Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Карельский Герман Борисович

Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания
<
Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Карельский Герман Борисович. Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания : диссертация ... кандидата философских наук : 09.00.04. - Москва, 2001. - 213 с. : ил. РГБ ОД, 61:02-9/114-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Введение понятия - трансперсональная эстетика .

1. Измененные или холотропные состояния сознания 20

2. Холистическая парадигма 37

3. Картография внутреннего пространства и эстетическая составляющая основных групп измененных состояний сознания: общие положения 48

4. Объединение терминологии трансперсональной психологии и эстетики: обоснование создания языка описания эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания

4.1. Использование метафоры 62

4.2. Последовательное применение существующих эстетических категорий к картографии состояний сознания трансперсональной психологии 72

5. Введение понятия - трансперсональная эстетика. Система категорий трансперсональной эстетики... 74

Глава 2. Эстетические особенности переживаний в основных группах измененных состояний сознания .

1. Абстрактно-эстетические переживания.

1.1. Эстетика переживаний при прохождении сенсорного барьера: общая характеристика 80

1.2. Холотропная синестезия 86

2 Основные категории эстетики и перинатальные переживания .

2.1. Основные характеристики перинатальных переживаний 98

2.2. Возникновение категории «прекрасное» 102

2.3. Возникновение категории «трагическое» 108

2.4. Возникновение категории «комическое» 116

2.5. Возникновение категории «возвышенное» 129

3. Эстетическая составляющая трансперсональных переживаний .

3.1. Возникновение категории «эстетическое чувство» в трансперсональных переживаниях 141

3.2. Возникновение категории «эстетический вкус» 145

3.3. Возникновение категории «эстетический идеал» 148

4. Эстетическая составляющая биографических переживаний.

4.1. Формирование системы эстетических ценностей в биографический период жизни и репрезентация этого процесса в измененных состояниях сознания (ИСС) 156

4.2. «Творчество» - эстетическая категория биографических переживаний 158

4.3 Творческий потенциал сновидений как важнейшей группы ИСС биографического периода 162

4.4. Создание художественного образа в процессе биографических переживаний в ИСС 164

4.5. «Искусство» - эстетическая категория биографических переживаний 170

5. Создание произведений искусства как интеграция холотропных переживаний 174

6. Обобщающий пример эстетических особенностей переживаний в ИСС 182

Заключение 185

Библиография 192

Приложения 199

Введение к работе

Эстетика всегда обращалась к психологии, - учению о душе, - в решении вопросов чувственного опыта, творчества и эстетического восприятия.

На протяжении веков многие авторы исследовали различные аспекты
творчества и художественного восприятия. В древнегреческой философии,
которая стала «праматерью» всей современной философии, знания об
устройстве человеческой души (сфера психологии) и восприятии ею красоты,
гармонии, (сфера эстетики) были неразрывно соединены. Древние
пифагорейцы разработали теорию катарсиса - очищения души путем
воздействия на нее специально подобранной музыкой. Теорию катарсиса
разрабатывали также Платон и Плотин. Аристотель (384-322 до н. э.)
философ и ученый, основоположник логики, дал эстетическое осмысление
катарсиса в своем труде «Поэтика». Леонардо да Винчи написал трактат о
живописи; Т. Липпс (1851-1914) - немецкий психолог и философ,
субъективный идеалист, эстетик, стал родоначальником «теории

вчувствования». Английская эстетика эпохи Просвещения в сенсуалистически-эмпирической трактовке прекрасного соединяет сферу чувств с одной из основных эстетических категорией. В советской эстетике понятие «катарсис» было разработано Л.С. Выготским. Его теория рассматривала психофизиологические процессы («самосгорание аффектов») в процессе эстетического восприятия искусства. (81, с. 64)

Таким образом, многие авторы сочетали в одном лице философа, эстетика и психолога. Собственно, психология стала отдельной наукой не так давно - лишь в конце прошлого столетия. Она берет свое начало с трудов Зигмунда Фрейда. Психоаналитическая эстетика содержит учение о бессознательном, которое определяет все формы поведения и деятельности

человека, в том числе и художественное творчество. Основатель психоанализа уделял огромное внимание вопросам художественного творчества: он ввел понятие «сублимация» и написал несколько работ на предмет искусства (122) («Леонардо да Винчи и его воспоминание о детстве» -1910 г., «Достоевский и отцеубийство» -1928 г.).

Ученики и последователи Фрейда продолжили традицию своего учителя. К. Юнг, О. Ранк, Г. Сакс, Э.Фромм, Э. Крис, Ф. Александер развивают психоанализ, модифицируя его основные положения применительно к различным проблемам искусства. Психоаналитическая эстетика создала теорию художественного творчества, в которой проводится исследование детства художника, анализ восприятия и роли искусства в жизни человека, а также психоаналитическая интерпретация художественного произведения.

Среди трудов Карла Густава Юнга, автора аналитической психологии, - «Об отношении аналитической психологии к поэзии», «Психология и литература», «Пикассо» (122). Эрих Нойманн продолжает тему исследования, начатую 3. Фрейдом в работе «Леонардо да Винчи и архетип матери». Он пишет также «Заметки о Марке Шагале», «Искусство и время», «Творческий человек и трансформация».

Эстетика и психология продолжают развиваться вместе в области арт-терапии, которой большое внимание уделяет в своих исследованиях наш современник, ученик Фрейда и Юнга, родоначальник трансперсональной психологии С. Гроф. Арт-терапия изучает художественные образы и формы в отношении их воздействия на психику, проблемы творчества и творческой самореализации личности. Арт-терапия - это эстетика, действующая в практической психологии.

Последователь С. Грофа, российский ученый В. Майков, также является философом и психологом в одном лице. В созданном им Институте трансперсональной психологии широко используется арт-терапия.

Данное диссертационное исследование, опираясь на проделанный опыт, в основном обращается к новейшим разработкам в области соединения, взаимодополнения эстетики и психологии, а именно трансперсональной психологии С. Грофа.

