Введение к работе
Актуальность темы исследования. В настоящее время долгосрочной целью экономической политики РФ являются стабилизация и адаптация существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям мирового экономического развития Достижение указанной цели невозможно без осмысления роли и значения морально-этических факторов в функционировании российской экономики, ведь для эффективного управления хозяйственными процессами государству необходимо заручиться доверием граждан, добиться стабильности общественных отношений, что невозможно без восприятия российской культурной традиции экономических отношений
Исторически сложилось, что одним из главных факторов, повлиявших на формирование российского экономического менталитета является русское православие Российское государство в настоящее время имеет светский характер и признает равенство всех конфессий Однако законодательство не запрещает сотрудничество институтов государства и религиозных организаций в форме открытых дискуссий, совместных программ и мероприятий Инициатором гражданского диалога по наиболее значимым социально-экономическим проблемам РФ нередко выступает Русская православная церковь (РПЦ), которая принимает тезис, что церковь отделена от государства, но не от общества В начале XXI века РПЦ активно развивает свои социально-экономические воззрения, возрождает связанные с ними экономические институты христианства, исследование которых особенно важно не только в силу общественного влияния данного вероисповедания, но и потому, что они представляют значительный научный интерес
В условиях кризиса либеральной экономической идеологии экономические воззрения РПЦ являются одним их редких примеров экономического традиционализма, синтеза экономических и социальных аспектов развития в российской экономической школе Анализ и восприятие экономических идей, представленных в учении РПЦ, стимулирует развитие
4 экономической науки, позволяет ей лучше вписаться в мировую
экономическую науку, не утратив национального своеобразия
Восприятие институтов христианства особенно актуально в условиях современного экономического кризиса, когда россияне преимущественно стремятся к православной вере, поскольку желают приобщиться к национальным традициям, видят в ней нравственный идеал В этой связи исследование содержания экономических институтов христианства и их эволюции в светском (секулярном) поликонфессиональном обществе современной России, переоценивающем исторический опыт развития национального хозяйства, приобретает особую актуальность
Степень разработанности проблемы. Различные аспекты комплексной научной проблемы формирования институтов христианства и их воздействия на процесс развития национальной экономики нашли отражение в многочисленных работах отечественных и зарубежных исследователей
Основополагающие подходы к исследованию и коренные положения теории экономических институтов предложены и обоснованы в фундаментальных работах В Автономова, А Амосова, Т Веблена, О Иншакова, С Кирдиной, Р Клейнера, Н Лебедевой, Д Львова, А Нестеренко, Д Норта, А Олейника, В Радаева, В Тамбовцева, О Уильямсона, Д Фролова, И Чангли, А Шаститко, Л Шаховской и др
Проблемы взаимодействия институтов христианства и
институциональных основ развития рыночной экономики нашли отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых - Э Афанасьева, М Вебера, М Гельвановского, А Глаголева, Ю Егорова, В Зомбарта, В Кандалинцева, Т Коваль О, Маргания, Т Парсонса, В Роик, Д Травина, В Холодкова, Й Шумпетера и многих других
Проблемам формирования и развития экономических воззрений Римско-католической церкви (РКЦ) посвящены работы Л Великовича, П Верхана, В Гайдука, А Казановой, Н Ковальского, С Лозинского, Н Максимовой, В Мазаловой, Ю Майка, Ф Овсиенко, Е Трубецкого, И Юрковича и других
5 Эволюция и перспективы развития содержания отдельных экономических
институтов и институций христианства в учении РПЦ рассматривались в
работа* Э Афанасьева, Н Бердяева, С Булгакова, Н Гвоздева, А Иванова,
К Костюка, А. Кураєва, М Мчедлова, 10 Осипова, И Покровского,
О Редькиной, В Симонова, А Соболевской, П Струве, С Франка и других
светских и церковных авторов
Несмотря на большое количество работ, посвященных изучению католической и православной трудовых этик, экономических и этических проблем собственности в учениях РГЩ и РКЦ, в настоящее время не представлено целостного суждения об эволюции содержания экономических институтов христианства, оценки перспектив их воздействия на российскую экономическую практику Теоретическая и практическая значимость данной проблемы и недостаточная степень ее разработанности определили выбор темы диссертационного исследования, его цель и задачи
