Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сценарии развития природопользования : методология обоснования на базе модельно-информационного подхода Крюков, Михаил Михайлович

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Крюков, Михаил Михайлович. Сценарии развития природопользования : методология обоснования на базе модельно-информационного подхода : автореферат дис. ... доктора экономических наук : 08.00.05, 08.00.13 / Крюков Михаил Михайлович; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова].- Москва, 2011.- 39 с.: ил. РГБ ОД, 9 11-2/3369

Введение к работе

Актуальность темы исследований. «Управлять — значит предвидеть». Справедливость этого крылатого выражения особенно очевидна в сфере природопользования, где взаимодействуют природа, экономика и общество. Здесь слишком велика экономическая, социальная и экологическая цена недальновидности, что еще раз подтвердили трагические события лета 2010 г.

Отсюда видна вся важность умения предвидеть и предсказывать последствия стратегических решений в системе «общество–экономика–природа» как для отдельных звеньев, так и системы в целом.

Предвидение, или, другими словами, прогноз, входит в структуру любой профессиональной деятельности человека как элемент ее психологического механизма, и основано на понимании. Это способность, которую, как и любую другую, можно и нужно развивать, доводя ее до совершенства, что приобретается с опытом. Кроме того, усилить ее помогают научные методы прогнозирования, среди которых важное место занимает моделирование. Результатом предвидения является образ будущего, за которым закрепилось название сценария.

Формирование сценария требует преодоления сложности и неопределенности изучаемой системы. Интуиция служит могучим фактором преодоления неопределенности. Информация, полученная в ходе исследования модели, в свою очередь может в определенном смысле восполнить неполноту информации о такой системе. Даже если сценарий выработан с применением методов, внешних по отношению к сознанию человека, приоритет в его создании должен быть отдан человеку, а средства, которые призваны усилить, вооружить его интеллект, не должны приниматься за самоцель. К сожалению, чаще всего усилия специалистов бывают направлены на то, чтобы модели были адекватны отражаемой в них действительности, и этим аспектом полностью заслоняется вопрос о том, адекватна ли модель человеку. Средства и методы, которые используются для создания сценариев, должны соответствовать структуре человеческого сознания и образа как феномена сознания. Можно сказать, они обязаны моделировать не только изучаемую систему, но и психику человека. Такое соответствие следует рассматривать как важный аспект обоснованности сценария.

Человек может «проигрывать» в своем сознании варианты развития ситуации благодаря тому, что сознание отражает структуру времени. Если мы хотим осуществить это проигрывание на моделях, но так, чтобы способствовать складыванию сценария в сознании человека, они также должны учитывать временной аспект адекватно сознанию.

Управленческий сценарий является одним из инструментов стратегического подхода, поскольку именно в сценарной форме мы можем оценить спектр вариантов развития, за которыми лежат скрытые тенденции функционирования системы. При этом существенно избежать навязывания искусственно сконструированных сценариев, но, напротив, выявить имманентные направления динамических процессов эволюции системы. Важная особенность сценария в том, что он не только дает целостный образ динамики материальных процессов в длительной перспективе, но и позволяет, не теряя целостности, раскрывать частные моменты, например, возможные версии данного сценария. Сказанное означает, что сценарий должен обладать свойствами порождающей модели.

Анализ моделей, которые могут быть использованы с данной целью, убеждает, что особого внимания в рассматриваемом аспекте заслуживает игровое имитационное моделирование (simulation gaming). Игровая имитационная модель (имитационная, управленческая или деловая игра, а также игровая имитация), на наш взгляд, адекватна поставленной цели, поскольку сценарий в ней рождается непосредственно по ходу процесса моделирования и выражается на языке игровых событий. При этом он локализуется не только в пространстве игры, но и в сознании участников моделирования. Этим игровая имитация выгодно отличается от других видов моделирования. Она дает целостный взгляд на мир и опирается на интуицию. Ее структура во многих отношениях, и в том числе с точки зрения отражения времени, аналогична структуре человеческого сознания.