Предлагаемый ход диссертационного исследования представляет собой исследование эстетической феноменологии переживаний в измененных состояниях сознания с использованием теоретической и практической базы трансперсональной психологии с учетом экспериментальных данных, полученных в ходе холотропнои терапии испытуемых. Это позволяет проследить возникновение эстетических категорий из первичных переживаний (протосостояний), возникающих в бессознательном человека..

Цели и задачи работы.

Целью данной работы является выявление и систематизация эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания (ИСС).

Эстетика - наука, изучающая возникновение эстетического во всех возможных пространствах его проявления и развития; различные формы эстетического сознания, основные закономерности возникновения искусства и его места в жизни общества.

Сам термин «эстетика» происходит от греческого слова aisthetikos -имеющий отношение к чувственному восприятию.

Понятие эстетического возникло в истории человеческого осмысления мира много веков назад. В то время чувственное восприятие само по себе еще не могло являться предметом научного рассмотрения на том уровне, которого оно достигло в современном развитии физиологии, психологии и

других наук.

Изучение феноменологии переживаний в ИСС показывает ее соответствие основным эстетическим категориям. Поэтому исследование эстетической составляющей ИСС должно быть основано на рассмотрении их физиологических и психологических аспектов.

В работе описываются механизмы возникновения в ИСС объективных эстетических категорий (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое и другие).

В течение жизни человек постоянно сталкивается с измененными состояниями сознания. Это состояния стресса, сексуальный опыт, сон, тепловые перегрузки, изменения состояния при употреблении алкогольных напитков, наркотиков, курения; занятия медитацией, трансовыми танцами духовными практиками. Человечество накопило достаточно опыта ИСС, открывающих пограничные способности самоисследования, самоисцеления и творческой реализации. Многие люди, находясь в ИСС, испытывали необычные эстетические переживания и интуитивное проникновение в суть творческого процесса. Опыт ИСС приводил к тому, что у них развивалось новое понимание искусства.

Соприкасаясь с глубинами бессознательного в ИСС, художники, поэты, музыканты, скульпторы открывали новые редкие способности и создавали необычные манеры исполнения работ, одновременно получая опыт самоисследования, личностной трансформации и арттеррапевтический эффект.

Исследование эстетической составляющей переживаний в ИСС позволит по-новому взглянуть на основные категории эстетики - гармонию, прекрасное и возвышенное, комическое, трагическое и другие.

Обобщенный опыт в области исследований измененных состояний сознания, накопленный в области теории и практики трансперсональной психологии, служит иллюстрацией к онтогенезу эстетических категорий.

«Трансперсональная психология - направление, возникшее в США в конце 60-х годов XX века на базе трансперсонального проекта в культуре. Трансперсональная психология определяет себя как «пятую силу в психологии», восполняющую односторонность предыдущих четырех проектов в психологии: психоанализа, гешатальт-психологии, бихевиоризма и гуманистической психологии.

Основателями этого направления выступили широко известные психологи и психотерапевты. А. Маслоу. С. Гроф, А. Уотс, М. Мерфи и др. В теоретическом отношении проблемное поле этого направления психологии было разработано психологами психоаналитического, гуманистического, трансперсонального направлений, среди которых: У. Джеймс, 3 Фрейд, Н. Фодор, О. Ранк, В. Райх, К. Роджерс, Ф. Капра, А. Маслоу, Ч. Тарт, К. Уилбер, К. Прибрам, Д. Чу, К.Г. Юнг и др.». (75).

Ведущим исследователем трансперсонологом является С. Гроф. Он многое сделал для того, чтобы новая научная парадигма, которая возникает в настоящее время, обрела более четкие формы. Он является одним из известнейших первооткрывателей в области структуры сознания, его картографии, в области пересмотра фундамента современной психологии, психотерапии. С. Гроф многое сделал для того, чтобы пересмотреть заново корни психосоматических и психотических болезней, и заново картировал человеческое сознание и психику.

В данной работе рассматривается эстетический контекст достаточно большой категории измененных состояний сознания, не связанных с органическими психозами, вызванными повреждением центральной нервной системы, головного мозга, нарушением кровообращения и острыми инфекции. Эту категорию измененных состояний сознания Станислав Гроф назвал «холотропные состояния сознания».

Термин «холотропный» означает «движение в сторону целостности», или «ориентация на целостность» (от греч. Holos - «целое» и trepein -

«двигаться в направлении чего-либо»). По аналогии, в ботанике мы встречаем гелиотропизм - способность растения, поворачиваться к свету солнца. В ходе дальнейшего рассмотрения нашей темы значение термина «холотропный» раскроется полностью.

Этот подход в корне отличается от того, который существует сейчас в материалистической науке; он описывает человека как ньютоновский объект, набор клеток, органов, тканей, то, что называется «эго, закапсулированное в коже». Исследования С. Грофа и многих его последователей подтверждают, что в повседневной жизни человек является лишь фрагментом того, чем он является на самом деле. Холотропные состояния сознания позволяют нам повернуть вектор нашего развития в сторону нашей целостности и гармоничности для того, чтобы воссоединиться с тем, чем мы по-настоящему являемся.

Трансперсональная психология уделяет большое внимание особенностям формирования процесса восприятия вообще, и эстетического восприятия, эстетической устремленности индивида, в частности. И в этом смысле предмет эстетики не отличается от такового трансперсональной психологии.

При рассматривании категорий эстетики возникает вопрос об их изначальной природе. Изучая состояния человеческой психики, трансперсональная психология дает возможность увидеть и те протосостояния, те характерные переживания, в которых впервые способны проявиться основные категории эстетики. Таким образом, опыт трансперсональной психологии позволяет детально рассмотреть процесс онтогенеза каждой категории эстетики.

Спектр переживаний в неординарных состояниях сознания чрезвычайно богат, но все эти переживания можно подразделить на три основных типа. Некоторые из них по самой своей природе чисто биографические и относятся к различным травматическим событиям в жизни человека после

момента рождения. Вторая группа переживаний связана главным образом с двумя явлениями умиранием и рождением. Эти темы представляются глубоко связанными с действительной травмой биологического рождения. Третий обширный тип переживаний может быть назван трансперсональным, выходящим далеко за пределы ограничений ординарного человеческого существования, они весьма близки тому, что Юнг называл коллективным бессознательным. В особую группу выделяются переживания переходов границ сенсорного барьера - абстрактные и эстетические.

