Содержание к диссертации
Введение
Глава 1. Теоретические положения повышения эффективности процесса продюсирования кинофильмов 11
1.1. Сущностные основы продюсирования кинофильмов 11
1.2. Концептуальные подходы к оценке эффективности процесса продюсирования кинофильмов 33
Глава 2. Анализ эффективности регулирования продюсерской деятельности и особенностей процесса продюсирования кинофильмов в России и за рубежом 55
2.1. Анализ эффективности регулирования продюсерской деятельности в Российской Федерации и за рубежом 55
2.2. Сравнительный анализ особенностей продюсирования кинофильмов 74
Глава 3. Перспективные направления и методические рекомендации по повышению эффективности процесса продюсирования кинофильмов ... 100
3.1. Перспективные направления достижения высоких социальных и экономических результатов в процессе продюсирования кинофильмов 100
3.2. Разработка методических рекомендаций по повышению эффективности процесса продюсирования кинофильмов 125
Заключение 147
Библиография
- Концептуальные подходы к оценке эффективности процесса продюсирования кинофильмов
- Анализ эффективности регулирования продюсерской деятельности в Российской Федерации и за рубежом
- Сравнительный анализ особенностей продюсирования кинофильмов
- Разработка методических рекомендаций по повышению эффективности процесса продюсирования кинофильмов
Концептуальные подходы к оценке эффективности процесса продюсирования кинофильмов
В современной экономической науке системное изучение процесса продюсирования в целом и продюсирования кинофильмов, в частности, стало осуществляться сравнительно недавно. По нашему мнению, данное обстоятельство связано с тем, что само понятие «продюсер» в новейшей истории России впервые было юридически закреплено в Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии» от 22 августа 1996 г. [159]. Включение данной профессии в «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» [97] произошло только в 2002. В 2002 году был также разработан государственный образовательный стандарт подготовки специалистов по специальности «Продюсерство кино и телевидения» [30], где были указаны основные квалификационные характеристики выпускника — продюсера. И только 31 мая 2006 года приказом № 434 министром здравоохранения и социального развития М.Ю. Зурабовым была утверждена квалификационная характеристика должности «продюсер телевизионных и кинофильмов», в соответствии с которой продюсер: «Осуществляет экспертную оценку художественных достоинств и экономических параметров кинопроекта. Вырабатывает вместе с авторами кинопроекта либо привлеченными экспертами художественную концепцию телевизионного или кинофильма (далее - фильма), оптимальную тактику его производства и проката. Рассматривает и принимает литературный и режиссерский сценарий и постановочный проект фильма. Осуществляет поиск необходимых для реализации проекта фильма ресурсов, в том числе денежных, и контроль за рациональным их использованием. Формирует творческий коллектив и осуществляет подбор производственного персонала фильма, организует их работу. Руководит процессом создания фильма. Обеспечивает творческий и технологический процессы подготовки съемок, съемки и монтажа фильма. Осуществляет контроль за соответствием снимаемого материала принятой художественной концепции фильма, утвержденному литературному, режиссерскому сценарию и постановочному проекту фильма. Принимает самостоятельно или с помощью привлеченных экспертов готовый фильм. Организует комплекс мероприятий (организационных и коммерческих) по изучению кинорынка, созданию аудиовизуальной продукции с учетом спроса и эффективному продвижению готового фильма потребителю. Решает вопросы в пределах предоставленных прав и поручает выполнение отдельных производственно-хозяйственных функций другим работникам. Обеспечивает соблюдение норм действующего авторского права и смежных прав при создании и прокате фильма» [116, с.1].
При этом лицо, осуществляющее продюсирование кинофильмов, должно знать: законы и иные нормативно-правовые акты в области кинематографии и телевидения; организационно-распорядительные и нормативные документы, касающиеся производства, проката и показа аудиовизуальной продукции; основные принципы построения систем управления кинематографией и телевидением; основные составляющие кинематографического процесса; технологию и организацию фильмопроизводства; основы кинорежиссуры, кинодраматургии, кинооператорского мастерства, монтажа и звукового оформления фильмов; технологию специальных видов съемок; основы материальной культуры, маркетинга и менеджмента; основные направления и тенденции творческого, экономического и технического развития отечественного и зарубежного кинематографа и телевидения; принципы функционирования рынка аудиовизуальной продукции; порядок заключения и исполнения договоров; методы управления персоналом; основы трудового законодательства; законодательство об авторском праве; правила по охране труда [30, 116].