Игровая имитационная модель в отношении изучения системы «общество–экономика–природа» несет двойную функциональную нагрузку, поскольку она может применяться не только в научных исследованиях и принятии управленческих решений, но и в образовании, и, следовательно, участвует в формировании человеческого капитала, субъекта управления. В свою очередь, использование данных моделей для целей обучения — источник данных для научных исследований. Таким образом, игровая имитация одновременно является как инновационным методом управления в сфере природопользования, так и способом освоения инновационных методов управления.

Рассмотрение» процессов природопользования в социально-экономическом и социокультурном контексте приводит к необходимости формирования нового единого параметрического пространства, способного отразить как развитие общества и экономики, так и динамику природных процессов. Методологически аналогичная ситуация возникла в начале 30-х гг. прошлого века, когда в Ленинграде создавалась первая деловая игра на базе опыта военных игр. Проблема заключалась в том, что карты и планы, на которых преимущественно проводятся военные игры, отражают перемещение в географическом пространстве, в то время как в новой игре важно было показать движение в пространстве производственно-технических показателей. Но новая игра не столько отражала готовое пространство, сколько проектировала его в соответствии с новыми задачами управления, как проектировала и сценарий поведения специалистов в этом пространстве.

Многолетний опыт проведения эколого-экономических имитационных игр показал, что игра учит именно движению в пространстве предложенных в ней показателей, следовательно, формирует это пространство в сознании участников.

Отсюда следует существенный вывод для инноваций управления и образования в сфере экономики природопользования: формированию нового, уникального параметрического пространства может способствовать игровая имитационная модель. Разумеется, она должна появиться как можно раньше, на этапе инкубации новой идеи. Следовательно, то, что в 30-е годы было промежуточным этапом в разработке игровых имитационных моделей, в наше время может стать главным, целевым этапом.

Перечисленные соображения подтверждают актуальность теоретического и методологического обоснования игрового имитационного моделирования в качестве инструмента, позволяющего строить картину развития процессов природопользования в длительной перспективе.

Степень разработанности проблемы. Свойства игровых имитационных моделей как одной из форм моделирования являются для отечественных и зарубежных ученых предметом теоретического осмысления практически с самого начала массового применения игрового имитационного моделирования в области экономики и управления во всем мире.

Наиболее интенсивные работы в области теории и методики построения и применения имитационных игр вели американские и европейские ученые Р.Дьюк, Я.Клабберс, К.Гринблат, Д.Крукалл, Я.Клабберс, А.Чеккини, Э.Лей (E.Leigh) и другие.

Важным этапом в становлении эколого-экономического игрового моделирования оказалось создание ряда игр известным американским ученым Д.Медоузом и его сотрудниками. Сюда относится, в частности, модель STRATEGEM–1. Эти игры являются почти непревзойденным образцом в методическом отношении. Названного автора отличает очень четкое представление о целях, для достижения которых предназначены его игры. Этим целям соответствуют так же ясно сформулированные методические принципы и их реализация в компьютерных программах и тщательно отработанных материалах для проведения игр.

Следует, однако, отметить, что в большинстве работ рассматривалась преимущественно педагогическая значимость имитационных игр, а не их роль в исследованиях и принятии решений.

Несколько иная ситуация складывалась в отечественном игровом имитационном моделировании. Первые советские деловые игры были разработаны в 30-х годах XX века под руководством М.М.Бирштейн. Они в первую очередь решали непосредственно практические задачи организации производства, благодаря чему могли служить методом подготовки персонала.

Первую отечественную научную школу в области имитационного игрового моделирования основал в 60-годах прошлого века ленинградский ученый профессор И.М.Сыроежин. Его школу отличало стремление создавать глубоко обобщенные игровые модели экономических процессов. Эта обобщенность проистекала из оригинальной экономической концепции — теории хозяйственных организаций. Игры этой школы представляли собой не просто пассивное воспроизведение процессов в экономике, но средство активного воздействия на нее с позиций упомянутой теории, как через участников, усвоивших ее, так и посредством использования этих игр в качестве «встроенных блоков системы управления». Таким образом, и здесь представление об игровых моделях и их применение не ограничивалось обучающим аспектом.