С. Гроф предложил различать четыре основные группы переживаний в холотропных состояниях сознания: абстрактно-эстетические, биографические, перинатальные и трансперсональные. (29). Все эти группы переживаний связаны в той или иной степени с эстетическим контекстом. Опыт холотропных состояний сознания позволяет по-новому взглянуть на природу эстетического, пересмотреть существующие системы эстетических категорий и сформировать универсальные философско-эстетические принципы систематизации.

Традиционная эстетика изучает природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей.

Трансперсональная психология обращается к чувственной сфере более глубокого уровня, что позволяет изучать холотропные протосостояния, то есть изначальные чувства и ощущения, возникающие в процессе доступа к материалу бессознательного.

Таким образом, для наиболее полного описания эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания, необходимо решить задачи интеграции двух областей знания: трансперсональной психологии и эстетики. Результатом такого интегративного подхода станет введение понятия «трансперсональная эстетика» или раздел эстетики исследующий заличностные - изначальные формы проявления эстетического,

как всеобъемлющего понятия, отражающего то общее, что свойственно эстетическим явлениям.

Для этого рассматриваются следующие проблемы:

Измененные или холотропные состояния сознания.

Новая (холистическая) парадигма: философия науки и роль парадигм.

Картография внутреннего пространства и эстетическая составляющая основных групп измененных состояний сознания -общие положения.

Объединение терминологии трансперсональной психологии и эстетики: обоснование создания языка описания эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания.

Введение понятия - трансперсональная эстетика.

Последовательное применение существующих эстетических категорий к разработанной в трансперсональной психологии картографии состояний сознания.

Сопоставление системы эстетических категорий и картографии внутреннего пространства, предложенной С.Грофом, а также физиологической и психологической феноменологии переживаний в ИСС, приводящее к созданию системы категорий трансперсональной эстетики.

Эстетические особенности переживаний в основных группах измененных состояний сознания.

Метод работы.

Основным методом исследования является исследование эстетической феноменологии и философско-эстетический анализ эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания.

В данной теме феноменологический подход более уместен, чем метод научного анализа, поскольку сам предмет - измененные состояния сознания, - выходит за рамки линейно-логического рационалистического опыта. (98) Философская теория познания содержит представления о знании: отчуждаемом - неотчуждаемом, рациональном - и иррациональном, а также явном - и неявном. (73). Эти три пары и все возможные комбинации вышеуказанных вариантов описывают все возможные виды знания. Например, знание может быть: отчуждаемым - рациональным - явным (научный анализ), отчуждаемым - иррациональным - неявным (художественный образ) неотчуждаемым - иррациональным - неявным (глубинный опыт самопознания), и так далее. Очевидно, имея дело с измененными состояниями сознания, мы можем лишь установить феноменологические ряды (состояние - эстетическая категория), закономерность последовательности и их соответствия друг другу.

«Иррациональное постижение обнаруживает нечто, что находится за пределами разума в данных конкретных исторических условиях, но что, как правило, в дальнейшем становится его содержанием». (127, с. 54) Возможно, дальнейшее развитие как эстетики, так и философского знания в целом, будет базироваться на более глубинном знании человеческой природы, чем это было до сих пор.

В качестве инструмента исследования эстетических особенностей переживаний в ИСС, использованы интегративные психотехнологии трансперсональной психологии. Этот подход к исследованию дает возможность выйти за привычные рамки теоретического анализа эстетических категорий и взглянуть на исследуемую область с иррациональной, чувственной (и часто безоценочной) позиции путешественника в холотропных пространствах - визионера.

В настоящее время каждый человек имеет возможность осознанного путешествия в ИСС к глубинам подсознания. Познать себя, обрести смысл

жизни, переосмыслить старую систему ценностей и создать новую, позволяет трансперсональная психология и современные холистические психотехники или интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ). Это эмпирические техники самоисследования и самотрансформации, использующие работу в измененном (расширенном) состоянии сознания. Они являются системой методов целостного преобразования, представляющей собой синтез древних духовных практик, включая шаманизм, и экзистенциально-трансперсональной психологии. К ИИПТ относятся Ребефинг, разработанный Л. Орром и С. Рэй, Вайвейшн - интерактивный ребефинг Д. Ленорда и Ф. Лаута, Свободное дыхание, как модификация ребефинга, развиваемая С. Всехсвятским, В. Козловым и М. Молокановым. Особое место занимают динамические и статические медитации, трансовые танцы, шаманские ритуалы и прочие техники, которые в сочетании с современными методами самоисследования и терапии позволяют сознательно или спонтанно трансформировать невротический или проблемный радикал в процессе самоинтеграции субъекта и интеграции его с миром. Холистические методы самоисследования можно считать промежуточной зоной между психотерапией и интегративной компиляцией психопрактик мировых религиозно - философских учений, зоной постоянных конфликтов и источником новых идей миропонимания.

Эти техники позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического, трансцендентного характера, способствующие катарсическим процессам, позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию. Дыхательные психотехники способствуют важным инсайтам (внелогическим прозрениям) в отношении экзистенциальной проблематики, смысла жизни и обретения состояния гармонии. Они помогают в кардинальной трансформации взглядов на собственное "Я" и окружающий мир, жизнь и смерть, повышению творческой активности, расширению духовного горизонта, гармонизации

взаимоотношений человека с окружающим его миром и другими людьми (Grof S., 1976, 1985, 1988; Yensen R., 1985, 1988). Как отмечалось психотерапевтами, глубокие впечатляющие и совершенно уникальные по своей природе переживания в измененных состояниях сознания способны существенно изменить оценку пациентами их прошлого жизненного опыта, трансформировать их систему ценностных и смысложизненных ориентации, обусловить позитивные личностные и поведенческие изменения.

