М., 1991.

этап эстетического освоения реальности через поступок, действие, а- позднее и через осмысленное побуждение к действию.

А XX век очень убедительно продемонстрировал просто биографическую, «фатумную» связь автора философской системы с собственной системой: развертывание личной судьбы по идеологическим моделям своей философии. То есть философская система превратилась в мифологему, которая системно объяла и реальность: мир^ личность, сознание. В картину мира оказался включен сам автор с собственной' судьбой.

К ярким образцам такого рода соподчинения эстетического * и жизненного пространства относится жизнь и творчество испанского мыслителя Мигеля де Унамуно. На этом примере мы продемонстрируем принцип эстетического подхода к бытию, который возобладал в~ интеллектуальных европейских кругах середины XX века. М.деУнамуно впрямую проговаривает идею единства бытийственных координат, в которых располагается реальность и произведение искусства: не только ценностные структуры, что было бы естественно, но. и практические поведенческие модели в которых должны совпадать.

Но само по себе наложение эстетических, гносеологических координат и практической жизни есть онтологическое свойство мира. Для М. де Унамуно граница между жизнью экзистенциального индивида и литературного героя была достаточно прозрачной. Испанский мыслитель -выявил логику превращения эстетического посыла в поступки, показал, как от целостного представления о единстве мира идеала, который для самого Унамуно помещался в сфере трансцендентного, и реальности должно быть сформировано жизненное пространство в оценках, поступках, побуждениях. Конечно, реальность серьезно поправила эту логику, весьма существенно снизив уровень «идеала», доступный восприятию тех социальных слоев, которые младший современник и ученик М. де Унамуно Х.Ортега-и-Гассет назвал «восставшими массами». Во всяком случае, в творчестве двух

испанских мыслителей XX века были определены существенные моменты эстетического понимания и деятельностного момента этого понимания, на которых строится современная культура.

Основное провидческое открытие, которое было сделано Х.Огртега в области эстетического понимания мира, это указание на то, что искусство, направленное на удовлетворение эстетических потребностей обывателей, искусство, не решающее своих основных задач образного осмысления бытия будет деградировать. Сегодня мы можем наблюдать активное использование эстетических механизмов для активного формирования определенного - эстетического пространства, которое можно назвать эрзац-образом мира. Мы имеем дело не с образным постижением, но с образным конструированием пространства реальности. Одним из выразительных примеров, еще только формирующейся проблемы, которая со временем потребует своего осмысления является все отчетливее проявляющаяся связь между формированием эстетического пространства в американском кинематографе и дальнейшими моделями поведения общества.

Философская мысль накопила огромный опыт обсуждения проблем мира и человека в эпистемологическом ракурсе, разработаны психологические подходы к проблемам бытия и герменевтические методы исследования текстовых структур. На повестке дня проблемы возможностей социокультурного и этнологического понимания1". Историческая практика показывает, что расположенность к пониманию друг друга, готовность понять друг друга еще не обеспечивает полноценного понимания.

12 Проблемы особенностей национальных образов мира продуктивно рассматривает Г.И.Гачев Очевидно, что проблема национального мировидения является одной из центральных проблем гуманитарной мысли XX века, хотя вопросы «народного духа», «души народа» волновали мыслителей еще с античных времен. В XIX веке Вильгельм фон Гумбольдт писал о существовании национального мировидения и миропонимания. Н. Бердяев писал: «Культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно -человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная , индивидуально-народная и лишь в таком качестве восходящая до общечеловечности».

Гораздо более глубокое взаимопонимания возможно не в понятийной, а в художественно-образной сфере. Социопсихологии, а сегодня мы уже можем сказать и специалисты в области рекламы, прекрасно знают что эффект от воздействия эмоционально-образного посыла значительно выше рационального объяснения.

Эффект сближения и взаимопонимания на эмоционально-образном пространстве срабатывает и в сложных социальных ситуациях. Для того, чтобы понять логику поведения незнакомого и первоначально чуждого тебе человека или группы людей надо понять устройство их внутреннего мира, понять в какой образной модели мира они существуют и мыслят. Идеальной формой для такого рода общения является искусство. Ибо в художественном произведении создается образ мира, в котором неизбежно отражены не только манифестированные утверждения или отрицания, характеризующие представления художника, но более глубокие и тонкие его связи с миром. Образ мира и создается, и улавливается на интуитивно-эмоциональном уровне. Конечно, затем он может быть облечен и в аналитическую форму.

Разумеется, это задача искусства, которое предлагает различные варианты образного отклика на мир. И эстетика исследует эти проявления особого рода познавательной способности человека, а также и проблемы эстетических суждений различных мыслителей по поводу, как самих произведений искусства, так и эстетической способности вообще.