В столичном Институте проблем управления интенсивно развивалась научная школа профессора В.Н. Буркова, усматривающая в игровых имитационных моделях главным образом форму приложения и иллюстрацию математической теории активных систем. Большая же часть специалистов пыталась осмыслить игровое имитационное моделирование, не замыкаясь в рамках какой-либо одной экономической или математической теории. Теоретические взгляды и практический опыт этих специалистов обобщен в целом ряде работ В.М.Ефимова с сотрудниками, выполненных на экономическом факультете МГУ, В.Ф.Комарова, Ю.В.Геронимуса, Е.Г.Ясина, В.И.Маршева, А.К.Попова и других ученых.

Роль игрового моделирования в трансляции культуры рассматривал киевский ученый-кибернетик Л.Н.Иваненко. С опытом методологического анализа деловой игры выступил В.М.Розин.

В области игрового имитационного моделирования, содержательно близкой проблемам природопользования, обращает на себя внимание, прежде всего, деятельность Д.Н.Кавтарадзе. Им и его сотрудниками не только была разработана серия оригинальных имитационных игр, охватывающих разнообразные аспекты функционирования экосистем различного масштаба, но и создана целостная концепция экологического образования и воспитания с использованием имитационных игр, дана стройная классификация экологических имитационных игр.

И все же, несмотря на ряд несомненных достижений, природа игрового имитационного моделирования, его познавательное значение к настоящему времени недостаточно исследованы и методологически осмыслены. Целостное представление о познавательном результате игрового моделирования до сих пор не сформулировано. Недостаточное внимание уделяется игровому образу в качестве подобного результата и образной природе игровой имитационной модели. Взаимосвязь игрового имитационного моделирования и реальности до сих пор относится к числу наименее исследованных проблем. Игровое имитационное моделирование практически не нашло еще должного места в научных исследованиях и принятии решений, чему немало способствовал ряд неудач в данной области. Эти неудачи объясняются тем, что игровые имитационные модели разрабатывались и применялись без учета их природы.

В своей работе мы опирались на исследования в области теории и методики игрового имитационного моделирования, принадлежащие перечисленным выше отечественным и зарубежным коллегам.

Для выбранной темы исключительно важны работы, дающие пример построения картины развития природопользования в длительной перспективе. Несомненно, этапной попыткой такого рода был первый доклад Римскому клубу «Пределы роста», подготовленный авторским коллективом во главе с названным выше Д.Медоузом. Характерно, что авторы «Пределов роста», используя модели системной динамики, смогли не только проследить траектории глобального развития, но и представить их в форме доступных для понимания сценариев (примером служит знаменитый «стандартный сценарий»). Работам Медоуза и его коллег предшествовали труды основоположника метода системной динамики Дж.Форрестера. Идеи первого доклада Римскому клубу получили развитие и корректировку в дальнейших трудах Д.Медоуза и его соавторов, в том числе Донеллы Медоуз. Большой интерес в рассматриваемом аспекте представляют работы крупного специалиста по системной динамике Дж.Стермана и ученика Д.Медоуза, ученого из Таиланда Х.Саида (Kh.Saeed). Целостный взгляд на альтернативные пути развития человечества с точки зрения экологии природы и человека сформулировал видный ученый-физиолог К.Лоренц. То же можно сказать и об известной книге американского автора Д.Даймонда «Коллапс».

Значительное влияние на нашу работу оказали видные отечественные ученые в области экологии и экономики природопользования — академик Т.С.Хачатуров, академик Д.С.Львов, Д.Л.Арманд, В.И.Данилов-Данильян, С.Н.Бобылев, Л.М.Бадалов, А.А.Гусев, Е.В.Рюмина, Ю.Л.Мазуров, А.В.Смуров, А.Л.Бобров.

Цель и задачи исследования. Цель работы:

исследовать специфику эколого-экономического игрового имитационного моделирования как генератора сценариев развития природопользования в целях исследования и прогнозирования

создать основы методики построения и применения эколого-экономических игровых имитационных моделей для исследований и принятия решений в сфере экономики природопользования.

Проблематика исследования предполагает решение взаимосвязанных задач:

Определить причины как неудач, так и успехов применения имитационных игр в исследованиях и принятии решений;

Определить понятие сценария применительно к имитационной игре;

Выработать основы методики разработки и применения эколого-экономических имитационных игр, отражающих воспроизводственные процессы в системе «человек—экономика—природа».