Целью диссертационного исследования является разработка теоретических основ и определение стратегических перспектив эволюции содержания базовых экономических институтов христианства в институциональной среде рыночной экономики России в условиях глобализации
Достижение поставленной цели предполагает решение совокупности следующих конкретных исследовательских задач:
осуществить категориальный анализ основных экономических институтов и институций христианства и исследовать хозяйственно-этические принципы христианства,
раскрыть логику эволюции экономических представлений РКЦ,
изучить процесс становления и развития экономических взглядов РГЩ,
проанализировать экономическое понимание собственности в католицизме и русском православии,
сравнить католический и православный подходы к трудовым отношениям и предпринимательству,
выявить влияние либерализации и глобализации мировой экономики на формирование современных теоретических представлений об экономических основах христианства,
определить факторы развития экономических представлений христианства,
обосновать стратегические перспективы применения экономического потенциала институтов христианства в сфере развития социально ответственного бизнеса в РФ
Объектом исследования является опыт и результаты развития содержания основных экономических институтов христианства в системе отношений собственности, трудовых отношений и предпринимательства
Предмет исследования - социально-экономические отношения между субъектами хозяйствования по поводу институциональной организации процесса труда, присвоения-отчуждения, предпринимательской деятельности, складывающиеся в процессе эволюции экономических институтов христианства
Область исследования по паспорту специальности ВАК 08 00 01 -экономическая теория 1 4 институциональная и эволюционная экономика, 2 5 история экономических институтов (собственности, рынка, семьи, государства, предпринимательства и др)
Методологические и теоретические основы исследования составляют теоретические положения и концепции, представленные в трудах исследователей различных школ экономической теории (исторической, институциональной, эволюционной) и направлений (экономический романтизм, этико-социальное), в работах российских и зарубежных ученых и специалистов в области истории экономических учений, истории экономики, эволюционной и институциональной экономик, экономической теории
Методология исследования основана на использовании системного подхода, методов сравнительного анализа, эволюционного, монографического, диалектической логики
Информационно-эмпирической базой исследования послужили сведения и факты, содержащиеся в трудах российских и зарубежных ученых по
7 проблемам формирования и развития институциональных систем, социально
ответственного бизнеса, социального партнерства, документы и выступления
высшего руководства РКЦ и РПЦ, энциклики Римских Пап, документы Второго
Ватиканского Собора, постановления и решения Соборов РГТЦ, работы
католических и православных авторов, отражающие развитие институтов
христианства, материалы экономической периодической печати и электронные
ресурсы сетевого характера
Положения диссертации, выносимые на защиту:
1 Базовые экономические институты христианства представляют собой
институализнрованные в церковном учреждении нормы, каноны, ценностные
ориентиры, базирующиеся на хозяйственно-этических принципах
христианства праведности, справедливости, легализма, социального
морализма, фатализма, демократизма и гуманизма, милосердия и
ответственности, реализуемых в ограничениях поведения хозяйствующего
субъекта, открывающих новые возможности, которые в экономическом
пространстве проявляются в сокращении трансакционных издержек
Диалектика экономической свободы и ответственности, находящаяся в основе институционального императива христианства, направляет действия хозяйствующего субъекта на гармонизацию экономических отношений, а дихотомия — хозяйственная деятельность - принудительный и одновременно творческий процесс, обосновывает мотивационную модель поведения хозяйствующего субъекта
2 В эволюции экономических представлений РКЦ выделены пять
основных этапов по критерию трансформации социально-экономических
функций церковного института нормативной реструктуризации
хозяйственного пространства на основе социализации церковного учреждения
(V - конец XIX в), экспансии институционального императива РКЦ на
социально-трудовую сферу для превентивного устранения потенциальных
конфликтов (1891 г - конец 1920-х гг); позиционирования идеи социальной
справедливости на основе развертывания библейских принципов легализма,
демократизма и гуманизма (конец 1920-х - конец 1950-х гг), активизации и