Но совершенно очевидно, что эстетический момент присутствует в качестве составляющей в любом суждении, в любом процессе понимания как активного отклика на мир субъекта. Даже в спекулятивных философских системах, даже в классической немецкой философии, принципиально стремившейся к объективности, есть момент образной концентрации в понимании мира. Есть образ мира, который возникает у воспринимающего данную систему рассуждений, понятий и доказательств.

В работе предлагаются широкие параллели и сравнения между различными художественными и философскими системами, порой между различными видами искусства (в основном сопоставляются произведения литературы и кинематографа) для того, чтобы продемонстрировать единство идейного и эстетического поля, на котором формировались художественные принципы определенной эпохи.

Степень разработанности проблемы. Поставленные в работе задачи потребовали обращения к широкому кругу источников художественно-философского характера. Прежде всего, необходимо было выявить отношение к данной проблеме эстетической мысли . Особый интерес в рамках данной работы представляют подходы эстетиков к проблеме образа мира4. Ибо сам по себе подход к проблеме эстетического понимания

13 История эстетической мысли. В 6-ти тт. М., 1986. Бычков В.В. Эстетика. М., 2002;
Кривцун О.А. Эстетика. М., 2000; Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2001

Бычков В.В. Эстетическое в системе культуры.// Мир культуры. Труды Государственной академии славянской культуры. Вып. П. М., 2000; Асмус В.Ф.Вопросы теории и истории эстетики: Сб.статей, М.,1975; Ауэрбах Э. Мимезис. М., 1976; Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1986; Гадамер Г.Г. Истина и метод М., 2000; Гадам ер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991; Зеленов Л.А. Историческая логика эстетики. Н.Новгород, 2002; Калинкин А.Т. Эстетический идеал (Логико-гносеологический анализ проблемы) Автореферат на соискание звания кандидата философских наук. М., 1980; Квасова И. Субъект художественного творчества в эстетике революционных демократов. Автореферат. М., 1967; Корниенко B.C. О сущности эстетического познания. Автореферат диссертации на соискание звания кандидата философских наук. М., 1966;. Лишаев С.А. К проблеме онтологической эстетики: бытие и небытие как принципы анализа эстетических феноменов.// Вестник СпГУ. Философия. 2000 № 3; Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы» М., 1927

Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М. 1998 Яковлев Д.Е. Философия эстетизма. М., 1999.

14 Берулава Г.А. Образ мира как мифологический символ. М., 2001; Дильтей В . Типы
мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах // Культурология. XX век.
1995 Обухов А. Исторически обусловленные модификации образа мира// Развитие
личности 2003, №4; Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления //
Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1984. № 21; Постовалова В.И. Картина мира в
жизнедеятельности человека / В.И.Постовалова // Роль человеческого фактора в языке:
Язык и картина мира .-М., 1988; Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира .- Веста.
Моск. ун-та. Сер. 14. Психология, 1981, № 2; Смирнов С. Д. Образ мира как предмет
психологии познания. - Тезисы научных сообщений советских психологов к VI
Всесоюзному съезду психологов СССР. Категории, принципы и методы психологии.
Психические процессы. М., 1983, ч. 1; Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира //

реальности и выявление логики развития этого понимания предполагает анализ философских и художественных текстов различных мыслителей, творчество которых дает материал для такого рода размышлений.

Разумеется, у эстетики как науки об особых способах чувственного познания мира, есть свои специфические задачи. Недаром на протяжении более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии и теологии; предмет исследования и у философии и у эстетики один: мир и человек в мире. Из огромного множества определений предмета исследований эстетики наиболее продуктивным нам представляется определение А.Ф. Лосева, который рассматривал предмет эстетики как мир выразительных форм, созданных природой и человеком. Это понимание позволяет понимать предмет эстетики как открытый проблемам и вызовам реальности, подвижный, откликающийся "на задачи времени. Естественно, каждая эпоха создавала свое эстетическое понимание действительности15.

Решение сегодня проблемы эстетического понимания следует искать на пересечении трех составляющих: эстетического, проблем понимания и проблем поступка. Эстетическое понимание сегодня потребовало осмысления именно с точки зрения практической реализации человека в

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1981. №2; Топоров В.Н. Модель мира //Мифы народов мира . Т. 2. М., 1992

15 А.Ф.Лосева «История античной эстетики», тт. I — VIII. М., 1963—1994; Лосев А.Ф. Гомер. М., 1960; Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики. М., 1980; Акиндина Т.А. Проблема целостности мировоззрения в немецкой философии и эстетике XIX — XX вв. Автореферат на соискание звания кандидата философских наук. СПб., 1992; Свобода К. Эстетика св. Августина и ее источники; Драч Г.В. Рождение античной философии и начало антропологической проблематики. М., 2003; Зелинский Ф.Ф. Гомеровская психология. Пг., 1922; Лосев А.Ф. Эстетика Ренессанса.

Яковлев Е.Г. Эстетика молчания, тишины и света// Вестник МГУ, серия 7, философия № 2, 1993

мире, основным, первичным и наиболее значимым звеном которой является поступок1 .

