Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА I. Анализ эстетической методологии Дюма .
1. Характерные черты и основные тенденции развития английской эстетики ХVIII века . .18-35
2. Философско-гносеологические и психологические основания эстетики Дюма . .36-53
ГЛАВА 2. Разработка д.шом основных эстетических проблем
1. Проблемы эстетики субъекта. Эстетическое чувство, вкус , .54-79
2 Категории прекрасного и трагического в эстетике Дюма 79-102
3. Искусство и нравственность. Социальные проблемы искусства в эстетике Дюма . .102-119
Заключение 120-123
Библиография
- Характерные черты и основные тенденции развития английской эстетики ХVIII века
- Философско-гносеологические и психологические основания эстетики Дюма
- Категории прекрасного и трагического в эстетике Дюма
- Искусство и нравственность. Социальные проблемы искусства в эстетике Дюма
Введение к работе
Марксизм-ленинизм как целостная система научного знания сложился в результате критического осмысления и творческой переработки теоретического наследия прошлых веков, В.И.Ленин' настоя** тельно подчёркивал необходимость глубокого, вдумчивого отношения к духовным ценностям прошлого и, в частности, к идеологии эпохи Просвещенияг, знание которой даёт возможность лучше понять истоки прогрессивных традиций современности, способствует развитию марксистско-ленинской теории.
Обращение к эстетике эпохи Просвещения в наши дни вызвано ^ разработкой в ней целого ряда проблем /эстетический вкус, соотношение нравственного и эстетического, воспитательная роль искусства в обществе/, имеющих важное значение в процессе коммунистического воспитания и представляющих интерес-для дальнейшего развития марксистско-ленинской эстетической теории. Актуальность этих проблем нашла отражение в материалах ХКУІ съезда КПСС, июньского /1983г./ Пленума ЦК КПСС, посвященного вопросам идеологической и политико-воспитательной работы партии. Об их значимости свидетельствует Всесоюзная конференция по проблемам эстетического воспитания, проведённая кафедрой марксистско-ленинской эстетики МГУ в июне 1983г. в Москве,
Актуальность исследования эстетики эпохи Просвещения определяется, помимо внутренних факторов, усилением идеологической борьбы на современном этапе, М.Ф.Овсянников пишет: "Социальная
I. См,: Ленин В.И. Поли. собр. соч., т.2, с,540-541
борьба на современном этапе заставляет идеологов эксплуататорских классов переносить острие борьбы в сферу искусства и эстетических теорий". Используя искусство в целях воспитания у широких слоев населения, и прежде всего молодёжи, политической индифферентности, инертности, социального пессимизма, буржуазные идеологи переносят разработку эстетической проблематики в сферу проблем эстетики субъекта, о чём наглядно свидетельствуют получившие ши- \| рокое распространение на Западе течения интуитивизма, экзистенциализма, неопозитивизма и т.д.
В истории эстетики проблемы эстетического чувства, вкуса, эстетического опыта в их феноменалистической трактовке нашли наиболее полное выражение в английской эстетике ХУШ века в эстетических взглядах Д.Юма. Ориентируясь на наиболее слабые стороны философских и эстетических взглядов Юма /скептицизм, субъективизм/, буржуазные идеологи поднимают на щит его эмпиризм и феноменализм, положив их в основу своих философских и эстетических построений. "Философия Юма с её богатством гениальных психологи^ ческих анализов, а также с её строго проведённым теоретико-познавательным психологизмом, соответствует господствующим в наше вре- V мя тенденциям настолько сильно, что у неё не может быть недостатка в живом действии. Пожалуй, даже можно сказать, что Юм никогда не оказывал более сильного влияния, чем теперь, и довольно значительное число современных исследователей можно охарактеризовать
как последователей Юма или юмистов , - пишет один из основателей
Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978, с.5
Husserl Е. Logische Untersuchungen. Halle, 1900-1901. Цит. ПО кн.: Виноградов Н.Д. Философия Давида Юма. М., 1905, ч.І, с.4
немецкой феноменалогической школы Э.Гуссерль.
Исследование эстетики английского Просвещения имеет значение и для понимания истории эстетики, поскольку середина ХУШ века -время выделения эстетики в самостоятельную философскую дисциплину, и английское Просвещение стояло у истоков её формирования. Кроме того, эпоха английского Просвещения впервые поставила применительно к Новому времени целый ряд эстетических проблем, которые затем разрабатывались эстетикой французского и немецкого Просвещения. Определённое влияние на развитие немецкой классической эстетики оказали труды Д.Юма и Э.Бёрка.
Указанные факторы определяют повышенный интерес к английской эстетике ХУШ века в наши дни. Об этом наглядно свидетельствует выпуск издательством "Искусство" целого ряда книг в серии "История эстетики в памятниках и документах", содержащих трактаты, статьи, эссе наиболее видных представителей эпохи английского Просвещения по проблемам эстетики. За последнее время по эстетике английского Просвещения на кафедре марксистско-ленинской эстетики философского факультета МГУ были защищены кандидатские диссертации Али-Заде Р.А. "Эстетические взгляды Э.Шефтсбери" - 1978г., Гостевой Л.Ф. "Эстетическая теория Г.Хоума" - 1981г., Нищенской Т.Л. "Эстетические взгляды Э.Бёрка" - 1981г.