Работа в измененных состояниях сознания имеет не только психотерапевтическое значение, но и направлена на самопознание, духовный рост и максимальную реализацию потенций. В конечном итоге широкое использование интегративных эмпирических психотехник может привести к созданию новой формации homo spiritus - человек духовный.

Актуальность работы

С начала 90-х годов интегративные психотехнологии придерживались холономнои методологии построения науки, которую понимали как систему научных принципов, теорий, методов, в методологическую основу которых положена голографическая модель Вселенной и человеческого сознания.

Возникновение и формирование новой парадигмы мира, которое мы сейчас наблюдаем в различных гуманитарных и технических направлениях научной и социальной деятельности человечества, обусловлено кризисом парадигмы, именуемой ньютоновско-картезианской. Разделение мира на отдельные части, не связанные между собой, повлекло за собой, с одной стороны развитие производственной и научной деятельности, с другой -укрепление системы дуальности, кризис духовности.

Своевременность процессов, направленных на объединение мира в его материальных и духовных проявлениях, иллюстрирует возникновения огромного числа междисциплинарных направлений в науке, соединение

различных аспектов в производственной деятельности, актуализация единения мировоззрений в социальных, философских, религиозных областях жизнедеятельности.

Технический прогресс, развитие техногенной среды и всеобщая урбанизация сопровождается созданием материального пространства без учета эстетических идеалов, норм и восприятия. Физическое пространство зачастую организуется с позиций экономической и технической целесообразности.

В настоящее время нарастает поток дисгармоничных влияний на психоэмоциональную сферу человека и факторов, трансформирующих как физиологический гомеостаз, так и состояние психики. Именно сейчас как индивид, так и общество в целом как никогда нуждается в способности осознать ценность прекрасного (совершенного, т.е. эстетического) и найти пути к обретению внутренней целостности, гармонизации внутриличностной и социальной сфер взаимоотношений.

Трансперсональная психология, как интегративная наука, базирующаяся на новой парадигме, поможет разработать новые методы исследования эстетического, для того чтобы посмотреть на эстетические идеалы с позиций глубинного психического восприятия. Возвращение к эстетическим корням позволит пересмотреть отношение к созданию эстетического продукта любого рода с целью организации наиболее комфортного субъективно гармоничного физического пространства для жизни человека.

Трансперсональная эстетика позволит выявлять истинные ценности и выстраивать эстетические ориентиры в творческом пространстве, представляющем собой все возрастающий поток многообразия физических техногенных объектов и форм, отражающих многообразие психоэмоциональных состояний их авторов.

В настоящее время исследования психофизиологии и

нейроэндокринологии доказывают, что шкала разнообразия состояний сознания стала намного шире, чем прежде, в связи со специфическими гомеостатическими изменениями работы центров удовлетворенности. В одной из неопубликованных лекций Я. Маршака есть понятие широкой шкалы разнообразных состояний сознания: от высшего позитивного опыта до негативного, вплоть до нежелания жить. Отсюда следует, что в масштабах человечества увеличивается разнообразие человеческих переживаний и состояний. Разнообразие психоэмоциональных факторов вызывают создание новой литературы (Пелевин). Киноискусство наглядно показывает расширение шкалы между однозначно гармоничными и однозначно негативными, разрушающими вплоть до создания бесчисленных неоднозначно оцениваемых ситуаций, взаимоотношений и объектов.

Анализ эстетических переживаний в ИСС поможет выстроить структуру критериев эстетического на промежутке неоднозначно оцениваемой реальности и осознать происходящие процессы техногенной среды, не как поток дисгармонизирующих факторов, но как возможность трансформации творческого процесса в индивидуальных и общественных взаимоотношениях.

Научная новизна работы.

Научной новизной работы является введение понятия
«трансперсональная эстетика». Это обусловлено необходимостью

интеграции трансперсональной психологии и эстетики с целью изучения протосостояний, связанных с эстетическим контекстом. Трансперсональная эстетика, позволяет описывать основные закономерности заличностного эстетического восприятия явлений объективной реальности и их отражения в измененных состояниях сознания.

Для выявления и систематизация эстетических особенностей

переживаний в измененных состояниях сознания рассматриваются
абстрактно-эстетические, психодинамические (биографические),

перинатальные и трансперсональные переживания, возникающие в ИСС.

Эстетические чувства, возникающие в измененных (или холотропных) состояниях сознания, это эмоциональные состояния, возникающее в процессе эстетического восприятия из измененных состояний сознания процессов во внутреннем мире человека, явлений действительности или произведений искусства. Они представляют собой специфические переживания, вызываемые этим восприятием, и выступают как чувства прекрасного или возвышенного, трагического или комического.

В случае описания эстетической составляющей переживаний в ИСС, необходимо чтобы язык описания вызывал у человека, не имеющего трансперсонального опыта, не только логическое понимание, но и максимально возможную гамму переживаний в контексте описываемого опыта. Это возможно при глубокой метафоричности языка, использующего вероятностные представления.

В данной работе решается задача обоснования создания специального языка трансперсональной эстетики, который максимально точно может описать весь спектр эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания. Язык описания базируется на принципах интеграции языка трансперсональной психологии и эстетики, а также дает возможность рассматривать объект исследования с рациональной описательной и чувственной стороны, тем самым, расширяя диапазон восприятия контекста исследования.

До сих пор эстетика не включала в себя рассмотрение физиологического и психологического аспекта влияния глубинных бессознательных процессов на возникновение эстетического. В данной работе последовательно рассматривается 1) влияние физиологии на процессы формирования бессознательного, 2) влияние бессознательного на структуру

личности 3) сочетание сознательного и бессознательного влияния на
эстетический аспект личности и социума (при этом социальный аспект
эстетического является следствием статистической совокупности

личностных (индивидуальных) особенностей понимания эстетического). В работе впервые научно прослеживается связь между перинатальной физиологией, структурой личности и происхождением эстетического.