Особая группа используемой в работе литературы касается развития эстетического понимания XX века, особенно проблем постмодернизма и авангардизма. Именно это направление предложило эстетические модели отношения эстетической реальности с субъектом этой реальности, собственно поставив, «вписав» его в границы эстетического пространства, и по этим моделям строится эстетическая реальность сегодня, то мы особое внимание уделили этому направлению17.

Отдельный интерес для нас представляли работы посвященные исследованию художественного пространства . Эта проблема многократно исследованная косвенно, «по касательной» почти не ставилась впрямую. Между тем «художественное пространство», «картина мира» и «образ мира» являются сопрягаемыми понятиями.

Вальденфельс Б. Границы понимания и слушания (способности слышать) Чужого // Понимание и существование. Минск, 2000; Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Западно-европейская социология ХГХ-начала XX веков. М., 1996; Вригт фон Г. Объяснение и понимание действий // Логос, 2001, № 2 (28); Ильина О.И. Условия возможности поступка в ситуации современного человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук. Владивосток 2007; Кулаков В.Е. Мировоззренческое содержание проблемы понимания. Автореферат -канд. Киев 1985; Крымская СБ. О статусе понимания// Доказательство и понимание. Киев. 1986; Куликова Т.В. Феномен понимания в контексте целостного отношения «Человек - Мир». Автореферат канд. М., 1995; Лифинцева Т.П. Диалог как структура бытия в религиозном экзистенциализме Бубера.// История философии. М., 1997, №1; Морохова Е.И. О понимании «понимания». Саратов. 2000.

17 Великовский С. Грани «несчастного сознания». М., 1973; Гайденко П.П. Трагедия
эстетизма. Л., 2007; Дианова В.М. Постмодернистская философия искусства: истоки и
современность. СПб., 2000; Затонский Д. Художественные ориентиры XX века. М., 1983.
Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Эволюция научного мифа. М.5
1998

18 Проблехмы художественного пространства исследовали О. Шпенглер , X. Ортега-и-
Гассет . М. Мерло-Понти , М. Хайдеггер , П. Флоренский , М. Бахтин . Ж. Ф. Лиотар , Ж.
Деррида , М. Фуко , Ж. Делез ,- Р. Барт , Ю. Кристева, Ж. Бодрийяр , У. Эко. В
отечественной литературе существует единственная работа, посвященная комплексному
анализу феномена художественного пространства. См.: Никитина И.П. «Пространство
мира и пространство искусства» М., 2001.

Научная новизна исследования заключается: 1) в определении в рамках эстетического пространства связи эстетического понимания и деятельностнои поведенческой модели, на основе которой строится система общественного и личностного поведения; 2) в выявлении логики становления данной закономерности на протяжении развития европейской гуманитарной мысли; 3) в постановке проблемы формирования эрзац-образа мира в эстетическом пространстве современного общества.

Теоретическая значимость исследования в свете вышесказанного заключается в осмыслении художественно-философских взаимодействий образа мира, возникающего в результате философского его постижения и поступка. Определена содержательная и поэтическая специфика этой взаимосвязи

.Практическая значимость исследования состоит в определении методов искусствоведческого анализа современного воздействия эстетического образа, формируемой на основе этого образа картины мира на общественное сознание:

Методы исследования. В работе использованы: метод эстетического анализа, который применялся для выявления гармонических соотношений в анализируемых философских и художественных текстах, для выявления понимания красоты и, шире, эстетического аспекта в различных философских системах; феноменологический анализ для определения категорий «эстетическое понимание», «понимание» и «поступок» (М.. Бахтин, Э. Гуссерль, М. Мамардашвили); искусствоведческий анализ для оценки явлений современного искусства, главным образом в области кино; герменевтический анализ для описания внутреннего строения философских и художественных текстов, позволяющих продемонстрировать логику развития эстетического понимания и деятельностного аспекта. Использовался также онтологический подход к проблеме для того, чтобы показать сущностные основания диалектики эстетического понимания и поступка в нужном для наших целей аспекте. (Г.Гадамер, М.Хайдеггер, М.Бахтин, Л.Витгенштейн).

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

1. Эстетическое понимание как процесс развивалось от
дорефлективного, интуитивного улавливания сущностей и смыслов через
определение эстетического в субъект-объектных отношениях мировидения
до универсализации эстетического пространства.

2. Во второй половине XIX века обозначились проблемы, связанные с
отношением эстетического понимания и поступка, то есть проблем
мировидения и действенного отклика на мир человека.

3. В конце ХХ-начале XXI веков сложилась ситуация
последовательного конструирования эстетического пространства, в котором
предлагается определенная поведенческая модель. Такое развитие
эстетического пространства является логическим результатом развития
эстетического понимания.