Тема настоящей диссертации - "Эстетические взгляды Д.Юма".
I. См.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. 1973; Шефтсбери Э. эстетические опыты. 1975; Хоум Г. Основания критики. 1977'; Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. 1979; Из истории английской эстетической мысли ХУШ века. 1982.
Она посвящена творчеству известного своими трудами в области философии, истории религии, политики, этики и эстетики английского /шотландца по происхождению/ философа ХУШ века Давида Юма /I7II-I776/.1
Д.Юма с полным основанием можно отнести к основателям философской эстетики. В.Ф.Асмус, определяя этим термином творчество И.Канта в области эстетики, пишет: "Под этим термином мы понимаем эстетику, в которой учение о прекрасном и учение об искусстве сознательно /подчёркнуто мной - И.З./ обосновывается философски, ставится в связь и в зависимость от философского миро-воззрения автора". Безусловно, прав М.Ф.Овсянников, отмечая та-втологичность термина "философская эстетика", поскольку широта,
обобщённость эстетических проблем уже указывает на их философем
ский характер. Характеризуя этим термином эстетические взгляды Д.Юма, мы хотим лишь подчеркнуть тот факт, что связь эстетики Юма с его философией носит всё же иной характер, чем связь философии и эстетики в трудах других английских эстетиков этого периода. Ни у одного представителя английского Просвещения эстети-
См.: Трактат о человеческой природе - 1738; Исследование о человеческом познании - 1748; эссе по проблемам экономики, политики, морали, эстетики - 1740-1757 /всего 49 эссе. Авторизиро-ванное посмертное издание выпущено в 1777г./; История Англии в 6-ти томах - 1752-1778 /последние два тома выпущены посмертно/; Естественная история религии - 1757; Диалоги о естественной религии - 1776.
Асмус В.Ф. Иммануил Кант. М., 1973, с.398
См.: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли, с.8
ка не мыслилась как самостоятельная часть, раздел его философской системы. Наиболее видные представители английской эстетики второй половины ХШ века Э.Бёрк и Г.Хоум использовали в своих эстетических исследованиях философию Т.Гоббса и Д.Локка, а Хоум, помимо этого, в учении об ассоциациях опирался на философию Юма,
По мысли Д.Юма , его эстетика должна была завершать проводившееся им исследование человеческой природы. Именно здесь, в эстетике, он видел широкие возможности для применения своей философии и теории этики, разработанных им в "Трактате о человеческой природе". К сожалению, свой замысел Юму реализовать не удалось. Единой стройной системы эстетического знания в его трудах нет. Отчасти это связано с неверными методологическими посылками философа /скептицизмом/, отчасти - с появившимися у него во второй половине жизни сомнениями по поводу основополагающих принципов "Трактата ..", таких, как принцип симпатии, ассоциативный принцип и т.д.
Несмотря на отсутствие системы в эстетике Юма, она, тем не менее, представляет интерес разработкой существеннейших сторон теории: проблемы соотношения эстетического и этического, разработкой отдельных аспектов категории трагического /феномена катарсиса/, тонким психологическим анализом проблем эстетики су- v бъекта. Выбор проблем, их постановка и решение позволяют говорить о Юме как о характерном и ярком представителе английского Просвещения, несмотря на скептическую направленность его методологии, которая в Англии ХУШ века не нашла распространения. Следует отметить, что разногласия Г.Хоума и Д.Юма, активно сот-
I. См.: Юм Д. Соч. в 2-х тт., М., 1966, т.1, с.81
рудничавших первое время, в значительной мере объясняются именно различием их исходных методологических установок.
В трудах Юма нашли отражение все основные тенденции раззития эстетической мысли данной эпохи: сенсуалистическая и эмпирическая методология, гносеологическая этико-эстетическая проблематика, психологизация,.эстетики и др. Более того, эстетика Юма отличается ^ глубиной анализа поставленных им проблем. Так, исследуя принцип ассоциативной связи перцепций, имевший место уже у Ф.Хатчесона, Юм указывает на бессознательный характер ассоциаций, определяет основные виды ассоциативных связей, рассматривает воображение и память как способность соответственно к продуктивному и репродуктивному ассоциированию. Уделяя большое значение причинно-следственной ассоциативной зависимости, Юм впервые ставит вопрос о роли привычки в восприятии прекрасного, трагического. Анализируя проблему нормы вкуса, определяет основные противоречия, требующие решения при её исследовании. Описывая механизм действия катарсиса, раскрывает психологическое единство эстетического и этического.
