Содержание к диссертации
Стр.
Глава 1. Цели и задачи кинофестивальной деятельности
в современных условиях рынка 8
1.1. Основные этапы становления кинофестивальной
деятельности в России 8
1.2. Роль кинофестивальной деятельности
в развитии отечественной кинематографии 31
1.3. Особенности современного этапа развития
кинофестивального движения в России 56
1.4. Кинофестивальная деятельность как объект исследования 83
Глава 2. Организационно-экономические принципы
управления кинофестивальной деятельностью 101
2.1. Современный кинофестиваль
как сложная социально-экономическая система 101
Алгоритм процесса управления кинофестивальной деятельностью 111
Планирование и финансовое обеспечение затрат
на организацию и проведение местного кинофестиваля 122
Глава 3. Оценка эффективности кинофестивальной деятельности 143
Современные методы оценки эффективности социально-культурных мероприятий 143
Оптимизация управления местными кинофестивалями 162
Основные направления совершенствования организационной структуры кинофестивальной деятельности 171
Библиография Приложения
Введение к работе
Современный этап становления отечественной кинофестивальной деятельности характеризуется, во-первых, отсутствием концепции дальнейшего развития культурно-досуговой активности, связанной с организацией и проведением киносмотров различной направленности и проблематики, а во-вторых — неразработанностью методологии управления отдельным социально-культурным мероприятием, что находит свое отражение в появлении в отдельных случаях необоснованных с общественной и экономической точек зрения фестивалей. Данный процесс негативным образом сказывается на распространении национальной кинокультуры в отдельных регионах страны, при этом не достаточно способствуя возрождению российской кинематографии.
В территориальной структуре отечественной кинофестивальной деятельности наблюдается явный перекос в сторону центральных регионов страны, где проходит треть всех национальных киносмотров. Отдельные регионы обделены вниманием государства и не получают достаточного финансового обеспечения для развития культурно-духовного уровня местного населения средствами киноискусства. Заметим, что при централизованном управлении кинематографией в каждой республике имели место периодические организованные встречи членов киносообщества и кинозрителей (фестивали, дни кино, ретроспективы) для просмотра последних достижений мастеров отечественного и мирового киноэкрана. Современное состояние дел в киноотрасли таково, что практически весь кинотеатральный репертуар сформирован из западной кинопродукции низкого художественно-эстетического качества; в свою очередь, кинопрокатные организации функционируют в условиях «навязывания» низкопробных кинокартин «в нагрузку» к высокобюджетным (кассовым) фильмам по причине низких объемов национального фильмопроизводства.
Стремление большинства отечественных киносмотров к автономии, нежелание учитывать практически реализуемые в фестивальном процессе регламенты и программы социально-культурных мероприятий являются основными причинами достижения невысокого уровня социальной и экономической эффективности их реализации. Организаторы социально-культурных мероприятий имеют юридическое право на постановку и реализацию любого проекта, имеющего в том числе и социальные цели, независимо от того, нарушает это общую структуру кинофестивального процесса в стране или нет, способствует продвижению кинопроектов в массовый прокат или нет; тем более, что прямая связь «фильмопроизводство — кинофестиваль — кинопрокат — кинообслуживание» нарушена, так как зачастую политика в области проката определяет действия руководящих структур кинофестиваля, а не наоборот.
Многолетний международный опыт организации и проведения киносмотров различного масштаба и уровня практически не используется, соответственно, для отечественного кинофестивального процесса характерны следующие негативные тенденции. Так, например, качество современных кинопроектов, присылаемых на конкурсы, отмечается специалистами как весьма низкое. Имеет место невнимание журналистов к отечественным киномероприятиям, что резко контрастирует с ситуацией, происходящей за рубежом, где залы на просмотрах заполняются практически на сто процентов. Международные кинофестивали, проводимые на территории страны, пользуются незначительным вниманием со стороны зарубежных гостей, представляющих картины на внеконкурсные и иные программы. Ко всему перечисленному также отнесем в целом неэффективный маркетинг кинофестивальный услуг, связанный с неудовлетворительным качеством аналитических исследований разнохарактерных кинозрительских аудиторий, обладающих различными нуждами, запросами и потребностями.
Актуальность решения проблем эффективного функционирования отечественного кинофестивального процесса возрастает в условиях растущей из года в год конкуренции между киносмотрами, а также в условиях недостаточных объемов бюджетного финансирования социально-культурных мероприятий.
Ограниченность финансовых и материально-технических ресурсов в деятельности современных кинофестивалей, имеющиеся возможности их интенсивного использования для достижения экономически приемлемых результатов и уровней эффективности диктуют необходимость формирования научной основы для организации социально-культурного мероприятия и управления его функционированием. Соответственно, актуальным является решение проблем достижения киносмотрами оптимальных в сложившихся условиях хозяйствования результатов деятельности посредством реализации концептуальных мер.
В то же время методические основы рационального управления кинофестивальной деятельностью, оценки ее эффективности в экономической литературе не разработаны. Существует необходимость создания таких методических положений рационального управления процессом оказания кинофестивальных услуг в рамках реализуемых социально-культурных мероприятий, которые могли бы решить задачу.
Актуальность темы диссертационного исследования диктуется потребностью национальной кинематографии в формировании концепции развития отечественной кинофестивальной деятельности и создании методического обеспечения, позволяющего эффективно управлять ею.
Таким образом, целью диссертационного исследования является разработка концепции развития кинофестивальной деятельности в России и создание методических положений организации киномероприятия и рационального управления его функционированием.
В соответствии с целью в диссертации поставлены и обоснованы следующие задачи:
раскрыть сущность и определить роль кинофестивальной деятельности в развитии национальной кинематографии;
выделить основные этапы и особенности становления кинофестивальной деятельности в России;
исследовать комплексный характер кинофестиваля как сложной социально-экономической системы;
предложить и обосновать методические положения организации и рационального управления кинофестивальной деятельностью;
разработать методические положения финансового обеспечения затрат на организацию и проведение киносмотра;
предложить и обосновать направления совершенствования организационной структуры кинофестивальной деятельности;
разработать методические положения оценки эффективности реализации социально-культурного мероприятия.
Предметом исследования являются методические проблемы рационального управления кинофестивальной деятельностью в России, а также функционирования киносмотров различной тематической и жанровой направленности.
Объектом исследования выступает организованная в пространстве и времени кинофестивальная деятельность, представляющая собой один из важнейших элементов кинематографического процесса, состоящего из стадий и этапов, отражающих движение кинопродукции от производителей к потребителям при посредничестве прокатных организаций.
Методологической основой диссертационной работы, поставленных в ней проблем являются труды отечественных ученых и практиков, исследующие современный процесс развития отечественной кинематографии и кинофестивальной деятельности, а также функционирование киносмотров различной тематической и жанровой направленности.
В диссертации применяются и такие общенаучные методы, как анализ и синтез, методы экономико-математического моделирования и оценки эффективности системы управления кинофестивальной деятельностью. Диссертационные исследования базируются на достигнутом уровне экономической науки, нашедшем свое отражение в трудах отечественных и зарубежных ученых-экономистов.