Основным практическим наблюдением, сделанным в нашей работе, является то, что мы зафиксировали тенденцию нарастания деятельностного момента в эстетической картине мира. Мы показали, как нарастало значение поступка, в том числе и личного поступка в эстетической рамке оценок реальности с точки зрения смысла, в том числе и смысла жизни, гармонии, красоты. Мы продемонстрировали, как в эстетическую рамку облекались биографии мыслителей, что позволяло им воспринимать реальность как действенное выражение ими понятой эстетической модели. Эта тенденция нарастала к концу XX века и обрела своеобразные черты на рубеже веков.

Объект исследования — эстетическое содержание в диалектике понимания и поступка как деятельностной основы формирования эстетического пространства в разные периоды развития культуры.

Предмет исследования - формы организации эстетического пространства как функции философской и художественной деятельности различный мыслителей с точки зрения наличия и трансформации в эстетическом пространстве деятельностного момента (Б.Августин, Л.Толстой, С.Кьеркегор, М.деУнамуно)

Цель исследования - осмысление эстетического понимания мира через диалектику понимания и поступка в философии начала XX века (М.Бахтин, Г.Гадамер, Л.Витгенштейн) и развитие на этой диалектики новых закономерностей в формировании современного эстетического пространства.

Задачи исследования:

1. Провести анализ форм эстетического понимания как результат
развития логико-исторических связей эстетики и философской онтологии.

2. Соотнести структуру эстетического понимания и поступка.
Определить место эстетического понимания в структуре образа мира как
онтологического познания бытия.

3. Проследить логику развития и нарастания деятельностного момента
в структуре эстетического понимания.

4. Определить место эстетического понимания в процессе
формирования современного образа мира как эрзац-образа мира.

5. Рассмотреть структурные особенности художественных текстов
мыслителей, ставивших проблемы эстетического понимания в
бьттийственном аспекте и подчинявших собственное поведение своим
эстетическим воззрениям.

Проблемы эстетического образа и действия в герменевтике. (Гадамер Г., Витгенштейн Л., Бахтин М.)

В XX веке эстетическая составляющая философской картины мира выявилась с полной очевидностью. Мы можем сказать, что философская мысль в это время напряглась в поиске целостного образа мира, который бы включил в себя и аналитические, и синтетические процедуры мышления, и эмоционально-субъективную сферу жизни личности, и практическую деятельность. В философских системах этого времени активно задействована эстетически содержательная оценка гармонии-дисгармонии мира. Кроме того, философия в это время эмоционально перенасыщена . Этому способствовало развитие представлений о диалогичности мира и равноценности «субъективной объективности» чужого сознания, которые изменили всю структуру представлений о мире, и, конечно, тип социального поведения, как людей, так и различных структур. (Изменились и общеполитические подходы»в мировой истории)

В философско-эстетической форме осмысления реальности эти процессы выразились возникновением новой методологической концепции отношения сознания и реальности. Поскольку любой ментальный отклик субъекта неизбежно принимает форму текста, который в свою очередь будет подчинен множеству условий композиционных, стилистических, вообще разного рода формально конструктивных требований, на повестку дня остро встал вопрос адекватности трактовки этого самого текста. Здесь мы сразу указываем на основную, конечно, феноменологическую задачу новой, как казалось поначалу, филологической дисциплины - герменевтики. Следует сразу оговорить, что сама по себе трактовка несет выраженный эстетический компонент, ибо всегда сопряжена с оценочным фактором, с любовным отношением к исследуемому тексту, с любованием. Одним словом, с. целостным восприятием.

Нам сейчас важно указать кардинальный посыл феноменологической эстетики: отношение к произведению искусства как самодостаточному феномену интенционального созерцания вне какого-либо контекста, исходя из него самого. Произведение должно рассматриваться; с точки, зрения цельного внутреннего пространства, законченного и внутри себя совершенного, и логичного. Все, что можно выяснить о произведении, заключено в нем самом, оно имеет свою самостоятельную ценность, автономное существование и построено по собственным законам. То есть, оно повторяет главную логическую структурную характеристику реальности - самосовершенство и соразмерность (возможно не всегда очевидные) целого и его частей Л

Поначалу герменевтика, рассматривалась как техника понимания, то, есть в чисто филологическом1 аспекте: стилевые: особенности выражения. В классической герменевтике проблема понимания связывалась в первую очередь с проблемой интерпретации текстов, трудных для понимания в силу временной или культурно-языковой отдаленности. Недаром первоначально особым специфически:предметом исследования; герменевтики была Библия, затем тексты, относящиеся к литературным памятникам. Это обусловил связь проблематики понимания с проблематикой языка. Очень быстро встала и проблема другого сознания.

