Введение к работе
Актуальность исследования обусловлена определением вокальной структуры мелодии через соотношение драматической поэзии и мелодии, что позволяет детально анализировать изменения в эстетике оперных жанров.
1 Борев Ю. Эстетика. М.,1988.
2 Вейс Г. История цивилизации: В 4 т. М., 1998. Т. 4.
3 Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб., 1994.
4 Виппер Б. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М.,1966.
5 Михалёв В. Видовая специфика и синтез искусств. Киев. 1984.
Cizevski D. Outline ofComparativ Slavic Literatures I. Survey of Slavic Civilisation. Boston. 1952.
7 Аберт Г. В. -А. Моцарт: В 4 т. М., 1987.
8 Асафьев Б. Об опере. Л., 1985.
9 Асафьев Б. Русская музыка ХГХ и нач. ХХ-го века. М., 1974.
' Бадура-Скода Е., Бадура-Скода П. Интерпретация Моцарта. М., 1982.
Ливанова Т. Оперная критика в России. М., 1973.
' Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1988.
! Роллан Р. Музыкально- историческое наследие. М., 1986. 14 Стасов В. М. И. Глинка. М., 1953.
5 Серов А. Статьи о музыке: В 3 т. М., 1987. Т.З. Вагнер Р. Опера и драма. Письма. М., 2001.
7 Верди Дж. Избранные письма. М., 1973.
* Глинка М. И... Литературное наследие: В 2 т7 Под редакцией В. Богданова-Березовского. М., 1952. Глинка М. Заметки по инструментовке. Л., 1937.
20 Даргомыжский А. Избранные письма. М., 1952.
Мусоргский М. Литературное наследие. Письма, биографические материалы и документы. М., 1971. 22 Блок Л. Классический танец: История и современность. М., 1987.
Гозенпуд А. Русский оперный театр на рубеже XIX-XX вв. и Ф. И. Шаляпин: 1890—1904. Л., 1974.
24 Друскин М. Вопросы музыкальной драматургии оперы. На материалах классического
наследия. М., 1952.
25 Гарсия М. Полный трактат искусства пения. М., Юргенсон, 1904.
Лаури-Вольпи Дж. Вокальные параллели. Л., 1972.
21 Назаренко И. Искусство пения. М., 1948.
28 Jusson P. Le voix chantee. Paris. 1960
Современные тенденции в оперном театре рассмотрены также с позиций воздействия технического прогресса и массовой культуры на искусство классического пения. Этот аспект работы также должен быть отнесён к наиболее актуальным.
Практическая значимость исследования состоит в выработке единого подхода к истории: оперного театра, вокальной педагогики и исполнительской практики. Материалы диссертации могут быть использованы как в курсах лекций по истории мировой художественной культуры, так и в спецкурсах лекций по истории вокального искусства для актёров музыкально-театральных жанров.
В исследовании обобщаются закономерности развития оперы. На их основе анализируются аспекты вокального мастерства и вокальной педагогики, имеющие прикладное значение: методы певческой фонации и эстетика звука, техника дыхания и дикция певца в условиях оперного спектакля, что придаёт результатам диссертационного исследования практическую значимость для педагогов, артистов, работающих в музыкальном театре.
Определение эстетики пения в опере через понятие вокальной структуры музыкального материала может послужить толчком к переосмыслению и переоценке некоторых аксиом в истории и практике оперного жанра.
Апробация работы. Диссертационное исследование
обсуждалось на расширенном заседании кафедры эстрадного искусства и музыкального театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства с привлечением специалистов кафедры русского театра, кафедры вокала и музыкального воспитания Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства и Санкт-Петербургской государственной консерватории.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения. Список использованной литературы включает более ста тридцати названий, из них двадцать на иностранных языках. В приложении приведён перечень интернет-изданий и фонограмм.