Однако, все указанные официальные документы, по нашему мнению, не раскрывают такого сложного понятия, как процесс продюсирования фильма. Более того, если в Федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии» от 22 августа 1996 г. присутствует определение термина «продюсер», то связанные с ним понятия («продюсирование», «продюсерство», «система продюсирования», «механизм продюсирования») отсутствуют.
В этой связи представляется целесообразным сформировать понятийный и методологический аппарат исследования проблем продюсирования для обеспечения возможности его изучения на научной основе.
Отметим, что в практике современного кинопроизводства единых подходов к определению понятия «продюсер» не существует не только в России, но и в мире в целом. Изначально в Российской Федерации продюсер рассматривался, как ответственное лицо, обеспечивающее финансирование кинопроекта. Этот подход являлся справедливым в период системного кризиса, наблюдавшегося на территории нашей страны в начале и в середине 90-х годов XX века, что, в конечном итоге, выразилось в трактовке понятия «продюсера фильма», как «физического или юридического лица, взявшего на себя инициативу и ответственность за финансирование, производство и прокат фильма» [159, с. 1].
По мнению автора, это определение позволяет трактовать киностудию, как продюсера фильма, что расходится с общепринятым представлением об этой профессии, а также не учитывает творческую составляющую процесса кинопроизводства. Более того, трактовка продюсера, как лица «взявшего на себя инициативу и ответственность...» [159, с.1] приводит к необходимости рассматривать его исключительно, как предпринимателя (в соответствии с терминами Гражданского кодекса Российской Федерации [31]), что также не в полной мере отображает все многообразие видов и форм процесса продюсирования.
Классическое определение продюсера, как «доверенного лица кинокомпании, осуществляющего идейно-художественный и организационно-финансовый контроль над постановкой фильма» [134, с. 1065], представленное в отечественных энциклопедиях и энциклопедических словарях позволяет преодолеть указанные недостатки, но также не в полной мере учитывает специфику исследуемого объекта. В частности если использовать семантическое значение термина «продюсер», как «производитель», то следует отметить, что оно возникло на рубеже XIX-XX веков, когда слова «управляющий работник» и «собственник» отождествлялись. Таким образом, производитель (продюсер) должен был восприниматься не только как владелец средств производства, но и как менеджер кинопроекта. Вместе с этим, наиболее распространенным в современной теории управления является мнение о выделении следующих функций менеджмента: целеполагаение, прогнозирование, планирование, организация, мотивация, учет, анализ, контроль [81, 91, 139]. В этой связи приведенное определение понятия «продюсер» не позволяет классифицировать его, как управляющего работника, что также расходится с общепризнанным восприятием продюсерской деятельности.
По нашему мнению, наиболее адекватным современным условиям кинопроизводства является следующее определение: кинопродюсер — это физическое лицо, предприниматель или доверенное лицо заказчика (инвестора), осуществляющее идейное, художественное, финансовое и организационное руководство процессом производства, демонстрации и сбыта кинофильма.
Авторское определение, позволяет не только выразить сущность профессии «продюсер», но и выявить основы формирования принципов и методологии процесса продюсирования кинофильмов - то есть процесса достижения продюсером своих целей, решения задач, выполнения функций. Основной целью процесса продюсирования является создание кинофильма и демонстрация его зрителю, для которого он был создан. Задачи продюсерской деятельности изменяются в зависимости от целевой направленности кинофильма (арт-хаус или коммерчески ориентированное), условий предоставления финансирования кинопроекта (возвратное, безвозвратное), а также этапа кинопроизводственного цикла (предподготовительный, подготовительный, монтажно-тонировочный, организация продвижения и сбыта).
Анализ эффективности регулирования продюсерской деятельности в Российской Федерации и за рубежом
Кроме того, в рассматриваемый период у граждан имелись ограниченные альтернативные возможности удовлетворения культурно-досуговых потребностей, что создавало благоприятные предпосылки для увеличения посещаемости кинотеатров в условиях повышения уровня жизни населения и государственного субсидирования кинозрелищных предприятий в сельской местности. В этой связи представляется, что одним из основных факторов, определившим выраженную негативную динамику развития кинематографии в период рыночных преобразований, стало усиление конкуренции со стороны организационно-правовых структур сферы телевидения, деятельность которых способствует удовлетворению тех же потребностей, что и процесс функционирования хозяйствующих субъектов киносети.