Разумеется, тема взаимонепроницаемости различных сознаний, внутренних миров, звучала как тема трагической разделенности мира . Это онтологическая характеристика мира. Но это и эстетическая, характеристика мира, в котором видится образ общей дисгармонии. Европейское сознание формулировало выход из этой трагической расколотости, одиночества и сиротства человека еще на первых этапах своего формирования. Для средневекового мышления этот выход заключался в правильном понимании сотворенности человека по единому божественному образцу. Например, у Б.Августина это единство людей предстает как изначальное родство и одинаковость «конструкции» людских душ. Итак, идеальный образ мира задан, передан в тексте Откровения.

Именно в трудах Августина Блаженного впервые предложено отношение к миру как к тексту, впервые предложено осознание мира как образ. Именно он предложил и дефиницию понимания как фундаментальной герменевтической категории, определив понимание как переход от знака к его значению, путем запечатления в душе представления о воздействующем на нее знаке . Можно сказать, что это свойство христианского понимания мира, которое опирается в своих фундаментальных ориентирах на Откровение, то есть на текст, который неизбежно требует понимание каждым его воспринимающим, разумеется, в силу присущих ему возможностей и подготовки. Так уже у Василия Великого есть понимание интерпретации как предпосылки для оригинального авторского творчества. Христианские богословы впервые поставили проблему диалогического отношения с Творцом, с Откровением, с миром.

В полную меру открытия Б.Августина будут осознаны только в XX веке. Уже в XIX веке, то есть как раз во время активного развития методологических подходов к гуманитарным явлениям разного уровня, определяются подходы к отношению человека к миру как к диалогу, что находит свое выражение в лингвистических трудах. Огромную роль в развитии диалогического понимания сыграли работы В. Гумбольдта, у которого диалог становится методом анализа языковых явлений.

На рубеже XIX и XX веков интерес к проблемам сущности и понимания был велик. Это послужило активному развитию лингвистики. Это оказалось и серьезным импульсом к развитию эстетики или увеличению удельного веса размышлений о проблемах искусства и художественного творчества в трудах различных мыслителей. Дело в том, что проблемы адекватности смысла и знака имеют фундаментальное значение для эстетического понимания образа мира как адекватного отражения структуры реальности, а это проблема художественной правды .

Немалый вклад в развитие понимания связи сущности и понимания, выражения смысла внесли и мыслители России XIX века. Особо следует сказать о взглядах А.А. Потебни, согласно которым именно язык открывает единые принципы осознания человеком объективного мира в самом языке, психике, мышлении и художественном творчестве. Его исследования, разумеется, шире лингвистических задач и напрямую выходят к пониманию эстетической природы образа. Он понял, что есть «внутренняя форма слова», способная пластично откликаться на новые смыслы реальности. Отсюда возможны знаковые замещения, внутренняя трансформация слова, что и есть продуктивное поле для развития художественной образности.

«Жизненный мир» Э. Гуссерля и интерсубъективность эстетического образа

В предыдущем параграфе мы указали на то, что эстетическая; составляющая любой; философской системы складывается- и может быть воспринята лишь на определенной дистанции по отношению к воспринимаемому. История культуры знает много возможных эстетических! подходов, к воспринимаемому явлению, но основной-принцип заключен." в том, полагает ли автор самого себя, причастным пространству создаваемого мира, или же он выключает себя из . этого пространства. Характер эстетического понимания зависит от осмысления; границ исследуемого или; создаваемого мира, от места положения-по отношению к миру автора и воспринимающего. Это? одинаково важно как для философско аналитическощ так и .для художественной систем. Определение границ? ментально? освоенного, рационально. и эмоционально- обжитого мира тявляется; главной характеристикой культуры, характеристикой картины мира данной культуры или данного автора;

Именно поэтому для определения; образной природы картины мира; созданной в культуре XX века особое значение имеют открытия; сделанные Э.Гуссерлем на рубеже веков Немецкий мыслитель предложил два фундаментальных для философской и художественной мысли XX века понятия - интерсубъективность и «жизненный мир». Они; оказались в. высшей степени актуальными для эстетической ориентации культуры XX века. Более того, эстетические концепции мира были для. их авторов зачастую моделью существования, вольно или невольно, осознанно или не , осознанно: использовались ими или их адептами как руководство на жизненном пути. Поступок начинает осмысляться, в эстетическом плане именно вг начале XX века.. Толчок, эти процессы получили от идей выраженных Э.Гуссерлем. Хотя он сам не занимался вплотную проблемами эстетики, его идеи оказали принципиальное влияние на развитие современной ему культуры и искусства и их осмысления:

Влияние этих идей было настолько- очевидным, что исследователи полагают, будто Э.Гуссерль создал целое направление в эстетике. Французский философ и культуролог Э. Левинас пишет: «Впрочем, Гуссерль предвидит особую- дисциплину, которую называет трансцендентальной эстетикой: она описывает мир как мир, данный сразу, мир обиходных объектов, ценностей, вещей - любимых, ненавистных, интересных, грустных и т.д. Последний смысл предмета науки может быть понят в ее связи с миром трансцендентальной эстетики, несводимым к самой реальности. По Гуссерлю, все объекты нашего познания следует изучать, в становлении, исходя из реальности, данной сразу, как бы заранее» .