Выработать методику анализа экспериментов с эколого-экономическими имитационными играми, позволяющую представлять их результаты как целостные сценарии развития;

Изучить возможности эколого-экономических имитационных игр в качестве инструмента моделирования кризисных явлений в системе «человек—экономика—природа» и структурных преобразований в экономике с учетом экологического фактора;

Дать рекомендации по использованию результатов, полученных в ходе применения эколого-экономических имитационных игр в студенческой среде, для научных и прогностических целей.

Предметом исследования являются, во-первых, экономические отношения в системе «общество–экономика–природа» в их преломлении сквозь призму эколого-экономического игрового имитационного моделирования, рассматриваемого как средство исследования указанных отношений.

Объектом исследования являются кризисные ситуации, складывающиеся в системе «общество–экономика–природа», и их динамика.

Методологические и теоретические основы исследования. Достаточно сложный многомерный предмет исследования определил собой и его методологическую базу. Это не один, а ансамбль аналитических методов.

Во-первых, это исследования А.Ф. Лосева в области символических форм отражения действительности. В структуре игрового имитационного моделирования можно увидеть много общего со структурой символа по А.Ф. Лосеву, и, прежде всего — момент перехода от отражения содержания к его порождению.

Во-вторых, это метод диалогики, основанный М.М. Бахтиным и развитый В.С. Библером. Здесь надо обратить внимание на то, что человек в имитационной игре — не просто экспериментатор. Он сам включен в модель, в динамику ее функционирования. Ситуация, в которой человек одновременно является и объектом исследования, и исследователем, хорошо известна в психологии и философии. Она порождает внутренний диалог, находящий продолжение и развитие в диалоге внешнем. Вне диалогических отношений невозможно понять сущность деловых игр.

В-третьих, мы опирались на методы современной семиотики, поскольку игровая имитационная модель является сложной знаковой системой.

В-четвертых, мы использовали в широком диапазоне методы экономических исследований, как классические, так и современные. Естественным было обращение к экономико-математическим методам и моделям. Игровое имитационное моделирование является разновидностью имитационного моделирования, получившего широкое применение в современной экономической науке. Поэтому к игровым имитационным моделям, может быть применен обычный подход к изучению формальных моделей: понять язык модели, правила выражения содержания на этом языке и интерпретации результатов.

Характерной особенностью игрового имитационного моделирования является привлечение целого ряда научных дисциплин. Для формирования и анализа массива результатов имитационного игрового моделирования применяются компьютерные методы. Особое внимание уделяется графической форме представления и анализа данных, как наиболее наглядной и обобщающей.

В теоретическом отношении работа развивает идеи отечественных и зарубежных специалистов по имитационному игровому моделированию и по экономике природопользования, чьи имена были перечислены выше. Их достижения весьма существенны в отношении конструирования игровых моделей, разработки программного обеспечения для них, анализа взаимного влияния подобных моделей и управленческой культуры, исследования проблем перехода к устойчивому развитию и построения экономического механизма природопользования.

Информационную основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области экономики природопользования, экономико-математического моделирования, игрового имитационного моделирования, психологии, управления; нормативные и статистические материалы по природопользованию, опубликованные в нашей стране и за рубежом, в том числе и международными организациями. Источником информации служили как печатные издания, так и сайты Интернета.

Особенно важную информацию дали статьи и монографии, излагающие и анализирующие опыт применения игрового имитационного моделирования в научных исследованиях и принятии управленческих решений. Важным источником информации для данной работы явился собственный многолетний опыт экспериментов с игровыми имитационными моделями эколого-экономической направленности и накопленная в результате база данных, содержащая информацию на бумажных и компьютерных носителях о более чем 500 игровых имитационных экспериментов, причем в ходе работы была сконструирована система сбора и накопления соответствующих данных.

Наиболее существенные научные результаты, полученные лично автором, и их научная новизна.

  1. Обоснована концепция игровой имитационной модели как средства преодоления сложности изучаемых систем, как отображения кругооборота средств в экономических системах, как метода предвидения путей их развития и как способа формирования сценариев развития. Введены понятия экзогенного и эндогенного сценариев.

  2. Разработана концептуальная модель сознания человека, направленная на раскрытие внутренних взаимосвязей между поведением человека в социально-эколого-экономической системе и его духовной жизнью. Модель опирается на православную традицию и выявляет ее адекватность современным научным представлениям. Указанная модель послужила ориентиром для процесса формирования и преобразования сознания на основе эколого-экономических игровых имитационных моделей.