Исследователи творчества Юма неоднократно подчёркивали его заслуги в развитии психологической эстетики. Однако, сам Юм, ви-v димо, чувствуя узость подобного подхода, предпринимал неоднократные попытки совместить его с социальным анализом, на что справед-либо указывает английский эстетик П.Джонс. Действительно, эсте-
1. См.: Brunius Т. David Hume on Criticism. Stockholm,1952,p.118-119
2. См.: Johes P. Hume's Aesthetics Reassesed. - "Philosophical '.
Quarterly", Edinburgh, 1976, v.26, N102, p.48
тическое чувство у Юма носит социальный характер; симпатия,по Юму, тоже социальна. Решая вопрос о возникновении и развитии искусства, он трактует его как общественное явление, тесно связанное с правом, политикой, нравственностью, думается, что эта часть теоретического наследия Д.Юма заслуживает не менее пристального внимания, чем психологические аспекты его теории.
Таким образом, обращение к эстетике Юма имеет как историко-эстетическое значение, поскольку оно способствует расширению границ нашего знания об эстетике английского Просвещения, так и теоретическое. Разработка и применение Юмом ассоциативного принципа к проблемам эстетического восприятия, анализ механизма действия катартических явлений в искусстве, исследование психологических основ единства эстетического и этического дают богатый материал для развития современной теории художественного восприятия, a N также теории и практики эстетического воспитания на стыке психологии и эстетики.
Значительный интерес к теоретическому наследию Юма породил большое количество литературы о нём и его творчестве. Наибольшим интересом зарубежных исследователей пользуется феноменалисти-ческий подход Юма к теории познания, разработанной им в "Трактате о человеческой природе". В этом они видят непреходящее значение его философии.* Р.Молль прямо указывает на общий подход Юма и
I. См.: Сабинина М.В. Давид Юм, его жизнь и философская деятельность. СПб, 1893; Cauendish А.Р. David Hume. N.Y., 1968;
Mossner E.C. The life of David Нише. Oxford, 1970; etc.
2. Cm.: Price H. The Permanent Significance of Hume's Philosophy.
- "Philosophy2, XV, WO, p.1o-36
Гуссерля к пониманию опыта. Феноменалистическое решение Юмом вопроса о причинности находит одобрение в работах Б.Монтгомери,
р Т.Ричардса, М.Кидда и др. На связь неопозитивизма с философией
Юма /в данном случае логическим позитивизмом/ прямо указывают ра-боты А.Бассона и Ф.Забиха. Таким образом, видимо, не следует ограничивать влияние Юма на современную буржуазную философию лишь рамками прагматизма. В монографии Ю.Михаленко справедливо отмечается, что философия Юма является теоретической базой всего английского позитивизма XX века.4 Марксистский анализ философии Д. Юма и его связей с современной буржуазной философией и эстетикой заслуживает самого пристального внимания. К сожалению, фундаментальных трудов по этой проблеме в отечественной философско-эсте-тической литературе немного. Кроме указанной монографии Ю.Михаленко, можно назвать историко-философскую монографию И.С.Нарского "Давид Юм" и его же книгу о Д.Юме из популярной серии "Мыслители прошлого".0
См.: Mall R. Experience and Reason. The Phenomenology of Husserl and its Relation to Hume's Philosophy. The Hague, 1973
См.: Montgomery A.labid Hume. L., 1965; Richards T.J. Hume's Two Definitions of"Coursei'-"Philosophical Quarterly", XY, 1965, p.247-253;-Kydd M. Reason and Conduct in Hume's Treatise.N.Y.1964-
Cm. : Вasson A.H. David Hume. Harmondsworth, 1958; Zabeech F. Precure of Modern Empiricism. The Hague, 1960
См.: Михаленко Ю. Философия Д.Юма - теоретическая основа английского позитивизма XX века. М., 1962
См.: Нарский И.С. Философия Давида Юма. ГЛ., 1967; Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973
Проблемы эстетики Юма получили освещение в трудах М.Ф.Овсянникова: раздел в учебном пособии "История эстетической мысли" и вступительная статья к разделу английского Просвещения пятитомного издания "История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли". В.В.Прозерским написан раздел по английскому Про-свещению в учебном пособии "Лекции по истории эстетики".* Следует также назвать разделы, посвященные эстетике Д.Юма, в уже упоминавшихся трудах И.С.Нарского, а также его вступительную статью к книге Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. Во всех перечисленных работах даётся общий историко-эстетический анализ поставленных Юмом проблем.
В зарубежной литературе творчество Д.Юма исследуется более обстоятельно. Помимо общих историко«*«эстетических работ обзорно-го „pa*, в которое эстетика Ша представлена как одни из этапов истории эстетической мысли, существует большое количество работ по отдельным аспектам эстетики Д.Юма. Подавляющее болыпин-
См.: Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1978; История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли. Под ред. М.Ф.Овсянникова. В 5-ти тт. М., 1962-1970, т.2.Вступительная ст.
См.: Прозерский В.В. Лекции по истории эстетики. Под ред. М.С.Кагана. В 4-х тт., Л., 1974, т.2
См.: Нарский И.С. Эстетика Давида Юма и Адама Смита. Вступительная ст. в кн.: Хатчесон Ф., Юм Д., Смит А. Эстетика. М., 1973
См.: Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., I960; Bosanouet в.