Для нас важно не формальное определение школ, а влияние духа этой философии. И с данных позиций нам следует с одной стороны выразить солидарность с известным і французским культурологом, с его пониманием изначальной цельности мира, из чего исходят все мыслители и художники, даже не задумываясь над этим специально. Бесспорно и то, что эта цельность-носит эстетический характер, так как вытекает из «свернутого» в образной концентрации мира, «предощущение» которого предваряет любую-творческую деятельность. Вначале образное зерно картины мира, первичные представления о нем, а затем разворачивание аналитики, описания, выводов1. С другой стороны, нельзя согласиться с тем, что Э.Гуссерль создал трансцендентальную эстетику. В первом параграфе мы показали, что трансцендентальное понимание эстетической природы мира существовало и формулировалось уже в работах Августина Блаженного и других средневековых схоластов.

В философской системе Э. Гуссерля получили систематическое обоснование идеи диалогической природы мира. Эти идеи чрезвычайно важны, потому что отразили, а возможно и предсказали кризисы человечества в конце XX — начале XXI века, которые могут быть поняты как кризисы непонимания, приводящие к психологической несовместимости людей и народов109. Достаточно вспомнить, что все кризисы нашего времени выражаются через гуманитарную сферу, сферу личности и диалога. Они могут быть выявлены в серьезных столкновениях разного свойства от политических дискуссий до кровавых столкновений на религиозной почве. Наиболее отчетливо эти кризисы формулируются в искусстве. Для своего-понимания и констатации они требуют образной концентрации языка, бесстрашия анализа, и, что является самым существенным, ощущения закономерностей концептуальной цельности мира, утраченной современной-философией и никогда не проникавшей в политические концепции.

Для наших целей описания образной природы картины мира в ментальности XX века важно отметить, что Э.Гуссерль различил феномен сознания или чистое сознание, сознание как таковое и явление сознания или конкретные формы его проявления. Вслед за Э.Гуссерлем можно говорить о феномене добра и о проявлении добра в поступке, о феномене красоты и конкретном проявление красоты. Именно на этом строится образ в его метафорической природе. В конкретном знаке проявляется феномен явления, которое попадает в поле зрения вначале творца, а затем воспринимающего при обязательном условии, что это восприятие открыто навстречу образу, готово к сотворчеству и сопереживанию.

Проблемы образного понимания в философии экзистенциализма ( С.Кьеркегор,Ж. Сарт, А. Камю)

Во втором параграфе мы обозначили идейно-философскую парадигму, в которой развивалась эстетическая мысль и художественная практика на протяжении XX века. Мы обозначили две крайние точки эстетического выражения этих идей. Эти идеи давали прекрасные эстетические всходы в искусстве реализма (Ф.Достоевский, А.Чехов). Великие творения, которые традиционно относят к реализму, на самом деле при помощи реалистического метода создают картину единства материального и трансцендентного миров. Они могли возникнуть только при возможности выражения сложности бытия через более сложное понимание отношений человека и мира, при диалогическом понимании мира. И вторая точка в развитии данной парадигмы - искусство постмодернизма, отрывающееся от подлинной реальности.

Нам необходимо рассмотреть еще одно эстетическое направление в философской мысли XX века впрямую вытекающее из философских воззрений Э. Гуссерля. Это экзистенциализм. Его представители внесли важный акцент и уточнение в осмысление диалектики между реальностью, в том числе реальной жизнью мыслителя и эстетическим посылом этого мыслителя. Мы могли бы добавить — между поведением житейским, бытийственным и художественным. Причем, что особенно важно, реальность понималась мыслителями данного направления предельно конкретно, вплоть до личных биографий, поступков, переживаний. То есть можно сказать, что именно экзистенциалисты предложили теоретическую и практическую модель эстетической наполненности поступка в широком и в узком смыслах.

Мы можем говорить именно об эстетической наполненности поступка по следующим причинам. Во-первых, сами мыслители и художники создавали целостную картину мира на сходных основаниям, в парадигме которой было осмысление реальности как бы с позиций драматического действия, усматривали основной конфликт бытия в противостоянии человека непроницаемому для эмоционального освоения его миру. Во-вторых, основной пружиной бытия они видели свободное действование человека, его поступок, который может быть оценен только в череде поступков, то есть в бытийственном сюжете. В-третьих, представители экзистенциализма оценивали реальность как замкнутую целостность, законы которой можно оценить аксиологически (конечно, негативно) и пережить эмоционально (конечно, трагически).