Момент новизны виден и в том, что обобщенный опыт в области исследований измененных состояний сознания, накопленный в теории и практике трансперсональной психологии, служит иллюстрацией к онтогенезу эстетических категорий.

Практическая значимость работы.

Холистическое представление об эстетических особенностях переживаний в ИСС поможет полнее исследовать систему: объект -эстетическое - субъект. Результаты исследования данной темы могут использоваться во всех областях эстетической и художественной деятельности, в эргономике и дизайне, в медицине и психологии.

Исследование эстетического контекста трансперсонального опыта позволяет пересмотреть эстетические нормы, как общепринятые принципы эстетической деятельности, творчества и восприятия.

«Эстетические нормы связаны, во-первых, с высшими стремлениями и целями, с представлением о должном, об идеале-образце. Во-вторых, Э. н. -границы допустимого, некий предел, выход за который грозит разрушением эстетическому предмету и восприятию, а также необходимые стереотипы, без которых немыслима любая форма деятельности, в том числе эстетическая». (81, с. 104)

Трансперсональная эстетика раскрывает истинность эстетических норм: формирование идеалов-образцов и стереотипов эстетической

деятельности с позиции восприятия эстетического объекта в холотропном состоянии сознания на уровне индивидуального и коллективного бессознательного.

Эстетические нормы вырабатываются в процессе эстетической деятельности и развития культуры, становясь социально детерминированной и внутренне мотивированной потребностью эстетического творчества и восприятия, но не всегда воплощаясь в каждом их конкретном акте. Они фиксируются на логико-интеллектуальном уровне в эстетических трактатах и поэтиках, и художественной критике и в манифестах школ, отдельных деятелей искусства, а также в системе художественного обучения. Такое теоретическое осознание и учебно-прикладное применение эстетических норм может отставать от реальных эстетических потребностей общества и развития культуры, а может и опережать их, тормозить или стимулировать. Таким образом, имеет существенное значение проблема истинности норм, их обоснования и роли в развитии эстетической культуры.

Практическое применение результатов выявления и систематизации
эстетических особенностей переживаний в ИСС возможно в

психологической реабилитации наркозависимых. Это касается, в основном, лиц использующих психоактивные вещества, не вызывающие физическую зависимость, действие которых связано с опытом эстетических переживаний. К таким веществам относятся: кетамин, LSD, псилоцибин, MDA и т. д.

Зависимость от психоактивных веществ, так же, как и другие формы зависимости, могут быть во многих случаях формами духовного кризиса. Зависимость отличается от других форм духовного кризиса тем, что духовное измерение здесь часто скрыто за очевидной деструктивной и самодеструктивной природой этого расстройства. В драмах духовного кризиса люди сталкиваются с проблемами, вызванными духовными или мистическими состояниями ума. В противоположность этому, в случае зависимости многие трудности возникают из-за поиска более глубоких

измерений внутри себя, которые не могут проявиться наружу.

«Издавна у людей существует интерес к тому, что больше, чем личность человека. Тяга к заличностному, трансцендентному побуждала человека обращаться к шаманизму, религии, духовным практикам, в конце концов, - к алкоголю, наркотикам. Неугасающее любопытство к тому, что непознаваемо, живет в каждом человеке. Попытка получить ответ на значимый для конкретного человека вопрос не всегда венчается успехом. Очень много и вовсе неразрешимого. Наркомания, зачастую, - это поиск ответов на вопросы этой реальности путем перехода в реальность иного порядка. А возможно, и бегство от действительности, поиск свободы в измененном состоянии сознания. Проблема здесь кроется в том, насколько это измененное состояние полезно человеку. Оно созидательно или деструктивно? Деструктивно, если путь в такое состояние лежит через ворота наркотического дурмана, но созидательно, когда человек сознательно руководит своим «путешествием». В таком случае помощниками выступают интенсивные интегративные психотехнологии, методы трансперсональной психологии включая трансовые, медитативные и шаманские практики». (46, с.50)

В случае психологической зависимости от психоделиков переход в трансцендентную реальность мотивируется потребностью в эстетических переживаниях, духовных прозрениях и необычных состояниях. Эта потребность возникает тогда, когда обыденное физическое, информационное и аудио-визуальное пространство, в котором живет человек, не способно вызвать в нем переживания гармонии с окружающим.

Исследование эстетических потребностей, которые удовлетворяются опытом нахождения в ИСС, позволит создавать эстетически оптимальную среду обитания человека.

Картография внутреннего пространства и эстетическая составляющая основных групп измененных состояний сознания: общие положения

Богатство и диапазон переживаний во время сессий холотропной психотерапии убедили Грофа в теоретических ограничениях фрейдовской модели психики и лежащего в ее основе механистического мировоззрения. Возникшая в результате этих исследований новая картография психики состоит из трех областей: (фрейдовского) личного и биографического бессознательного; трансперсонального бессознательного (которое включает в себя и более узкие представления Юнга об архетипичном или коллективном бессознательном); перинатального бессознательного, являющегося мостом между личным и трансперсональным бессознательным и наполненным символизмом и конкретными переживаниями смерти и возрождения.

Перинатальная область бессознательного несет в себе наибольший трансформирующий потенциал.

В своих последних работах Гроф постоянно подчеркивает, что перинатальное не ограничено внутриутробной жизнью и процессом родов, но образует более всеохватывающую структуру психодуховной трансформации, справедливой для всех стадии развития сознания. Громадный клинический опыт самого Грофа и его учеников, а также запротоколированный опыт мировых духовных традиций, свидетельствует о том, что регрессия к перинатальному уровню зачастую является необходимым условием для доступа к трансперсональному.

Гроф экспериментально показал возможность для любого человека иметь переживания необычайной интенсивности и насыщенности, что, как правило, характерно для экстремальных ситуаций человеческой жизни, связанных с переживаниями экстаза, катастрофы, смерти, духовного преображения. Необычные состояния сознания широко практиковались во всех традиционных культурах и сопровождали любое значимое изменение в индивиде и обществе. Среди этих состояний выделяются холотропные, или целостные состояния сознания, обладающие особо мощным терапевтическим, творческим и обновляющим потенциалом. Они определяются по отношению к обычным, или хилотропным состояниям.