A History of Aesthetics. L. , 1964; Atkins J.VJ.H. English Literary Criticism: 17-th and 18-th Century. L., 1951; Osborn H. Aesthetics in the Modern World. L., 1968
ство этих исследований тенденциозно,
К примеру, в центре внимания зарубежных эстетиков находится проблема трагического. Отмечается заслуга Юма в разработке им принципа конверсии, раскрывающего сущность катартического перехода от аффектов страдания к аффектам прекрасного. Однако, акцентируя внимание на психологическом анализе Юмом феномена катарсиса, буржуазные эстетики упускают из вида момент связи эстетического и этического, раскрываемого Юмом через принцип конверсии.
Исследуя состояние проблемы вкуса в английской эстетике ХУШ
века , зарубежные эстетики обращаются к позиции Юма в этом вопросе. Поднимая на щит релятивизм Юма, буржуазные эстетики проявляют значительный интерес к тезису Юма об индивидуальности эстетического вкуса, усматривая при этом, как правило, противоречие в юмовской идее всеобщности вкуса.
Высоко в буржуазной эстетике оценивается разработка Юмом
См.: Paton М. Hume on Tragedy. - "British Journal of Aesthetics", 1973» N13» p. 121-132; Green O.C. Типе Neoclassical Theory of Tragedy in England during the 18-th Century. N.Y., 1966; White L. Some Remarcs on Hume's Conversion Theory in "Of Tragedy". - "Philological Quarterly", v. 55, N2, 1976, p.287-290; Hippie tf. The Logic of Hume's Essay "Of Tragedy". - "Philosophical Quarterly", v.6, 1956, p. 43-52
См.: Гилберт К., Кун Г. История эстетики. М., I960; Hooker E.N. The Discussion of Taste from 1750 to 1770 and the New Trends. PMLA, 1934, June; Wellek R. The History of Modern Criticism, v.VI, N.Y., 1955
ассоциативного принципа и использование его для защиты традиционных правил классицизма. Ориентация Юма на классицизм, с их точки зрения, не вызывает сомнения. Для подкрепления этого тезиса они обращаются к вкусам самого Юма в области-искусства и литературы. Следует отметить, что в советской литературе имеется другая точка зрения, согласно которой в искусстве юмовская эстетика ближе психологическому реализму, чем классицизму. На наш взгляд это более верная позиция.
Следует особо отметить книгу Т.Бруниуса "Эстетика Давида Юма", в которой дана хорошая систематизация взглядов Юма по эсте-тическим проблемам. Однако, отсутствие чётких философских позиций, эклектичность автора сказались на его оценках эстетики английского философа.
Завершая обзор зарубежной литературы по эстетике Юма, следует отметить отсутствие в ней научного подхода к ставящимся проблемам. Так, У.Хиппл подходит к анализу юмовского эссе "О трагедии" с точки зрения логико-структурного анализа, на позициях аналитической эстетики находится Г.Осборн, методологические установки Т.Бруниуса характеризуются эклектичностью. Используя часть из этих работ в своей диссертации, автор пытался критически подойти
I* См.: Kallich М. Associationist Criticism of-Frensis Hutcheson and David Hume. - "Studies in Philology", v.XLW, Chapter Hill, 19^6; Bate V/. From Classic to Romantic. Premises of Taste in 18-th Century England. Cambridge, 19^-6; Brunius T. David Hume on Criticism. Stockholm, 1952
См.: Нарский И.С. Давид Юм. М., 1973
См.: Brunius Т. David Hume on Criticism. Stockholm, 1952
к подбору материала в этих трудах, к его анализу и выносимым оценкам.
В работе над темой "Эстетические взгляды Д.Юма" автор опирался на работы К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина, в которых даётся исторический, политический и экономический анализ положения Англии в ХУШ веке, на характеристику философии Д.Юма, данную В.И.Лениным в книге "Материализм и эмпириокритицизм", а также на отдельные замечания и высказывания классиков марксизма-ленинизма относительно культуры и искусства ХУШ века.
Исходным материалом для исследования послужили эстетические, философские и этические взгляды Д.Юма, изложенные им в "Трактате о человеческой природе", "Исследовании о человеческом познании" и целом ряде эссе. Дополнительным материалом, позволяющим уточнить основные характеристики эпохи английского Просвещения и обнаружить ведущие тенденции в развитии эстетической мысли этого периода, являются труды Э.Шефтсбери, Ф.Хатчесона, Э.Бёрка, Г.Хоума, А.Смита*
Целью данной работы является марксистский анализ проблем эстетики Д.Юма. При этом акцент делается на те проблемы, которым уделяется наибольшее внимание в зарубежной эстетической литературе. Анализ эстетики Юма проводится в контексте с эстетическими взглядами всего английского Просвещения. В силу этого задачи данной работы могут быть определены следующим образом:
рассмотрение наиболее характерных черт и генеральных тенденций развития английского Просвещения;
выявление методологических основ эстетики Юма;
анализ юмовского решения проблем эстетического восприятия;
анализ категорий прекрасного и трагического у Юма;
рассмотрение соотношения этического и эстетического в трудах Юма;
анализ социологии искусства в эстетике Юма.