Мыслители этого направления с чрезвычайной остротой воспринимали проблемы места человека в пространстве бытия, оценивая бытийственное положение человека как одиночество. У всех этих мыслителей было некое общее, именно образное ощущение бытия: как определенной плотной среды, в которой с усилием и страданием двигается человек. Он вынужден двигаться, обречен на существование, и свободен в силу своего бытийственного одиночества. И каждый поступок на этом пути имеет огромное космологическое значение, потому что помимо того, что формирует судьбу и биографию конкретного героя, поступок формирует и саму бытийственную среду. Это понимание космологического значения, поступка проходит через творчество практически всех мыслителей экзистенциалистов.

Экзистенциализм прекрасно изучен и как художественное и как философское явление. Существует много работ и в зарубежной и в российской науке. Общепризнанно, что идейные истоки экзистенциализм берет в философии жизни и в феноменологии Э.Гуссерля. Оба течения экзистенциализма и религиозный (Г.Марсель, К.Ясперс, Н.Бердяев, М.Бубер) и атеистический (М.Хайдеггер, Ж.Сартр, А.Камю) характеризуются одним общим отношением к бытию как к целостности, причем целостность эта у экзистенциалистов характеризуется как нерасчлененная слитность субъекта и объекта. Не только постижение-мирау но и его формирование: осуществляется под воздействием переживания: субъектом, своего «бытия-вмире»;

Для экзистенциалистов; человек является уникальным существом так: как только он наделен свободой. Если; судьба: вещей: и животных предопределена уже тем, что они: обладают сущностью изначально; до начала существования, то человек в» силу своей? духовной природы свободен: и, самостоятелен; онспособен к ответственному поведению; выбору поступков, и как следствие; своейі судьбы.. сновным; атрибутом экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу зарезультат своего выбора: Таким образом; первым. делом экзистенциализм отдает каждому человеку, во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность- за? существование:

Естественным: следствием»: из - такого . понимания мира былш эстетическая тотальность экзистенциализма. Экзистенциализм; оказался-единственным; философскими направлением XX века, в котором художественный; метод имел такое же; значение, как научный . Bt художественных произведениях, мыслителей этого направления сознательно создавалась, философская концепция, выражаемая образными средствами. Многие экзистенциалисты-мыслители; работами в жанре художественной прозы: и эссеистикш «Хотите" философствовать - пишите романы»;, -рекомендовал Альбёр Камю: Следовало бы добавить, и пьесы, ибо именно в жанре драматургии наиболее отчетливо выражали, экзистенциалисты свои» представления: о мире, именно в пьесах в центре внимания оказывался: «человек поступающий».

Ири этом, мы: особо- подчеркиваем: такую общую черту этих мыслителей1 как эстетическая: тотальность. Это выражается в: своеобразном стремлении или способности переплавлять свои жизненные происшествия; свои поступки или поступки близких людей, оказавших существенное воздействие на развитие общей судьбы, в картину мира,, на основе которой затем формулируются: и локальная картина мира, создаваемая в рамках отдельного:- художественного произведения, а затем и философские положения.

Постараемся максимально- кратко провести линии параллельного развития судьбы и экзистенциальной картины мира у наиболее ярких представителей этого направления.

Истоки метафизического испуга, характерного для ОКьеркегора: заключены в одном важном с точки, зрения отношения к бытию поступке, совершенном его отцом.. Он, бедный наемный помощник фермера-арендатора, пришел в ярость от своего беспросветного положения, поднялся на ближайший холм и проклял Бога за Его немилость. Эта история оставила глубокий травмирующий след в душе будущего философа; стала по его словам «величайшим катаклизмом» в его жизни. Он всю жизнь задавал себе вопрос,, не были ли он и его семья наказаны, за богохульство его отца и ранней смертью матери и смертью пяти из шести его братьев.

Это событие, поставило перед ним вопрос о значении поступка1: в цельной картине мироздания. Отношение к жизни и миру писателя определено в название одной:из его лучших книг - "Страх и трепет". Это название взято из Ветхого завета. Книга посвящена рассмотрению философско-нравственных проблем, особенно остро поставленных на материале сказанияs об Аврааме: и Исааке. Задумываясь о смысле. человеческой жизни; СКьеркегор создает беспредельно пессимистическую картину, связанную с реальной действительностью общества своего времени, но эта картина может быть соотнесена с современной эпохой.

Деятельностная основа художественного образа как фундамент миросозерцания культуры начала XXI века

В предыдущих главах мы ставили своей задачей определить логику развития и трансформации эстетического понимания в различных картинах мира, создаваемых и траслируемых в« философских системах. Философская картина мира может быть понята как концентрированное выражение миросозерцательной картины, в структурных пределах которой осуществляется культурная деятельность, основанная на. эстетических представлениях, сформированных в данной философской парадигме! Эстетические представления также входят и в представления, о правильном устроении и социальной жизни того или иного исторического общества, уже только потому, что являются» непременным звеном в, структуре общественного идеала. Мы показали, как сложно и нелинейно развивался образ мира в представлениях той или иной эпохи.