Европейская картезианская наука основана на опыте хилотропных состояний, возникающая новая научная парадигма основывается на опыте холотропных состояний.

Развитая Грофом расширенная картография психического пространства вбирает в себя не только большинство картографии западной психологии, но и соответствует практически всем известным восточным и мистическим картографиям. (См. схему 1)

Универсальность картографии состоит в том, что независимо от того, каким путем духовно-философского развития следует человек, ему неизбежно приходится решать одни и те же задачи с точки зрения овладения определенным уровнем энергии. В "энергетической антропологии" Грофа степень осознавания прямо связана с уровнем доступной энергии и степенью проработки блоков на пути ее освоения в качестве привычного уровня.

Холотропная стратегия в психотерапии, основывается нам данных изучения необычных состоянии сознания и представляет собой важную альтернативу психотерапевтическим методам различных школ глубинной психологии, которые подчеркивают вербальную коммуникацию между терапевтом и клиентом и эмпирической психотерапией, проводимой в обычных состояниях сознания. Главная цель холотропной терапии состоит в том, чтобы активировать бессознательное, освободить энергию, содержащуюся в эмоциональных и психосоматичских симптомах и трансформировать эти симптомы в поток переживания.

По Грофу, травма рождения, смерть и рождение, мистерия смерти, являются прототипом (или фундаментальной психологической структурой), которая активируется всякий раз, когда мы сталкиваемся с ситуацией угрозы жизни или проходим любые другие экстремальные переживания. Эта структура активируется в нас каждый раз, когда мы делаем некое сверхусилие к тому, что называют ростом, индивидуацией, раскрытием, творчеством.

Объединение терминологии трансперсональной психологии и эстетики: обоснование создания языка описания эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания

Человеческая культура и наука есть способ видения мира, которое задается нашим языком. В прошлом особенностью европейской культуры, в ее доминирующем проявлении, было детерминистическое видение мира. Язык детерминистических представлений заставляет нас видеть мир как некий гигантский часовой механизм, управляемый причинно-следственными связями.

Научное описание мира — это видение его глазами физических приборов: фотоэлементов, термоэлементов, счетчиков Гейгера... Квантовая механика охотно согласилась признать роль прибороподобного наблюдателя в эксперименте, но наука отказалась признать роль человека — испорченного механизма - в осмыслении мира. Объективизм в науке - это понимание мира не через человека, а через объективно существующую логику.

Логика - правила построения истинных высказываний со знаками с дискретным - атомарным - смыслом. Отсюда представление о дискретности мышления - поиск прямых физических носителей дискретности мысли в мозгу человека и нейрофизиологического механизма, непосредственно ответственного за абстрактное мышление, даже творческое. (80, с. 14)

Иерархия мира: представление об элементарных частицах и структурировании их в блоки, вера в существование единых,

фундаментальных законов мира, в возможность одного-единственного и непротиворечивого описания мира, — все это задано нашим языком.

Язык, основанный на логике, заставил признать бытие логики в самом мире. Принцип логической непротиворечивости приобрел онтологический статус. Неизбежная необходимость такого постулата была ясна уже Фоме Аквинскому. Человек в этом видении мира — это лишь блок вещества, переосложнившийся до того, что овладел логикой, заложенной в основе самого бытия. Человек оказался в ранге микрочасов (макрокосм отражается в микрокосме - концепция, идущая еще из Египта, от герметизма). Но микрочасы были испорчены той субъективностью поведения человека, которая не описывается языком логики. Представление о человеке как об испорченном механизме уходит своими корнями в традиции иудаизма. В Ветхом Завете дан Закон, по которому должен был бы жить человек, но реально существующие люди не подчиняются Закону полностью, поскольку на начальном этапе развития человечества произошло грехопадение, нарушившее автоматизм поведения человека. Миф о грехопадении всегда занимал центральное место в иудео-христианском мировоззрении западного мира. (80, с. 14)

Язык предполагает отбор определенных языковых единиц и их комбинирование в языковые единицы более высокой степени сложности. На лексическом уровне это совершенно очевидно: говорящий выбирает слова и комбинирует их в соответствии с синтаксической системой используемого языка; предложения, в свою очередь, объединяются в высказывания. В комбинировании языковых единиц при переходе от низших уровней языка к высшим, возрастает шкала свободы создания новых контекстов. (101, с. 113). Фиксированное значение каждого слова, как и научного термина, делает язык линейным последовательным кодом дискретных понятий, и таким образом, исключается возможность расширения смыслового поля описания. Если рассмотреть возникновение смыслового содержания каждого научного термина, то мы увидим, что оно происходит путем соглашения на уровне данного человеческого (научного) сообщества. Однако, что служит основой подобных соглашений?

«Профессор, обучая студента, говорит ему о тех знаниях, которые он сам получил, но не учит его тому, как новые знания можно приобретать, - он сам их получает на внелогическом уровне». (80, с. 15).

Целостный опыт каждого конкретного человека основывается на три модальностях восприятия: мысль, ощущение в теле, чувство. Мы видим, что лишь одна из трех модальностей, а именно мысль, может существовать в виде линейного последовательного кода дискретных единиц - терминов. Если научное отношение к человеческому опыту ограничится формальнологическим описанием психических явлений, то из поля ее зрения выпадают две важнейшие модальности восприятия, а именно - ощущение и чувство. Именно поэтому в целях создания языка описания эстетических особенностей переживаний в измененных состояниях сознания необходимо научно разработать способ описания, учитывающий чувственно-эмоциональную сферу. Этот новый способ описания должен обеспечить выход за пределы модальности мысли в модальность чувств и ощущений; в нем все три модальности восприятия должны иметь равные возможности к репрезентации.

Всякое описание реальности является образом реальности. Существует настоятельная необходимость сделать этот образ по возможности более "объемным", увеличив степень его достоверности путем введения в языковую структуру не использовавшихся ранее в науке литературных жанров, расширяющих семантическое поле каждого слова, понятия, термина.