Реализация указанных задач предполагает совмещение критического подхода к философско-эстетическим взглядам Юма с поиском позитивных сторон его исследования. Их решение позволяет установить место Юма в эстетике английского Просвещения.
Методологическими принципами, на которых строится анализ эстетики Д.Юма, являются основополагающие положения диалектического и исторического материализма, марксистско-ленинская теория отражения. Одно из требований марксистского анализа состоит в конкретно-историческом подходе к исследуемому явлению. В данной диссертации анализ эстетических взглядов Юма предваряется анализом исторических, политических и экономических условий, в которых получила развитие философия Д.Юма, исследуется генезис философских и эстетических взглядов Юма, а также используемой им методологии. Акцентируя внимание на проблемах эстетического восприятия, Юм исходит из скептицизма по отношению к объективной реальности, откуда и происходят многие ошибочные положения его эстетики. Часто интересная постановка вопроса не получает решения по этой же причине. Марксистско-ленинская теория отражения позволяет вскрыть методологические ошибки Юма, выделить позитивные моменты в его взглядах.
Выше отмечался интерес к эстетике Д.Юма советских и зарубежных специалистов. Специфика данной работы состоит, прежде всего, в попытке объединить отдельные замечания, фрагменты, небольшие эссе по проблемам эстетики в единое целое, определить соподчинение проблем в эстетике Юма, Такая возможность существует, ее-
ли за исходное начало в этом исследовании взять основные философские положения и принципы, разработанные Юмом в его "Трактате о человеческой природе", учитывая, безусловно, при этом те изменения, которые эти принципы претерпели к концу его жизни.
Подобная задача требует определенной систематизации имеющегося материала. У Юма основной проблемой, вокруг которой строится его эстетика, является проблема эстетики субъекта. Интерес к проблемам эстетического восприятия, эстетического чувства, вкуса не просто присутствует в его трудах, а доминирует, определяет постановку и решение им других проблем. Так, исследуя прекрасное и трагическое, Юм обращается к эстетическому чувству, как основному содержанию этих категорий, которые оказываются у Юма связующим звеном с проблемой соотношения эстетического и этического, поскольку психологические основы единства эстетического и этического раскрываются Юмом через механизм действия катарсиса.
Анализируя решение Юмом вопроса об эстетическом чувстве, вкусе, автор обращает внимание на связь, идущую от эстетики Юма к эстетике И.Канта, связь, которая имеет место не только в переоценке Кантом исходных методологических установок , но и в определённом понимании этих категорий.
В диссертации впервые в отечественной литературе даётся подробный анализ принципа конверсии, действующего при восприятии трагического и раскрывающего механизм катарсиса.
В работе утверждается, что психологический анализ эстетических проблем у Юма проявляется в контексте с его пониманием чело-
I. См.: Гегель Г.В.Ф. Іекции по истории философии. M.-JE., 1935, т.XI, кн.Ш, с.528
века как существа общественного»
Автор выделяет социологию искусства Юма как отдельный раздел его эстетики. При этом обращается внимание на использование Д.Юмом отдельных элементов диалектики.
Исследуя эстетику Д.Юма в контексте творчества его современников, автор осуществил обзор развития эстетической мысли ХУШ века, что позволило ему определить место Д.Юма в истории английской эстетики эпохи Просвещения»
Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе даётся характеристика английского Просвещения, устанавливаются методологические основы эстетики Д.Юма. Во второй главе рассматриваются проблемы эстетики субъекта, категории прекрасного и трагического, вопрос о соотношении эстетического и этического и социальные проблемы искусства в эстетике Д.Юма.
Характерные черты и основные тенденции развития английской эстетики ХVIII века
XIII века в истории Западной Европы/- время становления новой социальной системы, капиталистической общественно-экономической формации - процесс, связанный с коренными изменениями в области экономической и политической структуры старого, феодального общества. Отличительной особенностью/этого процесса в Англии явился консервативный характер буржуазных преобразований, связанный с антиреволюционными настроениями буржуазии, что объясняется "... длительным союзом между буржуазией и значительнейшей частью крупных землевладельцев, союзом» составляющим существенное английской революции от французской .... Союз английской буржуазии и дворянства, закреплённый "Славной революцией" 1688 года, установил в Англии конституционно-монархическую форму правления и завершил период перехода к новым, капиталистическим отношениям.