  3. Предложена концепция игровой имитационной модели как смыслового, психологического и дидактического пространства. В свете названной концепции теоретически разработано понятие параметрического пространства игровой имитационной модели. Уточнено представление о хронотопе игровой имитации как основании типологии игровых имитационных моделей.

  4. Обоснована возможность использования игровых имитационных моделей в качестве инструмента управления социально-эколого-экономическими системами в условиях экологического кризиса. В качестве такого инструмента названные модели направлены на объект управления, поскольку позволяют анализировать последствия управленческих решений в сфере экономики природопользования. Одновременно они способствуют формированию субъекта управления, развивая понимание процессов, протекающих в указанной сфере. Таким образом, игровые имитационные модели синтезируют обучение, практику управления и научные исследования.

Разработана и апробирована методика применения игровых имитационных моделей в перечисленных выше целях, ориентированная на генерирование и анализ сценариев развития социально-эколого-экономических систем с особым акцентом на процессы воспроизводства в этих системах и их сбалансированность; методика основана на представлении об имитационной игровой модели как средстве преодоления сложности систем, на конструировании параметрического пространства игровой модели как отражения параметрического пространства развития системы, а также на интерпретации игровой имитационной модели в терминах смыслового, культурного и дидактического пространства.

  1. Сформулированы принципы инновационного развития экономики, базирующиеся на воспроизводственном подходе к национальному богатству и его компонентам:

    • рассмотрение системы экономика–человек–природа в ее неразрывном единстве в ходе принятия всех общественно значимых решений;

    • преимущественное внимание к производству в рамках инновационной политики;

    • рассмотрение управления и планирования в качестве ведущего инновационного фактора;

    • подготовка кадров, способных действовать в условия постоянных перемен, готовых осваивать новые технологии и находить оптимальные способы работы с ними, обладающих экономической и управленческой культурой, базирующейся на общей культуре, и культурой работы с информацией.

Таким образом, первый из выделенных приоритетов охватывает всю сумму национального богатства, второй — искусственный и природный капиталы, третий — социально-институциональный, четвертый — человеческий капитал.

  1. Разработана интегральная балансовая модель для применения в игровых имитационных моделях на тему экономики природопользования, позволяющая отражать материальные и финансовые потоки в их динамике, процессы воспроизводства в экономике и ее сбалансированность, существенно отличающаяся от известных балансовых моделей, как-то: межотраслевого баланса, сводного материально-финансового баланса системы национальных счетов. Модель применена в двух игровых имитационных моделях, с необходимыми модификациями.

  2. С использованием указанной модели разработаны основы конструкции эколого-экономических игровых имитационных моделей, отражающих процессы воспроизводства в системе «общество—экономика—природа» и сконструированы игровые имитационные модели кругооборота хозяйственных средств с учетом фактора природопользования «Гексагон-1» и «Гексагон-2».

  3. На базе указанной балансовой модели и уточнения ряда зависимостей создана новая версия игровой имитационной модели STRATEGEM–1 и новая компьютерная программа для нее (название новой версии — СТРАТЕГЕМА–1).

  4. На основе воспроизводственного подхода, представлений о роли сбалансированности в экономике и современных представлений об устойчивом развитии построена методика анализа процессов, протекающих в ходе проведения имитационно-игровых экспериментов. Опираясь на интегральную балансовую модель, методика дает возможность полного выявления и анализа сценариев развития для эколого-экономической игровой имитационной модели СТРАТЕГЕМА-1, отражающей экономические аспекты природопользования, с учетом сбалансированности моделируемых процессов и отклонений от нее. Эта методика и балансовая модель апробированы в ходе проведения около 400 экспериментов с данной игровой моделью.

  5. В итоге применения, как в учебной аудитории, так и в экспертном сообществе, игровых имитационных моделей СТРАТЕГЕМА-1 и «Гексагон-2» с использованием интегральной балансовой модели в качестве аналитического блока, был получен ряд сценариев, обладавших высоким прогностическим значением. В их числе сценарий достижения сбалансированного развития на базе социальной ориентации экономики и повышения производительности труда при максимальной эффективности использования природных ресурсов.