Трансперсональная психология, как уже неоднократно отмечалось выше, изучает глубинные внутрипсихические процессы. Серьезный и последовательный подход к разнообразию расширенных состояний сознания обращает взгляд исследователя ко всему мировому опыту духовных традиций. Именно тексты духовных традиций содержат в себе наиболее последовательное и полное описание холотропных переживаний, тщательно накапливаемое и особым образом интерпретированное в течение тысячелетий.

Современные богословы, изучающие Библию, указывают нам на ряд важных текстологических особенностей. В качестве иллюстрации можно привести следующий факт. Христианские богословы и святые отцы утверждают: «Бог есть все из того, что существует, и ничто из того, что существует». Подобным образом утверждается, что «Бог везде в мире и нигде в мире», и т.п. (Важно отметить, что источником подобных утверждений является непосредственный опыт холотропных состояний сознания). В «Катехизисе для просвещаемых» священник-богослов Г. Кочетков пишет: «...как может быть, что, например, Бог есть Любовь и в то же время Бог не есть Любовь? Не получается ли произвол, что хочешь, то о Боге и говори? Что бы ни утверждать, это тут же можно со спокойной совестью и отрицать? Бог существует, и Бог не существует? И то и другое истинно? Где же логика? Так вот, формальной логики здесь действительно нет. Вернее, логика есть, но не плоско-линейная, формальная, а та, которая называется антиномической. Слово «антиномия» в переводе с греческого означает «противоречие в законе», в законе логики. Если формальная логика от нас требует определенного утверждения о чем-либо и при этом не может совместить два противоположных утверждения об одном и том же, то как раз антиномическая логика может совместить два по видимости противоположных утверждения.

Основные категории эстетики и перинатальные переживания

Сходство между рождением и смертью, поражающее понимание того, что начало жизни есть то же самое, что и ее конец, — главная философская тема, сопровождающая перинатальные переживания.

В так называемых примитивных культурах существовали мощные ритуалы, которые, как выясняется, способствовали возникновению таких переживаний как у отдельных индивидов, так и у целых групп. Подобные процедуры обычно проводились либо в особых случаях (таких, как ритуалы инициации или посвящения), либо как предмет ежедневной практики в экстатических религиях. Техника, наработанная в этих культурах, охватывает широкий диапазон методов: от использования психоактивных веществ растительного и животного происхождения, трансовых танцев, голодания, шока, физических пыток и лишения сна, до детально проработанных духовных практик, подобных тем, что развиты в индуистской и буддистской традициях.

Основные характеристики перинатальных переживаний и их главный смысл сосредоточены на проблемах биологического рождения, физической боли и агонии старения, болезни и дряхления, а также умирания и смерти. Столкновение с этими критическими аспектами человеческого существования и понимание бренности и непостоянства биологического существования человека сопровождается несущим мучения экзистенциальным кризисом. Благодаря этим переживаниям, индивид приходит к пониманию, что, независимо от того, что он делает в этой жизни, ему не дано избежать неизбежного: он должен будет покинуть этот мир, оставив все, что накопил и чего достиг, к чему эмоционально привязан.

Другим важным следствием эмоционального и физического столкновения со смертью является открытие областей духовных и религиозных переживаний, которые оказываются внутренней частью человеческой личности и не зависят от культурных и религиозных основ ее индивидуальности и любого вида программирования.

«Я убедился, что каждый, кто достиг этих уровней, начинает отчетливо видеть уместность духовных и религиозных сфер в универсальной схеме вещей. Даже твердокаменные материалисты, позитивистски ориентированные ученые, скептики и циники, бескомпромиссные атеисты, вроде философов-марксистов, неожиданно начинают интересоваться духовными поисками, после того как встанут лицом к лицу с этими переживаниями в себе. Чтобы избежать непонимания, необходимо подчеркнуть, что столкновение со смертью на перинатальном уровне принимает форму глубокого непосредственного переживания перед смертью».(33, с. 115)

Венский психиатр Отто Ранк, отошедший от основного потока ортодоксального психоанализа, подчеркивал в своей книге «Травма рождения» (1927) основополагающее значение перинатальных переживаний.

Перинатальные переживания являются выражением более глубокого уровня бессознательного, который явно лежит за пределами досягаемости классической фрейдовской техники. Явления, принадлежащие к этой категории, не описывались в психоаналитической литературе и не рассматривались в теориях аналитиков-фрейдистов. Классический фрейдовский анализ не дает объяснений таким переживаниям и не предлагает адекватной теоретической модели для их интерпретации.

Е.Г. Яковлев в совем труде «Художник: личность и творчество» пишет: «Быть может, идея писательницы Натальи Дарьяловой (Дарьялова Н. Вот и кончилась вечность) о том, что только что родившийся ребенок приходит в наш мир с великим знанием (из великого бытия вечности), которое постепенно превращается в его способности чувствовать, любить, радоваться, удивляться, станет когда-нибудь научной истиной. Но сегодня -это иррациональное предположение, ибо пока нам не дано знать об этом на уровне рационалистической теории». (127, с.56) Трансперсональная психология - первая наука, создавшая такую теорию.

Перинатальные переживания представляют собой весьма важный перекресток между индивидуальной и трансперсональной психологией или же между психологией и психопатологией с одной стороны и религией — с другой. Если мы относим их к индивидуальному рождению, то они должны, по-видимому, принадлежать к структурам индивидуальной психологии. Некоторые другие аспекты придают трансперсональный оттенок. Интенсивность этих переживаний превосходит все, что обычно рассматривается как предел выносливости индивида. Часто они сопровождаются идентификацией с другими личностями или с борющимся и страдающим человечеством. Более того, другие виды явно трансперсональных переживаний — таких, как эволюционная память, элементы коллективного бессознательного и некоторые архетипы Юнга, — нередко составляют неотъемлемую часть перинатальных матриц.