Ломка всей экономической и политический структуры старого общества привела к глубоким изменениям в сфере общественного и индивидуального сознания. Сущность человека, его роль в жизни общества стали рассматриваться с позиций класса буржуазии, исторически более прогрессивного, чем феодальное дворянство. Эпоха Просвещения /в Англии - конецХУП-ХУШ века/ воспроизводила объективный мир
"... в формах некоторого деятельного бытия, которое проявляет, "ведёт себя" аналогично тому, что самостоятельно создаётся человеком на рациональных основаниях, наглядно и непрерывно связывающих цель и средство, результат и действие, реализацию и замысел". Человек буржуазного общества - это, прежде всего, свободный равноправный гражданин-собственник, обладающий творческой активностью, наделённый преобразующей силой разума, способный подчинить себе противостоящую ему природу и утвердиться в мире.
В то же время, общественное сознание эпохи в результате развития капиталистической формации приобретает черты внутренней противоречивости, "разорванности", дисгармоничности. В идеологии Просвеще ния резко разграничиваются две области: то, что относится к данному конкретному человеку, его бытию и сознанию, "являет нам картину заблуждений, отклонений, превратностей, вызванных несовершенством, "конечностью" отдельного конкретного человека, ограниченностью его рассудка, ослепляющим влиянием его страстей ..", и то, что относится к "абстрактному гражданину", природа которого "... есть воплощение закона, подлинного разума, от человека не зависящей исти-ны, "совершенства", неограниченной мощи, бесконечных возможностей и т.д. ... .
Официальная идеология, в надежде снять остроконфликтные ситуации, ориентировалась на нравственного, благонадёжного "абстрактного гражданина", воспринимающего действительность как данное, естественное и потому наилучшим образом подходящее для человека состояние. Средством воспитания "гражданина" нового буржуазного общества рассматривалось просвещение, под которым просветители понимали " не распространение образованности, знаний, ... а именно гражданское воспитание, пропаганду новых идей, разрушение старого мировоззрения и создание нового".
В то же время, достигнутый в ходе буржуазной революции компромисс двух правящих партий, стремление затушевать обостряющиеся социальные противоречия привели английскую буржуазию к конформизму не только в области политики, но и идеологии в целом, потребовали определённой гибкости, лавирования, "усреднённости" в практике и теоретических построениях буржуазии. "Сдержанный скепсис, крайняя осторожность и уклончивость, большое искусство лавирования и умение обрести выгодный для себя компромисс, установка на "свободное парение" над двумя взаимопротивоположными лагерями, с тем, чтобы выиграть от ослабления обоих ..." - таковы характерные черты социального облика английского буржуа, отмечает И.С.На-рский.
Философско-гносеологические и психологические основания эстетики Дюма
Английский философ ХУШ века Д.Юм /I7II-I776/ фигура незаурядная. Круг его интересов выходил далеко за пределы собственно философской проблематики, распространяясь на социологию, экономику, этику, эстетику. Занятия историей Англии, начатые в 50-х годах и продолжавшиеся всю жизнь, вылились в шеститомное издание "Истории Англии", которой пользовался К.Маркс в своей работе. Его критика христианской религии в "Естественной истории религии" высоко оценивалась французскими просветителями; её использовал молодой К.Маркс в своих трудах.
Подобная широта интересов философа соответствовала масштабу поставленной Просвещением задачи: создать единую науку о человеке, ".«открыть законы того особого универсума, центром и главным деятелем которого являлся человек". Д.Юм живо откликнулся на поставленную его временем задачу. Уточняя цель своего исследования, он пишет: " Нет сколько-нибудь значительного вопроса, решение которого не входило бы в состав науки о человеке и ни один такой вопрос не может быть решён с какой-либо достоверностью, прежде р чем мы познакомимся с этой наукой". По мнению Юма, все науки, как бы ни казались они далеки от проблем человека: и математика, и естественная философия, и естественная религия зависят от знания человеческой природы. Такие же науки как логика, этика, критицизм /эстетика/, политика непосредственно связаны с человеческим существованием, "В этих четырёх науках: логике, этике, критицизме и политике содержится почти всё то, что нам сколько-нибудь важно знать, равно как и то, что может способствовать усовершенствованию и украшению человеческого ума"1, - писал Д.Юм. Таким образом, в середине ХУШ века разработка узкофилософской проблематики уступила место исследованиям более широкого плана с выходом в область морали и эстетики.
Эстетика, которая по первоначальному замыслу Д.Юма должна была составлять третью часть его философской системы /вслед за логикой и этикой/, но которую Юму не удалось завершить вследствие ложности философских принципов, положенных в основу эстетического исследования, досталась нам частью в виде фрагментов, разбросанных по его основным трудам - "Трактату о человеческой природе" и "Исследованию о человеческом познании", представляющем собой сокращённый и несколько смягчённый вариант основных положений "Трактата ...", и частью в виде серии эссе, наиболее значительные из которых - "О норме вкуса" /1757/, "Об утончённости вкуса и аффекта" /I74I-I742/, "О трагедии" /1757/, "О возникновении и развитии искусств и наук" /1742/. Небольшой объём этих очерков, простота и доступность изложения, практическая значимость затрагиваемых в них проблем способствовали основной цели их написания - популяризации философской системы Д.Юма, роль которой в практике искусства сводилась, по мысли Юма, к разъяснению внутренней структуры и операций познания, действия аффектов и чувствований, имеющих место в художественном восприятии и закладываемых в художественное произведение в процессе творчества.