8 диверсификации социально-экономических инициатив в целях достижения
компромисса ассоциированных интересов национальных государств в условиях
усиления неравномерности мирового хозяйственного пространства (1960-е -
конец 1970-х гг), противостояния эгалитаристским тенденциям, утверждения
приоритета і уманит арного развития, содействующего раскрытию творческого
потенциала личности (конец 1970-х - н в )
В эволюции экономических взглядов РПЦ выделены пять этапов нормативной реструктуризации хозяйственного пространсгва на основе социализации церковного учреждения в соответствии с идеалами соборности и солидарности (X - конец XIX вв), генерации религиозно-философских идей в условиях оживления товарно-денежных отношений (1900-е гг - 1917 г), «резервации» экономического потенциала институций христианства в условиях «аіеистической атаки» на РПЦ (1917 г - 1941 г), латентного проявления институциональных идей в условиях господства атеистической идеолопш (1941 г - 1988 г), активизации и диверсификации социально-экономических инициатив на основе компромисса ассоциированных интересов различных социальных слоев российского общества в условиях транзитивной экономики и становления национальной модели хозяйствования (1988 г - н в)
Сравнительный анализ экономических институтов христианства в системе отношений собственности, трудовых отношений и предпринимательства позволил выявить их двухуровневое строение, представленное исходными (неизменными) институциями - библейскими нормами и подвижными институциями - нормами, сформулированными применительно к конкретно-историческим реалиям России и стран, ориентированных на католичество
Экономические институты христианства в системе отношений собственности раскрывают обусловленную функциональную зависимое і ь субъектов хозяйствования, воплощающую трудовую основу производства благ и социальную ответственность, представлены диалектическим единством «неотчуждаемость прав собственности — милосердие и благотворительность»
9 Экономические институты христианства в системе трудовых отношений
представляют собой модель закрепления общественно значимых функций за
предпринимателем и наемным работником, воплощающуюся в системе
принципов, правил, норм, требований и ценностей общественной пользы
Экономические институты христианства в сфере предпринимательства
закрепляют за предпринимателем социально значимые функции активного
организатора и исполнителя социально-экономического прогресса,
предусматривающие, помимо сопоставления затрат и результатов (доходов),
нравственное соотнесение целей хозяйственной деятельности с принципами
христианской морали
Развитие теоретических представлений об экономических основах христианства в условиях либерализации и глобализации мировой экономики определяется потребностями разработки эффективной модели поведения хозяйствующего субъекта, а также активизацией совместных усилий «людей доброй воли», направленных на снижение социально-экономической нестабильности, и минимизацией прочих издержек глобализации с позиции неизменных институций христианства
Важнейшими факторами развития экономических представлений христианства являются внедрение институтов христианства в институциональный механизм решения экологической и демографической проблем, что предполагает реализацию следующих принципиальных подходов наращивание интеллектуального потенциала через увеличение численности населения страны, устранение экологической проблемы в процессе воспитания деятельного, а не потребительского отношения к природе
Успешность реализации экономического потенциала институтов христианства в России определяется становлением системы социальных инвестиций, важнейшими элементами которой являются спонсорство и благотворительность Рутинизация отношений социальной ответственности в данном случае понимается как трансформация спонсорства, меценатства и
10 благотворительности из образцов поведения и ценностной ориентации в норму
и правило поведения предпринимателя
Научная новизна диссертационного исследования:
-определены особенности взаимодействия институционального поля христианства с экономическим пространством, в котором основные формы институциональной деятельности - канон, ценностная ориентация и мотивационная модель поведения - проецируются на трудовые отношения и отношения собственности с целью обеспечения общественной пользы, социальной ответственности и благотворительности для повышения благосостояния,