Отметим, что основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими процесс текущего функционирования и перспективного развития организационно-правовых структур кинематографии, субъектов продюсерской деятельности, в современных условиях являются закон Российской Федерации от 9 октября 1992 года №3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» и федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [47, 159].
Основы законодательства Российской Федерации о культуре определяют цели, задачи и формы государственной поддержки культурной деятельности, права творческих работников и регулируют культурную деятельность в следующих областях: выявление, изучение, охрана, реставрация и использование памятников истории и культуры; художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектура и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; художественные народные промыслы и ремесла, народная культура, исторические топонимы; самодеятельное (любительское) художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело, архивное дело; телевидение, радио и другие аудиовизуальные средства в части создания и распространения культурных ценностей; эстетическое воспитание, художественное образование, педагогическая деятельность в этой области; научные исследования культуры; международные культурные обмены; производство материалов, оборудования и других средств, необходимых для сохранения, создания, распространения и освоения культурных ценностей; иная деятельность, в результате которой сохраняются, создаются, распространяются и осваиваются культурные ценности. [47].
Положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре были конкретизированы в федеральном законе «О государственной поддержке кинематографии», который определяет основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и устанавливает порядок государственной поддержки отрасли, исходя из того, что кинематография, являясь неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. В частности, статья 1 рассматриваемого закона определяет основные принципы государственной политики в области кинематографии: признание кинематографии областью культуры и искусства, обязательным условием существования которой является развитие творческой, образовательной, производственной, технической, научной и информационной базы; ответственность государства за сохранение и развитие кинематографии; создание населению условий для доступа граждан к произведениям кинематографии [159].
В соответствии со ст. 6 рассматриваемого нормативно-правового акта в его первоначальной редакции формами государственной поддержки кинематографии являлись: принятие нормативных правовых актов в области кинематографии; частичное государственное финансирование производства, тиражирования, проката и показа национальных фильмов; полное государственное финансирование кинолетописи; льготное налоговое, таможенное, валютное и иное финансовое регулирование деятельности организаций кинематографии [159]. Тем самым государство взяло на себя обязательства по частичному финансированию производства национальных фильмов, что, по нашему мнению, является важной предпосылкой эффективного развития кинематографического комплекса в условиях перехода к развитому рынку, в которых отсутствуют современные механизмы привлечения средств частных инвесторов, необходимых для роста динамики основных показателей субъектов кинематографического комплекса.
Важность государственного финансирования кинопроизводства обусловлена тем, что как справедливо отмечено в «Концепции федеральной целевой программы «Кинематография России» на 2007-2010 годы и на перспективу до 2017 года» (данная программа не была принята Правительством Российской Федерации) слабость российского кинематографа не позволяет обеспечить паритетных и влиятельных позиций отечественного кинопродукта в структуре российского кинопоказа. Это приводит к тому, что обществу в целом, и молодежи в первую очередь, навязываются жизненные цели и критерии оценки жизненных ситуаций, поведенческие модели и стандарты потребления, противоречащие традиционно сложившимся в Российской Федерации. В результате на фоне пропагандистских моделей образа жизни, предлагаемых кинопроизведениями Соединенных Штатов Америки, возникает депрессивное ощущение российской реальности, формируется комплекс национальной неполноценности. В этих условиях участие государства должно способствовать созданию благоприятных предпосылок для реализации идеологической и воспитательной функций отечественной кинематографии, что окажет позитивное влияние на уровень социально-культурного развития страны [73].
В то же время в процессе реформы социальной сферы в 2004 году федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"» норма федерального закона «О государственной поддержке кинематографии», предусматривающая льготное налоговое, таможенное, валютное и иное финансовое регулирование деятельности организаций отрасли, была исключена.
По нашему мнению, такое решение является в значительной степени оправданным, поскольку оно обусловлено необходимостью гармонизации и стандартизации законодательства России в сфере налогового, таможенного и валютного контроля. В то же время отказ государства от льготного финансового регулирования процесса функционирования организаций кинематографии, в частности хозяйствующих субъектов, осуществляющих производство кинопродукции, не имеет достаточных обоснований, поскольку сокращает набор инструментов, которые могут быть использованы федеральными органами управления кинематографическим комплексом в процесс решения перспективных проблем развития рассматриваемой отрасли национальной экономики.