Основу философской системы Д.Юма составляет сенсуализм - течение, возникшее ещё в древней Греции, но отчётливого выражения и завершённости там не получившее. В своей классической форме сенсуализм тесно связан с философией Нового времени. Центральное положение сенсуализма - чувственные данные являются единственным источником человеческого знания. Оно справедливо в том плане, что действительно фундаментом, основой знания являются ощущения. Однако, это положение может трактоваться как материалистически, так и идеалистически в зависимости от принадлежности философа к тому или иному направлению. Материалистическая точка зрения такова: "Первая посылка теории познания, несомненно, состоит в том, что единственный источник наших знаний - ощущения", которые являются формой связи человека с окружающим нас миром, отражая его. Идеалистический же сенсуализм исходит из невозможности достоверного знания о чём бы то ни было в окружающей действительности, кроме собственных ощущений и восприятий. "Уму никогда не дано реально ничего кроме его восприятий или впечатлений и идей"2, - ут» верждает Юм, - чем бы они не вызывались « вещами, богом или какой-либо другой силой. Подобная постановка вопроса подразумевала признание объективной реальности, но исключала её из научного знания, философского анализа.
Категории прекрасного и трагического в эстетике Дюма
В работах английских эстетиков ХУШ века категория прекрасного занимала одно из ведущих мест. Постановка проблемы вкуса, определение нормы вкуса не могло вестись без анализа прекрасного, его объективных и субъективных характеристик. При этом английские эстетики, не обходя вопрос об источнике прекрасного /ФЛат-чесон, ГЛоум/, основной акцент в исследовании делали на его субъективных характеристиках, подходя к этому вопросу с позиций ассоциативной психологии.
Юмом категория прекрасного рассматривается в отдельных фрагментах "Трактата о человеческой природе" и в небольших отступлениях ряда эссе - "О норме вкуса", "Скептик" и др. В основе юмов-ского анализа эстетических категорий лежат всё те же методологические посылки: идеалистически трактуемый эмпиризм и сенсуализм и скептицизм, перерастающий, порой, в агностицизм.
Прекрасное, по Юму, - категория субъективная и относительная. По своему содержанию она тождественна чувству удовольствия и потому зависит от психофизиологической структуры человека, изменение которой влечёт за собой изменение чувства прекрасного. Своё понимание прекрасного Юм излагает в эссе "0 норме вкуса": "Прекрасное не есть качество, существующее в самих вещах: оно существует исключительно в духе, созерцающем их, и дух каждого челове" ка усматривает иную красоту. Один может видеть безобразное даже в том, в чем другой видит прекрасное, и каждый должен придерживав ться своего чувствования, не навязывая его другим. Поиски подлинно прекрасного или подлинно безобразного столь же бесплодны, как и претензии на то, чтобы установить, что доподлинно сладко, а что горько".1 Понимание прекрасного как категории субъективной привело Юма к тому, что характерная для его эстетики смягчённая форма скептицизма вплотную приблизилась к своей крайности - агностицизму, граничащему с субъективным идеализмом. При этом, П.Джонс справедливо замечает, что поскольку, по Юму, красота не является качеством какого-либо объекта, а представляет собой аффект или впе-чатление души, постольку она не может быть определена.
Приведённое выше понимание прекрасного свидетельствует о том влиянии, которое оказала на юмовское решение этого вопроса теория первичных и вторичных качеств Д.Локка. Следует отметить» что термин "идея" в философии Локка и YM& используется в разном значении. Всё, что Локк находит в себе и что является непосредственным объектом восприятия, он называет идеей, а силу, порождающую в душе идею, "качеством" предмета. Некоторые из этих качеств тел не могут быть отделены от предмета, которому они принадлежат, каким бы изменениям не подвергался этот предмет. Это простые качества /ими порождаются идеи плотности, протяжённости, фигуры, движения или покоя и числа/. Другие качества столь тесно с предметом не связаны. Они порождают в нас ощущения только благодаря изменениям первичных качеств, присущих микроскопическим частицам, недос тупным восприятию, из которых состоят тела. Такие качества Локк называет вторичными /цвет, вкус, запах и т.д./. Отсюда Локк делает вывод, что идеи первичных качеств тел являются подобиями последних -и образчики тех качеств существуют в самих телах, но ничего подобного идеям вторичных качеств в телах нет. Тела только обладают способностью вызывать в нас эти ощущения.
Однако, следует отметить, что сомнение в объективной реальности ряда качеств выступало у Локка, скорее, как тенденция, нежели как убеждение в субъективности этих качеств. Локк, например, о допускал, что вторичные качества "точные подобия" свойств вещей.
Но тенденция к субъективизации ряда качеств вела к возможности отрыва сущности от явления, допуская скептический подход к способностям человеческого разума.