Основным наблюдением, сделанным в нашей работе, является то, что мы зафиксировали тенденцию нарастания деятельностного момента в эстетической картине мира. Мы-показали, как нарастало значение поступка, в том. числе- и личного поступка в эстетической рамке оценок реальности с точки зрения, смысла, в том числе и смысла жизни, гармонии, красоты. Мы продемонстрировали, как в эстетическую рамку облекались, биографии мыслителей, что позволяло им воспринимать реальность как действенное выражение ими понятой эстетической модели. Эта тенденция нарастала к концу XX века и обрела своеобразные черты на рубежевеков. Определим эти черты в рамках данного параграфа.

Разумеется, деятельностная природа эстетического образа особенно отчетливо выявилась в пределах эстетического, художественного пространства постмодернизма. Постмодернизм, как уже говорилось, связан с феноменологией Эдмунда Гуссерля. Он озвучил и сделал достоянием интеллектуального сознания, а значит, актуализировал закономерности и связи между реальностью и сознанием, " очень важные для развития культурной модели1 своей эпохи. Одним из таких фундаментальных структурных блоков было понимание «жизненного мира» как ментально осмысленного и эстетически оцененного пространства. Постепенно был сделан вывод, что на этом пространстве возможно и желательно «свободное передвижение»: трансформация смыслов, формирование и изменение ценностных ориентиров и т.д.

О свободе постмодернистского отношения к реальности говорили многие теоретики этого направления, обратимся к комментарию Умберто Эко, просто потому, чтої оно, на наш взгляд, образно и лирично. Он пишет: «раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности. Постмодернистская позиция напоминает мне положение человека, влюбленного в очень образованную женщину. Он понимает, что не может сказать ей «люблю тебя» 6j, потому что это просто и бесхитростно, а потому глуповато. Надо формировать многослойное и многосложное пространство смыслов, в котором реальная жизнь будет протекать в особых эстеизованных условиях.

При этом надо особенно учитывать одно качество, которое отмечают все современные исследователи постмодернизма, в частности, известный культуролог В. Дианова: «Вместе с тем для постмодернизма характерно именно то, что его содержание ни в коем случае не ново. Постмодерн означает скорее не новизну, а плюрализм»164. А это означает -миросозерцательная толерантность и отсутствие иерархии смыслов и иерархии социальных структур. Отсюда возникают постоянные попытки в игровой форме смешать реальность и вымысел.

Между тем, через осмысление всех проблем постмодернизма с необходимостью проходит идея преемственности культурного развития, трактуемого как весьма? сложный процесс, лишенный линейности: Такой подход вызван тем, что в постмодернизме сложилось, как сформулировала исследователь постмодернизма И. Беспалова, «новое интеллектуальное зрение, позволяющее пересмотреть весь опыт предшествующего развития человечества» 65.

В конце XX века - время расцвета культуры постмодернизма — происходила постоянная карнавализация не только повседневной, но и политической среды обитания. Юмор, сарказм, ирония лежали в основе культурного мировидения целого поколения166. Концептуальным стало отрицание «неправильной жизни» с целью перерождения и создания нового поступка и действия, в моду вошли перфоманс, эстетизация уродливого, неприятного - уравнивались все сферы и уровни бытия. Это не избавило социальную и культурную жизнь от весьма драматического конфликта смыслов, от которого, казалось, стремилась увести эстетика постмодернизма: возникла ситуация, названная Полем Рикером «конфликтом интерпретаций»1 7. По ходу заметим, что этот конфликт, собственно, проявился уже в самой среде постмодернистских теоретиков, особенно обозначившись в такой яркой сфере, как политика. Теоретики постмодернизма дискутировали по поводу механизмов политики, принципов и технологий организации диалога государства и общества. Они искали политические модели будущего. При этом возможна была позиция антиполитики Ж. Бодрийара, но были и активные попытки конструирования позитивных сценариев, с выработкой локальных политических стратегий, чем с увлечением занимались, М.Фуко; Ж.Лиотара и Р:Рорти.

Эта, казалось бы, специфическая тема имеет непосредственное отношение к нашей проблеме данного параграфа: деятельности ой природе эстетического понимания и выстраивания образа мира. Именно постмодернисты в своей теоретической и практической деятельности, в своем понимании эстетического как тотального качества реальности дали очень выразительные, примеры конструктивного подхода к миру. Культурологи, эстетики, писатели активно занимались проблемами конструирования реальности, то есть включали: реальность в сферу своих эстетических концепций, подчиняли ее действию;общих эстетических законов, пусть и в.-, сложной интерпретации свободного, толерантного их использования. Они; открыли практику широкого применения воздействиям на массовое: сознание: образной реальности, выстроенной по эстетическим законам.

Похожие диссертации на Отражение эстетических модусов бытия в философских концепциях разных эпох