Сравнительный анализ особенностей продюсирования кинофильмов
Одной из форм повышения прибыльности кинопроектов является географическое и возрастное расширение зрительской аудитории — максимизация использования потенциала рынка. Этому процессу может способствовать, во-первых, строительство кинотеатров в регионах, прежде всего характеризующихся невысокой плотностью населения, дифференциация организаций кинопоказа по типам (премьерный, повторного показа и т.п.), жанрам, видам (арт-хаус, мейнстрим и т.п.) кинопродукции в густонаселенных регионах, то есть рост конкурентного потенциала данного сегмента рынка. Во-вторых, увеличение периода времени, проката и периода между выпуском релиза кинофильма и его премьерой на телевидении. В-третьих, выбор универсальных тем и форм будущего кинопроекта, интересных не только подросткам, но и зрелой аудитории (в возрасте от 30-35 лет).
Авторский анализ, проведенный во второй главе, не установил явной зависимости между стоимостью рекламы кинофильма и валовыми кинотеатральными доходами. В этой связи представляется целесообразным нормирование данной статьи затрат в совокупных бюджетах кинопроектов. Последняя мера обосновывается и сложившейся конъюнктурой рынка, характеризуемой высокой степенью участия федеральных телевизионных каналов в кинопроизводстве. При этом степень такого участия повышается за счет использования телевидением скрытых ресурсов рекламного времени (разного рода pr-акции, демонстрируемых на каналах, скрытая реклама в новостях, ток-шоу и тому подобное). То есть телевизионные организации — инвесторы кинопроектов существенно расширяют рекламный контент без увеличения затрат. Фактически искусственно снижается уровень конкуренции на кинорынке за счет монополизации информационных ресурсов, что требует законодательного регулирования на федеральном уровне.
Таким образом, возникает необходимость не только ограничения бюджетов рекламных компаний, но и средств их осуществления, в частности телевидения. В сочетании с использованием инновационных средств, материалов и методов организации производства это будет способствовать оптимизации финансовых затраты, позволит создать равные условия конкуренции на кинорынке и повысить экономическую эффективность продюсерской деятельности.
Также оптимизации общепроизводственных расходов в значительной мере может способствовать взаимодействие продюсерских организаций с высшими и средними учебными заведениями, хозяйствующими субъектами смежных отраслей. Такое сотрудничество в конечном итоге должно быть направлено на подготовку высококвалифицированного персонала, знающего технические возможности аппаратных средств кинопроизводства для реализации творческого потенциала. Например, возможности современных цифровых камер позволяют исключить аренду мобильного профессионального звукозаписывающего оборудования и студий компьютерной графики. В свою очередь отдельные мобильные станции звукозаписи позволяют производить запись звука, который можно будет использовать в эталонном варианте фильма, что позволяет убрать из сметы картины статьи затрат на последующее речевое и шумовое озвучивание.
Постоянное и существенное изменение внешнего микро- и макроокружения продюсерских организаций, инициирующее, в том числе, негативные тенденции в кинематографии, обусловливает необходимость их непрерывного мониторинга для корректировки сформированных целей и задач, уточнения направлений социально-экономического развития, формирования рационального механизмов достижения высоких социально экономических результатов в процессе осуществления продюсерскои деятельности (рис. 3.1).
В основе рационального функционирования системы непрерывного повышения эффективности продюсерскои деятельности, по нашему мнению, должно находиться взаимодействие процесса продюсирования (1 на рис. 3.1) со значимыми факторами внешней среды (5 и 7 на рис.3.1), к которым следует отнести: федеральные и региональные органы государственного управления кинематографией (5.1 нарис. 3.1); контрагентов, взаимодействующих с продюсерскими организациями, включающих в себя инфраструктурные элементы и всю совокупность посредников, способствующих созданию и реализации кинопродукции (5.2 нарис. 3.1); общественные организации, формирующие общие принципы ведения профессиональной кинематографической деятельности на рынке, регламентирующие, контролирующие и координирующие, процесс их исполнения (5.3 на рис. 3.1); инвесторов, в том числе сопродюсеров, обеспечивающих кинопроизводство финансовыми ресурсами и участвующих в распределении прибыли, полученной от использования кинематографической продукции (5.4 на рис. 3.1); потребителей, оплачивающих использование фильмов в общественных местах или на индивидуальных технических средствах, приобретающих сопровождающую кинопродукцию, формирующих рейтинг канала в разрезе возраста, региона, времени телевизионного просмотра, конкретного контента (7.1 нарис. 3.1);
Разработка методических рекомендаций по повышению эффективности процесса продюсирования кинофильмов