-выделены и содержательно охарактеризованы этапы эволюции экономических представлений РКЦ, связанные с преимущественным выполнением церковным институтом следующих социально-экономических функций реструктуризации хозяйственного пространства (V - конец XIX в ), сглаживания и устранения противоречий в социально-трудовой сфере (1891 г -конец 1920-х гг), противодействия тоталитарным идеологиям (конец 1920-х -конец 1950-х гг), идейного обоснования международного диалога по социально значимым проблемам (1960-е - конец 1970-х гг), повышения социальной эффективности экономического развития (конец 1970-х -ив),
-обоснованы этапы эволюции экономических взглядов РПЦ, отражающие трансформацию социально-экономических функций церковного института реструктуризации хозяйственного пространства (X - конец XIX вв ), трансляции позитивных национальных традиций на формирующуюся российскую модель рыночной экономики (1900-е гг - 1917 г), ритуальных функций (1917 г - 1941 г), идейной поддержки международного диалога по социально значимым проблемам (1941 г - 1988 г), минимизации социальных издержек рыночных реформ (1988 г - н в),
-выявлено двухуровневое строение институтов христианства, представленное исходными (неизменными) и подвижными институциями, что позволило определить их экономическое содержание в системе отношений
собственности (реализация функциональной зависимости субъектов хозяйствования, воплощающей трудовую основу производства благ и социальную ответственность), трудовых отношений (закрепление общественно значимых функций за предпринимателем и наемным работником, воплощающихся в системе принципов, правил, норм, требований и ценностей общественной пользы) и предпринимательства (закрепление за предпринимателем социально значимых функций активного организатора и исполнителя социально-экономического прогресса),
-установлено, что в условиях либерализации и глобализации мировой экономики развитие теоретических представлений об экономических основах христианства направлено на разработку эффективной модели поведения хозяйствующего субъекта, а также на идеологическую поддержку мероприятий, направленных на снижение социально-экономической нестабильности и минимизацию прочих издержек,
-выявлены факторы развития экономических представлений христианства, связанные с расширением институционального взаимодействия церковных учреждений для решения экологической и демографической проблем реализация гуманитарных инициатив, объединение усилий христианских церквей по устранению указанных проблем, активное выражение христианских позиций на дипломатическом уровне,
-установлена возможность успешной реализации экономического потенциала институтов христианства в поликонфессиональном пространстве современной России, определяемая становлением системы социальных инвестиций и рутинизацией отношений социальной ответственности
Теоретическая и практическая значимость. Основные положения авторской концепции могут быть использованы в исследовании эволюции институтов собственности, предпринимательства, а также органами власти и управления на макро-, мезо- и микроуровнях при разработке мероприятий по развитию социального партнерства Практическая значимость работы обусловлена также возможностью использования основных ее положений в
12 преподавании следующих учебных дисциплин. «История экономических
учений», «История экономики», «Экономическая теория» и др
Апробация и реализация результатов исследования. Основные положения работы докладывались автором на Межвузовской научно-практической конференции «Экономика и управление», г Москва, Московский государственный университет приборостроения и информатики, 2006 г, Международной научной конференции «Экономико-правовые проблемы бизнеса в контексте инновационного развития», г Сочи (Адлер), 2007 г, Межрегиональной научно-практической конференции «Региональные аспекты социально-экономических и экологических преобразований на Северном Кавказе», г Белореченск, Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, 2007 г, а гакже на всероссийских, межрегиональных и межвузовских научных и научно-практических конференциях, проводившихся в г Краснодаре в 2006 - 2009 гг
Исследования, проведенные в рамках диссертации, были представлены на Седьмой всероссийской олимпиаде развития народного хозяйства России (4-е место в номинации «Духовно-мировоззренческие основы развития народного хозяйства России»), на конкурсе «Лучшая научная и творческая работа аспирантов (соискателей) Института экономики и управления в медицине и социальной сфере 2007 і ода» (диплом второй степени)
Публикации. Результаты диссертационного исследования опубликованы в 21 работе общим объемом 13,1 п л , в том чмсле 9,8 п л - авторские, из них 2 статьи опубликованы в журналах и изданиях, рекомендованных ВАК РФ
Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения и списка использованной литературы, включающего 291 наименование Объем работы -207 страниц