Юм, следуя, в целом, за Беркли, критиковал теорию первичных и вторичных качеств Локка с позиций субъективизма. Беркли, выступая против деления качеств на первичные и вторичные, утверждал, что все ощущаемые качества вещей в одинаковой степени реальны, но объективно-материальное их существование при этом отрицал. Все качества одинаково субъективны - вывод, с которым согласен и Юм. По Юму, с помощью теории первичных и вторичных качеств вместо объяснения внешних объектов "... мы совершенно уничтожаем эти объекты и приходим по отношению к ним к крайнему скептицизму"
Искусство и нравственность. Социальные проблемы искусства в эстетике Дюма
Проблема соотношения эстетического и этического является кардинальной проблемой в эстетике Д.Юма. Конечная цель, которую преследует Юм, исследуя эстетическое чувство, норму вкуса, разрабатывая эстетические категории, - практическое использование результатов исследования в целях нравственного совершенствования человека. Через нравственность, по Юму, лежит путь к гармонизации общественных отношений.
Согласно этическим взглядам Юма, естественной природе человека присущ альтруизм, доброжелательность, который в то же время, тесно связан с эгоизмом. Альтруизм есть естественное следствие любви человека к себе, т.е. эгоизма. Синтез альтруизма и эгоизма порождает представление об общечеловеческой социальной справедливости. Осознание единства личных и общественных интересов, согласование собственных эгоистических установок с осознанием их общеполезности и общественной необходимости является, по Юму, важнейшим фактором в преодолении "Общественного зла" и представляет собой нравственную норму существования человека. Из осознания индивидуумом общей пользы, с точки зрения Юма, происходит развитие всех общественных отношений: экономических, политических культурных и т.д.
Общественная ценность искусства, по Юму, состоит в том, \ чтобы способствовать нравственному совершенствованию личности, \ формированию необходимых как для отдельного человека, так и для общества в целом представлений о справедливости и добродетели. Через понимание человеком красоты и, прежде всего, красоты интереса, раскрывающейся в социальных отношениях, лежит путь к развитию природных склонностей личности, к её нравственному совершенствованию. Большое значение, при этом, приобретает воспитание эатетического чувства, эстетического вкуса, как способности воспринимать прекрасное, поскольку красота зачастую отождествляется просветителями с нравственным, добродетельным. В.И.Толстых пишет: "В сущности учение просветителей о добродетели есть не что иное, как своего рода эстетика нравов; эстетическое чувство, хороший вкус они рассматривают не только как обязательную, но и единственную дорогу к подлинной нравственности". Таким образом, проблема соотношения эстетического и этического в теорий Д.Юма оказывается тесно связанной с решением им проблемы эстетического восприятия.
Следует отметить, что взгляды Юма на нравственное и эстети-1 ческое воспитание личности запрещающий фактор измененияобщест- \ ва, являются выражением позиции в этом вопросе нового, рождённо го эпохой капитализма, класса - буржуазии. Юм идеализирует бур- / жуазную действительность, в результате чего в его теории социаль ные противоречия английской действительности ХУШ века оказываются сдвинутыми в область морали и эстетики, происходит "примирение ! крайностей в самодавлеющей буржуазной ограниченности, представ- ленной в качестве эталона".
Приступая к анализу вопроса о соотношении нравственного и эстетического в теории Д.Юма, следует уточнить используемые игл термины. Под этикой Юм понимает систему знаний о нравственности, представляющую собой один из разделов философии. Термины мораль и нравственность используются Юмом, прежде всего, как характеристики определённой группы явлений общественного и индивидуального сознания, а также общественных отношений и употребляются им как синонимы.
Учение Юма о единстве эстетического и этического строится на базе его психологической теории. Истоки этого учения непосредственно вытекают из понимания Юмом этих категорий как категорий субъективных по своему характеру. Основу единства нравственного и эстетического в теории Юма представляет общая для них структура сознания, компонентами которой Юм называет эмоции, чувства, аффекты, страсти. Все перечисленные феномены сознания имеют социальную природу и могут заключать в себе как нравственное, так и эстетическое содержание, поскольку источник происхождения моральных и эстетических чувств - один. Это чувства удовольствия и неудовольствия, которыми характеризуются порок и добродетель, прекрасное и безобразное и т.д. и которые выполняют в обществе оценочные функции.
Однако, несмотря на общее происхождение эстетического и этического, сближающее их, Юм пытается разграничить эти области, определить специфику эстетического начала. К сожалению, различие это им только постулируется, не получая детального обоснования. Анализ содержания объектов указанных чувств у него отсутствует. Различие между эстетическим и этическим он видит не в их содержании, а в динамике чувств, в характере их протекания, в степени напряжённости процесса чувствования. Отсутствие чёткого критерия, который позволил бы провести разграничительную линию между эстетическим и этическим, приводит Юма, зачастую, к отождествлению указанных понятий. Итак, первой посылкой, из которой следует единство эстетического и этического, является их общая структура и общий источник - чувство удовольствия.