Элементы обширного и сложного содержания, возникающие на сеансах работы в ИСС, отражающие этот уровень бессознательного, можно представить в виде четырех групп, матриц или паттернов переживания. Ввести связь четырех категорий явлений с последовательными стадиями биологического рождения и с переживаниями ребенка в перинатальный период. Четыре основные матрицы переживаний ранкианского уровня называются Базовыми Перинатальными Матрицами (БПМ-1 — 4). Следует подчеркнуть, что это нужно рассматривать как модель, не обязательно включающую в себя причинную связь.

Базовые перинатальные матрицы являются гипотетическими динамическими управляющими системами, функционирующими на ранкианском уровне бессознательного подобно тому, как СКО действуют на фрейдовском психодинамическом уровне. Они имеют свое собственное специфическое содержание, а именно перинатальные явления. Последнее имеет две важные грани, два компонента: биологический и духовный.

Биологический аспект перинатальных переживаний состоит из конкретных и довольно реалистических переживаний, связанных с индивидуальными стадиями биологических родов. Вероятно, каждая стадия биологического рождения имеет специфическую дополнительную духовную составляющую. Для безмятежного внутриутробного существования — это переживание космического единства; начало родов параллельно переживанию чувства всеобъемлющего поглощения; первая клиническая стадия родов, сжатие в закрытой маточной системе, соответствует переживанию «нет выхода» или аду; проталкивание через родовой канал во второй клинической стадии родов имеет свой духовный аналог в борьбе между смертью и повторным рождением; метафизическим эквивалентом завершения родового процесса и событий третьей клинической стадии родов является переживание смерти Эго и повторного рождения.

Эстетическая составляющая трансперсональных переживаний

Эстетическое чувство - «следствие субъективной эмоциональной реакции человека на объективные выразительные формы природной и общественной реальности, которые оцениваются и переживаются в соответствии с представлениями субъекта о красоте». (81, с. 194).

В хилотропном состоянии сознания человек воспринимает себя существующим в границах своего физического тела, которое четко отделяет его от остального мира. Он ясно осознает пространство, которое занимает его физическая сущность. Восприятие окружения физически ограничено определенной сферой действия органов чувств. Как внутреннее восприятие, так и внешнее, являются предметом специфических пространственно- временных ограничений. Как правило, человек может переживать только те вещи, которые происходят в настоящий момент и в его теперешнем местонахождении. Он может вспомнить то, что случилось в другом месте и в другое время, и фантазировать или ожидать события, которые произойдут в будущем. Основной характеристикой трансперсональных переживаний является то, что одно или несколько из этих ограничений оказываются превзойденными (трансцендированными).

Трансценденция ограничений восприятия является причиной изменения эстетической чувствительности индивида, находящегося в трансперсональных ИСС.

Трансперсональные переживания становятся довольно обычным явлением в продвинутых сеансах холотропнои терапии после того, как испытуемый проработает и интегрирует материал на психодинамическом и перинатальном уровнях. После финального переживания смерти Эго и второго рождения трансперсональные феномены преобладают во всех последующих сеансах этого человека.

«Трансперсональные переживания ассоциируются с позитивными эмоциями, такими, как чувство единства с человечеством и природой, состояние космического единства, встреча с дающими блаженство божествами или соединение с Богом, и играют особую роль в целительном и трансформативном процессе. В то же время различные болезненные и затруднительные переживания очищают психику и открывают путь к более приятным, экстатическим и объединяющим состояниям, представляя, таким образом, саму сущность процесса исцеления». (32 , с. 194)

«Сила творческого воображения имеет своим источником хаотически насыщенное бессознательное. Хаотическое состояние подсознания с его глубинными порывами, влечениями можно увидеть в размышлениях русского танцовщика XX века Вацлава Нижинского: Я размышляю мало, и все, что я испытываю, освещается моим ясновидением. Я чувствую вещи только плотью, без участия разума. Я есть плоть и чувство, Бог во плоти и в чувстве». (86, с. 125).

Постоянство или изменчивость эстетического чувства зависит от того, насколько оно закрепляется особым эстетическим наслаждением. Эстетическое наслаждение возникает, когда красота объекта, так же, как и слияние его содержания с выразительной формой, совпадает с представлениями субъекта о должном. В трансперсональных переживаниях наблюдается чрезвычайная пластичность выразительных форм; представления о красоте (как и о должном) индивида находятся в непосредственной зависимости от специфики переживания.

Диапазон феноменологии трансперсональных переживаний чрезвычайно широк. Самым краткое описанием его является классификация трансперсональных переживаний, предложенная С.Грофом. (33, с. 178-179; а также 34, с. 59-60)

Интуиции о существовании трансперсонального слоя психики всегда встречались в психологии и философии, но они не были выражены конкретно, не были названы своим именем. Например, Выготский пишет: «Стоит только взглянуть на ребенка, чтобы увидеть, что в нем реально заключено гораздо больше возможностей жизни, чем те, которые находят свое осуществление. Франк говорит, что если ребенок играет в солдата, разбойника и лошадь, то это потому, что в нем реально заключены и солдат, и лошадь, и разбойник». (19, с. 310)

Опыт исследования ИСС показывает, что в зависимости специфики переживания меняются представления индивида о прекрасном и безобразном. Например, опыт отождествления с персонажами животного или растительного мира способен навсегда поменять представление о безобразных пауках или отвратительных колючках - на представления о том, как прекрасно быть колючкой или пауком, живущим в полной гармонии со своей средой обитания. «Эстетическое чувство смогло облагородить и социализировать сущностные природные инстинкты человека, - прежде всего сохранение и поддержание жизни». (81, стр. 194). Но, переживая отождествление с гиеной, человек получает целостный опыт о ее способе выживания. Присущая человеку способность облагораживать и социализировать природные инстинкты влечет за собой как возможную смену, так и возможное расширение эстетического чувства индивида. Соответственно меняются или расширяются и его представления о прекрасном. Это представление может закрепиться только в переживании, так как только в переживании, а не в фантазии или научном исследовании, индивид может получить целостный опыт наслаждения.

Похожие диссертации на Эстетические особенности переживаний в измененных состояниях сознания