  6. Предложена методика трансляции индивидуального знания, полученного в итоге учебного применения игровой имитационой модели, в научное и экспертное сообщества посредством изложения сценария развития событий в указанной модели в форме нарратива.

  7. Обоснована адекватность представления об игровой имитационной модели процессов природопользования как генераторе эндогенных сценариев и, напротив, выявлена неэффективность применения игровых имитационных моделей для отработки экзогенных сценариев.

Теоретическая и практическая значимость работы вытекает из того, тем, что в ней изложен целостный подход к решению комплекса проблем обоснования и методики применения эколого-экономических игровых имитационных моделей в научных целях и для принятия решений. Этот взгляд опирается на результаты внедрения подобных моделей в учебный процесс на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, которые имеют и научное значение. Теоретические результаты работы могут быть использованы для дальнейшего развития исследований в области теории и методики игрового имитационного моделирования в целях управления природопользованием.

Внедрение результатов работы. Эколого-экономическая игровая имитационная модель СТРАТЕГЕМА–1 в комплексе с другими подобными моделями применяется по разработанной автором методике на экономическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках курса экономики природопользования с 1994 г. по настоящее время. Она использовалась за этот период также в ряде других учебных заведений и программ. С 1997 по 2000 гг. на ее основе читался курс «Природопользование» в Академии бюджета и казначейства Министерства финансов РФ. С 1995 г. по 2004г. она применялась в Высшей школе наук об окружающей среде.

Игровая имитационная модель СТРАТЕГЕМА–1 использовалась в программе летней школы «Стратегическое управление» в июне 2001 г. в Кишиневе, Молдова, для повышения квалификации работников уездных администраций, а также в рамках школ по интерактивным методам обучения управлению сложными системами, проводимых на факультете государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова.

Предлагаемая методика послужила основой для разработки игровой имитационной модели CoMPAS по управлению прибрежным регионом, направленному на достижение устойчивого развития. Эта модель применяется в рамках ряда учебных курсов на факультетах: экономическом, государственного управления, психологии МГУ имени М.В.Ломоносова.

Достоверность и обоснованность научных результатов исследования обеспечивается сравнительным анализом экспериментальных данных, полученных в результате проведения более 600 экспериментов с игровыми имитационными моделями на протяжении 16 лет, отраженным в публикациях; использованием достижений современной экономики природопользования, социологии, культурологии и семиотики, а также методологии науки, философии образования, педагогической психологии и дидактики.

Апробация работы. По теме диссертации опубликована 88 печатных работа общим объемом более 93 п. л. (лично автору принадлежат 58,5 п.л.), в том числе три монографии. Разработаны две компьютерные программы для проведения имитационных игр.

Основные положения диссертации неоднократно докладывались на научных конференциях и семинарах. В их числе: международная конференция "Экологический опыт человечества: прошлое в настоящем и будущем" (Москва, 1995 г.); 1-я и 3-я российская конференции по экологической психологии (Москва, 1996 и 2003 г.); научная конференция «Ломоносовские чтения-2002» (Москва, 2002 г.); международная научно-практическая конференция «Устойчивое развитие и экологический менеджмент» (Санкт-Петербург, 2005 г.); 2-я и 4-я–8-я ежегодные международные конференции факультета государственного управления МГУ имени М.В.Ломоносова «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» (2004 и 2006–2010 гг.); 37-я ежегодная конференция Международной ассоциации по имитационному и игровому моделированию (ISAGA) (Санкт-Петербург, 2006 г.); научно-практическая конференция «Эффективность развития экономики России», посвященная 100-летию со дня рождения академика Т.С. Хачатурова (Москва, 2006 г.); 14-я ежегодная международная научно-практическая конференция «Устойчивое экономическое развитие: интеграция государства и бизнеса в современном обществе» (Москва, Государственный университет управления, октябрь 2009 г.), 3-я международная научная конференции «Инновационное развитие экономики России: роль университетов», круглый стол «Инновационные механизмы в экономике природопользования» (Москва, МГУ имени М.В.Ломоносова, 2010 г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованной литературы.

Похожие диссертации на Сценарии развития природопользования : методология обоснования на базе модельно-информационного подхода