В соответствии с поставленной целью в диссертации раскрыта сущность и целевая направленность процесса продюсирования кинофильмов, сформированы концептуальные подходы к оценке эффективности продюсерской деятельности, проведен сравнительный анализ результативности функционирования механизмов регулирования процесса продюсирования кинопродукции в Российской Федерации и за рубежом, анализ динамики развития кинематографии и особенностей осуществления продюсерской деятельности в России, на основе которых определены перспективные направления достижения высоких социальных и экономических результатов в процессе продюсерской деятельности, разработаны методические рекомендации по повышению эффективности управляющих воздействий по рационализации процесса продюсирования кинопродукции, что позволило автору сделать следующие выводы и рекомендации:
1. Наиболее адекватным современным условиям кинопроизводства является следующее определение: кинопродюсер - это физическое лицо, предприниматель или доверенное лицо заказчика (инвестора), осуществляющее идейное, художественное, финансовое и организационное руководство процессом производства, демонстрации и сбыта кинофильма. Это позволяет не только выразить сущность профессии продюсер, но и выявить основы формирования принципов и методологии продюсирования кинофильмов - процесса достижения продюсером своих целей, решения задач, выполнения функций. Основной целью процесса продюсирования является создание кинофильма и демонстрация его заранее определенной целевой аудитории. Задачи продюсерской деятельности изменяются в зависимости от целевой направленности кинофильма (арт-хаус или коммерчески ориентированное кино), условий предоставления финансирования кинопроекта (возвратное, безвозвратное), а также этапа кинопроизводственного цикла (предподготовительный, подготовительный, монтажно-тонировочный, организация продвижения и сбыта).
2. Функции продюсерской деятельности аналогичны общим функциям управления, но обладают спецификой, обусловленной особенностями функционирования кинематографии, ее принадлежностью к сфере искусства. В частности, продюсер: устанавливает цели, которые должны быть достигнуты в процессе создания и сбыта аудиовизуального произведения; прогнозирует поведение целевой аудитории кинофильма; планирует финансовые, пространственные и временные показатели кинопроекта; обеспечивает рациональное взаимодействие между отдельными элементами процесса создания, продвижения и сбыта кинофильма; формирует производственную команду и определяет особые механизмы мотивации каждого её элемента; осуществляет учёт, анализ и контроль производимого аудиовизуального материала, отдельных производственных участков.
3. Сущностное содержание и практика кинопроизводства вызывают необходимость его классификации, как техногенного элемента современной цивилизации, что, в свою очередь, требует использования разного рода эвристических систем, интегрированных с техникой и технологией. В современных условиях хозяйствования производство, прокат, показ кинофильмов не возможны без специфических общественных, частных или индивидуальных технических средств, людей их обслуживающих, а также персонала, осуществляющего фильмопроизводство. В этой связи возникает необходимость использования понятия «система продюсирования», которая является управляющей подсистемой кинопроизводства, под которой следует понимать множество взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом с целью создания, продвижения и демонстрации зрителю аудиовизуального произведения, получения социального и/или экономического эффектов. Элементы, формирующие систему продюсирования, должны обеспечивать целостность и положительную синергию (новые свойства, не доступные каждому элементу системы в отдельности).
4. Сущностное представление процесса продюсирования фильмов в своей рациональной основе и объективной направленности должно исходить из определения: содержания термина «кинопродюсер», адекватного современного условиям кинопроизводства; особенностей выполнения функций продюсерской деятельности, сопряженных с общими функциями управления; необходимости использования системного подхода при изучении на научной основе кинопродюсирования, как управляющей подсистемы кинопроизводства, его отдельных элементов (субъектов и объектов), взаимодействие которых формирует положительную синергию при достижении поставленной цели; классификационной принадлежности продюсеров по характеру решаемых задач; содержания и целевой ориентации этапной последовательности функционирования продюсерских организаций.
5. Оценка экономической эффективности текущего функционирования и перспективного развития субъектов продюсерской деятельности должна осуществляться на основе использования сложной системы взаимосвязанных показателей, анализ которых позволит определить основные направления рационализации функционирования субъектов хозяйствования рассматриваемой отрасли. В качестве основных индикаторов, отражающих экономическую эффективность продюсерской деятельности, целесообразно рассматривать: уровень прибыли, рентабельность производства, величину экономии финансовых ресурсов как по одному, так и по нескольким проектам, реализуемым продюсерской организацией; социальная значимость результатов, полученных в процессе продюсирования, должна оценивать с использованием таких показателей,